Исследовательская работа по краеведению
Тема: «Солдатская родословная семьи Инякиных»
Работа выполнена на базе семейного архива
Автор: Нягашкина Ольга, ученица 9 класса,
помощник: Паргунькин Олег Владимирович, ученик 8 класса
Научный руководитель: Нягашкина С.В.
учитель -1 кв.категории
МБОУ Андреевская ООШ
2012 г.
-2-
Оглавление
Цели и задачи________________________________________стр.3
Введение____________________________________________стр.4
Глава 1.Актуальность проблемы_______________________стр.5
Глава 2.Методы проведения
исследования________________________________стр.5-6
Глава 3.Обзор литературных
источников___________________________________стр.6
Глава 4. Результаты исследования______________________стр.6-7
«О фамилии Инякин»_________________________стр.7
4.1 «Мой прадед-Михаил Мартьянович»________стр.7-8
4.2 «На фронте»_____________________________стр.8-9
4.3 «В госпитале»____________________________стр.9
4.4 «После войны»___________________________стр.9-10
4.5 «Партизанскими тропами»_________________стр.10-12
4.6 «Узник концлагеря Освенцим»______________стр.12-13
4.7 «Моя бабушка-тыловик»___________________стр.13-15
4.8 «Брат моего деда- военный»________________стр.15-16
4.9 «Дяди –военные»__________________________стр.16
5.0 «Родственники-военные»__________________стр.16-17
5.1 «Защитник Отечества»______________________стр.17
Заключение__________________________________стр.17-18
Источники____________________________________стр.19
-3-
Цели исследования:
1.Повышение интереса к поисково-исследовательской работе по изучению жизни и деятельности семьи Инякиных;
2.Более подробно изучить жизнь и подвиг Инякиных;
3.Воспитание патриотизма, любви к родному очагу на примере семьи Инякиных;
4.Показать, что личная история семьи является частью истории страны.
Задачи:
1.Осветить боевой путь нашего прадедушки, ветерана ВОВ - Инякина Михаила Мартьяновича;
2.Ознакомиться с биографией других членов семьи;
3.Проявить чувство любви, гордости к своей семье, Родине;
4.Изучить исторические документы, литературу и архивные документы;
5.Составить солдатскую родословную.
-4-
Введение
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любят свою родину русские люди. Они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали её от всех врагов.
Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать её историю, людей, творивших эту историю.
Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому- вот черта, отличающая образованность от дикости».Фамильная гордость, интерес к своей родословной- всё это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Родословная, или, как говорили раньше, «родословие»- это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.
Родительский дом, родители, дом. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Зная все тонкости родства, легко ответить на вопрос: кто приходится снохой, золовкой и т.д.
Ведь семья-это не только те, кто живёт с нами сейчас, но и все наши прабабушки и прадедушки…
Для меня семья, как и для каждого человека, является самым дорогим, самым близким окружением. Я знаю, как ценятся в нашей семье родственные отношения, обычаи, традиции. Свидетельством тому является фотографии, документы, истории, рассказанные нам бабушкой и дедушкой- родителями нашей мамы. Теперь нам хочется узнать не только «Кто это?», а как этот человек прожил жизнь, какой след оставил в истории, как история страны повлияла на его судьбу. В этой работе я предприняла попытку изучить подробнее историю своей семьи, создать солдатскую родословную. Выяснить, какой подвиг совершили наши родственники в годы Великой Отечественной войны.
Об этой страшной войне мы знаем только из книг и из рассказов ветеранов войны (к сожалению их сейчас осталось совсем мало в живых, а в нашей деревни уже нет никого) и тыла. Но и тыловиков становится всё меньше и меньше: редеют их ряды. В своей родословной мне бы хотелось осветить боевой путь наших родственников, которые во время войны встали на защиту Родины, которые в мирное время служили Родине. Узнать больше о каждом родственнике, чья судьба имеет отношение к военной тематике.
-5-
Глава 1
Актуальность проблемы
Об этом я уже изложила выше. Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?
Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны. Чем дальше отходят от нас события войны, тем значительнее предстают перед нами исторические подвиги народа, спасшего весь мир от фашистов. Это подвиг наших дедов и прадедов. И проблема: знать больше о тех, кто ковал Победу,-никогда не стареет.
Глава 2
Методы проведения исследования
1.Изучение семейного фотоальбома;
2.Воспоминания родственников и знакомых;
3.Архивные документы, книги, описывающие события тех лет, книга «Память»-2005г.;
4.Помощь в работе со стороны бабушки и дедушки- Инякиных Валентины Ивановны и Владимира Михайловича- техническое исполнение,
работа с архивными документами,помощь со стороны двоюродного брата-Паргунькина Олега.
5.Экскурсия (можно так назвать) на родину моих предков( с.Багана, Каменный Брод Челно- Вершинский район Самарская область).
-6-
Глава 3
Обзор литературных источников
Работу над родословной я начала с расспросов бабушки, дедушки, ближайших родственников, которые легли в основу Воинской родословной.
В работе мне помог ещё Толковый словарь Ожегова и Детская Энциклопедия. Также просмотрела журналы, выпущенные в юбилейные
годы Победы, изучила статьи о краеведении. Много полезного нашла в статьях «Помнит мир спасённый». И, конечно, многое поняла, когда тщательно познакомилась с книгой «Память»,выпущенной Нурлатским и Самарским книжным издательством к 60-летию Великой ПОБЕДЫ советского народа над фашизмом. В этих книгах поимённый список тех, кто остался на поле боя, с подробными данными о погибших солдатах, о местах их захоронения. А во второй части обеих книг список тех, кто вернулся с войны живым, здоровым и раненым. Среди них имя нашего прадедушки- Инякина Михаила Мартьяновича и его племянника- Инякина Алексея Андреевича.
Глава 4
Результаты исследования
Вначале хотелось бы несколько строк посвятить фамилии. Ведь слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из латинского языка –«наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям».В русском языке это слово появилось при Петре I,когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии присваивались на основании единственного признака родства.
Инякины.
1.В большинстве случаев такие фамилии имеют русское происхождение, однако могут быть и белорусскими, и украинскими. Такие фамилии образованы от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии. Может такая фамилия происходить от имени или прозвища предка по женской линии, например,
прапрабабушки человека. В ряде случаев эта фамилия имеет еврейское происхождение и происходит от имени или прозвища предка по женской линии, например, прапрабабушки человека.
2.Фамилия происходит от названия села Инякино Спасского уезда. Успенская церковь в селе упоминается в 1658-59 годах. Псаломщиком Казанской церкви села Львова Слобода Зарайского уезда состоял Иоанн Инякин (†1883).
-7-
Почему мне захотелось составить солдатскую родословную? А вот почему.
Однажды зимним вечером бабушка с дедушкой (Инякины Валентина Ивановна и Владимир Михайлович) рассматривали фотоальбом. Я
наблюдала за ними, бабушка нежно перелистывала страницы, а дедушка что- то рассказывал. Мне стало интересно и я подсела к ним. Дедушка продолжил свой рассказ по фотографиям. Он говорил о том, что у нас огромная семья. Есть врачи, учителя, военные, юристы и простые рабочие. Их судьба-это судьба России.
Просматривая фотоальбом, я задала себе два вопроса: Что храним мы в своей семье? Чем гордимся? Эти два вопроса навели меня на мысль:
- Почему бы не начать эту работу? К работе присоединилась сестрёнка.
Поэтому наше исследование предлагаем в виде путешествия по страницам семейного альбома.
Я листаю альбом,
На поблекшие фото глазею.
Отшумевшими ветрами веет
С тяжёлых страниц.
Я листаю альбом,
Будто молча, хожу по музею…
Стоки из стихотворения И.Брюсова как нельзя лучше выражают моё стремление в этом познании.
4.1 «Наш прадед»
Мой прадед-Михаил Мартьянович- участник ВОВ.
Родился 22 ноября в 1906 году в селе Багана Челно- Вершинского района Куйбышевской области в семье середняка Мартьяна Семёновича и Анны Михайловны. В 1938 году переехал в село Андреевка Октябрьского района ТАССР и продолжил работу объезчика лесного хозяйства, начатого в своём
районе. Свою работу выполнял честно и добросовестно, поэтому одним из первых вступил в партию.
Страшное событие - Великая Отечественная война.
В войне проверялся каждый. Каждый держал экзамен перед историей, перед собственной совестью, перед будущим.
Четыре года шла война Когда зима, когда весна
И в летний зной, и в непогоду, И день, и ночь- четыре года…
23 июня 1941года в возрасте 35 лет прадедушка ушёл на фронт.
-8-
Прабабушка Серафима Фирсовна (род.в 1904году).Когда прадед ушёл на войну, осталась одна с шестерыми детишками. Попробуй прокорми, обуй, одень, а война, будь она проклята, длилась не год и не два. Как уже было упомянуто в стихотворении, четыре года. Прабабушка работала вместо мужа лесником, объезжала лесные владения верхом на лошади, с охотничьим ружьём на плече- волков бродило немало (дедушка
рассказывал, что волки подходили ночью к дому и выли. Да и от дезертиров можно было всего ожидать. Как-то случилось несчастье- украли корову-
главную кормилицу семьи. В муку добавляли траву-лебеду и выпекали
хлебные лепёшки. Трудно представить, как они жили одни в лесу.
Продолжаю рассказ о прадедушке.
4.2 «На фронте»
Попав на фронт, сразу отличился мужеством, бесстрашием, умелым руководителем и был назначен командиром взвода пулемётной части. Сначала он оборонял Москву, осенью 1941года был легко ранен.Недолго полежав в госпитале, он снова ушёл на фронт, в самое пекло сражений под Москвой, принимал участие в боях за освобождение Москвы. Затем освобождал Каоинин, Ржев.В сражении за село Мешково под Ржевом около их батареи взорвался снаряд. Прадедушке два осколка попали в рёбра, а один осколок- в лёгкие. Был контужен и получил серьёзные ранения в глаз, в висок, и в грудь. После взрыва снаряда его отбросило ударной волной, засыпало землёй. Среди живых его не было, командование В/части отправило «похоронку» в родное село. На их семью обрушилось большое горе.
Но он чудом остался жив. После боёв санитары подбирали оставшихся на поле сражений бойцов, раненых отправили в госпиталь, мёртвых собирали
для похорон в братской могиле.
4.3 «В госпитале»
Тут его и обнаружили санитары. Решили, что он мёртв и хотели отправить к мёртвым, но один из них обнаружил, что
солдат ещё жив, и его отправили в госпиталь. Почти неделю он не приходил
в сознание, выдержал его крепкий огранизм, видимо, сказалось то, что до войны он работал объезчиком лесного хозяйства и долгое время жил со своей семьёй в лесу. А ранен был он в голову, в правый глаз, в грудь, в бедренную часть ноги. Одну за другой делали ему операции: на глаз, вытаскивали осколки, но с одним осколком в лёгкие он прожил всю оставшуюся жизнь. Лечился долго, попав в госпиталь весной, находился там вплоть до глубокой осени.
-9-
Лишённый зрения на один глаз, ещё не окрепший, с осколком в груди, мне -
кажется, он должен был стремиться домой, к семье, подальше от жестоких боёв. Но не таким человеком был наш прадедушка. Он снова рвался на фронт. И снова солдат с ноября 1942 года в строю, вплоть до 9мая 1945года.Наш прадедушка достойно дошёл до Берлина, а после Великой
Победы в августе 1945года добровольно отправился на войну с Японией. Находился в Манжурии. Ещё нам дедушка рассказал интересный факт о том, что и отец, и старший сын Иван, с 1927года рождения(брат нашего дедушки),находились целый год почти рядом, но друг о друге ничего не знали. Иван Михайлович был призван на службу в 1944году и затем прослужил целых семь лет. Их встреча состоялась только в 1951году.
Дедушка ещё рассказал о том, как его брат, перед тем как попасть на службу, проходил учение в старой Курманаевской школе.(с.Курманаево
находится в 15 км.от нашей деревни).С нашей деревни с 1927года рождения
было несколько человек, которые были призваны с Иваном Михайловичем. И они каждый день добирались туда и обратно пешком, а весной их забрали на службу.
Наш прадед прошёл долгий и победный путь. Не перечислить города и деревни, которые освобождал: это-
Москва, Смоленск, Ржев, Калинин, Кенигсберг, Ленинград, Рига, Берлин…
4.4 «После войны»
Вернулся домой солдат-победитель осенью 1945года. Грудь его украшали ордена Красной звезды и Отечественной войны IIстепени, медали «За
отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Японией».К сожалению, прадеда я знаю по рассказам и фотографиям, но мне посчастливилось подержать его награды в руках ,правда не все..При этом испытывала какое - то трепетное волнение. Жена его (моя прабабушка), Серафима Фирсовна, увидев прадеда, не поверила своим глазам. Он ли это? Ведь она всю войну хранила похоронку на мужа и молилась за упокой души… Вернулся прадед домой живой, израненный, весь покалеченный, контуженный.
После войны прожили они долгую и красивую жизнь. Работал прадед в лесном хозяйстве, был объезчиком и лесником. Вместе с прабабушкой воспитали и поставили на ноги восьмерых детей. В возрасте 83 лет умер.
После дедушкиного рассказа я для себя сделала вывод, что в нашем прадедушке выразился настоящий русский характер, как в рассказе Алексея Толстого, и наш прадед похож на толстовского героя Егора Дрёмова. Это был сильный и мужественный человек и меня поражает его неуёмная жажда жизни, интерес ко всему происходящему в мире.
4.5 «Партизанскими тропами»
-10-
Ещё у прадедушки был племянник -Алексей Андреевич,сын брата Андрея Мартьяновича. Ветеран Великой Отечественной войны, имеет много боевых наград. Воевал в тылу у немцев, командовал партизанским отрядом, в котором было около 700 бойцов. Награждён орденом Красной Звезды.
Годы жизни( 1920-2007гг.)Родился в с.Каменный Брод Челно-Вершинского района Самарской (Куйбышевской)области. Узнали о нём из рассказов родственников, ныне проживающих в с.Каменный Брод. Его родственники ознакомились с его биографией, когда ещё он был жив, а они рассказали нам. Что-то общее с нашим прадедом есть в судьбе этого удивительного человека. Ведь родственная кровь!
В 1938 г.закончил Учительский институт в небольшом селе Багана. Когда в 39-м призвали Алексея в армию, он твёрдо пообещал и друзьям- учителям, и ребятам:
-Отслужу- обязательно к вам. Ждите. Но не знал тогда солдат Инякин, что долгими фронтовыми и партизанскими шляхами будет пройден этот,
казавшийся тогда недалёким, путь.
Курсы были окончены 20 июня, но даже документы об окончании этих
курсов не были вручены курсантам: в ночь с 21 на 22 июня началась
Великая Отечественная война. И Алексей, как-то разом повзрослевший за первые военные сутки, вспомнил вдруг политрука. И сказал сам себе:
-Вот и твоя война пришла, сержант Инякин.
Шёл 1943г.Потерпев поражение под Москвой, гитлеровцы готовились к
новым наступительным операциям. Завязались тяжёлые бои на Курской дуге (приложение №10).
По приказу Верховного главного командования началась партизанская «рельсовая» война.
В партизанском отряде Алексея Инякина было три отделения подрывников. Ежемесячно они должны были пускать под откос не менее 9 эшелонов противника. Но проходит неделя, другая, а все попытки партизан подобраться к железной дороге незамеченными оканчиваются неудачей. Инякин сам с тремя командирами отделений решил провести операцию и доказать, что громить немцев можно и в сложной обстановке. План операции командир тщательно продумал и объяснил подрывникам.
