Учебный проект создан для участия в конкурсе "Я гражданин России"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_imeyu_pravo_na_semyu_2012_god_rayon.doc | 117 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 с Просянка
Выполнили:
ученики 9 класса Шипилова Алина,
Сергеева Виктория
Руководитель проекта:
Классный руководитель
Бронникова Любовь Ивановна
с. Просянка, 2012 год
В качестве объекта исследования выступили отношения между родителями и детьми в опекаемых семьях.
Предметом исследования является судьба детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся в МКОУСОШ №14 с. Просянка
Цель исследования: обосновать необходимость защиты детей от нерадивых родителей и их жизни в полноценной семье
Задачи:
В процессе работы над темой использовались следующие методы:
Основные направления проекта:
● вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
● корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
● работа с учащимися по формированию знаний и навыков семейных отношений.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
● укрепление связи с семьёй;
● повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей;
● улучшение микроклимата в семьях приемных и опекаемых учащихся;
● возрождение традиций семейного воспитания, формирование у учащихся ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
● формирование у школьников знаний и навыков семейных отношений
Сроки: 2011-2012 учебный год
Участники проекта: опекаемые учащиеся МКОУСОШ № 14 с. Просянка, их родители, классные руководители.
План реализации проекта
Направления деятельности | Задачи | Ожидаемые результаты |
Диагностика семьи | Изучить образ жизни семьи. Выяснить особенности семейного воспитания. | Получение характеристики микроклимата семей. |
Организация полезного досуга | Пропагандировать здоровый образ жизни.Включать семью в воспитательный процесс | Активизация участия родителей в общественной жизни класса и школы, в конкурсах и КТД. |
Работа с семьями | Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации | Организация педагогического, психологического просвещения родителей |
«Все счастливые семьи похожи
друг на друга, каждая несчастливая
семья несчастлива по- своему»
Л.Н. Толстой
Глава 1. Актуальность проекта
Человек родился. Счастье? Несомненно. Радость? Да ещё какая. Чудо?
Самое огромное на земле! Его появления на свет ждали девять месяцев. Волновались, переживали, строили планы, придумывали имена, выбирали игрушки, распашонки, коляску. «Ура! Я самый счастливый папа!» - крикнет кто-нибудь, узнав об этой новости. «Ах, какой замечательный малыш!» - вздохнёт молодая мама. Да, этот малыш имеет право на семью с первых минут своей жизни. Он нужен, ему рады. Скоро он поедет домой, завёрнутый в красивое одеяло с огромным бантом. И все родные будут восхищаться и умиляться. Семья ждала тебя, малыш, добро пожаловать! Ты достоин счастливой жизни.
А рядом за стенкой лежит никому не нужный маленький человечек. За ним не придёт мама, ему не рад папа, у него нет бабушек и дедушек. И он с первых минут своей жизни тоже имеет право на семью. Но её у него нет. Жестокая правда жизни. Почему? В чём виноват этот малыш? Ни в чём. Просто ему не повезло с родителями – их у него нет. Он – «отказник», социальная сирота. За ним не придут с красивым букетом, его не пожалеют, если что-то заболит. Нет рядом доброй мамы, которая споёт колыбельную и вкусно накормит. Нет рядом папы, который подбросит на руках и научит мастерить самолёты. Его право на семью нарушили безответственные, жестокие взрослые люди. Они не подумали о том, что оставили своего малыша ОДНОГО. А он так надеялся! Он даже не мог предположить, что не имеет право на семью.
Имеет! Он же родился и он не кукла, которая надоела уже в магазине и её можно оставить на полке, забыв о ней через пять минут. Но как доказать его «неродителям», что они не должны так поступать? Наверное, такие люди даже не предполагают о наличии правовых документов, в которых написано, что: «Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье,…право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание…» А если и предполагают, то насколько низок уровень их социальной ответственности и моральных принципов, что с самого начала, с первых секунд рождения своего ребёнка они так грубо и жестоко нарушают одно из самых важных прав – право на семью.
Да, с этого момента семьёй малыша становится государство. «Ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения…, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Меняются времена, меняются нравы, но не меняется влияние мамы, семьи на жизнь ребёнка. Семья, пусть даже неполная, состоящая из одной мамы, но всё-таки семья, способна творить чудеса.
Да, мы живём в двадцать первом веке. Прогресс, цивилизация, нанотехнологии. А социальных сирот в детских домах с каждым годом всё больше. От 85 до 95% воспитанников детских домов составляют такие «отказники». Конечно, государство делает всё возможное, чтобы у них было всё необходимое, чтобы детишки не чувствовали ни в чём нужды. Есть просторные спальни и игровые комнаты, заботливый персонал, пирожок с капустой на полдник. Но тепла родных рук нет. И каждый год в письме доброму Деду Морозу половина воспитанников детских домов пишут о том, что мечтают о настоящей семье. Где будут мама, папа и он, тот малыш, что когда-то лежал за стенкой в больнице и был никому не нужен. Дед Мороз, подари ему семью. Он имеет на неё право… Как и все остальные малыши.
Животные не бросают своих детёнышей и до последней капли крови бьются за их жизнь. А что происходит с нами, людьми? Особняком, правда, стоит один-единственный вид птиц. Своих птенцов они подкидывают в чужие гнёзда. Теперь, к сожалению, «кукушки» есть и среди людей.
Оглянитесь вокруг себя. И вы заметите, что с каждым годом всё больше детей, которые остаются брошенными и одинокими, в большинстве своём при живых родителях. Что они видят в семье, где их домашние не привыкли церемониться, устраивают скандалы, страшно ругаются?
В своей работе мы хотели обратить внимание людей на серьезную проблему нашего времени «ДЕТИ СИРОТЫ». Дети, которых бросили родители, которые в этом мире остались совершенно одни. Которые заслуживают ласки и нуждаются в заботе вокруг себя. Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, являются важнейшими в семейном праве и законодательстве, т.к процесс воспитания протекает в наиболее сложных условиях. В России 1000000 беспризорных детей , 90% из них – это дети – сироты при живых родителях.
Имею право на семью,
На жизнь счастливую с родными,
Имею право знать, что я
Под их защитой и любима.
Демидова Г.Ю.
Глава 2. «Имею право на семью»
Не случайно первое слово, которое произносит младенец – «мама». Мама самый близкий человек. «Уже младенец знает свою мать. Ещё не говорить, ни ходить не умеет, а уже тянет ручонки к матери. Узнаёт её и на улице, когда она подходит, ещё издали улыбается. Даже ночью узнаёт по голосу, по дыханию. Даже слепые от рождения и ослепшие дети, касаясь рукой лица матери, узнают её и говорят: «Мама – мамуся – мамочка».
А если задуматься, то ведь и на других языках это слово звучит очень похоже: по-гречески – метер, по-латыни – mater, по-немецки – Mutter, по-английски - mother. Наверное, даже в первобытном строе дети так называли своих матерей и уж скорей всего они не знали, что такое быть брошенными в младенчестве.
Сейчас проводится большая работа по усыновлению детей, открываются семейные детские дома. Хорошо, что есть люди, готовые взять на себя ответственность за чужих, брошенных родными малышей. Но, к сожалению, на всех сирот приёмных родителей не хватает. И не каждому воспитаннику детского дома доведётся услышать: «Ты имеешь право на семью, добро пожаловать, малыш!»
Семья – это «семь я», то есть много, а не один человек. Семья – это когда все вместе, все друг за друга. А вот как объясняет значение семьи толковый словарь: «Семья, группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Думаю, что толковому словарю можно доверять, так как составляли его очень умные люди, по крупицам собирая знания наших предков. Да и мнения учёных на этот счёт тоже совпадают со словарём. Ведь по их признанию «… семья – это величайшая социокультурная ценность, которая когда-либо за всю историю существования человечества создавалась».
Во все времена семье уделялось огромное значение. Даже в первобытном обществе наблюдалось подобие современной семьи, где был мужчина-добытчик и женщина, ухаживающая за детьми. Развивался мир, менялись люди, но семье всегда было отведено важное место.
Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении и укреплении заинтересованы и общество, и государство. Её влияние, поддержка нужны каждому человеку. Именно семья способна дать душевные и эмоциональные силы, помочь справиться с трудностями, поддержать в нужную минуту. В прочной надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Но больше всего в ней, конечно, нуждается ребёнок. Ведь именно он в силу возраста является самым незащищённым в обществе .
Именно семья, родители несут за него всю ответственность, помогают расти здоровым, умным, сильным. Не случайно в таком важном правовом документе как Конвенция о правах ребёнка отмечено: «…, что ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт семья.
Семья – это начало начал. Без семьи не может быть счастливого детства, без семьи трудно стать хорошим человеком. Нет семьи – нет знаний, накопленных твоими предками, которые тебе могли бы пригодиться в жизни, нет прошлого и будущее вряд ли встретит тебя «с распростёртыми объятиями». Никто не подскажет, как поступить в той или иной ситуации. Жизненный опыт придётся накапливать самому, нередко «стучась в закрытую дверь». Так происходит у тех, кто имеет право на семью, но не имеет семьи.
Глава 3. «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей»
Но, к сожалению, в наши дни стало много семей, на которые право иметь просто не хотелось бы. Это как правило неблагополучные семьи. Да, дети формально живут в семье, но родители не занимаются их воспитанием, нарушают права своих детей – на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода. Дети нередко голодают, их избивают, всячески издеваются, заставляют попрошайничать и воровать. В таких семьях не может быть счастливого детства, там просто приходится выживать. Разве смогут там научить ребёнка чему-нибудь хорошему? Конечно, нет. Из такой семьи ребёнка, скорее всего, заберут в социальный приют или детский дом. Грустно быть сиротой при живых родителях. Но там хотя бы накормят, оденут и отведут в школу. Но многие дети из неблагополучных семей, попадая в интернаты или детские дома, как ни парадоксально, расценивают отделение от семьи как наказание, испытывают постоянное чувство вины. И скучают по родителям, даже таким плохим, от которых их пришлось забрать. А ведь именно из-за «плохих» родителей в России ежегодно выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Страшная статистика. Но это тоже и жестокая правда жизни. А ещё эта правда заключается в том, что такие дети бывают очень озлоблены, мстительны и жестоки. Им не нравится жить в детских домах, они мечтают о свободной жизни и достигнув совершеннолетия, сами нередко становятся родителями, отказавшимися от новорожденного ребёнка, мотивируя это тем, что нет нормальных условий для жизни, нет работы, нет помощи, нет времени… А на самом деле у них нет ответственности и семейных ценностей, которые передаются из поколения в поколение!
Ещё несколько лет назад проблема детей, оставшихся без попечения родителей всячески игнорировалась обществом. Она не поднималась в прессе, ею не занимались на уровне правительства. Сейчас вопросу о правах ребёнка на семью уделяется большое значение. Этой проблемой занимается духовенство, проводя большую разъяснительную работу среди молодёжи, открывая приюты для детей из неблагополучных семей. Многие люди стали усыновлять детей, принимая их в свою семью как родных. Но, к сожалению, бывают случаи, когда усыновлённый ребёнок попадает в плохие условия, над ним издеваются или всячески эксплуатируют, заставляя выполнять тяжёлую работу, думая, что за сироту некому заступиться. Это не так. Правами детей серьёзно заинтересовалось государство. А это очень важно и нужно всем, живущим в современной России. Разработано много законов, принята Конвенция ООН о правах ребёнка, которая много внимания уделяет и правам детей, и усыновлению, и защите. «Государства – участники, которые признали и/или разрешили существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребёнка учитывались в первостепенном порядке.
Большое внимание этой проблеме уделяется и в Семейном кодексе Российской Федерации. Глава 18 этого нормативно-правового документа посвящена проблеме выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вот некоторые выдержки из этого документа: «Защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, … уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, …при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства».
Страшно представить, что живя в 21 веке, государство должно защищать детей от плохих родителей, доказывать их право на семью и счастливую жизнь. К тому же в условиях экономической нестабильности, развале традиционных структур социальной защиты, семейных трудностях, безработице и падении нравов, одно из наиболее важных прав ребёнка – право на нормальную семью, всё чаще и чаще нарушается. Или ребёнок имел семью, но недолго, потому что родителей лишили прав на воспитание детей, или от него отказались уже в роддоме. Количество таких случаев возросло за последние годы на 1,5 процента. А это значит, что огромное количество детей с раннего возраста находились в очень неблагоприятных условиях для нормального развития и не получали самого необходимого, подвергаясь при этом жестокому обращению.
Этой проблемой занимается огромный штат профессионалов, принято много правовых документов и законов, в том числе:
А с 1 сентября 2009 года была учреждена должность уполномоченного по правам ребёнка при президенте Российской Федерации. Им избран адвокат П.С. Астахов.
Глава 4. Семья глазами детей. Ценности семьи.
(Материалы социологического исследования)
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Ведь именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве, в семье. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.
Итак, что такое семья? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? Какая она, современная семья, семья XXI века? Что такое счастливая семья? Что представляет собой семья с точки зрения современных детей? Насколько представление детей о настоящей семье соответствует реальности? Именно на эти вопросы я хочу найти ответы. Современным подросткам, нашим одноклассникам – ученикам 9 класса, было предложено ответить на несколько вопросов по обозначенной теме. Результаты опроса получились достаточно интересными.
Что такое семья для сегодняшних подростков?
75% – родные, любимые люди;
13% – любовь;
13% – дети;
13% – счастье;
13% – поддержка.
Это позволяет сформулировать основные признаки семьи: родные и любимые люди, дети, счастье, поддержка.
Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли?
67 % - да;
33 % – нет.
Таким образом, каждый третий ребенок не получает в своей семье того, что, по его мнению, должна давать семья человеку. Это говорит о том, что для многих подростков опыт взаимоотношений их родителей станет примером того, как не нужно строить семейный очаг.
На вопрос «Какими должны быть идеальные родители?» были даны следующие ответы.
Родители – это люди, которые любят, понимают, заботятся о ребенке, интересуются его делами. Хотелось бы подчеркнуть, что значимым родительским чувством для ребенка является любовь. Любовь делает детей счастливыми, дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности и исправляются они только при наличии любви.
Также важной составляющей образа идеальных родителей по мнению детей является проявление интереса родителей к делам своего ребенка, умение и желание находить время для общения с ним. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Но проводить время с собственным ребенком это не значит, без конца читать ему мораль или постоянно контролировать его. Это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на него, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его собственные страдания, поговорить и обсудить их вовремя.
Следующий вопрос: «Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?». Вот какой портрет «нарисовали» ребята.
Портрет получился замечательный, но далекий от реальной жизни, и каждый родитель должен принимать своего ребенка таким, какой он есть. Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Признание – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах.
Положительный образ идеального ребенка заставил ребят задуматься над вопросом: а насколько они сами соответствуют этому идеалу?
Считают ли подростки себя идеальными детьми
36 % - да;
64 % - нет
Вместо комментария полученных результатов мы процитируем отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Какой она будет, семья каждого из нынешних подростков: счастливой или не очень, богатой или бедной, участливой или равнодушной, – покажет время и наши стремления к пониманию ее непреходящих ценностей.
Проделанная нами работа оказалась очень интересной и познавательной, и в заключение нам хотелось бы дать собственное определение семьи. Семья, на наш взгляд, – это объединение людей, которых связывают между собой не только родственные отношения, но и любовь, взаимоуважение, готовность и желание помочь и поддержать друг друга в любой ситуации.
Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет весь жизненный маршрут человека.
Закончить наше исследование хочется словами Дороти Нолт, которые как нельзя лучше подчеркивают роль семьи в нашей жизни:
Глава 5 . Кто проживает в «чужой» семье и кто их воспитывает?
В результате исследования выявлено, что в нашей школе учится 8 детей, которые проживают не своими кровными родителями. Эти дети проживают в 4 семьях. В том числе в опекаемых семьях – 3 детей, в приёмной семье – 5 детей.
Приёмные родители – женщины. Возраст приёмных родителей составляет от 40 до 55 лет. Проведённый опрос показал, что эти воспитатели взяли детей в свои семьи по разным причинам. Вот только некоторые: дать образование и родительскую ласку, дети – родственники, чтобы дети не чувствовали себя изгоями в обществе.
На вопрос – какие черты характера, привычки, поступки можете отметить у приёмных детей? Получены ответы:
А) положительные качества детей – любовь к животным, красивые, отзывчивые, исполнительные, любят обсуждать вопросы в семейном кругу, добрые, а больше всего было отмечено трудолюбие.
Б) отрицательные качества – вспыльчивость, упрямость, не всегда любят учиться, замкнутость, делают втихую, лень, ложь.
Все опрошенные родители не жалеют о том, что занялись таким трудным делом воспитания. Было получено согласие на опрос приёмных детей. Ответы детей на вопросы анкеты.
Вот что рассказывает о себе одна из девочек: «Моя жизнь очень сильно поменялась. Когда я жила со своими родителями, я не могла красиво одеваться, никто не следил за мной. Сейчас мне очень хорошо и уютно. В приёмной семье приучают к труду, следят за учёбой, одевают. У меня есть своя комната и личные вещи. Я очень благодарна моей новой маме, что живу у неё. Она меня любит, и я её очень сильно люблю. Семья мне стала родной».
В процессе работы над данной темой была просмотрена информация в печати о детях, которые остались без попечения родителей. Материал взят из газет, проведены собеседования с этими категориями детей и родителей. Некоторые дети с удовольствием делятся своими мыслями, другие неоткровенны.
В результате исследования приходим к выводу:
1. Дети довольны, что живут в семьях, где хорошие условия, о них заботятся, не обижают, создают все условия для учёбы и жизни. Все опрашиваемые отметили, что условия жизни в приёмных семьях отличаются в лучшую сторону.
2. Определены причины, по которым дети оказались без попечения родителей – это ненадлежащий уход, оставление детей в опасном положении.
3. Дети проживают в приёмных семьях длительное время и довольны, что у них есть семья.
4. Опрашиваемые дети считают приёмную семью своей, и большинство желают сохранить с ней связи в дальнейшем.
Каждый ребёнок имеет право жить в своей семье и с родителями. Что делать с теми родителями, которые не хотят заниматься своими детьми? Почему они так поступают? Почему так страдают дети?
Глава 6. Заключение.
Проделанная нами работа оказалась очень интересной и познавательной, и в заключение нам хотелось бы дать собственное определение семьи. Семья, на наш взгляд, – это объединение людей, которых связывают между собой не только родственные отношения, но и любовь, взаимоуважение, готовность и желание помочь и поддержать друг друга в любой ситуации.
Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет весь жизненный маршрут человека.
Закончить наше исследование хочется словами Дороти Нолт, которые как нельзя лучше подчеркивают роль семьи в нашей жизни:
Мы счастливы, что имеем право на семью, и она у нас есть. Мы счастливы, что воспитываемся папой и мамой, у нас есть бабушки и дедушки, тёти и дяди, братья и сёстры. Нам нравится вместе с ними встречать Новый год, запуская красивые фейерверки, мы любим вместе отдыхать, посещая разные уголки села, края, России, а ещё просто обожаем мамины пирожки, которые они пекут по выходным. У каждой семьи свои традиции, каждой семье есть, чем гордится. А мы гордимся тем, что имеем право на семью и очень дорожим этим правом. Семья – самое дорогое, что у нас есть!
Задумайтесь о будущем своём
Те люди, что бросают малышей,
Их не оставит государство, нет,
Но мама с папой во сто крат важней!
Без добрых материнских рук,
Без сильного отцовского плеча
Как трудно человеку жить,
Как трудно человеком стать!
Литература
Рождественские подарки от Метелицы
Флейта и Ветер
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Хризантема и Луковица
Загадка старого пирата или водолазный колокол