В данной работе представлен материал из истории тригонометрии, общие сведения о тригонометрических уравнениях, по методам решения тригонометрических уравнений, рассмотрены приемы отбора корней в тригонометрических уравнениях.
В статье автор рассматривает применение изученных методов для решения тригонометрических уравнений базовой части и уравнений повышенной сложности.
По каждому методу подобраны упражнения для самостоятельного решения учащимися, составлен тренировочный тест. В рамках исследования по данной теме автором представлены решения уравнений из всех упражнений. К тесту даны ответы.
Статья предназначена преподавателям для проведения занятий по данной теме и для самостоятельной подготовки учащихся 10-11 классов к успешной сдаче ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
haratyan_narek_mobu_sosh_no28_st._voznesenskoy.zip | 276.52 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
имени Героя России Сергея Николаевича Богданченко
станицы Вознесенской муниципального образования Лабинский район
Россия Краснодарский край Лабинский район станица Вознесенская
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
малой академии наук учащихся Кубани
«Методы решения
тригонометрических уравнений»
Автор работы:
Харатян Нарек Спартакович,
ученик 11 класса
МОБУ СОШ№28 ст. Вознесенской
Руководитель:
Кондрашева Светлана Михайловна,
учитель математики первой категории МОБУ СОШ №28,
Почетный работник общего образования РФ
2012-2013
учебный год
«Методы решения тригонометрических уравнений»
Харатян Нарек Спартакович
Краснодарский край, Лабинский район, станица Вознесенская
МОБУ СОШ №28, 11 класс
Краткая аннотация.
В данной работе представлен материализ истории тригонометрии, общие сведенияо тригонометрических уравнениях, по методам решения тригонометрических уравнений, рассмотрены приемы отбора корней в тригонометрических уравнениях.
В статье автор рассматривает применение изученных методов для решения тригонометрических уравнений базовой части и уравнений повышенной сложности.
По каждому методу подобраны упражнения для самостоятельного решения учащимися, составлен тренировочный тест. В рамках исследования по данной теме автором представлены решения уравнений из всех упражнений. К тесту даны ответы.
Статья предназначена преподавателям для проведения занятий по данной теме и для самостоятельной подготовки учащихся 10-11 классов к успешной сдаче ЕГЭ.
1
«Методы решения тригонометрических уравнений»
Харатян Нарек Спартакович
Краснодарский край, Лабинский район,станица Вознесенская
МОБУ СОШ №28,11 класс
Аннотация.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что тригонометрические уравнения из года в год встречаются среди заданий Единого государственного экзамена, однако в школьной программеотводится мало времени на изучение данной темы, поэтому уравнения повышенной сложности изучаются в основном на факультативных занятиях в ознакомительном порядке.
Цель работы: изучить методы решения тригонометрических уравнений, исследовать применение их к решению уравнений повышенной сложности и задач различного содержания.
Исследовательские задачи:
- рассмотреть исторические сведения о тригонометрических уравнениях;
- изучить общие сведения о простых тригонометрических уравнениях;
- изучить методы решения тригонометрических уравнений;
- исследовать применение методов решения тригонометрических уравненийк решению уравнений повышенной сложности и задач на нахождение дополнительных условий;
- составить тест для самостоятельного решения учащихся.
Вывод по работе. Знание указанных в работе методов решения уравнений позволяет решать тригонометрические уравнения повышенной сложности, производить отбор корней согласно указанным условиям.
Итоги исследования:
- я узнал историю возникновения тригонометрических терминов, уравнений и выяснил, что исследованиями тригонометрических уравнений занимались многие великие ученые (И. Ньютон , Л. Эйлер, Н.И. Лобачевский и др.).
- я обобщил знания по методам решения тригонометрических уравнений, изученным в рамках школьной программы, познакомился с некоторыми методами, не изучаемыми в школьном курсе математики, убедившись в рациональности их применения;
- я рассмотрел применение методов решения тригонометрических уравнений при самостоятельном решении примеров.
2
«Методы решения тригонометрических уравнений»
Харатян Нарек Спартакович
Краснодарский край, Лабинский район, станица Вознесенская
МОБУ СОШ №28,11 класс
План исследований
а) б); в). | a); б) в) г) | a); б); в); |
a; б); | а). б). . | а) |
Самостоятельно прорешены и задания теста (в работе представлены ответы).
