Проблема курения в данный момент очень остро стоит перед человечеством, перед подростками в том числе. Учащиеся работали над этой проблемой, поставив перед собой цили и задачи. Начали исследовательскую деятельность.
Было много проведено работы, направленной на ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, против курения. Работа состоит из нескольких частей:
1) Курение или здоровье- выбирайте сами! В этой части ребята показывают какой вред приносит человеку курение.
2) Куришь- здоровью вредишь. Здесь рассказано что происходит с органами человека во время курения.
3) Вред не только себе, но и обществу. В этом разделе обучающиеся рассказывают какой вред оказывает табак и табачный дым окружающим.
Во время данной работы были проведены различные исследования и сделаны выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Курение-главный враг здоровью" | 924.67 КБ |
Тема проекта:
«Курение- главный враг здоровья»
Девиз: «Курить- себе вредить»
ОГЛАВЛЕНИЕ
№п/п | Содержание |
1 | Проблема, цели и задачи исследования |
2 | Введение |
3 | Основная часть |
1) Курение или здоровье- выбирайте сами! | |
2) Куришь-здоровью вредишь. | |
3) Вред не только себе, но и обществу. | |
4) Наши исследования. | |
4 | Выводы и предложения |
5 | Литература и интернет-ресурсы |
6 | Приложения |
I. Выбор проблемы исследования
Известно, что красота и здоровье не совместимы с курением!
Красивыми и здоровыми хотят быть все.
Однако далеко не все спешат
расстаться с привычкой курить
или просто допускают возможность курить от случая к случаю.
«Курение- плохая привычка!», «Курение- медленное самоубийство!» вот такие фразы нам не раз приходится слышать от взрослых и по телевизору. В газетах мы видели рекламу, которая предлагает помощь в избавлении от табакокурения. «Неужели все так серьезно?»- задумались мы. Возникают вопросы: что будет с людьми, которые курят?, как курение влияет на здоровье человека?
II. Цель исследования
Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение вредит здоровью.
III. Задачи исследования
IV. Объект исследования, предмет исследования и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье человека вредной привычки- курения.
База исследования: учащиеся, их родители, независимые участники.
V. Гипотеза исследования
Можем предположить, что курение вредит здоровью.
VI. Методы исследования
VII. Результаты исследования
I. Введение
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Что такое табак и откуда он взялся?
Табак родом из Америки. Завез его в XV веке в европейские страны Христофор Колумб. Растение получило название от имени провинции Табаго острова Гаити.
В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Табак курили, применяли в качестве лекарства, что часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью.
В России во время царствования царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй- отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Разрешены в России торговля табаком и курение были в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.
II. Основная часть
1) Курение или здоровье – выбирайте сами!
“Человек часто сам себе злейший враг»
Цицерон
Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина о курении, факторов, способствующих ему, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением никотина, перестала быть сегодня медицинской или моральной проблемой только отдельных лиц, она затрагивает здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияет на национальное развитие. В последнее десятилетие в нашей стране резко обострилась вышеперечисленная проблема. И несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни в СМИ, выпуск многочисленных книг, журналов, плакатов, буклетов под лозунгами “нет – курению!”, “жизнь без никотина” и т.д., а также широкомасштабные акции по борьбе с “вредными привычками”, заболеваемость, инвалидность, смертность, в том числе детская, в России достигли катастрофического уровня. Кажется, проблема “вредных привычек” является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними – это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика “вредных привычек”- это, в первую очередь, информация о их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. И чем раньше мы начнем профилактику “вредных привычек” среди молодого поколения, тем быстрее удастся избежать печальных последствий (тяжелых заболеваний, инвалидности, разрушенных семей, самоубийств и т.д.), повысить процент рождаемости, сохранить численность нашей нации.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от употребления табака умирает каждый пятый. Это значит, что мы ежегодно теряем 500 000 людей! Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом: «Курение или здоровье? Выбирайте сами!» По данным английских врачей, каждая выкуренная сигарета стоит курящему 5–10 минут жизни. Двадцать выкуренных ежедневно сигарет сокращают жизнь на 6–7 лет. Пустяк, если ты еще молод.
2) “Курить – здоровью вредить”
Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хотя и успевает охладиться, но не настолько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма бывает около 55–60°С (была проведена беседа «Самое главное- дыхание», см. приложение 6 на стр. 48-50).
Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая иногда к серьезным нарушениям здоровья. Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых. Его специальным образом обработанные листья служат сырьем для табачной промышленности. При курении происходит сухая перегонка табака и бумаги под воздействием высокой температуры (около 300 ?С). При этом выделяется огромное количество различных вредных веществ: их известно около 1200! Среди них – производные почти всех классов органических веществ: предельные углеводороды, этиленовые и ацетиленовые соединения, ароматические углеводороды, стерины, спирты, эфиры, алкалоиды (среди них – никотин). Есть здесь и неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, полония (в том числе радиоактивного полония), есть в табачном дыму окись углерода, оксиды азота, синильная кислота. Недаром говорят, что список веществ, содержащихся в табачном дыме, заставляет содрогнуться: это целый справочник по вредным веществам. Ядовитые свойства никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин. Весьма велики и перечень вредных последствий курения. Ученые находятся новые и новые причины связи курения с различными заболеваниями. Продолжительность жизни курильщиков на 7 – 15 лет меньше, чем их некурящих собратьев. Подсчитано, что курение ответственно за 90% случаев смерти от рака легкого, 75% - от бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца у мужчин в возрасте до 65 лет. Если сравнить заболеваемость курящих и некурящих, то у первых она в несколько раз выше. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память, заметно снижает половую потенцию. У курильщиков чаще, чем у некурящих, рождается неполноценное потомство. Ученые обнаружили увеличение частоты самопроизвольных абортов, повышение смертности в предродовом и послеродовом периодах, снижение массы тела новорожденных, ухудшение умственных способностей у выживших детей, рождение детей с аномалиями развития и т.д. Следует отметить, что на потомство оказывает влияние не только активное, но и так называемое пассивное курение, когда некурящие беременные женщины вынуждены вдыхать табачный дым.
Курение может быть причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, способствующего развитию облитерирующего эндартериита, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности. От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту. Эти признаки могут быть проявлением и гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин, заболевание язвенной болезнью желудка, 96 - 97% курили. Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным.
Хочет ли кто-нибудь стать похожим на этого человечка?
Мы думаем, что нет!!!
Всякому курильщику необходимо помнить, что курение табака вредно сказывается не только на состоянии его собственного здоровья, но и на здоровье тех, кто его окружает дома, на работе, в общественных местах. Большинство же курильщиков удивительно бесцеремонны по отношению к окружающим. Вот что писал по этому поводу Л.Н.Толстой: “Всякий человек нашего современного среднего воспитания признает неблаговоспитанным, негуманным для своего удовольствия нарушать спокойствие и удобство, а тем более здоровье других людей…Но из тысячи курильщиков ни один не постесняется тем, чтобы напустить нездорового дыма в комнате, где дышат воздухом некурящие женщины. дети, причем не чувствуя при этом ни малейшего укора совести” (Проведен классный час «О вреде курения», см. приложение 3 на стр. 27-44; дискуссия «Влияние никотина на некурящих людей», см. приложение 7 на стр. 51-53).
Потребность в курении не дана человеку изначально. Она вырабатывается каждым индивидуально. Курение существует как социальный феномен, входящий в число привычных элементов образа жизни большинства народов мира. В процессе социализации подростки, вступающие во взрослую жизнь, жадно присматриваются и усваивают “взрослые” нормы жизнедеятельности. Подражая старшим, молодые люди приобщаются к курению, со временем и сами становятся источником подражания для других.
Так, после 20 лет начинают курить лишь 10,7% мужчин. Остальные – гораздо раньше. Курильщики, как правило, не могут точно сформулировать, почему они потянулись к сигарете. Их ответы очень неопределенны: любопытство, желание попробовать, баловство, подражание и т.д.
