Выбор профессии - одна из главных проблем, которую молодым людям приходится решать самостоятельно. Данная работа позволяет увидеть, что математика важна в любой профессии.
Вложение | Размер |
---|---|
vse_professii_vazhny_s_matematikoy_druzhny.doc | 74 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Озарение
Номинация: Молодые ученые
Подноминация: естественнонаучные дисциплины (математика)
Все профессии важны, с математикой дружны!
(Научно - Исследовательская работа по математике)
Ученик 5 «Б» класса
МБОУ «СОШ №31»
Грянкин Ильи
Руководитель:
Белоусова А.И.
г. Барнаул
2013г.
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………стр.3
2. Основная часть………………………………………………………………..стр.4
3. Заключение…………………………………………………………………….стр.8
4. Список литературы …………………………………………………..стр.10
Введение
Выбор профессии – одна из главных проблем, которую молодым людям приходиться решать самостоятельно. Не имея большого жизненного опыта, молодежь не всегда может правильно сориентироваться в мире профессий, в своих интересах и склонностях.
Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Математическое знание – универсально, поэтому методы математики могут с успехом применяться в любых областях человеческой деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Опираясь на эти суждения, мы проведем исследование на профессии– водителя и убедимся, что математика необходима.
Актуальность моего исследования состоит в том, что в стране сейчас происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этих ДТП является неумение водителями решать дорожно-транспортные задачи. И нам, ученикам, полезно было бы в школе, анализировать дорожно-транспортные происшествия, узнавать о причинах случившегося, решать дорожно-транспортные задачи, закреплять математические знания в этой области и делать выводы. Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в профессии водителя.
Гипотеза исследования: если показать связь математики с профессией водителя, то это повысит качество математических знаний и уровень будущих профессиональных качеств водителя.
Цель:
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
Объект исследования: профессия водителя.
Предмет исследования: математика в профессии водителя.
При работе над проектом мной были использованы следующие методы:
Опрос (анкетирование), анализ (статистическая обработка данных), работа с источниками информации, экскурсия в автопарк, наблюдения.
Опытно - экспериментальной базой исследования явилась школа №31 г. Барнаула.
Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека. Какие профессии хотят приобрести дети школ нашего города? Как они видят математику в своей будущей профессии? Нужна ли математика будущему водителю? Кто хотел бы иметь свой личный автомобиль и управлять им? Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы, учителей и родителей с целью изучения их представления о роли математики в профессии водителя (Приложение 1).
В опросе приняли участие 160 человек. Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что большинство детей хотят стать дизайнерами, актерами, банкирами, юристами. В своей профессии математику видят лишь будущие банкиры, поэтому особое внимание уделяют этому предмету, углубленно его изучают, только те, кто хочет приобрести эту профессию. Остальные считают, что в их профессии математика их не коснется. (Результаты анкетирования отражены в диаграммах) (Слайды 5-7).
Проведя статистическую обработку данных, видно, что учащиеся недостаточно полно представляют роль математики в профессии. Это отношение учащихся к обучению математики и побудило исследовать профессию моего папы - водителя. Проследить, как водители применяют математические знания в своей профессиональной деятельности.
2.2 Задачи, решаемые водителем в профессиональной деятельности.
На протяжении года было проведено исследование профессии водителя. Была изучена соответствующая литература [1], [2], [3], проведены беседы с водителями. За это время были определены задачи, которые решает водитель в своей повседневной профессиональной деятельности и которые также влияют на безопасность движения на дорогах.
Задача. Водителю необходимо преодолеть путь из города Барнаула в посёлок Калманка, протяженность этого пути 70 км. Машина расходует 10 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути в посёлок Калманка и обратно?
Решение
Ответ: 14 литров
Основной формулой, которой пользуется водитель для расчета скорости, времени и расстояния является формула пути, изученная в 5 классе [1], [2].
Формула пути: S=vt
Из этой формулы находим скорость по формуле: v=S/t
Время находим по формуле: t=S/v
Рассмотрим задачи на применение формулы пути, учитывая что в населенных пунктах разрешается движение легковым автомобилям со скоростью не более 60км/ч, а вне населенных пунктов на автомагистралях – не более 110, на других дорогах – не более 90км/ч [3].
Задача 1. Путь от пункта назначения до пункта прибытия составляет 350 км. Это расстояние автомобиль преодолевает со скоростью 70 км/ч. За какое время автомобиль преодолеет путь?
Решение
1) 350:70=5(ч) – время преодоления пути
Ответ: за 5 часов
Задача 2. Из пункта А в пункт В навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость автомобилей 55км/ч и 60км/ч. Через какое время автомобили встретятся, если расстояние между пунктами составляет 460 км?
Решение
1) 55+60=115(км/ч) – скорость сближения автомобилей
2) 460:115=4(ч) – время, через которое автомобили встретятся
Ответ: 4 часа
Задача 3. Расстояние в 180 км необходимо преодолеть за 3 часа. С какой средней скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы прибыть в пункт назначения вовремя.
Решение
1) 180:3=60(км/ч) – средняя скорость движения
Ответ: 60 километров в час
Задача 4. Какой путь преодолеет автомобиль за 5 часов, если будет двигаться со средней скоростью 50км/ч?
Решение
1) 5*50=250(км) – путь, пройденный за 5 часов
Ответ: 250 километров
Выбирая скорость движения, водитель всегда помнит, что остановить автомобиль в один миг невозможно. Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки [3]. Состоит он из двух отрезков – это путь, проехавший автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути, плюс зависимость от состояния дороги и многих других факторов.
Задача. Легковой автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40 км/час. Тормозной путь легкового автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек.
Решение
40 км = 40000м; 1час = 3600сек
1) 40000: 3600 = 11(м/сек) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
2) 11 + 14,7 = 25,7(м) – длина остановочного пути
Ответ: 25,7 метров
Разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой [3]. Перегружать автомобиль запрещено, т.к. нарушается работа тормозной системы и рулевого управления, а это ведет к ДТП.
Задача. Масса легкового автомобиля 1050 кг, вместимость 5 человек, которые весят в среднем 70 кг, плюс 10 кг груза на каждого человека – это разрешенная максимальная масса для автомобиля. Необходимо на этом автомобиле, в котором едут 4 человека перевезти груз массой 220 кг. Соответствует ли вес разрешенной максимальной массе автомобиля.
Решение
1) 1050 + 5 * (70 + 10) = 1450 (кг) – разрешенная максимальная масса
2) 1050 + 4 * 70 + 220 = 1550 (кг) – необходимая масса
3) 1550 – 1450 = 100 (кг) – превышение разрешенной максимальной массы
Ответ: не соответствует, вес превышает на 100 килограммов
Исследовав применение математики в профессии водителя, делаем вывод, что в его профессии математика играет большую роль. Это – умение решать постоянно меняющиеся дорожно-транспортные задачи, делать элементарные вычисления по определению скорости, времени, пройденного пути, объема двигателя, расчеты по расходу горюче-смазочных материалов и т.д. Все это важный фактор в профессии водителя, т.к. от объема знаний и умения применять эти знания в различных профессиональных ситуациях зависит благополучие нашего общества. Учащиеся недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии;
В школьной программе очень мало задач с практическим применением, показывающих значимость математики в будущей профессиональной деятельности. Мы живем в красивом городе, где создаются комфортные условия для жизни, нужно стремиться к тому, чтобы жить было не только комфортно, но и безопасно. Многое в охране собственной безопасности и безопасности окружающих зависит от нас, от нашей ответственности и отношения к обучению;
4. Список литературы
Рисуем лошадь акварелью
Без сердца что поймём?
У меня в портфеле
Всему свой срок
Рисуем крокусы акварелью