Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины.Совсем недавно страна широко отмечала двухсотлетний юбилей этого поистине эпохального события для нашего отечества, и для всей мировой истории. До сих пор лихолетье 1812 года заставляет работать научную мысль.
В русской литературе события Отечественной войны 1812 года нашли глубокий отклик. Цель представленной работы состояла в том, чтобы проанализировать жанровое и стилистическое многообразие откликов на героическую эпопею 1812 года в русской литературе 19 века. Исходя из цели работы, решались следующие задачи:
1. Выявить писателей, поэтов, публицистов 19 века, обращавшихся в своем творчестве к теме Отечественной войны 1812 года.
2.Проследить жанровые особенности произведений о войне 1812 года.
3.Проанализировать идейно-художественные особенности произведений о войне 1812 года А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, М. Ю Лермонтова, С. Ф. Глинки.
В результате проведенных исследований сделаны следующие выводы:
1. События Отечественной войны 1812 года нашли самое широкое отражение в русской литературе 19 века. В итоге подсчета мы выявили более 53 писателей,обратившихся к данной теме и создавших более 109 произведений различных жанров..
2.Литературные произведения стали своего рода худодожественной летописью лихолетья 1812 года.
3.События войны отражены в произведениях различных прозаических и поэтических жанров: в романах, рассказах, одах, балладах, баснях, песнях и др.
4. Литература об Отечественной войне 1812 года проникнута высоким патриотизмом, непоколебимой верой в победу русского народа. Поэтическая летопись Отечественной войны так богата и выразительна потому, что каждый, кто писал о войне 1812 года, вложил в свое произведение лучшее, что было в нем как в художнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по этим произведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательско-творческий проект | 168.5 КБ |
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Кствский нефтяной техникум им. Б. И. Корнилова»
Исследовательско – творческий проект
Отечественная война 1812 года в русской литературе 19 века
Выполнил:
обучающийся
группы №10
А.Фролов
Руководитель:
О.В.Жеглова,
преподаватель
литературы,
учитель высшей
категории.
Структура работы:
об Отечественной войне 1812 года.
М. Ю. Лермонтова, Н.М. Карамзина, Ф. Н. Глинки.
Глава 1.
Вступление.
Победоносная для России Отечественная война 1812 года продолжает волновать умы и сердца наших современников, тем более, что юбилейный 2012-й год - год двухсотлетия со времени этого поистине эпохального события для нашей Родины, да и для всей мировой истории.
Отечественная война - один из самых драматических и вместе с тем самых значительных по своим последствиям моментов русской истории. В ней всё захватывает и всё заставляет работать научную мысль.
Война 1812 года не являлась войною только Франции или Наполеона с Россией. Это была, по существу, европейская война, в которую были втянуты почти все государства Европы, но в которой главная роль принадлежала Франции и России.
Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увенчан ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и поныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением – «не ходи на Москву!». Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дореволюционной России.
Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины и поэты и писатели не могли не откликнуться на это событие. До сих пор творцы обращаются к теме войны 1812 года, когда хотят напомнить нам о мужестве и подвиге защитников Отечества.
Война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России:
Цель нашей работы состояла в том, чтобы проанализировать жанровое и стилевое многообразие откликов на героическую эпопею 1812 года в литературе, а также выявить, как приход в литературу новых поэтических сил обновлял освещение темы Отечественной войны.
Исходя из целей работы, мы ставили перед собой следующие задачи:
1.Выявить писателей, поэтов, публицистов 19 века, обращавшихся в своем творчестве к теме Отечественной войны 1812года.
2.Проследить жанровые особенности произведений о войне 1812г.
3.Проанализировать идейно - художественные особенности произведений о войне 1812г. А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, Н.М Карамзина, М.Ю. Лермонтова, С.Ф.Глинки и др.
Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Поэтические шедевры, описывающие грозные события тех лет, сильны своей документальной достоверностью.
Глава 2.
Произведения русской литературы 19 века об Отечественной войне 1812 года.