Можно ли бросить курить? Безусловно, да, хотя это нелегко. Но большинство курящих может прекратить курение самостоятельно, без всякой врачебной помощи. Об этом же свидетельствуют данные Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по борьбе с курением, подтверждающие, что среди бросивших курить около 85% “…сделали это по собственной инициативе…”. Очень тяжело отвыкают от курения женщины, тем не менее почти 80% тех, кто бросил курить, сделали это без помощи врача. Статистика весьма единодушна: почти все бросившие курить сделали этот шаг за счет волевых усилий, самодисциплины, самоорганизации, не обращаясь к медикаментозным средствам. У многих заядлых курильщиков развивается зависимость от никотина – болезнь, при которой никотин включается в процесс обмена веществ организма, являясь при этом необходимым их участником. Когда человек бросает курить, возникает своеобразная “недостача” никотина в обменных процессах. Отсутствие никотина проявляется в целом комплексе очень неприятных для человека физических недомоганий и психологических переживаний. Эти явления врачи-наркологи называют абстинентным синдромом.
Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хотя и успевает охладиться, но не настолько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма бывает около 55–60°С. Разрушительное воздействие на организм первым начинает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта в носоглотке в легкие, курильщик автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки попадает в легкие. Температура воздуха, поступающего при этом в рот, обычно на 40°С ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки – «входные ворота» для микроорганизмов. В результате этого зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей (проведен классный час «О вреде табака», см. приложение 9 на стр. 57-61).
Все это и позволяет сказать: “Курить – здоровью вредить!”
3) Вред не только себе, но и обществу
Никотин вреден не только для курящего. Пассивное курение, то есть вдыхание воздуха, насыщенного сигаретным дымом, наносит вред некурящим людям. С этим мы постоянно сталкиваемся в квартирах, служебных помещениях, на улице, в поездах и т.д. Иногда видишь, как молодой папа везет детскую коляску или даже несет ребенка на руках, а в зубах у него – дымящаяся сигарета. Естественно, ребенок накуривается вместе с отцом, который бездумно отравляет организм малыша.
4) Наши исследования
Поставив перед собой столь серьезный вопрос и изучив соответствующую литературу, мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы моих родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других взрослых людей к проблеме табакокурения, и раздали их родителям учеников начальной и старшей школы, и независимым участникам.
Мы провели анкетирование «Курение и причины отказа от него». В опросе участвовало 21 человек: 13 мужчин и 8 женщины. Участников разделили на курящих и некурящих и поместили результаты в табл. 1 и на диаграмму
Таблица 1
мужчины | женщины | |||
курят | не курят | курят | не курят | |
6 | 7 | 0 | 8 | |
46% опрошенных | 54% опрошенных | 0,00% | 100% опрошенных |
При этом 100% опрошенных согласны с тем, что курение – медленное самоубийство. Получается, они знают, что рано или поздно табак их накажет (см. приложение 2 на стр. 25-26).
А как долго и много курят анкетируемые?
Познакомимся с результатами опроса.
Многие мужчины курят дольше 15-20 лет, а некоторые – с 13-15 лет.
Далее в нашем исследовании мы спрашивал, зачем люди курят (см. приложение 1 на стр. 23-24). И оказалось, что у большинства это превратилось в привычку. А ведь от плохих привычек нужно избавляться, они никогда еще не приносили ничего полезного ни человеку, ни обществу в целом! И некоторые участники опроса действительно пытались бросить курить (и не один раз).
Чуть меньше участников анкеты просто не знают, зачем они курят. Они и не пытались бросить курить. И не бросят, пока не ответят себе на вопрос: зачем?
Один мужчина ответил, что не может бросить, а пытался уже много раз.
Нам кажется, что такому человеку нужна профессиональная помощь врача, и он бросит курить.
Двое из опрашиваемых снимают сигаретой стресс. А в литературе мы нашли информацию о том, что табак вреден для нервной системы. Так какой же стресс он снимает?
Этим людям нужно читать статьи о вреде курения, так как они мало знают об этом. Лишь один мужчина считает, что ему это нужно.
Судя по результатам , курящий подросток сейчас не удивляет никого. Но практически все относятся к таким детям отрицательно, с осуждением. И можно сказать – почти никто не хочет, чтобы его ребенок курил.
20 человек знает, что курение вредит окружающим.
Получается, что 6 курящих человек из опрашиваемых вынуждают своих детей быть пассивными курильщиками, но при этом против их курения. Где же логика? Получается, чтобы их дети не употребляли табак, они сами должны отказаться от него.
Хотим отметить, что многие участники анкеты предложили действенные (на наш взгляд), но в то же время простые способы борьбы с курением среди молодежи:
Нам нравятся все предложенные варианты, и мы считаем, что если их применять в комплексе, то положительный результат обязательно будет, нужно только захотеть.
Мы призываем всех жить под таким девизом: «В здоровом теле – здоровый дух.
Еще мы разработали классный час на тему: «Проблема табакокурения глазами детей», и провели его в 2-4 классах, показали сценку «Как медведь трубку нашел», и узнали мнения учеников, их отношение к проблеме. В 4-м классе на классном часе присутствовали 2 человек (100%). Мы выступили с небольшой лекцией, информирующей детей о влиянии курения на организм и его последствиях. Затем провел «мозговой штурм», спросив у детей, вредит ли курение здоровью. Затем по теме были представлены интересные факты и проведен повторный «мозговой штурм». Далее среди учеников был проведен конкурс рисунков по теме классного часа и. В подарок им мы подарили каждому раскраску «Курильщик»(см. Приложение 10 на стр.62). При опросе детей все мнения выносились на доску, а потом по ним был составлен опросный лист 1 (см. приложение 4 на стр. 45-46).
Теперь проанализируем точку зрения 7 учеников (64%) 2-го и 3-го классов, в котором был проведен такой же классный час и так же был составлен опросный лист обобщенных мнений(см. Приложение 5 на стр. 47).
Теперь хотелось бы узнать мнение учеников трех классов вместе (9 человек), чтобы понять, сколько процентов детей против курения, а сколько не считают его вредным. Посмотрим на диаграмму
Из него мы видим, что большая часть (80%) ребят убедились в том, насколько опасно курение.
Проанализировав классные часы о вреде курения среди учеников начальной школы, мы поняли, что дети вообще не задумывались на эту тему, но все охотно участвовали в дискуссии. Это говорит о том, что, общаясь на подобную тему коллективно, ребята учатся не курить. Поэтому такие мероприятия, как разработанные нами классные часы, должны проводиться в школах обязательно (особенно среди младших школьников, которые больше прислушиваются к мнению взрослых).
А пока взрослые продолжают (начинают) курить, они, не задумываясь, учат этому детей. Хотя родители сами же не хотят, чтобы их ребенок курил, и предложили много способов борьбы с курением среди молодежи. Значит, работать нужно не только с детьми, но также и со взрослыми. Может быть, даже со взрослыми – в первую очередь.
Выводы и предложения:
В подростковом возрасте причинами начала курения являются: желание быть как все, интересно попробовать что-то новое, стресс. При переходе от “детства” к “взрослости” интересно попробовать что-то новое и неизвестное. А этим новым и незнакомым, как правило, является что-то негативное и ранее запрещенное взрослыми, в том числе и курение, хотя можно отметить еще и спиртное, вызывающую одежду и манеру поведения; (все остальное, в общем-то, можно и взрослыми не запрещается). В этом возрасте у подростков возникает потребность вырваться из-под опеки взрослых, делать то, что хочется, а не то, что навязывают старшие: Хочу – и курю, хочу -- и выпиваю, ношу что хочу, а не белые носочки и сандалики!
