Учебно-исследовательская работа написана на стыке нескольких наук: психологии, педагогики и химии. Ученица предприняла попытку вскрыть серьезную проблему современного образования – понимание учеником учебного предмета. Проблема рассмотрена с точки зрения ученицы 8 класса, но достаточно содержательно. Приведены интересные результаты анкетирования учащихся школы 6-11 классов по данной проблеме, сделан серьезный анализ, результаты которого могут быть использованы в педагогической практике образовательного учреждения.
Работа читается легко и интересно, материал четко структурирован и изложен логично. Ученица подчеркнула актуальность темы в связи с результатами учебной работы в исследуемых параллелях.
Основными положительными моментами работы являются:
1) взгляд на сложнейшую психолого-педагогическую проблему с позиций ученика;
2) приобретение ученицей необходимых знания по вопросу развития собственного мышления и дальнейшего самосовершенствования.
Содержание работы выходит далеко за рамки программного материала, что позволяет оценить его оценкой отлично и рекомендовать к участию в научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
УИР "Понимание-как ученическая проблема" | 105.01 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово
Гуманитарное отделение
Секция «Психологическая»
Учебно-исследовательская работа
«Понимание как ученическая проблема»
Ступак Софья Александровна,
14 лет, 8 «в» класс
Пугина Елена Евгеньевна,
учитель химии
высшей квалификационной категории
г.Павлово
2012г.
Содержание
1. Введение. Почему это важно?................................................................................3
2.Понимание как ученическая проблема…………………………………………..5
2.1.Понимание и обучение…………………………………………………………..5
2.2. Анализ состояния вопроса в МБОУ СОШ № 10 г. Павлово………………..12
2.3. Рекомендации по изучению предмета………………………………………..15
3. Знать значит понимать…………………………………………………………..16
4. Литература………………………………………………………………………..17
5. Приложения………………………………………………………………………18
1. Введение.
Почему это важно?
Истина не в устах говорящего,
а в ушах слушающего. Китайская мудрость.
Очень часто на самых разных уроках я слышу от своих одноклассников фразы «я не выучил, потому что не понял», «я совсем не понимаю объяснения учителя», « мне было не понятно, как решается данная задача». Зная не понаслышке, что показатели успеваемости в нашей параллели низкие, многие ученики имеют неудовлетворительные оценки за четверть, многие могли бы учиться лучше, мне стало интересно рассмотреть вопрос понимания школьных предметов и успехов в учебе. Отсюда возник вопрос «А что такое понимание? Действительно ли, чтобы хорошо учиться, ученик должен понимать предмет?» Поэтому тема моего реферата «Понимание как ученическая проблема», целью которого является рассмотрение понятия понимания и выявление закономерности связи понимания и обучения. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи
1)разобраться в теории вопроса, изучая необходимую педагогическую литературу;
2)провести социологическое исследования в параллелях шестых, восьмых, девятых и одиннадцатых классов и сделать вывод о том, как сами ученики относятся к этому понятию;
3)попытаться на примере учебного содержания предмета химии вместе с учителем сформулировать рекомендации для лучшего понимания этого предмета.
Гипотеза, которую я предполагаю доказать: успехи в учебе по мнению учеников должны зависеть от понимания предмета, которое возникает из взаимодействия ученика и учителя.
Мной были изучены следующие литературные источника «Развитие теоретического мышления у младших школьников»- в этой книге анализируются психологические особенности теоретического мышления (обобщенного способа решения задач) у младших школьников. Впервые излагаются итоги изучения его механизмов, разработаны исследовательские и диагностические методики, выделены этапы его развития в младшем школьном возрасте в связи с содержанием учебных программ. Особенно важными словами из этого пособия стали слова психолога А.Н.Леонтьева «способность логического мышления может быть только результатом овладения общественной практики человечества»(1972)
«Рабочая книга школьного психолога» рассказывает об основных видах и направлениях деятельности школьного психолога, специфику его работы с учащимися разного возраста. Здесь мне понадобилась информация о формировании у учащихся устойчивой мотивации к достижению успеха.
В книге «Учителю о психологии и физиологии подростка» раскрыты физиологические и психологические особенности подросткового возраста, в том числе акцентуация характера у подростков. Авторы не просто описывают те или иные механизмы физиологического созревания подростка, но и дают конкретные советы всем тем кто так или иначе участвует в воспитании подростков. Даются рекомендации каким образом необходимо организовывать обучение.
Основными литературными источниками стали: Педагогические системы, модели и технологии личностно-ориентированного образования - это пособие подготовлено как основание для учебной или самообразовательной работы руководителей школ, методистов учителей и педагогических коллективов осваивающих идеи личностно-ориентированного образования. Здесь личностное педагогическое взаимодействие понимается как обмен интеллектуальными (духовными) ценностями. «Понимание как педагогическая категория» рассматривает понимание учеником воспринимаемой информации как процесс доступный экспериментальному изучению, здесь можно познакомиться с результатами исследования понимания. Здесь же показано, что в педагогической литературе отсутствует определение понятия «понимание» и особое внимание уделено анализу понимания как процесса (анализируется процедура изучения фазы предпонимания, характеризующей исходное состояние ученика, от которого зависит успешность понимания новой информации). Выделяется два аспекта: 1-связан с анализом стратегий формирования абстрактных геометрических понятий, использующиеся учащимися для решения задач; 2-с исследованием логического мышления учащихся. Выделяются требования к содержанию объяснения , к изложению учебного материала так как именно оно создает условие для понимания учеником информации. Приведен сравнительный анализ достоинств и недостатков приема.
Еще раз подчеркивая актуальность темы приведу цитату из журнала «Педагогические инновации»: «Учеников надо вооружать знаниями о мышлении, то есть они должны быть осведомлены о нем, думать о нем и контролировать его…следить за ходом своего мыслительного процесса»
2.Понимание как ученическая проблема
2.1.Понимание и обучение
Сколько недоразумений, разочарований, ошибок, бед и даже трагедий в нашей жизни связано с тем, что кто-то не понял (или не так понял) что-то или кого-то. Проблема понимания настолько значима, сложна и обширна, что в науке сложился любопытный парадокс: "Самое непонятное - что такое "понятное". Да и в практике обучения преподаватель зачастую не понимает, почему и что именно не понимают учащиеся. Не зря ведь существует учительская шутка: "Сколько же можно объяснять? Уже и сам понял, а они всё не поймут ". Проблема понимания является одним из наиболее запутанных и практически не разработанных вопросов в науке. Что же касается исследований понимания применительно к практике обучения, существует вполне единодушное мнение: сколько-нибудь полной теории понимания пока нет. Тем не менее, именно для педагогики раскрытие механизмов и процессов понимания, выявление наиболее существенных причин непонимания, разработка приемов лучшего понимания являются наиболее важными условиями обеспечения эффективности обучения.
На протяжении всей истории педагогики как науки одним из важнейших принципов обучения считался принцип доступности. Еще Я.А.Коменский рекомендовал: "Метод обучения должен уменьшить трудности учения с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий". "Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами". "Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно".Он же дает первые советы (они, правда, адресуются родителям) каким образом нужно упражнять детей в понимании вещей. Главное требование, как подчеркивает Я.А.Коменский, состоит в том, что приучать детей к пониманию нужно уже с самого раннего возраста. Для первичного понимания окружающего мира Я.А.Коменский предлагает такие, например, упражнения, как беседы на распознавание предметов ("Что это?") и их назначение ("Для какой цели?"), а также басни о животных и "другие искусно сочиненные рассказы". Конечно, для современной школы нужны более обстоятельные рекомендации по обеспечению доступности в обучении. Но заслуга Я.А. Коменского состоит именно в том, что он впервые поставил задачу: обучать через понимание.
Любая познавательная деятельность человека направлена на формирование четких и ясных представлений об окружающей действительности. Чтобы усваиваемые знания способствовали успеху в соответствующей деятельности, т.е. чтобы имела место продуктивность знаний, они должны быть, прежде всего, понятны для человека. Безусловно, случается и такое, когда человек знает что-либо, мало того, успешно осуществляет какие-либо действия, но не понимает действительного смысла и сущности происходящего. Такой "роботоподобный человек" не может служить моделью современного специалиста, поскольку в основе своей лишен творческого начала. Непонятная информация просто загромождает ум, ибо человек не может ее пользоваться. Таким образом, понимание выступает как непременное условие и предпосылка осознанного усвоения знаний. В соответствии со структурой акта усвоения (восприятие - понимание - осмысление - закрепление - применение) понимание является обязательным этапом возникновения нового знания. Кроме того, понимание выступает как связующее звено включения новых знаний в систему имеющихся. От понимания или непонимания зависит и эмоциональное состояние человека, которое, в свою очередь, влияет на успешность познавательной деятельности. Так при непонимании человек испытывает отрицательные эмоции (неуверенность, отчаяние, тревожность, страх). Полнота знаний, достаточная для понимания, вызывает положительные эмоции, активизирует все познавательные процессы и волевые усилия. Можно оказать, что понимание не только является неотъемлемым условием познания, но и выступает как потребность познания.
Даже этот неполный перечень функций понимания в человеческой деятельности свидетельствует об актуальности и значимости самой проблемы понимания. Любое содержание, как бы оно ни было сложно, должно предъявляться учащимся в доступном виде. Хороший учитель всегда стремится говорить о сложном просто, что, кстати, свидетельствует о глубоком понимании самим учителем излагаемого материала. Доступность изложения - важнейшая его характеристика, которая является условием не только понимания, прочного усвоения учебного материала, но и предпосылкой возникновения у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Сложность природы понимания проявляется, в частности, в сложности отношений между знанием и способностью человека понимать. Даже сама трактовка "понимания понимания" отличается чрезвычайным разнообразием: понимание как возникновение соответствующего чувственного образа, как умение выразить знание на естественном языке, как степень овладения знанием, как умение объяснить усвоенное и т.д. Различают следующее виды понимания: лингвистическое (определение смысла и значения языковых выражений); психологическое (уяснение внутреннего мира другого человека, взаимопонимание в процессе общения и т.д.); педагогическое (усвоение знаний, новой информации); научно-теоретическое (уяснение сущности законов, принципов, причин, следствий и т.д.).
Чаще всего понимание начинает складываться не сразу, а по мере накопления информации об объекте понимания. В то же время нельзя говорить о понимании конкретных предметов или явлений окружающей природы, поскольку они не обладают ни целями, ни смыслом. Человек не может понять ни гору, ни камень, ни лес, ни цветок, ни грозу, ни дождь. Если и возникает проблема понимания какого-либо предмета, то это понимание связано со строением, структурой или физической сущностью. Механизмы и характеристики понимания существенно зависят от объекта понимания: одно дело понимание теоремы или сущности закона, другое - чертежа, схемы или технического рисунка, третье - текста, рассказа или объяснения, четвертое - другого человека, его внутреннего мира. Так, например, понимание речи, разнообразных текстов, схем и формул связано с раскрытием их смысла или значения. Ведь человек понимает не буквы, цифры, символы или звуки, не отдельные слова как таковые, а именно смысл или мысль, которую они выражают. Причина непонимания фактов связана, главным образом, с отсутствием соответствующих знаний.
Понимание опирается не только на логику, но и на веру, чувства и убежденность. "Человек должен быть уверен, что непонятное доступно пониманию, иначе он не стал бы исследовать" (И. Гете). Таким образом, закономерности процесса понимания должны учитываться при построении структуры объяснения, подготовке дидактических материалов, создании и использовании средств наглядности и т.д.
Важное значение для обеспечения понимания в обучении имеет предварительная диагностика и самого факта "понимания - непонимания", и причин непонимания. Подобную диагностику осуществить не всегда просто. На вопрос "Кто не понял?" мы редко видим поднятые руки. Старшие учащиеся не признаются в непонимании из-за ложного стыда показаться несообразительными иди глупыми, а младшие - из-за кажущегося понимания, связанного с низким уровнем самоконтроля.
Одним из важнейших условий понимания является наличие соответствующих опорных знаний, поэтому в главе подробно рассмотрены пути актуализации опорных знаний в конкретных учебных ситуациях. Наличие устойчивых познавательных мотивов также является необходимым условием понимания.
Проблема понимания является предметом исследования многих наук, каждая из которых стремится дать определение этому понятию под углом зрения своей специфики. Единого общенаучного определения понимания пока не сложилось.
Если обратиться к чисто словарным значениям слова "понимание", то и здесь мы увидим довольно пеструю картину. Так, например, словари синонимов дают следующие синонимические значения слова "понять": постигнуть, постичь, уразуметь, уяснить, осмыслить, осознать, взять ж толк, разгадать, раскусить, раскумекать, расчухать.
В толковых словарях сущность понимания раскрывается как способность осмыслить, постигать содержание, смысл, значение чего-либо (понимание чужой речи, произведений искусства, мыслей, правил, доказательств); как раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета через осознание связей и отношений между предметами или явлениями, ясное "видение" причинно-следственных связей (понимание законов природы, мотивов поведения); как то или иное толкование через раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности (толкование исторических событий, явлений и т.п.).
Приведем некоторые из этих определений.
"Понимание - способность дать словесный эквивалентна, способность передать содержание своими словами, способность правильно провести рассуждение, т.е. способность прилагать к изменяющейся действительности уже имеющиеся знания о ситуациях или объектах".
"Понимание есть упрощение мысли, переложение ее, если так можно выразиться, на другой язык".
"Понимание - процедура осмысления, выявления и реконструкции смысла".
"Понимание - процедура реконструкции вопросов, на которые отвечает наличное знание".
"Понимание есть интеграция, дифференциация, сравнение данных об объекте понимания и личностных знаний, добытых в процессе опыта".
Прежде всего, следует отметить, что понимание есть специфический познавательный процесс. Однако полностью отождествлять понимание с познанием нельзя, ведь последнее может осуществляться и без понимания. Поскольку понимание обычно проявляется как воспроизведение и интерпретация уже познанного, с одной" стороны, можно утверждать, что "понимание есть познание познанного", с другой стороны, можно рассматривать понимание как высший уровень познавательного процесса. Понимание в широком смысле - это установление существенных связей или отношений между предметами реальной действительности посредством применения (использования) знаний. Понимание в узком смысле - это компонент мышления, состоящий в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний и применения специальных приемов.
Важным условием надежного понимания при объяснение учебного материала методом беседы является совпадение внешнего и внутреннего диалогов. Излагая учебный материал, формулируя вопросы для учащихся и слушая их ответы, преподаватель одновременно осуществляет внутреннюю беседу (диалог), прогнозируя, в частности, дальнейший ход внешнего диалога. Учащиеся, в свою очередь, слушая преподавателя, ответы и вопросы других учащихся, мысленно беседуют сами с собой и с другими участниками беседы (внутренний диалог). Наиболее успешно понимание происходит в случае, если внешний и внутренний диалоги или совпадают, или близки по содержанию. Для преподавателя это совпадение более вероятно, поскольку он ведет беседу по известному ему плану. Чтобы гарантировать совпадение внешнего и внутреннего диалогов для учащихся преподавателю ознакомить учащихся с логическим стержнем и планом изложения темы. Объяснение, рассказ учителя - это цепь суждений. И объяснение будете понятно лишь тогда, когда учащийся схватывает и прослеживает всю эту цепь целиком. Потеря нити рассуждения - начало непонимания. Именно поэтому объяснять нужно непродолжительными, логически завершенными дозами с проверкой понимания каждой дозы учебного материала.
Говоря о сущности понимания, нельзя не затронуть вопрос об уровнях понимания. По крайней мере, в обучении важно не просто понять, а как именно понять, на каком уровне. Принято выделять несколько уровней усвоения учебного материала (например, репродуктивный уровень понимания и уровень творческого усвоения).
Очевидно, что эти уровни усвоения главным образом определяются уровнями понимания. Если для репродуктивного уровня возможно усвоение без понимания (просто запомнить с возможностью репродуктивно, т.е. дословно или близко к тексту воспроизвести), то для уровня понимания, как следует из его названия, предполагается более-менее глубокое понимание. Уровень творческого усвоения, который иногда называют уровнем трансформации, т.е. возможности использовать знания в новых нестандартных ситуациях, уже предполагает полное и максимально глубокое понимание усвоенного учебного материала. Уровни понимания с точки зрения практической деятельности можно встретить и в таком виде: понять, но практически не уметь; понять и самостоятельно выполнять; понять и уметь найти новый способ деятельности (например, применительно к доказательству теорем).
