работа посвящена весьма актуальной в наши дни теме преемственности культурных японских традиций на российской почве.автор пытается отыскать нити соприкосновений и спрогнозировать возможность диалога культур
Вложение | Размер |
---|---|
Культурные традиции России и Японии | 153.5 КБ |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» |
_____________________________________
Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» |
______________________________________________________________________________
Направление: культурология |
Тема: Культурные традиции россиян и японцев – возможность диалога |
Учреждение: | МБОУ «СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Автор работы: | Константинова Алина Андреевна |
Научный руководитель: | Феоктистова Елена Николаевна |
2012 г. |
Оглавление
Введение 3
1. Менталитет человека Запада, Востока и место России в мире 5
2. Культурная ассимиляция двух стран 9
2.1. Музыка 11
2.2. Литература 12
2.3. Восточные единоборства 13
2.4. Искусство аниме 14
Заключение 16
Библиографический список ……………………………………………….. ……………….18
Приложения 19
Приложение 1. Основы культуры и мировоззрения Востока и Запада 19
Приложение 2. Восток – Россия – Запад 20
Приложение 3. Обобщённые характеристики музыкальных произведений,
отражающих одинаковое эмоциональное состояние 22
Приложение 4. Социологическое исследование 23
ВВЕДЕНИЕ
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно-экономических и политических структур (2,107)
Под Востоком понимается культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы и Америки.
Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны.
Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни. Восток является воплощением спокойствия и созерцательного отношения к миру.
Западный человек, в отличие от человека Востока, имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой?
Очень часто люди, принадлежащие к разным национальностям и имеющие разный менталитет, не понимают друг друга. Из-за этого непонимания происходят различные недоразумения, появляются проблемы. Есть некоторые основные пункты, по которым происходит расхождение: отношение к жизни и смерти, к любви и ненависти, к друзьям и врагам, к семье и долгу, к религии и Родине.
Сейчас, несмотря на тесное сотрудничество с Европой, мы все больше сближаемся с Востоком: Китаем, Японией, Кореей, поэтому я думаю, что знакомство с культурой и мировоззрением Востока весьма актуально.
Две культуры, два языка, два мира...
В наши дни все больше возрастает интерес к культуре Японии. Эта тема так увлекла меня, что в прошлом году я провела исследование о жанрах японской поэзии и влиянии ее на современного человека. В этом году я хочу найти точки соприкосновения русской и японской культуры.
ЦЕЛЬ работы:
Показать, каким образом некоторые традиции японской культуры ассимилируются на российской почве (конец XX - начало XXI века)
ЗАДАЧИ:
1.Познакомиться с содержанием японского и российского менталитета
2.Сравнить некоторые культурные традиции Японии и России
3.Выявить причины активного проникновения элементов японской культуры в российскую современную культуру
В ходе исследовательской деятельности автор обращался к научно-популярной литературе, привлекал данные социологических опросов, проведенных в «Школе неуязвимых» г.Дзержинска, анализировал информацию периодических изданий и интернет-ресурсов.
Запад есть запад,
Восток есть восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
В день страшного суда .
Р. Киплинг
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день, привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине).
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.
Принципиальные отличия двух культурно-исторических систем Востока и Запада можно проследить по следующим параметрам:
-социальное положение личности,
-отношение к власти и ее организация,
-собственность и отношение к ней,
-основы культуры, мировоззрения.
Более подробно рассмотрим последнее (Приложение 1).
Сравнительный анализ основ культуры и мировоззрения Востока и Запада показал на сколько они «далеки» друг от друга. Что же делать России – стране, которая географически связывает Восток и Запад? Существуют ли общие черты в менталитете русского и японского народа?
Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе (3,26).
Русский народ имеет душевный склад характера, милосерден, патриотичен, умен и имеет свою культуру.
Русский образ мыслей проявился уже в средние века. В первых литературных памятниках в «Поучении» Владимира Мономаха, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли» имеются представления наших предков о пространстве и времени, об отношении к прошлому, о взаимоотношении Народа и Власти.
В архитектуре, живописи и каменном строительстве существовал русский стиль. Известна страсть русских к строительству и украшению храмов. Это было не столько проявлением набожности наших предков, сколько стремлением к материализации прекрасного.
Испокон веку русские люди стремились к познанию и открытию чего-то нового. Это ярко прослеживается в XVII — XVIII вв., когда проявилось знаменитое русское стремление к географическим открытиям, к покорению неведомых пространств (Дежнев, Хабаров, Крашенинников, Челюскин, братья Лаптевы и др.).