После полудня группа из четырёх человек, захватив всё необходимое, двинулась к железной дороге. Шли всю ночь, а к утру, тщательно замаскировавшись, залегли неподалёку от железной дороги. Целый день наблюдали за движением поездов и патрулей, уточняли план операции.
Стемнело. Со стороны Борисовка к станции Славное на большой скорости шёл пассажирский состав. Станцию он прошёл без остановки. Немцы
-11-
спешили на фронт. Чтобы добежать до насыпи, заложить под рельсы двойную порцию взрывчатки- шестнадцать килограммов тола, опытным подрывникам понадобилось несколько минут.
Немцы их не заметили. Патрули перед этим встретились у намеченного места минирования и разошлись к своим постам.
Со станции Славное дорога идёт под уклон, насыпь высокая, около 17 метров. Метров на триста успели отбежать партизаны, как состав подорвался. Сильным взрывом разметало вагоны. Вой, свист летящих колёс, обломков вагонов, рельсов, стоны и крики раненых неслись вслед партизанам. А они были уже далеко от места взрыва.
Движение поездов на участке железной дороги Берлин-Москва остановлено на двое суток. Партизаны благополучно вернулись в лагерь. На другой день доложили, что первый эшелон был уничтожен полностью,400 человек было
убито и примерно столько же ранено. Впоследствии все участники этой памятной операции были награждены орденами Боевого Красного Знамени.
Помощь партизан фронту была ощутимой. Наши войска успешно уничтожили вражеские группировки, уверенно продвигаясь на Берлин. Вернулся А.А.Инякин домой весной 1946г. На его груди поблёскивали медали и орден Красной Звезды. Занялся своим любимым делом, учил детей
химии и биологии.
4.6 «Узник концлагеря Освенцим». В нашей семье есть ещё один человек, который в далёком детстве пережила ужасы концлагеря Освенцим.
Это жена брата нашего дедушки (Инякина Геннадия Михайловича)-Инякина (Литвинова) Раиса Александровна,1937года рождения.
В настоящее время Раиса Александровна живёт в г.Нурлате. О том, что она была в концлагере Освеницим, нам рассказали бабушка с дедушкой. Но нам захотелось узнать больше и мы съездили к ней. Когда Раиса Александровна рассказывала о этих страшных днях, у неё наворачивались слёзы на глазах. Вначале она рассказала о семье.
В 1941году их большая семья проживала в Белоруссии в с.Нивьё Россонского района Полоцкой области. Село было очень большое, красивое.
В село немцы вошли зимой 1942 года. Как страшный сон вспоминает Раиса Александровна то, как летом 1943года собрали женщин, детей и стариков в большой бане, что стояла у окраины села, у самой реки. Набив битком жителей села, баню подожгли. В огне живьём сгорели десятки беспомощных людей. Стоны, душераздирающие крики и плач женщин и детей звучат в ушах и по сей день. Такое не забывается.
После недолгого молчания Раиса Александровна продолжила.
Белорусский край вошёл в историю Великой Отечественной войны как край партизанский. Её мать, у которой на руках было четверо детей, младшему
-12-
всего два годика, была связной у партизан. Поздней осенью 1943года её увели на допрос, пытали, да так, что дети привезли её домой, положив на
санки, сама она идти не могла. А вскоре с наступлением зимы в дом пришли два немца в касках, с автоматами вытолкали её во двор и там на глазах у детей расстреляли.
Вскоре Литвиновых вместе с сотнями других детей загрузили в грузовики, оттуда в товарные вагоны, продуваемые насквозь и предназначенные для скота ,привезли в Польшу, в концлагерь Освенцим. У детей брали кровь, кожу, на них ставили бесчеловеческие опыты и лишали права на человеческое достоинство и жизнь.
Поразительно ,но все четверо Литвиновых выжили в этом страшном аду. До конца 1944года,когда их освободили советские войска, они прошли все испытания, выпавшие на их хрупкие плечи. Спали в тёмных бараках с крошечными окнами, на соломе, которая кишела вшами. От них не было
спасения ни днём, ни ночью. Не случайно, самой распространённой причиной смерти от болезни был тиф. Лагерные номера либо выкалывали на
руках, либо пришивали в левом верхнем углу одежды. Сбоку у каждого была
привязана пустая консервная банка, в которую иногда наливали похлёбку.
В 1944-45 г.освобождённых детей увозили как можно дальше в тыл в Белоруссию и Украину, лечили, откармливали и распределяли по детским
домам. Только через 35 лет все дети Литвиновых соединились вместе. Вот
такую судьбу мне поведала Раиса Александровна.
После такого рассказа у меня пришла мысль, посвятить строки этим детям.
«Мужчины мучали детей. За что обидные слова,
Умно. Намеренно. Умело. Побои, голод, псов рычанье.
Творили будничное дело, А детям было не понять,
Трудились – мучали детей. И дети думали сперва,
И это каждый день опять, Что это за непослушанье.
Кляня, ругаясь без причины. Они представить не могли
Чего хотят от них мужчины. Того, что могут быть убиты...»
Со своим будущим мужем, Инякиным Геннадием Михайловичем Раиса Александровна познакомилась в военной части близ Балагое в Калининградской области, который служил там после полковой школы во Владимире. В 1962году молодая семья переехала в
г.Нурлат, поближе к родным мужа, который был родом из Андреевки. Мы уже упоминали о нём (это брат нашего дедушки)..Он был очень хорошим добрым человеком. Эта доброта, так же как и нашему дедушке, и другим детям передалась от прадедушки.
-13-
В семье выросло двое детей, один из сыновей майор, служит в Хабаровске по контракту. А внук учится в Воронежском авиационном университете.9-ый год как муж умер, четверо внуков и одна правнучка составляют сегодня весь смысл её жизни. Она не падает духом, идёт в ногу со временем.
4.7 «Моя бабушка-тыловик»
Валентина Ивановна(1929г.) родилась в д.Илюткино Нурлатского(Октябрьского) района в многодетной трудолюбивой семье. По окончании Карсунского медицинского училища по распределению попала в д.Андреевка, где познакомилась с дедушкой. 30лет проработала акушеркой.
Подворные обходы, роды домашние, дорожные…Сколько их было? Детская
смертность, трахома, кожно-венерические заболевания, чесотка, педикулёз,
туберкулёз…Бабушка приходила с работы уставшая, издёрганная и часто в таких случаях взволнованно повторяла: «Детей в медицину не пущу».
Но по её стопам пошли: старшая дочь Галина, её внук Игорь, средняя дочь Римма.
Имеет награды:
1.Медаль материнства IIстепени,
2.Юбилейная медаль 55 годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.,
3.Юбилейная медаль 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.,
4. Юбилейная медаль 65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.(которую недавно вручили)
5. Медаль «Ветеран труда» ».
Бабушка говорит: «Как посмотрю на эти медали, сразу вспоминаются те страшные годы». Мы очень долго не решались расспросить бабушку о её жизни в войну и после, потому что прекрасно знали, что без слез не обойдется. Сейчас бабушке восемьдесят лет. В 1941 году ей было двенадцать.
Победа нашего народа в Великой Отечественной войне- это подвиг воинов,1418 дней честно исполняющих свой солдатский долг. Война пришла и в село, где жила бабушка.
С первых же дней начала войны страна мобилизировала на фронт мужчин. Из семей уходили на войну по 5,6 человек. Уже в июне месяце начали приходить первые похоронки в деревню, которые приносили с собой слёзы и горе родным, односельчанам. В то время, когда отцы, братья и мужья защищали Родину с оружием в руках, здесь в тылу ковали победу старики, женщины и дети. В колхозе развернулось своё сражение за хлеб, за жизнь.
