Тема исследования актуальна для современных старшеклассников (будущих абитуриентов), а также их родителей. В условиях модернизации системы образования, негативных последствий мирового финансового кризиса и стремления государства все больше сокращать расходы государственного бюджета на систему высшего образования все более будет возрастать доля платного образования по отношению к получению образования на бесплатной (бюджетной) основе.
Поступать в престижные ВУЗы становится все сложнее. Нововведения в проведении государственной итоговой аттестации (переход ЕГЭ из экспериментального режима в постоянный) и сокращение количества мест в ВУЗах ужесточают конкуренцию среди абитуриентов. Вследствие этого все большее количество выпускников вынуждены будут расстаться с мечтой о высшем образовании. Альтернативой может стать обучение на коммерческой основе.
Но тут возникает еще одна проблема – где взять необходимое количество денег для оплаты обучения, ведь собственный капитал в необходимом размере есть далеко не у каждого. На Западе люди давно научились считать свои деньги и выбирать более эффективный, т.е. менее затратный вариант для получения образования. Для нас эта проблема относительно новая, поэтому далеко не каждый россиянин подходит к ее решению осознанно.
Гипотеза моего исследования – платное высшее образование более выгодно и надежно получать без привлечения кредитов, только на основе собственных средств (бюджета семьи), особенно в условиях финансового кризиса, когда опасно быть должником.
Цель моего исследования – найти наиболее эффективный способ получения высшего образования на платной основе в российском ВУЗе с учетом реальной экономической ситуации в стране и мире.
Вложение | Размер |
---|---|
vsya_rabotaabramenko.doc | 564.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
«Высшее образование на платной основе или как стать квалифицированным специалистом с наименьшими затратами».
Исследовательская работа.
Автор: Абраменко Роман,
обучающийся 10 Б класса
МОУ СОШ № 2
Руководитель: Лукьянова Н.С.,
учитель истории
МОУ СОШ № 2
Колпашево – 2009
Содержание.
1. Введение.
Тема моего проекта – «Высшее образование за деньги или как стать квалифицированным специалистом с наименьшими затратами».
Тема моего исследования актуальна для современных старшеклассников (будущих абитуриентов), а также их родителей. В условиях модернизации системы образования, негативных последствий мирового финансового кризиса и стремления государства все больше сокращать расходы государственного бюджета на систему высшего образования все более будет возрастать доля платного образования по отношению к получению образования на бесплатной (бюджетной) основе.
Поступать в престижные ВУЗы становится все сложнее. Нововведения в проведении государственной итоговой аттестации (переход ЕГЭ из экспериментального режима в постоянный) и сокращение количества мест в ВУЗах ужесточают конкуренцию среди абитуриентов. Вследствие этого все большее количество выпускников вынуждены будут расстаться с мечтой о высшем образовании. Альтернативой может стать обучение на коммерческой основе.
Но тут возникает еще одна проблема – где взять необходимое количество денег для оплаты обучения, ведь собственный капитал в необходимом размере есть далеко не у каждого. На Западе люди давно научились считать свои деньги и выбирать более эффективный, т.е. менее затратный вариант для получения образования. Для нас эта проблема относительно новая, поэтому далеко не каждый россиянин подходит к ее решению осознанно.
Гипотеза моего исследования – платное высшее образование более выгодно и надежно получать без привлечения кредитов, только на основе собственных средств (бюджета семьи), особенно в условиях финансового кризиса, когда опасно быть должником.
Цель моего исследования – найти наиболее эффективный способ получения высшего образования на платной основе в российском ВУЗе с учетом реальной экономической ситуации в стране и мире.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Для проведения исследования мне потребуется:
Я считаю, что мое исследование будет иметь и практическое значение. Ознакомившись с информацией и выводами, вы узнаете о различных вариантах оплаты обучения в ВУЗах, увидите или выберите наиболее приемлемый для вас вариант.
2.1 Динамика изменения стоимости обучения, конкурса и количества платных/бесплатных мест в Вузах г. Томска.
Для того чтобы выявить степень актуальности и необходимости моего исследования, я решил изучить динамику изменения стоимости обучения на коммерческой основе в ВУЗах г. Томска, соотношение количества платных мест к количеству мест на бюджетной основе на разных факультетах и специальностях. При изучении этого вопроса я неожиданно столкнулся с рядом проблем:
В связи с этим, я решил проанализировать ситуацию на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования на примере отдельных факультетов и специальностей ТГУ, поскольку сумел найти наиболее полную информацию именно по данному ВУЗУ за два последних года.
Стоимость платного обучения в ТГУ в 2007-2008 гг.