2.2. Анализ состояния вопроса в МБОУ СОШ № 10 г. Павлово
Мной было проведено анкетирование учеников нашей школы по вопросу понимания школьных предметов. (см. приложение №1 «Анкета по проблеме понимания» и приложение №2 «Сводный бланк обработки анкет»). Мы исследовали 108 учеников школы разного возраста:
Класс | 11класс | 9 класс | 8 класс | 6класс | 4 параллели |
Количество исследуемых | 20 человек | 33 человека | 30 человек | 25 человек | 108 человек |
% выборки от общего количества обучающихся в параллели | 67% | 43% | 43% | 35% | 47% |
Вот какие обобщенные результаты мы можем привести:
На первый вопрос «Что значит понимать?» самый большой показатель ответов был выявлен у 9 классов-100%, а самое меньший у 6 классов-64%.
Распространенные ответы у 11 классов: понимание это - осознавать, использовать информацию, у 9 классов-разбираться в чем-либо, понимать, осознавать, у 8 классов - вникать, хорошо разбираться у 6 классов-знать или вникать.
На второй вопрос «Связаны ли ваши успехи в учебе и понимании школьных предметов?» большее количество ответов «да» дали 11 классы-85%, самое меньшее 6 классы-64%.и только 11 классы попытались объяснить «почему?». Ответов «нет» на этот вопрос оказалось больше всего у 8 классов.
На третий вопрос «Можно ли иметь «5» и не понимать предмет и почему?» больше ответов «да» дали 6 классы-64%, а наименьшее 8 классы-43%.Ответов «нет» мы получили соответственно больше у 8 классов-33%.
В пояснениях приведены причины такой возможности: 11- зазубрить; 9 - списать, зазубрить, 8-если списывать, заучить, 6-списать с решебника.
На четвертый вопрос «Какие школьные предметы ты понимаешь, объясни почему?» 11 классы: нравиться литература - интересно, обществознание-нравится; 9классы: математика-понятно объясняют, биология- понятно, технология-понятно, 8 класс: русский язык-хорошо объясняют, математика-понятно объясняют, биология-понятно, МХК-интересно, 6 классы: русский язык-хорошо объясняют. А у 6 классов не дали ответа на вопрос 40% от общего количества отвечающих.
На пятый вопрос «Что должен сделать учитель, чтобы ученик понимал предмет» понятно говорить-11, 9, 8, 6 классы, доброжелательно общаться-9, 8, 6 классы, повторять несколько раз новое-11, 9, 8, 6 классы, объяснять эмоционально-11 класс, работать над развитием ученика-8 классы.
На шестой вопрос «Что может сделать ученик, чтобы понимать предмет?»: внимательно слушать объяснения-11, 9, 8, 6 классы; переспрашивать непонятное-8, 6 классы; больше учить дома-11, 9, 8, 6 классы; читать больше дополнительной литературы-8 класс; работать над развитием своего мышления-11, 9 классы
На основании вышесказанного общие выводы можно сделать такие:
1. Чем старше ученик, тем конкретнее он представляет, что такое понимание. Интересен факт, что ни один из отвечающих девятиклассников не затруднился с ответом. Ученики пытались объяснить это понятие через нахождение синонима или более простого понятия: осознавать, хорошо разбираться, вникать.
2. Большинство учеников (72%) согласны с тем, что успехи в учебе связаны с пониманием школьных предметов, одиннадцатиклассники попытались это даже как то объяснить. Интересно, что 30% 8 классов не считают успехи и понимание взаимосвязанным.
3. Большинство опрошенных учеников (71%, больше всего среди них учеников 9 классов) считают, что пятерку можно получить, не понимая предмет, зазубривая и списывая.
4. Ученики назвали самые разные предметы, которые они понимают, главное они выделили причину этого - интересно на уроке, нравится предмет, интересно объясняют.
5. Учитель может помочь ученику понять, если будет понятно говорить, доброжелательно общаться и приводить интересные примеры.
6. Ученик для того чтобы понимать должен: внимательно слушать объяснение, переспрашивать непонятное, больше учить дома, работать над развитием своего мышления. Интересными были свои варианты: понимать для чего нужен предмет; не лениться, а учиться; играть в развивающие игры.
