Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Объект исследования. Процесс социализации личности.
Предмет исследования. Тип семейного воспитания и семья, как институт социализации старшего школьника.
Цель работы. Выявить влияние типа семейного воспитания на социализацию личности старших школьников.
Задачи работы. Главной задачей данной работы является исследование влияния семьи и семейного типа воспитания на развитие, становление и социализацию личности. Для выполнения данной задачи необходимо:
1. провести обзор литературы;
2. подобрать методики, которые помогут достичь цели данной работы;
3. провести обследование;
4. сделать выводы, подвести итоги.
Методы. В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа, метод наблюдения, анкетирование, беседы.
Проблемой данной работы является влияние типа семейного воспитания на социализацию детей старшего школьного возраста.
Гипотеза - развитие, становление и социализация личности старших школьников напрямую зависит от стиля семейного воспитания.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_uchashchihsya.docx | 68.29 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 167
с углубленным изучением отдельных предметов » г. Казани
Научно-исследовательская работа
Влияние типа семейного воспитания
на социализацию детей старшего школьного возраста
Учащихся 9 «А»класса
Ахметшиной Мадины,
Кашаповой Резеды,
Научный руководитель:
Педагог-психолог
высшей категории
Ярова О.Н.
Казань
2012
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности социализации старшеклассников при различных стилях семейного воспитания…………………………………………………………….5
1.2.Старший школьный возраст и возрастная проблема социализации………7
1.3.Особенности влияния стилей семейного воспитания на социализацию детей старшего школьного возраста……………………………………………9
Глава 2. Исследование влияния типа семейного воспитания на социализацию детей старшего школьного возраста……………………..……………………12
2.1 Методы изучения социализации старших школьников…………………..12
2.2 Описание хода исследования и анализ полученных результатов……….13
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18
Приложение………………………………………………………………………19
Введение.
Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Объект исследования. Процесс социализации личности.
Предмет исследования. Тип семейного воспитания и семья, как институт социализации старшего школьника.
Цель работы. Выявить влияние типа семейного воспитания на социализацию личности старших школьников.
Задачи работы. Главной задачей данной работы является исследование влияния семьи и семейного типа воспитания на развитие, становление и социализацию личности. Для выполнения данной задачи необходимо:
Методы. В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа, метод наблюдения, анкетирование, беседы.
Проблемой данной работы является влияние типа семейного воспитания на социализацию детей старшего школьного возраста.
Гипотеза - развитие, становление и социализация личности старших школьников напрямую зависит от стиля семейного воспитания.
Глава 1. Особенности социализации старшеклассников при различных стилях семейного воспитания
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека.[1,40]
Социализация (происходит от латинского слова socialis - общественный) – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.[16,392]
Основными компонентами социализации являются:
а) передача культуры через семейные и другие социальные институты;
б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников- это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социализации-семью, школу (или школьный класс), производственную группу.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка главное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. в этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и людям вообще), различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны – положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности.[15,336]
Как социальный институт семья имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно – экономическую, терапевтическую и организации досуга (Б.Ю. Шапиро). Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально – психологические последствия, которые сказываются, прежде всего, на качестве социализации подрастающего поколения.[1,55]
Четыре психологических механизма помогают понять, как происходит социализация детей. Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать поведение родителей и учителей, которые служат для него образцами. Идентификация — это процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых. Стыд и вина являются негативными механизмами, которые запрещают определенное поведение или подавляют его.[15,348]
Исследование М. Кона показало, что родители из средних слоев общества поощряют инициативу и свободомыслие своих детей, в то время как дети рабочих воспитываются в духе конформизма. [15,349]
1.2.Старший школьный возраст и возрастная проблема социализации
Этапы детства человека – это продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма.[13]
Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания родителями, педагогами закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды [7]:
1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц — период новорожденности;
2) преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;
3) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;
4) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;
5) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;
6) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.
В старшем школьном возрасте учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности ребенка. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.
Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. [7].
Старший школьный возраст – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако, это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми людьми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых. Поэтому для детей старшего школьного возраста важны хорошие взаимоотношения с родителями, умение взаимодействовать друг с другом, чтобы перенять опыт старшего поколения. Эти знания необходимы для успешной социализации старшеклассника.
1.3.Особенности влияния стилей семейного воспитания на социализацию детей старшего школьного возраста
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Важное значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд (D.Baumrind, 1991). В классификации Д. Баумринд выделяются три паттерна поведения или стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания.
Элеонора Маккоби и Джон Мартин (Либин А.В., 1999) развили категориальную систему Д. Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия — отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль.
Таким образом, типология стилей родительского воспитания включала 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.
Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
Индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Успешность социализации ребенка зависит от стиля воспитания, от того направления, который выбирают родители.
Выводы по главе 1
Проведенный обзор литературы показал, что семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности.
Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако, это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми людьми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Поэтому для детей старшего школьного возраста важны хорошие взаимоотношения с родителями, умение взаимодействовать друг с другом, чтобы перенять опыт старшего поколения. Эти знания необходимы для успешной социализации старшеклассника.
Каждая семья имеет свой стиль воспитания ребенка. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Типология стилей родительского воспитания включает 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Успешность социализации ребенка зависит от стиля воспитания, от того направления, который выбирают родители.
Глава 2. Исследование влияния типа семейного воспитания на социализацию детей старшего школьного возраста
2.1. Диагностика уровня социализации старшегошкольного возраста.
В психологии применяются неэкспериментальные, экспериментальные и синтетические методы исследования.[10, 22]. Рассмотрим более подробно неэкспериментальные методы.
Неэкспериментальные методы:
Анкетирование, как и наблюдение, - один из наиболее распространенных методов изучения социализации. Это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы в какой-то мере компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, этот метод следует сочетать с использованием более содержательных непрямых методов, проводить повторные анкетирования, маскировать от учащихся подлинные цели опросов.
Беседа обычно используется для более глубокого изучения индивидуальных особенностей ученика. Для успешного проведения беседы очень важно соблюдать ряд условий. Так, между учителем(психологом) и учеником должен быть установлен психологический контакт, их отношения во время беседы должны быть положительными, доброжелательными. Допустим, учителя интересует отношение ученика к его семье. Не следует задавать прямых вопросов («Любишь ли ты свою семью?»), учитель(психолог) должен найти таким вопросам косвенный эквивалент: «Семья должна быть тем местом,где отдыхаешь и морально и физический. Что ты думаешь по этому поводу?»
2.2. Описание хода исследования. Анализ полученных результатов
Практическое исследование проблемы влияния типа семейного воспитания на дальнейшую социализацию старшеклассников проводилось в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 167 с углубленным изучением отдельных предметов » Советского района г. Казани. В исследовании, которое проходило в октябре-январе 2011-2012 годов, приняли участие 30 учащихся 9 «А», 9 «Б», 9 «В»,10 «А», 10 «Б», 11 «А»,11 «Б» классов. Ученики были поделены на 3 равные группы по 10 человек с учетом разного уровня психологического и социального развития, на основании диагностики школьного психолога.
Цель нашей работы: выявить влияние типа семейного воспитания на социализацию личности старших школьников.
Для выявления уровня социализации детей старшего школьного возраста, мы использовали методику САТ. С помощью данной методики узнали уровень социализации и самоактуализации каждого ребёнка.
В результате тестирования выявлено, что у всех учащихся 9-11 классов МБОУ «СОШ № 167» г. Казани уровень социализации довольно высок.
У первой группы средний уровень самоактуализации . Компетентность во времени у учащихся первой и второй группы средняя , к сожалению, они иногда не могут воспринимать свою жизнь целостно, а делят её на прошедшее и будущее. Однако, учащиеся всех групп независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни своими целями, убеждениями, установками и принципами. Они, в своем роде, свободны в выборе. При этом, все это не означает, что они враждебно настроены к окружающим. У учащихся третьей группы низкий уровень компетентности во времени, это показывает, что они всегда делят жизнь на определенные промежутки. Это можно объяснить занятостью этих учеников и их активной жизненной позицией. Учащиеся всех трех групп проявляют невысокий интерес к познанию, кроме первой группы, так как они хотят знать так же много, как и все остальные.
На следующем этапе тестирования использовалась методика «Целеустремленный ли ты человек?» Учащиеся первой и второй группы достаточно целеустремленные и не имеют низких показателей по данному тестированию. Третья же, наоборот, не имеет высоких показателей по этому тестированию. Скорее всего, это можно объяснить тем, что они добились к своему возрасту гораздо большего, чем остальные учащиеся.
Результаты проведенного исследования детей 1 группы представляют для нас научный интерес и предполагают дальнейшую работу по данной теме. По результатам методики САТ у детей «группы риска» средний уровень самоактуализации ,компетентности во времени , интереса к познанию. По методике «Целеустремленный ли ты человек?» эти учащиеся достаточно целеустремленные. Согласно данным методик наиболее социализированной как раз оказывается «группа риска» — это интересно, требует дальнейшего рассмотрения, и это не противоречит действительности: дети из благополучных семей часто менее готовы к жизни и самостоятельным решениям, чем дети из семей менее благополучных.
Рассмотрение социализации подростков «группы риска» представляет собой многоаспектную проблему. Это предполагает использование междисциплинарного подхода к самой проблеме.
Завершающим этапом тестирования для учащихся стала методика по изучению мнения детей о своей семье «Моя семья».
По уровню взаимоотношений в семье у первой группы был низкий показатель, однако у 30% учеников степень этих отношении высок. Примечательно, что в этой группе отсутствует средний показатель. Такие отличия можно объяснить не авторитетностью родителей некоторых учеников для данной группы. Взаимопонимание в семье у этих учащихся среднее или низкое, так как, скорее всего, у них разные моральные и этические нормы с родителями. Эти ученики являются довольно самостоятельными. Так эти дети часто выходят из-под контроля, родители вынуждены применять к ним жесткие методы воспитания. Результаты 2 группы учащихся идентичны результатам 1 группы, так как возможно эти дети сходны в уровнях развития.
По мнению большинства учащихся 3 группы их родители пользуются строгими воспитательными установками, возможно, потому, что они думают, что они уже лучше других и им не нужны контролирующие люди, но родители их точку зрения в данном случае не разделяют. По другим шкалам в основном отсутствуют высокие результаты и это вполне объяснимо. Большинство этих детей думают, что они уже намного лучше других людей и ставят себя на лидирующие позиции, однако, это далеко не так.
Исследование для родителей этих респондентов проводилось также в 3 группах, составом по 10 человек. Им был предложен тест на выявление стиля семейного воспитания.[14, 30]. Мы провели интерпретацию результатов тестирования родителей учащихся.
У наиболее успешно социализированных детей, родители придерживаются авторитетного стиля воспитания. Это наиболее приемлемый вариант для обеих сторон семьи.
У наиболее раскрепощенных детей обычно в семье при либеральном воспитании слишком много свободы. Родителям таких детей стоит задуматься может у их чад слишком много свободы?
Некоторые дети не совсем хорошо и быстро социализируются. Ребёнок зажат, проявляет мало активности, стесняется, часто волнуется. Это заметно по ответам детей на уроке, по поведению на перемене, по общению с одноклассниками. Чаще всего, это результат авторитарного стиля воспитания.
При индифферентном стиле воспитания может образоваться две картины. В первом случае всё может быть аналогично результату авторитарного стиля воспитания. То есть ребёнок будет зажат и малоактивен.
А во втором случае всё противоположно. Ребёнку много чего дозволено. Он ведёт себя уверенно, но чересчур. У него много свободы, и он начинает направлять её не в то русло. Может попасть в плохую компанию, вести себя жёстко и агрессивно. В нашем случае всё не так уж плохо. Из 30 опрошенных семей индифферентный стиль воспитания выявлен в 4 семьях.
В 1 группе: 3 семьи с авторитарным стилем воспитания, 4 семьи с авторитетным, 1 семья с либеральным и 2 семьи с индифферентным стилем воспитания.
Во 2 группе: 6 семей с авторитетным стилем воспитания, 2 семьи с авторитарным стилем воспитания и по одной семьи с либеральным и индифферентным стилем.
В 3 группе отсутствует авторитарный стиль воспитания, но присутствует индифферентный стиль воспитания в одной семье. Так же в этой группе представлен большинством авторитетный стиль воспитания - в 9 семьях.
Для того чтобы всё изменить к лучшему и повысить уровень успешной социализации детей, родителям необходимо осознавать свои ошибки и стремиться их исправлять.
Сопоставляя уровень социализации ребёнка и стиль семьи, в которой он воспитывается, мы выяснили следующее. У всех детей из семей с авторитетным стилем воспитания высокий уровень социализации.
Выводы по главе 2
Методики, подобранные адекватно возрасту испытуемых и цели исследования позволили нам провести обследование и сформулировать выводы.
Исследование проводилось в трех группах: дети «группы риска», «среднестатистические дети»,«одаренные дети».
Результаты исследования показали, что дети, в семье которых авторитетный (демократический) стиль воспитания, лучше и легче ко всему адаптируются. Они чувствуют уверенность в себе, нужность семье, сверстникам, учителям. Что и повышает уровень их социализации. Данный стиль воспитания в семьях «среднестатистических детей», «одаренных детей».
По результатам методики САТ у детей «группы риска» средний уровень самоактуализации ,компетентности во времени , интереса к познанию. По методике «Целеустремленный ли ты человек?» эти учащиеся достаточно целеустремленные. Согласно данным методик наиболее социализированной как раз оказывается «группа риска» — это интересно, требует дальнейшего рассмотрения, и это не противоречит действительности: дети из благополучных семей часто менее готовы к жизни и самостоятельным решениям, чем дети из семей менее благополучных.
Рассмотрение социализации подростков «группы риска» представляет собой многоаспектную проблему. Это предполагает использование междисциплинарного подхода к самой проблеме. Результаты проведенного исследования детей «группы риска» представляют для нас научный интерес и предполагают дальнейшую работу по данной теме.
Заключение
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности.
Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако, это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми людьми. Поэтому для детей старшего школьного возраста важны хорошие взаимоотношения с родителями, умение взаимодействовать друг с другом, чтобы перенять опыт старшего поколения. Эти знания необходимы для успешной социализации старшеклассника.
Каждая семья имеет свой стиль воспитания ребенка. Типология стилей родительского воспитания включает 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Успешность социализации ребенка зависит от стиля воспитания, от того направления, который выбирают родители.
В процессе исследования мы решили следующие задачи:
Подводя итоги, следует отметить, что гипотеза подтвердилась частично. Развитие, становление и социализация личности старших школьников зависит от стиля семейного воспитания, но не всегда. Согласно данным методики, по изучению целеустремленности наиболее социализированной оказалась «группа риска». Дети из благополучных семей часто менее готовы к жизни и самостоятельным решениям, чем дети из семей менее благополучных.
Проведенные исследования показали, что дети, в семье которых присутствует авторитетный (демократический) стиль воспитания, лучше и легче адаптируются к социуму. Они чувствуют уверенность в себе, нужность семье, сверстникам, учителям. Что и повышает уровень их социализации. Именно поэтому родителям важно придерживаться данного типа семейного воспитания. Положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания ребенка в семье.
Список литературы
Приложение
Акварельные гвоздики
Калитка в сад
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуем осенние листья
Ёжикина Радость