Форма обучения и стоимость обучения (руб. в год) | |||||
Факультет | Специальность | Очная | заочная | Очно-заочная | 2 высшее |
ГГФ | Геология,география Гидрология, метеорология | 40 000 36 000 | |||
ХФ | Все специальности | 34 000 | |||
ФПМК | Прикладная математика и информатика Матем. методы в экономике Компьютерная безопасность | 34 000 37 000 40 000 | |||
ФЖ | Журналистика | 39 000 | 32 000 | ||
ФсФ | Философия Социология, политология | 38 000 43 000 | 32 000 | ||
ЮИ | Бакалавриат Магистратура | 40 000 45 000 | 40 000 | ||
ИФ | Международные отношения | 46 000 | |||
ЭФ | Все специальности | 48 000 | 33 000 | 33 000 | 33 000 |
МФУ | Все специальности | 48 000 | 38 000 | 36 000 | |
ФП | Все специальности | 48 000 | 29 000 | ||
ФИЯ | Все специальности | 48 000 | |||
ИИиК | Культурология, музеология Дизайн | 35 000 41 000 |
2) Стоимость платного обучения в ТГУ в 2008-2009 гг.
Форма обучения и стоимость обучения (руб. в год) | |||||
Факультет | Специальность | Очная | заочная | Очно-заочная | 2 высшее |
ГГФ | Геология,география Гидрология, метеорология | 45 000 41 000 | |||
ХФ | Все специальности | 38 000 | |||
ФПМК | Прикладная математика и информатика Матем. методы в экономике Компьютерная безопасность | 38 000 43 000 46 000 | |||
ФЖ | Журналистика | 45 000 | 36 000 | ||
ФсФ | Философия Социология, политология | 42 000 49 000 | 36 000 | ||
ЮИ | Бакалавриат Магистратура | 50 000 72 000 | 42 000 | ||
ИФ | Международные отношения | 62 000 | |||
ЭФ | Все специальности | 62 000 | 38 000 | 38 000 | 38 000 |
МФУ | Все специальности | 62 000 | 42 000 | 41 000 | |
ФП | Все специальности | 62 000 | 35 000 | ||
ФИЯ | Все специальности | 70 000 | |||
ИИиК | Культурология, музеология Дизайн | 40 000 47 000 |
Выводы:
Динамика стоимости платного обучения в ТГУ в 2007- 2009 г. (очная форма обучения)
Факультет, специальность | Стоимость обучения по годам (руб. в год) | Прирост стоимости обучения в 2008-2009 г.по сравнению с уровнем 2007-2008 г.(в %) | |
2007-2008 г. | 2008-2009 г. | ||
ГГФ Геология, география | 40 000 | 45 000 | 12,5 |
ФПМК Прикладная математика и информатика Математические методы в экономике | 34 000 37 000 | 38 000 43 000 | 11, 76 16, 2 |
ФЖ | 39 000 | 45 000 | 15, 3 |
ЮИ магистратура | 45 000 | 72 000 | 60 |
ЭФ | 48 000 | 62 000 | 29 |
ИФ Международные отношения | 46 000 | 62 000 | 29 |
МФУ | 48 000 | 62 000 | 29 |
ФП | 48 000 | 62 000 | 29 |
ФсФ Социология, политология | 43 000 | 49 000 | 13,9 |
ИИиК Культурология, музеология Дизайн | 35 000 41 000 | 45 000 47 000 | 28, 5 14, 6 |
Средний показатель увеличения стоимости | 24% |
Распределение факультетов ТГУ в зависимости от роста стоимости обучения (очная форма обучения) в 2007 -2009 г.
Факультет | Прирост стоимости обучения | Место в рейтинге |
ЮИ | 60 % | 1 |
ИФ, МФУ, ФП, ЭФ | 29 % | 2 |
ИИиК (культурология, музеология) | 28,5 % | 3 |
ФПМК (математические методы в экономике) | 16,2% | 4 |
ФЖ | 15,3 % | 5 |
ИИиК (дизайн) | 14,6 % | 6 |
ФсФ (политология, социология) | 13,9 % | 7 |
ГГФ | 12,5 % | 8 |
ФПМК (прикладная математика и информатика) | 11,76 % | 9 |
Проанализировав сравнительные данные по динамике стоимости обучения за 2007-2009 г. я пришел к таким выводам:
Общий вывод: пример ТГУ показывает, что ВУЗовское платное образование с каждым годом становится все более дорогой услугой. Наиболее значительно дорожает обучение на самых престижных факультетах и специальностях. Следовательно, можно предположить, что и в будущем ВУЗы не откажутся от платной формы обучения.