Как видно из данных, приведенных в работе, практически все, кто начал курить в подростковом возрасте, курить не бросили. Т.е. на первый взгляд безобидное желание побаловаться переходит в устоявшуюся привычку, а точнее в наркотическую зависимость, справиться с которой можно только с помощью специалистов. Широко распространенное представление, захочу и брошу -- не совсем верно. Бросить иногда и хочется (10 человек из опрошенных), но не всегда получается (см. диаграмму 1). Только с возрастом (в категории старше 50 лет) число курящих падает, что, по всей видимости, связано с ухудшением здоровья (причем у мужчин более резко, чем у женщин).
Я СЧАСТЛИВ!
Граждане,
у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица.
Мне
обязательно
поделиться надо, как чудесный сон,
стихами без единого
хотя бы кашля и плевка.
Поделиться, Неизмеримо
Я выросли
сегодня удовольствий дозы.
дышу как слон, Дни осени -
походка баней воняют,
моя а мне
легка, цветут,
и ночь извините,-
пронеслась, розы,
и я их, Стопроцентная
представьте, экономия
обоняю. на основном расходе -
И мысли и поздоровел
и рифмы и прибавил в весе я.
покрасивели Как будто
и особенные, на язык
аж вытаращит за кусом кус
глаза кладут
редактор. воздушнейшие торта -
Стал вынослив такой
и работоспособен, установился
как лошадь феерический вкус
или даже - в благоуханных
трактор. апартаментах
Бюджет рта.
и желудок Голова
абсолютно превосходен, снаружи
укреплен всегда чиста,
и приведен в равновесие. а теперь
чиста и изнутри. и гриппы
В день и кровать.
придумывает Граждане,
не меньше листа, вас
хоть Толстому интересует рецепт?
ноздрю утри. Открыть?
Женщины или...
окружили, не открывать?
платья испестря, Граждане,
все вы
спрашивают утомились от жданья,
имя и отчество, готовы
я стал корить и крыть.
определенный Не волнуйтесь,
весельчак и остряк - сообщаю:
ну просто - граждане -
душа общества. я
Я сегодня -
порозовел бросил курить.
и пополнел в лице,
забыл В. Маяковский
Приложение 1
АНКЕТА: ВЫ И КУРЕНИЕ
1. Существуют различные мнения о воздействии курения на здоровье человека.
А какого мнения придерживаетесь Вы?
1. Курение оказывает значительное влияние на здоровье
2. Курение в какой-то степени оказывает влияние на здоровье
3. Это зависит от качества выкуриваемых сигарет (папирос)
4. Это зависит от количества выкуриваемых сигарет (папирос)
5. Нет, курение не оказывает влияние на здоровье
6. Затрудняюсь ответить
7. Я не знаю
1. Очень обеспокоен 3. Не очень обеспокоен
2. Обеспокоен 4. Совсем не обеспокоен
3. Знаком ли Вам смысл выражения «пассивный курильщик»?
1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
4. Где обычно Вам приходится быть в роли «пассивного курильщика»?
1. В учебном заведении 3. В кафе, на дискотеки
2. Дома 4. Другое _____________________
5.Сколько часов ежедневно Вы находитесь в накуренном помещении?
1. Меньше часа 2. ________ часов
6. Курите ли Вы в настоящее время?
1. Да, регулярно (ежедневно) 3. Курил ранее и бросил
2. Иногда (не каждый день) 4. Никогда не курил/ пробовал в детстве
7. Сколько сигарет (папирос) Вы выкуриваете в день
В настоящее время ___________
Год назад _____________
8. Что Вы обычно курите?
1. Лёгкие сигареты _________________________________
3. Папиросы _________________________________
4. Сигареты _________________________________
5. Трубку_________________________________
9. Собираетесь ли Вы бросить курить?
1. Да 2. Нет 3. Не знаю
10. Сколько Вам было лет, когда Вы начали курить? __________ лет
11. Если можете, укажите, пожалуйста, основную причину, побудившую Вас сделать это?
1. Любопытство 5. Желание расслабиться с помощью сигареты
2. Курение было нормой в нашей семье 6. Хотел выразить протест своим близким
12. Если Вы бросили курить, то из-за чего
1. Наличие заболевания требует отказа от курения
2. Желание предупредить болезни, связанные с курением
3. Хочу освободиться от этой привычки
4. Курение дорого обходится для бюджета семьи
5. Советы, пример других людей
6. Курение плохой пример для моих близких
7. Другое ____________________________
13. Отказывали Вам в продаже сигарет как несовершеннолетним?
1. Иногда 2. Часто 3. Никогда
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Приложение 2
Анкета
Здравствуйте, мы проводим опрос на тему “Курение и причины отказа от него”. Заполните, пожалуйста, эту анкету. Здесь нет правильных и неправильных ответов, правильным будет считаться тот, который покажется Вам наиболее подходящим.
Пробовали ли Вы когда-нибудь курить?
__ да __ нет
Если да, то в какой ситуации______________________________________________
Почему?_______________________________________________________________
Если нет, то исходя из каких убеждений_____________________________________
Курят ли члены Вашей семьи?
__да __нет __бросили
Если да, то кто__________________________________________________________
Курят ли Ваши друзья? (можно указать несколько вариантов ответов)
__только юноши __только девушки __не все __почти все __никто
__только некоторые
Есть ли у Вас в кармане спички или зажигалка?
__ да __нет
Если Вы курите, то как часто, если нет, то как часто Вам хочется?____________
Если Вы курите, то возникало ли у Вас желание бросить?
__да __нет __иногда __возникало, но бросить не удалось
__бросил(а), но потом снова начинала(а)
Если возникало, то по какой причине?_____________________________________
Если Вы снова начинали курить, то по какой причине?_______________________
Какие последствия курения Вы знаете? __________________________________
Какие из этих последствий Вы считаете опасными для себя?__________________
Как Вы относитесь к тому, что курят в Вашем присутствии?
__хорошо __плохо __безразлично __зависит от ситуации __ другое________
Делаете ли Вы замечание курящему?
__да __ нет __иногда __зависит от ситуации другое_____________________
Зависит ли Ваше отношение к человеку от того, курит ли он, если зависит, то в чем.___________________________________________________________________
Ваш возраст _____________
Пол __мужской __женский
Спасибо!
Приложение 3
Классный час "О вреде курения"
| Классный руководитель: Григорьева Нина Анатольевна
Форма: суд над сигаретой (ролевая познавательная игра)
Оформление класса:
*Плакат:
“Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации”
О. Де Бальзак.
* Таблица по биологии “Вред курения”.
* Кинофильм о вреде курения.
* Муляж легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких.
* Рисунки - карикатуры о вреде курения (рис. 1, рис. 2).
* Результаты анкеты на доске о курении.
* Газета “За здоровый образ жизни ” (о спортсменах класса).
* Эстрадные песни о вреде курения (например, исполнитель Буйнов А. “Бросаю курить”).
Реквизит:
* Маски медведя, лисы, дятла, волка, домик.
* Шапка судьи, парик судьи.
* Деревянное долото.
* Словарь Даля.
* Цифры о химическом составе табака.
Анкета (проводится перед классным часом), результат оформляется на доске.
Вопросы анкеты:
1. Пробовали ли вы курить?
2. Если “да”, то в каком возрасте?
3. Первую сигарету выкурили:
а) один; б) с другом; в) в компании.
4. Курю для того, чтобы
а) считать себя взрослым;
б) за компанию;
в) ради интереса.
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают;
б) убеждают бросить;
в) безразличны.
Вступительное слово: “Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества - никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. Узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.
Проведем с вами суд над сигаретой.
Судья! Займите свое место.
Итак, внимание: суд идет!”
Судья: “Начинаем наше судебное заседание. Ввести подсудимую”
(Входит сигарета)
Судья: У нас присутствуют
* со стороны защиты:
Табак - рода многолетних трав из семейства пасленовых.