Патриотизм — это чувство любви и преданности своему народу и своей родине. Если говорить о патриотизме, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси («Слово о полку Игореве».) Произведение наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского войска, гибели тысяч воинов и пленении князей, острой ненавистью к врагам при описании разорений Русской земли. Но нельзя не гордиться родиной и нашими славными предками, читая описание силы, смелости и отваги русских воинов. Не меньше патриотизма проявляют неизвестные авторы «Слова о погибели Русской земли», «Жития Александра Невского» и других произведений древнерусской литературы.
И в новое время трудно найти хотя бы одного русского писателя, который не признался бы в своей безграничной любви и преданности родине — России.
… Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
С.А. Есенин «Гой, ты Русь моя, родная!»
Существенным компонентом общественного менталитета русского народа является вера в бога, православные традиции, языческие обычаи, ритуалы, но с другой стороны атеизм как наследие 70-ти летнего коммунистического правления также остается существенным компонентом общественного менталитета.
В традициях русского народа много праздников и обычаев, как от язычества, православного христианства, так и эпохи послереволюционного социализма: Рождество, Крещенье, Пасха, Троица, Масленица, 23 февраля, 8 марта, 1 мая – День труда, 9 мая – День Победы, день Независимости и все профессиональные праздники.
А теперь попробуем воспроизвести ту же таблицу только с участием российских особенностей (Приложение 2).
Сравнительный анализ показал, что на культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны). Это выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусства Японии.
Японцы – верны, честны и преданны. Но, пожалуй, главная черта японцев - их коллективизм и трудолюбие. Японцы слышат не так, как европейцы. Например, все виды сверчков поют на свой манер. Только мы этого не замечаем, а чуткое ухо японца по характерным звукам определяет, что за насекомое скрывается в ночной темноте.
Думают же японцы намного интуитивнее, чем жители Европы. Интуиция помогает им быстро - не прибегая к анализу и рассуждению, выделять самое существенное.
Сам японский язык под стать их мышлению. Он не принуждает человека анализировать, что было сказано. Он заставляет его догадываться, что могло быть сказано.
Лист бумаги пуст.
Лишь в углу оставлена голая ветка.
Птице на ней холодно и одиноко.
Куда ни глянь, белый простор...
Еще средневековые художники изобрели принцип – «красота белизны». Согласно ему, в живописи тушью ключевую роль играла пустота, белизна, то есть ненарисованное - так же как в речи важнее всего было невысказанное. Молчание дороже слов. Когда человек произносит что-то, он невольно подчеркивает, что его мнение отличается от мыслей собеседника. Именно поэтому он высказывает его. Если он думает одинаково с ним, следует молчать. Когда два человека сидят лицом к лицу и молчат, эта ситуация кажется европейцу неудобной, а молчание - тяжелым, тягостным. Для японца же такая манера «вести беседу», не произнося ни единого слова, свидетельствует о духовной близости людей. В Японии считается даже, что влюбленные, подолгу болтающие наедине, на самом деле уже разлюбили друг друга. Иначе бы они понимали партнера без слов.
Попробуем сделать некоторые выводы по главе:
1.На ранних этапах развития японского и русского общества люди поклонялись множеству богов. В Японии был развит тотемизм, а на Руси распространено язычество.
Из древних японских религиозных верований сформировались представления синто — основной религии Японии.
Основу синтоизма составляет поклонение силам природы. Солнце, деревья, горы, камни и природные явления наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах. Важной особенностью синтоизма является культ предков.
В 552 г.н.э. в Японию пришла новая религия – буддизм, а в XVI веке – христианство. В современной Японии доля населения, одновременно исповедующего две религии — буддизм и синтоизм, составляет 84 %, около 0,7 % населения страны исповедует христианство.
На Русь христианство пришло в 989г. Сейчас главная религия России – православия, хотя в нашей стране много и других религиозных конфессий.
2. И Япония, и Россия сильны традициями и обычаями.
3. У народов этих стран развито чувство любви и преданности своему народу и своей родине.
4. И русские, и японцы любят природу, но относятся к ней по-разному.
У японцев природа – это живое существо, она живет, чувствует, умирает. Русские люди относятся к природе по-хозяйски, но в минуты печали или каких-то трудностей, они «убегают в природу» и ищут в ней поддержку и помощь, что очень ярко отражено в произведениях искусства.