Факультет, специальность | План приема (бюджет) | Подано заявлений | Конкурс ( количество человек на одно бюджетное место) 2007 г. 2008 г. | |
ГГФ Геология География | 50 38 | 77 65 | 1,7 1,7 | 1,8 1,7 |
ИФ Международные отношения | 20 | 171 | 7,4 | 7,6 |
ФсФ Социология Политология | 15 15 | 40 67 | 2,7 4,5 | 2,7 4,5 |
ЭФ | 93 | 730 | 7,8 | 7,8 |
ЮИ | 123 | 778 | 5,2 | 5,4 |
ФП Реклама | 10 | 96 | 9,6 | 9,6 |
ИИиК Культурология Дизайн | 20 5 | 34 53 | 1,6 10,6 | 1,7 10, 5 |
В среднем | 5,2 | 5,3 |
Выводы:
По информации комитета по высшему и среднему профессиональному образованию в Томской области в 2008 году томские вузы получили 6170 бюджетных мест на дневных отделениях, что на 2,5 процента меньше, чем в 2006 году (в целом по России число бесплатных мест для студентов сократилось в среднем на 8 процентов).
Динамика изменений количества бюджетных мест в ВУЗах.
год | Количество бюджетных мест в томских ВУЗах (дневная форма) | к уровню 2007 г. (по г.Томску), % | Количество бюджетных мест в ВУЗах России (в % к 2007 г.) |
2008 | 6107 | 97, 5% (6 264 мест) | 92 % |
Выводы:
Общий вывод: тенденция роста стоимости при получении платного высшего образования, сохранение высокого конкурса на престижные факультеты и специальности при сокращении количества бюджетных мест позволяет сделать вывод о том, что большинство сегодняшних выпускников школ на практике столкнутся с проблемой поиска источников для оплаты обучения.
2.2 Анализ потенциального спроса старшеклассников на получение высшего образования на платной основе.
Для изучения общественного мнения старшеклассников (учащиеся 10 и 11 классов МОУ СОШ №2) по вопросам, связанным с получением образования после окончания средней школы была разработана анкета. (См. приложение). В анкете учащимся были предложены различные по форме вопросы с целью получения наиболее полной и объективной информации о перспективах спроса на услуги платного высшего образования.
Всего проанкетировано: 45 учащихся (11 кл.) и 22 учащихся 10 кл., всего- 67 человек.
Таблица №1. Оценка учащимися своих шансов на поступление с условием обучения на бюджетном месте
Общее кол-во учащихся, принимавших участие в опросе | Кол-во учащихся, планирующих получить высшее образование (кол-во/%) | Оценка учащимися своих шансов на поступление с условием обучения на бюджетном месте (от общего количества опрошенных) | |||
Безусловное поступление (кол-во/%) | Уверенность в поступлении – 50 % (кол-во/%) | Шансы ниже среднего (кол-во/%) | Никаких шансов (кол-во/%) | ||
11 кл. – 45 чел. | 39 чел. | 6 | 32 | 6 | 1 |
10 кл. – 22 чел. | 20 чел. | 0 | 16 | 5 | 1 |
Итого | 59 (88 %) | 6 (8,7 %) | 48 (71%) | 11(16 %) | 2 (4.35%) |
Выводы:
11 кл.
10 кл.
Таблица № 2. Факторы, препятствующие получению высшего образования.
факторы | 11 класс | 10 класс | Итого (с учетом выделения 2-х и более факторов одним респондентом) |
Высокий конкурс | 13 чел. | 4 чел. | 17 чел. (25,3 %) |
ЕГЭ | 8 чел. | 3 чел. | 11 чел. (16,4 %) |
Недостаточное количество бюджетных мест | 8 чел. | - | 8 чел. (11,9%) |
Лень, нежелание учиться, нет стремления | 4 чел. | 3 чел. | 7 чел. (10,4%) |
Недостаточный уровень знаний | 7 чел. | - | 7 чел. (10,4%) |
Финансовые возможности семьи | 3 чел. | - | (7,5 %) |
Нет ответа | 5 чел. | 12 чел. | 17 чел. (25,3%) |
Выводы:
*Примечание. Указанный вопрос анкеты предусматривал открытую форму ответа, т.е. учащиеся должны были самостоятельно сформулировать возможные проблемы, которые, по мнению опрошенных, могут помешать им получить высшее образование на бюджетной основе.
Таблица №3. Возможности семейного бюджета при условии платного обучения
Общее кол-во учащихся, принимавших участие в опросе | Размер оплаты за обучение, максимально возможный для учащегося с учетом доходов семьи (руб. /в год), кол-во/% | ||||
До 30 т.р. | 30-40 т.р. | 40-50 т.р. | Свыше 50 т.р. | Не смогут получать образование на платной основе | |
11 кл. -45 | 19 | 17 | 3 | 3 | 3 |
10 кл. - 22 | 2 | 6 | 9 | 3 | 2 |
Итого | 21 (31, 4 %) | 23 (34, 4%) | 12 (17,8 %) | 6 (8,9 %) | 5 (7,5 %) |
Выводы:
Таблица № 4. Планируемые источники оплаты обучения в ВУЗе при условии платного обучения
Общее кол-во старшеклассников, планирующих получить в/о | Планируемые источники оплаты обучения в ВУЗе при условии платного обучения | ||||||
Образовательный кредит | Сбережения семьи | Подработка во время учебы | Помощь родителей | Не знают, где взять деньги | Использование больше одного источника оплаты | ||
10 кл. | 45 | 4 | 4 | 4 | 3 | 7 | 8 |
11 кл | 22 | 8 | 11 | 13 | 7 | 7 | 5 |
Итого | 67 | 12 (17, 9%) | 15 (22,3%) | 17 (25%) | 10 (14,9 %) | 14 (20,8%) | 13 (19,4 %) |
Выводы:
Таблица № 5. Выбор кредитного учреждения.
