В настоящее время остро встают проблемы, связанные с работой за компьютером, просмотром телепередач, использованием сотового телефона. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Однако компьютеризация обучения и другая деятельности детей имеет помимо достоинств и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Об этих моментах мы расскажем в нашей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kompyuterov_na_zrenie.doc | 139 КБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»
Исследовательская работа
Тема: «Изучение влияния компьютеров и сотовых телефонов на зрение подростков»
Выполнила: Чернова
ученица 9 Б класса
Филиппова Ирина Александровна
учитель географии
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическая часть
Глава II. Практическая часть
2.2.2 Встреча с окулистом детской поликлиники № 2
2.2.3 Проверка остроты зрения у учащихся 9 и 10 классов
Анализ анкеты «Ты и твоё зрение
Заключение
Библиографический список
Введение
В настоящее время остро встают проблемы, связанные с работой за компьютером, просмотром телепередач, использованием сотового телефона. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Однако компьютеризация обучения и другая деятельности детей имеет помимо достоинств и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Об этих моментах мы расскажем в нашей работе.
Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение даёт людям почти 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Современные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно считать нормальным.
Последние наблюдения показали, что в последнее время появляется всё больше близоруких людей.[2]
Объяснение этому простое: люди стали больше читать и писать, затем засели за телевизор, потом уставились в компьютер, а совсем недавно и в сотовый телефон. Все это заставляет смотреть перед собой и приводит к близорукости.
Как видим, проблемы со зрением очень актуальны, поэтому мы выбрали эту тему для научно-исследовательской работы. Итак.
Объект исследования: состояние зрения школьников
Предмет исследования: процесс ухудшения зрения
Гипотеза: если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует сохранению его полноценной функции на будущее.
Цель работы: изучить влияние компьютеров и сотовых телефонов на нарушение зрения подростков.
Для выполнения данной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Задачи исследования:
- изучить основные типы нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость;
- рассмотреть основные причины нарушения зрения подростков;
- дать рекомендации по профилактике зрения подростков на классных часах;
- составить памятку для подростков по профилактике глазных заболеваний.
Методы и приемы:
Думаю, данная работа будет интересна подросткам, моим одноклассникам, родителям и учителям, т.к. в работе мы приводим методы сохранения зрения с помощью различных упражнений и методик, а также мы пытались показать, какое влияние на зрение подростков оказывает компьютер и сотовый телефон (с/т).
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость
Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далёком расстоянии. Это связано со свойством хрусталика, изменять кривизну и становиться более выпуклым. У некоторых людей, в том числе и у детей, глазные яблоки бывают различной формы. Когда глазное яблоко не шарообразное, каким ему положено быть, а вытянутое, человек страдает близорукостью, а если глазное яблоко сплюснутое – дальнозоркостью.
Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение) - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные; это происходит в том случае, если глазное яблоко слишком длинно или слишком
велик угол, под которым преломляются световые лучи в хрусталике. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней (см. рисунок 1). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Дальнозоркость (гиперметропия) (от греч. «гиперметроз» - чрезмерный и «опсис» - зрение) - недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза (см. рисунок 2) . Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость.
Вывод: Самым распространенным заболеваниям глаз является миопия и гиперметропия.
1.2. Причины нарушения зрения
Причиной многих нарушений зрения является умственное, психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц. Глаз – это часть организма. Он подвержен влиянию всех факторов, действующих на организм в целом.
Врачи обнаружили, что такие болезни, как конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаза и др., следует рассматривать не как болезни, поражающие только глаза, а как симптомы общего дисбаланса организма вследствие чрезмерного потребления сахара, белка… Неправильное питание влияет не только на сами глаза, но и на процессы, посредством которых осуществляется зрение. Как только мышцы и кровеносные сосуды засоряются, должный вывод вредных веществ становится невозможным, и мышцы, вместо того чтобы быть мягкими и гибкими, становятся жесткими и стянутыми. Все это в итоге препятствует нормальной работе глаз. Конечным результатом является нарушение зрения.
Возможной причиной нарушения зрения может оказаться любой фактор, способный повлиять на состояние кровеносных сосудов или нервов глаза.
