Во все времена государства Российского воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение своему Отечеству – высшим смыслом жизни и службы воина. Верность долгу и присяге, самоотверженность, честь, порядочность, самодисциплина – вот традиции Российского воинства. Ими по праву дорожили наши отцы, деды и прадеды, прошагавшие огненными дорогами Великой Отечественной войны. Становление Российской армии, ее реформирование и сокращение идут в сложных условиях. Она в полной мере испытывает трудности, которые переживает вся страна. Армии, может быть, тяжелее, чем многим другим структурам государства, и многое держится на понимании и терпении военнослужащих, на воспитанном чувстве долга.
В последнее время со страниц газет и с экранов телевизоров поступает много негативной информации о службе в армии. И перед каждым молодым человеком рано или поздно встает вопрос: хочу ли я служить в армии? В своей работе мы представили исследования автора о том, как относятся старшеклассники средней общеобразовательной школы №22 к своей Родине, к службе в армии и выявили причины нежелания молодежи служить в армии.
Проблема исследовательской работы:
Снижение интереса современной молодежи к службе в армии.
Цель работы: выявить отношение будущих призывников, учащихся школы №22 к службе в армии.
Вложение | Размер |
---|---|
1._pochemu_molodezh_ne_zhelaet_sluzhit_v_armii2.doc | 81.6 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Исследовательская работа:
«Почему молодежь не желает служить в армии?»
Автор работы: Динислямова Ксения
Ученица 9 «Б» средней школы №22
Руководитель работы: учитель географии
Филиппова Ирина Александровна
2011 г. Саранск
Содержание:
Введение
Заключение
Используемая литература
Приложения
Введение
Во все времена государства Российского воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение своему Отечеству – высшим смыслом жизни и службы воина. Верность долгу и присяге, самоотверженность, честь, порядочность, самодисциплина – вот традиции Российского воинства. Ими по праву дорожили наши отцы, деды и прадеды, прошагавшие огненными дорогами Великой Отечественной войны. Становление Российской армии, ее реформирование и сокращение идут в сложных условиях. Она в полной мере испытывает трудности, которые переживает вся страна. Армии, может быть, тяжелее, чем многим другим структурам государства, и многое держится на понимании и терпении военнослужащих, на воспитанном чувстве долга.
В последнее время со страниц газет и с экранов телевизоров поступает много негативной информации о службе в армии. И перед каждым молодым человеком рано или поздно встает вопрос: хочу ли я служить в армии? В своей работе мы представили исследования автора о том, как относятся старшеклассники средней общеобразовательной школы №22 к своей Родине, к службе в армии и выявили причины нежелания молодежи служить в армии.
Проблема исследовательской работы:
Снижение интереса современной молодежи к службе в армии.
Цель работы: выявить отношение будущих призывников, учащихся школы №22 к службе в армии.
Задачи работы:
Объект исследования: учащиеся 9-10 классов, школы №22.
Предмет исследования: отношение учащихся к службе в армии и проводимым в ней реформам.
Методы исследования: интервьюирование и метод социологического опроса.
Гипотеза: основной причиной нежелания призывников служить в армии является «дедовщина».
Работа состоит из 2 глав, введения и заключения. Первая глава «Теоретические и методологические основы исследования» содержит исторический экскурс по военным реформам, начиная со времени Ивана Грозного. Здесь также рассматриваются современные реформы в армии, подробнее характеризуется реформа сокращения срока службы в армии и отмена отсрочек.
Вторая глава «Служба в армии глазами современных призывников» Выявляется отношение молодежи допризывного возраста к службе в армии.
При написании работы использовались труды историков Исаева И. А., Волковой И. В; публикации в «Российской газете, информация из сети Интернет.
Работа может быть использована на уроках истории, обществознания, в вопросах военно-патриотического воспитания школьников.
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1 Из истории российских военных реформ.
В истории Российского государства проходило несколько этапов военных реформ. ВОЕННАЯ РЕФОРМА - существенное преобразование военной системы государства, проводимое по решению высших органов государственной власти. Военные реформы вызываются новыми политическими задачами государства, появлением новых видов вооружения, экономическими соображениями, изменением уровня производства, средств и способов вооруженной борьбы и другое. Находят юридическое закрепление в законах, военных уставах и других документах.[5]
Остановимся на основных этапах военных реформ в России.[2] Истоки зарождения в нашем Отечестве новой военной организации уходят в период правления Ивана III Великого (1462-1505) , который приступил к массовой раздаче земельных наделов и поместий слугам княжеского двора, а также вольным людям при условии несения ими службы, то есть положил начало формированию служилого дворянства. Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван IV, создавший крупную по численности армию в Европе, - 250-300 тысяч человек (около 3% населения Руси). В период с 1550 по 1571 г. г. Иваном Грозным были проведены военные реформы, начало которых положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиками, занявшими ключевые командные штаты в армии. Основное содержание: упорядочение системы комплектования армии и военной службы в поместном войске; организация централизованного управления армией; создание постоянного стрелецкого войска; централизация системы снабжения; создание постоянной сторожевой службы на южной границе.
Военные преобразования в России в 1-й четверти 18-го века проводились под руководством Петра I. Основное содержание: создание русской (национальной) регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования, упразднение ранее существовавших разнородных воинских формирований и введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии, единой системы воинского обучения и воспитания. Централизация военного управления, открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров; проведение военно-судебных реформ. По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.
Поражение России в Крымской войне (1853-1856) вызвало новый виток военных реформ. Основное содержание: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обменного резервного запаса, образование военно-окружной системы управления (15 округов); выделение нового “Положения о полевом управлении войсками в военное время”, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией.
После прихода к власти большевиков реформирование армии продолжается. Основное содержание реформ: В декабре 1917 г. СНК принял декреты, отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры - вплоть до командира полка - избирались на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня - на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация армии. В январе 1918 г. СНК издал декрет “О создании Рабоче-крестьянской Красной Армии”. Новая армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным руководящим органом становился СНК, органом непосредственного управления - Наркомвоендел. В апреле 1918 перешли от принципа добровольности - к принципу воинской повинности, от выборов командиров - к их назначению. В мае же вводится всеобщая воинская повинность
В период Великой Отечественной войны произошло множество реформ и преобразований как государственного, так и местного значений, действующих небольшой период времени и действующих до сих пор. Основное содержание: изменение системы организации высшего командования, создание в пределах фронтов соединений, оперативных объединений и корпусов, объявляется всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет. Усложнилась структурная организация вооруженных сил. Структура ВС включала теперь фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы и отделения. В 1942 г. Издается Боевой устав пехоты. Вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия. Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов. Для улучшения материального обеспечения войск были учреждено Главное управление тыла. Было принято постановление, обязывающее республиканские, областные и районные комитеты партии развернуть в тылу врага сопротивление (партизанское движение, подпольные партийные и комсомольские организации). [1]
В 90 – х годах вновь проводятся военные реформы. Основное содержание: строительство Вооруженных Сил России намечалось в три этапа. Первый завершился в 1992 году. В ходе его было остановлено снижение уровня боевой готовности, начавшееся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в связи с изменившимися государственными границами. Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений армий, 1 армейский корпус, 15 управлений дивизий, 8 военных училищ. Начался процесс сокращения объединений и соединений. Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. На 1 января 1996 года в них находилось лишь около 1,7 млн. человек после 2,8 млн. в 1992-м! В ходе этого этапа правительство пришло к важнейшему выводу, что мы не можем иметь сильные группировки войск вдоль всей границы. Поэтому в основу строительства ВС был положен принцип мобильной обороны, реализация которого позволила приступить к формированию небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности России.
Сегодня Российская армия переживает новый виток военных реформ.
По поручению президента Минобороны России внесло в правительство пакет из четырех законопроектов, призванных кардинально изменить систему призыва и службы в армии. В пакет вошли законопроекты: о сокращении срока военной службы по призыву и отмене ряда отсрочек; об ужесточении ответственности за несоблюдение военнослужащими условий контракта; о создании военных центров при гражданских вузах; об упразднении института прикомандирования офицеров и генералов к органам государственной власти.
Остановимся подробнее на первом законопроекте. Военные, оставляя 16 наиболее социально значимых отсрочек, настаивают на полной и частичной отмене 9 "менее социально значимых". Главная причина - сокращение с 2008 года срока службы до года. Итак, 9 попавших под "секвестр" отсрочек - это:
1. Лицам, занятым постоянным уходом за близкими родственниками, являющимися инвалидами первой или второй группы, а также гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет).
2. Имеющим ребенка до трех лет.
3. Поступившим на работу по специальности после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования в государственные организации, перечень которых определяется правительством РФ.
4. Обучающимся в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, а также таможенных органов РФ.
5. Имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
6. Обучающимся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
7. Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих госаккредитацию негосударственных сельских образовательных учреждениях.
8. Постоянно работающим врачам в сельской местности.
9. Тем, кому это право дано на основании указов Президента РФ.
Военные кафедры
Число военных кафедр сокращено. Их осталось 35. Студенты, прошедшие обучение на военной кафедре, призываться не будут. Кроме того, на базе 33 военных кафедр в вузах были созданы учебные центры. Их выпускники смогут заключить контракт с минобороны и пойти служить лейтенантами на срок не менее трех лет.
Контракт
Выпускники военных вузов и училищ, отказывающиеся по их окончании служить, обязаны будут возместить средства, затраченные на их военную подготовку.
Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).
В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан. Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами и предусматривает:
• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
• прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
• военное обучение в период военного положения и в военное время.
Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Военное положение — особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
1.4 Организация воинского учета
Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.
Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:
освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.
История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Беседа с работником военкомата по проф. отбору Меркушиной Людмилой Борисовной:
-Конечно, выражали, у нас бывают молодые люди с разными характерами.
2. –Дедовщина присутствует в нашей армии?
-У парней, которые служат по контракту, нет дедовщины, этим парням нравится служить, а не гонять вновь прибывших контрактников. Те, кто в обязательном порядке идут служить – конечно, есть дедовщина. Хотя Владимир Путин недавно утверждал, что ее нет. Откуда он может знать?
3. -А к вам приходили родители призывников с требованиями или просьбами?
-Не без этого. Просьбы разнообразны. Чтобы хорошо питался, чтоб не обижали, не гоняли по плацу до изнеможения. Кто-то не хочет отдавать своего ребенка, а вот недавно к нам пришла «мамочка» с двумя близнецами, военнообязанными, со словами – «Заберите их в армию! Устали мы уже!»
4. –На данный момент служить парням предстоит 12 месяцев, как, по-вашему мнению, нужно уменьшить или увеличить срок службы?
-Думаю, год – это мало. Сколько наблюдаю за службой молодых парней, на адаптацию уходит месяца 3 и остается всего 9, за это время они оружие толком не освоят, не говоря уже о придании им физической формы. Помню, когда срок службы был 2 года, пришел к нам парень с тремя классами образования. Очень сложно ему было найти общий язык с остальными служащими, но за 2 года хоть чему-то научился. А если год? Как пришел неучем, так бы и вышел.
5. –Как вы считаете, готовы ли наши военные к неожиданной войне?
-Многие «герои» считают, что готовы, но нет, они не правы. Был случай, пришел парень, весь из кожи вон вылезал – «Да я! Да я их всех ножом порежу!». Я ему возразила - «Ты хоть знаешь, что с твоей семьей сделают, пока ты будешь их резать?! Всех поубивают, и у тебя останется только твоя крутость!». Он тогда сразу в угол зажался. Нет, пожалуй, не готова наша молодежь к войне.
Да и вообще я так скажу, тем, кому нужно, это юристам и будущим милиционерам, пойдут с удовольствием служить, а те, кто косит постоянно, зачем они такие нужны? Толком Родину они защищать не будут.
2.2 Анкетирование: «Отношение будущих призывников к службе в армии»
В современной России среди молодежи резко упал престиж армии. С каждым годом все больше молодых людей, как следует из средств массовой информации, стараются всеми возможными способами избежать службы в армии. Мы задались вопросом: как складывается ситуация у нас в школе? В Анкетировании приняли участие 62 старшеклассника (учащиеся 9-10 классов средней школы №22). Хотя результаты опроса и не претендуют на всесторонний срез общественного мнения, тем не менее, они нам представляются показательными. В первую очередь мы решила выявить, каковы же основные направления в формировании мнения молодежи о службе в российской армии; выявить социальные причины сформировавшегося негативного отношения к военной службе нашей молодежи
Опросный лист № 1 (Приложение: 1)
1. Пойдешь ли Ты служить в армию?
★ да – всего согласились 38 человек
А. в сухопутных войсках - ответили 24 человека
Б. в военно – воздушных силах - 5 человек
В. на военно – морском флоте- 1 человек
Г. в космические войска-3 человека
Д. в воздушно – десантные войска-3 человека
Е. РВСН (ракетные войска стратегического назначения)-2 человека
★ нет- ответили «нет» 24 человека
А. буду косить - 11 человек
Б. по состоянию здоровья - 8 человек
В. пойду учиться в школу милиции - 5 человек
Из общего числа опрошенных в армию собираются служить 38 человек, попытаются «откосить» от армии – 11 человек, по состоянию здоровья не будут служить – 8 человек, в школу милиции собираются 5 человек.
★ да - 41 человек
★ нет - 21 человек
Анализ ответов второго вопроса показал положительное отношение к истории: увлекаются историей из всех опрошенных только 41 человек, а 21 человек историей не увлекаются.
3. Пошел бы Ты защищать Родину от врага, независимо от возраста?
★ да - 58 человек
★ нет - 4 человека
Анализ показал, что большая часть респондентов пошли бы защищать Родину в случае нападения врага.
4. Гордишься ли Ты своей страной?
★ да - 40 человек
★ нет - 8 человек
На вопрос: «Гордишься ли ты своей страной?» положительно ответили 40 человек, отрицательно 8 человек, затруднились ответить 14 человек.
5. Как Ты относишься к армии?
★ положительно - 30 человек
★ отрицательно - 19 человек
★ безразлично - 13 человек
По пятому вопросу «отношение к службе в армии» старшеклассники нашей школы: относятся положительно – 30 человек, отрицательно 19 человек и 13 человек безразлично, не очень обнадёживающие ответы.
В чем же причина, почему молодежь не желает служить в армии? Мое поколение живет в непростое время, мы часто слышим о нарастающей бездуховности общества, о падении нравственности, о разрушении вековых традиций. Я уверена, что не только меня, но и многих волнует тема: человек в обществе, его ответственность за судьбу страны. Особенно ярко эта ответственность проявлялась в годы войны. Сегодня, я думаю, в большей степени она проявляется в отношении к службе в армии.
Опросный лист№2
Вопросы | всего | юноши | девушки |
| |||
А) служба в армии – это гражданский долг, каждый молодой человек должен его исполнить | 52 | 43 | 64 |
Б) служба в армии – это принуждение | 19 | 25 | 13 |
В) служба в армии – это необходимость | 29 | 32 | 23 |
| |||
А) неуставные отношения | 75 | 72 | 74 |
Б) страх перед жесткой военной дисциплиной | 25 | 28 | 26 |
В) убеждения, не позволяющие брать в руки оружие | 0 | 0 | 0 |
| |||
А)отрицательное | 33 | 20 | 46 |
Б)безразличное | 52 | 69 | 43 |
В)положительное | 17 | 11 | 11 |
| |||
А) армия - хорошая школа жизни. | 68 | 52 | 86 |
Б) годы службы в армии – это потерянные годы, которые можно было бы провести более плодотворно | 32 | 48 | 14 |
На второй вопрос «Почему нынешняя молодежь не желает служить в армии?» были даны несколько вариантов ответов, респонденты указывали несколько вариантов:
- «дедовщина», неуставные отношения, насилие в армии
- гибель, ранения в конфликтах (типа чеченского, афганского)
- бесправность и унижение военнослужащих
- моральное разложение, пьянство и наркомания
- тяжелые бытовые условия, плохое питание
-криминализация армии, втягивание военнослужащих в уголовные дела.
В таблицу мы занесли наиболее часто встречающиеся.
Вывод: На вопрос «Почему молодежь не желает служить в армии?», большинство ответило, что из- за «дедовщины».
Результаты анкетирования подтвердили нашу гипотезу: основной причиной нежелания призывников служить в армии является дедовщина.
Заключение
Современная российская армия переживет нелегкий период в своем развитии. В последние годы уменьшается число желающих служить в армии, поэтому проводимые в армии реформы, в частности, отмена отсрочек и сокращение срока службы – мера вынужденная, необходимая для сохранения численности армии.
В ходе анкетирования, мы выяснили, что главной причиной нежелания молодежи идти в армию – является дедовщина, неуставные отношения, насилие в армии. Вывод подтверждает нашу гипотезу.
"Дедовщина" - явление социальное. Отсюда, проблема армии – это проблема всего общества.
Сегодня много говорится о необходимости профессиональной армии. Очевидно, этот переход рано или поздно произойдёт. Но хотелось бы, чтобы люди, в первую очередь – наша молодёжь, не забывали, что готовность защищать свою страну всегда была, есть и будет важнейшим проявлением патриотизма.
Для того, чтобы поднять престиж армии, необходимо объединение усилий всех эшелонов власти. Многое зависит также от состояния военно-патриотического воспитания молодежи. В нашей школе имеются позитивные примеры такой работы. Так в 2010 году были открыты две мемориальные доски солдатам, погибшим в ходе военных действий, которые когда-то учились в нашей школе. Четвертый год проводятся ежегодные мероприятия посвященные Дню защитника Отечества – Смотр строя и песни среди учащихся 8-11 классов.
Хочется надеяться, что проводимые в армии реформы и работа по патриотическому воспитанию молодежи позволят решить проблему сохранения численности и повышения престижа современной Российской армии. Ведь как сказал великий Кутузов: «Нет выше чести, как носить российский мундир!» Так кто же будет защищать тебя, Россия?
Я верю, что в скором времени армия займет достойное место в современном российском обществе.
Используемая литература
Приложение 1.
Пойдешь ли ты служить в армию?
Какой род войск вы бы выбрали для прохождения военной службы?
Увлекаешься ли ты историей?
Пошел бы Ты защищать Родину от врага, независимо от возраста?
Гордишься ли Ты своей страной?
Приложение 2
Ваши отношения к гражданам, уклоняющимся от военной службы
С каким выссказыванием об армии вы согласны в большей степени?
Сказка про Серого Зайку
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Композитор Алексей Рыбников
Рождественские подарки от Метелицы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?