5. Японцы привыкли работать сообща, в команде. Их основное качество – трудолюбие. Русские чаще всего, работают по команде. Любят полениться, «похалявничать». Это отражено даже в русском фольклоре: «скатерть-самобранка», «по щучьему веленью, по-моему хотенью» и т.д.
Россия – уникальная страна. Часть ее расположена на Западе, а другая часть – на Востоке. Возможен ли диалог с Востоком, в частности с Японией? Если что-то общее в культурных традициях Японии и России?
Начнем с истории. К середине XVII столетия Российская империя, присоединившая к себе уже большую часть Сибири, выходит к берегам Охотского моря. К этому времени относится первая встреча русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Денбей, то есть примерно в 1701 году Россия узнала о существовании такой страны как «Иапония». Денбей был доставлен в Москву и получил аудиенцию у Петра I, после которой в 1705 году Пётр приказал открыть в Санкт-Петербурге школу японского языка, а Денбея назначить её учителем. После этого на государственном уровне организовываются экспедиции по поиску морского пути в Японию, и в 1739 году корабли Шпанберга и Вальтона подошли к берегам провинций Рикудзэн и Ава. Полученные населением от русских серебряные монеты были доставлены в бакуфу, которое в свою очередь обратилось за консультацией к проживавшим в Японии голландцам. Те сообщили о месте чеканки данных монет, и таким образом Япония также узнала о существовании на севере от неё страны «Оросия» (Россия).
Со времен Петра I и Екатерины II было принято считать, что торговля с Японией принесет Российской империи значительную выгоду. Россия не предпринимала каких-либо серьезных действий в налаживании отношений до тех пор, пока Америка не предъявила Японии ультиматум и эти страны не заключили торговый договор. В итоге в 1855 году в городе Симода в ходе миссии российского вице-адмирала Е.В.Путятина был подписан договор, установивший межгосударственные отношения. Это был первый совместный официальный документ между Россией и Японией.
Повышенный интерес к Японии возник в конце XIX века. Из Европы пришла мода на все «японское»: чай, веера, косметика, кимоно. Даже поле поражения России в русско-японской войне в начале ХХ века интерес к Японии не угас. Это можно объяснить думы причинами: привлекательностью мифа об «экзотической», «сказочной» Японии и интересом к противнику. Стоит отметить и такой малоизвестный факт, что после Русско-японской войны в русском обществе, а особенно среди интеллигенции и деятелей искусства, появилось стремление к изучению «настоящей» Японии. Ряд институтов, например, Петербургский (Петербург), Лазаревский (Москва) и Восточный (Хабаровск) открыли отделения по изучению Японии. Интерес этот был довольно велик, и многие ученые проводили разносторонние исследования Японии, которые, к сожалению, не были донесены до масс.
Важно отметить, что интерес к Японии, «спрос» на нее в ХХ веке был практически постоянным, но проявлялся он в большей или меньшей степени. С приходом к власти большевиков, наша страна переживала огромную внутреннюю перестройку, перестройку морально-психологического плана. В таких условиях, конечно же, было сложно выглядывать за рамки собственного государства, обращать внимание на соседей. С формированием Советского Союза интерес был насильно направлен на союзные республики, их культуры с целью, прежде всего, снизить внутренние противоречия. После образования СССР, вплоть до конца Второй мировой войны, происходит спад интереса к Японии.
Новый всплеск интереса к стране «Восходящего солнца» начался в 60-е годы XX века. Развивались культурные связи между двумя странами, особенно в области литературы, балета и кинематографа.
В 1956 году Советская Россия восстановила дипломатические отношения с Японией. Расширилось и число источников информации об этой стране. Начался новый этап интереса к Японии. Постепенно советский человек, пусть и поверхностно, открывал для себя Японию. Начали демонстрировать японские фильмы, издавать в большем объеме японскую литературу, проводить японские художественные выставки, которые пользовались большим успехом.
После Токийской олимпиады 1964 года в СССР можно отметить японский «бум», интерес к японской борьбе и, в частности, каратэ. Интерес этот еще больше усилился после показа фильма Акира Куросава «Гений Дзюдо».
К моменту распада СССР интерес к Японии почти достиг апогея. Послабление было сделано еще во времена перестройки, уменьшалась цензура – это провоцировало рост интереса. И именно с начало 90-х годов ХХ века Россия переживает моду на Японию.
В начале XXI века возник устойчивый интерес к Японии в политической, экономической и культурной сфере. Появляется достоверная и качественная информация о культуре Японии, ее религии, традициях, обрядах. Более того, за последние двадцать лет на русский язык были переведены практически все произведения, составляющие золотой фонд японской литературы.
В своей работе я проанализирую некоторые особенности японской культуры и их проникновение в нашу, российскую культуру.
Рассмотрим строение музыкального ряда японской и русской музыки. Всем известно, что мелодичность русской песни построена на диатонике. Диатоника - музыкальный ряд, в основу которого положены тона и полутона в определенной последовательности.
Изучая в музыкальной школе тему «Древняя русская музыка», я узнала, что кроме диатоники, в нашем музыкальном фольклоре встречается и пентатоника. Это музыкальный лад, который состоит только из тонов.
Пентатоника распространена в японской и китайской музыке. Каждый тон этого лада имеет свое значение.
Древние медики лечили больных с помощью воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на определенные области человеческого организма.
Музыкотерапия получила широкое распространение и в России. По инициативе Владимира Михайловича Бехтерева в России в 1913г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. Специальные исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.
В Москве в 1997 г. создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ).
В г. Дзержинске музыкотерапия (лечение музыкой) используется как метод социальной реабилитации в Центре социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий «Витязь» (пер. Западный). С помощью музыки происходит воздействие на душевное состояние. У человека восстанавливается психическое здоровье, уходит депрессия. Человек, прошедший горячие точки может вернуться в общество здоровым и психически устойчивым.
Суть музыкальной психотерапии в рациональном применении средств музыкальной выразительности в психотерапевтических целях. При этом важнейшими такими средствами автор считает темп и лад в музыке. Музыкальное произведение выражает то или иное настроение (что и предопределяет его психотерапевтическое использование) в зависимости от темпа и лада его звучания. Основателем данного метода считается В.И. Петрушин. Он соотнес основные параметры музыки с эмоциональным состоянием человека и подобрал соответствующие музыкальные произведения классических композиторов разных стран (Приложение 3).
Японская поэзия - это поэзия, растущая из сердца, это поэзия чувств, проникновенной любви к родной природе, тонкого ощущения красоты окружающего мира.
Можно ли передать через русский язык мир востока, его необычность, его тайну? Японская поэзия - в русском слове! Возможно ли это? Две культуры, два языка, два мира...
Интерес к национальной поэзии Японской поэзии велик и сегодня. Японская поэзия завораживает и привлекает своей необычностью, удивительной простотой, причастностью к тайне бытия. Классическая японская поэзия – изысканно-тончайшие танка, причудливые и одновременно чеканные хокку… Это не Пушкин, не Тютчев и не Фет, но тоже ПОЭЗИЯ, и при том с большой буквы.
В начале XX века под влиянием японской поэзии появилась новая пятистрочная стихотворная форма - синквейн, которую эффективно используют учителя нашей школы в учебном процессе. В конце урока для систематизации знаний, учащимся предлагается написать синквейн: или по теме урока, или по каким-то ключевым понятиям. Вот мой синквейн по теме «Танка».
танка
печальный лирический
поёт грустит любит
Танка – душа скитальца.
Песня
Учителя МОУ СОШ №7 г. Дзержинска работают по специальным технологиям, которые способствуют развитию критического мышления школьников и формированию способности применять свои знания в нестандартных ситуациях. Одной из форм технологии «Развитие критического мышления» является синквейн. Это – удивительная пятистрочная форма японской поэзии, которая заставляет человека активизировать свои умственные способности. Синквейн требует от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, а, значит, материал усваивается и запоминается лучше. Да к тому же и форма подачи своего мнения весьма необычна и креативна.
Сегодня боевые искусства Востока привлекают к себе внимание многочисленных исследователей, последователей, поклонников и просто любопытных людей. Это, прежде всего, каратэ. Каратэ тесно связано с менталитетом Японии, то есть Кодексом чести самураев, «духом бусидо». «Бусидо» - это не только комплекс норм и правил, а целое мировоззрение, отношение к миру внешнему и внутреннему. Основные положения Кодекса самураев: преданность и честь. Честь высоко ценилась у русских всегда. «Береги честь смолоду,» - говорил отец главному герою повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Петруше Гриневу.
В нашем городе Дзержинске достаточно широко представлены виды Восточных единоборств: каратэ-до, ай-кидо, дзю-до, у-шу и т.д.
С пяти лет я посещала «Школу неуязвимых», где занималась каратэ-до и у-шу. Наш тренер Ипатов Андрей Вадимович учил нас не только разным приемам единоборства, но и воспитывал в нас силу воли и силу духа, целеустремленность, настойчивость, упорство. Занимаясь данным исследованием, я провела в «Школе неуязвимых» социологическое исследование «Мотивация молодежи, занимающейся восточными единоборствами» (Приложение 4).
Почему же сегодня так широко распространены по России секции восточных единоборств?
Человек не может жить одной мечтой,
Мечты заражают,
но даже помня об этом, люди продолжают
мечтать .
Аниме — японская анимация. Источниками для сюжета аниме чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры. Появилось аниме в конце ХХ веке.
В СССР показ анимации капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранных по идеологическим критериям фильмов, поэтому советский зритель был практически не знаком с японской анимацией. Первое знакомство российской аудитории с аниме состоялось в середине 90-х годов. По телевидению демонстрируется нестандартный для аудитории проект - «Сейлор Мун: Луна в матроске».
Чем же привлекает аниме? Прежде всего, аниме четко классифицируется по возрасту аудитории. Для детей 10-11 лет – кодомо-аниме, то есть экранизация сказок. Это и «Покемон», «Пчелка Майя», «Соник Икс».
Далее аниме ориентируется на аудиторию 12-18 лет, но подразделяется на аниме для юношей (сёнен-аниме) и для девушек (сёдзе-аниме). Это «Кенди-Кенди», «Наруто», «Унесенные призраками», «Ходячий замок».
Аниме-сериалы обладают ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом и служат не просто для развлечения. Популярными идеями являются: идея стойкости, нежелание сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека.
Основные жанры молодежного аниме:
Аниме ( японская анимация) популярна не только среди молодежи, но и взрослой аудитории. Основными жанрами аниме для взрослых являются: история, драма (но обязательно со счастливым концом) и, конечно же, комедия.
Современное поколение японцев фактически «выросло на аниме», оно формировало их мировоззрение с раннего детства. Теперь японская анимация дошла и до нас, люди открыли для себя совершенно новый вид мультипликации, отображающий восточный тип мышления, порой непонятный, но тем и привлекательный.
В России активно аниме начало распространяться в начале XXI века, так как большая часть аниме-сериалов обладает ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом и служит не просто для развлечения. Популярными идеями являются: идея стойкости, нежелание сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека.
В основном, аниме предназначено для подростков в возрасте 12-15 лет. А это возраст, когда психика наиболее восприимчива к внешним картинкам, а воображение помогает воссоздать необходимые образы. На основе этого искусства появилась новая субкультура - аниме (или анимешники).
Любое аниме проникнуто истинно японским духом и взглядом на вещи, поэтому многие представители этой субкультуры погружаются в историю Японии, понемногу изучают чужой язык. Это способствует взаимопониманию нового подрастающего поколения Японии и России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалог – это беседа, взаимный разговор, т.е. обмен мнениями. Без сознательного желания понять друг друга диалог немыслим, без взаимного обогащения он бессмысленен. Как говорят: «кому внимаешь, того и понимаешь». Успех диалога культур Японии и России зависит от того, насколько он отвечает интересам контактирующих людей и народов, их жизненному и историческому опыту.
Итак, Россия и Япония… Диалог или монолог? Ф. Тютчев в знаменитом четверостишии признается:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Диалог культур будет возможен только тогда , когда у нас будут знания на различных уровнях общения, ибо каждый народ, каждая нация имеет свой язык, свое лицо, свою душу, свой характер: «Какова страна, таков и обычай». Чтобы понять другой народ, его культуру, важно преодолеть привычку всё «мерить на свой аршин», подходить к другому народу со своими мерками.
Для того, чтобы войти в такой международный диалог, необходимо рассмотреть систему представлений, правила и нормы, присущие данной культуре. Затем нужно проанализировать, каким образом, под влиянием каких природных, климатических, социальных и исторических факторов эти нормы, правила и традиции сложились. Наконец, последнее звено – определение, как они взаимодействуют сегодня на человеческие, деловые отношения в условиях современного рынка.
«Мы живем в такое время, – пишет известный журналист Всеволод Овчинников в книге «Сакура и Дуб», – когда недостаточно лишь знакомства с зарубежными народами, когда требуется не просто знание, а понимание друг друга».
Рассмотрев элементы японского и российского менталитета, сравнив традиции двух наций, я выявила основные причины столь активного проникновения японской культуры в российскую современность.
Русский народ «устал» от потрясений, бурь, каких-то постоянных рывков. Он хочет немного притормозить, оглянуться вокруг, увидеть красоту природы, почувствовать атмосферу семьи и благополучия, хочет привести в равновесие себя и окружающий мир.
Сегодня высшей целью общества является развитие самого человека, личности с ее индивидуальными измерениями. Все должно быть направлено на то, чтобы больше и больше окружающих нас граждан отличались высокой культурой. Культуру не купишь, ей надо учиться всю жизнь. А нынешняя Россия открыта для дружеской беседы.
Пришло время диалога, т.е. разумного решения различных проблем, повысилась роль личности в обществе, заметнее стал человек. Пора уже вспомнить мудрые мысли Сократа, который говорил, что «в каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить». Важно понять простые истины: «Человек рожден для счастья, как птица для полета, а люди существуют друг для друга» (М. Аврелий).
Диалог культур – это проблема третьего тысячелетия, от решения которой зависит будущее всего человечества. Люди разных национальностей должны научиться находить общий язык, научиться вести конструктивный диалог: «Переводя ментальность одной культуры в термины и образы другой, люди и достигают понимания, превращая диалог в дружескую беседу, приятную и взаимополезную», – пишет Виталий Григорьевич Костомаров (русский филолог и языковед). В сущности, жизнь каждого человека – это диалог с самим собой, с обществом, со всем окружающим миром.
Библиографический список
Интернет-ресурсы:
-Аниме. http://www.sub-culture.ru/anime.php
-Аниме и Манга в России [Skatits 15.02.2009]. Pieejams: http://anime.dvdspecial.ru/Articles/what.shtml
-Виды и жанры аниме [Skatits 15.02.2009]. Pieejams: http://catalog.anime.dvdspecial.ru/genres.shtml
-Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
-Музыкотерапия в школе.
http://profotbor.ucoz.ru/publ/kak_borotsja_so_stressom/muzykoterapija_v_shkole/3-1-0-6
-Статьи о Японии [Skatits 20.02.2009] Pieejams:
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1051
-Cтатьи о Японии [Skatits 20.09.2009] Pieejams: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1325
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Основы культуры и мировоззрения Востока и Запада
Восток | Запад | |
Отношение к миру и себе | ||
Понимание устройства мироздания, человеческой природы, человеческого бытия | В основе мироздания – Божественная сила. Тип познания мира – духовно-созерцательный. Мир воспринимается как целостный. Окружающий мир воспринимается через эмоции. Человек Востока любуется веткой сакуры и садом из камней. Истину можно описать. Главные вопросы философии: Что? Как? | В центре мироздания сам человек. Тип познания мира – конкретно-прагматический. Человек Запада стремится к анализу, разложению целого на части. Истину можно доказать. Главный вопрос философии: Почему? |
Временная ориентация человеческого поведения | Ориентация на вечность. | Ориентация на будущее. |
Оценка познавательных возможностей человека | В мире есть тайны, которые невозможно понять, но их необходимо принять. | Всё в мире можно понять. |
Связь с природой, окружающим миром | Бережное, уважительное отношение к природе. Человек – часть природы. | Стремление подчинить и использовать природу. Человек – покоритель природы и истории. |
Отношение к жизни | ||
Взгляды и установки | Ориентация на бескомпромиссность. Обиды не прощаются (кровная месть). | Ориентация на компромисс, гибкость взглядов и отношений. |
Понимание счастья | Путь к счастью через подавление желаний, чувств, страстей. | Путь к счастью через реализацию своих возможностей. |
Манера поведения | Признание важности ритуала, традиций, условности, скрытность. | Простота поведения, манер, открытость. Порой даже бесцеремонность. |
Одежда | Сложная, многослойная, традиционная. | Практическая, удобная, престижная. |
Пища | Стремление к изысканной кухне, сохранению национальных традиций питания. | В повседневной жизни простая и быстро приготовленная пища. |
Приложение 2. Восток – Россия – Запад
Восток | РОССИЯ | Запад | |
Отношение к миру и себе | |||
Понимание устройства мироздания, человеческой природы, человеческого бытия | В основе мироздания – Божественная сила. Тип познания мира – духовно-созерцательный. Мир воспринимается как целостный. Окружающий мир воспринимается через эмоции. Человек Востока любуется веткой сакуры и садом из камней. Истину можно описать. Главные вопросы философии: Что? Как? | В связи с многонациональностью России взгляды на понимание устройства мироздания, человеческой природы и бытия двоякие. Но все же русские люди душевнее, эмоциональнее, чем европейцы. У русского человека более сильная связь с природой, чем у людей Запада. | В центре мироздания сам человек. Тип познания мира – конкретно-прагматический. Человек Запада стремится к анализу, разложению целого на части. Истину можно доказать. Главный вопрос философии: Почему? |
Оценка познавательных возможностей человека | В мире есть тайны, которые невозможно понять, но их необходимо принять. | Всё в мире можно понять. | |
Связь с природой, окружающим миром | Бережное, уважительное отношение к природе. Человек – часть природы. | В древности русские люди считали себя частью природы. Начиная с правления Петра I в период европеизации и модернизации отношение к природе меняется: человек – покоритель природы. | Стремление подчинить и использовать природу. Человек – покоритель природы и истории. |
Отношение к жизни | |||
Взгляды и установки | Ориентация на бескомпромиссность. Обиды не прощаются (кровная месть). | В сборнике законов «Русская правда» (XIв.) была узаконена кровная месть. Впоследствии это переродилось в дуэли. На дуэли можно было убить, и законом ты не будешь преследоваться. В середине XIX века дуэли были запрещены так же, как и на Западе. А сейчас идет ориентация на компромисс, гибкость взглядов и отношений. | Ориентация на компромисс, гибкость взглядов и отношений. |
Понимание счастья | Путь к счастью через подавление желаний, чувств, страстей. | Путь к счастью через реализацию своих возможностей. | |
Манера поведения | Признание важности ритуала, традиций, условности, скрытность. | Простота поведения, манер, открытость. Порой даже бесцеремонность. | |
Одежда | Сложная, многослойная, традиционная. | Практическая, удобная, престижная. | |
Пища | Стремление к изысканной кухне, сохранению национальных традиций питания. | В повседневной жизни простая и быстро приготовленная пища. |
Приложение 3.
Обобщённые характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние
Основные параметры музыки | Основное настроение | Литературные определения | Произведения |
Медленная Мажорная | спокойствие | Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, нежная, задумчивая | А. Бородин, Ноктюрн из Струнного квартета; Ф. Шопен, Ноктюрны Фа-мажор, Ре-бемоль мажор, Этюд Ми-мажор, крайние части; Ф. Шуберт «Аве Мария»; К. Сен-Санс «Лебедь»; С. Рахманинов, Концерт № 2 для ф-но с орк., начало II ч. |
Медленная минорная | печаль | Сумрачная, тоскливая, трагическая, унылая, скорбная | П. Чайковский, начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ, «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид» (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»); Ф. Шопен, Прелюдия до - минор, Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк, «Мелодия». |
Быстрая минорная | гнев | Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, злая, отчаянная | Ф. Шопен, Этюды №№ 12, 23, 24,Скерцо № 1, Прелюдии №№ 16, 24; А. Скрябин, Этюд № 6; П. Чайковский, Увертюра «Буря»; Р. Шуман, «Порыв»; Л. Бетховен, финалы сонат № 14, 23. |
Быстрая мажорная | радость | Праздничная, ликующая, бодрая, весёлая | Д. Шостакович, «Праздничная увертюра»; Ф. Лист, финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт, «Маленькая ночная серенада» (I и IV ч.); Л. Бетховен, финалы симфоний № 5, 6, 9. |
Приложение 4.
Социологическое исследование
«Мотивация молодежи, занимающейся восточными единоборствами»
Мотив | Юноши | Девушки |
Желание научиться защищаться | 96% | 73% |
Возможность приобрести уверенность в себе | 95% | 84% |
Возможность самоутвердиться | 86% | 82% |
Возможность физического совершенствования | 81% | 98% |
Желание быть в хорошей физической форме | 74% | 91% |
Экзотика Востока | 72% | 50% |
Возможность духовного совершенствования | 64% | 41% |
Возможность улучшить здоровье | 43% | 51% |
По результатам анкетирования можно сделать такие выводы:
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Развешиваем детские рисунки дома
Ласточка
Лиса-охотница
Есть в осени первоначальной...