* со стороны обвинителя:
– историки
– медики
– биологи
– спортсмены
– филологи
– математики
– художники
– химики
– корреспондент
(Участники в соответствующих костюмах.)
Для начала обратимся для разъяснения к знатокам русского языка.
Филолог I: Владимир Иванович Даль русский лексикограф, пишет: “Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье”.
Филолог II: Далее: “Табачник – торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали”.
Судья: Не понятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. Для разъяснения – слово историкам.
Историк I: История приобщения европейцев курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1942 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение “петум” – так они его называли.
Историк II: После второго похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.
Историк III: В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раз – резали носы, уши, ссылали в дальние города.
Судья: Понятно, что имел в виду В.И. Даль в своем толковом словаре. Слово защите.
Табак I: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению - это способствовало принципам западной цивилизации.
Табак II: Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.
Судья: Слово медикам.
Медик I: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.
Медик II: Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.
Историк I: Я добавлю, ваше высочество судья. В Англии по указанию Елизаветы I (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
Судья: Прошу соблюдать порядок, очередность выступлений. Слово математикам.
Математик I: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.
Математик II: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд (звук метронома). За год – это 2,5 млн. человек.
Математик III: Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.
Судья: Да! Страшные цифры услышали мы от математиков. Настало время свидетельских показаний. Слово лесным жителям.
(Сказка в сокращении)
Рассказчик: Решил мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку: “Я – медведь их нашел. С того все и началось ”.
Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать, и трубку им набивать обо всем медведь забыл – набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула.
Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не виделись мы все лето.
Как ты бедный похудел.
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты больной?
Медведь (истощенно): Сам не знаю, что со мной!
Не здоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса (добро): Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу надо б обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему
Не ленись, сходи к нему.
Рассказчик: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.
Волк (удивленно): Слушай Миша – Михаил!
Что ты делал, как ты жил?
Провалилися бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь: Да хвораю.
Волк: Что с тобой?
Медведь: Силы нет той.
Нездоровится мне что-то
Лезет шерсть, в костях ломота
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спиться.
Душит кашель по утрам
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь...
Пропадаю ...
Волк : Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!
Надо к дятлу обратиться
Он у нас такая птица!
Разберется, даст совет
Да, так да, а нет, так нет.
Медведь: Завтра я к нему пойду.
Волк: А найдешь его?
Медведь: Найду.
Рассказчик: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел медведь к сосне, голову задрал кверху:
Медведь: Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел: Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь: Видно нет.
Не здоровится мне что-то
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем -
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спиться.
Душит кашель по утрам
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь...
Дятел: Верно куришь или пьешь?
Медведь: Да, курю, откуда знаешь?
Дятел: Больно дымом ты воняешь
Ну-ка сядь под этот сук
Дай-ка спину тук, тук, тук!
Да-с. Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть
Ты больной, хоть и медведь.
Ну с ... мне все как будто ясно.
Медведь: Не смертельно ли опасно?
Дятел: Накопилась в легких копоть-
От курения вся беда
Ты Топтыгин хочешь топать?
Брось куренье, навсегда!
Медведь: Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел: Выполняй ты мой совет!
А не то в берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Судья: Есть ли что табаку сказать в защиту?
Табак: Нет.
Судья: Слово для обвинения табакокурения медикам. Ведь именно они назвали курение - чумой XX века.
Медик I: Посмотрим на таблицу (Рассказ по ней). Ухудшается память, внимание, почерк, глазомер.
Медик II: Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак.
Медик III: Бедные легкие (в руках держит муляж легких). Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя.
Медик IV: В медицины известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.
Медик V: Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей.
Медик VI: Легкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.
Медик VII: Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, желтый цвет зубов - все это выдает курильщика.
Судья: Почему курят? Это так вредно. Слово по результатам анкеты (анализ анкеты).
Судья: У защиты есть желание взять слово.
Табак: Да. Если все так плохо, то как же опровергнуть поговорку “Капля никотина убивает лошадь”. А люди курят и их не убивает никотин.
Судья: Кто возьмет слово. Биологи - говорите.
Биолог I: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек?
Биолог II: В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет - смертельный исход неизбежен.
Биолог III: В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.
Судья: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово в обвинении химикам.
Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества).
Судья: Видеосвидетельство (просмотр кинофильма).
Судья: Последнее слово подсудимой.
Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод - курить - здоровью вредить. И сколько бы вам не было лет 13 - 30 - 60 сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти наповоду компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы. Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, что есть такие люди. Я понесу заслуженное наказание. У меня все.
Судья: Увести подсудимую для вынесения окончательного приговора.
(Суд удаляется на совещание)
– Слово спортсменам класса. Рассказ о себе, о здоровом образе жизни.
– Слово художникам. Защита тематических плакатов (рис. 1, рис. 2).
Корреспондент (заслушав обвинение, защиту): Я – корреспондент местной газеты. Мы объявили конкурс на лучшего знатока о вреде курения. Для этого позвольте у вас взять интервью.
Итак:
1. Какой вред здоровью может принести сигарета?
2. Какие вредные вещества в сигарете?
3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?
4. Как вы поясните поговорку “Капля никотина убивает лошадь!”.
5. Как ведется борьба с курением в других странах? У нас в стране? В школе?
Борьба с курением.
Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.
Дания – запрещено курить в общественных местах.
Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.
Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.
Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек.
Судья: Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие последствия курения, суд решил: активно вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.
Классный час заканчивается прослушиванием эстрадных песен о вреде курения по куплету с обсуждением текста, высказыванием своего отношения к вопросу.
«Пропаганда против курения».
Звучит песня «Учат в школе». Дети выходят парами и поют.
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
Пред соблазном устоять
Как опасность избежать
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
К четырём прибавить два
по слогам читать слова
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
Как красивыми нам стать
И здоровье сохранять
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
1 ведущая. Совершенно не думая о табаке, человек механически открывает пачку сигарет, чиркает спичкой, делает первую затяжку, вторую, третью…
2 ведущая Может, он не понимает, что он порабощен вредной привычкой и каждая затяжка, каждая выкуренная сигарета – это частичка утерянного здоровья.
1 ведущая Что же заставляет нас курить? Какова природа этого пристрастия?
2-ведущая Есть люди, которые в течение дня не вынимают изо рта сигареты, они встают по ночам, их руки автоматически тянутся к сигарете.
1 ведущая Можно ли такому человеку отказаться от курения? Об этом и многом другом мы и хотим поговорить.
Уходят.
1-й чтец. На Земле курит примерно половина мужского и четверть женского населения.
2-й чтец с 1991 по 2025 года курение сведет в могилу десять миллионов человек. Это статистика!
3-й чтец. Ежегодно от болезней, вызванных курением, умирают свыше 700 тыс. человек.
4-й чтец. Каждую минуту на Земном шаре выкуриваются 30 тыс. папирос и сигарет.
5-й чтец. По данным российских медиков, курение – основная причины сердечных приступов.
6-чтец Курение обуславливает 80% смертей мужчин от болезней сердца в возрасте 35-45 лет.
1-чтец В следствие курения в России ежегодно смертельно заболевает до 100 тыс. человек.
2-чтец Действие никотина особенно опасно в юности, когда легко нарушить нервную систему организма.
3-чтец Все знают о вреде курения. Почему же продолжается выпуск сигарет?
4-чтец Да на нас просто зарабатывают деньги!
5чтец Давайте посчитаем. Если считать, что пачка сигарет стоит 2 тысячи рублей, а человек курит по пачке в день, то сколько тратится за 1 год?
6-чтец 730 тысяч,
1 чтец. А за 2 года?
2 чтец 1миллион 460 тыс. руб.,
3 чтец за 5 лет?
4 чтец 7 миллионов 300тыс. рублей.,
5-чтец. А за 10 лет?!
6-чтец 14 миллионов 600тыс!
