Работа содержит исследования родословной своей семьи и их значимость для истории родного посёлка.
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodoslovnaya_v_istorii_kletnyanskogo_rayona.doc | 55.5 КБ |
Конкурс: «Моя родословная в истории Брянщины».
Тема: «Моя родословная в истории Клетнянского района».
Выполнила: Коробцова Ольга,
уч-ся 9-6 кл. КСШ № 2
Брянской обл., п. Клетня.
Руководитель:
Учитель общественных
дисциплин
Новожеева Елена Николаевна
КСШ №2
Брянской обл., п. Клетня.
2004 г.
п. Клетня
Введение
Я, Коробцова Оля, ученица 9 «б» класса СОШ №2 п. Клетня хочу рассказать о генеологическом древе своей семьи, о моих предках. В основном, все они родились, жили и трудились на Брянщине, а в годы войн, как и тысячи их земляков, защищали свой родной край, свою страну от врагов. Во время Великой Отечественной войны сражались с фашистами на фронте и в партизанском отряде трое братьев моей бабушки, все они погибли. Были расстреляны фашистами тетя бабушки с двумя дочерьми и другими односельчанами за то, что поддерживали связь с партизанами, помогали им. Был расстрелян оккупантами и брат моего дедушки. Много горя принесла война в каждую семью и каждый, как мог, боролся с врагом, на фронте и в тылу приближая победу. Один мой дедушка, Костюков Сергей Дмитриевич, в годы войны хотя и не был призван по возрасту на фронт, ему было 14 лет, но участвовал в разминировании полей, а после войны служил 8 лет в Германии, был отличным радистом. Другой мой дедушка, Коробцов Михаил Абрамович принимал участие в боевых действиях, был ранен. Но когда закончилась война, они оба выбрали себе самую мирную профессию - стали учителями математики и истории. В нашей семье много педагогов: моя бабушка Костюкова Мария Никитична - учитель русского языка и литературы, мама - музыкальный руководитель в детском саду, двоюродная бабушка - учитель математики, двоюродная тетя - учитель математики. Горшков Вячеслав Михайлович, дядя, - учитель физкультуры, занявший 2-е место на Всероссийском конкурсе «Лучший преподаватель физической культуры России» в 2003 году. Он разработал свою систему оздоровления учащихся без применения специальных тренажеров. Его опыт решено было предложить для внедрения в школы и другие учебные заведения.
Вторая моя бабушка Коробцова Валентина Степановна посвятила себя другой очень важной профессии - медицинской сестры. За свой
многолетний труд, за донорство она имела много почетных грамот, многие люди нашего поселка до сих пор вспоминают о ней с благодарностью и теплотой.
Много еще хороших, добрых слов можно бы было сказать о моих родственниках, но мне хочется подробнее описать жизнь моего дедушки Михаила Абрамовича Коробцова.
Школьные годы.
М. А. Коробцов родился в 1918 году в деревне Алень Клетнянского района. Здесь впервые переступил порог школы. Сидя за партой, восьмилетний Миша, в отличие от своих сверстников, ловил каждое слово учителя. И когда сосед по парте занимался не тем, чем положено на уроке, Михаил одергивал непоседу: - Не егози. Не мешай учителю. Послушай, как интересно он рассказывает. Михаил был одним из успевающих учеников в классе. Жадно, как губка, впитывал он все, что рассказывал педагог. «Как много знает он!» - восхищался ученик преподавателем. - «Вот бы мне стать таким».
- Пожалуй, в ту пору и засветилась в моем сердце мечта стать учителем,- задумчиво произнес Михаил Абрамович.
Но не так-то просто было карабкаться по каменистым ступеням науки к вершинам знаний.
После школы-семилетки пришлось устроиться на работу монтером. У отца не было особых средств на то, чтобы сын продолжал образование.
Но Михаил не падал духом. Твердо решил учиться заочно - поступил в техникум.
А тут вскоре война грянула. И вместо школьной указки пришлось Михаилу Коробцову взять в руки винтовку[1].
II. Военные годы.
В сентябре 1939 года Михаил Абрамович был мобилизован на партийно-политическую работу в Советскую Армию.
«Вперед, за Родину!» - с этим призывом не раз поднимал в атаку бойцов на штурм линии Маннергейма политрук Коробцов во время финской войны. И, устремляясь за политруком, советские воины ребра ломали врагу.
Молодого политработника, отличившегося в боях с белофиннами, командование направило на учебу в Московское военно-политическое училище имени В.И. Ленина, которое Михаил Абрамович успешно закончил в июне 1941 года. После учебы он работал заместителем начальника полковой школы одной из частей Киевского военного округа. С этой частью, с первых дней войны, М.А. Коробцов вступил в бой против немецко-фашистских захватчиков.
Отражая многочисленные атаки фашистов, полк терял бойцов. Но оставшиеся в строю, воины сражались за десятерых, сдерживая продвижение врага в глубь страны.
Во время коротких передышек между боями Михаил Абрамович успевал побывать во всех подразделениях. Везде бойцы слушали его пламенные речи. Он вдохновлял советских воинов на смертный бой с врагом. И бойцы шли за ним.
Из многих сражений Коробцов выходил невредимым. Не раз бойцы спасали его от неминуемой гибели, закрывая политрука своими телами. И все же в первом бою с гитлеровцами под Луцком, Коробцов получил осколочное ранение в правую ногу. Получив тяжелое ранение, полгода пролежал политрук на койке в одном из саратовских госпиталей. Когда зажили раны, в январе 1942 года Михаил Абрамович снова попал на фронт. В это время он был политруком роты, а затем военкомом батальона гвардейского полка на Западном фронте.
Здесь по-настоящему развернулась кипучая деятельность уже закаленного в боях политработника. На привалах, а то и прямо в траншеях, перед боями солдаты с жадностью слушали Михаила Абрамовича. Его короткие речи, беседы о положении на фронтах, о том, как издеваются фашисты над людьми в захваченных районах страны, всегда поднимали боевой дух у солдат.
Не любил Коробцов прятаться за чужие спины. Он всегда шел в бой впереди и вел за собой бойцов. За это его еще больше любили солдаты.
И все подтягивались, когда говорил этот истинный патриот Родины.1
Второй раз настигла вражья пуля М.А. Коробцова в марте 1942 года в битве за Москву. Он был тяжело ранен в левую руку, когда пулеметным огнем прикрывал отход товарищей. Чуть теплилась жизнь, когда его привезли в госпиталь в город Вязники. Хотя, как говорят, чудес не бывает, но наши врачи подняли на ноги политрука.
За оборону под Москвой Коробцову 6 ноября 1944 г. была вручена медаль (хранится в Клетнянском краеведческом музее). Он добился того, что остался в боевом строю. Службу продолжил в Забайкалье. Здесь он работает военкомом роты, помощником, затем начальником политотдела гарнизона города Читы. За энергичную работу по руководству комсомольскими организациями награжден грамотой 23 февраля 1944 года (см. приложение №1)
1 Г.Титов. Приравняв слово к штыку.//Новая жизнь.11.01.1968г. С.3.
Пришлось Михаилу Абрамовичу бить и японских самураев. Он тогда был заместителем командира отдельного радио-батальона по политчасти.1 За особые заслуги в этой войне Михаил Абрамович получил награду 15 марта 1946 г. «За победу над Японией», а также грамоту за отличные боевые действия (см. приложение 2,3)- Немного раньше, 6 февраля 1946 г. была вручена медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.». (Эта награда хранится в Клетнянском краеведческом музее) После победы над квантунской армией Японии он некоторое время работал агитатором политотдела стрелковой дивизии.
Кавалер орденов Отечественной войны 2 степени и Красной Звезды, в октябре 1946 года по состоянию здоровья он демобилизован. (Орденская книжка за №443656 находится в Клетнянском краеведческом музее.)
1 А.Королев. На земле Клетнянской.//Красная звезда. 04.11.1979
III. После войны
Вернувшись на родину, Михаил Абрамович не сидит без дела. В мирных условиях он возглавляет райком комсомола. Работает заведующим отделом пропаганды и агитации райкома партии. Наконец-то осуществилась заветная мечта Михаила Абрамовича: он окончил исторический факультет Новозыбковского пединститута. Теперь можно было идти к ребятам в класс. Огромный багаж знаний не давил плечи бывшему воину.
Историю некоторые считают «мертвой наукой», а историков - сухими книжниками. Михаил Абрамович опроверг это мнение.
С марта 1950 и по сентябрь 1973 года Михаил Абрамович на педагогической работе. Он - преподаватель истории средней школы №2, где проводил большую краеведческую работу. Краеведческий музей школы и его материалы положили начало созданию районного музея. А каждый урок его проходил живо, интересно, на таком уроке не заскучаешь.
Президиум Верховного Совета РСФСР. Указом от 15 марта 1965 года присвоил почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР (см. приложение №4). В адрес Коробцова поступило множество телеграмм с поздравлением. Все они хранятся в архиве музея. (см. приложение № 5,6.)
За активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи, за организацию краеведческой работы, за активную деятельность в области охраны памятников истории и культуры, Коробцов был награжден большим количеством грамот (см. приложение № 7-15)
Михаил Абрамович был большим патриотом нашего района. Скрупулезно собирал он по крупицам материалы о партизанском движении в клетнянских лесах. Он прививал учащимся любовь к родному краю. Работая творчески, широко используя опыт преподавания, Михаил Абрамович сам создает его. Так, например, его доклад на областных педагогических чтениях «О некоторых вопросах повышения эффективности уроков истории» глубоко заинтересовал многих учителей.
Михаил Абрамович часто выступал на районных, областных учительских семинарах, конференциях, участвовал во Всероссийских педагогических чтениях при академии педагогических наук РСФСР, читал доклад на Коллегии Министерства просвещения республики.
Вышли в свет две брошюры заслуженного учителя школы РСФСР: «Юные краеведы» и «Из опыта преподавания истории».
Опытный историк не замыкался в рамках классных занятий. В течение 7 лет он руководил историко-краеведческим кружком, экспедиционным отрядом туристов и всей краеведческой работой в школе, лично участвовал во многих походах и путешествиях по родному краю.
Упорным трудом он прививал своим питомцам интерес к изучению истории родного края, и умело направлял юношескую энергию на хорошее, полезное дело.
Михаила Абрамовича Коробцова с полным основанием можно назвать добрым сеятелем знаний. Многие не знали его лично, но слышали и помнят о талантливом педагоге М.А. Коробцове.
На братских могилах воинов и партизан благодаря стараниям Михаила Абрамовича установлены обелиски и памятники. Накануне тридцатой годовщины освобождения Брянщины от фашистских захватчиков были установлены мемориальные доски у начала улиц, носящих имена героев войны и подполья Петра Пятницкого, Николая Можаева, Зины Ломаковой.
Много энергии потратил заслуженный педагог и для того, чтобы в Клетне был сооружен памятник воинской и партизанской славы. Ныне этот монумент - один из заметных в области.
За большие заслуги в деле увековечения памяти погибших земляков, за личную инициативу в благоустройстве поселка Клетнянский поссовет
присвоил заслуженному учителю РСФСР М.А. Коробцову звание почетного гражданина Клетни.'(см. приложение №16)
1 П.Алешин. Учитель - почетный гражданин Клетни. // Брянский комсомолец . 19.09.1973 г
Литература.
4. М. Коробцов. Сберечь для потомков памятники народной славы.// Новая жизнь. 30.07.1966 г.
5. П. Алешин. Учитель - почетный гражданин Клетни.// Брянский комсомолец. 19.09.1973 г.
[1] Г.Титов. Сеятель Знаний на ниву народную.//Новая жизнь. 22.04.1965 г. С.3.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Сочинение
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками