исследовательская работа по биологии
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 96.5 КБ |
МБОУ лицей № 1
г. Усмани Липецкой обл.
им. Героя Советского Союза Б.А. Котова
Исследовательская работа
по биологии
по теме «Образы природы в художественных произведениях и народном творчестве»
Выполнила: ученица 8 «А» класса
Штевнина Юлия
Руководитель: учитель биологии
Леонова И.В.
2012 год
План
Введение
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. Тютчев
В художественных произведениях и народном творчестве природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком - он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней.
Цель моей работы – доказать, что природа отражает и пробуждает у человека чувства души и развивает нравственную культуру личности.
Для достижения поставленной цели мне необходимо выполнить следующие задачи:
.
Образ природы в пейзажной живописи
Пейзажная живопись возникает в России одновременно с развитием светского искусства и к концу XVIII столетия окончательно выделяется в самостоятельный жанр. Понимание национального своеобразия родной природы, восприятие ее в неразрывной связи с жизнью человека, умение увидеть и передать прекрасное в обыденном - отличительная черта русского пейзажа. «Русская живопись сформировала новый тип пейзажной картины: и безупречно реалистичный и романтически-возвышенный одновременно» (Н.Н. Новоуспенский).
Традиции романтизма наиболее полно проявились в творчестве одного
из более крупных европейских художников-маринистов И.К. Айвазовского («Восход луны», «Одесса ночью», «Скалистый остров», «Закат на море», «Итальянский пейзаж» и др.).
Во второй половине XIX столетия доминирует пейзаж, наполненный глубоким социальным смыслом, красота и поэзия которого «не сочинялись, а обретались в самой действительности» В пейзажной живописи наблюдаются тенденции, общие с бытовой и исторической живописью В 80-е годы, годы жестокой политической реакции, создаваемые художниками светлые, поэтические образы русской природы укрепляли веру в жизнь, помогали бороться с гнетущей прозой обыденности. В творчестве целого ряда пейзажистов наблюдается тяготение к эпическому стилю, к созданию монументальных образов природы, воспевающих ее величие и красоту. Богаче становится палитра художников - пейзажистов, все чаще обращающихся к пленэру. Вступая в 80-е годы, русская реалистическая пейзажная живопись представляла собой уже крупное художественное явление. Она стала одним из ведущих жанров реалистического демократического искусства (И.И. Шишкин «Лесная околица», «Ручей в лесу», «В дубравке», «Скала», «На реке после дождя»; А.М. Васнецов «Тайга на Урале», «Озеро в горной Башкирии» и др.).
Широта мировосприятия и эмоционального истолкования природы, охватывавшая всю гамму человеческих чувств, свежесть и непосредственность ощущения, поиски новых живописных решений, красоты и гармонии, богатство колористических отношений, мастерство в передаче пленэра характеризуют пейзажи, написанные на рубеже ХІХ-ХХ веков (И.С. Остроухов «Перед дождем», К.А. Коровин «Солнечный день», А.С. Степанов «На пастбище», Л.В. Туржанский «Весенний мотив. У околицы», «Весна. Солнечный день», Е.Е. Волков «Теплый вечер», С.Ю. Жуковский «Осиновые дрова» и др.).
.
Роль природы в творчестве А.К. Саврасова
Свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее его творчество.
В пейзаже "Грачи прилетели" Саврасова изображается окраина села, церквушка, стайка берез. "Грачам" свойственна особая, задушевная повествовательность. Вступая в мир этой картины, зритель как бы идет по талому снегу к убогим хижинам, и там, за изгородью, перед ним открываются далеко простирающиеся, еще покрытые снегом поля, высокое небо. Обыденность и скромность передних планов сочетается в картине с эпическим простором далекого вида. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный характер.
При первом взгляде на картину кажется, что перед нами кусок живой природы - настолько просто и естественно, с такой неповторимой прелестью написана группа тонких деревьев, отягощенных грачиными гнездами, легкие весенние тени на снегу. Это ощущение создается, однако, не бросающейся в глаза тонкой ритмической организацией пространства, которая, последовательно ведя взгляд зрителя от передних планов в глубину, служит в то же время задачам рассказа, повествования. Большую роль в создании поэтического образа ранней весны играет в этой картине, как и в других произведениях Саврасова, изображение деревьев. Своеобразно колористическое решение "Грачей". Картина почти монохромна. Свойственная ей лирическая напевность создается художником скорее линейно-графическими приемами, чем собственно живописными. Сероватые и кремовые оттенки, которыми она как бы чуть тронута, усиливают ее мягкое очарование. Простоту и задушевность воплощенного в "Грачах" мотива Саврасов поднимает до степени типического, характерного для русского пейзажа, выражающего любовь народа к родной природе. В этом и заключается неувядаемая поэтичность "Грачей", которая помогла картине стать подлинно народной.
В полотне "Иней" передана волшебная красота сияющего под солнечными лучами снега, мерцающей на почти синем фоне изморози, покрывающей тоненькие веточки молодых деревьев. На переднем плане голубые тени. Гармоническая прелесть мерцающей сине-голубой гаммы "Инея" придает ему особое очарование. Реальность мотива как бы сочетается в этом пейзаже с воображением, мечтой художника. Как и "Перелет птиц", "Иней" невольно связывается в нашем сознании с народной сказкой, с созданными народной фантазией образами зимы.
Своеобразие образа природы в пейзажах И.И. Левитана
Левитану было присуще тонкое и более проникновенное, чем у его предшественников и современников, ощущение красочной, живописной прелести русской природы. Она расцветает в его пейзажах свежими, чистыми, незамутненными красками (бирюза голубого неба, синяя вода озер, сияющая зелень лугов, охристо-желтая и оранжевая осенняя листва). Природа Левитана дышит той же правдивой и в то же время поэтической сказочной красотой, что и природа, воспетая народной песней и сказкой.
В то же время, подобно тому, как зритель, смотря на сюжетные полотна передвижников, становится как бы участником изображенных в них событий, так и мы, разглядывая пейзажи Левитана, словно проникаем вместе с художником в самую душу русской природы, в ее поэтический мир.
В пейзаже Левитана "Вечер на пашне" впервые ярко проявилась направленность творчества художника, его идейная и творческая близость передвижническому пейзажу. В картине изображен чисто русский мотив, погружающееся в вечерние сумерки свежевспаханное поле и на нем - одинокая фигурка крестьянина-землепашца. Картина проникнута глубокой любовью к родной земле и чувством сострадания к тяжелой участи крестьянина. Так, поэтический образ природы получает в картине социальную окраску.
Пейзаж «Владимирка» открывает нам необъятную ширь русской равнины. Широкая дорога и вливающиеся в нее боковые тропы, протоптанные ногами ссыльных, ведут взгляд зрителя вдаль, к горизонту, создавая ощущение безнадежности и бесконечности их трудного и скорбного пути. Это ощущение подкрепляется и тонко сгармонированными холодными топами сумеречного, тревожного неба и одиноко стоящего "голубца", безмолвно встречающего и провожающего колонны арестантов. Вся картина проникнута грустными раздумьями художника о жизни, о горькой участи своего народа
В основе полотна «Над вечным покоем» лежит мысль о нетленной красоте и величии природы и зыбкости, кратковременности человеческого бытия. Эта мысль прекрасно выражена в масштабном сопоставлении маленькой церквушки, одиноко стоящей на высоком берегу реки, приютившегося здесь же кладбища с сиротливо торчащими крестами и раскинувшегося вокруг безбрежных просторов реки и высокого, бездонного неба. Этот контраст ощущается и в решении самой пластической формы, плотной и компактной в изображении берега, церкви, деревьев и легкой, прозрачной - водного и воздушного пространства. Сочетание в пейзаже двух начал - камерного, которое несет в себе мотив церкви и сельского кладбища, и монументального заложенного в широкой панорамности, открывающегося перед зрителем ландшафта, придает образу природы интимность и в то же время торжественное величие. Написанный в годы реакции, этот пейзаж, воспевающий вечную красоту природы, как бы противопоставляет ей краткость и тщету человеческой жизни. Так поэтический образ природы насыщается большим обобщающим смыслом.
В пейзаже "Март" запечатлен, казалось бы будничный мотив. Но все в нем как бы излучает радость весеннего пробуждения природы. Колорит картины тонко раскрывает естественные цветовые соотношения в природе в пору весеннего обновления. Он построен на мягкой гармонии холодных тонов снега, лежащих на нем теней и теплого цвета стволов берез, леса; на заднем плане, озаренной солнцем желтой стены дома.
Все красочное богатство русского пейзажа передано в полотне ''Золотая осень''. Левитан запечатлил красоту родной осенней природы. Глубочайшая синева реки и золото падающих листьев берез одухотворено незримым присутствием человека. В картине запечатлена красота русского леса, захватывающий размах необозримых российских просторов и далей, печальное движение реки, тихая грусть осеннего дня. Художник создал радостный, жизнеутверждающий образ природы.
Образы родной природы в русской лирике
Человек - дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира. Человек растёт, взрослеет - и его отношение к природе изменяется. Оно становится более многосторонним и осознанным. Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А лесовод, например, не даёт оскудеть зелёным запасам земли и тем помогает природе сберечь и приумножить свои силы.
А поэт... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, пишет стихи, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.
Отличие поэтического отношения к природе от научного, практического заключается прежде всего в том, что поэт в своих стихах наделяет её переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами - одушевляет.
Такое отношение к природе уходит своими корнями в седую древность. Всем известно имя А. Афанасьева - замечательного собирателя русских народных сказок. Но очевидно, не все знают, что он является автором одной очень интересной книги - «Поэтические воззрения славян на природу». В ней А.Афанасьев говорит, опираясь на изученные им произведения фольклора, что источником и толчком народного словесного творчества было «сочувственное созерцание природы, которое сопровождало человека в период создания языка». Иначе говоря, человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней.
Такая двусторонняя связь между человеком и природой характерна не только для древней поэзии, но и в современных стихах. Вспомним: «Колокольчики мои, / Цветики степные!» (А. Толстой); «Что стоишь, качаясь, / Тонкая рябина?» (И. Суриков). Действительно, каждый подлинный поэт, стремясь сказать своё слово, как бы заново открывает для себя родной язык. И именно сочувственное отношение к окружающей природе - высшей творческой силе нашего мира - позволяет поэту создавать запоминающиеся образы в стихах. Представление о единстве человека и природы, отличающее славянский фольклор, переходит в русскую классическую поэзию XVIII -XIX веков и от неё - в наши дни.
Красота родного пейзажа, красота человеческой, души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской лирической поэзии в одно гармоническое целое в этом стихе:
А в поле труд... Обычной чередою
Идёт косьба: хлеба не будут ждать!
Но это время названо страдою,-
Другого слова нет его назвать...
Кто испытал огонь такого неба,
Тот без труда раз навсегда поймёт,
Зачем игру и шутку с крошкой хлеба
За тяжкий грех считает наш народ!
(К. Случевский)
Традиции пейзажной лирики, как и многого другого в русской поэзии, были заложены Александром Сергеевичем Пушкиным. В главах романа в стихах «Евгений Онегин», в стихотворениях «Зимнее утро», «Деревня», «Осень» поэт достиг удивительного сочетания возвышенности чувств и реалистичности каждой детали описываемого.
После Пушкина, который сказал «уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало» и ещё - «дохнул осенний хлад» и которому читатель верит как непререкаемому авторитету, мы уже не задумываемся над тем: может ли небо действительно дышать? Вслед за поэтом мы одухотворяем природу и только удивляемся новизне его точности в этом стихе:
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
Точность у Пушкина не только художественная, но и физическая: пруд в самом деле сначала именно застывает, покрываясь тонкой плёнкой первого льда, то есть «останавливается» сверху, а не промерзает. Пруд останавливается, а ручей ещё бежит, так как его течение сильней...
Любимое время года Пушкина - осень в её то плавном («люблю я пышное природы увяданье»), то внезапном («снег выпал только в январе, на третье в ночь») переходе к зиме. Этот период в народе называют ещё «замыканием». И приметы, которыми поэт описывает зиму, поистине великолепны:
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает...
«Здоровью моему полезен русский холод», - признавался весело Пушкин, и оттого зима в его стихах вся блеск и сверкание. Поэт описывает это время как радостный праздник: «Опрятней модного паркета / Блистает речка, льдом одета», «блестя на солнце, снег лежит», «И мягко устланные горы / Зимы блистательным ковром». И даже тревоги у «зимнего» Пушкина «блестящие», а картины природы - контрастные.
