Поставили перед собой задачу, выяснить, какова была роль детей в годы войны, в каких условиях жили и учились дети-сироты войны, что знают об этих детях современные подростки.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 531.5 КБ |
ОБЛАСТНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ПОИСК»
Казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр Детского творчества» Тарского муниципального района
Омской области
Сироты Великой Отечественной войны
1941-45гг.города Тары и Тарского района
Чащина Маргарита,
10 класс, НОУ «Дар»,
руководитель: Лина Галимшановна Карелина,
методист по учебно-исследовательской деятельности
Тара 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Раздел I ДЕТИ ВМЕСТО ОТЦОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ 1941-45гг……………5
Раздел II. ДЕТИ- СИРОТЫ ВОЙНЫ В ТАРСКОМ РАЙОНЕ………………9
2.1. Дети – сироты войны в Тарском районе. Воспоминания……………….9
2.2. Работа организации “Сироты Великой Отечественной войны” в Тарском районе……………………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………24
ВВЕДЕНИЕ
Мы жизнью избалованы не были,
Сыны и дочери погибших на войне…
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.
Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства. Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, многие из них отдали свои жизни ради Победы и они так были похожи на нас.
Как же жили тогда, дети войны? Что выпало на их долю? Нам захотелось узнать об этом и составить цельное впечатление о детях военной и послевоенной поры.
Поставили перед собой задачу, выяснить, какова была роль детей в годы войны, в каких условиях жили и учились дети-сироты войны, что знают об этих детях современные подростки.
Для этого определила пути достижения поставленной цели.
Мы провели опрос среди сверстников, обучающихся 10-11 классов Тарских школ. В опросе участвовало 68 человек.
Получилось что:
1. 86 % волнует проблема войн и участие в них детей.
2. 9 % знают об общественной организации «Сироты Великой отечественной войны».
3. 26% назвали имена сверстников – участников ВОВ
4. 14% привели примеры помощи детьми фронту.
5. 19% знают о том, как жили ровесники во время войны.
6. 56% считают, что государство недостаточно помогает детям – сиротам войны.
Из диаграммы видно, что 91% моих сверстников не знают о существовании общественной организации «Сироты Великой отечественной войны» и об её деятельности. 74% учащихся не назвали героев – сверстников участников ВОВ.
Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы. Тема действительно актуальна. Никто ранее в Тарском районе не занимался этим вопросом, ни в архивах, ни в музее, ни центральной библиотеке нет материалов о жизни детей-сирот войны. Поэтому и была проведена нами эта работа.
Предмет исследования – документы, подтверждающие факты сиротства и воспоминания детей – сирот.
Источниками исследования явились:
Методы исследования:
В процессе работы был собран большой материал о жизни детей-сирот в годы войны и послевоенное время. Издан сборник воспоминаний, документов «Я родом не из детства,…из войны». Состоялась его презентация. Создана познавательная мультимедийная презентация в программе Power Point.
Своей работой мы хотели показать события Великой Отечественной войны глазами сирот. Они вспоминали, а мы записывали. Это были рассказы о собственной жизни – борьбе за выживание. Ведь нужно было обладать истинным мужеством, чтобы сквозь страшное военное лихолетье пробить дорогу из тяжёлого детства в большую взрослую жизнь.
Суровое военное время, голод, холод, гибель отцов на полях сражений – дети сороковых взрослели быстро, трудились наравне со взрослыми. Война ворвалась в жизнь внезапно, детям, потерявшим родителей, было вдвойне тяжело. Приходилось преодолевать не только разруху и неустроенность жизни, но и находить внутреннюю опору в самих себе.
Сироты Великой Отечественной войны выросли достойными людьми. Однако время идёт. И сейчас их уже немного. Мы будем помнить о подвиге тех детей. О подвиге их отцов и матерей. Поэтому так важно фиксировать жизненный опыт поколения Победы в документальных книгах и фильмах. Ведь наша общая история складывается из истории жизни каждого человека.
I ДЕТИ ВМЕСТО ОТЦОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ 1941-45гг.
Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать людям, находящимся в тылу, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники городов, сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.
Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них, в первые дни войны, активно включались в работу на полях и фермах. «В колхозе «Заря революции» на вспашке зяби работают подростки. Норму выполняют с честью. Валя Шаев, Миша Подковырин, Ваня Лопуха вспахивают по 0,95 га. в день. Качество хорошее…».[12]
8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил Всесоюзный пионерский воскресник “Пионеры - фронту”. В нём участвовало 2,5 млн. пионеров и школьников. Они заготовили около 75 тыс. кубометров дров для семей фронтовиков, собрали 4268,1 т. металлолома, 355,4 т. дикорастущих и лекарственных растений, 2719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т. овощей, утеплили 565школ, 172 скотных двора, отгрузили 297 т. угля, 63 т. торфа, очистили от снега 29 тыс. км. железнодорожных путей. [2]
В каких только работах не участвовали школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, проверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. «После уроков школьники села Мартюшево уходили в поле, вязали лён, работали на лесозаготовках наравне со взрослыми. 14-15 летние подростки навязывали в сутки по 1000 снопов. Жили и работали на сенокосах…» [13]
Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна. Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в “красных обозах”. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240784 т.[1]
Война прошлась по судьбам не только взрослых, но и детей. Моя бабушка, также как и все те, о которых мы рассказываем, жила в Сибири, в Омской области. Их отцы с 1941 года были на фронтах Великой Отечественной войны. Сибирь далеко от фронта, не так страшно, как детям “под немцами”, но и им было страшно за своих отцов, которые воевали с фашистами, да и голодно было. Поэтому дети пытались помочь своим матерям – летом собирали грибы, ягоды, которые сушили, как лепёшки, а зимой размачивали в горячей воде. Весной рвали лебеду, из которой варили суп. По воспоминаниям детей-сирот мы узнали, что военный хлеб был совсем не похож на наш современный хлеб, в нем в лучшем случае преобладала картошка, а то и наполовину овсяная шелуха и отруби.
Много дел было у ребятишек военной поры: кроме собственного огорода, работали на колхозном поле – помогали не только семье, но и фронту. А еще осенью им удавалось тайком собирать колоски в поле, оставшиеся после жатвы.
Опасность, нависшая над Родиной, глубоко запала в душу каждому советскому человеку. Люди жили под лозунгом: «Всё для фронта, всё для Победы!». Недоедая и недосыпая, оплакивая родных и близких, погибших на фронте, труженики Тары и района отдавали все свои силы энергию на то, что бы дать воюющим солдатам оружие, продовольствие и одежду. Взрослые и дети собирали и отправляли на фронт теплую одежду и обувь. Девочки вязали варежки, свитера, носки, мальчики занимались ремонтом обуви. Так в 1943 году было отправлено 2500 пар рукавиц, 1000 пар носков, 200 полушубков, райпромкомбинат изготовил и отправил в армию 200пар валенок.[8]
Одним из патриотических движений в те дни были различные взносы в фонд обороны страны, усиление её боевой мощи. Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно – Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их воинам действующей армии.
Когда в стране развернулось движение за создание танковых колонн, пионеры городов и сёл задумались, а какое участие в нём они могут принять. Появилось много различных инициатив. Состоялись собрания и линейки пионеров, на которых пионеры брали обязательства активнее включаться в сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав. В сельских школах – работать в звеньях и бригадах и все заработанные деньги перечислить на счёт танка “Малютка”.[8]
Патриотическое движение пионеров и школьников, по сбору средств для строительства танков и танковых колонн, охватило все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники страны собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей.[10]
«В грозные годы войны пионеры и школьники Омской области много трудились, помогая фронту. Они организовывали тимуровские команды, помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, заготавливали сухие овощи, собирали деньги в фонд обороны страны, посылали на фронт посылки и делали ещё много полезных и нужных дел. За годы войны пионеры и школьники заработали 9118000 трудодней. Многие школы были награждены знаменами ЦК ВЛКСМ. Среди них школа совхоза «Элита», Иссилькульская, Кутузовская, Седельниковская, Тарская, Нижне-Омская и Черлакская, 138 железнодорожная школа. За 4 года войны юные омичи собрали на вооружение для Красной Армии 2800000 рублей. Из них 179 тысяч на строительство танка «Малютка», 96 тысяч на эскадрилью «Омский школьник», 45 тысяч на танковую колонну «Пионер», на фронт отправили 17 тысяч посылок, собрали 8 тысяч тонн металлолома».[9]
Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. В 1942 году пионеры и школьники Тарского района клеили конверты, изготавливали носовые платки и любовно вышитые кисеты для табака [8].
В 1944 году ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный смотр технического творчества пионеров и школьников. Этот смотр сыграл большую роль в изготовлении подарков для воинов. В результате, руками пионеров и школьников, были изготовлены различные изделия, значительная часть из которых была отправлена в качестве подарков в действующую армию. Нетрудно представить, какую радость они доставляли воинам – фронтовикам. [6]
Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам – фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые, своими маленькими ручонками, готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.
Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в “фонд раненому воину”.
II. ДЕТИ – СИРОТЫ ВОЙНЫ В ТАРСКОМ РАЙОНЕ
2.1. ДЕТИ – СИРОТЫ ВОЙНЫ В ТАРСКОМ РАЙОНЕ. ВОСПОМИНАНИЯ.
«Здравствуй дорогой папа! Сегодня папа мы получили от тебя письмо и карточку. У нас папа сейчас летние каникулы. Папа я все экзамены сдала, но аттестата ещё не дали. Сейчас папа я пасу корову на поляне около кладбища, потому пасу, что она стельная и ей не переплыть через реку, сейчас наш табун гоняют через реку. Сегодня мама и тетя Леля пошли в деревню менять картошку, потому что у нас нечего садить. Мы посадили все овощи и полведра картошки. Папа приезжай, нам будет легче жить. Мы живем тяжело. Бабушка хочет уезжать опять, и ей надо на дорогу денег. А у нас денег нету. Сегодня даже не было денег выкупить хлеб, занимали у соседей по копеечке. Ну, пока, всего хорошего. Целую Галина. Приезжай папа домой».
Такие строчки можно было прочитать почти в каждом из детских писем на фронт. Но это письмо вернулось обратно. Отец девочки не вернулся с войны. Он погиб.
Погибли отцы тех, о ком мы хотим рассказать. Это сыновья и дочери солдат отдавших свою жизнь за счастливое будущее всех детей на Земле. Их объединяет не только общая история, но и общая боль, общая радость и похожие судьбы.
«Я родом не из детства, ... из войны». Так называется сборник, куда вошли воспоминания детей - сирот войны, изданный в Центре детского творчества, благодаря большой работе, которую проделали воспитанники из детских объединений вместе с нашими педагогами.
Детство - светлое и радостное, было у детей довоенного времени - живых, веселых, озорных. В их жизни было много чудесного: рыбалки, ночевки у костра, увлечения, туристические походы, отдых в пионерских лагерях. Весело и радостно начиналось лето 1941 года.
Все оборвалось 22 июня, когда прозвучало страшное слово - война.
(Из восп. Грушенко Николая Ильича.) В этот день все мужское население собралось в колхозной конторе, женщины собирались группами, что-то говорили и плакали. Лица у всех посуровели. Молодые парни боялись, что не успеют добраться до фронта, как закончится война. Ровно через два месяца были проводы старших возрастов, где был и наш отец. В день отъезда за деревней собрались все жители. Проводы были тяжелые. Повсюду слышался плач, плакали матери, жены, дети.
Простившись, мобилизованные сели на телегу и поехали на призывной пункт в районный военкомат. Мы стояли на дороге, и долго махали руками, пока повозка не скрылась из вида. Это расставание запомнилось на всю жизнь, т.к. отца больше мы не видели.
(Из восп. Кулишкиной Анны Макаровны) В 1941 году нашего отца забрали на фронт. Помню, как отца увозили на телеге в д. Верхняя Боклянка, там был сборный пункт. Мама поехала провожать папу, а мы с братом бежали за телегой и плакали, не совсем понимая, куда уезжают наши родители.
Война обрушилась внезапно. Слова «смерть» и «голод» были постоянно на устах не только взрослых, но и детей, ставших сейчас бабушками и дедушками. Когда они рассказывают нам о своем военном детстве, становится нестерпимо больно за то, что они испытали.
(Из воспоминания Лины Ивановны Маран). Старшая сестра тоже работала с мамой в колхозе, а Лина оставалась дома одна, есть было нечего. Когда не могла дождаться маму с работы, сосала соль и запивала водой. Была своя корова, но молоко все сдавали в колхоз. В шесть лет сама доила корову, не могла дождаться маму с работы, но могла выдоить только половину молока.
С первых дней желание хоть чем-нибудь помочь фронту было огромным. Дети и женщины вязали для бойцов теплые варежки, шили кисеты. Летом и осенью дети работали на полях, сеяли и убирали хлеб, ухаживали за скотом. Но знали бы вы, как они работали! Уставали, очень, но видел ли кто-нибудь их слезы?..
(Из восп. Зерновой Нины Федоровны) Когда мать уходила на работу мы с братом Николаем ходили на торфяные болота, чтобы нарвать травы корове. Болота охранялись сторожем. Иногда он отбирал у нас мешок с травой. Нам было очень обидно.
Семья была большая, одеть было нечего, поэтому с 10 лет (Соня) Софья Васильевна Комылина начала трудовую деятельность. Работала на ферме пояркой, потом дояркой.
А после работы многие из них учились. Было холодно, учились в неотапливаемых классах, в чернильницах застывали чернила. Тетрадей не было, писали между строчек в книгах и газетах.
(Из восп. Дербенева Александра Тимофеевича) В первом классе не на чем было писать, в классе писали на бересте.
(Из восп. Зерновой Нины Федоровны) Писали на газетах. За отличную учебу меня награждали подарками, давали 3 карандаша и 2 тетради.
(Из восп. Бизяева Зиновия Романовича) Писать приходилось на старых газетах свекольным соком, а с 1943 года для контрольных работ выдавали тетради: одну в линейку, другую в клетку
А война все не кончалась. И как тяжелы были те минуты, когда родные и близкие провожали на фронт своих родных. Что принесет война? Вернется ли их самый дорогой человек живым и здоровым? Никто не мог тогда ответить на эти вопросы. Горестные предчувствия терзали сердца.
(Из восп. Юрьева Анатолия Ионыча) В ту пору мне было всего полтора года. Провожая отца, никто из нас тогда даже не мог подумать, что видим мы его в последний раз. Отец уходил навсегда от нас, от пьянящего запаха лесных полян, березовых рощ, цветущей черемухи.
На передовой шли ожесточенные бои, а в тылу ждали вестей с фронта - скромных маленьких треугольников. Письма, приходившие с передовой, зачитывались вслух всем родственникам, друзьям и близким. Их знали наизусть. Пересказывали даже незнакомым. Но чаще всего приходили похоронки.
(Из восп Синдеевой Нины Алексеевны) В 1942 году пришла похоронка. Когда почтальон принес похоронку, мама стояла на лестнице, когда прочла у нее подкосились ноги и она упала.
Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым. А ведь тогда было все по-другому...
(Из восп. Дербенева Александра Тимофеевича) Мыла не было, из кишок скотины варили самодельное мыло. Из золы делали щелок для мытья и стирки. Баню топили по-черному. Бабушка ткала холсты, потом выносила на мороз отбеливала и шила одежду. Выменивали картошку на одежду. Картошки садили больше 30 соток. Еще садили капусту, брюкву, морковь, турнепс. Из турнепса и муки пекли хлеб.
(Из восп. Кулишкиной Анны Макаровны) Мы с братом ходили в школу поочереди, потому что полуботинки у нас были одни на двоих. Когда снег весной растает, я бежала по проталинам босиком до школы.
Война - это страшное слово... Оно звучит как выстрел, и навсегда врезаются в память события тех дней, когда вместе с этим словом в каждый дом пришла беда. И пусть тебе всего еще шесть лет, но ты запомнил, как все это было...
(Из рассказов Бизяева Зиновия Романовича) Самой страшной была зима 1941-42 года, весной варили и ели суп из лебеды и крапивы. Сами себе мастерили деревянные подошвы для обуви. Мужчин не было вообще, одни старики, женщины и дети. Мы, ребятишки, помогали, чем могли: резали торф для топлива, садили картошку. Мама сшила мне штаны из обыкновенного мешка.
Война искалечила тысячи детских судеб. Многие, потеряв родителей, остались сиротами.
Полковниковой Евдокие Константиновне было 14 лет, когда умерла мать и погиб отец. У нее на руках осталось семь детей – четыре брата и три сестры. Чтобы прокормить их, Евдокия много работала, и иногда не спала. Из-за работы она бросила учебу, занималась хозяйством. Сама научилась писать. Работала на косилках, жала рожь, корчевала, пахала, боронила. Днем снопы вязала, а ночью скирдовала. В Тару на лошадях возила зерно, муку. Летом косила сено косой, метала стога вручную. Силос в траншею закладывала, конюхом работала, телят поила, дрова возила. Через Иртыш возила на лодке почту. 16 июня 1945 года Евдокие Константиновне вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее воспоминаниями, они никогда не смогут забыть её.
(Из восп. Зерновой Нины Федоровны) Когда еды не хватало мы с мамой выбирали из-под снега мерзлую картошку и пекли из нее лепешки. За хлебом приходилось стоять в очереди по 3 дня. Когда пришла похоронка, стали давать 1 раз в месяц продуктовый паек (сахар, шоколад, хлеб).
(Из рассказа Бизяева Зиновия Романовича) С 1944 года стали выдавать карточки, по ним можно было в магазине купить хлеб, селедку, мыло.
(Из рассказа Зюськиной Пелагеи Тимофеевны) Очень трудно было с обувью. Валенки были только у старших детей и у мамы. Сапог не было. Из свиной кожи мама сама делала «поршки», это как подошва, которая шнурками удерживалась на ногах. Такая «обувь» сильно промокала. Иногда мама ездила в город (в Тару), чтобы обменять продукты на керосин, соль. Привозила детям конфеты – «голышки» граммов 200.
(Из восп. Ильиной Любови Андреевны) Одеть было нечего, сапоги резиновые носили по очереди.
Очень трудно вспоминать о событиях того страшного времени, о военном детстве, тяжело говорить о них, но, тем не менее, об этом надо писать, об этом надо рассказывать тем, кто не знает ужасов войны, чтобы все это не повторилось вновь.
(Из восп. Лавровой Нины Ильиничны) Платья носила домотканые, материал для них бабушка ткала. Ткань красили корой. Штаны тоже сами шили холщовые. Школу Нина Ильинична закончила в 20 лет, потому что иногда не училась, так как нечего было одеть и не в чем было ходить.
(Из восп. Макшеева Александра Ефимовича) С 1 класса мы работали в колхозе: пололи хлеб, дергали лен, кору деревьев для кожевенных заводов. На все лето уезжали на покосы, и только на выходные приезжали домой, а там опять работа. Для колхоза нужно было заготовить 25 кубометров дров, а тогда уж и для себя разрешали заготовить 12 кубометров.
Участие каждого человека стало важным для победы - солдат, которые шли в бой, родных, которые их ждали и чья любовь придавала сил в тяжелые минуты отчаяния. И она пришла, долгожданная Победа весной 45 года. У подруг и друзей возвращались отцы с фронта. А у этих детей не было отцов.
(Из восп. Поповой Веры Григорьевны) Я всегда очень хотела иметь отца, представляла, что он вот-вот вернётся домой. Даже, воображая, ощущала прикосновение его шинели к моей щеке. Но он не вернулся. Я его так и не увидела. (Её отец Королев Григорий Сергеевич погиб в декабре 1941 года, Вера родилась в январе 1942).
Поэтому в этот день, дети, рыдали от горя и радости. И в дни торжеств и чествований ветеранов войны у этих детей щемило и болело сердце, а в ушах звучало «А чем хуже наши отцы, которые первыми прокладывали дорогу, налаживали связь, погибали, освобождая города и села нашей Родины? Ведь кто-то должен был идти первым под вражеские пули и оставаться навечно в Донских степях, болотах Ленинграда и Брянских лесах. О них осталась лишь запись в Книге Памяти».
Кто сумеет объяснить нам, где же таятся истоки этого беспримерного мужества? Чем измерить горе женщин потерявших мужей, братьев, сынов? Как заглушить страдания детей оставшихся без отца?
Короткое, но емкое слово «война» – это смерть, слезы, разлука, сраженный свинцом солдат, лежащий на исковерканной взрывами земле, горящие села и города, поседевшая от горя чья-то мать, толпы бредущих в неизвестность беженцев. К счастью, нам этого не пришлось испытать, но книги и кинофильмы, посвященные Великой Отечественной войне, донесли до наших дней дух сурового времени, боль и отчаяние людей, потерявших родных и близких. Хотя гибель на полях сражений сотен тысяч бойцов можно оправдать необходимостью защищать от врага свою Родину, но все равно, ни разум, ни сердце никогда не смирятся с жестокостью войны.
И только стоя у Вечного огня, понимаешь, как невыносимо тяжелы были для советских людей те 1418 страшных военных дней и ночей. Ведь каждую минуту, как на фронте, так и в тылу из жизни уходили тысячи людей, разбивались самые светлые мечты. В нашей стране, пожалуй, не найти ни одной семьи, не потерявшей во время войны кого-нибудь из родственников.
(Из восп. Сабаевой Ливии Андреевны). Мой отец был ранен в бою у д.Веретейки, Новгородской области Половского района, умер в госпитале от тяжёлых ран, похоронен на военном кладбище. По архивным документам, в том бою погибло столько наших солдат, что на 1 квадратном метре лежало по 17 человек, похоронены они в братской могиле.
Девятого мая! Во всех уголках нашей страны у Вечного огня застынут в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное отцами детей – сирот в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии.
Вечный огонь! Его пламени не осушить горьких вдовьих и материнских слез, пролитых долгими бессонными ночами над «похоронками»; слез сирот, у которых война отняла детство и заставила рано повзрослеть. Их скорбные глаза, отражаясь в Священном пламени, словно требуют от всех ответа за совершаемое сейчас в мире зло. В траурных звуках музыки, напоминающих живым о том, какой ценой была завоевана победа, слышатся доносящиеся до нас сквозь время их голоса. [2]
Годы шли и дети войны, подрастая и отдавая дань старшему поколению, вместе с матерями помогали возрождать жизнь, восстанавливать города и села, поднимать промышленность, науку, культуру, растить следующее поколение, умножать благосостояние страны, помогать своим детям, растить внуков и правнуков.
День Победы - Великий праздник нашей страны. Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб, защищая мир от фашизма. В память о них воздвигнуты мемориалы славы, обелиски, на братских могилах не увядают цветы. В День Победы у памятников павшим воинам пройдут торжественные линейки памяти, митинги. На них приглашены ветераны войны, которые будут встречать друг друга со слезами на глазах, будут вспоминать те страшные огненные годы, боль, страдания и голод, выпавшие на их долю.
Но, мы не должны забывать, что среди всех поколений - дети войны - поколение особое. Вместе со взрослыми они несли тяготы войны. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедств. Им не поставлены памятники, многих из них уже нет в живых, но именно их детские, горячие сердца согревали души отцов, уходящих в последний бой, их маленькие слабые руки дергали пшеницу, жали хлеб, вязали снопы, приближая Великую Победу в мае 1945 года. И пусть наша память об этом будет достойным памятником детям – сиротам войны.
2.2. РАБОТА ТАРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СИРОТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Организация «Сироты Великой Отечественной войны» создана 11 октября 2005 года. Совет организации возглавляют 14 человек. Первым организатором и Председателем Тарского районного Совета общественной организации «Сироты Великой Отечественной войны» был Макшеев Александр Ефимович, затем - Ливия Андреевна Сабаева, сейчас Совет возглавляет Николай Ильич Грушенко, заместитель - Макшеев Александр Ефимович. Строка из песни может стать лозунгом организации “На земле жили-прожили мы не зря”.
Каждый четверг месяца проходят встречи и заседания Совета. Своего помещения у организации нет, поэтому все мероприятия и заседания проходят в небольшом кабинете Центра детского творчества. Оформлен красочный стенд о жизни и деятельности организации. По решению Совета с января 2011года с членов общества взносы не собираются.
У Тарской общественной организации «Сироты Великой Отечественной войны» есть план, по которому идёт работа. Главной задачей комитета является помощь пенсионерам и инвалидам. Комитет ставит не учёт репрессированных, инвалидов, детей – сирот войны. Проводят совместные праздники, беседы “Школа здоровья”, устраивают круглые столы. Организовывают профилактические мероприятия по оздоровлению участников организации. Весной ездят на кладбище, убирают заброшенные могилы.
Ежегодно проводятся отчётные конференции, где общественная организация «Сироты Великой Отечественной войны» предоставляет сведения о проделанной работе за год. 2 февраля 2012 года состоялась очередная отчетная конференция. Ведется работа по выявлению неучтенных сирот Великой Отечественной войны в районе. Продолжается работа по приему граждан по различным вопросам: прием в члены организации, поиск погибших и пропавших без вести родителей, оказание помощи по запросам в различные организации о судьбе родственников и другим вопросам.
В связи с выступлением Губернатора Омской области Л.К.Полежаева на Законодательном Собрании о возможной помощи сиротам ВОВ в 2012году из бюджета области, число лиц данной категории, резко возросло.
Для поддержания общественной организации в финансовом отношении обращались в Администрацию и Управление соцзащиты Тарского района, к Министру труда и соцзащиты Афанасьеву А.А., областной Совет Общества «Сироты ВОВ», к руководителям предприятий и предпринимателям. Везде один ответ – нет средств, хотя Афанасьев А.А. сообщил, что в наш адрес деньги отпускаются через областное общество. Было написано и разослано обращение ко всем главам Городского и Сельских поселений об оказании помощи Сиротам ВОВ проживающим в их поселениях, а также по выявлению лиц, не состоящих на учете в районном обществе.
Обращались к Губернатору Омской области об оказании помощи Сиротам ВОВ по примеру Новосибирской и других областей. Встречались с депутатом Государственной думы РФ Мизулиной Е.Б. о ходатайстве перед Госдумой, о присвоении статуса «Сироты Великой Отечественной войны». Обращались непосредственно в Госдуму по присвоению статуса. От комиссии по льготам пришел ответ – нет средств.
Принимали участие при заслушивании в Администрации Главного врача Тарской центральной районной больницы по обслуживанию населения. Принимают активное участие на встречах, проводимых обществом инвалидов, т.к. большая часть инвалидов являются сиротами Великой Отечественной войны. Проводились встречи с руководством Управления соцзащиты, Администрацией Тарского района, Управлением пенсионного фонда РФ, с руководством Центра социального обслуживания «Надежда» и другими общественными работниками.
Совет держит тесную связь с Советом Ветеранов Великой Отечественной войны, тружениками тыла и правоохранительными органами, совместно проводит праздники первых паспортов для учащихся школ, встречи в школьном музее клуба «Поиск», принимали участие в мероприятиях по выборам областного председателя ветеранов Великой Отечественной войны Колиниченко Н.И. Принимали участие 22 июня в закладке «Капсулы будущим поколениям» у подножья памятника Солдата Победителя. В памятные даты изготавливают и возлагают гирлянды к подножью памятника. Выступают на митингах. Были организованы выступления по телевидению – одно на митинге, посвященное Дню памяти и скорби, два интервью на дому у сирот войны. Поздравляют сирот Великой Отечественной войны через газету в честь Дня Победы 9 мая.
По ходатайству перед Администрацией района о поощрении активных общественных работников шесть человек были награждены благодарственными письмами Главы Администрации в честь дня Победы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.
Мы постарались осветить наиболее важные аспекты темы. Попробовали показать большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказать, почему они это делали. Перед нами, как в строю, прошли лица детей, вставших в силу сложившихся обстоятельств на защиту своей Родины. Это они делали исключительно добровольно, никто их не понуждал. Гордость испытываешь за них. Как не восхищаться теми, кто в 10 – 15 лет работал на полях, в цехах заводов, на фермах.
Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы. В документальных свидетельствах отражены лучшие качества подрастающего поколения, раскрыты его стремления и желания ни в чём не уступать взрослым, дедам, отцам, матерям, старшим братьям сёстрам, в их борьбе с фашизмом и на фронте и в тылу.
Многие примеры свидетельствуют о высоком патриотизме нашего народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Мы убеждены: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё нового поколения, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.
Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
Мы собрали большой материал о детях-сиротах войны: письма, документы. И получилась небольшая книга. Но одна книга, даже самая объемная не может вместить в себя богатейшую историю нашего народа, победившего фашизм.
Дети войны – это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. Необходимо с привлечением архивного материала и свидетельств очевидцев составить летопись “Дети – сироты войны” Важно, чтобы через СМИ донести до людей информацию о деятельности организации «Сироты Великой Отечественной войны» в Тарском районе, о её целях и задачах.
В процессе изучения информации о детях-сиротах войны и информационных компьютерных технологий нами была создана интересная, красочная и познавательная презентация. Эта работа предназначена для демонстрации на внепрограммных занятиях в школе, а также позволит пополнить кругозор школьников полезной информацией.
С годами многое стирается из памяти. Но отдаленная временем жизнь не удаляется от сердца, а с годами становится все ближе и дороже. Это чувство, живет в самом человеке. И нам кажется, пока живо это чувство, не прервется связь времен и поколений.
Сироты встретили День Победы со слезами на глазах, он стал Днем Памяти о родных, не вернувшихся с фронта. Нужно относится с заботой и вниманием к сиротам, они заслуживают такого же уважения от государства, как и ветераны войны. Ведь их родители отдали для Победы – жизнь.
Спасибо им – детям войны, за то, что они поделились с нами своими горестными воспоминаниями далекого военного детства, за то, что они продолжают своей жизнью воспитывать подрастающее поколение. Их знания, опыт и мудрость помогают нам молодым осознать свою причастность за судьбу своего родного края, своей Родины.
Это удивительные люди - дети войны! Они проявили великое мужество и стойкость, помогая своим отцам отстоять родную землю, выстояли, пройдя через все испытания, с честью пронесли свою тяжелую недетскую ношу, мужественно и стойко. Это они, вместе со всеми прошагали до Берлина, трудом своим, добывая Победу!
Мы гордимся, что такие люди есть в нашем городе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
Приложение 2.
Список детей – сирот войны 1941-45 гг. вошедших в сборник
Приложение 3.
Дети – сироты войны 1941-45 гг. не вошедшие в сборник
№ | Ф.И.О. | Адрес проживания | № тел. |
Агапова Галина Васильевна | ул. Мира 34, кв.31 | 20192 | |
Быкова Галина Прокопьевна | ул. Колонтай 20, кв. 15 | 22002 | |
Васильева Надежда Михайловна | Транспортная 45, кв.2 | нет | |
Петрашова Тамара Филимоновна | (Воронина) Советская 44, кв. 2 | нет | |
Вяткин Владимир Ефимович | ул. Лермонтова 6, кв. 43 | 23544 | |
Вяткина Галина Петровна | ул. Лермонтова 6 кв.43 | 23544 | |
Глучикова Валентина Ивановна | |||
Голубова Зинаида Ивановна | 4-я Линия, 23 | нет | |
Дудкова Екатерина Ивановна | 1-я Линия, 2 | нет | |
Емельянова Павлина Тимофеевна | ул. Березовая 1/2 | 23405 | |
Ильиных Прасковья Александровна | Ленина 93, кв. 77 | 20664 | |
Касьянова Светлана Николаевна | 5 Армия, 147 | 20293 | |
Кемер Александр Константинович | ул. 2-я Сосновая | нет | |
Ковалёва Варвара Николаевна | ул. Спартаковская 29 «А» кв.16 | 23369 | |
Кондратенко Наталья Арсентьевна | ул. Кирова 73 | 22206 | |
Корх Галина Понкратьевна | ул. Черемуховая 3 кв.14 | нет | |
Круглов Виктор Михайлович | Ленина 107, кв. 22 | 20506 | |
Машинская Екатерина Ивановна | 11 Линия, 1 | 20270 | |
Моисеева Елена Артамоновна | ул. Александровская 103, кв.11 | нет | |
Молчанова Александра Ивановна | Гвардейская,45 | нет | |
Молчанова Кафия Шаймартановна | ул. Лермонтова 6 кв.27 | нет | |
Морогов Леонид Кузьмич | ул.Березовая | 21992 | |
Мулярчик Николай Иванович | ул. Кузнечная, 74 | 21576 | |
Нестеренко Анатолий Иванович | Кирова, 35 | нет | |
Ольшанская Валентина Петровна | Сельскохозяйственная,35 кв. 18 | 28629 | |
Павлыгин Николай Григорьевич | ул. Ленина 93 кв.25 | 21952 | |
Павлыгина Тамара Ивановна | ул. Ленина 93 кв.25 | 21952 | |
Пенькова Валентина Васильевна | Александровская 105, кв.14 | нет | |
Перова Мария Яковлевна | Ленина 100, кв. 5 | 20067 | |
Полецкая Капиталина Андреевна | Лермонтовский переулок 18 | 20729 | |
Прокопьев Владимир Ильич | 40 лет ВЛКСМ, 30 кв.31 | 20352 | |
Самсонина Нина Даниловна | ул. Дзержинского 72 | 23019 | |
Сапегина Анна Трофимовна | Коммунальная, 13 | нет | |
Терещенко Мария Ивановна | Транспортная 20 «Б» кв.2 | 22608 | |
Чернова Феаксинья Григорьевна | Красноармейская, 69, кв.5 | 23877 | |
Павлов Виктор Емельянович | |||
Русинова Валентина Михайловна |
Приложение 4.
Список
Совета общественной организации Тарского района
«Сироты Великой Отечественной войны»
Грушенко Николай Ильич – Председатель Совета
Макшеев Александр Ефимович – заместитель Председателя
Алферова Альбина Семеновна
Лайкова Галина Ивановна
Линд Валентина Агеевна
Маран Лина Ивановна
Рябова Валентина Ивановна
Русинова Валентина Михайловна
Сабаева Ливия Андреевна
Юрьев Анатолий Ионович
Список
контрольно-ревизионной комиссии
Павлов Виктор Емельянович
Никифорова Вера Ефимовна
Тимофеева Мария Евдокимовна
"Портрет". Н.В. Гоголь
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Дерево в снегу
Упрямый зяблик