«Методы решения тригонометрических уравнений»
Харатян Нарек Спартакович
Краснодарский край, Лабинский район, станица Вознесенская
МОБУ СОШ №28,11 класс
Научная статья.
Вступление
Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, тревожным состоянием. И чтобы достойно пройти это испытание, нужно готовиться к нему. Скоро мне предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер – сдача выпускных и приемных экзаменов.
На мой взгляд, Единый Государственный экзамен – очень сложное испытание, и чтобы сдать его с хорошим результатом, необходимо много готовиться. Это одна из причин того, чтобы научиться решать тригонометрические уравнения, в том числе и повышенной сложности. Ведь тригонометрические уравнения из года в год встречаются среди заданий Единого государственного экзамена.Но в школьном курсе алгебры и начал анализа изучаются лишь немногие методы решения данных уравнений. Предлагаемая исследовательская работа посвящена разделу «Тригонометрические уравнения», одному из самых сложных разделов алгебры и начал анализа.
История тригонометрии.
Тригонометрия – от греческого «измерение треугольников». Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (2 в. н. э.). Однако первые по-настоящему важные достижения принадлежат древнегреческим ученым. Например, 12-я и 13-я теоремы второй книги НачалЕвклида(конец 4–3 в. до н. э.) выражают по существу теорему косинусов. Во 2 в. до н.э. астроном Гиппарх из Никеи (180–125 до н.э.) составил таблицу для определения соотношений между элементами треугольников.
Развитию аналитической теории тригонометрических функций содействовали И. Ньютон и Л. Эйлер. Основоположником этой теории следует считать Л. Эйлера. Он придал всей тригонометрии современный вид. Дальнейшее развитие теории было положено в XIX в. Н. И. Лобачевским и другими учёными.
Тригонометрические уравнения возникают при решении задач по планиметрии, стереометрии, астрономии, физики и в других областях. Еще древнегреческие математики, используя элементы тригонометрии для решения прямоугольных треугольников, фактически составляли и решали простейшие тригонометрические уравнения. Исторически учение о решении тригонометрических уравнений формировалось с развитием теории тригонометрических функций, а также черпало из алгебры общие методы их решения. Часть тригонометрических уравнений непосредственно решается сведением их к простейшему виду, иногда – с предварительным разложением левой части уравнения на множители, когда правая часть равна нулю. В некоторых случаях удается произвести замену неизвестных таким образом, что тригонометрическое уравнение преобразуется в «удобное» для решения алгебраическое уравнение. 4
Общие сведения о тригонометрических уравнениях.
Уравнение, содержащее неизвестную величину под знаком тригонометрической функции, называется тригонометрическим.
Простейшие тригонометрические уравнения - это уравнения вида
sin x = a,cos x= a, tq x = a, ctq x = a
Каждое из таких уравнений решается по формулам, которые следует знать. Вот эти формулы:
sinx = a, x = (-1)karcsin a + πk, kЄZ
cosx= a, x=arccos a +2πk, kЄZ
tq x = a, x = arctq a + πk, kЄZ
ctq x = a, x = arcctq a + πk, kЄZ
Особо используются частные случаи элементарных тригонометрических уравнений, когда тригонометрические функции равны -1, 0, 1, в которых решение записывается без применения общих формул. При решении тригонометрических уравнений важную роль играет период тригонометрических функций.
Методы решения тригонометрических уравнений.
Необходимо произвести замену неизвестных таким образом, чтобы тригонометрическое уравнение преобразовалось в «удобное» для решения алгебраическое уравнение.
Примеры
1)Решить уравнение 2sin2 + 3sin —2 = 0.
Это уравнение является квадратным относительно sin.
Его корни: sin = , sin =—2. Второе из полученных простейших уравнений не имеет решений, так как Isinl1, решения первого можно записать так: +2k,π+ 2k
Если в уравнении встречаются разные тригонометрические функции, то надо пытаться заменить их все на какую-нибудь одну, используя тригонометрические тождества.
2) Решить уравнение 2sin + cos = 2.
Если в этом уравнении заменим косинус на синус (по аналогии с предыдущими примерами) или наоборот, то получим уравнение с радикалами. Чтобы избежать этого, используем формулы, выражающие синус и косинус через тангенс половинного угла:
и .
Делая замену, получаем уравнение относительно: .
Квадратное уравнение имеет корни откуда
Это же уравнение можно решить другим способом, вводя вспомогательный угол:
5
Пусть. Тогда можно продолжить преобразование: . Получаем простейшее уравнение т. е. , откуда , или
Ответ получился в другом виде, однако можно проверить, что решения на самом деле совпадают.
Упражнение №1
Решите уравнения:
а);
б);
в).
2. Понижение порядка уравнения.
Формулы удвоения позволяют квадраты синуса, косинуса и их произведения заменять линейными функциями от синуса и косинуса двойного угла. Такие замены делать выгодно, так как они понижают порядок уравнения.
Примеры
1)Решить уравнение.
Можно заменить cos2 на 2cos2—1 и получить квадратное уравнение относительно cos, но проще заменитьна и получить линейное уравнение относительно.
2) Решить уравнение
Подставляя вместо, их выражения через, получаем:
,
2
Упражнение №2
Решите уравнения:
a);
б)
в)
г)
3. Использование тригонометрических формул сложения и следствий из них.
Иногда в уравнениях встречаются тригонометрические функции кратных углов. В таких случаях нужно использовать формулы сложения. 6
Примеры
1) Решить уравнение.
Сложим два крайних слагаемых:, откуда,. Тогда, .
2) Решить уравнение.
Преобразуем произведение синусов в сумму:,
откуда. Полученное уравнение можно решить разными способами: 1) воспользоваться формулами сложения; 2) преобразовать в произведение. Удобнее воспользоваться условием равенства косинусов двух углов и:.
Получаем два уравнения: .
Здесь решения второй серии содержат в себе все решения первой серии. Учитывая это, ответ можно записать короче:.
Упражнения №3
Решите уравнения:
a);
б);
в);
г).
4. Однородные уравнения.
Уравнение, в котором каждое слагаемое имеет одну и ту же степень, называется однородным.
Его можно решить, выполнив деление на старшую степень синуса (или косинуса).
Так как, то постоянные слагаемые можно считать членами второй степени.
Пример: .
Заменяя 4 на ,получаем:
Упражнение№4
Решите уравнения:
a);
б);
в)
Приемы решения тригонометрических уравнений,
требующих искусственных преобразований.
Пример. Решите уравнение
Решение. Раскроем скобки и преобразуем произведение
в сумму: 7
Умножим обе части уравнения на. Заметим, что , не является решением данного уравнения. . Преобразуем левую часть уравнения:
; или тогда
или, т.е.
Исключим из найденных серий корни вида , :
а). Ясно, что - четное число, т.е. , а потому .
б).Tax как , то ,но тогда ,.
Ответ:
Упражнение №5
а). Указание. Обе части уравнения умножить на.
б).
2. Прибавление к обеим частям уравнения одного и того же числа, одной и той же тригонометрической функции.(4)
Пример. Решите уравнение.
Решение. Область определения уравнения задается неравенствами:
При6авим к обеим частям уравнения по единице. ;
Разделим обе части уравнения на и после преобразований получим.
Тогда или .
Из первой серии корней области определения принадлежит только , но это серия корней содержится в серии. Нетрудно убедиться, что входит в область определения. Например:что верно, поскольку левая часть - число четное, а правая - нечетное.
Ответ:.
Упражнение №6 а).Указание. Левую часть уравнения представить в виде
3. Тождественные преобразования одной из частей уравнения.(4)
Пример. Решите уравнение .
Решение. Преобразуем левую часть уравнения:
8
Откуда , тогда или
Легко видеть, что
Ответ:
Упражнения №7
а) Указание. Левую часть уравнения представить в виде
б) Указание. В левой части уравнения прибавить и вычесть, тогда уравнение легко преобразуется к виду
4) Использование свойств пропорции.(4)
Необходимо помнить, что применение равенств
и т. д. приводит к изменению области определения уравнения. Так, у пропорции существует ограничение: , а у пропорции место другое ограничение:.
Пример. Решите уравнение
Решение. Применяя формулу тангенса разности, получим уравнение: . Используем свойство пропорции: ;
Область определения исходного уравнения:
В ходе решения произошло сужение области определения, добавились новые, ограничения: откуда
Проверим, удовлетворяют ли исходному уравнению значения
а) -верное равенство,
- решение исходного уравнения.
б) верное равенство.
в)-1 -1 - верное равенство, Ответ:
9
5.Решение тригонометрических уравнений методом экстремальных значений.
При решении некоторых тригонометрических уравнений бывает удобно использовать ограниченность функций, и. Покажем это на конкретных примерах.
Пример 1. Решите уравнение .
Решение. Так как , то ,, откуда и возможные корни данного уравнения Подставив эти значения в левую часть уравнения, получим а последнее равенство возможно только при .
Следовательно, - решение данного уравнения.
Ответ:
Пример 2. Решите уравнение .
Решение. Легко видеть, что и . Следовательно, , но тогда , , откуда , — возможные корни данного
уравнения. Подстановка в данное уравнение показывает, что эти числа действительно являются его корнями.
Ответ:.
Приемы отбора корней в тригонометрических уравнениях.
Обучение решению тригонометрических уравнений предполагает знакомство школьников с приемами отбора корней из множеств значений неизвестного. Отбор корней в тригонометрическом уравнении может осуществляться тремя способами: геометрическим, арифметическим и алгебраическим.
Геометрический способ основан на использовании двух моделей: тригонометрической окружности и числовой прямой. Тригонометрическая окружность удобна в случае, когда речь идет об отборе корней на промежутке, длина которого не превосходит 2, или если требуется найти наибольший отрицательный или наименьший положительный корень уравнения. В остальных случаях предпочтительнее модель числовой прямой.
Арифметический способ отбора корней состоит в вычислении неизвестного при переборе значений параметров из найденных серий решений с последующей их проверкой по дополнительным условиям.
Алгебраический способ предполагает составление соответствующих дополнительным условиям неравенств и их решение относительно параметра.
Как показывает практика, из трех возможных подходов к отбору корней тригонометрического уравнения по дополнительным условиям, наиболее популярен арифметический.
Применение рассмотренных методов решения тригонометрических уравнений.
Упражнение№1
2 ( 1 - ) + cosх – 1 = 0, 2 - 2 + cosх – 1 = 0, 2 – cos х – 1 = 0. Пусть cos х = t, где -1≤t≤1, тогда 2 - t – 1 = 0, D = 9 = = 1, = = - 10
cos х = 1 cos х = -
х = 2πn, nϵZ х = ± + 2πn, nϵZ
Ответ: 2πn, ± + 2πn, nϵZ
2)sinх – 2 cos х = 2
Использую формулы и , получаю =2, после преобразований получил уравнение=4, , х=2 arctq 2 + 2πn, nϵZ
Ответ: 2 arctq 2 + 2πn, nϵZ
3)2tg х – 3 ctg х – 1 = 0
2tg х - – 1 = 0, = 0, 2 х – tg х – 3 = 0. Пусть tg х = t, тогда 2 - t – 3 = 0
D = 25, = = = = 1,5; = = = = -1
tg х = 1,5 tg х = -1
х = arctg 1,5 + πn, nϵZ х = - + πn, nϵZ
Ответ: arctg 1,5 + πn, - + πn, nϵZ
Упражнение№ 2
4 × (1 + cos 2х) + cos 2х = 5, 2 + 2cos 2х + cos 2x = 5, cos 2х = 1, 2х = 2 πn, nϵZ, х = πn, nϵZ
Ответ: πn, nϵZ
4 × (1 – cos 2х) – cos 2х = 5, 2 – 2cos 2х – cos 2х= 5, -3cos 2х = 3, cos 2х = -1, 2х = π + 2πn, nϵZ
х = +
Ответ: +
3)х+ = 2
+ = 2, (1 – 2cos 2х + ) + = 2, 5 - 2cos 2х – 7 = 0
Пусть cos 2х = t, тогда5 – 2t – 7 = 0, D =144, = = = = 1,4> 1, = = = -1
cos 2х = -1, 2х = π + 2πn, nϵZ, х = + πn, nϵZ
Ответ: + πn, nϵZ
4) - =
- = , (1 + 2cos 3х + ) - (1 – 2cos 3х +) =
– = , (1 + 2cos 3х+) – (1 – 2cos 3х + ) = 2
1 + 2cos 3х + - 1 + 2cos 3х - = 2, 4cos 3х = 2, сos 3х = , 3х = + 2πn, n
х =± + , nϵZ 11
Ответ: ± + , nϵZ
Упражнение №3
1)a);
(sin 6х + sin 2х) = ( sin 6х + sin 4х ), sin 6х + sin 2х = sin 6х + sin 4х, sin 2х = sin 4х,sin 2х – sin 4х = 0
sin 2х – 2sin 2хcos 2х = 0, sin 2х( 1 – 2cos 2х ) = 0, sin 2х = 0 или 1 – 2cos 2х = 0
2х = πn, nϵZcos2 х = , nϵZ , х = , nϵZ или 2х = ± + 2πn, nϵZ; х=± + πn, nϵZ
Ответ: , ± + 2πn , nϵZ
2)sinх + sin 3х+ sin 5х = 0
(sin 5X + sin х) + sin 3х = 0, 2sin 3хcos 2х + sin 3х = 0, sin 3х (2cos 2х+ 1) = 0,sin 3х = 0или2cos 2х + 1 = 0
3х = πn, х = , nϵZ или cos 2х = - , х = ± + πn, nϵZ
Ответ: , ± + πn, nϵZ, nϵZ
3)cos 2X + cos 4X – cos 3X = 0
(cos 4X + cos 2X) –cos 3X = 0, 2cos 3X cos X – cos 3X = 0, cos 3X (2cos X - 1) = 0, cos 3X = 0 или
2cos X – 1 = 0; тогда X = + , n ϵ Z или X =± + 2πn, n ϵ Z
Ответ: + , + 2πn, n ϵ Z
Упражнение №4
1)7 = 8sinXcosX -
7 - 8sin X cos X + = 0, 7 - 8tgX + 1 = 0. Пусть tgX = t, тогда 7 – 8t + 1 = 0
= 9, = = = 1, = = = . tg X = 1, X = + πn, n ϵ Z. tg х = , х = arctg, n ϵ Z
Ответ: + πn, arctg, n , n ϵ Z
2)3 + 2sin X cos X = 2
+ 2 sin X cos X - 2 = 0, + 2tgX – 2 = 0. Пусть tgX = t, тогда + 2t – 2 = 0
= 3, = -1 + , = - 1 - = - (1 + . Тогда tg X = - (1 + X = - arctg (1 + ) + πn, n ϵ Z
tg X = X = arctg () + n, n ϵ Z
Ответ: - arctg (1 + ) + πn, arctg () + n, n ϵ Z
3)6 + 3sin X cos X - 2 = 3
3 + 3sin X cos X - 5 = 0, 3 + 3 tg X – 5 = 0, D = 69, tg X = , tg X =
Ответ: X = arctg () + πn, n ϵ Z , X = - arctg () + πn, n ϵ Z
Упражнение №5
cos 2X + cos 5X = + cos 4X
cos 2Xcos X + cos 5X cos X = + cos 4Xcos X
cos 2X 2cos X + cos 5X2cos X = cos X + cos 4X2cos X
2cos Xcos 2X + 2cos Xcos 5X – 2cos Xcos 4X = cos X 12
cos X + cos 3X + cos 6X + cos 4X – (cos 3X + cos 5X) – cos X = 0
cos 3X + cos 6X + cos 4X – cos 3X – cos 5X = 0
cos 6X – cos 5X + cos 4X = 0, 2cos 5Xcos X – cos 5X = 0, cos 5X (2cos X – 1 ) = 0
cos 5X = 0 или 2cos X – 1 = 0. X = + , n ϵ Z ; X = + 2πn, n ϵ Z
Ответ:
Упражнение №6
4 – 4cos 2X – 1 cos 4X = 16, 4 – 4cos 2X + 2 - 1 -1 = 16
2 – 4cos 2X + 2 = 16-2cos 2X + + 1 = 8cos 2X ( cos 2X - 2 ) = 8 - 1
cos 2X ( cos 2X – 2 ) = ( 2 - 1 , cos 2X ( cos 2X – 2 ) = ( 2 - 1 ) ( 4 + 2 + 1 )
cos 2X ( cos 2X – 2 ) + cos 2X ( 4 + 2 + 1 ) = 0
cos 2X ( cos 2X – 2 + 4 + 2 + 1 ) = 0
cos 2X = 0 или = 0. X = + , n ϵ Z или X = πn, n ϵ Z
Ответ: + , πn, n ϵ Z
Упражнение №7
1)sin 5X=sin X
(sin 5X-sin3X ) + ( sin 3X-sin X ) + sin X = sin X, 2cos 4Xsin X +2cos 2Xsin X + sin X + sin X = 0
sin X ( 2cos 4X + 2cos 2X + ) = 0. sin X= 0, X = πn, n ϵ Z или 2cos 4X +2cos 2X + = 0,
2 ( 2 – 1 ) + 2cos 2X + = 0, 4 + 2cos 2X – 2 + 1 = 0, 4 + 2cos 2X - =0
16 + 8cos 2X -3 = 0. Пусть cos 2X= t, тогда16 + 8t – 3 = 0, = 64, = = -
сos 2X = , cos 2X = - . X = ± arccos + πn, nϵZ, X = ± ( π - arccos) + , nϵZ
Ответ: X = πn, ± arccos + πn, ± ( π - arccos) + , nϵZ
2)
cos 5х +2cos 3х +cosх – cosх + = 0, 2cos 3хcos 2х + 2cos 3х – cosх + = 0
= 0,
64 - , = 0, = 0
4 ( cos 4х + cos 2х ) – 1 = 0, 4 ( 2- 1 + cos 2х ) – 1 = 0, 8 + 4cos 2х – 5 = 0
Пусть cos 2х = t, ≤ 1 ,тогда8 + 4t – 5 = 0, = 44, = = - - не удовлетворяет условию ≤ 1, = - =, поэтому cos 2х = х = + πn,
Ответ: + πn, 13
Заключение.
В данной работе были рассмотрены основные методы решения тригонометрических уравнений, причем, как специфические, характерные только для тригонометрических уравнений, так и общие функциональные методы решения уравнений, применительно к тригонометрическим уравнениям.
Указано, что при решении тригонометрических уравнений широко используются тождества, выражающие соотношение между тригонометрическими функциями одного и разных аргументов. Для успешного решения уравнений необходимо знать формулы корней простейших тригонометрических уравнений, значение тригонометрических функций для основных углов и значение обратных тригонометрических функций, универсальные правила решения уравнений. Рассмотрено решение элементарных тригонометрических уравнений, метод разложения на множители, методы сведения тригонометрических уравнений к алгебраическим.
Результаты данной творческой работы могут быть использованы в качестве учебного материала при подготовке творческих работ, при составлении факультативных курсов для школьников, так же работа может применяться при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену, вступительным экзаменам.
14
Список литературы:
15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по теме
«Тригонометрические уравнения».
1) Объединение каких множеств , , , является решением уравнения
, ,
, .
a) , б) , в) , г) ,
2) Решите уравнение .
a) б) в) г)
3) Решите уравнение .
a)
б)
в)
г)
4) Решите уравнение .
a)
б)
в)
г)
5) Решите уравнение .
a)
б)
в)
г)
6) Среди множеств , найдите решение уравнения
и укажите те, которые не являются подмножествами друг друга.
, , ,
, .
а) б) в) г)
7) Среди множеств , найдите решение уравнения
а) б) в) г)
8) Решите уравнение .
а) б)
в) г)
9) Решите уравнение
а)
б)
в)
г)
10)Решите уравнение .
а) б)
в) г)
11) Сумма корней уравнения на отрезке равна:
а) б) в) г)
12) Решите уравнение
В ответе записать количество корней уравнения, принадлежащих отрезку .
а) б) в) г)
13) Решить уравнение
а) б)
в) г)
14) Решите уравнение .
a) б)
в) г)
15) Решите уравнение
a)
б)
в)
г)
16)Найдите набольший отрицательный корень уравнения:
a) б)
в) г)
17) Решите уравнение на множестве .
a)
б)
в)
г)
18) Решите уравнение .
a) б)
в) г)
19) Решить уравнение .
а) б) в) г)
20) Решите уравнение .
a)
б) или
в) или и
г) или и
Ответы к тесту.
1 | а | 6 | б | 11 | а | 16 | в |
2 | б | 7 | а | 12 | б | 17 | в |
3 | б | 8 | б | 13 | в или г | 18 | а или б |
4 | г | 9 | г | 14 | а | 19 | г |
5 | б | 10 | б | 15 | в | 20 | в |
Содержание:
а) Вступление 4
б) История тригонометрии 4
в) Общие сведения о тригонометрических уравнениях 5
г) Методы решения тригонометрических уравнений 5-10
д) Применение методов решения тригонометрических уравнений 10-13
5. Заключение 14
6. Список литературы 15
7. Приложение. Тест по теме «Тригонометрические уравнения»
Хитрый коврик
Басня "Две подруги"
Сила слова
Два петушка
Одеяльце