класс | Кол-во опрошенных | Банк (без наименования) | Сбербанк России | Не знают, куда можно обратиться за получением кредита |
10 | 42 | 7 | 3 | 32 |
11 | 22 | 2 | 2 | 18 |
итого | 64 | 9 (14%) | 5 (7,8 %) | 50 (78%) |
Выводы:
Таблица № 6. Уровень материального достатка семей участников анкетирования
класс | Кол-во | Уровень материального достатка семей | ||
высокий | средний | низкий | ||
10 | 22 | 1 | 18 | 3 |
11 | 45 | 4 | 35 | 6 |
итого | 67 | 5 (7, 1 %) | 53 (79%) | 9 (13 %) |
Выводы:
Общие выводы: результаты опроса старшеклассников показали высокий уровень потенциального спроса на получение платного высшего образования при невысоком уровне материального благополучия и в условиях нечетких представлений о возможных источниках оплаты обучения
2.3 Как в России и на Западе решается проблема предоставления образовательных кредитов?
Мировая практика предоставления образовательных кредитов и выплат по ним разнообразна. Так, в некоторых странах поначалу плата за обучение является комбинированной и частично идет за счет возвратного кредита, а частично – за счет правительственного гранта. Если студент показывает отличные результаты учебы, кредит превращается в грант, а студент освобождается от выплат.
В Австралии, например, подать заявку на кредит может любой студент вуза, участвующего в программе. Максимальная сумма кредита – эквивалент 5 тыс. евро в год, причем деньги могут быть потрачены только на оплату обучения. Кредитная история не учитывается, проценты по кредиту не начисляются, а период его погашения практически не ограничен и зависит от уровня доходов выпускника вуза. Кредитные деньги выдает банк, но взяты они из госбюджета, куда позже возвращаются. Риски по невыплатам кредита также берет на себя только госбюджет.
В Голландии на получение кредита могут претендовать только студенты дневной формы обучения в возрасте до 30 лет. Максимальная величина кредита – около 8,9 тыс. евро в год, а потратить деньги можно как на оплату обучения, так и на основные бытовые расходы. Кредитная история не учитывается, а кредитная ставка составляет 3,7%. Погашение образовательного кредита начинается через 2 года после окончания учебы, а срок погашения не превышает 15 лет. Лицам с низким уровнем доходов предоставляется скидка. Скидка предоставляется и в случае досрочного окончания учебы. Все риски – за счет госбюджета.
В последние годы значительное место на страницах российских средств массовой информации значительное место занимает проблема предоставления целевых образовательных кредитов.
Эстония, Польша и Австрия предоставляют кредиты только студентам дневной формы обучения. Максимальный кредит – чуть менее 1,3 тыс. евро в год, которые можно расходовать как плату за обучение и частично на проживание. Фиксированная процентная ставки по кредиту – 5% годовых. Для получения кредита необходимы гарантии-поручительства от двух человек (кроме подавшего заявку). Погашение кредита начинается через 1 год после окончания учебы и должно уложиться в срок, вдвое превышающий период обучения. За тех, кто не в состоянии заплатить, платит Фонд государственных гарантий. Кредитный риск делят частные банки и госбюджет.
В Германии сложились государственно-частное и частное кредитование образования. Заявку на участие в первой могут подать все студенты дневной формы обучения в возрасте 18-30 лет. Максимальная величина кредита – 7,8 тыс. евро в год (на обучение и проживание). Процентная ставка по кредиту составляет 5,95%–8,38%. Кредиты выдаются без обеспечения, но с проверкой кредитной истории. В случае неудовлетворительных показателей в учебе, кредитование прекращаются. Погашение кредита для доучившихся начинается через 6—23 месяца после получения кредитных средств и растягивается на период до 25 лет. Участие в частных германских программах кредитования образования осуществляется по схожей схеме, однако максимальная сумма кредита достигает 9,6 тыс. евро в год, кредитная история проверяется более тщательно, срок погашения кредита сокращается до 12 лет, а при неудовлетворительных показателях учебы банковский процент по кредиту возрастает и достигает уровня обычного потребительского кредита.
Одной из самых развитых систем кредитования образования обладают США. Одних только видов кредитования насчитывается около десятка. Здесь в 2005-2006 учебном году общий объем федеральной помощи образованию достиг $94 млрд, в том числе $68 млрд студенческих кредитов на возвратной основе, $19 млрд – грантов, $1 млрд – финансирование студенческой научной работы и еще $6 млрд – налоговые льготы для участников частного спонсирования образования.
Предоставление образовательных кредитов в США идет по двум основным линиям: Федеральной семейной программе образовательных кредитов и программе прямого кредитования департамента образования США. Ставки по образовательным кредитам устанавливаются специальным решением конгресса. Но для малоимущих семей их (после специальных проверок) выплачивает правительство США. Срок выплат достигает 10 лет и наступает через 6 мес. после получения диплома. Величина ежемесячных выплат тесно увязана с уровнем заработков выпускника вуза и в некоторых случаях не превышает $50 в месяц.
Потребительское кредитование в России развивается бурными темпами. Однако до сих пор такой вид, как образовательные кредиты, вызывает у банков опасения. Риски выдачи таких кредитов довольно высоки. Хотя кредитами на образование пользуются во многих странах с рыночной экономикой. В нашей стране банки, которые занимаются подобным видом кредитования, можно пересчитать по пальцам. Эксперты называют ряд веских причин столь низкой заинтересованности банков в продвижении образовательных кредитов и предлагают несколько путей выхода из ситуации.
Образовательные кредиты в России - достаточно тонкая тема. И для того, чтобы образовательный кредит стал основной формой инвестиций в высшее образование, требуется немало усилий.
По словам заместителя председателя правления Инвестсбербанка (Москва) Максима Чернущенко, за рубежом этой отрасли кредитования развиваться позволяют, прежде всего, государственные гарантии, которых в России пока нет.
Образовательный кредит – достаточно долгосрочный финансовый инструмент, поскольку человек учится, по крайней мере, 5 лет и начинает выплачивать кредит только по истечении этого срока. Получается, что это кредит с отложенными платежами. А с финансовой точки зрения банкам это недостаточно интересно. За рубежом образовательные кредиты бывшие студенты выплачивают на протяжении 10-15 лет после того, как уже окончили вуз. Таким образом, речь идет об очень долгосрочной кредитной линии – около 15-20 лет. Для российского рынка такие кредитные линии – все еще редкость.
В качестве второй основной причины невысоких темпов роста развития образовательных кредитов эксперт называет низкую вероятность возврата такого кредита. Ведь в тот момент, когда человек его берет, он явно некредитоспособен, а появится ли у него кредитоспособность через 5 лет, после окончания вуза, – вопрос спорный.
«Если на Западе хорошее образование в некотором смысле является залогом того, что бывший студент найдет хорошую работу, то в России такой корреляции на сегодняшний день не установлено», - отмечает Чернущенко.
В банке Сосьете Женераль Восток (БСЖВ, г. Москва) неоднозначно смотрят на проблему образовательных кредитов в России. Руководитель отдела маркетинга департамента по работе с частными клиентами БСЖВ Марк Шрайбер отмечает, что, выдавая подобные кредиты, банк существенно рискует:
«С одной стороны, кредиты на обучение представляют повышенный риск для банка, поскольку кредит часто выдается людям, которые прекращают работать на время обучения и, следовательно, теряют постоянный источник дохода, что делает выплаты по кредиту затруднительными в случае, если после окончания обучения они не смогут найти работу с достаточным уровнем зарплаты. С другой стороны, заемщики по образовательным кредитам являются весьма мотивированными в плане карьерного роста, поскольку, инвестировав значительные средства в собственное образование, они намного сильнее заинтересованы в успешном трудоустройстве».
Однако процесс идет и перечень банков, предоставляющих образовательные кредиты, хотя и очень медленно, все же растет.
Банки, предоставляющие образовательный кредит
Банк | Процентная ставка (в год, рубли) | Срок кредитования |
от 11,5 % | от 3 месяцев | |
17,5 % | до 5 лет | |
13 % | до 10 лет | |
от 11 % | до 5 лет | |
17 % | до 11 лет | |
11 % | до 3 лет | |
18 % | 1 год | |
19 % | 2 года | |
20 % | 3 года | |
стандартная | до 6 лет | |
10 % (в долларах США, конвертация кредитных средств по курсу ЦБ РФ) | до 10 лет | |
15 % | определяется в индивидуальном порядке | |
от 9 % | от 6 месяцев |
Кроме банков образовательный кредит освоила компания «Крейн», которая представляет совершенно отдельный кредитный продукт - Кредитную программу "Кредо". Программа реализуется банком «Союз» и действует не только в 18 московских вузах, но и осваивает российскую глубинку.
Программа образовательных кредитов «Кредо»
«Кредо» – уникальная целевая программа для студентов лучших российских вузов.».
Программа образовательных кредитов «Кредо» |
Условия кредитования
Требования к участникам программы
2.4 Экономический расчет затрат для получение высшего образования на платной основе при условии использования образовательного кредита.
В качестве кредитной программы была выбрана программа образовательных кредитов «Кредо», положительно зарекомендовавшая себя среди студентов ВУЗов г. Москвы. Данная программа предлагается студентам всех факультетов и специальностей ТГУ с 2007 г. Преимуществами данной программы кредитования являются: доступность кредита (возможность его оформления без залога и поручителей), достаточно низкий % (10% годовых), возможность погашать кредит после окончания обучения в течение достаточно длительного срока.
Для оплаты обучения на первом курсе студенту ТГУ может потребоваться в среднем сумма от 38 тыс. руб. до 72 тыс. руб. (см. приложение о платном обучении в ТГУ)
Я остановился на сумме 62 тыс. руб. Данной суммы достаточно для оплаты обучения на нескольких престижных факультетах и специальностях ТГУ, например: ЭФ, МФУ ИФ, ФП.
Порядок расчета основного долга по кредиту: основной долг делится равными долями на весь кредитный период, т.е. на количество месяцев.
Порядок расчета процентной ставки по кредиту: от размера суммы основного долга берется 10% и пропорционально делится на 12. Каждый последующий месяц из суммы основного долга вычитается выплаченная сумма, и процент рассчитывается уже исходя из меньшей суммы основного долга.
Я решил рассмотреть два способа использования кредита, исходя из двух ситуаций – более короткий период выплат и более длительный период.
Первая ситуация: каждый год в кредит оформляется сумма, необходимая для уплаты за один год (один курс), кредит выплачивается в течение одного года.
Вторая ситуация: каждый год в кредит оформляется сумма, необходимая для уплаты за один год (один курс), кредит выплачивается в течение пяти лет.
Первый способ использования кредита на обучение: получение необходимой суммы на годовое обучение ежегодно и погашение её в течение года. Таким образом за 5 лет обучения на платной основе необходимо 5 раз брать кредит. Сумма образовательного кредита может меняться в связи с увеличением стоимости обучения, поэтому я сделаю поправку на инфляцию.
График и сумма выплат по кредиту в течение 1 года согласно первому способу.
Месяц выплаты кредита | Сумма основного долга | Сумма % по кредиту | Общая сумма выплат |
сентябрь | 5166,66 | 516,67 р. | 5683,33 |
октябрь | 5166,66. | 473,61 | 5640,27 |
ноябрь | 5166,66. | 430,55 | 5597,21 |
декабрь | 5166,66 | 387,50 | 5554,16 |
январь | 5166,66 | 344,44 | 5511,10 |
февраль | 5166,66 | 301,39 | 5486,05 |
март | 5166,66 | 258,33 | 5424,99 |
апрель | 5166,66 | 215,27 | 5381,93 |
май | 5166,66 | 172,22 | 5338,88 |
июнь | 5166,66 | 129,17 | 5295,83 |
июль | 5166,66 | 86,11 | 5252,77 |
август | 5166,66 | 43,05 | 5209,71 |
Итого | 62000 | 3358,31 | 65358,31 |
Вывод: таким образом, общая сумма выплат за 1 год составит 65 358, 31 руб.
За пять лет обучения общая сумма выплат составит- 326791, 31руб.
Данные о росте индекса потребительских цен – см. Приложение.
Прогнозируемый размер стоимости обучения по годам с условием ежегодного удорожания на средний % инфляции:
Год погашения кредита | Размер стоимости обучения | ||
Сумма без учета увеличения индекса потребительских цен | Сумма с учетом индекса потребительских цен (1113,3 %) | Увеличение стоимости | |
1 курс | 62 000 | 62 000 | |
2 курс | 62 000 | 70 246 | |
3 курс | 62 000 | 79 536 | |
4 курс | 62 000 | 90 073 | |
5 курс | 62 000 | 101 970 | |
Итого за 5 лет | 310 000 | 403 825 | 93 825 (24 %) |
Следовательно, с учетом роста индекса потребительских цен за 5 лет обучения общая сумма выплат по кредиту возрастет как минимум на 24 % и составит 405 480 руб. (124 % от суммы 326 791, 31руб.)
Второй способ использования кредита на обучение: планируется ежегодно брать в кредит сумму, необходимую для оплаты обучения за год. Долг по каждому из ежегодно взятых кредитов будет погашаться в течение 5 лет. При условии расчетов по кредиту в данном случае:
Общие выводы:
2.5 Расчет затрат для получения высшего образования на платной основе с условием сбережения средств на банковском вкладе.
Экономический расчет я решил произвести, взяв за основу услуги по вкладам для физических лиц Сбербанка России согласно предлагаемым услугам на начало 2009 года. Мой выбор данного учреждения определило сразу несколько ключевых моментов:
Предложение Сбербанка по различным видам вкладов для физических лиц.
