Данная работа была представлена на XXIII районной научно-практической конференции школьников Динского района. Цель работы:
- создание правильного представления об эстетических и функциональных возможностях природных элементов, развитие исследовательских навыков, умений, основ проектного мышления; вовлечение учащихся нашей школы в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Вложение | Размер |
---|---|
landshaftnyy_dizayn_prishkolnogo_uchastka.docx | 33.2 КБ |
XXIII районная научно-практическая конференция школьников Динского района
Секция: География
Ландшафтный дизайн пришкольного участка
(на примере БОУ СОШ № 30 станицы Нововеличковской)
Автор:
Кутняк Анастасия Петровна
ученица 9 класса
Нововеличковской БОУСОШ №30
Динского района
Научный руководитель:
Легина Ирина Николаевна,
учитель географии
Нововеличковской БОУСОШ №30
Динского района
2012г.
Аннотация
Цель работы:
- создание правильного представления об эстетических и функциональных возможностях природных элементов, развитие исследовательских навыков, умений, основ проектного мышления; вовлечение учащихся нашей школы в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Основные задачи работы:
- изучение литературы по ландшафтному дизайну различных территорий, принципах озеленения пришкольной территории;
- составление характеристики пришкольного участка;
- в результате сотрудничества детей, родителей и учителей способствовать воспитанию сознательной деятельности и ответственности;
- экологическое и патриотическое воспитание школьников на примере нашей работы.
Идея нашего проекта заключается в создании на пришкольной территории ухоженного и эстетически правильно оформленного участка, с последующим использованием данной территории. Работа по реализации данного проекта началась в конце 2010 - 2011 учебного года, когда появилась идея об озеленении и благоустройстве пришкольного участка, и рассчитана на 3 года. Началась наша работа с обращения к администрации школы о разработке данного проекта по благоустройству пришкольного участка. Охватить всю территорию нашего школьного двора сразу не представляется нам реально выполняемой задачей, поэтому решено было начать работу по благоустройству со стороны улицы Красной.
Основные принципы нашей работы:
- доступность и научность изучаемой нами проблемы, связь с современной жизнью;
- применение современной техники (составление компьютерной презентации);
- ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами являются исследовательский и частично-поисковый.
Введение
Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства, стало одной из актуальных проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природе является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации.
Выбранная нами тема актуальна в настоящее время, так как красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты. Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы планируем повышать уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей станицы.
Наша работа имеет научное и практическое значение, так как пришкольный участок- это экспериментальная и исследовательская площадка, где школьники могу вести наблюдения за окружающей природой, проводить различные экскурсии, это место отдыха и игр школьного лагеря, это просто райский уголок за стенами каменного здания.
На основе привлечения школьников к практически значимой деятельности на пришкольном участке идет их становление и социальной компетенции.
Цель работы:
- создание правильного представления об эстетических и функциональных возможностях природных элементов, развитие исследовательских навыков, умений, основ проектного мышления; вовлечение учащихся нашей школы в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Основные задачи работы:
- изучение литературы по ландшафтному дизайну различных территорий, принципах озеленения пришкольной территории;
- составление характеристики пришкольного участка;
- в результате сотрудничества детей, родителей и учителей способствовать воспитанию сознательной деятельности и ответственности;
- экологическое и патриотическое воспитание школьников на примере нашей работы.
Основная часть
Нововеличковское сельское поселение основано в 1825 году. В состав поселения входят станицы Нововеличковская и Воронцовская, поселки Найдорф и Дальний. Станица расположена на реке Понура, в степной зоне, в 30 км западнее районного центра — станицы Динская (Приложение 1).
Численность населения составляет 11170 человек. Площадь территории поселения - 292,9 квадратных километров [3].
Нововеличковская средняя школа № 30 расположена на главной улице станицы Нововеличковской – Красная, 51. Наша школа окружена различными зданиями: котельная, которая отапливает нашу школу; южная сторона граничит с частным жилым сектором, на юго-восточной стороне – СПК «Колос»; в западной стороне – станичный парк.
Территории пришкольных участков, как правило, имеют стандартное зонирование: цветники размещают перед зданием школы, вдоль дорожек, на газонах, вокруг спортивных площадок. Наша школа не является исключением. Школа почти со всех сторон окружена деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра, поглощая уличный шум и шум от проезжающих рядом машин.
Перегруженность пришкольных участков большим числом цветников нежелательна, так как цветники нуждаются в постоянной заботе в течение всего вегетативного сезона, тогда как основная масса школьников летом разъезжается на каникулы и цветы остаются без надлежащего ухода. Этот фактор так же необходимо учитывать при разработке ландшафтного дизайна пришкольного участка.
Нами был создан и частично претворен в жизнь проект "Ландшафтный дизайн пришкольного участка". Охватить всю территорию нашего школьного двора сразу не представляется нам реально выполняемой задачей, поэтому решено было начать работу по благоустройству со стороны улицы Красной (перед зданием школы и спортзалом). (Приложение 2). Мы считаем, что озеленение школы необходимо проводить постоянно. На территории пришкольного двора уже произрастает около 50 деревьев. Листья выделяют кислород, поглощают углекислый газ и очищают атмосферу от вредных газов и пыли, попадающих в нее. Также произрастает некоторое количество кустарников.
Летом в школе проходит производственная практика – работа на пришкольном участке. Эта бригада школьников ухаживает за растениями, посаженными на пришкольном участке, кустарниками и клумбами.
Наша работа проводилась в несколько этапов:
Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было изучение литературы по ландшафтному дизайну.
Существуют различные стили ландшафтного дизайна территории [1]:
После того как мы определились с направлением, в котором будем продолжать нашу работу, мы приступили ко второму этапу. Был составлен топографический план школьного двора, на котором отмечено здание школы, спортзал, цветники, спортивная площадка, площадка для игр и т.д. (Приложение 3). Для того чтобы посаженные растения получали достаточное количество солнечного света и тепла, необходимо определить зоны инсоляции. Инсоляция (лат. insolatio, от insolo — выставляю на солнце), облучение земной поверхности солнечной радиацией, прямой или суммарной (т. е. прямой и рассеянной вместе). Под инсоляцией обычно понимают лишь приток радиации на горизонтальную поверхность [2]. Чтобы определить зоны инсоляции, мы выбрали солнечный день и провели три замера. Первый замер – около 8 часов, мы определили куда падает солнце, а куда - тень, и все затененные места отметили на плане штриховкой. Мы отмечали тень от зданий, высоких деревьев. Второй замер мы провели примерно в 12 часов, и третий – в 17 часов. После того как нанесли всю штриховку на план, мы увидели зоны наибольшей затененности (в этих местах штриховка будет тройная), где находятся места полной освещенности (здесь штриховки не будет совсем) (Приложение 4).
Третьим шагом было объявление конкурса эскизов пришкольного участка (Приложение 5). Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. Конкурс проходил среди учащихся 5-10 классов. Мы выступили перед ребятами со своей идеей благоустройства пришкольного участка, ознакомили их с основными принципами нашей работы и объявили конкурс на лучшую работу по благоустройству и озеленению пришкольного участка (Приложение 6).
Наиболее активными оказались учащиеся 8 и 9 классов. Они предложили различные варианты благоустройства нашего пришкольного участка. Обсудив эскизы с участниками конкурса, мы отобрали лучшие, с помощью которых и будет обустраиваться школа (Приложение 7). Мы обсудили наш проект с администрацией школы, и они одобрили его, обещав помочь в реализации данного проекта (Приложение 8).
В процессе всей нашей работы проводится подготовка территории к последующим посадкам –уборка на участках (Приложение 9). Учащиеся удаляли старые пни, убирали с территории остатки мусора, техногенные загрязнения, освобождая место для посадки цветов; было проведено осеннее вскапывание участка.
В настоящее время мы ведем работу по правильному подбору растений, продолжаем работать с литературными источниками информации, рассматриваем возможные варианты по благоустройству нашего пришкольного участка.
Цветы - украшение, фон, элемент декоративного покрытия и постоянные жители нашего участка. Без цветов не обойдется ни один земельный надел. Цветы действительно украшают участок и они же требуют определенного тщательного ухода. Красота цветника зависит не только от сочетания растений по окраске, фактуре, высоте, времени цветения, но и от того, какие условия будут созданы для ухода. Каждый вид растений по-своему требователен к влаге, свету, почве. Одни нужно пересаживать весной, другие осенью. Каким-то растениям нужен частый полив, посаженным по соседству – воды требуется мало. Цветочных растений так много и они так разнообразны, что их разделяют по ряду признаков.
По продолжительности жизни все цветочные растения делятся на однолетники и многолетники. У однолетников жизненный цикл, т.е. период от посева до образования новых семян и полного отмирания, проходит за 6-7 месяцев. Многолетники сохраняются зимой в виде корневищ, клубней, луковиц. Каждый год у них вырастает новые побеги. С третьего года жизнеспособность падает, цветение становится слабым, многие из них погибают.
Растения различаются и по отношению к теплу, свету и влаге. Теплолюбивые растения неприхотливы на юге, в условиях, когда лето короткое, тепла не хватает, необходимо выращивать их через рассаду. Холодостойкие и быстрорастущие растения можно высевать прямо в грунт, на постоянное место. Светолюбивые растения плохо растут при недостатке света и в тенистых местах, а тенелюбивые на солнце [4].
Все эти особенности необходимо учитывать при подборке растений для нашего пришкольного участка.
Весной мы планируем приступить к посадке растений, привлекая к этому учащихся и педагогов нашей школы.
Заключение
В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что наш пришкольный участок нуждается в постоянном благоустройстве и модернизации.
Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
В процессе работ по созданию пришкольного участка учениками активно будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные на уроках биологии, химии, географии и трудового обучения не «на бумаге», а практически, что, как известно, позволяет закрепить их значительно лучше.
Мы хотим сделать нашу жизнь ярче, красивей, живописней, приобщив к этому и остальных учеников школы, которым проходя мимо нас, хотелось помочь.
Помимо этого учащиеся будут получать новые знания и практический опыт в области ландшафтного дизайна, который наверняка пригодится им в будущем.
Воспринимая природный пейзаж, человек ищет в нем особенности, гармонирующие с его общественной деятельностью, индивидуальной жизнью, настроениями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих чувств, а также эстетических духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчитано на активное положительное воздействие на него.
Список литературных источников
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Учимся ткать миленький коврик
Швейня
Философские стихи Кристины Россетти
Бородино. М.Ю. Лермонтов