1- чтец То, что уходит в дым и пыль,
2-чтец Есть дача, дом, автомобиль,
3чтец- Гараж, квартира, обстановка.
4-чтец Вот как тебя надули ловко!
5-чтец Прекрасен мир без сигарет,
Без спичек, зажигалки.
6–чтец На это деньги тратить?
Нет! На это денег жалко!
Тихо звучит музыка.,
Реклама. Выходят две «Жевачки».
- Здорово, подружка!
- Здорово, подружка!
-Почему люди курят?
- Не будь же ты глупой,
Просто охота им
душу менять на дым…
1 ведущая . По информации ВОЗ мировая табачная промышленность поставляет на рынок около четырех триллионов сигарет, доход от продажи которых составляет огромную сумму – 100 миллиардов долларов!
2 ведущая. А ,что, собственно, из себя представляет табак, как человек к нему пристрастился?
1 ведущая. Хотите краткую справку? Слушайте!
Считается, что первым из европейцев познакомился с табаком Колумб. Был завезен в Европу в середине XVI века. Он быстро распространился, несмотря на запреты. В России, еще при царе Алексее Михайловиче (отце Петра 1), за курение табака нещадно били кнутами и ссылали на каторгу. Так было до тех пор, пока царь Петр !, побывав в Европе, не пристрастился к курению. Этому событию посвящена сценка «Наказание».
Гаврила идет, толкая перед собой парня, и силой опускает его на колени перед дьяком.
Дьяк (грозно). Кто таков?
Узник (плачущим голосом). Микита, Иванов сын.
Дьяк. Табак курил, дым из ноздрей пущал?
Узник.(бьет поклоны). Нечистый попутал, нечистый …
Дьяк. (берет его за волосы). Нечистый говоришь? А ведаешь ли ты, что царь-батюшка Алексей Михайлович, царствие ему небесное (крестится), с такими, как ты, поступал?
Узник (бьет поклоны). Помилуй, нечистый попутал, нечистый …
Дьяк. А велел он за курение табака пороть нещадно кнутами и ссылать в Сибирь. Ну-ка, Гаврила, всыпь ему с полсотни.
Из-за кулис раздаются удары кнута, счет, крики. С другой стороны слышится шум приближающейся тройки с бубенцами.
Дьяк. (роясь в свитках) Гаврила! Гаврила, же!
Гаврила (недовольно). Чаво?
Дьяк. Сходи-ка, посмотри, что за шум?
Гаврила. Дак ведь со счета собьюсь.(Уходит и вскоре возвращается радостный). Боярин из Москвы, сейчас изволят пожаловать. (Входит боярин. Он гладко выбрит, в парике и иноземном платье. При виде его Гаврила и дьяк испуганно пятятся)
Дьяк. (крестясь). Свят, свят, свят.
Гаврила. Чур меня, чур.
Боярин. (злобно). Ну, чего вылупились? Аль не признали?
Дьяк. Отец ты наш!
Гаврила. Кормилец!
Дьяк. Прости, батюшка, что не признали тебя в этом платье.
(Боярин срывает парик и злобно топчет его ногами. Дьяк и Гаврила смотрят на него со страхам и любопытством).
Дьяк. (вкрадчивым голосом). Не гневись, батюшка, если что не так. Расскажи, кормилец, что там в белокаменной творится?
Боярин. (тяжко вздыхает). Такое творится, что не приведи господи. Молодой-то царь, Петр Алексеевич, велел боярам бороды, да платья иноземные рядиться. А ослушникам – Сибирь и разорение!
(Слышится стон).
Боярин. Кто это?
Гаврила вытаскивает узника и ставит его на колени перед боярином.
Дьяк. То Иванов сын, Микита. Дым поганый из ноздрей пущал принародно.
Боярин. Что-о-о-о!. А ну, гони оглоеда отсюда в три шеи, гони, говорю!
(Гаврила выталкивает узника за кулисы)
1 ведущая Немало людей при всем желании не могут расстаться с сигаретой.
2 ведущая.. Бросить есть и пить человек не может по понятным причинам. Но почему он не может бросить курить? Но есть ребята в Ильинской школе, которые ведут активную борьбу с курением.
1 ведущая Давайте посмотрим их выступление.
Командир: Мы команда: “Противкур!”
Командир. Наш девиз:
Все:
Мы не курим и не пьем,
Мы здоровье бережем.
Командир: Ты уже вырос?
Все: Ага!
Командир: Если не куришь...
Все: Не начинай.
Командир: Если начал…
Все:
Бросай!
Бросай курить, бросай!
Здоровый образ жизни начинай!
1-чтец Ты выкурил всего пять сигарет-
И часа жизни твоей нет.
Во имя шаловливой моды
Кладешь ты в землю жизни годы,
2-чтец Себе болезни вызываешь,
Куреньем гибель приближаешь,
Меняешь жизнь на деготь, смрад,
В позорной сделке сам лишь виноват.
3-чтец Тебе дан разум, царь природы!
Так откажись от глупой моды!
4-чтец У вас сложилось убежденье,
Что зря шумят про вред куренья,
Мол, дед ваш прожил девяносто,
Всю жизнь курил, питался просто,
5-чтец А был всегда как дуб здоров
И прожил жизнь без докторов.
На первый взгляд все это так.
Но если б старец не курил табак,
То можно было бы ручаться, что жил ваш дед еще лет
двадцать.
6-чтец – Что ж вы решайте сами.
Подумайте чего хотите вы?
Прислушайтесь что сердце скажет
И разум ваш какой вам даст совет –
Силен ты или слаб,
Свободен или раб?
Припев:
Черный юмор, черный юмор —
Это сигаретный дым!
Если ты курить надумал,
Жизнь свою лишь сократишь!
Сильный кашель, сильный кашель,
Астматический бронхит.
Хочешь ими жизнь украсить,
Продолжай, дружок, курить!
3-чтец Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет.
Науку эту не забудем
Все: И никотину скажем: “Нет!”
Уходят под музыку
Мальчик: Я не хочу даже слышать про курение. Дома отец постоянно курит. Вся квартира, одежда, всё вокруг пропахло сигаретами. А учителя в школе придираются: «Ты куришь? От тебя пахнет табачным дымом!».
Девочка: У меня племянница родилась – хорошенькая такая девочка – только болеет часто, и чуть что – задыхаться начинает. Врачи сказали – это от того, что сестра курит всё время. Ни за что курить не буду!
Мальчик: Да ну его – курение. Пацаны из нашего двора пристали – попробуй – будешь как мы – в нашей компании. Ну, попробовал – так себе… да и с пацанами этими говорить как-то не о чем, одна тема – кто сколько за день выкурил, да кто больше выпить может. Ограниченные они какие-то…
Д.: Я не хочу постоянно слушать о курении, зачем тратить время на сигареты – у меня его итак нет: уроки, факультативы, Дебатный клуб, школьный театр. А отдохнём мы лучше, слушая свою любимую музыку.
Д.: Он мне так нравился - такой мужественный, с сигаретой в руке. Но когда мы стали встречаться, всё изменилось. Представляете, он даже в кино до конца сеанса не мог досидеть – бежал курить. Не зря говорят – раб привычки…
М.: А вот я бы, может, и до сих пор курил, и никакие уговоры мне не помогали. Вот только после медосмотра тренер сказал – будешь дальше курить – уходи из команды сразу – не быть тебе спортсменом. Ну уж нет! Лучше я буду крутым футболистом, чем крутым курильщиком!
Постепенно усиливаясь, звучит спокойная музыка. Входят в черном шесть человек, по парам., изображающие пачки сигарет. Первая и последняя пара держат в руках свечи, средняя – цветы с надписью «Курильщику от табака». Выстраиваются перед сценой, музыка затихает.
1-чтец Твое имя – сигарета.
Ты красива, ты сильна.
Ты знакома с целым светом.
Очень многим ты нужна.
2-чтец Мозг и сердце ты дурманишь
молодым и старикам,
независимо от знаний,
Скажем прямо, слабакам.
3 – чтец. Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжем спать,
Ты должен так себе сказать:
4- чтец « Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету.
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!»
Все выходят.
Все вместе. Спасенье в нас самих, Земляне!
Мы скажем никотину: “Нет!”
Финальная песня.
Мы желаем счастья вам!
Счастья в этом мире большом!
Как солнце по утрам,
Пусть оно приходит в дом.
Мы желаем счастья вам!
И оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
Приложение 4
Опросный лист 1
«+» (курение не вредит)
Продлевает возраст (моему деду 86 лет, и он курит).
Помогает расслабиться и успокоиться.
«–» (курение вредит)
Возникают опасные заболевания.
Можно умереть.
Легкие заполняются смолами.
Человек становится заторможенным.
Мучит кашель.
Курение влияет на внешний вид, человек быстро старится.
Продолжительность жизни сокращается.
Затрудняется дыхание.
Человек не может заниматься спортом.
Уменьшается рост.
Курение подталкивает к употреблению наркотиков.
Ухудшаются зрение, слух.
Невозможно отвыкнуть.
Курение влияет на внутриутробное развитие ребенка.
Курение влияет на мозг.
Плохой пример.
Пассивное курение для окружающих.
Курение влияет на окружающую среду.
Учащаются пожары.
Приложение 5
Опросный лист 2
«+» (курение не вредит)
Привычка.
Модно.
Успокаивает.
Согревает зимой.
«–» (курение вредит)
Сокращается жизнь.
Загрязняются легкие.
Затрудняется дыхание.
Можно умереть.
Неприятный запах.
Заболеешь.
Низкая работоспособность.
Отставание от сверстников.
Сильный кашель.
Можно стать наркоманом.
Рождаются больные дети.
Желтеют зубы.
Курение влияет на здоровье некурящих.
Засоряется окружающая среда.
Могут быть пожары.
Приложение 6
Беседа «Самое главное- дыхание»
Восточная притча «Кто самый главный в человеке»
Поспорили между собой чувства в человеке о том, кто из них главнее. Зрение говорит, что оно самое главное. Слух говорит, что он главнее. Речь тоже заявила, что она самая главная. Разум утвердительно сказал, что главнее его нет. Дыхание доказывало всем, что оно самое главное в человеке. Спорили они,спорили, но свой спор решить не могли.
- А вы как думаете, кто самый главный в человеке: слух, разум, зрение, дыхание или речь? Вот и у них было разное мнение на этот счет. И пошли они к мудрецу (к Богу).И спросили у него (Бога): «Кто из нас самый главный в человеке?». Мудрец (Бог) ответил: "Без какого чувства человеку будет хуже всего, то и будет самым главным» Первым вышла из человека речь. Гуляла она по свету целый год. Вернувшись, спросилa у человека: «Ну, как тебе жилось без меня?». На что человек ответил: «Жил, ничего не говорил, но я все видел, слышал, дышал и понимал». После чего и человека вышел слух. Гулял он по свету целый год. Вернувшись, спросил у человека: «Ну, как тебе жилось без меня?». На что человек ответил: «Жил, ничего не слышал, но я все видел, говорил, понимал и дышал». Настала очередь выйти из человека зрению. Гуляло оно по свету целый год. Пришло и спрашивает человека: «Ну, как тебе жилось без меня?». На что человек ответил: «Жил ничего не видел, но я все понимал, слышал, говорил, дышал». Вышел из человека разум, гулял по свету целый год. Вернувшись, спросил: «Ну, как тебе жилось без меня?». На что человек ответил: «Жил, как малое дитя, ничего не понимал, но я все видел, слышал, говорил и дышал». Настала очередь выйти из человека дыханию. Оно выскочило из человека, как молодой конек, и человек упал бездыханным. И тут все чувства закричали: «О дыхание, ты самое главное в человеке».
Ещё одна причина, по которой курят дети, - это подражание родителям. В рассказе А.П. Чехова «Дома» отец сам курит, но при этом отучает семилетнего сына от курения с помощью рассказывания сказки о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. Нехитрая, рассказанная к месту сказка оказывается гораздо действенней серьезных бесед. Сын Сережа навсегда отказывается от курения.
А.П. Чехов «Дома» (отрывок)
…Кстати, Евгений Петрович, я просила бы вас обратить ваше внимание на Сережу. Сегодня и третьего дня я заметила, что он курит.
…– Сережа курит... – пожал он плечами. – Воображаю себе этого карапуза с папиросой! Да ему сколько лет?
– Семь лет. Вам кажется это несерьезным, но в его годы курение составляет вредную и дурную привычку, а дурные привычки следует искоренять в самом начале.
– Совершенно верно. А где он берет табак?
– У вас в столе.
…По уходе гувернантки Быковский сел в кресло перед письменным столом, закрыл глаза и стал думать. Он рисовал в воображении своего Сережу почему-то с громадной, аршинной папироской, в облаках табачного дыма, и эта карикатура заставляла его улыбаться; в то же время серьезное, озабоченное лицо гувернантки вызвало в нем воспоминания о давно прошедшем, наполовину забытом времени, когда курение в школе и в детской внушало педагогам и родителям странный, не совсем понятный ужас. То был именно ужас. Ребят безжалостно пороли, исключали из гимназии, коверкали им жизни, хотя ни один из педагогов и отцов не знал, в чем именно заключается вред и преступность курения. Даже очень умные люди не затруднялись воевать с пороком, которого не понимали. Евгений Петрович вспомнил своего директора гимназии, очень образованного и добродушного старика, который так пугался, когда заставал гимназиста с папироской, что бледнел, немедленно собирал экстренный педагогический совет и приговаривал виновного к исключению. Уж таков, вероятно, закон общежития: чем непонятнее зло, тем ожесточеннее и грубее борются с ним
…– Сейчас Наталья Семеновна жаловалась мне, что ты куришь... Это правда? Ты куришь?
– Да, я раз курил... Это верно!..
… Наталья Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь.
… ты куришь... Это очень нехорошо! Если я курю, то из этого еще не следует, что курить можно. Я курю и знаю, что это неумно, браню и не люблю себя за это... ("Хитрый я педагог!" – подумал прокурор.) Табак сильно вредит здоровью, и тот, кто курит, умирает раньше, чем следует. Особенно же вредно курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая, ты еще не окреп, а у слабых людей табачный дым производит чахотку и другие болезни. Вот дядя Игнатий умер от чахотки. Если бы он не курил, то, быть может, жил бы до сегодня.
…Прокурор поднялся и заходил по кабинету.
"Прежде, в мое время, эти вопросы решались замечательно просто,– размышлял он.– Всякого мальчугу, уличенного в курении, секли. Малодушные и трусы, действительно, бросали курить, кто же похрабрее и умнее, тот после порки начинал табак носить в голенище, а курить в сарае. Когда его ловили в сарае и опять пороли, он уходил курить на реку... и так далее, до тех пор, пока малый не вырастал. Моя мать, чтобы я не курил, задаривала меня деньгами и конфетами. Теперь же эти средства представляются ничтожными и безнравственными. Становясь на почву логики, современный педагог старается, чтобы ребенок воспринимал добрые начала не из страха, не из желания отличиться или получить награду, а сознательно".
…– У старого царя был единственный сын и наследник царства – мальчик, такой же маленький, как ты. Это был хороший мальчик. Он никогда не капризничал, рано ложился спать, ничего не трогал на столе и... и вообще был умница. Один только был у него недостаток – он курил...
Сережа напряженно слушал и, не мигая, глядел отцу в глаза. Прокурор продолжал и думал: "Что же дальше?" Он долго, как говорится, размазывал да жевал и кончил так:
– От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Некому было управлять государством и защищать дворец. Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков... Так-то, братец...