Затемно приходилось идти в поле и рабочий день заканчивался глубокой ночью. Домашнюю работу приходилось выполнять ночью. Поля сеяли,
-14-
косили, молотили вручную. Лошади, из-за нехватки корма, стали гибнуть. Весь хлеб, выращенный с огромным трудом, отправлялся на фронт. До конца войны колхозники не получали хлеба, сеяли небольшие участки зерновых на своём огороде, но запасы продуктов кончался к весне и многие умирали с голода. Вручную копали огороды, причём ночью. Пешком приходилось ходить в Нурлат за семенами и тащить на плечах по 8 кг.зерна. Дома в селе были под соломенной крышей, а у многих землянки, лачуги. Многие женщины отправлялись на вырубку леса. В зимнее время обмораживали конечности…
Своим неутомимым, коллективным трудом труженики тыла с каждым днём приближали победу. И 9 мая 1945года они дождались её. Из рассказа бабушки я поняла, сколько нужно было иметь мужества, стойкости, силы, чтобы победить врага в тылу в таком подростковом возрасте. Разве это не героизм? Мы считаем свою бабушку героем нашего времени, так как она не унывает охотно помогает близким и друзьям, проработав всю свою жизнь.
Нам хочется обратиться к своим сверстникам и молодому поколению с просьбой: «Цените то, что завоёвано столькими человеческими жизнями, столькими людскими бедами!
Врагам не везло на Россию; Она не делилась ни синью,
Она не сдавалась в полон, Ни светом своим, ни теплом
И всегда, во все времена, начиная с былинной Древней Руси, как Отечеству грозила опасность, на его защиту поднимался весь народ, вся без различий чинов и званий. Защита Родины воспринималась как долг каждого её гражданина. Без этого не было бы великих побед русской армии и российского народа в 1380г. на поле Куликовом, в 1812 -
под Бородино, в 1941 - 1945 - под Москвой, Сталинградом, Берлином. И все люди, которые избрали защиту Родины своей профессией, считались в
стране избранными. К солдатам и офицерам в обществе относились с уважением и почетом. Воин - это лучший из нас. Это человек чести. Кто главный герой русских солдат, богатырь! О ком сложено множество песен, сказок, поговорок? О том, кто и дымом греется, и шилом бреется, а при случае и кашу из топора сварит так, что пальчики оближешь.
Для русского человека слова «Отечество», «Родина», всегда были светлыми.
4.8 «Брат моего деда- военный»
У дедушки есть ещё один брат-Андрей Михайлович.Он родился в 1951году в д.Андреевка. После окончания школы был призван на действительную службу. Служил в Ленинграде. После службы поступил в
Московское высшее пограничное училище, проучился пять лет. За время учёбы показал себя только с хорошей стороны, учился почти на отлично,
-15-
занимался спортом. Кстати, спортом занимался ещё в школьные годы, был хорошим спортсменом. После учёбы служил в Амурской области в
Бирибиджане, затем на Дальнем Востоке. Был в командировке в Афганистане, где получил ранение. В настоящее время полковник в отставке, проживает в г.Санкт-Петербурге.
4.9 «Дяди-военные»
Перейду к рассказу о наших дядях –родных братьях мамы.
Инякин Вячеслав Владимирович родился в феврале 1961года. В школу пошёл в 1968году.В 1976 окончил 8 классов Андреевской средней восьмилетней школы. В этом же году продолжил учёбу в Нурлатской средней школе №1.В 1978году окончил 10классов и
поступил в Пермское военное авиационное училище. В 1981году по окончании училища был направлен служить в авиационный полк дальней
авиации в Эстонию город Тарту бортинженером.В 1986г.на Никитиной Ларисе Евгеньевне, которая закончила Самарское мед.училище. В 1992 году уволился в связи с расформированием части. Вышел на пенсию за выслугу лет- майор. В настоящее время живёт в г.Жигулёвске Самарской области.
Инякин Владимир Владимирович родился в 1965году в д.Андреевка.В 1981году окончил 10 классов и поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Проучился пять лет. После окончания училища женился на Роговой Валентине Николаевне родом из Саратова. Служил в Молдавии в г.Тирасполе, затем в Амурской области г.Магдагачи. Награждён юбилейной медалью 70 лет Вооружённых Сил СССР. Лётчик- инженер.
Вышел на пенсию за выслугу лет- майор.
В настоящее время живёт в г.Саратове.
5.0 «Родственники-военные»
Ещё мне осталось рассказать о дедушкином племяннике,( сыне Геннадия
Михайловича ) Сергее Геннадьевиче и его сыне.
Инякин Сергей Геннадьевич родился в 1964г.в г.Нурлате.
После окончания школы поступил в Пермское военное авиационное
училище. После окончания которого служил пять с половиной лет в
Польше, потом на Дальнем Востоке в Хабаровском крае инженером
техником. В настоящее время служит там же- майор. У Сергея Геннадьевича
есть сын Александр.Родился в 1991г.Александр- курсант 3
курса Воронежского военного авиационного университета, будущий офицер,
сознательно выбравший жизненный путь защитника Отечества.
-16-
«Отслужу, как надо, и вернусь...» Да, есть такая профессия - Родину защищать! Когда смотрю на фотографию брата и его друзей, у меня появляется уверенность в завтрашнем дне. Так хочется от всего сердца поздравить Россию и восславить её защитников.
Славься, Отечество! Славься, страна!
Армией славься и честью солдат!
Нам никакая война не страшна,
Пока есть надежные спины ребят!
5.1 «Защитник Отечества»
У д.Володи есть сын Максим(мой двоюродный брат) Несколько слов хочется сказать о нём.Родился в 1991г. в г. Саратове. Был призван на службу в 2008г.Служил год в Хабаровске в мотострелковой части.
-17-
Заключение
Вот и закрыта последняя страница альбома. Но не может быть законченной
работа, которую я начала. Теперь предстоит узнать ещё больше. Я поняла, просто заболеть этим делом, как писал об этом Николай Рубцов:
«И память той, вероятно,
Душа моя будет больна».
Думаю, что каждый член нашей семьи, все те, которые жили до меня, достойны того, чтобы сведения о нём были дополнены, и, пусть с опозданием, но мы узнаем о них что-то новое. Это очень важно, чтобы внуки не забывали подвиги своих дедов и прадедов, гордились ими, были достойными своих предков.
Моё исследование доказывает, что судьба каждого человека тесно связана
с судьбой Родины. Любое событие, которое происходит в стране, радостью
или горестью откликнется в каждой семье, в каждом человеке.
Я продолжу своё исследование, чтобы узнать подробнее о судьбе других членов нашей многочисленной семьи для того, чтобы каждое имя оставить в памяти следующих поколений! Я горжусь свое семьёй. Их нелёгкая жизнь- для нас образец мужества и выносливости человеческой. Именно по истории жизни нашей семьи мы изучаем историю своей страны. Великая Отечественная война, Победа – и опять работа за трудодни – все это пришлось пережить нашему народу, нашей семье. Это не сломило их, а лишь
укрепило, сделало сильными, мужественными, настоящими, способными не выживать, а жить. Это и есть настоящий подвиг! Я по – настоящему горжусь сегодня тем, что о мне течёт кровь нашего прадеда, кровь Инякиных, и приложу все усилия, чтобы составить родословную всего рода нашей семьи. У меня ещё есть время – и я обязательно успею это сделать. Это мой долг!
Вывод:
Ветеранов ВОВ- 2,
1-узник концлагеря Освенцим,
военных-6,
тыловик-1
-18-
Источники:
1) «Великая Отечественная война 1941-1945 годов»
М., «Советская Россия», 1960
2) «Детская энциклопедия» Т.9., «Просвещение», М.,1969
3) Рассказы и воспоминания родственников Инякина Михаила Мартьяновича, Инякина Алексея Андреевича
5)Книга «Память» Нурлатское, Самарское книжное издательство,2005г.