1. Баратынский Е.А. - «Д. Давыдову»
2. Батюшков К.Н. - «К Дашкову»
«Переход через Рейн 1814»
«Переход русских войск через Неман»
3. Висковатов С.И. - «Всеобщее ополчение»
4. Воейков А.Ф. - «Князю Голенищеву - Кутузову
Смоленскому»
«К отечеству»
5. Волконский С. Г. - «Записки»
6. Вронченко Ф. П. - «Кирилловцы»
7. Вяземский П.А. - «Послание к Жуковскому из Москвы,
в конце 1812 года»
«Эперне»
«Поминки по бородинской битве»
«К старому гусару»
«Воспоминания о 1812 годе»
8. Глинка Ф.Н. - «Военная песнь»
«Солдатская песнь»
«Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвой»
«Песнь русского воина при виде горящей Москвы»
«Авангардная песнь»
«Партизан Сеславин»
«Партизан Давыдов»
«1812год»
«Москва»
«Славное погребение»
«Стихи генералу Раевскому»
«Письма русского офицера»
«Очерки Бородинского сражения»
9. Грибоедов А.С. - «1812 год»
10. Давыдов Д.В. - «Дневник партизанских действий 1812 года»
«Военные очерки»
«Хранитель партизанских традиций»
11. Данилевский Г.П.- «Сожженная Москва»
12. Дельвиг А.А. - «Русская песня»
«Отставной солдат»
13. Державин Г.Р. – «Гимн лиро-эпический на прогнание
французов из отечества»
«Ода на смерть фельдмаршала князя Смоленского»
«Князь Кутузов-Смоленской»
14. Дурова Н. А. - «Кавалерист-девица. Происшествие в России»
15. Жуковский В.А.- «Певец во стане русских воинов»
«Вождю победителей»
«Бородинская годовщина»
16. Загоскин М.Н - «Рославлев, или Русские в 1812 году»
17. Зарин А.Е. - «Первый партизан»
«Бегство из плена»
18. Зотов Р.М. - «Студент и княжна или Возвращение Наполеона с Эльбы»
«Бородинское ядро и Березинская переправа»
«Два брата или Москва в 1812 году»
19. Иванов Б.М. - «Истории Отечественной войны 1812 года»
20. Ивановский А.А. - «Мщение раздражённой матери»
«Воинское празднество в Смоленске»
«Стихи на пребывание в Смоленске великого князя
Николая Павловича»
21. Кайданов И. К. - «Освобождение Швеции от тиранства Христиана II,
короля датского»
22. Капнист В.В. - «Видение плачущего над Москвою
россиянина, 1812 года октября 28дня»
«На смерть Наполеона»
23. Карамзин Н. М. - «Освобождение Европы и слава Александра I»
24. Катенин П.А. - «Инвалид Горев»
25. Киреевский П. В. - «Гроза двенадцатого года»
26. Крылов И.А - «Волк на псарне»
«Обоз»
«Ворона и курица»
«Щука и кот»
«Кот и повар»
«Раздел»
27. Куницын А. П - «Послание к русским»
28. Лабенков Н. А. - «Рассказ артиллериста о деле Бородинском»
29. Лажечников И. И. - «Походные записки русского офицера»
«Новобранец 1812 года»
30. Майков А.Н. - «Сказание о 1812 годе»
31. Маевский С.И.- «Мой век, или История генерала Маевского»
32. Лермонтов М.Ю. - «Поле Бородина»
«Два великана»
«Бородино»
«Св.Елена»
«Воздушный корабль»
«Последнее новоселье»
«Эпитафия Наполеону»
«Наполеон»
«Бородино»
33. Милонов М.В. - «К патриотам»
34. Митаревский Н.Е - «Воспоминания о войне 1812 года»
35. Муравьев-Апостол И. М. - «Письма из Москвы в Нижний Новгород»
36. Никитин И.С. - «Русь»
37. Павлова К.К. - «Москва»
38. Полонский Я.П. - «Переход через Неман»
39. Пушкин А.С. - «Воспоминания в Царском Селе»
«Александру»
«Наполеон»
«Евгений Онегин» - отрывки из поэмы
«Клеветникам России»
«Полководец»
40. Раевский В.Ф.- «Послание Г.С.Батенькову»
«Песнь воина перед сражением»
41. Растковский Ф.А. - «Об Отечественной войне»
42. Рылеев К.Ф. - «Любовь к отчизне»
«Князю Смоленскому»
«На погибель врагов»
«Партизаны»
43. Скобелев И.Н. - «Для солдатского чтения»
44. Толстой Л.Н. - «Война и Мир»
45. Троицкий Н. А - «1812. Великий год России»
46. Туманский В.И. - «Поле Бородинского сражения»
47. Тютчев Ф.И. - «Неман»
48. Ушаков С. - «Анекдоты»
49. Федоров Б.М. - «Крестьянин-офицер»
50. Чичерин А.В. - «Дневник Александра Чичерина»
51. Шатров Н.М. - «Пожар Москвы в 1812году»
52. Языков Н.М. - «Д.В. Давыдову»
53. Яхонтов А.Н. - «Народная война 1812 года»
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О ВОЙНЕ 1812 ГОДА
1.«Заплакала Россия от француза»
2.«Как и пишет письмо французский король»
3.«Разорена путь- дорожка»
4.«Как на горочке стояла Москва»
5.«Привиделся бессчастный сон»
6.«Кутузов и французский майор»
7.«Французы на Десне»
8.«Платов- казак»
9.«Платов у французов»
10.«Ой , да отчего же армия потревожилась?»
11.«Как во нынешнем году»
Глава 3.
Тема Отечественной войны 1812 года в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.М. Карамзина и Ф.Н. Глинки.
1. Тема войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина
В юношеских своих стихотворениях Пушкин еще во многом следует традиции, своим знаменитым предшественникам — в особенности Державину, чья тяжелая лира слышится и в «Воспоминаниях в Царском Селе», и в стихотворениях тех же лицейских лет: «На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году» и «Наполеон на Эльбе».
В 1815 году Пушкин написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутый император был представлен таким же исчадием ада, коварным и безжалостным злодеем, каким рисовали его и многие верноподданные стихотворцы. А спустя шесть лет в оде «Наполеон» он создал такой многогранный и проникновенный образ, дал такой анализ противоречий в личности и деятельности французского императора, что и по сей день историки находят в ее строфах самые глубокие и точные из всех написанных о нем слов.
В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выходит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отойдя от привычных представлений об Отечественной войне как о явлении только национальном, Пушкин впервые в русской поэзии поднимается до осмысления ее в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных политических потрясений, начало которым положила Великая французская революция.
Принципиальным художественным открытием Пушкина в этом стихотворении стал образ Наполеона. Низринутый с вершин, на которые его вознес его гений, и завершивший свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не только в ослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной», но как великая и в сущности своей глубоко трагическая фигура, чья трагедия состоит прежде всего в том, что он предал лучшие идеалы человечества, лучшие его надежды, исполнение которых зависело именно от него, гения, рожденного и вознесенного революцией.
Во прахе царский труп лежал
Свободы яркий день вставал,—
Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
Ты буйность юную смирил,
Новорожденная свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил...
Именно в этом видит поэт самое тяжкое и самое роковое преступление Наполеона, преступление, с которого и началось пусть еще не близкое, но уже предопределенное и неотвратимое падение узурпатора. Это был очень важный акцент, важный поворот темы, потому что сама победа русского народа над Наполеоном приобретала теперь и совершенно иной масштаб, и совершенно новый исторический смысл, представая не только как победа над завоевателем, но и как победа над тираном, «похитителем свободы». Поэтому, клеймя тирана, Пушкин воздает ему и хвалу за то, что
...он русскому народу
Высокий жребий указал,
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
В словах «высокий жребий» заключался не только тот очевидный смысл, что русский народ был главной силой, сокрушившей всеевропейское владычество Наполеона, но и — в особенности — тот, что в ходе титанической борьбы с вражеским нашествием русский народ впервые осознал свое право на социальную свободу. Пять лет спустя об этом со всею определенностью заявит Николаю I декабрист А. А. Бестужев. «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, — напишет он в своем письме к царю из Петропавловской крепости,— тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России... Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. „Мы проливали кровь, — говорили они, — а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа"... Тогда-то стали говорить военные: „Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить ее цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?"»
Как справедливо заметил Б. В. Томашевский, «размышления Пушкина о войне 1812 г. никогда не были ретроспективными суждениями историка, это всегда — отклики на запросы современности». Особенно характерны в этом отношении произведения Пушкина 1830-х годов: стихотворения «Перед гробницею святой» и «Полководец», и прозаический этюд «Рославлев».
Стихотворение «Перед гробницею святой» было написано в 1831 г., когда в связи с польским "восстанием в Европе, и прежде всего во Франции, стали раздаваться призывы к новому походу на Россию. В стихотворении, как и в двух других, относящихся к этому же времени («Клеветникам России» и «Бородинская годовщина»), поэт напоминает о славе русского оружия, о народной войне, которую неизбежно встретит любой завоеватель, как встретил ее некогда Наполеон.
Клеветникам России, ее заклятым врагам, замышляющим новый крестовый поход на нее, поэт бросает гордый вызов:
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», стихотворение, замечательное не только тем, что в нем воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца — Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как, впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая все содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.
О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
Командующий русской армией Барклай де Толли, осуществляя «замысел, обдуманный глубоко», упорно уклонялся от генерального сражения и вынуждал противника продвигаться в глубь бескрайних русских просторов. С каждым приказом об отступлении в стране нарастало недовольство. Причины его были, конечно, многообразны. Помещичьи круги опасались, не поколеблет ли вторжение Наполеона феодально-абсолютистские порядки, не станет ли он на занятых французами территориях отменять крепостное право. Широкие массы воспринимали продвижение захватчиков в глубь России как тяжкое национальное унижение.
До поры до времени эти глубинные различия не давали себя знать. Пройдет время, и эти различия выявятся с силой тем большей, чем значительнее была роль крестьян, самоотверженность которых решающим образом повлияла на исход войны. И передовая дворянская интеллигенция болезненно ощутит утрату единства, сплотившего с ней народ в грозную пору двенадцатого года.
Но сейчас это единство казалось незыблемым. Представители всех сословий, охваченные гневом и тревогой, жаждали остановить врага. Особенно велико было негодование армии. Барклая до Толли громко обвиняли в трусости и измене. Конечно, эти обвинения были глубоко несправедливы. Командующий русской армией трезво и правильно оценивал ситуацию.
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем, —
скажет позднее о тактике Барклая восхищенный Пушкин.
Объясняя эту историческую несправедливость вполне объективными причинами — недостатком народного доверия к иностранцу (недостатком совершенно естественным в критический для Отечества момент), - Пушкин тем самым подчеркивал именно решающее значение этого доверия в судьбах Отечественной войны. «Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение, — писал он, поясняя смысл «Полководца»,— один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог остаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!»
14 сентября, в 2 часа дня, взглядам французов, поднявшихся на Поклонную гору, предстал огромный, блиставший золотом бесчисленных куполов город. Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, как Москва. Не было депутации с ключами от Москвы и униженных просьб пощадить город.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою, —
писал Пушкин.
Потрясенный император смотрел из окон Кремлевского дворца на море огня, охватившего центр города, Солянку, Замоскворечье. «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают... Какая решимость! Какие люди!» — повторял он.
2. Тема войны 1812 года в творчестве М.Ю.Лермонтова
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых ему так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории.
Важнейшее событие национальной истории - война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности. Поэт, родившийся в 1814 году воспринимает войну 1812 года уже как историю, смотрит на нее глазами потомка. Стихотворение "Бородино" было написано на 25-летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер.
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою.
Для М.Ю. Лермонтова народ - это совокупность сильных личностей.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.
Русская история для М.Ю.Лермонтова - неиссякаемый источник богатства и красоты души человека. Лермонтов обращается к истории, описывая великие, сильные личности, он не видел их в своих современниках, поэтому искал героев в русской истории, которые, по его мнению, должны были явиться примером для его окружающих.
Всего два года разделяют пушкинского «Полководца» и лермонтовское «Бородино» (1837). «Всего» — потому что разделяют они не просто два произведения, а два поэтических поколения: поколение современников Отечественной войны и поколение тех, для кого она была уже весьма отдаленной историей. Впрочем, правильнее, по-видимому, говорить о встрече поколений, потому что еще в 1830—1831 гг. Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина», в котором не без основания видят первый вариант будущего «Бородина». И как это ни парадоксально, но, пожалуй, именно на примере этих двух вариантов легче всего уяснить то новое, что принесло в тему Отечественной войны поколение Лермонтова.
По своему «жанру» «Поле Бородина», как и классическое «Бородино», представляет рассказ старого воина о Бородинском сражении. Есть в нем и целый ряд характерных выражений, стилистических слитков, которые в «Бородине» станут своего рода опорными, ключевыми:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И мы погибнуть обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Однако это все же лишь отдельные находки; общий же образный строй несет на себе явственные следы старой условно-романтической палитры. Например:
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Или:
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
Шестнадцатилетний поэт правдиво описывал картину боя:
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Да, так и было. И Багратионовы флеши, и батарея Раевского, и сама деревня Бородино неоднократно переходили из рук в руки. «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении, — вспоминали очевидцы. — Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, упитанную кровью... Чугун и железо отказывались служить мщению людей; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском, поражая заряжавших их артиллеристов...» Лермонтов не мог видеть эти страшные картины. Но их видел участник Бородинского сражения Вяземский. И через шестьдесят лет они стояли перед его глазами. Он образно и ярко писал:
Никогда еще в подлунной
Не кипел столь страшный бой:
Из орудий ад чугунный,
Разразившись, поднял вой;
Целый день не умолкает,
Извергая смерть кругом;
Строй за строем исчезает
Под убийственным огнем.
«Бородино» - верх стилистической цельности и, отсюда, изобразительного совершенства. Сказался здесь, вероятно, и возмужавший талант Лермонтова, но главное, пожалуй, было все же в другом — в безграничных художественных возможностях, которые открылись для поэзии с победой реализма. Пушкинского реализма. Это был принципиально иной уровень художественного освоения действительности, принципиально иной тип поэтического мышления, гарантирующий неизмеримо большую полноту художественного отражения, неизмеримо большее многообразие изобразительных средств. Этот новый уровень, достигнутый и утвержденный в творчестве Пушкина и Лермонтова, станет той отправной точкой, с которой начнется триумфальное шествие русского реализма во второй половине XIX века.
Исследователи Лермонтова не раз обращали внимание на то, что стихотворение «Два великана» отчетливо и намеренно ориентировано на народно-поэтическую традицию. Здесь и сказочные или песенные формулы: «за горами, за долами», «дальнее море». И просторечная лексика: «хвать», «тряхнул», «ахнул». И сам образ «русского витязя» «в шапке золота литого» — былинный образ богатыря, торжествующего над силами зла. Конечно, антитеза «дерзкий» пришелец и старый, умудренный годами «русский великан» — продолжение устоявшегося, много и по-разному возникавшего в разных стихах противопоставления Наполеона и Кутузова («Ты сер, а я, приятель, сед...»), но лермонтовский образ шире, собирательное. Русский великан — это не только Кутузов, это и русский народ, это и сердце России — Кремль, каким изобразил его Лермонтов позднее в поэме «Сашка»:
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и — обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!
В стихотворении «Два великана» Лермонтов показал борьбу русского народа с нашествием Наполеона, он дает картину борьбы аллегорически, в виде двух «богатырей».
Один из них – "старый русский великан" – воплощает мощь и силу России, а другой – "трёхнедельный удалец" – дерзновенную и самоуверенную удаль наполеоновского войска, уверившегося после взятия Москвы, что победа достигнута.
Посмотрим на "богатырей". Русский витязь спокоен и невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы ("с улыбкой роковою русский витязь отвечал"). Могучая голова в золотом шлеме как бы уподобляется златоглавому Московскому Кремлю. "Старый русский великан" – воплощение силы всей Руси, что не сдалась и не покорилась французам. А что же "трёхнедельный удалец"? Лермонтов не отрицает ни его силы, ни храбрости, но и сила и храбрость пришельца "из далёких чуждых стран" – проявление безрассудной дерзости.