Такой конец самому Евгению Петровичу казался смешным и наивным, но на Сережу вся сказка произвела сильное впечатление. Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:
Приложение 7
Дискуссия «Влияние никотина на некурящих людей»
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьёзных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребёнка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин «C» необходимый ребёнку в период роста.
Вот почему дядя Юлиус из сказочной повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» рассердился на Карлсона, который курил при малыше.
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывок)
… К великому изумлению Малыша, Карлсон вынул из нагрудного кармана сигару. Он зажёг спичку, закурил и постучал в дверь гостиной. Никто не сказал “Войдите”, но он вошёл без всякой церемонии, дымя сигарой. Простите, это, кажется, курительная комната, - важно сказал он. - Значит, я могу здесь выкурить сигару. Дядя Юлиус рассвирепел. Он вырвал у него сигару, разломал её пополам и заявил, что если он ещё хоть раз увидит, что Карлсон курит, он задаст ему такую трёпку, что тот вовек не забудет. И играть с Малышом ему он тоже больше не позволит…
Большинство детей впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство, озорство, шалость, подражание взрослым. К этому возрасту, дети не имеют достаточно убедительной информации о негативном воздействии табака. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению». Многие известные писатели не только обращались к теме борьбы с курением, но и высказывали предостережение подрастающему поколению. Например: у М.Твена «Приключения Тома Сойера» и Л.Толстого «Детство. Отрочество. Юность», герои курят из любопытства. У Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» Робинзон из любопытства проводит опыты с табаком при лечении лихорадки, но при этом происходит отравление организма табаком.
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок)
…После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
– Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
– И я тоже, - подхватил Джо.
– Плевое дело!
– Сколько раз я, бывало, смотрю, как курят другие, и думаю: «Вот бы и мне научиться! Да нет, думаю, это мне не под силу», – сказал Том.
– И я тоже. Правда, Гек? Ведь ты слышал это от меня? Вот пусть Гек скажет.
– Да-да, сколько раз, – сказал Гек.
– Ну, и я тоже ему говорил сотни раз. Однажды это было возле бойни. Помнишь, Гек? Там были еще Боб Таннер, Джонни Миллер и Джефф Тэчер. Ты помнишь, Гек, что я сказал?
– Еще бы, – ответил Гек. – Это было в тот день, как я потерял белый шарик... Нет, не в тот день, а накануне.
– Ага, я говорил! – сказал Том. – Гек помнит.
– Я думаю, что я мог бы курить такую трубку весь день, но держу пари, что Джефф Тэчер не мог бы.
– Джефф Тэчер! Куда ему! Он от двух затяжек свалится. Пусть только попробует! Увидит, что это такое!
– Само собой, не сумеет, и Джонни Миллер тоже. Хотелось бы мне посмотреть, как Джонни
– Куда ему! – сказал Джо. – Он, бедняга, ни на что не способен. Одна затяжка – и он свалится с ног.
– Верно, Джо. Слушай-ка: если бы наши ребята могли увидеть нас теперь!
– Вот было бы здорово!
– Но, чур, никому ни слова! А когда-нибудь, когда все будут в сборе, я подойду к тебе и скажу: «Джо, есть у тебя трубка? Покурить охота», – а ты ответишь, как ни в чем не бывало: «Да, есть моя старая трубка, и другая есть, только табак у меня не очень хорош». А я скажу: «Ну, это все равно, был бы крепок». И тогда ты вытащишь трубки, и мы оба преспокойно закурим. Пускай полюбуются!
– Вот здорово, Том! Я бы хотел, чтобы это было сейчас.
– И я! Мы им скажем, что научились курить, когда были пиратами, – то-то будут завидовать нам!
– Еще бы! Наверняка позавидуют!
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Все поры во рту у мальчишек превратились в фонтаны: они едва успевали очищать подвалы у себя под языком, чтобы предотвратить наводнение. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже. Фонтаны так и били что есть силы, и насосы работали вовсю. Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
–Я потерял ножик… Пойду поищу...
Том дрожащими губами произнес, запинаясь:
– Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.
Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.
За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», – так как они чувствуют себя очень неважно, – должно быть, съели какую-нибудь дрянь за обедом…
Д. Дефо писал:
…В промежутках пробовал читать библию, но у меня так кружилась голова от табака, что я должен был скоро отказаться от чтения, по крайней мере, на этот раз.
…Совсем уже стемнело, от табака голова моя отяжелела, и мне захотелось спать.
… я выпил табачную настойку и лег. Настойка оказалась такой крепкой и противной на вкус, что я еле её проглотил. Она сразу бросилась мне в голову, и я крепко уснул…
Приложение 8
Сценка «Как медведь трубку нашел»
Часто дети и подростки, чтобы не показаться слабыми, скрывают от товарищей неприятные ощущения, которые вызывают у них первые выкуренные сигареты. Постепенно вырабатывается привычка, от которой очень трудно отказаться.
Это хорошо прослеживается в сказке С.Михалкова «Как медведь трубку нашёл», в рассказе А.П.Чехова «Володя большой и Володя маленький»
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» (отрывок)
…Решил лесник бросить курить – закинул в лесу за куст свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С этого все и началось! Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что, когда лесников табак в кисете весь вышел, решил Медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табаку трубку им набивать.
…. чуть свет глаза продерет, сухим листом трубку набьет, сунет ее в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит под кустом: кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется. И все бы ничего, да стал Миша прихварывать.
… Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Пропадаю!
…Дятел
Верно, куришь, коль не пьешь?
Медведь
Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел (строгим голосом)
Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук!..
Дай-ка спину!.. Тук-тук-тук!..
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть:
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с... Мне все как будто ясно...
Медведь (испуганным голосом)
Не смертельно? Не опасно?
Дятел (строгим голосом)
Накопилась в легких копоть -
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь (жалким голосом)
Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!..
Дятел (строгим голосом)
Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему на прощанье Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.
День не курит. Два не курит. На третий день не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал - насилу нашел. Нашел, о шкуру вытер, сухим листом набил, сунул в пасть, чиркнул зажигалкой - закурил. Только начал дым кольцом пускать, вдруг слышит: за оврагом Дятел сосну выстукивает:"Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!" Тут опять вспомнил Медведь, что ему Дятел на прощанье сказал, вынул трубку из пасти и забросил в овраг дальше прежнего.
День не курил. Два не курил. Три не курил. На четвертый день не вытерпел, полез в овраг за трубкой, искал ее, искал, искал - насилу нашел. Вылез из оврага весь в колючках и репьях, сел на пенек, вытер трубку о шкуру, сухим листом ее набил - закурил! Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости?
Все лето и всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, да так и не бросил
Наступила зима. Поехал как-то лесник в лес за дровами и собачонку с собой взял. Едет лесник по дороге, а его Заливай по лесу бегает: заячьи следы разбирает.
Вдруг слышит лесник, Заливай голос подает: "Тяв-тяв! Тяв-тяв!" Не иначе, нашел кого-то! Остановил лесник лошадь, вылез из саней, встал на лыжи и пошел прямо на Заливайкин лай. Продрался сквозь чащу, выбрался на полянку , видит: лежит большая ель, бурей поваленная, из земли с корневищами вывороченная, а у самого корневища снежный бугор - медвежья берлога. А из берлоги синий дымок вьется... И Заливай на него лает-заливается: "Тяв-тяв! Тяв-тяв!"
Удивился лесник: из медвежьей берлоги дым валит! Поднял лесник Медведя в берлоге, а Медведь от куренья так ослаб, что его и вязать не надо, - голыми руками бери! Стоит бедняга против
лесника, на своих четырех лапах качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка!…
Приложение 9
Классный час (6-9 классы) «О вреде табака»
Ещё причина, по которой курят подростки - это душевная пустота или неудовлетворенность собой. Об этом говорит пр А.П. Чехов в сцене – монологе «О вреде табака». В жизни главного героя Ивана Ивановича Нюхина было мало радости. Он радовался только рюмке и курению сигарет, но при этом жизнь его оставалась неудавшейся.