6)Толковый словарь Ожегова
Вложение | Размер |
---|---|
soldatskaya_rodoslovnaya.docx | 50.18 КБ |
Исследовательская работа по краеведению
Тема: «Солдатская родословная семьи Инякиных»
Работа выполнена на базе семейного архива
Автор: Нягашкина Ольга, ученица 9 класса,
помощник: Паргунькин Олег Владимирович, ученик 8 класса
Научный руководитель: Нягашкина С.В.
учитель -1 кв.категории
МБОУ Андреевская ООШ
2012 г.
-2-
Оглавление
Цели и задачи________________________________________стр.3
Введение____________________________________________стр.4
Глава 1.Актуальность проблемы_______________________стр.5
Глава 2.Методы проведения
исследования________________________________стр.5-6
Глава 3.Обзор литературных
источников___________________________________стр.6
Глава 4. Результаты исследования______________________стр.6-7
«О фамилии Инякин»_________________________стр.7
4.1 «Мой прадед-Михаил Мартьянович»________стр.7-8
4.2 «На фронте»_____________________________стр.8-9
4.3 «В госпитале»____________________________стр.9
4.4 «После войны»___________________________стр.9-10
4.5 «Партизанскими тропами»_________________стр.10-12
4.6 «Узник концлагеря Освенцим»______________стр.12-13
4.7 «Моя бабушка-тыловик»___________________стр.13-15
4.8 «Брат моего деда- военный»________________стр.15-16
4.9 «Дяди –военные»__________________________стр.16
5.0 «Родственники-военные»__________________стр.16-17
5.1 «Защитник Отечества»______________________стр.17
Заключение__________________________________стр.17-18
Источники____________________________________стр.19
-3-
Цели исследования:
1.Повышение интереса к поисково-исследовательской работе по изучению жизни и деятельности семьи Инякиных;
2.Более подробно изучить жизнь и подвиг Инякиных;
3.Воспитание патриотизма, любви к родному очагу на примере семьи Инякиных;
4.Показать, что личная история семьи является частью истории страны.
Задачи:
1.Осветить боевой путь нашего прадедушки, ветерана ВОВ - Инякина Михаила Мартьяновича;
2.Ознакомиться с биографией других членов семьи;
3.Проявить чувство любви, гордости к своей семье, Родине;
4.Изучить исторические документы, литературу и архивные документы;
5.Составить солдатскую родословную.
-4-
Введение
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любят свою родину русские люди. Они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали её от всех врагов.
Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать её историю, людей, творивших эту историю.
Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому- вот черта, отличающая образованность от дикости».Фамильная гордость, интерес к своей родословной- всё это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Родословная, или, как говорили раньше, «родословие»- это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.
Родительский дом, родители, дом. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Зная все тонкости родства, легко ответить на вопрос: кто приходится снохой, золовкой и т.д.
Ведь семья-это не только те, кто живёт с нами сейчас, но и все наши прабабушки и прадедушки…
Для меня семья, как и для каждого человека, является самым дорогим, самым близким окружением. Я знаю, как ценятся в нашей семье родственные отношения, обычаи, традиции. Свидетельством тому является фотографии, документы, истории, рассказанные нам бабушкой и дедушкой- родителями нашей мамы. Теперь нам хочется узнать не только «Кто это?», а как этот человек прожил жизнь, какой след оставил в истории, как история страны повлияла на его судьбу. В этой работе я предприняла попытку изучить подробнее историю своей семьи, создать солдатскую родословную. Выяснить, какой подвиг совершили наши родственники в годы Великой Отечественной войны.
Об этой страшной войне мы знаем только из книг и из рассказов ветеранов войны (к сожалению их сейчас осталось совсем мало в живых, а в нашей деревни уже нет никого) и тыла. Но и тыловиков становится всё меньше и меньше: редеют их ряды. В своей родословной мне бы хотелось осветить боевой путь наших родственников, которые во время войны встали на защиту Родины, которые в мирное время служили Родине. Узнать больше о каждом родственнике, чья судьба имеет отношение к военной тематике.
-5-
Глава 1
Актуальность проблемы
Об этом я уже изложила выше. Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?
Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны. Чем дальше отходят от нас события войны, тем значительнее предстают перед нами исторические подвиги народа, спасшего весь мир от фашистов. Это подвиг наших дедов и прадедов. И проблема: знать больше о тех, кто ковал Победу,-никогда не стареет.
Глава 2
Методы проведения исследования
1.Изучение семейного фотоальбома;
2.Воспоминания родственников и знакомых;
3.Архивные документы, книги, описывающие события тех лет, книга «Память»-2005г.;
4.Помощь в работе со стороны бабушки и дедушки- Инякиных Валентины Ивановны и Владимира Михайловича- техническое исполнение,
работа с архивными документами,помощь со стороны двоюродного брата-Паргунькина Олега.
5.Экскурсия (можно так назвать) на родину моих предков( с.Багана, Каменный Брод Челно- Вершинский район Самарская область).
-6-
Глава 3
Обзор литературных источников
Работу над родословной я начала с расспросов бабушки, дедушки, ближайших родственников, которые легли в основу Воинской родословной.
В работе мне помог ещё Толковый словарь Ожегова и Детская Энциклопедия. Также просмотрела журналы, выпущенные в юбилейные
годы Победы, изучила статьи о краеведении. Много полезного нашла в статьях «Помнит мир спасённый». И, конечно, многое поняла, когда тщательно познакомилась с книгой «Память»,выпущенной Нурлатским и Самарским книжным издательством к 60-летию Великой ПОБЕДЫ советского народа над фашизмом. В этих книгах поимённый список тех, кто остался на поле боя, с подробными данными о погибших солдатах, о местах их захоронения. А во второй части обеих книг список тех, кто вернулся с войны живым, здоровым и раненым. Среди них имя нашего прадедушки- Инякина Михаила Мартьяновича и его племянника- Инякина Алексея Андреевича.
Глава 4
Результаты исследования
Вначале хотелось бы несколько строк посвятить фамилии. Ведь слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из латинского языка –«наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям».В русском языке это слово появилось при Петре I,когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии присваивались на основании единственного признака родства.
Инякины.
1.В большинстве случаев такие фамилии имеют русское происхождение, однако могут быть и белорусскими, и украинскими. Такие фамилии образованы от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии. Может такая фамилия происходить от имени или прозвища предка по женской линии, например,
прапрабабушки человека. В ряде случаев эта фамилия имеет еврейское происхождение и происходит от имени или прозвища предка по женской линии, например, прапрабабушки человека.
2.Фамилия происходит от названия села Инякино Спасского уезда. Успенская церковь в селе упоминается в 1658-59 годах. Псаломщиком Казанской церкви села Львова Слобода Зарайского уезда состоял Иоанн Инякин (†1883).
-7-
Почему мне захотелось составить солдатскую родословную? А вот почему.
Однажды зимним вечером бабушка с дедушкой (Инякины Валентина Ивановна и Владимир Михайлович) рассматривали фотоальбом. Я
наблюдала за ними, бабушка нежно перелистывала страницы, а дедушка что- то рассказывал. Мне стало интересно и я подсела к ним. Дедушка продолжил свой рассказ по фотографиям. Он говорил о том, что у нас огромная семья. Есть врачи, учителя, военные, юристы и простые рабочие. Их судьба-это судьба России.
Просматривая фотоальбом, я задала себе два вопроса: Что храним мы в своей семье? Чем гордимся? Эти два вопроса навели меня на мысль:
- Почему бы не начать эту работу? К работе присоединилась сестрёнка.
Поэтому наше исследование предлагаем в виде путешествия по страницам семейного альбома.
Я листаю альбом,
На поблекшие фото глазею.
Отшумевшими ветрами веет
С тяжёлых страниц.
Я листаю альбом,
Будто молча, хожу по музею…
Стоки из стихотворения И.Брюсова как нельзя лучше выражают моё стремление в этом познании.
4.1 «Наш прадед»
Мой прадед-Михаил Мартьянович- участник ВОВ.