В каждый зимний пейзаж поэт почти обязательно добавляет один красный «мазок» - как бы цветовой символ праздника,- особенно яркий на фоне снежной белизны: «красные лапки» гуся, ямщик «в красном кушаке», наконец стих:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры...
И во всей отечественной литературе прошлого века зима, как наиболее оригинальное явление нашей природы, нашего контрастного климата, становится образом русской души, определённым символом национального мироощущения. Именно с зимой связывал своё ощущение Родины А. Фет:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна...
Радостно поддаваясь очарованию пушкинской музы, многие поэты в своих стихах воспевали «первый снег», философски осмысляли сходные моменты и явления в жизни человека и природы. «Листопад» Ивана Бунина можно назвать «каталогом» картин русской осени:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
К изображению времён года Бунин подходит иначе, чем Пушкин. Ему важно не одной, пусть предельно конкретной, деталью обозначить переходность состояния природы, но развернуть перед читателем объёмную, многостороннюю картину. Поэт добавляет всё новые и новые цвета: «Берёзы жёлтою резьбой / Блестят в лазури голубой». Кончаются цвета осенней палитры - Бунин обращается к звукам, стремясь при этом добавить ещё какой-то оттенок:
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льёт...
Затем приходит черёд запахов, шорохов, мгновенных движений, и вдруг - невероятное: бунинская картина, столь усердно и подробно раскрываемая перед нами поэтом, внезапно оживает:
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Ф. Тютчев, Д. Толстой, А. Фет с замечательным по глубине чувством воспели в своих стихах весеннее обновление, «размыкание», освобождение от ледяных оков, происходящее в вешней природе.
Многие произведения этих поэтов начинаются и буквально пронизаны словом «ещё», подчёркивающим переходность состояния природы и души. Из четырёх периодов суток они также выбирают самые подвижные, трудноуловимые - утро и вечер: у Ф. Тютчева - «зима ещё хлопочет», «ещё в полях белеет снег»; у А. Фета - «ещё весны душистой нега к нам не успела низойти», «ещё светло перед окном».
Этот выбор не случаен, он отвечает органическим свойствам поэтического таланта А. Фета и Ф. Тютчева. В их творчестве русская поэзия XIX века достигла вершины своей музыкальности, а именно весна и лето, как известно, наиболее яркие, насыщенные звуками ожившей природы времена года.
В фетовском восприятии природа - хор упорядоченных гармонических звуков, на которые отзывается человеческое сердце, полное чувства любви и красоты:
Прозвучало над ясной рекой,
Прозвенело в померзшем лугу;
Прокатилось над рощей немой,
Засветилось на том берегу.
Человек и природа в произведениях А. Кольцова, И. Никитина соизмеримы: огромен лес, степь беспредельна в «ненаглядной красе» - и человек под стать им, красен делом, могуч. И вместе с этим человеком входит в русскую поэзию ещё одна важная идея - пространства и воли, пути-дороги:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
(А. Толстой)
В русском национальном сознании с образом пространства, его преодоления испокон веку были связаны понятия нравственные. И это не могло не найти отражения в стихах классической русской поэзии. Возникает образ «тройки быстрых, как вихорь, коней», покоряющей бескрайний простор земли, мотив долгого зимнего пути, наводящего на воспоминания и размышления, то есть на осознание прожитого как в этом стихе:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет
И хохочет и визжит...
Русской степи, ночи тёмной
Поэтическая весть!
Много в ней и думы томной
И раздолья много есть.
(П. Вяземский)
Вывод
Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. Мир природы, нас окружающий, нас формирующий - вечная тема искусства: музыки, поэзии, живописи... Образ природы в художественных произведениях и народном творчестве всегда несет и будет нести в себе настроение эпохи, чувства и мысли времени, любовь к родине, восхищение ее красотой.
О чём бы ни писали в своих произведениях русские поэты и художники: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах или крестьянском труде - они всегда думали и помнили о главном. Это главное - любовь к Родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.
Список используемой литературы
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Флейта и Ветер
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Твёрдое - мягкое
Рисуем лошадь акварелью