2.3. Рекомендации как лучше учиться в школе
Проанализировав результаты, мы решили дать несколько советов для лучшего обучения в школе.
1 СОВЕТ
Никогда не спите на уроке. Я имею в виду и в прямом смысле и в переносном. Если вы уснете, то учитель обязательно вас заметит, подойдет к вам, разбудит, и вы получите отрицательную оценку, а может быть, даже вылетите из кабинета. Надо внимательно следить за уроком, потому что учитель может спросить вас в самый неожиданный момент, что он сейчас говорил или просто задать какой-то вопрос. Главное, не дожидаться того самого момента, когда вас спросят. Если учитель задал вопрос, а вы его точно знаете, то поднимайте руку и отвечайте. Только не надо дергать рукой и практически рваться ответить, потому что это учителям не нравится, и они специально спросят другого человека.
2 СОВЕТ
Иногда на уроках учителя предлагают желающим из класса сделать реферат, сообщение или даже презентацию. Никогда не отказывайтесь. Ведь можно всю нужную информацию и даже презентацию скачать с Интернета. Таким образом, легко получить положительную оценку, практически ничего не делая. Ведь куда лучше найти информацию в Интернете, скомпоновать ее и оформить, чем учить нудный и сложный параграф.
3 СОВЕТ
Не портите отношения с учителями. Если у преподавателя с вами хорошие отношения, то он не поставит вам отрицательную оценку за то, что вы забыли выучить параграф. Он просто скажет, что вы ему расскажите этот материал после уроков или еще в какой-нибудь другой день. Но если у вас плохие отношение с каким-нибудь учителем, то он начнет к вам плохо относиться, ставить оценки на бал ниже обычного, чаще спрашивать в не подходящий момент.
4 СОВЕТ
Не всегда есть время, чтобы выполнять полностью домашнее задание. Старайтесь, по крайней мере, обязательно сделать письменные задания. А если вы последовали моему совету № 1, то времени на выполнение устных уроков у вас уйдет гораздо меньше. Да и на переменке можно быстренько просмотреть параграф. А если вы случайно не сделали письменное задание, то лучше перед уроком сказать учителю об этом, а не надеяться на «авось». По закону подлости именно в этот день учитель захочет проверить домашнее задание. И ваш лепет про забытую тетрадь прокатит только в крупных городах, в которых до вашего дома более 5 километров, да и то один раз.
Надеюсь, что мои советы будут полезны для вас. Удачи вам в учебе!
3. Знать значит понимать
Работая над темой своего реферата «Понимание как ученическая проблема», прежде всего я поняла, что эта тема актуальна, интересна и сложна, прежде всего тем, что понимание - процесс двухсторонний - он зависит от взаимодействия ученика и учителя на уроке, в процессе понимания важно найти общий язык на уроке. Считаю цель реферата достигнутой и все поставленные задачи выполненными. Гипотеза, которую я предполагала доказать, что успехи в учебе, по мнению учеников, должны зависеть от понимания предмета, которое возникает из взаимодействия ученика и учителя, доказана теми результатами опроса, который мы провели. Хотелось, что бы многие ученики воспользовались и теми советами, которые мы им предложили. А общий вывод моих наблюдений, собственного опыта и этой работы: «Знать-значит понимать».
4. Литература
1. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.-М.: Просвещение 1986.
2. Рабочая книга школьного психолога И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под редакцией И.В.Дубровиной.-М.: Просвещение 1991.
3. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников/ науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР-М.: Педагогика 1984.
4. Понимание как педагогическая категория. (МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ: ПОНИМАЕТ ЛИ УЧЕНИК ТО, ЧТО ИЗУЧАЕТ?) М.: центр «Педагогический поиск», 2004.
5. Рыжова С.В., Шилова Л.Н. Педагогические системы, модели и технологии личностно-ориентированного образования: Учебное пособие для спецкурса.-Н.Новгород:НГЦ.-1998
6. Критическое мышление и основы обучения и учения. Распечатка ГОУ ДПО НИРО.
7. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников, журнал «Практика административной работы в школе», №8, 2003
"Портрет". Н.В. Гоголь
Пейзаж
Свинья под дубом
Городецкая роспись
Горка