Актуальность выбранной нами темы определяется остротой демографического кризиса в современной России и ее регионах. Несмотря на стабилизацию внутриполитической обстановки, рост экономических показателей и повышение общего благосостояния россиян, одной из острейших угроз для страны остается проблема естественной убыли населения. Демографический кризис оказывает негативное влияние на все сферы российского общества. Низкая рождаемость и высокая смертность российского населения уже сегодня задают пределы роста экономического развития страны, снижают уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке, создают угрозу национальной безопасности России. Очевидно, что для решения демографической проблемы, ставшей фактически политической, актуализируется необходимость осуществления комплекса государственных мер по оптимизации демографического развития России: снижения уровня заболеваемости, сокращения смертности и повышения рождаемости населения, эффективного регулирования миграционными потоками.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_podnost_yu_33.doc | 221.5 КБ |
Муниципальный конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Школьники города - науке XXI века»
Научно-исследовательская работа:
Об эффективности демографической
политики
Выполнила:
ученица 11 А класса
МОУ «СОШ №22»
Ломова Инна Олеговна
Руководитель работы:
Филиппова Ирина Александровна
учитель географии МОУ «СОШ №22»
Саранск 2012
Содержание
Теоретическая часть.
1.1 Теоретические основы демографической политики
1.2 История развития демографической политики в России
1.3 Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
1.4 Изучение зарубежного опыта демографической и семейной политики
1.5 Направления демографической политики в Российской Федерации
1.6 Современное развитие демографических процессов в Республике Мордовия
Практическая часть
2.1 Анализ статистических данных
2.2 Результаты социологического опроса
2.3 Основные пути решения демографических проблем в Республике Мордовия
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность выбранной нами темы определяется остротой демографического кризиса в современной России и ее регионах. Несмотря на стабилизацию внутриполитической обстановки, рост экономических показателей и повышение общего благосостояния россиян, одной из острейших угроз для страны остается проблема естественной убыли населения. Демографический кризис оказывает негативное влияние на все сферы российского общества. Низкая рождаемость и высокая смертность российского населения уже сегодня задают пределы роста экономического развития страны, снижают уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке, создают угрозу национальной безопасности России. Очевидно, что для решения демографической проблемы, ставшей фактически политической, актуализируется необходимость осуществления комплекса государственных мер по оптимизации демографического развития России: снижения уровня заболеваемости, сокращения смертности и повышения рождаемости населения, эффективного регулирования миграционными потоками.
Очевидно, что решить проблему убыли населения в современной России невозможно без действенного участия государства, его научно-обоснованной демографической политики.
Гипотеза: проводимая в последнее время демографическая политика государства не является достаточно эффективной для решения демографических проблем, снижения численности населения в современной России.
Предмет исследования: демографическая политика.
Объект исследования: эффективность демографической политики.
Цели работы: изучить эффективность демографической политики проводимой правительством РФ и правительством РМ.
Задачи:
- изучить теоретические основы демографической политики;
- рассмотреть исторические аспекты демографической политики проводимой в России;
- выяснить какие меры в области демографической политики приняты в различных странах;
- провести социологический опрос среди старшеклассников и молодых семей;
- проанализировать статистические данные по населению Республики Мордовия.
Методы: сбор и анализ информации, анкетирование и обработка собранных материалов, теоретические - анализ литературы о проблеме исследования.
Исследование проводилось на базе Средней общеобразовательной школы № 22, в течение 3 месяцев, с декабря 2011 года по февраль 2012 года. В социологическом опросе приняли участие учащиеся школы и взрослые (семейные и одинокие).
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Теоретические основы демографической политики
Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача. Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения получило название – демографическая политика.
Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.
В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.
Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.
Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:
• экономических (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.);
• административно-правовых (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т. п.);
• воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.
Управление демографическими процессами в стране должно обеспечить как можно более полное совпадение интересов общества и семьи, которая, как известно, сама принимает решение о числе детей, об изменении места жительства и о многих других вопросах, изучаемых демографами, социологами, экономистами, представителями смежных наук.
При четко выраженной демографической политике страны конкретные меры направлены на стимулирование определенного числа детей в семье. Таковыми являются семейные пособия, размер которых определяется как экономическими возможностями страны, так и тем значением, которое придается демографическим целям в системе социальных задач общества. Широко применяются единовременные выплаты при рождении ребенка, во многих странах молодоженам предоставляются целевые кредиты на приобретение домашнего имущества, детской одежды, жилья и т. д.
В настоящее время она должна быть сориентирована на решение социальных и экономических проблем, которые встанут перед страной в будущем. Поэтому уже сегодня нужно думать и о повышении качественных характеристик населения.
Большую роль в реализации демографической политики играет семья. Речь идет не только о репродуктивном поведении супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенную образовательную подготовку, род и вид деятельности.
ВЫВОД: демографическая политика должна быть направлена на семью, на создание наилучших условий для ее развития и должны быть направлены меры демографической политики в стране.
1.2 История развития демографической политики в России
Еще в XVII-XIX вв. многие русские государственные деятели и ученые поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать (тягло). Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, так как увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, формировавшими установки и поведение населения.
Наиболее цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении Российского народа» (1761 г.). Предложенные Ломоносовым меры, в основном культурно-просветительные и административно-правовые (пересмотр церковных правил и обычаев), были направлены на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне, сокращение детской смертности, прекращение эмиграции. Им подробно были рассмотрены 13 способов содействия росту населения и было предложено все «вредное приумножению и сохранению народа... запретить». (Приложение 1)
При императрице Екатерине II были отменены «венечные памяти» (пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал не венчать малолетних со взрослыми девками. Указ 1784 г. Синода предписывал в проповедях склонять народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.
Демографическая политика в Российской Федерации до 90-х годов была составной частью единой общегосударственной политики СССР, и лишь после провозглашения Россией суверенитета и распада Советского Союза в 1991 году можно говорить о новом этапе российской политики в области населения.
В принятом в 1944 г. Указе Верховного Совета СССР упоминалась необходимость «поощрения многодетности» и вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику. В 1981 г. в партийно-правительственном постановлении «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» говорилось о «создании наиболее благоприятных условий для роста населения и воспитания подрастающего поколения».
Социалистическое государство, относилось к населению не только как к объекту социальной политики, но и как к экономическому субъекту, отсюда особое отношение к учету населения, прогнозам изменения его численности и структуры (без чего невозможно было строить планы на несколько лет вперед), к семье.