Вывод: итак, зрение может испортиться по следующим причинам:
- беспорядочный образ жизни
- систематическое недосыпание
- злоупотребление просмотром телевизора, долгой ежедневной работой за ПК и с дисплеем сотового телефона;
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, т.к. изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. При долгой ежедневной работе за дисплеем возрастает опасность развития близорукости, особенно если имеются еще и генетические предпосылки. Чтобы избежать эти негативные отклонения, необходимо:
- во-первых, обратить внимание на качество компьютера при покупке;
Исследования показали, что оптимальная продолжительность непрерывных занятий составляет:
для детей 5-6 лет - 10-15 мин
для детей 7-12 лет - 20 мин
для ребят старше — 30 мин.
По мнению офтальмологов, детям и подросткам с начальной (до 2.0 диоптрий) близорукостью очки для занятий с компьютером, как правило, не нужны. При большой степени близорукости очки необходимы, но они должны быть на 1,0-1,5 диоптрии слабее очков для дали, чтобы не создавать постоянную нагрузку на глаза. О том, как лучше снять утомление после компьютерных занятий и как избежать переутомления при занятиях на компьютере. (Приложение 2)
1.4. Влияние сотового телефона на зрение подростка
То, что мобильные телефоны излучают «вредные» электромагнитные волны — логично, естественно и неоспоримо. Иначе стал бы невозможным сам процесс связи — любой физик это подтвердит. Продолжительные разговоры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения. Такой вывод сделали ученые из Израильского технологического института, проведя исследование, посвященное влиянию излучения сотовых телефонов на глаза. Как известно, сотовые телефоны излучают микроволны. Они частично поглощаются тканями и переводятся в тепло, которое и вызывает изменения в хрусталике глаза. «У людей, часто и подолгу говорящих по сотовым аппаратам, в течение нескольких лет может развиться катаракта», — утверждают профессор медицинского факультета Ахува Доврат и профессор кафедры электротехнологий Леви Шехтер. Несколько советов по правильному использованию сотовых телефонов. (Приложение 3)
1.5. Нормы по работе за компьютером:
2.1 Условия и место проведения исследования
Исследование проводилось в сентябре - октябре 2010 года в средней школе №22.
Были изучены медицинские карты учащихся 9 и 10 классов.
Проведена встреча с окулистом детской поликлиники №2.
Среди учащихся 9 и 10 классов был проведен социологический опрос.
2.2.1. Анализ данных медицинского осмотра подростков
Встретившись с врачом 22 школы, я получила следующие цифры по глазным заболеваниям на 2010 год. В нашей школе обучается 570 детей. Из них 30% стоит на учете у окулиста.
Наиболее часто встречающиеся заболевания глаз это:
Среди частых нарушений зрения – миопия. Медицинский осмотр учащихся школы показал, что в 2001г, 20% осмотренных учащихся имели нарушения зрения, а в 2002г. таких учащихся было только 17% . По данным 2010 года 30 % учащихся имеют проблемы со зрением.
Проанализировав медицинские карты своих одноклассников, а также побеседовав со школьным врачом, наблюдавшим нас несколько лет, можно сделать следующие выводы:
2.2.2 Встреча с окулистом детской поликлиники №2
2.2.3 Проверка остроты зрения у учащихся 9 и 10 классов
По методике Сивцева (Приложение 7) я проверила остроту зрения учащихся 9 и 10 классов.
В проверке остроты зрения участвовали 67 человек.
Таблица 1
Острота зрения у старшеклассников
0.3-0.5 | 17% |
0.6-0.7 | 26% |
0.8-0.9 | 27% |
1.0 | 30% |
2.2.4. Анализ анкеты ты и твоё зрение
Для того чтобы выяснить, как часто дети общаются с компьютерами и сотовыми телефонами, была проведена анкета «Ты и твоё зрение». Всего было опрошено 67 учащихся из них 58 девятиклассников и 12
десятиклассников. (Приложение 6)
Опрос показал, что сотовые телефоны имеют 96% школьников.
Также опрос показал, что 87% учащихся имеют собственный компьютер.
Таблица 2
Количество времени, проводимого школьниками за телевизором
До часа | 15% |
1-3 часа | 46% |
39% |
Таблица 3
Количество времени, проводимого школьниками за дисплеем ПК
До часа | 38% |
1-3 часа | 28% |
Более 3 часов | 34% |
Таблица 4
Количество времени, проводимого школьниками за дисплеем с/т
До часа | 7% |
1-3 часа | 37% |
Более 3 часов | 56% |
Школьники используют телефон для:
Почти у всех старшеклассников телефон появился в 10-11 лет(95%).
На вопрос «Пользуетесь ли вы настольной лампой при выполнение домашнего задания?» да- ответили 55%.
Около 60% делают домашнее задание днем ( с 14:00 до 17:00 )
Большая часть опрошенных не бережет своё зрение, так как очень много времени проводит за компьютером, телевизором и дисплеем сотового телефона.
После общения с компьютером и сотовым телефоном испытывают:
лёгкое недомогание – 11%
усталость – 27%
покраснение и резь в глазах – 37%
головные боли – 25%
На учете у окулиста стоят 31% старшеклассников. А показание к ношению очков имеют лишь 18%.
Почти все учащиеся (97%) принимают различные витамины для глаз и включают в свой рацион продукты: морковь, болгарский перец, апельсины, черника, свежая зелень (петрушка, укроп).
Выводы:
- до 3 часов в день общаются с компьютером 66% учащихся;
- более 3 часов в день работают с дисплеем сотового телефона 56% учащихся;
- всего лишь у 30% старшеклассников зрение в пределах нормы;
- школьники испытывают различного рода недомогания после «общения» с ПК и сотовыми телефонами:
лёгкое недомогание – 11%
усталость – 27%
покраснение и резь в глазах – 37%
головные боли – 25%
Длительная работа с компьютером и сотовым телефоном может явиться причиной некоторых заболеваний глаз, например таких, как катаракта. А также ведёт к снижению зрения ввиду того, что происходит перенапряжение глазных мышц.
Заключение
Природа позаботилась о том, чтобы человек видел, чтобы его глаза были надёжно защищены от какого – либо природного нарушения. Но человек во многом сам виноват в том, что теряет зрение. Поэтому он должен знать о том, как можно и нужно сохранить своё зрение с раннего детства.
Итак, наши выводы по работе:
1. самым распространённым заболеванием глаз среди подростков является миопия и гипермитропия;
2. Зрение может испортиться по следующим причинам:
- беспорядочный образ жизни
- систематическое недосыпание
- злоупотребление просмотром телевизора, долгой ежедневной работой за ПК и с дисплеем сотового телефона;
3. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий за компьютером составляет:
для детей 5-6 лет - 10-15 мин
для детей 7-12 лет - 20 мин
для ребят старше — 30 мин.
В ходе изучения анкеты выяснилось:
- что почти все учащиеся имеют сотовые телефоны и компьютеры. Работа учащихся с компьютером и сотовым телефоном значительно превышает установленные нормы, что, естественно может вызвать нарушения зрения;
- учащиеся испытывают различного рода недомогания после «общения» с ПК и сотовыми телефонами, такие как усталость, головные боли, и т.п.
- учащимся следует соблюдать гигиену зрения при чтении и работе на ПК;
- необходимо вести просветительскую работу среди учащихся и родителей школы по гигиене зрения.
7. После завершения нами исследования были проведены классные часы для учащихся 9-10 классов, где мы говорили о необходимости сохранения зрения для подростков.
Только соблюдение всех требований санитарно – эпидемиологических норм по работе с ПК и сотовыми телефонами может способствовать сохранению и укреплению зрения.
Библиографический список
16. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. 8 класс. Человек: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
Приложение 1
Советы о том, как лучше разместить компьютер
Приложение 2
Как избежать переутомления при занятиях на компьютере
Приложение 3
Несколько технических советов по использованию сотовых телефонов
Разговаривайте непрерывно не более 2-3 мин. с интервалом в 15
мин. Перекладывай телефон от одного уха к другому. Бессонница,
головная боль — сигналы, что с разговорами явный перебор! Пощадите
организм! Не болтайте часами!
Вот, пожалуй, и все опасности, которые таятся в вашем мобильном. Берегите себя!
Приложение 4
Упражнения, снимающие утомление глаз
Приложение 5
Как лучше снять утомление после компьютерных занятий
Самый лучший отдых – подвижные игры на свежем воздухе. Дома можно устроить небольшую разминку, физкультуру, обратив внимание на упражнения, тренирующие мышцы, которые формируют правильную осанку. Для снятия зрительного утомления полезно сделать несколько простых упражнений, расслабляющих мышцы глаза:
Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Эти упражнения помогут уставшим глазам. И конечно, недопустимо "отдыхать" у телевизора после занятий за компьютером.
Приложение 6
Анкета «Ты и твое зрение»
1)Ваш возраст?
2)Сколько времени вы проводите за компьютером?
3)Какое время вы проводите за просмотром телепередач?
4)Состоите ли вы на учете у окулиста?
5)Чувствуете ли вы усталость глаз в конце дня?
6)Пользуетесь ли вы настольной лампой при выполнении домашнего задания?
7)В какое время суток вы делаете домашнее задание?
8)Есть ли у нас показание к ношению очков или линз?
9)Укажите какие витамины, вы принимаете в течение года?
10)Есть ли в вашем рационе питание,такие продукты(морковь, болгарский перец,апельсины,черника, свежая зелень (петрушка, укроп)
нужное подчеркнуть!!!
11)Знаете ли вы какие-нибудь упражнение для глаз?
Как часто вы их выполняете?
12)Когда у вас появился первый сотовый телефон?
13) Для чего вы используете сотовый телефон?
14)Сколько времени вы проводите за дисплеем сотового телефона?
Приложение 7
Методика Сивцева
Таблицей Сивцева пользуются для исследования остроты зрения, в которой имеется 12 рядов букв различной величины. Таблица позволяет с расстояния 5 м определять остроту зрения от 0,1 (верхний ряд) до 2,0 (нижний ряд).
Слева от каждой строки в таблице указано расстояние в метрах (D), с которого строку можно прочесть, имея остроту зрения 1,0. Величина V, приведенная справа от каждой строки, — это острота зрения в условных единицах, которой нужно обладать (как минимум), чтобы прочесть строку с расстояния 5 метров.
При исследовании с другого расстояния (к примеру более близкого, если больной с 5 м не распознает знаки верхнего ряда) остроту зрения определяют по следующей формуле:
V = d / D, где V — острота зрения; d — расстояние, с которого проводится исследование; D — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд.
Таблица Сивцева помещена в осветительный аппарат с лампой накаливания или двумя люминесцентными лампами. Освещенность таблицы около 700 лк. Осветитель прикрепляют на стене так, чтобы нижний край его находился на расстоянии 1.2 м от пола. Во время исследования пациент должен держать голову прямо, веки обоих глаз открыты. Неисследуемый глаз прикрывают непрозрачным щитком белого цвета иил ладонью. В течение 2 — 3 секунд показывают знак на таблице и просят исследуемого назвать его; при этом определение лучше начинать с мелких знаков, а затем переходить к более крупным.
При оценке результатов исследования пользуются понятиями о полной и неполной остроте зрения. Полная острота зрения — это такая, при которой все знаки в соответствующем ряду названы правильно. Если в рядах таблицы, соответствующих остроте зрения 0.3, 0.4, 0,5, 0.6 не распознан один знак, а в рядах 0.7, 0.8, 0.9, 1.0 — два знака, то такая острота зрения оценивается по соответствующему ряду как неполная. Нормальной считается острота зрения, равная 1.0. Для определения остроты зрения меньше 0.1 больного приближают к таблице через каждые пол метра (на полу или стене надо сделать соответствующие метки), пока он не назовет правильно знаки верхнего ряда. Остроту зрения оценивают по приведенной выше формуле (V=d/D).
Рисунок 1. Близорукость
Рисунок 2. Дальнозоркость
Растрёпанный воробей
Выбери путь
"Разделите так, как делили работу..."
Как напиться обезьяне?
Неньютоновская жидкость