ки.
В ходе данного исследования были рассмотрены романы Беляева и на их материале изучены родовые черты жанра фантастики.
При жизни писателя его произведения были популярны в читательской среде, но замалчивались, критиковались, издавались небольшими тиражами и долго не переиздавались. В последние десятилетия книги А.Р.Беляева выходят миллионными тиражами на многих языках.
Беляев оставил не только увлекательные художественные произведения, но и около 50 научных предвидений, многие из которых сбылись или принципиально осуществимы, и только 3 считаются ошибочными.
В наши дни книги А.Р.Беляева заслуженно заняли место в ряду лучших произведений мировой литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
belyaev1.doc | 75 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение «Вольновская средняя общеобразовательная школа» Полтавского района Омской области
Научное общество учащихся «Поиск»
Родовые черты жанра фантастики
в произведениях А.Р.Беляева
Исследовательская работа по литературе
Выполнила:
ученица 8 класса
Космачёва Я.Ю.
Руководитель:
учитель русского
языка и литературы
Космачёва С.В.
Консультант:
доцент кафедры
лингвистического
образования БОУ
ДПО «ИРООО»,
к.ф.н.
Токарев
2009
11
Приложение
1925г. стал знаменательной вехой в творческой биографии писателя. В журнале «Всемирный следопыт» был опубликован рассказ «Голова профессора Доуэля». Фантастическое произведение, в основу которого была положена история человека, потерявшего своё тело, сразу привлекло внимание к автору. Казалось бы, надуманный сюжет рассказа по существу был глубоко автобиографичен – Беляеву на собственном опыте пришлось ощутить, что значит полная неподвижность и оторванность от окружающего мира. Правдоподобие логических описаний, увлекательная, мастерски воплощённая коллизия обеспечили ему успех у читателей. Широкий интерес вызвала сама идея, которую Беляев избрал в качестве темы своего произведения, - возможность существовать без тела, «конструировать» человека. Вокруг неё развернулись критические дискуссии, которые порой сводились лишь к попыткам выяснить степень «научности» художественного рассказа. Двенадцать лет спустя Беляев переработает своё произведение. В 1937г. «Голова профессора Доуэля» теперь уже роман, появится на страницах газеты «Смена».
С 1927г. Беляев начинает сотрудничать в возобновлённом к этому времени журнале «Вокруг света». С первых номеров в нём начинают печатать роман «Человек-амфибия». Его героем становится учёный. Искусные руки хирурга возродили к жизни человека, чьё существование неотделимо от моря. Наука и фантастика вновь слились в произведении Беляева со стремительным сюжетом, драматическими событиями, в результате которых ломаются жизни персонажей. Для Беляева оказывается важной и социальная сторона происходящего – судьба учёного в обществе. Действие «Человека – амфибии», как и многих других произведений фантаста, происходит в далёкой экзотической стране.
3
Введение
А.Р.Беляев (1884-1942)- прозаик, очеркист, автор статей по теории
научно - фантастической литературы. Он предсказал многие новые современные технологии. Этого человека по праву можно назвать одним из основоположников научной фантастики. Его волновали проблемы науки и техники будущего: освоение Вселенной, биология, медицина… А.Р.Беляев был разносторонним человеком. Он учился одновременно в юридическом лицее и в консерватории по классу скрипки, серьёзно увлекается театром, фотографией. Беляев был мечтателем, он всегда стремился летать, мечтая о том, что придёт время, когда неизлечимо больного человека смогут вылечить, изменить его форму.
С детства питавший страсть к приключениям и путешествиям, живо интересовавшийся наукой и техникой, Беляев избирает для себя жанры научной фантастики и приключений.
А.Р.Беляев сыграл значительную роль в советской научной фантастике 20-х годов. В его лучших романах смелая биологическая гипотеза перерастает в социальный конфликт. Однако считаем, что своеобразие фантастических произведений Беляева представлено в критике недостаточно.
Объектом исследования данной работы являются романы Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»
Предмет исследования - представленные в них черты жанра фантастики.
Задачи:
1.Изучить определение жанра фантастики в различных источниках и определить основные черты жанра в масштабах данного исследования.
2.Познакомиться с биографией и основными этапами творчества писателя.
3.Выявить черты жанра в романах Беляева и определить своеобразие данных произведений.
Цель работы: рассмотреть заявленные выше романы Беляева и на их материале изучить родовые черты фантастики.
4
Основная часть
Фантастика. 2. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная фантастика (в литературе, кинематографе: моделирующая события далёкого будущего на основе достижений науки и техники).
В Толковом словаре В.И. Даля читаем: «Фантастический - несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке. Подразумеваются два значения: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое;
2) нечто редкое, преувеличенное, необычное.
Применительно к литературе главным становится первый признак: когда мы говорим «фантастическое произведение», то имеем в виду не столько то, что в нём описываются редкие события, сколько то, что эти события – полностью или частично – вообще невозможны в реальной жизни. Фантастическое в литературе мы определяем по его противоположности реальному и существующему.
В искусстве происходят постоянные процессы переосмысления, перехода реального в фантастическое и фантастического в реальное. «Обратимый процесс перехода фантастического в реальное демонстрирует научно-фантастическая литература: научные открытия и достижения, представлявшиеся на фоне своего времени фантастическими, по мере развития технического процесса становятся вполне возможными и осуществимыми, а порой даже выглядят чересчур элементарными и наивными».
Главные виды фантастики определяются по степени отчётливости и рельефности фантастического начала: явная фантастика; фантастика неявная (завуалированная); фантастика, получающая естественно-реальное объяснение, и т.д.
В первом случае сверхъестественные силы открыто вступают в действие (черти и ведьмы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя). Фантастические персонажи вступают в прямые отношения с людьми, пытаются повлиять на них.
В произведениях с неявной фантастикой вместо прямого участия сверхъестественных сил происходят странные совпадения, случайности и т.д. («Пиковая дама» А.С.Пушкина).
Третий век фантастического основан на полных и естественных мотивировках (фантастические рассказы Э. По). Фантастика выполняет различные функции, особенно часто функцию сатирическую, обличительную (Свифт, Вольтер, Салтыков-Щедрин, Маяковский). Нередко это роль совмещается с другой - утверждающей, позитивной… Момент опережения – общее свойство фантастики. Научно – фантастическая литература специально посвящена предвидению и прогнозированию будущего (Ж.Верн, А.Н. Толстой, К. Чапек, С Лем, И.А.Ефремов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие).
5
Часто она стремится запечатлеть весь социально – общественный уклад будущего и приближается к жанрам утопии и антиутопии.
К.Дхингра считал: «Первоначально термин «научная фантастика» относился только к тем произведениям, которые предсказывали научно – технические изобретения будущего. Однако постепенно технический диапазон произведений этого жанра так расширился, что современная «научная фантастика» необязательно ставит в центре своего внимания науку, а всё чаще включает социальную фантастику. Частные научные проблемы заменяются морально – общественными проблемами».
А.Ф.Бритиков в книге «История русского советского романа» пишет о том, что …
«писатели этого жанра пользуются методом науки. Их произведения… имеют определенную рациональную основу и на этой основе построены по определённым правилам, по определённому порядку, чтобы иметь логическую связь с современностью.
Он считает, что научная фантастика – это литература образного выражения научных и социальных гипотез о будущем, настоящем и прошлом, логически проецированных из явлений современности и, поэтому, вероятных.
Так как научная фантастика является частью художественной литературы, разговор должен пойти о человеке, о проблемах, волнующих его.
Научная фантастика – особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления современной науки (17-18вв.) и окончательно формирующийся в 20в. Основан, подобно другим её видам, на «реализации несуществующего» в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом являются психологические и социально – духовные последствия (социально – философские, культурные, нравственные) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность научных представлений) не улавливаемых традиционными формами искусства.
Научная фантастика состоит в подчинении художественного воображения логике научно – прогностических приёмов, материалом которых является, однако, не понятие, а художественный образ; поэтому научная фантастика может быть определена как научно-организованная форма художественного воображения. Художественные модели научной фантастики сохраняют научную достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания.
Специфика научной фантастики остаётся предметом дискуссии. Противоречивые определения её – как жанра, приёма, литературы, научно-технического
предвидения - видимо, не охватывают всех сторон предмета.
Более адекватной представляется трактовка научной фантастики как нового художественного метода, органически сочетающего принципы научного и художественного мышления.
6
В результате проведённой работы выявлены следующие черты фантастики:
1. Вымышленные, сверхъестественные события. Предвидение и прогнозирование будущего, гипотезы о будущем, настоящем и прошлом.
2. Использование метода науки, научное объяснение фантастических явлений.
3. Сатирическая, обличительная функция фантастики.
4. Замена научных проблем социальными, морально-общественными.
5. Авантюрный сюжет произведений, необычная обстановка.
6. Современная тенденция: философское осмысление мира.
7
В 20-е годы начинается литературное творчество А.Р.Беляева, посвятившего себя целиком научной фантастике.
В творческой жизни известного фантаста можно заметить два этапа:
1. Произведения 1925-1929гг.
2. Произведения 1930-1941годов.
Лучшие из них относятся ко второй половине 20-х годов («Голова профессора Доуэля», «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Человек – амфибия», «Борьба в эфире», «Вечный хлеб», «Властелин мира» и др.)
Главная тема произведений Беляева этих лет – изображение судьбы науки и изобретений при капиталистическом строе. Часто изобретения приводят к напряжённой борьбе между разными силами, стремящимися захватить изобретения. Герои произведений проходят путь, полный приключений. Именно это делает романы Беляева занимательными. Писатель умело воплощает фантастику в реальность, поэтому читатель чувствует себя в знакомой реальной обстановке. Самых больших успехов автор достиг там, где он сумел раскрыть душевный мир человека со всеми его противоречиями.
В 1930-1932гг. в творчестве Беляева отмечается переломный период. Автор ищет новые творческие пути, пытается отойти от приключенческой формы, уделяет мало внимания и фантастическому замыслу. Произведения этих лет количественно и качественно уступают его произведениям второй половины 20-х годов.
Проанализировав романы А.Р.Беляева, определили соответствие данных произведений по многим позициям другим фантастическим произведениям.
В то же время выявлено своеобразие произведений Беляева.
8
2
Оглавление
9
Заключение
В ходе данного исследования были рассмотрены романы Беляева и на их материале изучены родовые черты жанра фантастики.
При жизни писателя его произведения были популярны в читательской среде, но замалчивались, критиковались, издавались небольшими тиражами и долго не переиздавались. В последние десятилетия книги А.Р.Беляева выходят миллионными тиражами на многих языках.
Беляев оставил не только увлекательные художественные произведения, но и около 50 научных предвидений, многие из которых сбылись или принципиально осуществимы, и только 3 считаются ошибочными.
В наши дни книги А.Р.Беляева заслуженно заняли место в ряду лучших произведений мировой литературы.
10
Список литературы и других источников
Исследуемые тексты
Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля: Романы/ А.Р.Беляев. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002-377.
Литература
Петушок из русских сказок
Усатый нянь
Подарок
Рисуем подснежники гуашью
Загадка старого пирата или водолазный колокол