Исследовательская работа "Зачем нужно мыть руки" предназначена для ребят начальных классов. Она очень наглядно показывает опасность, которая грозит нежелающим мыть руки.
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhno_myt_ruki.doc | 464.5 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МКОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2»
«Зачем нужно мыть руки?»
Научно-практическая работа
Секция: обществознание
Выполнил: Варсегов Никита,
обучающийся 3 а класса
Руководитель: Жидкова В.Н.,
учитель начальных классов
р.п. Черлак – 2011 г.
Содержание
№ п\п | Содержание | Страница |
Введение | 3 | |
1 | Общие сведения | 4 – 5 |
1.1 | История обработки рук | 4 |
1.2 | Общая характеристика микрофлоры кожи человека | 5 |
2 | Практическая часть | 6 – 8 |
2.1 | Что находится у нас на руках | 6 – 7 |
2.2 | Как правильно мыть руки | 8 |
3 | Выводы | 9 |
4 | Список литературы | 10 |
5 | Приложение | 11 – 16 |
Введение
Наши руки…. Мы делаем ими всё – пишем, рисуем, лепим, возимся в земле, умываемся, принимаем пищу. Мама своими руками делает нам завтраки, печёт ароматные булочки, учитель пишет мелом на доске, хирурги своими руками спасают жизнь людям. Много полезных вещей мы делаем своими руками.
С самого маленького возраста нам постоянно твердят и родители, и воспитатели, и учителя: «Мойте руки». Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем нужно мыть руки? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашей исследовательской работы.
Мы решили провести исследование – какая микрофлора обитает на наших руках, и что происходит с нашими руками, если их не мыть.
Цель работы: выяснить, что может произойти с человеком, если он не будет мыть руки.
Задачи:
1. Изучить литературу о микрофлоре рук человека.
2. Провести исследование бактерий, которые находятся на руках.
3. Описать средства гигиены за руками и почему необходимо мыть руки.
4. Рассказать ребятам начальных классов нашей школы об исследовании и его результатах.
Методы, используемые в работе:
- изучение литературы по теме исследования;
- бактериологические исследования;
- наблюдения.
Сроки исследования: сентябрь – декабрь 2011 года.
Объект исследования: микрофлора на руках моих одноклассников
(5 мальчиков и 5 девочек)
Гипотеза: Мы предполагаем, что исследование по определению вредных бактерий на немытых руках, поможет нам избежать различные инфекционные заболевания.
Актуальность: эта тема очень актуальна, так как каждый человек знает, что бы быть здоровым, надо всегда соблюдать гигиену.
Кожа покрывает все тело человека. Она состоит из нескольких слоёв и является «защитной оболочкой» для тела человека.
Все дело в том, друзья, что микробы не дремлют. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки, и простое ополаскивание водой не поможет. Если мыть руки не очень усердно, то большое количество микробов останется под ногтями, между пальцами. Ведь не так сложно лишний раз вымыть руки, тем более, что наверняка правила личной гигиены выучены нами с малолетства.
Глава 1. Общие сведения
1.1 История обработки рук
Испокон веков, на протяжении практически всей истории существования человек пытался очистить свое тело с помощью различных средств. Сначала для этого служили песок и зола – моющие средства первобытного человека. Шли века, происходила эволюция человека. Мир был на пороге великих открытий. В 1674 Антоний Левенгук изобрел микроскоп и с этого момента начинается изучение микроорганизмов.
Многие ученые занимались изучением микрофлоры тела человека. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что гигиена рук имеет огромное значение был венгерский врач Игнац Земмельвейс. В 1847 он начал проводить среди медицинского персонала обработку рук при помощи антисептиков. И он добился феноменальных результатов. Смертность среди матерей с 18% упала до 1,3%.
В России обработку рук антисептиками применял Николай Иванович Пирогов, великий русский военный хирург. (Антисептики – это противомикробные средства)
Однако, как основоположник антисептики в историю медицины вошел английский хирург Джозеф Листер, создав первый цельный, многокомпонентный способ борьбы с инфекцией. В 1867 году вышла статья Листера «О новом способе лечения переломов и гнойников с замечаниями о причинах нагноения». В ней были изложены основы предлагаемого им антисептического метода, куда входил и метод обработки рук.
