В работе «Поэтический дух старины» представлено литературоведческое исследование о влиянии устного народного творчества на произведения писателей 19 века. Рассмотрено творчество
Н. В. Гоголя и его последователей – писателей 19 века.
Цель исследования:
1) выяснить, какой вклад внес в русскую литературу Н.В. Гоголь, каково значение его творчества;
2) выяснить, как знание и использование фольклора, народных традиций, обрядов, помогло писателям 19 века изобразить реальную картину жизни русского народа.
«Золотой век» русской литературы»
Реферат
«Поэтический дух старины»
влияние устного народного творчества на произведения писателей 19 века
Н.В. Гоголь и его последователи – писатели 19 века.
Автор работы:
Волкова Олеся,
ученица 9 А класса.
Руководитель работы:
Павлова Людмила Ивановна,
учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ № 18
План.
Введение.
Заключение.
Источники.
Введение.
Русская литература «золотого века» к началу 1830-х годов достигла расцвета, и нужно было обладать громадным талантом, чтобы молодого писателя заметили Пушкин и его друзья. Они сразу почувствовали богатое дарование Гоголя, который выстрадал свою тему и свое освещение жизни.
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».
А.Н. Толстой.
Основная цель работы - выяснить, какой вклад внес в русскую литературу Н.В. Гоголь, какого значение его творчества. Как знание и использование фольклора, народных традиций, обрядов, помогло писателям 19 века изобразить реальную картину жизни русского народа. Кто из писателей 19 века является идейным литературным преемником новаторства Н.В. Гоголя.
Современники о творчестве Н.В. Гоголя.
Великое всегда уникально, прекрасно своей неповторимостью. Мысль эта справедлива и по отношению к творчеству Гоголя. Уже современников поражало своей необычностью каждое новое произведение писателя. Неожиданностью открытия «тайн» жизни, смешных и печальных, трагических и прекрасных, фантастических и обыденных.
Два великих человека России, лучше всех понявшие и оценившие Гоголя при его жизни - Пушкин и Белинский, - замечательно выразили это восторженное удивление. На одно из самых ранних творений – «Вечера на хуторе близ Диканьки» - Пушкин отозвался мгновенно: «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности... Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». Восприятие Белинского было таким же. Но оно относилось в равной степени и к последующим произведениям Гоголя. Не оставляя своей любимой, прекрасной Украины, писатель исследовал русскую жизнь и «какую глубокую и могучую поэзию нашел он тут! Мы... и не подозревали ее!...
Традиции и новаторство изображения фольклорных элементов в произведениях Н. В. Гоголя.
Почти все повести, вошедшие в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»,— это легенды и сказки. В них господствуют образы фольклора и народной фантастики. Ими пронизаны жанровые сценки и живописные описания. В художественном мире Диканьки сохранились естественность и полнота чувств, здоровое начало общенародной жизни. Поэтому мрачные силы зла не настолько страшны персонажам, чтобы бояться их, а иногда и просто смешны.
В рассказы о чертях и ведьмах верят и не верят. Но черт может напомнить и стряпчего, потому что у него хвост такой же, как и фалды мундира у чиновника, и провинциального ухажера, на том основании, что может так же кокетливо извиваться. Старый запорожец из «Пропавшей грамоты» боится чертей и ведьм, но может от них откреститься. А кузнец Вакула из «Ночи перед Рождеством» не церемонится с демонической нечистью и бьет ее.
Традиции обрядового фольклора в Творчестве Н.В. Гоголя 30-х годов.
Большую роль играли традиции обрядового фольклора в творчестве Н.В. Гоголя 30-х годов. Действие большинства «малороссийских» повестей развертывается на фоне или в преддверии праздника. («Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством»).
Не меньшую роль играют в поэтике Гоголя описания обрядовых ритуалов и ритуального поведения персонажей. Здесь ведущее место занимают свадьба и ее структурные компоненты, описание которых есть не только в ранних произведениях («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть»), но и во множестве других гоголевских текстов – от «Ревизора» и «Женитьбы» до «Мертвых душ». В повестях «Вечеров...» преобладают светлые краски, приподнятая тональность и веселый смех. Гоголь дает простор своей веселой фантазии. Мир Диканьки — естественный, простой и цельный. Если духовное и душевное здоровье сохранилось на хуторе, значит, есть надежда, что оно не исчезло и из большого мира национальной жизни.
В целом ряде повестей возвышенный лиризм сменяется тревожным настроением. Ноты грусти и тоски проникают в повести. Иногда картины, которые рисует Гоголь, становятся страшными. Фантастика делается мрачной. В повести «Вечер накануне Ивана Купала» Петро продает душу черту. Басаврюк прельщает его деньгами. В других повестях тоже рассказано о том, как рушатся природные и родственные связи, как гибель подстерегает людей. Яркие краски временами блекнут, жизнь становится менее насыщенной и более тусклой, менее сказочной и более прозаичной. Гоголь видит, что прежнее богатство, удаль, веселье уходят из современности, которая теряет жизненные силы. Это относится ко всему миру и, прежде всего, касается нынешнего времени.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» вызвали почти всеобщее восхищение. «Все обрадовались,— писал Пушкин,— этому живому описанию племени поющего и пляшущего...» Критики отмечали веселость и искренность «Вечеров...». Успех «Вечеров...» объяснялся несколькими обстоятельствами:
Читатель с большой эмоциональной отзывчивостью вглядывается в юных героев «Сорочинской ярмарки», Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни.
Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в «Вечере накануне Ивана Купала», где эстетическое открытие Гоголя состоит в невиданной прежде психологической сложности повествователя, простодушного дьячка, но и почти романтического поэта.
Богат мир народного мышления, фольклорно-сказовое в нем совмещается с трезвостью в восприятии реального, бытовое начало не противоречит чувству национально-исторического.
Во второй части «Вечеров...» не вдруг, а совершенно естественно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, «Страшная месть», где это звучание всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Бурульбаша повесть претендует на вполне реалистическую трактовку темы. Сочетание фантастически-легендарного, реального, романтически-лирического, особенно в пейзаже (это ведь здесь: «Чуден Днепр при тихой погоде»), эпически-сказового удивителен в «Страшной мести».
Но для полноты картины украинской жизни Гоголю нужна была в «Вечерах...» такая повесть, как "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". В сущности, ее пафос рожден также народным мышлением, которое рядом с возвышенным духовным существованием не может не заметить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. "Лукавство ума" здесь - в метком различении психологических типов, представляющих ничтожный помещичий быт.
Следует отметить, что Гоголь считал необходимым рассматривать фольклорные явления не изолированно, а во взаимной связи с обрядом, как целостный эстетический и историко-этнографический комплекс. Эти суждения Гоголя свидетельствует о высоком для своего времени уровне понимания специфики народной культуры, фольклорных корней.
Поэма «Мертвые души» - использование календарной обрядности.
Композиционное своеобразие первых шести глав поэмы может быть охарактеризовано таким термином календарной обрядности как обход. Сначала Чичиков наносит визиты городским чиновникам – «отцам города», а потом совершает объезды окрестных помещиков – владельцев мертвых душ. Они воспроизводят структурную схему обрядовых обходов, связанных с календарными народными праздниками. На святках обход дворов является композиционным стержнем обряда колядования, мифологический смысл которого восходит к представлениям о том, что колядовщики есть заместители покойных предков. Их одаривание призвано обеспечить покровительство усопших в новом земледельческом году, гарантировать хозяйственное и семейное благополучие. Обряд сопровождался исполнением песен-колядок, которые включали в себя в качестве обязательного структурного элемента благопожелания хозяевам дома. В рамках этого ритуала и совершался дарообмен между исполнителями колядок и хозяевами. Чичиков с его умением «очень искусно польстить каждому» производит при своих посещениях помещиков типологически сходный дарообмен «благопожеланий» на мертвые души.
Н.А. Некрасов. Фольклорные элементы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» встречается множество фольклорных элементов, что говорит о ней как о красочной и близкой к народу эпопее. Фольклорные элементы это и пословицы, и поговорки, песни, персонажи русских былин, народные приметы, о которых нередко упоминают герои поэмы. Например, такую характеристику дает себе сам крестьянин Яким Нагой: (он «… до смерти работает, до полусмерти пьет!..»).
Как герои народной сказки, странники спасают птенчика и прозревают в жизни малой беззащитной птахи беззаботную долю свободного существа («А все ж ты, пташка малая, сильнее мужика!»). И уже первая смутная догадка о смысле именно человеческой свободы осеняет их души. И, получив скатерть-самобранку, семеро мужиков дают клятву достучаться до истины, выбирают путь подвижничества. Они сознательно вступают на этот путь, разделяя тем самым судьбу всех «людей божиих».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Фольклорные сюжеты и мотивы - аллегория современной русской жизни.
Знаменитые сказки Салтыкова – Щедрина хорошо известны сегодняшнему читателю и любимы им. Сказки сатирика – произведения яркие, выразительные, острые по своей проблематике, затрагивающие широкий круг социальных и нравственных проблем. Обращение сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами. В основе его фантастики и гротеска лежит народный юмористический взгляд на жизнь, и многие его образы являются развернутыми фольклорными метафорами. Использует распространенные народные пословицы и поговорки: «На тулово без головы шапки не пригонишь», «Тяжело голове без плеч, худо телу без головы». В сказках каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел туп, медведь глуповат и неуклюж. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. На первый взгляд, сказки неприхотливы, ориентированы на простой и выразительный народный язык, но по сути достаточно далеки от фольклорных истоков жанра. Сатирик заимствовал у народной сказки принцип антропоморфизации, то есть «очеловечивания» животных, завязку (жил-был пискарь), присказку (это ни в сказке сказать, ни пером описать), поговорки (жизнь прожить – не то, что мутовку облизать). Сами образы зверей и птиц, а также фольклорные сюжеты и мотивы он принципиально переосмысливал с целью создания грандиозной аллегории современной русской жизни в жанре своеобразной прозаической басни-фельетона. В сказках имперская табель о рангах замещена представителями зоологического мира, зайцы изучают «статистические таблицы» и пишут корреспонденции в газеты, медведи ездят в командировки и «наводят порядок» среди распустившихся «лесных мужиков», рыбы толкуют о конституции и ведут диспуты о социализме. Сказочные элементы оттеняют отрицательные черты людей и подвергает их безжалостному осмеянию: приравнивание жизни человека к деятельности низшего организма задает повествованию уничижительный фон независимо от сюжета.
В сказке «Христова ночь» писатель изображает Пасхальную ночь. Серость убогость, беспомощность… Но раздается звон колоколов, загораются бесчисленные огни, золотящие шпили церквей - и мир оживает. И свершается чудо…
Подвести итог работе помогает высказывание Л.Н. Толстого о том, что огромная изустная литература, созданная народом, становила и укрепляла его нравственный облик, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обрядам и обычаям, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Именно эти фольклорные мотивы, элементы использовали писатели 19 века Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин для изображения жизни России.
Тема изображения народной жизни, совмещения фольклорно-сказового с трезвостью в восприятии реального, бытового начала, не противоречившего чувству национально-исторического, остается открытой. Проследить эти традиции, у истоков которых стоял Н.В. Гоголь, можно изучая произведения писателей 20 и 21 века.
Источники:
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Снег своими руками
Горка
Неньютоновская жидкость
За чашкой чая