В стихотворении не изображён бой между двумя великанами: его не может быть. Пришедший "с грозой военной", правда, осмелился поднять руку на "русского великана": "и рукою дерзновенной хвать за вражеский венец", но тот только "посмотрел, тряхнул главою" и пришелец "упал". Образ русского витязя монументален и величественен. Его спокойствие и внутренняя сила противопоставлены дерзким притязаниям пришельца.
В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе "русского великана", проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества. Но не только это. В конце стихотворения возникают образы бури, простора, пучины – излюбленные образы поэзии Лермонтова. Они заставляют вспомнить о трагичности последних дней Наполеона, его ссылке и гибели на острове Святой Елены. В таком отношении к поверженному проявляются новые грани лермонтовского мировоззрения – гуманность, снисхождение к побеждённому.
3. Тема войны 1812 года в творчестве Н.М.Карамзина
Заметным явлением поэзии той поры стала ода Н. Карамзина «Освобождение Европы и слава Александра I » (1814). Известно, что уже за десять лет до того, как оно было написано, Карамзин отошел от литературы, целиком посвятив себя созданию труда, который считал главным делом своей жизни, — «Истории государства Российского». Он поставил перед собой утопическую, но великую в своем гуманизме цель — воссоздать прошлое ради исцеления пороков настоящего, на опыте принесенных жертв, испытанных заблуждений, помочь людям стать людьми, просветить их разум, объяснить, в чем состоит их долг, указать им путь ко благу и справедливости. Именно поэтому Пушкин говорил, что труд Карамзина «есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека».
Ничто, сделанное Карамзиным в XIX веке, не может быть правильно понято вне «Истории государства Российского». Но ничто в его художественном творчестве последних десятилетий не переплетено в такой мере с его историческим трудом, как «Освобождение Европы…». Это произведение историка в не меньшей, а может быть, и в большей степени, чем поэта. Дело не только в примечаниях, которыми автор подтверждал достоверность упоминаемых им фактов, не только в масштабности исторических аналогий. Дело в самой цели, которую ставил Карамзин перед своим поэтическим творением.
Минувших зол воспоминанье
Уже есть благо для сердец, —
говорит он. И далее:
Забудем зло, но рассуждая.
Нас опыт к Мудрости ведет...
Мудрость просвещает умы царей и народов, убеждает их в необходимости беречь главное благо — мир. Прошли времена торжества Аттил и Чингисханов. Наш век — век просвещения. И не может восторжествовать тот, кто
И землю претворять в могилу,
Пусть судьба Наполеона послужит грозным предостережением тем, кто пойдет «путем насилия, обмана», кто будет стремиться к «умножению областей», а не к «мирному счастию людей».
Оставаясь в общем-то в пределах традиционного изложения «истории Наполеона» и традиционных его характеристик («злодей», «тиран», «лютый тигр, не человек» и т. п.), Карамзин, однако, последовательно проводит весьма знаменательную мысль о том, что фигуры, подобные Наполеону, тем более одиозны, что находятся в вопиющем противоречии с духом времени, что
Сей лютый тигр, не человек,
Явился в просвещенный век.
Он явился в то время, когда
Уже гордились мы Наукой,
Ума плодом, добра порукой
И славились искусством жить;
Уже мы знали, что владетель
Отцом людей обязан быть,
Любить не власть, но добродетель;
И что победами славна
Лишь справедливая война.
Преступление Наполеона, таким образом, тем тяжелее, что оно направлено против абсолютных завоеваний человечества, на которые не имеет права покушаться никакое самовластье. В этом-то и заключалась самая суть мысли Карамзина — в предостережении всем царям, в том числе и Александру I, хотя как раз он и представлен здесь как орудие Провидения, просвещенный властитель, способный оградить незыблемые права человека. Утверждая должное как уже достигнутое, поэт, по существу, обязывает царя блюсти эти права.