Микрофлора кожи описывается различными исследователями по – разному. Во всех областях организма, содержащих микробов, наряду с нормальной микрофлорой имеются и попадающие из внешней среды заносные микробы. На коже удельный вес заносных микробов больше: на её поверхности могут размножаться, питаться отмирающем эпителием как собственные, так и попавшие из внешней среды микроорганизмы. Количество микробов на коже зависит от многих условий: от её строения, степени влажности, потоотделения и др. Например, при купании в ванне с человека смывается до 1200 млн. микробов. Чем глубже слой кожи, тем однообразнее её микрофлора. Согласно данным ряда исследователей, в глубоких слоях кожи содержится вообще только один кожный стафилококк - Staphylococcus epidermidis. По указаниям других авторов наряду с ним встречаются и другие кокковые формы. Но это не меняет общепризнанного положения, что нормальной микрофлорой кожи является кожный стафилококк. Стафилококки относят к семейству Microсоссасеае, роду Staphylococcus. Они распространены повсеместно. Первых представителей рода выделили Роберт Кох (1878) и Луи Пастер (1880) из очагов гнойных поражений у человека. Свойство стафилококков образовывать скопления, напоминающие гроздья винограда определило их название – от греч. Staphyle – виноградная гроздь, kokkos – зерно, ягода. Несмотря на то, что S. epidermidis является непатогенным возбудителем, у части людей с ослабленной иммунной системой может вызывать такие инфекции как эндокардит, бактериемия, инфекции мочевыводящих путей.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Что находится у нас на руках
Мы начали проводить исследования, беря смывы с рук у 10 человек после различных действий:
См. приложение 1 (рис. 1 – 4)
- после прогулки на улице (на перемене);
- после урока физической культуры;
- после посещения туалетной комнаты;
- после игры с домашним животным (кошкой, собакой);
- после мытья рук.
У нас получились такие результаты:
1. После прогулки на улице - у 10 человек на руках был обнаружен S. еpidermidis, и у 3 человек кишечная палочка E.coli (вместе со стафилококком)
Кишечная палочка (Escherichia coli) – это нормальная микрофлора кишечника. Она была описана немецким ученым Теодором Эшерихом в 1885 году. Относится к семейству энтеробактерий. Кишечная палочка приносит пользу организму хозяина, например, синтезируя витамин К, но она еще имеет способность выживать в окружающей среде. А это важный показатель во время исследования почвы на наличие фекальных загрязнений. Кишечные палочки обладают способностью к размножению в пищевых продуктах, особенно в молоке. Длительное время сохраняются в почве, воде, фекалиях.
Ещё кишечная палочка легко изменяется и может создать опасные виды, от которых можно заболеть такой болезнью как дизентерия. Поэтому наличие на руках кишечной палочки может быть небезопасно.
См. приложение 2
Мы брали смывы с рук на специальные транспортные среды (рис.1), затем обратились за помощью в проведении исследования к моей маме (она врач – бактериолог, детям нельзя находиться в бактериологической лаборатории). Она пересела смывы на питательные среды – среда Кода (рис.2), поставила в термостат при температуре 37 градусов на 24 часа. Затем пересеяла на плотные питательные среды – среда Эндо (рис.3), среда Плоскирева (рис.4) и опять ставила в термостат на сутки для роста бактерий. На следующий день на средах выросла кишечная палочка. Мы сделали мазок, окрасили его по методу Грамма, и посмотрели под микроскопом. В мазке кишечная палочка окрашивается граммотрицательно (в красный цвет) и выглядит в виде палочек (рис. 5).
Стафилококк (Staphylococcus epidermidis) – это нормальная микрофлора кожи человека. Но, как и все бактерии, при воздействии какого либо вредного фактора может вызвать заболевание. Например, если человек поранил руку и не обработал рану, стафилококк может в неё попасть и вызвать гнойную инфекцию, сепсис (заражение крови). А поскольку стафилококк может передаваться воздушно – капельным путем, то есть большая вероятность попадания его на слизистые оболочки носа, гортани, полости рта и так же вызвать такие заболевания как ринит, ангина, стоматит и другие. Стафилококк находится на различных поверхностях (столы, стены), содержится в пыли, в земле, в воздухе.