Демографические результаты социальной политики первых лет советской власти были, на первый взгляд, просто ошеломляющими, создавали иллюзию безграничных возможностей социализма. Например, продолжительность жизни выросла с 32 лет в начале XX в. до 44 лет в 1926 г., а младенческая смертность за этот же период сократилась с 269 на 1000 новорожденных до 174. В то же время к 1940 г. продолжительность жизни выросла лишь до 47 лет, а младенческая смертность - важнейший социальный индикатор - составила в 1940 г. 182 смерти на 1000 новорожденных, т. е. была выше, чем в середине 20-х годов. Даже эти простые данные говорят о неоднозначности и противоречивости демографического развития СССР и влияния на него экономического развития и социальной политики.
Индустриализация и урбанизация населения способствовали разрушению патриархальной семьи, вовлечению женщин в общественное производство, особенно в городах. Результатом стало формирование тенденции к сокращению рождаемости (за 1925-1935 гг. общий коэффициент рождаемости сократился в полтора раза - с 45 до 31,6 промилле). Ускорился переход от многодетной (5 и более детей) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в городах распространение получает малодетная семья (1-2 ребенка).
Одновременно с запретом на аборты в 1936 г. были введены небольшие денежные пособия для многодетных семей (при рождении седьмого и последующих детей), а также было намечено расширение сети родильных домов и детских садов. Было усилено уголовное наказание за неплатеж алиментов и установлены размеры алиментов на детей (1/4 зарплаты на содержание 1 ребенка, 1/3 - на двоих детей, 1/2 - на 3 и более). Для «укрепления» семьи была ужесточена процедура разводов и введена отметка в паспорте о разводе.
Эффект запрещения абортов был кратковременным, и после роста коэффициента рождаемости с 31,6 промилле в 1935 г. до 38,7 промилле в 1938 г. к 1940 г. рождаемость вновь упала до 31,2 промилле.
Многомиллионные потери в годы репрессий и Великой Отечественной войны способствовали ориентации официальной политики на поощрение многодетности. В 1944 г. был принят новый законодательный акт, усиливший материальную и моральную поддержку материнства. Были введены единовременные пособия при рождении ребенка, начиная с третьего, и ежемесячные пособия, начиная с четвертого (назначались с возраста от 1 года до 5 лет), увеличен отпуск по беременности и родам с 9 до 11 недель (5 недель до родов и 6 после). Были учреждены награды многодетным матерям: родившим и воспитавшим 5-6 детей - «Медаль материнства» (двух степеней), 7-9 детей - орден «Материнская слава» (трех степеней), 10 и более детей - звание «Мать-героиня».
Запрет на аборты сохранялся вплоть до 1955 г. и был отменен, когда население восстановило довоенную численность. В 1956 г. была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам до 16 недель (8 до и 8 после родов).
В начале 70-х годов о демографических проблемах и политике в области народонаселения заговорили на высоком партийно-государственном уровне, а демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составную часть социально-экономической политики. Тогда же вводится новое пособие: на детей в малообеспеченных семьях с доходом до 50 рублей на человека (1974 г.). При этом продолжительность выплаты пособия была ограничена возрастом ребенка - до 12 лет. Были также повышены пособия одиноким матерям.
До 1981 г. меры демографической политики сводилась к экономической и моральной поддержке и даже поощрению многодетности (начиная с мер, введенных в 1936 г. и усиленных в 1944 г.) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (с 1974 г.). В той форме и в тех размерах, в которых эта помощь осуществлялась, она не давала ни социального, ни демографического эффекта.
Комплекс мер демографической политики, введенных в СССР в 1981-1983 гг., а в РСФСР - в 1981 - 1982 гг., содержал принципиально новые принципы. Официальная трактовка целей принятых мер была следующей - создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений. Реализация данных мер в сочетании с крайне благоприятной для роста рождаемости возрастной структурой, сложившейся в первой половине 80-х годов (в этот период через возраст наибольшей интенсивности деторождения – 20-24 года - проходило многочисленное поколение родившихся в конце 50-х - начале 60-х годов), явно способствовала росту общего числа рождений, продолжавшемуся вплоть до 1987 г. некоторому увеличению числа и доли рождения вторых и третьих детей. Результат - рост числа родившихся (в целом в СССР) до 5,4 миллионов в 1983-1985 гг. и до 5.6 миллионов в 1986-1987 гг.
Переход к рыночной экономике потребовали существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики, в области семьи, социальной защиты материнства и детства. Речь шла как о принципах разработки, так и о вопросах реализации, ресурсного обеспечения и регионализации с учетом особенностей демографического, экономического и социально-культурного развития регионов России.
В условиях переходной экономики стала проводиться политика социальной защиты семей с детьми, была введена единая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости.
Вывод: демографическая политика проводилась в России уже с 17 века, однако на протяжении длительного периода цели демографической политики менялись
1.3 Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
В 1897 г., когда население Российской империи составляло 128,2 млн. человек, демографические прогнозы того времени отмечали, что при отсутствии войн и кризисов, общая численность населения России к середине XX в. может приблизиться к 350 млн. человек.
На 1 января 2006 года население Российской Федерации составило 142,7 млн. человек, сократившись с 1993 года на 4 процента, или на 5,8 млн. человек. Если такая тенденция сохранится, к 2050 году постоянное население страны убудет на 20 млн. человек и составит 121 ,2 млн. Некоторые эксперты ООН предрекают еще более суровый сценарий, согласно которому население России к середине текущего столетия не превысит 100 млн. человек и остро встанет проблема депопуляции многих регионов.
Простое воспроизводство населения обеспечивается в том случае, если поддерживается статистический показатель 2,15 рождений на одну женщину. В последние годы существования СССР этот показатель составлял 1,9, в сегодняшней России - 1,3. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.
Только 7 процентов российских семей воспитывают по три ребенка и более, 28 процентов по два, 65 процентов - по одному. Значительно сужается репродуктивный период. Все чаще появление первого ребенка происходит, когда женщина достигает 28-летнего возраста, когда в организме уже начинается накопление негативных факторов, напрямую влияющих на здоровье потомства: неблагополучная экология, стрессы, перенесенные болезни и т.д. И все чаще репродуктивный период ограничивается всего двумя годами: после 30 лет женщины рожать перестают.
Приведем несколько факторов, характеризующих современную демографическую ситуацию:
- сегодня темп убыли численности населения в Российской Федерации составляет 0,5 % в год;
- общий коэффициент рождаемости в России - низкий (9,1 %0) а общий коэффициент смертности (15,6 %0) - один из самых высоких в мире (такой же уровень смертности наблюдается в некоторых слаборазвитых государствах Африки);
- суммарный коэффициент рождаемости (1,17) один из самых низких на планете;
- с 1987 по 1996 г. в стране родилось на 6 млн. меньше детей, чем за предыдущие 10 лет;
- сокращается доля детей и подростков в возрасте до 16 лет, усилился процесс старения нации;
- в 1985 г. каждый 20-й юноша призывного возраста по состоянию здоровья был не способен служить в армии, а в 1996 г. — уже каждый третий; такая ситуация отмечалась и в 2002 г.;
- от алкогольного отравления страдает и умирает значительная часть мужского населения в активном трудоспособном возрасте;
- обострилось положение семьи, ухудшились условия реализации ее социальных функций - репродуктивной, содержания и социализации детей. В настоящее время среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет около 50 %, среди молодых семей - более 60 %, среди многодетных семей - почти 90 %. В активной социальной защите нуждается 70 % населения.
Причиной депопуляции в Российской Федерации также является высокая смертность. В последние годы рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году — 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случая на 1000 родившихся).
Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению.
ВЫВОД: мы видим, что по всем основным демографическим показателям современная ситуация в России очень и очень тревожна. Активное вмешательство в регулирование демографическими процессами было необходимо еще в 90 – е годы прошлого века. Органам власти, ответственным за решение демографических проблем необходимо в ближайшее время активно вмешаться в процесс управления демографическими процессами. Многие страны раньше нас приступили к активному контролю за демографической ситуацией, причем многие из них уже достигли существенных результатов. И для нас было бы очень полезно изучить накопленный опыт этих стран.
1.4 Изучение зарубежного опыта социально-демографической и семейной политики
В настоящее время социально-демографическая политика в различных формах проводится во многих странах мира. В некоторых европейских странах широко реализуются ежемесячные, систематически растущие выплаты на детей.
Сравнение систем детских пособий выявило их принципиальное отличие. В странах Северной Европы они имеют универсальный характер — пособие получают все семьи, имеющие детей, вне зависимости от каких-либо условий. В Канаде тоже действует универсальный подход. В США пособия получают семьи с детьми, имеющие доход ниже черты бедности. Постепенно многие государства отказываются от универсальности детских пособий и направляют свою поддержку только наиболее нуждающимся семьям.
Существуют значительные отличия между странами в размере пособия. Самые высокие пособия на ребенка выплачиваются в Норвегии, самые низкие - в России. Цели и методы демографической политики различаются по странам достаточно существенно и во многом определяются историческими особенностями развития государств.
Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 1930 - 40-х гг. и некоторые страны Европы приступили к осуществлению мер по стимулированию рождаемости. В Бельгии, особенно во Франции, где долгое время были ощутимы последствия очень низкой рождаемости, в первые послевоенные годы введены на государственном уровне меры поощрения рождаемости. Росту рождаемости способствовали, например, денежные выплаты (семейные пособия) и различные льготы для семей с двумя и тремя детьми.
В связи с низким уровнем рождаемости, в Германии в последние годы стали активизировать поощрительные меры в отношении третьего и четвертого ребенка. По новой системе льгот с 1988 г. при выплате пособий на ребенка в Германии акцент делался на поощрение рождения третьего, четвертого и пятого ребенка. Благодаря налоговой реформе изменено налогообложение семей: с 2002 г. родители могут получить налоговые льготы на расходы, связанные с заботой о детях. Базисная сумма на ребенка, не подлежащая налогообложению, была увеличена до 3648 евро. Таким образом, в 2002 г. у семьи со средним достатком имеется на счете примерно на 2000 евро больше, чем в 1998 г. Новый закон о частичной занятости, согласно которому работающие лица, имеющие детей, имеют право на сокращение рабочей недели, облегчают совмещение работы и семейной жизни. Отпуск в целях воспитания детей называют «родительским временем» и он предусматривает возможность совместного ухода отца и матери за ребенком.
После проведения активной демографической и семейной политики, в середине 1990-х гг. среди стран Западной Европы Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,75 %0 (а в 2002 г. - 1,89 %0). Население увеличивалось ежегодно на 0,3 — 0,4 %. В настоящее время правительство Франции обеспокоено невысоким уровнем рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % основной зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка; отпуск по беременности оплачивается в размере 90 % зарплаты. Предоставляются жилищные льготы и ссуды на обзаведение домашним хозяйством, 90 % которых погашается при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции - своеобразный эталон в Западном мире.
В сфере поддержки семьи правительством Франции в последние годы проведены следующие мероприятия:
1. Ежемесячные пособия на детей выплачиваются, начиная со второго ребенка, а при рождении третьего они достигают максимальной величины.
2. Был введен гарантированный минимальный уровень дохода семьи.
3. Введены дотации - их получают семьи с минимальным уровнем дохода и преимущество отдается семьям с тремя детьми.
4. При уплате подоходного налога определенные преимущества отдаются семьям в зависимости от числа детей.
5. Предоставляются единовременные пособия до и после рождения ребенка, которые достигают значительной суммы на третьего ребенка.
6. Установлен размер декретного отпуска в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличено в 1,5 раза - до 26 недель.
7. Матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка.
8. Семьям на обзаведение хозяйством выдаются ссуды. При рождении каждого ребенка часть ссуды погашается. При рождении четвертого ребенка погашается 90% ссуды.
9. Предусмотрена существенная ежегодная компенсация расходов семьи на обучение детей.
10. Матери, имеющие трех детей, автоматически становятся застрахованными в системе государственного пенсионного обеспечения.
11. Создана всеохватывающая система внесемейного воспитания, предусматривающая относительно недорогое пребывание ребенка в частных или государственных дошкольных и школьных учреждениях в течение всего дня.
Проведение таких мероприятий позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране. А всеохватывающая система внесемейного воспитания позволяет 79 % женщинам в возрасте от 25 до 49 лет работать.
Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия и льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).
В Австрии растет тревога из-за снижения рождаемости ниже уровня простого воспроизводства. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются до 27 лет, если они учатся.
По мнению правительства Италии, изменять демографические тенденции путем «прямого и специфического вмешательства», неприемлемо. Одна из целей семейной политики правительства - улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям здесь выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачиваются пособия до 25 лет.
В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения за последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с «Планом страхования материнства и отцовства», отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеют специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной социально-демографической и семейной политики нет ни в одной из других стран Запада.
В Финляндии проводится эффективная демографическая политика. Правительство поощряет рождение третьего и четвертого ребенка, предоставляются субсидии на оплату жилья и его строительство.
В Бельгии уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения, поэтому государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики. Это: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и др. Пособия увеличиваются в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет и если он учится, то пособие выплачивается до 25 лет. Единовременное пособие при рождении первого и второго ребенка выдается в три и два раза больше, чем на третьего и каждого последующего.
Правительство Нидерландов считает, что страна перенаселена и проводит политику уменьшения в перспективе числа своих жителей. Социально-демографическую политику координирует Бюро по делам народонаселения и межведомственный комитет по вопросам населения. Пособия на детей выплачиваются ежеквартально, женщинам выплачиваются 100 % зарплаты во время беременности в течение 16 недель, однако величина пособий сокращается.
В Люксембурге число смертей превышает число рождений. Правительством проводится социально-демографическая и семейная политика в целях поднятия рождаемости, при выплате пособий акцент делается на третьего ребенка, выдаются кредиты молодым семьям.
Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размера семьи: пособия на четвертого и пятого ребенка примерно в 10 - 12 раз больше, чем на первого.
В США общегосударственная демографическая политика не проводится. В стране проводится активная социальная и семейная политика, действуют в этом направлении около 80 программ. Эти вопросы решает каждый штат в отдельности по своему усмотрению. Тревогу у американцев вызывает тот факт, что по прогнозам, к 2035 г. качество трудовых ресурсов страны резко понизится, т. к. растет число семей с одним родителем, у которых нет средств на высшее образование и профессиональную подготовку будущего поколения.
ВЫВОД: Анализ проводимых мероприятий по управлению демографическими процессами в различных странах показал, что единой системы регулирования данными процессами в мире нет. Каждая страна решает данную проблему в соответствии с особенностями социально-экономического развития. Однако пример ряда стран, в первую очередь Франции, может быть полезен для организации эффективной демографической политики на территории России.
1.5 Направления демографической политики в Российской Федерации
В настоящее время государство перешло к политику поддержки малообеспеченных слоев общества, что на наш взгляд, является не достаточно эффективным, эти меры ограничиваются:
- пособиями по беременности и родам;
- единовременным пособием женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременным пособием при рождении ребенка;
- ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;
- единовременным ежемесячным пособием на ребенка до 16 лет.
На сегодня пособия на детей выдаются в соответствии со следующими государственными решениями:
• Постановлением Правительства РФ № 883 от 4.09.1995 г. утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;
• Федеральными законами, принятыми в 2001 г. (№ 66-ФЗ «О внесении изменений в часть первой ст. 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и № 67-фЗ «О внесении изменения и дополнений в ст. 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), закреплена как норма постоянного действия граница среднедушевых доходов для предоставления ежемесячного пособия на ребенка (на уровне 100% регионального прожиточного минимума, установленного в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»). Семьям выплачивалось ежемесячное пособие на каждого ребенка, до 16 лет - 70 руб., а также ежемесячное пособие матерям в размере двукратной минимальной зарплаты на период отпуска по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет. С 1 января 2002 г. были повышены размеры пособий по беременности и родам; единовременные пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком.
В «Российской газете» от 21 мая 1996 г. появился Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ 712 от 14 мая 1996 г.), где говорится: «... Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи».
В сентябре 2001 г. распоряжением Правительства Российской Федерации на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была одобрена разработанная «Концепция демографического развития России на период до 2015 года». В Концепции демографического развития России главной целью определяется стабилизация численности населения и формирование предпосылок к демографическому росту.
Анализируя Концепцию демографического развития России, отметим наиболее прогрессивные моменты. Концепция предполагает развитие по трем направлениям:
- укрепление здоровья и увеличения продолжительности жизни;
- стимулирование рождаемости и укрепления семьи;
- демографическое развитие в области миграции и расселения.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи в Концепции определены следующие приоритеты:
- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Вывод: в целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий.
1.6 Современное развитие демографических процессов в Республике Мордовия
По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Республики Мордовия составила 834755 человек. Кроме того, был переписан 541 человек, временно находившийся на территории Республики Мордовия и постоянно проживающий за рубежом.
Республика Мордовия занимает тринадцатое место в Приволжском Федеральном округе по численности населения.
Численность городского населения Республики Мордовия составила 504336 человек (60,4% от общей численности населения), сельского – 330419 человек (39,6%). Население республики проживает в 21 городском населенном пункте (городах и поселках городского типа) и 1250 сельских населенных пунктах. Более половины горожан (59,0%) – жители города Саранск (в 2002 году – 57,4%).
Данные переписи 2010 года свидетельствуют о характерном для населения всей России значительном превышении численности женщин над численностью мужчин. В Республике Мордовия переписью учтено 383,7 тыс. мужчин и 451,1 тыс. женщин. Соотношение мужчин и женщин за межпереписной период в республике не изменилось. Как и в 2002 году, мужчины составляют 46,0% в общей численности населения, а женщины – 54,0%.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей республики составил 40,4 года.
Всего на территории республики зафиксировано проживание граждан 119 национальностей (в 2002 году – 92 национальностей). На долю трех основных национальностей (мордва, русские, татары) приходится 98,3% всего населения республики.
Численность населения коренной национальности – мордвы – за межпереписной период увеличилась на 49,3 тыс. человек и составила 333,1 тыс. человек. В общей численности населения республики на долю мордвы приходится 39,9% (в 2002 году – 31,9%).
Удельный вес мордовского населения в общей численности населения России составляет 0,52%. Численность мордовского населения в целом по стране составила 744,2 тыс. человек.
Русское население является наиболее многочисленным (443,7 тыс. человек) и составляет 53,2% общей численности населения республики. Третье место по численности населения в Мордовии, как и в 2002 году, занимают татары, численность которых составляет 43,4 тыс. человек (5,2% населения республики).
На 1.03.12 в Мордовии родилось 17124 вторых и последующий детей, по состоянию на 1 марта 2012 года 17124 вторых и последующих детей, с рождением которых семья приобретает право на материнский капитал.
Вывод: в последние годы численность жителей Республики Мордовия сокращается, все еще высокой остается доля абортов.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ статистических данных
Изучая разные аспекты демографической политики, нам захотелось остановиться подробнее на изучении показателей рождаемости в нашей республике. Своё исследование демографических аспектов мы начали с изучения демографической ситуации в классе. У своих одноклассников я выяснила «Сколько детей в семьях моих одноклассников», и получила следующие результаты:
11 семей имеют по одному ребенку в семье; 9 семей имеют по два ребенка в семье; 2 семьи имеют по три ребенка в семье; 1 семья имеет четыре ребенка в семье; 1 семья имеет пять детей в семье;
В среднем на одну семью приходится по 1,8 ребенка. Таким образом, можно сделать ВЫВОД, что семьи моих одноклассников не способствуют даже замещению поколений.
Следующим этапом своей практической деятельности мы выбрали анализ статистических показателей рождаемости на территории РМ, за последние годы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Из таблицы мы видим, что число родившихся, по Республике Мордовия, с 2000 по 2010 год, то незначительно снижается, то вновь незначительно возрастает. Рождаемость в 2010 году снизилась по сравнению с 2000 годом в Атяшевском, Торбеевском, Атюрьевском, Б.Игнатовском, Теньгушевском, Ардатовском, Дубенском, Кадошкинском, Темниковском, Ичалковском, Ельниковском, З.Полянском. Рождаемость за тот же период увеличилась в Б.Березняковском, Чамзинском, Старошайговском, Рузаевском, Ромодановском, Лямбирском, Кочкуровском, Инсарском, в Ковылкино, а так же в городах Саранск, Рузаевка. Показатели рождаемости остались на том же уровне в Краснослободском и Ковылкинском районах.
По данным Саранского ЗАГСа в Саранске в 2011 году в Саранске на свет появилось 3 862 ребенка. По сравнению с 2010 годом рождаемость в столице Мордовии в 2011 году выросла на 1,6%. Из общего числа родившихся большинство – 2014 – мальчики, 1848 – девочки. В прошлом году в Саранске родилось 37 двоен и 3 тройни. Отрадно отметить, что во многих саранских семьях все чаще рождаются вторые и последующие дети. Таких малышей в 2011 году в Саранске появилось 1719, а в 2010-м – 1608. Рост в 2011 году по сравнению с предыдущим – почти 7%.
По данным Саранского Родильного дома, за последние пять лет общее кол-во родов в Саранске 18824. Роженицы в возрасте до 29 лет – 5,4%; от 20 до 30 лет – 67%; от 30 до 40 лет – 25,6%; от 40 до 50 лет - 2%. Первые дети родились у женщин – 54,8%; вторые дети – 38,2%; третье дети – 5,1%; четвертые дети – 1,9%.
Число абортов по Саранску: 2007 – 3671; 2008 – 3876; 2009 – 3960; 2010 – 3700; 2011 – 2578.
Соотношение с рождаемостью практически 1:1 и это очень неблагоприятный показатель.
Размер материнского капитала на 1 января 2007 года составлял 250 тысяч рублей, с 1 января 2012 года - 387 тысяч рублей.
2.2 Результаты социологического опроса
Мы провели социологический опрос среди старшеклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1) В опросе участвовали 32 девочки и 24 мальчика
2) Средний возраст опрошенных детей 14-17лет
3) 83% опрошенных считают, что лучше создавать семью с 20 до 25 лет; 15% считают, что с 19 лет и старше; 2% считают, что с 30 лет и старше;
4) 85% опрошенных считают, что лучше заводить детей с 20 до 25 лет; 8% считают, что с 18 до 20 лет; 7% считают, что после 25 лет;
5) 92% опрошенных детей хотели бы иметь по 2 ребенка; 5% по 1 ребенку; 3% хотели иметь 3 и более детей;
6) 95% опрошенных детей считают, что в идеальной семье должно быть 2 ребенка; 3% один ребенок; 2% считают что 3 и более;
7) 95% опрошенных детей, считают, что многодетные семьи – это хорошо, так как:
А) Они помогают улучшить демографическую ситуацию в стране (55%);
Б) Дом становится уютнее и веселее с детьми (20%);
В) Дети помогают родителям и служат им опорой в старости (17%);
Г) В многодетных семьях меньше эгоистов (3%);
3% относятся к многодетным семьям отрицательно, считая, что в стране созданы плохие условия для многодетных семей;
2% относятся к многодетным семьям нейтрально;
8) Большинство опрошенных считают, что государство в рождении и воспитании детей должно помогать молодым семьям в:
А) Финансирование (детское пособие, образование, медицинское обслуживание) – это составляет 65% от опрошенных детей;
Б) От 2-ух и более детей, предоставлять жилье – 4% опрошенных;
В) Бесплатные кружки, секции – 4% опрошенных детей;
Г) Бесплатный проезд в общественном транспорте – 2% опрошенных детей;
Но 25% опрошенных , никакой помощи от государства не ждут, а надеются на свои силы;
9) 72% опрошенных ждут помощи от родителей в воспитание детей:
А) В виде присмотра за детьми, прогулок с ними, занятием спорта, общение;
Б) 10% ждут материальную поддержку от родственников;
В) 18 % не ждут помощи от родственников;
10) К матерям одиночкам относятся:
А) почти 45% положительно и с уважением;
Б) 40% опрошенных детей относятся к ним отрицательно, считая, что семья должна быть полной: мама + папа;
В) 12% опрошенных относятся нейтрально и не высказывают ни отрицательных, ни положительных отзывов;
Г) 2% относятся с жалостью;
11) 82% опрошенных детей относятся к абортам отрицательно и негативно, считая это детоубийством;
13% допускают аборты по резким причинам (семейные и материальные проблемы, болезни);
5% предлагают их вообще запретить;
12) Мерами, ведущими к увеличению рождаемости в большинстве случаев опрошенных детей считают:
А) материальную помощь от Государства, так считают 83%;
( помощь ждут в виде: 55% в виде увеличения материального капитала;
10% в виде улучшения жилищных условий;
7% увеличение заработной платы;
8% бесплатная медицинская помощь матерям и детям;
1% бесплатные путевки в лагеря
Б) 7% считают, что рождаемость может увеличить, запрет абортов;
В) 6% считают, что на рождаемость ни что не может повлиять;
Г) 2% предлагают запретить алкоголь и наркотики;
Д) 2% считают, что на рождаемость могут повлиять помощь их близких;
13) Для рождения ещё одного ребенка большинство опрошенных детей считают, что должно быть:
А) 48% хорошее материальное положение в семье (дом, машина);
Б) 23% достаточно хорошая помощь от государства (жилье, бесплатная учеба, медобслуживание);
В) 21% любовь и взаимопонимание в семье;
Г) 8% семей желают еще иметь детей не взирая ни на что;
Опрос среди взрослого населения
1)В опросе участвовали 20 семейных пар и 10 человек не состоящих в браке.
2)Средний возраст опрошенных людей 25-35лет
3) 85% опрошенных считают, что лучше создавать семью с 20 до 25 лет; 12% считают, что с 19 лет и старше; 3% считают, что с 30 лет и старше;
4) 81% опрошенных считают, что лучше заводить людей с 20 до 25 лет; 5% считают, что с 18 до 20 лет; 14% считают, что после 25 лет;
5) 87% опрошенных людей хотели бы иметь по 2 ребенка; 5% по 1 ребенку; 8% хотели иметь 3 и более детей;
6) 79% опрошенных людей считают, что в идеальной семье должно быть 2 ребенка; 3% один ребенок; 18% считают что 3 и более;
7) 92% опрошенных людей, считают, что многодетные семьи – это хорошо, так как:
А) Они помогают улучшить демографическую ситуацию в стране (55%);
Б) Дети – опора в жизни, смысл жизни (32%)
В) Дети – наше будущее (5%)
6% относятся к многодетным семьям отрицательно, считая, что в стране созданы плохие условия для многодетных семей;
2% считают, что им все равно, многодетная семья или нет;
8) Большинство опрошенных ждут государственную помощь в рождении и воспитание детей:
А) 65% опрошенных людей считают финансирование – основной формой поддержки государства (единовременное пособие при рождении ребенка, бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание);
Б)32% опрошенных людей хотели бы получить бесплатное жилье при рождении второго и более ребенка;
В)3% опрошенных , никакой помощи от государства не ждут, а надеются на свои силы;
9) 69% опрошенных ждут помощи от родителей в воспитание детей:
( В виде присмотра за детьми, прогулок с ними, занятием спорта, общение);
5% ждут материальную поддержку от родственников;
26 % не ждут помощи от родственников;
10) Отношение опрошенных людей к матерям одиночкам:
А) 77% положительно и с уважением;
Б) 21% опрошенных детей относятся к ним отрицательно, считая, что один родитель не в силах обеспечить должное внимание и достойное существование детям;
В) 2% опрошенных относятся нейтрально и не высказывают ни отрицательных, ни положительных отзывов;
11) 87% опрошенных людей относятся к абортам отрицательно и негативно, считая, что это негативно влияет на здоровье женщины и является детоубийством;
12% допускают аборты по веским причинам (семейные и материальные проблемы, болезни супругов, детей);
1% предлагают их вообще запретить;
12) Мерами, ведущими к увеличению рождаемости в большинстве случаев опрошенных людей считают:
А) материальную помощь от государства – так считают 85%
( помощь ждут: 39% в виде увеличения материального капитала и выплачивать его не только на второго и последующего детей, но и на первого;
31% ждут помощи в виде улучшения жилищных условий (бесплатное жилье или доступная ипотека);
4% увеличение заработной платы в зависимости от кол-ва детей или уменьшение налогообложением;
1% бесплатная медицинская помощь матерям и детям;
Б)4% считают, что рождаемость может увеличить, запрет абортов;
В) 6% считают, что на рождаемость ничем нельзя повлиять;
Г) 3% считают, что нужно обложить налогом бездетные семьи;
Д) 1% считают, что на рождаемость могут повлиять помощь их близких;
Е) 1% считают, что на рождаемость могли бы повлиять проводимые психологические тесты и тренинги;
13) Для рождения ещё одного ребенка большинство опрошенных людей считают, что должно быть:
А) стабильное материальное положение в семье (наличие квартиры, дачи, машины, стабильный заработок в семье) – 48 %
Б) эффективная и ощутимая помощь от государства (обеспечение жильем, увеличение материнского капитала, бесплатная учеба, бесплатная медицина) – 27%;
В) прочные и стабильные отношение между супругами в семье – 12%;
Г) 8% родят независимо ни от чего;
Д) 5% не при каких условиях;
2.3 Основные пути решения демографических проблем в Республике Мордовия
Исходя из проведенного нами социологического опроса и анализа статистических данных, можно сделать ВЫВОД: проводимая ныне демографическая политика не удовлетворяет в полной мере интересам населения, поэтому она не может быть эффективной для широкого круга граждан.
На наш взгляд, особой поддержки заслуживают семьи, которые хотят, но не могут иметь детей, в силу каких либо заболеваний, не позволяющих родить ребёнка. Такие семьи обращаются в специальные центры, где проводятся операции по искусственному оплодотворению и т.д. Не всегда такие операции бывают успешны, семьи вынуждены проходить эту процедуру несколько раз. А стоят такие операции очень дорого. Поэтому, если государство заинтересовано в увеличении рождаемости, то должно обеспечить бесплатные консультации, диагностику и операции для таких семей.
Так уж сложилось, что на протяжении многих лет в России преобладает женское население. Поэтому, женщинам после 30 лет сложно найти себе спутника жизни. А ведь многие из одиноких женщин мечтают не только о муже, но и о детях. Обеспечив социальные гарантии матерям одиночкам, можно вовлечь в процесс деторождения и одиноких женщин.
Изучив передовой опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что меры демографической политики действуют только на протяжении короткого времени, поэтому они должны меняться, подстраиваясь под запросы современного общества.
Минздравсоцразвития по поручению Владимира Путина со следующего года вводит систему специальных выплат семьям, в которых рождаются третий и последующие дети. Мордовия вошла в число пятидесяти трех регионов ,где появится новая мера социальной поддержки.
С 1 января 2013 года каждая семья, в которой появляются третий , четвертый и последующие дети, а уровень дохода находится ниже среднего по региону, будет ежемесячно получать пособие до достижения ребенком возраста трех лет.
По приблизительной оценке Минздравсоцразвития, выплачивать будут от шести тысяч рублей в месяц (в регионах, где величина прожиточного минимума невелика) до 10-11 тысяч рублей (там, где стоимость жизни выше).
По прогнозам ученых-демографов, благодаря этим «стипендиям» количество третьих и последующих детей в семьях к 2018 году по сравнению с 2012 годом должно вырасти на 20 процентов. Уже подсчитано, что если прогноз оправдается, то за пять лет ( с 2013 по 2018) в стране может родиться примерно около миллиона детей. И эта новая мера вполне может быть эффективной. Ведь с введением материнского капитала количество вторых и последующих рождений по сравнению с 2006 годом возросло на 16%.
Отметим так же, что Мордовия с 1января 2012 года многодетные семьи получают региональный материнский капитал в размере 100 тысяч рублей за рождение третьего и последующего ребенка. Его можно использовать после достижения ребенком трехлетнего возраста для приобретения, строительства и реконструкции жилья на территории Мордовии, компенсации затрат на строительство, погашение кредитного займа, включая ипотечный кредит,
Мы видим, что разработанная Концепция демографического развития Российской Федерации предполагает разноплановые направления:
По ходу реализации приоритетного направления «Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства» гарантируется государственная помощь семьям, имеющим детей, в решении жилищных проблем. Закрепляются правовые и финансовые механизмы, обеспечивающие в случае рождения ребенка молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку.
Вводятся правовые и финансовые гарантии решения жилищных проблем семей, имеющих четырех и более детей и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, компенсируются суммы первоначального взноса по ипотеке.
Вводятся правовые и финансовые механизмы предоставления банками целевых кредитов на улучшение жилищных условий семьям при рождении четвертого и последующих детей.
Изменяются критерии отнесения семей к категории «молодая семья» (до возраста 35 лет).
Вводятся правовые и финансовые механизмы предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов.
Изменяется размер налогового вычета (по налогу на доходы физических лиц) для налогоплательщиков, на обеспечение которых находятся дети, в том числе для опекунов, попечителей и приемных родителей.
Продлевается период оплаты отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 2 лет.
Устанавливается минимальный размер ежемесячного пособия на детей в семьях, имеющих ежемесячный доход ниже двух средних прожиточных минимумов на каждого члена семьи.
Матерям в связи с рождением второго и каждого последующего ребенка предоставляется «базовый материнский капитал» в сумме 250000 руб. для: приобретения жилья с использованием ипотечного или иных видов кредитования, оплаты получения детьми общего или высшего профессионального образования, оплаты лечения детей, вложения в накопительную часть пенсии матери.
Реализуются меры по формированию в обществе установки на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми.
Реализуются законодательные и организационные меры по пропаганде несовершеннолетних - нравственных и семейных ценностей, формированию установок на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми.
В стране реализуется комплекс мер, направленных на снижение числа абортов в России.
Семьям, имеющим детей увеличивается доступность образования путем развития сети дошкольных образовательных учреждений. Родителям компенсируется часть расходов на оплату услуг государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Давно уже назрел вопрос о создании профильного федерального органа исполнительной власти в области демографии и защиты семьи. В ходе реализации Программы он запланирован – Федеральное агентство по демографической и семейной политике при Правительстве Российской Федерации. Также для более точного анализа сложившейся демографической ситуации в стране и анализа эффективности реализуемых мер планируется создание государственного научно-исследовательского института по демографии и семейной политике при Федеральном агентстве по демографической и семейной политике.
Заключение
Глубокий демографический кризис в России привлек высокое общественно-политическое внимание к демографической проблематике. Власть проявляет озабоченность сложившейся демографической ситуацией и предпринимает различные усилия, направленные на решение демографических проблем. Однако реализуемые сегодня государством меры, заявленные как направленные на улучшение демографической ситуации, не представляют собой комплексную программу по преодолению депопуляции. В результате проводимая семейно-демографическая политика не достигают цели, что выдвигает на повестку дня вопрос о разработке специального комплекса социальных технологий, как практической основы для эффективного решения злободневных демографических проблем.
Концентрация внимания и ресурсов преимущественно на улучшении материальных условий жизни семей при недооценке ценностной и идейно-духовных составляющих демографического поведения осложняется выраженным акцентом государственных мер на стимулировании рождения второго ребенка, что ясно следует из содержания целого ряда правовых решений. Будучи ориентированными на улучшение условий жизни россиян, данные меры частично воздействуют лишь на реализацию существующей у репродуктивной части населения потребности в 1-2 детях, но никак при этом не влияют на ее повышение. Такой подход является неэффективным, так как не решает в перспективе задачу возобновления поколений, способствуя, по аналогии со снижением смертности и замещающей иммиграцией, лишь временному замедлению темпов депопуляции.
Наша гипотеза, о том, что проводимая в последнее время демографическая политика государства не является достаточно эффективной для решения демографических проблем, снижения численности населения в современной России, подтвердилась.
Цели работы: изучить эффективность демографической политики проводимой правительством РФ и правительством РМ, мы достигли.
В ходе исследования мы сделали следующие выводы:
- на создание наилучших условий для развития семьи должны быть направлены меры демографической политики в стране;
- по всем основным демографическим показателям современная ситуация в России очень тревожна. Органам власти, ответственным за решение демографических проблем необходимо в ближайшее время активно вмешаться в процесс управления демографическими процессами;
- многие страны раньше нас приступили к активному контролю за демографической ситуацией, причем многие из них уже достигли существенных результатов. И для нас было бы очень полезно изучить накопленный опыт этих стран;
- в семьях моих одноклассников в среднем – 1,8 ребенка, при благоприятном уровне 2,5 – 2,6 ребенка в семье;
- данные социологического опроса показали, что опрашиваемые, в своём большинстве, надеются на поддержку государства, в вопросах рождения и воспитания детей;
- Анализ статистических данных показал, что в 2011 году на 2578 детей могло родиться больше (количество абортов);
- Количество рожденных детей в 2010 году, по сравнению с 2000 годом увеличилось не значительно. А в большинстве районов республики рождаемость сократилась.
Реализация мероприятий демографической политики, несомненно, должна привести к улучшению демографической ситуации в стране. Пусть не в ближайшее время, так как демографические процессы достаточно инерционны, но в будущем, конечно, они помогут стране преодолеть затянувшийся демографический кризис.
Литература
1. Архангельский В.А. Демографическая политика // Население мира: демографический справочник. М., 1989. (Раздел VIII).
2. Валентей Д.И., Кваша А.Я., Медков В.М. Теоретические основы политики народонаселения // Основы теории народонаселения. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986. (Глава 25).
3. Вишневский А.Г. Демографическая реальность: теория и идеология // Экология и жизнь. – 2008. - № 7.
4. Елизаров В.В. Демографическая политика // Система знаний о народонаселении. Учеб. пособие. М., 1991. (Глава 25).
5. Копылов В.А. География населения: Учебное пособие для вузов. М., 2008.
6. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. – М.: ТЕИС, 2007.
7. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. М.: Госкомстат России, 2011.
8. Проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России / Материалы II региональной научно-практической конференции. – Чебоксары: «Новое время», 2006.
9. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2007.
10. Слука А.Е., Слука Н.А. География населения с основами демографии: Учебное пособие для вузов. М.: МГУ, 2008.
11. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского.- М., 2007.
12. Экономические аспекты демографической политики в зарубежных странах. Реф. сб. АН СССР. М., 1988.
13. http://www.businessintegra.ru/naselenie-mordovii.html
Приложение 1.
Среди его предложений М.В.Ломоносова были следующие:
- запретить браки с большой разницей в возрасте;
- запретить принудительные браки;
- отменить запрещение четвертого брака;
- разрешить вдовым попам и дьяконам вступать во второй брак и не постригать прежде 50 лет;
- учредить богадельные дома для приема беззаконнорожденных;
- для уменьшения детской смертности издать большим тиражом книги о повивальном искусстве и лечении детских болезней и «распродать во все государство, по всем церквям»;
- бороться с суевериями, в частности запретить крестить детей в холодной воде («невеждам попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властью, чтобы всегда крестили водою летней...»);
- бороться с чрезмерной смертностью взрослого населения, в том числе с невоздержанностью и неосторожностью в употреблении питья и пищи («пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи»), бороться с антисанитарией, просвещать народ («люби господа твоего сердцем, сиречь не кишками»);
- бороться с шарлатанством в лечении, увеличить число докторов (больше обучать студентов за границей), лекарей и аптек;
- изучить и описать меры профилактики смертности от эпидемий и «насильственных, натуральных и случайных обстоятельств (моровые язвы, пожары, потопления, морозы»);
- сократить смертность от убийств, «кои бывают в драках и от разбойников»;
- устранить причины бегства русских граждан за границу, для чего «пограничных с Польшей жителей облегчить податями и снять солдатские наборы»;
- привлекать людей из-за границы (Россия «в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами...».
Приложение2.
Число родившихся по территориям республики (человек)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Республика Мордовия | 7148 | 7049 | 7131 | 7433 | 7689 | 7394 | 7367 | 7728 | 8215 | 8103 | 7974 |
в том ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
городская местность | 4345 | 4460 | 4589 | 4792 | 4982 | 4679 | 4661 | 4765 | 5226 | 5185 | 5058 |
сельская местность | 2803 | 2589 | 2542 | 2641 | 2707 | 2715 | 2706 | 2963 | 2989 | 2918 | 2916 |
г.Саранск и подчиненные его администрации населенные пункты | 2636 | 2694 | 2769 | 2961 | 3163 | 2892 | 2954 | 3063 | 3374 | 3369 | 3295 |
в т. ч. г.Саранск | 2451 | 2504 | 2556 | 2722 | 2879 | 2638 | 2691 | 2779 | 3056 | 3070 | 2956 |
г.Ковылкино и подчинен. его администрации населенные пункты | 182 | 176 | 185 | 191 | 203 | 213 | 191 | 178 | 201 | 192 | 215 |
г.Рузаевка | 414 | 423 | 426 | 450 | 452 | 472 | 458 | 435 | 489 | 523 | 514 |
Ардатовский район | 262 | 232 | 215 | 210 | 241 | 231 | 238 | 251 | 262 | 266 | 240 |
Атюрьевский район | 140 | 114 | 110 | 98 | 117 | 117 | 112 | 105 | 119 | 100 | 120 |
Атяшевский район | 196 | 195 | 179 | 174 | 159 | 189 | 176 | 172 | 227 | 184 | 188 |
Б.Березниковский район | 109 | 109 | 118 | 127 | 116 | 107 | 121 | 121 | 112 | 120 | 120 |
Б.Игнатовский район | 76 | 78 | 65 | 83 | 72 | 65 | 74 | 62 | 72 | 75 | 58 |
Дубенский район | 137 | 100 | 107 | 135 | 117 | 111 | 123 | 161 | 131 | 126 | 119 |
Ельниковский район | 109 | 116 | 96 | 89 | 106 | 104 | 82 | 95 | 113 | 102 | 102 |
З. Полянский район | 478 | 463 | 466 | 453 | 474 | 443 | 454 | 447 | 515 | 433 | 438 |
Инсарский район | 116 | 132 | 124 | 145 | 138 | 136 | 119 | 139 | 140 | 142 | 148 |
Ичалковский район | 209 | 185 | 185 | 183 | 195 | 176 | 178 | 222 | 211 | 192 | 200 |
Кадошкинский район | 96 | 77 | 89 | 87 | 84 | 80 | 61 | 88 | 93 | 83 | 73 |
Ковылкинский район | 177 | 162 | 157 | 181 | 155 | 160 | 169 | 163 | 177 | 184 | 177 |
Кочкуровский район | 74 | 73 | 74 | 77 | 73 | 91 | 84 | 88 | 99 | 107 | 105 |
Краснослободский р-н | 206 | 218 | 237 | 231 | 190 | 193 | 178 | 201 | 210 | 219 | 205 |
Лямбирский район | 292 | 274 | 281 | 322 | 292 | 321 | 324 | 371 | 327 | 301 | 328 |
Ромодановский район | 205 | 201 | 216 | 209 | 246 | 197 | 214 | 223 | 236 | 252 | 254 |
Рузаевский район | 149 | 149 | 158 | 177 | 214 | 184 | 191 | 200 | 206 | 179 | 199 |
Старошайговский район | 126 | 131 | 134 | 126 | 136 | 156 | 124 | 131 | 115 | 136 | 146 |
Темниковский район | 185 | 142 | 163 | 161 | 149 | 151 | 136 | 167 | 173 | 153 | 117 |
Теньгушевский район | 118 | 102 | 109 | 93 | 94 | 91 | 96 | 119 | 82 | 109 | 105 |
Торбеевский район | 215 | 205 | 191 | 188 | 202 | 204 | 233 | 198 | 228 | 239 | 207 |
Чамзинский район | 241 | 298 | 277 | 282 | 301 | 310 | 277 | 328 | 303 | 317 | 301 |
Приложение 3.
Анкета
Самый богатый воробей на свете
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Стеклянный Человечек
Городецкая роспись
Сказка на ночь про Снеговика