Название вклада | Валюта вклада | Частичное | Пополнение | Годовая ставка, % |
До востребования | рубли, доллары США, евро, другие | + | + | 0,01 |
Депозит | рубли, доллары США, евро | — | — | 2—12 |
Пополняемый депозит | рубли, доллары США, евро | — | + | 3,1—10,75 |
Особый | рубли, доллары США, евро | + | + | 3—11,75 |
Накопительный | рубли | — | + | 7,25—12,25 |
Универсальный | рубли, доллары США, евро | + | + | 0,01 |
Пенсионный депозит | рубли | — | — | 12 |
Пенсионный пополняемый | рубли | — | + | 6,25—10,5 |
Пенсионный-плюс | рубли | + | + | 4 |
Свой расчет я решил сделать на основе условий вклада «Накопительный депозит Сбербанка России», исходя из среднестатистической заработной платы и максимальной ставки процента по данному вкладу – 12, 25%. Расчеты будут сделаны с учетом текущих цен без поправок на инфляцию и возможное увеличение размера стоимости обучения, а также без учета роста номинального размера среднестатистической заработной платы.
По расчетам Новосибирскстата размер среднемесячной начисленной заработной платы в 2008 году в регионах Сибирского федерального округа. В целом по округу средняя зарплата по итогам года составляет 15 395 рублей. В Томской области — средняя начисленная зарплата в этом регионе достигла по итогам прошедшего года 17 582 рублей.
С точки зрения экономистов без ущерба для текущего потребления семьи могут сберегать около 10 % своих доходов (бюджета семьи). Следовательно, среднестатистическая семья (где два человека получают заработную плату), проживающая в Томской области сможет сберегать ежемесячно сумму, равную 3 516 руб. За год эта сумма составит 3516* 12 = 42 192 руб.
Можно предположить, что семья, планирующая обучать своего ребенка в ВУЗе на платной основе, будет откладывать деньги (сбережения) с этой целью не менее чем за два года до окончания ребенком средней школы.
Первый год накопления: сбережения семьи составят 42 192 руб. (10 % бюджета семьи). После первого года накопления сумма 42 192 руб. размещается на депозите «Накопительный» Сбербанка России.
Второй год накопления: сбережения семьи составят 42 192 руб.(10 % бюджета семьи) за второй год + доход от размещенной на депозите суммы 5 168, 52 руб. (12, 25% от суммы 42 192 = 5 168, 52 руб.) + 42 192 руб. (находится на депозите),
итого за второй год накопления: 89 552, 52 руб.
Третий год накопления (начинается обучение в ВУЗе): из накопленной суммы, составляющей 89 552, 52 руб. необходимо оплатить сумму за первый год обучения – 62 000 руб., остаток составит 27 552, 52 руб.
Оставшуюся после уплаты сумму 27 552, 52 руб. вновь необходимо разместить на депозите на год, доход по депозиту составит 3 375, 12 руб. (12, 25% от суммы 27 552, 52 руб.). Таким образом, за третий год накопления общая сумма сбережений семьи составит:
27 552, 52 руб. (остаток на депозите) + 3 375, 12 руб. (доход по депозиту) + сбережения семьи за третий год – 42 192 руб. (10% бюджета семьи),
итого за третий год накопления:73 119, 64 руб.
Четвертый год накопления (второй год обучения): из накопленной суммы, составляющей 73 119, 64 руб. необходимо оплатить сумму за второй год обучения – 62 000 руб., остаток составит 11 119, 64 руб.
Оставшуюся после уплаты сумму 11 119, 64 руб.вновь необходимо разместить на депозите на год, доход по депозиту составит 1362, 15 руб. (12, 25% от суммы 11 119, 64 руб.). Таким образом, за третий год накопления общая сумма сбережений семьи составит:
11 119, 64 руб. (остаток на депозите) + 1362, 15 руб. (доход по депозиту) + сбережения семьи за третий год – 42 192 руб. (10% бюджета семьи),
итого за четвертый год накопления: 54 673 руб.
Пятый год накопления (третий год обучения): из накопленной суммы, составляющей 73 119, 64 руб. необходимо оплатить сумму за третий год обучения – 62 000 руб.
Из расчетов мы видим, что накопленной суммы 54 673 руб. недостаточно для оплаты обучения за текущий год (дефицит составит 7 326 руб. или более 13 % необходимой суммы).
Таким образом, можно сделать вывод, что при нормальной норме сбережения доходов семьи (10 %), среднестатистической зарплате и наиболее высоком проценте ставки по вкладам населения невозможно накопить сумму, необходимую для оплаты обучения в ВУЗе. При этом в расчет не брался рост индекса потребительских цен, в том числе - стоимости обучения, а также возможное повышение заработной платы и процентных ставок по вкладам.
Полученные расчеты позволяют сделать следующие выводы:
Таким образом, несмотря на видимую выгоду оплаты обучения без привлечения кредита, а только на основе семейных сбережений, очевидно, что данный способ совершенно неприемлем для большей части среднестатистических семей России.