Пусть судьба Наполеона послужит грозным предостережением тем, кто пойдет «путем насилия, обмана», кто будет стремиться к «умножению областей», а не к «мирному счастию людей».
Не для войны живет властитель:
Он мира, целости хранитель...
У диких кровь рекою льется:
Там воин — первый человек;
Но век ума — гражданский век.
В спокойных строфах Карамзина — поучения, предостережения, прозрения, звучащие актуально и в наши дни. Они сохранят это звучание, пока на земле будут появляться «властители», которых не привел к мудрости опыт ни Наполеона, ни его неудачливых последователей.
Окончилась Отечественная война, а в истории темы 1812 года была написана лишь первая страница. «Освобождение Европы» предваряет ее дальнейшее развитие. Здесь еще налицо непосредственное изображение событий и уже осмысление их значения, их места в истории. Произведение Карамзина еще в них, но уже над ними.
4. Тема войны 1812 года в творчестве Ф.Н.Глинки
Современник и участник войны Фёдор Николаевич Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, — утверждал он, — может быть, видели первые буквы того, что вполне прочитает потомство на скрижалях истории человечества».
Величайшему в новой истории России событию — Отечественной войне 1812 года — тоже предстояло «дозревать в постепенном и непреодолимом ходе времени». Ибо истинные масштабы того, что совершил русский народ в 1812 году, были столь огромны, а влияние, которое народная война оказала на исторические судьбы России, столь исключительно, что все это и в самом деле могло быть в достаточно полной мере осознано лишь со временем, через годы и годы.
Так, например, Ф. Глинка, написавший свою первую военную песню в июле 1812 г. у стен Смоленска, после войны создает целую «сюиту», отразившую (вернее, предназначенную отразить) наиболее значительные события Отечественной войны — битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина» и «Раненый воин после Бородинского сражения рассказывает мирным поселянам о нашествии неприятеля и возбуждает в них бодрость сразиться за спасение Отечества»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь») и др. Как и вся поэзия той поры, они лишены исторической конкретности — события угадываются лишь по именам действующих в них лиц да по географическим наименованиям. Некоторое исключение составляют, пожалуй, только стихотворения, посвященные Д. Давыдову, А. Сеславину и А. Фигнеру, особенно последнему, гибель которого описана весьма проникновенно и ярко.
Примечательной особенностью этих стихотворений является и достаточно оригинальная, по тем временам, ориентация Ф. Глинки на народную поэзию, на стиль солдатских песен, о чем он специально говорит в послесловии к сборнику «Подарок русскому солдату». Но, как справедливо замечает исследователь творчества Глинки В. Г. Базанов, «народность военных песен Глинки условна, они не идут прямым образом от фольклора. Рассчитанные в конечном итоге не столько на песенное исполнение, сколько на декламационное произношение, военные песни звучат местами необыкновенно торжественно, как гражданские оды и „думы"».
Заключение:
1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. В какое сравнение могут идти дежурные оды, которые писались в XVIII веке на взятие очередной крепости или потопление неприятельских кораблей, с волной страстей, гнева, обиды, воодушевления, которая вызвала к жизни поэзию тех исполненных драматизма и величия месяцев!
Исторический масштаб событий, происшедших в 1812 году, так грандиозен, их эхо так долго и гулко отдавалось в последующие десятилетия, что сейчас даже трудно представить себе, какой относительно короткой в сравнении с длительностью последствий была Отечественная война, как стремительно сменяли друг друга картины этой исторической драмы.
Кого жизнь сделала свидетелем этих событий, хранили память о них до конца своих дней. Кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом. «Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельной песнью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей», — писал Герцен.
Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по этим произведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе.
В результате проведенных исследований мы делаем следующие выводы :
Рассмотренные в нашей работе литературные шедевры являются для нас такими же живыми «документами эпохи», такими же незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно документальные свидетельства.
У этой литературы особое место. И — особое значение.
Список использованной литературы:
«Школа-Пресс». 1994.
Т. Орнатской. Л., 1988.
Под ред. Б.М. Эйхенбаума. М., 1964
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Чайковский П.И. "Детский альбом"
За чашкой чая
Загадка старого пирата или водолазный колокол