Родился 22 ноября в 1906 году в селе Багана Челно- Вершинского района Куйбышевской области в семье середняка Мартьяна Семёновича и Анны Михайловны. В 1938 году переехал в село Андреевка Октябрьского района ТАССР и продолжил работу объезчика лесного хозяйства, начатого в своём
районе. Свою работу выполнял честно и добросовестно, поэтому одним из первых вступил в партию.
Страшное событие - Великая Отечественная война.
В войне проверялся каждый. Каждый держал экзамен перед историей, перед собственной совестью, перед будущим.
Четыре года шла война Когда зима, когда весна
И в летний зной, и в непогоду, И день, и ночь- четыре года…
23 июня 1941года в возрасте 35 лет прадедушка ушёл на фронт.
-8-
Прабабушка Серафима Фирсовна (род.в 1904году).Когда прадед ушёл на войну, осталась одна с шестерыми детишками. Попробуй прокорми, обуй, одень, а война, будь она проклята, длилась не год и не два. Как уже было упомянуто в стихотворении, четыре года. Прабабушка работала вместо мужа лесником, объезжала лесные владения верхом на лошади, с охотничьим ружьём на плече- волков бродило немало (дедушка
рассказывал, что волки подходили ночью к дому и выли. Да и от дезертиров можно было всего ожидать. Как-то случилось несчастье- украли корову-
главную кормилицу семьи. В муку добавляли траву-лебеду и выпекали
хлебные лепёшки. Трудно представить, как они жили одни в лесу.
Продолжаю рассказ о прадедушке.
4.2 «На фронте»
Попав на фронт, сразу отличился мужеством, бесстрашием, умелым руководителем и был назначен командиром взвода пулемётной части. Сначала он оборонял Москву, осенью 1941года был легко ранен.Недолго полежав в госпитале, он снова ушёл на фронт, в самое пекло сражений под Москвой, принимал участие в боях за освобождение Москвы. Затем освобождал Каоинин, Ржев.В сражении за село Мешково под Ржевом около их батареи взорвался снаряд. Прадедушке два осколка попали в рёбра, а один осколок- в лёгкие. Был контужен и получил серьёзные ранения в глаз, в висок, и в грудь. После взрыва снаряда его отбросило ударной волной, засыпало землёй. Среди живых его не было, командование В/части отправило «похоронку» в родное село. На их семью обрушилось большое горе.
Но он чудом остался жив. После боёв санитары подбирали оставшихся на поле сражений бойцов, раненых отправили в госпиталь, мёртвых собирали
для похорон в братской могиле.
4.3 «В госпитале»
Тут его и обнаружили санитары. Решили, что он мёртв и хотели отправить к мёртвым, но один из них обнаружил, что
солдат ещё жив, и его отправили в госпиталь. Почти неделю он не приходил
в сознание, выдержал его крепкий огранизм, видимо, сказалось то, что до войны он работал объезчиком лесного хозяйства и долгое время жил со своей семьёй в лесу. А ранен был он в голову, в правый глаз, в грудь, в бедренную часть ноги. Одну за другой делали ему операции: на глаз, вытаскивали осколки, но с одним осколком в лёгкие он прожил всю оставшуюся жизнь. Лечился долго, попав в госпиталь весной, находился там вплоть до глубокой осени.
-9-
Лишённый зрения на один глаз, ещё не окрепший, с осколком в груди, мне -
кажется, он должен был стремиться домой, к семье, подальше от жестоких боёв. Но не таким человеком был наш прадедушка. Он снова рвался на фронт. И снова солдат с ноября 1942 года в строю, вплоть до 9мая 1945года.Наш прадедушка достойно дошёл до Берлина, а после Великой
Победы в августе 1945года добровольно отправился на войну с Японией. Находился в Манжурии. Ещё нам дедушка рассказал интересный факт о том, что и отец, и старший сын Иван, с 1927года рождения(брат нашего дедушки),находились целый год почти рядом, но друг о друге ничего не знали. Иван Михайлович был призван на службу в 1944году и затем прослужил целых семь лет. Их встреча состоялась только в 1951году.
Дедушка ещё рассказал о том, как его брат, перед тем как попасть на службу, проходил учение в старой Курманаевской школе.(с.Курманаево
находится в 15 км.от нашей деревни).С нашей деревни с 1927года рождения
было несколько человек, которые были призваны с Иваном Михайловичем. И они каждый день добирались туда и обратно пешком, а весной их забрали на службу.
Наш прадед прошёл долгий и победный путь. Не перечислить города и деревни, которые освобождал: это-
Москва, Смоленск, Ржев, Калинин, Кенигсберг, Ленинград, Рига, Берлин…
4.4 «После войны»
Вернулся домой солдат-победитель осенью 1945года. Грудь его украшали ордена Красной звезды и Отечественной войны IIстепени, медали «За
отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Японией».К сожалению, прадеда я знаю по рассказам и фотографиям, но мне посчастливилось подержать его награды в руках ,правда не все..При этом испытывала какое - то трепетное волнение. Жена его (моя прабабушка), Серафима Фирсовна, увидев прадеда, не поверила своим глазам. Он ли это? Ведь она всю войну хранила похоронку на мужа и молилась за упокой души… Вернулся прадед домой живой, израненный, весь покалеченный, контуженный.
После войны прожили они долгую и красивую жизнь. Работал прадед в лесном хозяйстве, был объезчиком и лесником. Вместе с прабабушкой воспитали и поставили на ноги восьмерых детей. В возрасте 83 лет умер.
После дедушкиного рассказа я для себя сделала вывод, что в нашем прадедушке выразился настоящий русский характер, как в рассказе Алексея Толстого, и наш прадед похож на толстовского героя Егора Дрёмова. Это был сильный и мужественный человек и меня поражает его неуёмная жажда жизни, интерес ко всему происходящему в мире.
4.5 «Партизанскими тропами»
-10-
Ещё у прадедушки был племянник -Алексей Андреевич,сын брата Андрея Мартьяновича. Ветеран Великой Отечественной войны, имеет много боевых наград. Воевал в тылу у немцев, командовал партизанским отрядом, в котором было около 700 бойцов. Награждён орденом Красной Звезды.
Годы жизни( 1920-2007гг.)Родился в с.Каменный Брод Челно-Вершинского района Самарской (Куйбышевской)области. Узнали о нём из рассказов родственников, ныне проживающих в с.Каменный Брод. Его родственники ознакомились с его биографией, когда ещё он был жив, а они рассказали нам. Что-то общее с нашим прадедом есть в судьбе этого удивительного человека. Ведь родственная кровь!
В 1938 г.закончил Учительский институт в небольшом селе Багана. Когда в 39-м призвали Алексея в армию, он твёрдо пообещал и друзьям- учителям, и ребятам:
-Отслужу- обязательно к вам. Ждите. Но не знал тогда солдат Инякин, что долгими фронтовыми и партизанскими шляхами будет пройден этот,
казавшийся тогда недалёким, путь.
Курсы были окончены 20 июня, но даже документы об окончании этих
курсов не были вручены курсантам: в ночь с 21 на 22 июня началась
Великая Отечественная война. И Алексей, как-то разом повзрослевший за первые военные сутки, вспомнил вдруг политрука. И сказал сам себе:
-Вот и твоя война пришла, сержант Инякин.
Шёл 1943г.Потерпев поражение под Москвой, гитлеровцы готовились к
новым наступительным операциям. Завязались тяжёлые бои на Курской дуге (приложение №10).
По приказу Верховного главного командования началась партизанская «рельсовая» война.
В партизанском отряде Алексея Инякина было три отделения подрывников. Ежемесячно они должны были пускать под откос не менее 9 эшелонов противника. Но проходит неделя, другая, а все попытки партизан подобраться к железной дороге незамеченными оканчиваются неудачей. Инякин сам с тремя командирами отделений решил провести операцию и доказать, что громить немцев можно и в сложной обстановке. План операции командир тщательно продумал и объяснил подрывникам.
После полудня группа из четырёх человек, захватив всё необходимое, двинулась к железной дороге. Шли всю ночь, а к утру, тщательно замаскировавшись, залегли неподалёку от железной дороги. Целый день наблюдали за движением поездов и патрулей, уточняли план операции.
Стемнело. Со стороны Борисовка к станции Славное на большой скорости шёл пассажирский состав. Станцию он прошёл без остановки. Немцы
-11-
спешили на фронт. Чтобы добежать до насыпи, заложить под рельсы двойную порцию взрывчатки- шестнадцать килограммов тола, опытным подрывникам понадобилось несколько минут.
Немцы их не заметили. Патрули перед этим встретились у намеченного места минирования и разошлись к своим постам.
Со станции Славное дорога идёт под уклон, насыпь высокая, около 17 метров. Метров на триста успели отбежать партизаны, как состав подорвался. Сильным взрывом разметало вагоны. Вой, свист летящих колёс, обломков вагонов, рельсов, стоны и крики раненых неслись вслед партизанам. А они были уже далеко от места взрыва.
Движение поездов на участке железной дороги Берлин-Москва остановлено на двое суток. Партизаны благополучно вернулись в лагерь. На другой день доложили, что первый эшелон был уничтожен полностью,400 человек было
убито и примерно столько же ранено. Впоследствии все участники этой памятной операции были награждены орденами Боевого Красного Знамени.
Помощь партизан фронту была ощутимой. Наши войска успешно уничтожили вражеские группировки, уверенно продвигаясь на Берлин. Вернулся А.А.Инякин домой весной 1946г. На его груди поблёскивали медали и орден Красной Звезды. Занялся своим любимым делом, учил детей
химии и биологии.
4.6 «Узник концлагеря Освенцим». В нашей семье есть ещё один человек, который в далёком детстве пережила ужасы концлагеря Освенцим.
Это жена брата нашего дедушки (Инякина Геннадия Михайловича)-Инякина (Литвинова) Раиса Александровна,1937года рождения.
В настоящее время Раиса Александровна живёт в г.Нурлате. О том, что она была в концлагере Освеницим, нам рассказали бабушка с дедушкой. Но нам захотелось узнать больше и мы съездили к ней. Когда Раиса Александровна рассказывала о этих страшных днях, у неё наворачивались слёзы на глазах. Вначале она рассказала о семье.
В 1941году их большая семья проживала в Белоруссии в с.Нивьё Россонского района Полоцкой области. Село было очень большое, красивое.
В село немцы вошли зимой 1942 года. Как страшный сон вспоминает Раиса Александровна то, как летом 1943года собрали женщин, детей и стариков в большой бане, что стояла у окраины села, у самой реки. Набив битком жителей села, баню подожгли. В огне живьём сгорели десятки беспомощных людей. Стоны, душераздирающие крики и плач женщин и детей звучат в ушах и по сей день. Такое не забывается.
После недолгого молчания Раиса Александровна продолжила.
Белорусский край вошёл в историю Великой Отечественной войны как край партизанский. Её мать, у которой на руках было четверо детей, младшему
-12-
всего два годика, была связной у партизан. Поздней осенью 1943года её увели на допрос, пытали, да так, что дети привезли её домой, положив на
санки, сама она идти не могла. А вскоре с наступлением зимы в дом пришли два немца в касках, с автоматами вытолкали её во двор и там на глазах у детей расстреляли.
Вскоре Литвиновых вместе с сотнями других детей загрузили в грузовики, оттуда в товарные вагоны, продуваемые насквозь и предназначенные для скота ,привезли в Польшу, в концлагерь Освенцим. У детей брали кровь, кожу, на них ставили бесчеловеческие опыты и лишали права на человеческое достоинство и жизнь.
Поразительно ,но все четверо Литвиновых выжили в этом страшном аду. До конца 1944года,когда их освободили советские войска, они прошли все испытания, выпавшие на их хрупкие плечи. Спали в тёмных бараках с крошечными окнами, на соломе, которая кишела вшами. От них не было
спасения ни днём, ни ночью. Не случайно, самой распространённой причиной смерти от болезни был тиф. Лагерные номера либо выкалывали на
руках, либо пришивали в левом верхнем углу одежды. Сбоку у каждого была
привязана пустая консервная банка, в которую иногда наливали похлёбку.
В 1944-45 г.освобождённых детей увозили как можно дальше в тыл в Белоруссию и Украину, лечили, откармливали и распределяли по детским
домам. Только через 35 лет все дети Литвиновых соединились вместе. Вот
такую судьбу мне поведала Раиса Александровна.
После такого рассказа у меня пришла мысль, посвятить строки этим детям.
«Мужчины мучали детей. За что обидные слова,
Умно. Намеренно. Умело. Побои, голод, псов рычанье.
Творили будничное дело, А детям было не понять,
Трудились – мучали детей. И дети думали сперва,
И это каждый день опять, Что это за непослушанье.
Кляня, ругаясь без причины. Они представить не могли
Чего хотят от них мужчины. Того, что могут быть убиты...»
Со своим будущим мужем, Инякиным Геннадием Михайловичем Раиса Александровна познакомилась в военной части близ Балагое в Калининградской области, который служил там после полковой школы во Владимире. В 1962году молодая семья переехала в
г.Нурлат, поближе к родным мужа, который был родом из Андреевки. Мы уже упоминали о нём (это брат нашего дедушки)..Он был очень хорошим добрым человеком. Эта доброта, так же как и нашему дедушке, и другим детям передалась от прадедушки.
-13-
В семье выросло двое детей, один из сыновей майор, служит в Хабаровске по контракту. А внук учится в Воронежском авиационном университете.9-ый год как муж умер, четверо внуков и одна правнучка составляют сегодня весь смысл её жизни. Она не падает духом, идёт в ногу со временем.
4.7 «Моя бабушка-тыловик»
Валентина Ивановна(1929г.) родилась в д.Илюткино Нурлатского(Октябрьского) района в многодетной трудолюбивой семье. По окончании Карсунского медицинского училища по распределению попала в д.Андреевка, где познакомилась с дедушкой. 30лет проработала акушеркой.
Подворные обходы, роды домашние, дорожные…Сколько их было? Детская
смертность, трахома, кожно-венерические заболевания, чесотка, педикулёз,
туберкулёз…Бабушка приходила с работы уставшая, издёрганная и часто в таких случаях взволнованно повторяла: «Детей в медицину не пущу».
Но по её стопам пошли: старшая дочь Галина, её внук Игорь, средняя дочь Римма.
Имеет награды:
1.Медаль материнства IIстепени,
2.Юбилейная медаль 55 годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.,
3.Юбилейная медаль 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.,
4. Юбилейная медаль 65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.(которую недавно вручили)
5. Медаль «Ветеран труда» ».
Бабушка говорит: «Как посмотрю на эти медали, сразу вспоминаются те страшные годы». Мы очень долго не решались расспросить бабушку о её жизни в войну и после, потому что прекрасно знали, что без слез не обойдется. Сейчас бабушке восемьдесят лет. В 1941 году ей было двенадцать.
Победа нашего народа в Великой Отечественной войне- это подвиг воинов,1418 дней честно исполняющих свой солдатский долг. Война пришла и в село, где жила бабушка.
С первых же дней начала войны страна мобилизировала на фронт мужчин. Из семей уходили на войну по 5,6 человек. Уже в июне месяце начали приходить первые похоронки в деревню, которые приносили с собой слёзы и горе родным, односельчанам. В то время, когда отцы, братья и мужья защищали Родину с оружием в руках, здесь в тылу ковали победу старики, женщины и дети. В колхозе развернулось своё сражение за хлеб, за жизнь.