См. приложение 3
Мы так же посеяли материал на плотные питательные среды – кровяной агар (рис. 1). На следующий день из выросшего материала сделали мазок и окрасили его по методу Грамма. В мазке стафилококк окрашивается граммположительно (в синий цвет) и выглядит в виде кокков (рис. 2).
2. После урока физической культуры, туалетной комнаты, игр с домашними животными – у всех 10 человек на руках был эпидермальный стафилококк и простая грязь;
3. После мытья рук – у всех 10 человек ничего не было обнаружено, руки были абсолютно чистыми.
2.2. Как правильно мыть руки
Казалось бы, что тут такого – вымыть руки. Но не так все просто. Просто намоченные и не отмытые тщательно руки - это замечательная среда для размножения микробов. Средств для мытья рук существует очень много. Это твердое и жидкое мыло, с различными ароматами. Так же есть мыло с добавлением антисептиков, но его обычно используют в медицинских учреждениях.
А каким же мылом лучше пользоваться в школе? Практика показала, что более удобным будет использование жидкого мыла во флаконе с дозатором. Оно не выскользнет из рук на пол, не раскиснет.
Итак, как надо правильно мыть руки:
- необходимо снять с себя украшения, часы;
- втирать в течении 30 секунд моющее средство в соответствии со схемой:
а) ладонь с ладонью
б) круговое втирание в запястье
в) ладонь с тыльной стороны кисти
г) широко расставленные пальцы
д) сцепление кистей
е) круговое втирание в большой палец
ж) круговое втирание в кончики пальцев
- хорошо ополоснуть руки водой и вытереть сухим полотенцем.
Правила несложны, но, соблюдать их с особой тщательностью, мало кто стремиться. А ведь от того насколько качественно были намылены руки или как тщательно были вытерты по окончании процедуры напрямую зависит её эффективность.
3. Выводы:
Итак, работая над темой «Зачем нужно мыть руки?» нам удалось узнать об историю появления учения о микрофлоре тела человека, какие бактерии находятся у нас на руках, как они попадают на руки, какие заболевания могут вызывать эти бактерии, каким мылом лучше всего пользоваться и как правильно надо мыть руки. В ходе исследования мы установили, что в основном на руках находится эпидермальный стафилококк, и в некоторых случаях кишечная палочка.
4. Список литературы
1. П. де Крюи «Охотники за микробами», Москва, Терра – книжный клуб, 2001
2. Руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. Том 1, Москва, Медгиз, 1962
3. Руководство по инфекционным болезням под редакцией проф. А.П. Казанцева и проф. Ю.В. Лобзина, С. – Петербург, «Комета», 1996
4. http://healthinthecity.ru/health/chto_takoe_kozha.html
5. http://www.vokrugsveta.ru/news/3160/
6. http://www.femilina.ru/kak-pravilno-myt-ruki/
7. http://bibliotekar.ru/624-3/52.htm
8. http://www.missli.ru/krasota/mitie_ruk.html
9.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
10. http://www.schulke.ru/media/23/223-handhygiene_russisch.pdf
11. http://meduniver.com/Medical/Microbiology/361.html
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кишечная_палочка
13. http://www.gastroscan.ru/handbook/118/3200
5. Приложение 1
Рисунок 1. Мы берем смывы с рук
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Приложение 2
Рисунок 1. Пробирки с транспортной средой
Рисунок 2. Посевы на среде Кода
Рисунок 3. Рост кишечной палочки на среде Эндо
Рисунок 4. Рост кишечной палочки на среде Плоскирева
Рисунок 5. Кишечная палочка под микроскопом
Рисунок 6. Я смотрю мазки под микроскопом
Приложение 3
Рисунок 1. Рост эпидермального стафилококка на кровяном агаре
Рисунок 2. Эпидермальный стафилококк под микроскопом
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Браво, Феликс!
Красочные картины Джастина Геффри
Яблоко
Лавовая лампа