Работа содержит материал , раскрывающий вклад М.В,Ломоносова в развитие исторической науки, искусства, российского образования. Может применяться учителем при подготовке к урокам истории , классным часам.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация М.В. Ломоносов | 2.7 МБ |
Слайд 1
М.В.Ломоносов и история Выполнил: ученик 5 а класса МОУ «Лицей №14» Абрамов ДмитрийСлайд 2
Биография М.В.Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. в деревне Денисовка, неподалеку от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье зажиточного крестьянина –помора, рыбака и торговца. В декабре 1730 г. Ломоносов отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 году был переведен а Санкт-Петербург – в академический университет, а с 1736 по1741 год учился в Германии физике, химии и металлургии. Вернувшись на родину, он стал первым русским профессором химии. В 1746 году Ломоносов первым стал читать лекции по физике на родном языке. С 1753 года деятельность Ломоносова становится чрезвычайно разнообразной. Он занимается оптикой, геологией, минералогией, географией, демографией, ботаникой, историей, изобразительным искусством. Ломоносов умер в Санкт-Петербурге 4 апреля 1765г. , оставив после себя 10 томов сочинений. Н. И. Кисляков «Юный Ломоносов на пути в Москву»
Слайд 3
История В работе «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 г.» ученый задается вопросом о происхождении варяжских князей, которые в 9 веке основали Древнерусское государство. Ломоносов доказывает, что Древнерусское государство возникло у славян самостоятельно, без вмешательства северных народов (норманнов, скандинавов). « Варяги-русы » проживали на южном побережье балтийского моря, а не в Скандинавии. Кроме того в русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Исторический труд «Краткий российский летописец с родословием» содержит описание основных событий русской истории с 862 по 1725гг. Эта книга получила широкое признание читателей , была переведена на немецкий и английский язык, дважды переиздавалась.
Слайд 4
Литература М.В.Ломоносов писал и стихи, которые посвящал различным событиям в жизни нашей страны: восшествиям на престол, победам русского оружия. Таковы эпическая поэма «Петр Великий», «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» , «Ода памяти Анны Иоанновны на победу над турками и татарами». Многие из его изречений стали «крылатыми». Например: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» Овечкин Николай Васильевич Ломоносов. 1989 Холст. Масло.
Слайд 5
Дерзайте отчизну мужеством прославить! Кто малого не может, тому и большее невозможно. Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку. Неусыпный труд все препятствия преодолевает. Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.
Слайд 6
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. Московский государственный университет
Слайд 7
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Памятник М. В. Ломоносову перед зданием факультета журналистики МГУ. Скульптор И. И. Козловский и архитектор Г. Г. Лебедев. 1957
Слайд 8
Изобразительное искусство В 1751г. в пристройке к своему дому на Васильевском острове в Санкт-Петербурге Ломоносов открыл мастерскую по набору мозаичных картин, где работал со своими учениками М.В.Васильевым и Е.Т.Мельниковым. Ломоносов изготавливал разноцветные окрашенные стеклянные сплавы, резал их на мелкие кубы, призмы, цилиндры. Первая его работа в мозаике - образ Божьей матери с картины итальянского художника Солимена .За эту работу он заслужил одобрение Ее императорского величества Елизаветы Петровны и большое вознаграждение. А Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах. В 1755 г. мозаичные работы были перенесены на территорию Усть-Рудицкой фабрики. В благодарность за учреждение фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I . Картина была сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I. Петр I .Мозаика.1754г.Эрмитаж
Слайд 9
В 1761-1764гг . Ломоносов взялся за огромную мозаичную картину «Полтавская баталия»( ее длина — 6,4 м, высота — 4,8 м ). Картиной хотели украсить стену Петропавловского собора. М.В.Ломоносов перенес работы над «Полтавской баталией» в мастерскую своего нового дома на Мойке. Такая большая мозаика требовала огромного набора стеклянных кубиков всех цветов. Ведь чем больше оттенков в распоряжении художника, тем лучшую картину он может создать. Достаточно сказать, что, например, в ватиканской мозаичной мастерской папы римского хранятся кубики двадцати восьми тысяч различных оттенков. Почти пять лет работал Ломоносов над «Полтавской баталией» и закончил ее незадолго до своей смерти. А затем картину постигла печальная участь. В собор ее не повезли. Огромная картина пропала без вести.
Слайд 10
Минуло более 150 лет. Произошла Октябрьская революция. И вот однажды, приводя в порядок подвалы Академии наук, рабочие наткнулись на какие-то большие, очень тяжелые ящики. Их было много. Открыли один из них - в нем оказался кусок мозаики, изображавший голову петровского солдата. В другом ящике нашли другой кусок мозаики - штандарт Петра I. В остальных ящиках также лежали куски мозаики. Это была разрубленная на куски «Полтавская баталия». Потомки по достоинству оценили изумительный труд Ломоносова. Куски мозаики осторожно извлекли из ящиков, соединили их, выпавшие кусочки стекла заменили новыми. Сейчас великолепная стеклянная картина, напоминающая нам о славных боевых делах русской армии, находится в Петербургской Академии наук.
Слайд 11
Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна. За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти . 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин. В мозаиках Ломоносова декоративная яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочетались с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого. Мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства. За год до смерти Ломоносова в “Учёных Флорентийских ведомостях” (Италия) появилась статья, датированная 12 марта 1764 года, где сообщалось что Ломоносов “приготовил все необходимые цвета для такой мозаики, которые, будучи сравнены с римскими, оказались не уступающими им ни в чём”. Мозаичный портрет П.И.Шувалова. Эрмитаж
Как нарисовать черёмуху
И тут появился изобретатель
Ласточка
Сказка "Узнай-зеркала"
Два Мороза