Сбережения в отличие от использования кредита, с одной стороны, позволяют избежать переплаты за пользование кредитом, с другой стороны, ухудшают текущее материальное положение семьи, не позволяя полностью выделить из бюджета необходимую сумму.
3. Заключение.
Выполнив поставленные задачи, я пришел к следующим выводам:
4. Использованные материалы
Литература и источники:
Интернет:
Уровень безработицы в РФ согласно официальным данным (Росстат).
Количество безработных в России (тыс. чел.) | ||||||
Июль 2008 г. | Август 2008 г. | Сентябрь 2008 г. | Октябрь 2008 г. | Ноябрь 2008 г. | Декабрь 2008г. | Январь 2009 г. |
1317 | 1294 | 1247 | 1245 | 1304 | 1522 | 1708 |
Уровень безработицы в Сибирском Федеральном округе на конец декабря 2008 г. (данные Международной организации труда).
Официальный уровень безработицы (количество/% безработных) | ||||
Иркутская область | Новосибирская область | Красноярский край | Томская область | Алтайский край |
24 743 / 1,8 % | 13 100/ 2 % | 36 139/ 2,3 % | 28 409/ 2,37 % | 4 114/ 3,9 % |
Размер среднемесячной заработной платы в 2008 г в регионах Сибирского федерального округа.
Красноярский край | Томская область | Новосибирская область | Алтайский край | В целом по округу | |
Среднемесячная зарплата | 19 166 руб. | 17 582 руб. | 15 651 руб. | 9 655 руб. | 15 395 руб. |
Динамика индекса потребительских цен в России. На основе информации, предоставленной ИА REGNUM.
Индекс потребительских цен в 2007 г. (в % к 2006 г.) | Индекс потребительских цен в 2008 г. ( в % к 2007 г.) | Средний рост индекса за 2007-2008 гг. |
112, 3 % | 113, 8 % | 113, 05 % |
Об оценке индекса потребительских цен
в феврале 2009 года
За период с 17 по 24 февраля 2009 года индекс потребительских цен составил 100,4%, за период с начала месяца - 101,2%, с начала года - 103,6% (в 2008г. с начала месяца - 101,1%, с начала года - 103,4 %, в целом за февраль - 101,2%).
в процентах
| К предыдущей дате | За период | Среднесуточный прирост цен | ||
с 1 по 24 | справочно: | ||||
январь | февраль | ||||
Индекс потребительских цен (оценка) | 100,4 | 101,2 | 0,050 | 0,076 |
Стоимость платного обучения для поступающих на I курс в ТГУ в 2008-2009 г.
Ф-т | Форма обучения | Очная | Заочная | Очно-заочная | 2-высшее |
БИ | Агрономия | 36000 | 30000 | ||
Экология | 43000 | 30000 | |||
Экономика и управление на АПК | 46000 | 30000 | |||
Другие специальности | 38000 | 30000 | |||
ГГФ | Геология, Геохимия, География, Природопользование | 45000 | 40000 | ||
Гидрология, Метеорология | 41000 | ||||
Геоэкология | 36000 | 35000 | |||
ХФ | 38000 | ||||
ММФ | 38000 | ||||
РФФ | 38000 | ||||
ФТФ | 38000 | ||||
ФФ | 38000 | ||||
ФПМК | Прикладная математика и информатика | 38000 | |||
Математические методы в экономике | 43000 | ||||
Компьютерная безопасность | 46000 | ||||
Финф | Математ. обеспечение и администрирование информац. систем | 55000 | |||
ФЖ | Журналистика | 45000 | 36000 | ||
ФсФ | Философия | 42000 | |||
Социология, Политология | 49000 | ||||
Соцальная работа | 49000 | 36000 | |||
ФилФ | Филология | 39000 | 32000 | ||
ФИЯ | 70000 | ||||
ИИиК | Культурология, Библиотечно-информац. деятельность, Музеология, Дирижирование хором, Инструмент. исполнительство | 40000 | |||
Изобразит. искусство, Дизайн | 47000 | ||||
ЮИ | 72000 | 42000 | 42000 | 42000 | |
Бакалавриат | 50000 | ||||
ИФ | Международные отношения, Регионоведение | 62000 | |||
История | 46000 | 25000 | |||
Документоведение и ДОУ | 49000 | 28000 | |||
ФП | Клиническая психология, Психология, Реклама, Связи с общественностью, Управление персоналом | 62000 | 35000 | 35000 | |
ЭФ | 62000 | 38000 | 38000 | 38000 | |
МФУ | Мировая экономика, | 62000 | 42000 | 41000 | |
Антикризисное управление | |||||
ФКиС | Физическая культура и спорт | 44000 |
*Второе высшее (заочное) на других факультетах - 90% от стоимости очного обучения
Волшебные звуки ноктюрна
Прекрасная арфа
Воздух - музыкант
Одеяльце
Пчёлы и муха