Затемно приходилось идти в поле и рабочий день заканчивался глубокой ночью. Домашнюю работу приходилось выполнять ночью. Поля сеяли,
-14-
косили, молотили вручную. Лошади, из-за нехватки корма, стали гибнуть. Весь хлеб, выращенный с огромным трудом, отправлялся на фронт. До конца войны колхозники не получали хлеба, сеяли небольшие участки зерновых на своём огороде, но запасы продуктов кончался к весне и многие умирали с голода. Вручную копали огороды, причём ночью. Пешком приходилось ходить в Нурлат за семенами и тащить на плечах по 8 кг.зерна. Дома в селе были под соломенной крышей, а у многих землянки, лачуги. Многие женщины отправлялись на вырубку леса. В зимнее время обмораживали конечности…
Своим неутомимым, коллективным трудом труженики тыла с каждым днём приближали победу. И 9 мая 1945года они дождались её. Из рассказа бабушки я поняла, сколько нужно было иметь мужества, стойкости, силы, чтобы победить врага в тылу в таком подростковом возрасте. Разве это не героизм? Мы считаем свою бабушку героем нашего времени, так как она не унывает охотно помогает близким и друзьям, проработав всю свою жизнь.
Нам хочется обратиться к своим сверстникам и молодому поколению с просьбой: «Цените то, что завоёвано столькими человеческими жизнями, столькими людскими бедами!
Врагам не везло на Россию; Она не делилась ни синью,
Она не сдавалась в полон, Ни светом своим, ни теплом
И всегда, во все времена, начиная с былинной Древней Руси, как Отечеству грозила опасность, на его защиту поднимался весь народ, вся без различий чинов и званий. Защита Родины воспринималась как долг каждого её гражданина. Без этого не было бы великих побед русской армии и российского народа в 1380г. на поле Куликовом, в 1812 -
под Бородино, в 1941 - 1945 - под Москвой, Сталинградом, Берлином. И все люди, которые избрали защиту Родины своей профессией, считались в
стране избранными. К солдатам и офицерам в обществе относились с уважением и почетом. Воин - это лучший из нас. Это человек чести. Кто главный герой русских солдат, богатырь! О ком сложено множество песен, сказок, поговорок? О том, кто и дымом греется, и шилом бреется, а при случае и кашу из топора сварит так, что пальчики оближешь.
Для русского человека слова «Отечество», «Родина», всегда были светлыми.
4.8 «Брат моего деда- военный»
У дедушки есть ещё один брат-Андрей Михайлович.Он родился в 1951году в д.Андреевка. После окончания школы был призван на действительную службу. Служил в Ленинграде. После службы поступил в
Московское высшее пограничное училище, проучился пять лет. За время учёбы показал себя только с хорошей стороны, учился почти на отлично,
-15-
занимался спортом. Кстати, спортом занимался ещё в школьные годы, был хорошим спортсменом. После учёбы служил в Амурской области в
Бирибиджане, затем на Дальнем Востоке. Был в командировке в Афганистане, где получил ранение. В настоящее время полковник в отставке, проживает в г.Санкт-Петербурге.
4.9 «Дяди-военные»
Перейду к рассказу о наших дядях –родных братьях мамы.
Инякин Вячеслав Владимирович родился в феврале 1961года. В школу пошёл в 1968году.В 1976 окончил 8 классов Андреевской средней восьмилетней школы. В этом же году продолжил учёбу в Нурлатской средней школе №1.В 1978году окончил 10классов и
поступил в Пермское военное авиационное училище. В 1981году по окончании училища был направлен служить в авиационный полк дальней
авиации в Эстонию город Тарту бортинженером.В 1986г.на Никитиной Ларисе Евгеньевне, которая закончила Самарское мед.училище. В 1992 году уволился в связи с расформированием части. Вышел на пенсию за выслугу лет- майор. В настоящее время живёт в г.Жигулёвске Самарской области.
Инякин Владимир Владимирович родился в 1965году в д.Андреевка.В 1981году окончил 10 классов и поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Проучился пять лет. После окончания училища женился на Роговой Валентине Николаевне родом из Саратова. Служил в Молдавии в г.Тирасполе, затем в Амурской области г.Магдагачи. Награждён юбилейной медалью 70 лет Вооружённых Сил СССР. Лётчик- инженер.
Вышел на пенсию за выслугу лет- майор.
В настоящее время живёт в г.Саратове.
5.0 «Родственники-военные»
Ещё мне осталось рассказать о дедушкином племяннике,( сыне Геннадия
Михайловича ) Сергее Геннадьевиче и его сыне.
Инякин Сергей Геннадьевич родился в 1964г.в г.Нурлате.
После окончания школы поступил в Пермское военное авиационное
училище. После окончания которого служил пять с половиной лет в
Польше, потом на Дальнем Востоке в Хабаровском крае инженером
техником. В настоящее время служит там же- майор. У Сергея Геннадьевича
есть сын Александр.Родился в 1991г.Александр- курсант 3
курса Воронежского военного авиационного университета, будущий офицер,
сознательно выбравший жизненный путь защитника Отечества.
-16-
«Отслужу, как надо, и вернусь...» Да, есть такая профессия - Родину защищать! Когда смотрю на фотографию брата и его друзей, у меня появляется уверенность в завтрашнем дне. Так хочется от всего сердца поздравить Россию и восславить её защитников.
Славься, Отечество! Славься, страна!
Армией славься и честью солдат!
Нам никакая война не страшна,
Пока есть надежные спины ребят!
5.1 «Защитник Отечества»
У д.Володи есть сын Максим(мой двоюродный брат) Несколько слов хочется сказать о нём.Родился в 1991г. в г. Саратове. Был призван на службу в 2008г.Служил год в Хабаровске в мотострелковой части.
-17-
Заключение
Вот и закрыта последняя страница альбома. Но не может быть законченной
работа, которую я начала. Теперь предстоит узнать ещё больше. Я поняла, просто заболеть этим делом, как писал об этом Николай Рубцов:
«И память той, вероятно,
Душа моя будет больна».
Думаю, что каждый член нашей семьи, все те, которые жили до меня, достойны того, чтобы сведения о нём были дополнены, и, пусть с опозданием, но мы узнаем о них что-то новое. Это очень важно, чтобы внуки не забывали подвиги своих дедов и прадедов, гордились ими, были достойными своих предков.
Моё исследование доказывает, что судьба каждого человека тесно связана
с судьбой Родины. Любое событие, которое происходит в стране, радостью
или горестью откликнется в каждой семье, в каждом человеке.
Я продолжу своё исследование, чтобы узнать подробнее о судьбе других членов нашей многочисленной семьи для того, чтобы каждое имя оставить в памяти следующих поколений! Я горжусь свое семьёй. Их нелёгкая жизнь- для нас образец мужества и выносливости человеческой. Именно по истории жизни нашей семьи мы изучаем историю своей страны. Великая Отечественная война, Победа – и опять работа за трудодни – все это пришлось пережить нашему народу, нашей семье. Это не сломило их, а лишь
укрепило, сделало сильными, мужественными, настоящими, способными не выживать, а жить. Это и есть настоящий подвиг! Я по – настоящему горжусь сегодня тем, что о мне течёт кровь нашего прадеда, кровь Инякиных, и приложу все усилия, чтобы составить родословную всего рода нашей семьи. У меня ещё есть время – и я обязательно успею это сделать. Это мой долг!
Вывод:
Ветеранов ВОВ- 2,
1-узник концлагеря Освенцим,
военных-6,
тыловик-1
-18-
Источники:
1) «Великая Отечественная война 1941-1945 годов»
М., «Советская Россия», 1960
2) «Детская энциклопедия» Т.9., «Просвещение», М.,1969
3) Рассказы и воспоминания родственников Инякина Михаила Мартьяновича, Инякина Алексея Андреевича
5)Книга «Память» Нурлатское, Самарское книжное издательство,2005г.
6)Толковый словарь Ожегова
Философские стихи Кристины Россетти
Серебряное копытце
Л. Нечаев. Яма
Снежный всадник
Девочка-Снегурочка