А.П. Чехов «О вреде табака» (отрывок)
…Надо вам заметить, пьянею я от одной рюмки, и от этого становится хорошо на душе и в то же время так грустно, что и высказать не могу; вспоминаются почему-то молодые годы, и хочется почему-то бежать, ах если бы вы знали, как хочется! (С увлечением.) Бежать, бросить всё и бежать без оглядки... куда? Всё равно куда... лишь бы бежать от этой дрянной, пошлой, дешевенькой жизни, превратившей меня в старого, жалкого дурака, старого, жалкого идиота, бежать от этой глупой, мелкой, злой, злой, злой скряги, от моей жены, которая мучила меня тридцать три года, бежать от музыки, от кухни, от жениных денег, от всех этих пустяков и пошлостей... и остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть... О, как бы я хотел ничего не помнить!..
…Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку. Я сам курю, но жена моя велела читать сегодня о вреде табака, и, стало быть, нечего тут разговаривать. О табаке так о табаке— мне решительно всё равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло.
… Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение…
…Исходя из того положения, что табак заключает в себе страшный яд, о котором я только что говорил, курить ни в каком случае не следует, и я позволю себе, некоторым образом, надеяться, что эта моя лекция «о вреде табака» принесет свою пользу…
Поэтому не повторяйте ошибок героя и заполняйте пустоту в душе любимыми книгами, а не табачным дымом.
Иногда встречаются такие ситуации, когда дети переживают за здоровье своих родителей и любым путём стараются отучить от вредной привычки.
Например, в рассказе В.Драгунского «Одна капля убивает лошадь» из сборника «Денискины рассказы».
В.Драгунский «Одна капля убивает лошадь» (отрывок)
…«Когда папа заболел, пришел доктор и сказал:
-Ничего особенного, маленькая простуда. Но я вам советую бросить курить, у вас в сердце легкий шумок.
И когда он ушел, мама сказала:
-Как это все-таки глупо - доводить себя до болезней этими проклятыми папиросами. Ты еще такой молодой, а вот уже в сердце у тебя шумы и хрипы.
…Ведь ты же знаешь, что одна капля папиросного яда убивает здоровую лошадь!
…Тогда тетя Тамара вынула из сумочки тоненький портсигарчик и подарила его папе.
-Это вам в утешение за испорченный чай, - сказала она. - Каждый раз, закуривая папироску, вы будете вспоминать эту смешную историю и ее виновницу.
Я ужасно разозлился на нее за это. Зачем она напоминает папе про курение, раз он за время болезни уже почти совсем отвык? Ведь одна капля курильного яда убивает лошадь, а она напоминает.
…Я пошел к столу, нашел папиросы и ножницы, примерил портсигар и сделал все, как он велел. А потом отнес полный портсигарчик папе. Папа открыл портсигарчик, посмотрел на мою работу, потом на меня и весело рассмеялся:
-Полюбуйтесь-ка, что сделал мой сообразительный сын!
Тут все гости стали наперебой выхватывать друг у друга портсигарчик и оглушительно хохотать.
… Как же это ты догадался оставить целыми картонные мундштуки, а почти весь табак отрезать? Ведь курят-то именно табак, а ты его отрезал! Да что у тебя в голове - песок или опилки?
…-Ты это сделал нарочно? - спросила мама.
Я не мог ее обмануть.
-Да, - сказал я, - я это сделал нарочно.
-Тогда выйди из комнаты, - сказал папа, - а то у меня руки чешутся.
Видно, папа ничего не понял. Но я не стал ему объяснять и вышел из комнаты.
Шутка ли - одна капля убивает лошадь!»…
Иногда подростки прислушиваются к замечаниям взрослых и бросают курить. Например, в рассказе Паустовского К. «Колотый сахар»
К. Паустовский «Колотый сахар» (отрывок)
…В садах отцвели березы. Белобрысые босые мальчишки сидели на дощатой пристани и удили корюшку. Все вокруг казалось белым, кроме черных больших поплавков. Мальчишки не спускали с них прищуренных глаз, и шепотом просили друг у друга дать покурить.
Вместе с мальчишками удил рыбу вихрастый веснушчатый милиционер.
- А ну, давай не курить на пристани! Давай не безобразничать!! - покрикивал он изредка, и тотчас же несколько махорочных огоньков падали в белую воду, шипели и гасли…
Сейчас среди подростков стал проявляться интерес к курению кальяна. В художественных произведениях кальян упоминается нередко. Особенно часто можно встретить описание самого кальяна и процесса его курения, но при этом не следует забывать что кальян наносит вред растущему организму.
Информация к размышлению
Можно ли бросить курить? Можно!!!
Есть множество всяких средств, способов, рекомендаций. Самая простая и надёжная – бросить и всё!
Разорвать пачку, поломать сигареты и выбросить их в урну.
Бросить курить может любой курящий.
Надо только захотеть.
Дело только в силе воле. В книге «Как закалялась сталь» Н.А. Островского Павел Корчагин бросил курить, когда его публично упрекнули в том, что он курит.
Н.А. Островский «Как закалялась сталь» (отрывок)
…Кто из вас, подлецов, курит? Все четверо тихо ответили:
–Мы не курим, батюшка. Лицо попа побагровело.
–Не курите, мерзавцы, а махорку кто в тесто насыпал? Не курите? А вот мы сейчас посмотрим! Выверните карманы! Ну, живо! Что я вам говорю? Выворачивайте!
Трое начали вынимать содержимое своих карманов на стол.
Поп внимательно просматривал швы, ища следы табака, но не нашел ничего и принялся за четвертого, черноглазого, в серенькой рубашке и синих штанах с заплатами на коленях.
–А ты что, как истукан, стоишь?
Черноглазый, глядя с затаенной ненавистью, глухо ответил:
–У меня нет карманов,– и провел руками по зашитым швам.
–А-а-а, нет карманов? Так ты думаешь, я не знаю, кто мог сделать такую подлость – испортить тесто! Ты думаешь, что и теперь останешься в школе? Нет, голубчик, это тебе даром не пройдет. В прошлый раз только твоя мать упросила оставить тебя, ну, а теперь уж конец. Марш из класса!– Он больно схватил за ухо и вышвырнул мальчишку в коридор, закрыв за ним дверь.
Класс затих, съежился. Никто не понимал, почему Павку Корчагина выгнали из школы.
… Одним вечером, когда у Анны собралось много молодого люда, электрик неожиданно избавился от одного старого нездорового наследства. Он, привыкшийк табаку почти с детских лет, сказал жестко и бесповоротно:
- Я больше не курю.
Это произошло неожиданно. Кто-то завязал спор о том, что привычка сильнее человека, как пример привел куренье. Голоса разделились. Электрик не вмешивался в спор, но его втянула Таля, заставила говорить. Он сказал то, что думал:
- Человек управляет привычкой, а не наоборот. Иначе до чего же мы договоримся?
Цветаев из угла крикнул:
- Слово со звоном! Это Корчагин любит. А вот если этот форс по шапке, то что же получается? Сам-то он курит? Курит. Знает, что куренье ни к чему? Знает. А вот бросить - гайка слаба.
… Наступило молчание. Резкость тона Цветаева неприятно подействовала на всех. Электрик ответил не сразу. Медленно вынул изо рта папироску, скомкал и негромко сказал:
- Я больше не курю.
Помолчав, добавил: - Это я для себя и немного для Димки. Грош цена тому, кто не сможет сломить дурной привычки…
Приложение 10
Раскраска
Загадка Бабы-Яги
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Свадьба в Малиновке
"Морская болезнь" у космонавтов
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью