Посещая художественную школу, на уроках истории искусства я натолкнулась на интересные страницы биографии выдающегося флорентийского художника Леонардо да Винчи, из которых узнала, что он кроме наук и искусства увлекался литературным творчеством. Я нашла эти произведения и, прочитав их, обнаружила, что они очень похожи на басни великого русского писателя И.А.Крылова. Они имеют одинаковых героев и, на первый взгляд, сюжет. Но во всём ли они так схожи или имеют существенное различие? На этот вопрос я и постаралась ответить в ходе своего исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
burceva_n._sravnitelnaya_harakteristika_basen_i_pritch.doc | 51 КБ |
burceva_n._krylov_i_leonardo_da_vinchi._2009.ppt | 1003 КБ |
Тема: «Сравнительная характеристика басен И.А. Крылова и притч Леонардо да Винчи»
Работу выполнил: Бурцева Н., 7Бкл., МОУ СОШ№8
Учитель: Бурцева Е.В.
Посещая художественную школу, на уроках истории искусства я натолкнулась на интересные страницы биографии выдающегося флорентийского художника Леонардо да Винчи, из которых узнала, что он кроме наук и искусства увлекался литературным творчеством. Я нашла эти произведения и, прочитав их, обнаружила, что они очень похожи на басни великого русского писателя И.А.Крылова. Они имеют одинаковых героев и, на первый взгляд, сюжет. Но во всём ли они так схожи или имеют существенное различие? На этот вопрос я и постаралась ответить в ходе своего исследования.
Иван Андреевич Крылов (2.2.1769 – 9.11.1844) – русский баснописец, прозаик, драматург, журналист. Самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Был журналистом, а потом стал библиотекарем. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начинал как драматург, но прославился он своими баснями.
Леонардо да Винчи (15.4.1452 – 2.05.1515) – итальянский художник, скульптор, механик, изобретатель и писатель. Математика и механика, физика и астрономия, химия и геология, география и ботаника, анатомия и физиология, архитектура, живопись, рисунок – это лишь те области наук и искусства, которые изучал Леонардо. Он был великолепным фехтовальщиком и наездником, превосходно играл на лютне. Леонардо почти создал подводную лодку, он оставил чертежи изобретенного им воздухоплавательного аппарата. Долгие годы составлял толковый словарь.
Басней называется короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме), содержащий нравоучение. Героями басен часто бывают животные, растения или предметы, а под этим подразумеваются люди с их недостатками. Такое свойство басен именуется аллегорией. Кроме того, нравоучительный смысл басен заключается в нескольких строчках в начале или конце произведения, называемых моралью.
Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение, по своей форме родственный басне. В отличие от многозначности истолкования басни, в притче всегда заключена определенная дидактическая идея. Притча в мировую литературу вошла из Евангелия, широкое распространение получила в древнерусской письменности. Но притчи Леонардо да Винчи носят светский характер, они отражают духовный опыт не только своего творца, но и всей эпохи Возрождения. Обращение к притче служит «одним из средств выражения морально – философских суждений…».
Возьмём для сравнения известную басню И.А.Крылова: «Волк и ягненок», текст которой у всех на слуху, и притчу Леонардо да Винчи «Лев и ягненок», которую я представлю вашему вниманию.
Басня: «Волк и ягненок» | Притча: «Лев и ягненок» |
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том, как в баснях говорят. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву», – «Когда светлейший волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как – то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» - «Помилуй, мне еще и от роду нет году», - Ягненок говорит. «Так это был твой брат». «Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». «Ах, в чем я виноват?» - «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». – Сказал и в темный лес Ягненка поволок. | Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягненка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв его, видимо, за свою маму, несмышленыш подошел к грозному зверю, ласково заблеял и уставился на него своими широко раскрытыми глазами, полными безграничной любви, кротости и восхищения. Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягненка. Недовольно ворча, он так и заснул в тот раз голодным. |
Крыловский голодный волк осуществляет «право сильного», т.е. съедает ягненка, оправдывая свой поступок пословицей: «У сильного всегда бессильный виноват».
Не менее голодный лев «был обезоружен такой доверчивостью» и «не посмел растерзать ягненка», опираясь на глубинные человеческие качества:
Есть вещи, через которые переступить нельзя.
Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку.
Приведу следующий пример: басня «Стрекоза и муравей» и притча «Пчела и Трутни».
Басня: «Стрекоза и муравей» | Притча: «Пчела и Трутни» |
Лето красное пропела; Оглянуться не успела Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум придет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей». – «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» – Говорит ей Муравей. «До того ль голубчик было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило». «А, так ты…»– «Я без души Лето целое все пела». – «Ты все пела? Так поди же попляши!» | – Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами. – Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник. Бездельника хлебом не корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности. |
Изображение трудолюбия в образе пчелы производит сильное впечатление на фоне трутней. Пчела, укоряя трутней, приводит им в пример жизнь другого труженика – муравья. Она не говорит о себе, т.к. ей не позволяет сделать это скромность, но и не высказать свое мнение к бездельникам тоже не может. Если в басне Крылова стрекозу наказывает сама жизнь: «Что посеешь, то пожнешь»,
то в притче Леонардо да Винчи последнее слово за трутнем. В притче автор осуждает трутня не столько за безделье, сколько за попытку очернить другого, работающую пчелу: «Наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим собственную никчемность».
Таким образом получается, не смотря на внешнее сходство произведения И.А.Крылова и Леонардо да Винчи имеют существенную идейную разницу:
Крылов, высмеивая своих героев, обличает человеческие пороки, показывая тем самым, как не нужно делать. А Леонардо да Винчи показывает, что надо делать в той или иной ситуации, чтобы остаться порядочным человеком.
Список литературы:
Сказка "Узнай-зеркала"
Как нарисовать портрет?
Медведь и солнце
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Солнечная система. Взгляд со стороны