Выявить основные направления (тенденции) развития SMS – СООБЩЕНИЯ КАК НОВОГО ВИДА КОММУНИКАЦИИ.
Вложение | Размер |
---|---|
burceva_n._sms_soobshchenie_kak_novyy_vid_kommunikacii.doc | 75 КБ |
burceva_n._sms-soobshchenie_kak_novyy_vid_kommunikacii.pptx | 502.75 КБ |
SMS – СООБЩЕНИЕ КАК НОВЫЙ ВИД КОММУНИКАЦИИ
Бурцева Н. 8 Б класс,
МОУ лицей №8 им. Н.Н. Рукавишникова г.Томска
Руководитель: Бурцева Е.В., учитель русского языка
Тема нашего исследования «SMS – СООБЩЕНИЕ КАК НОВЫЙ ВИД КОММУНИКАЦИИ».
Цель исследования: выявить основные направления (тенденции) развития SMS – СООБЩЕНИЯ КАК НОВОГО ВИДА КОММУНИКАЦИИ.
Задачи исследования:
Основные этапы работы:
Актуальность выбранной темы определена массовостью использования данного вида сообщения, востребованностью этого вида коммуникации.
В ходе исследования была разработана анкета-опросник, проведено и проанализировано 104 анкеты респондентов (опрошенных) 6-11классов нашего лицея. Собран материал по истории возникновения и развития жанра SMS-СООБЩЕНИЯ.
Что же такое SMS-СООБЩЕНИЕ?
SMS (англ. Short Message Service – служба коротких сообщений) – технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.
История
SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase 1. Впервые идея осуществления сервиса возникла в 1984 г. и была затем реализована группой инженеров, среди которых были Фридхельм Хиллебранд (Дойтче Бундеспост), Бернар Жильбер (PTT), Финн Тросби (Telenor), Кевин Холли (Cellnet), Йан Харрис (Vodafone). Впервые система рассылки коротких сообщений была опробована в декабре 1992 года в Великобритании для передачи текста с персонального компьютера на мобильный телефон в сети GSM компании Vodafone, спустя год после появления стандарта GSM на европейском рынке.
По отчёту Cellular Telecommunications Industry Association (CTIA), около 40 % пользователей мобильных телефонов пользуются SMS.
На улице и в метро, в школе на уроках и переменах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим подростков, молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а SMS-сообщения, попросту смски (так мы и будем их называть дальше). Использование нового вида коммуникации стало повсеместным. Так чем же отличаются SMS-сообщения от других видов текстов?
Особенностью смс-сообщений является компрессия текста, транслитерация, языковая игра, позитивная эмоциональная роль. Основные черты смски как жанра – краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации – мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Эти черты влияют на языковой облик смсок, но не приводят к засорению языка как такового.
Смски – явление с лингвистической и психологической точки зрения скорее позитивное. Человек, пишущий смски, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания.
1) Компрессия текста. Объем смски ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Сознательно или бессознательно у смс-автора актуализируются процессы компрессия текста, которая может происходить за счет средств разных языковых уровней:
а) графических:
щас <– сейчас, skoko <– skol'ko (сколько);
б) синтаксических:
Оформляю заказ на два знака (Я и пробел) короче, чем Я оформляю заказ;
Мне на частнике (ехать) или на метро?;
в) морфологических:
еду короче, чем уезжаю,
говорил короче, чем поговорил,
поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;
г) словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами):
усечение – универ; аббревиация – редклаб;
д) лексических (часто с использованием иностранных слов):
тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shop короче, чем магазин.
2) Транслитерация. Вторая задача, стоящая перед автором смсок и активизирующая его языковое чутье, – это так называемый транслит – необходимость набирать русские слова латиницей (так приходится делать пользователям нерусифицированных телефонов).
Например: "Ох уж эта латиница! Писала дочке смску: Kupi moloko, maslo y…
Три раза попробовала написать "яйца" – бросила, купила яйца сама".
3) Языковая игра. Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности создания и передачи сообщений, но и бросает вызов игровой способности человека, активизирует живущее в нас не только в детстве "А если так?"
Например: Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие – из озорства.
4) "Похлопывания". Наконец, важнейшей чертой смс-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер. Смски в большинстве своем передают не только информацию или побуждение к действию но и то, что психолог Э. Берн называет "похлопываниями", необходимыми каждому человеку для хорошего эмоционального состояния.
Неслучайно, в смс нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам - графическим значкам, передающим эмоциональные смыслы:
:) – улыбающийся
:* – поцелуйчик
;) – подмигивающий
:( – грустный
:D – смеющийся
Здесь информация идет рука об руку с желанием передать эмоцию. Точка на конце предложения дает только интонацию конца предложения. Улыбающийся смайлик служит одновременно знаком конца предложения и выражением эмоционального смысла. С точки зрения культуры речи, главное - смайлики в смс служат выражением дружелюбия.
Таковы теоретические положения нашего исследования. А что же мы имеем на практике?
С этой целью нами было проведено небольшое исследование, в котором приняло участие 104 респондента.
Анкета – опросник
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Таким образом, полученные в ходе анкетирования данные не противоречат общим теоретическим представлениям о месте, роли и специфике SMS-сообщения как нового вида коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 1
SMS – СООБЩЕНИЕ КАК НОВЫЙ ВИД КОММУНИКАЦИИ Выполнила: Бурцева Наталья, 8 Б класс Руководитель: Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ лицей №8 им. Н.Н. Рукавишникова г.Томска Томск - 2011Слайд 2
Тема нашего исследования « SMS – СООБЩЕНИЕ КАК НОВЫЙ ВИД КОММУНИКАЦИИ».
Слайд 3
Цель исследования: выявить основные направления (тенденции) развития SMS – СООБЩЕНИЯ КАК НОВОГО ВИДА КОММУНИКАЦИИ.
Слайд 4
Задачи исследования : Выявить основные цели использования SMS – СООБЩЕНИЙ; Определить частотность употребления этого вида коммуникации; Ответить на вопрос: как соотносится норма литературного языка и SMS -СООБЩЕНИЕ (уровень орфографической и пунктуационной грамотности).
Слайд 5
Основные этапы работы : Дать определение понятий «коммуникация», « SMS – СООБЩЕНИЕ», «норма литературного языка»; Изучить историю возникновения и развития SMS – СООБЩЕНИЯ; Составить опросник и провести анкетирование среди учащихся 6-11 классов лицея; Обработать полученные данные анкетирования и сделать выводы, соотносящиеся с поставленными задачами.
Слайд 6
Актуальность выбранной темы определена массовостью использования данного вида сообщения, востребованностью этого вида коммуникации.
Слайд 7
В ходе исследования была разработана анкета-опросник , проведено и проанализировано 104 анкеты респондентов (опрошенных) 6-11классов нашего лицея . Собран материал по истории возникновения и развития жанра SMS -СООБЩЕНИЯ .
Слайд 8
SMS -СООБЩЕНИЕ ? Что же такое
Слайд 9
SMS ( англ . Short Message Service — служба коротких сообщений) — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном . К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи .
Слайд 10
История SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase 1. Впервые идея осуществления сервиса возникла в 1984 г. Система рассылки коротких сообщений была опробована в декабре 1992 года в Великобритании.
Слайд 11
компрессия текста, транслитерация , языковая игра , позитивная эмоциональная роль . Особенность смс-сообщений :
Слайд 12
Основные черты смски как жанра - краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Эти черты влияют на языковой облик смсок , но не приводят к засорению языка как такового.
Слайд 13
Смски – явление с лингвистической и психологической точки зрения скорее позитивное .
Слайд 14
1) У смс-автора актуализируются процессы компрессии текста, которая может происходить за счет средств разных языковых уровней : Г рафических Синтаксических Морфологических Словообразовательных Лексических
Слайд 15
Вторая задача, стоящая перед автором смсок и активизирующая его языковое чутье, - это так называемый транслит - необходимость набирать русские слова латиницей (так приходится делать пользователям нерусифицированных телефонов). Например: "Ох уж эта латиница! Писала дочке смску : Kupi moloko , maslo y … Три раза попробовала написать "яйца" - бросила, купила яйца сама". 2) Транслитерация
Слайд 16
Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности создания и передачи сообщений, но и бросает вызов игровой способности человека, активизирует живущее в нас не только в детстве «А если так ?» Например: Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие - из озорства . 3) Языковая игра
Слайд 17
Наконец , важнейшей чертой смс - коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер. Смски в большинстве своем передают не только информацию или побуждение к действию но и то, что психолог Э. Берн называет "похлопываниями", необходимыми каждому человеку для хорошего эмоционального состояния. Неслучайно, в смс нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам - графическим значкам, передающим эмоциональные смыслы: :) - улыбающийся :* - поцелуйчик ;) - подмигивающий :( - грустный :D - смеющийся 4) «Похлопывания»
Слайд 18
С этой целью нами было проведено небольшое исследование, в котором приняло участие 104 респондента. Анкета – опросник состоит из 19 вопросов прилагается отдельно
Слайд 19
Один из результатов исследования представлен на диаграмме С какой целью используете SMS -сообщения?
Слайд 20
95% опрошенных используют SMS – сообщения в повседневной жизни; 33% и 46% используют SMS – сообщения в повседневной жизни очень часто и часто соответственно и только 9,6% стараются обходиться без них; 40% используют SMS – сообщения в целях передачи существенной информации, 68% - с целью общения, 16% - с целью приятного времепровождения ; 74% респондентов являются адресатами, т.е. получателями SMS – сообщений; 96% адресатов респондентов являются друзья или одноклассники, это говорит о том, что SMS – сообщения являются неофициальным видом коммуникации; 49% респондентов считают, что SMS – сообщения должны быть написаны грамотно, т.к. 26% и 54% опрошенных уверены в том, что SMS – сообщение – это текст, поэтому он должен быть написан в соответствии с правилами орфографии и пунктуации и грамотное написание – это показатель уровня образованности человека; В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Слайд 21
у 41% респондентов неграмотно написанное SMS – сообщение затрудняет восприятие информации, хотя для 44% это не влияет на прочтение; 87% опрошенных считают приемлемым употребление в SMS – сообщениях сокращений слов, неполных фраз и предложений, т.к. этот вид подразумевает концентрированную (сжатую, укороченную) передачу информации с целью экономии времени (84%); хотя большинство респондентов употребляют сокращенные слова, 49% считают нецелесообразным составление словарика сокращенных слов для SMS – сообщений, т.к. «каждый пишет, как хочет», т.е. в своих сообщениях проявляет свою авторскую индивидуальность; 92% респондентов используют в своих SMS – сообщениях смайлики в основном с целью передачи положительных эмоций (93%) или словесной игры (11%), а 34% заменяют графическими изображениями этикетные слова (приветствие, благодарность, прощание и др.); следует отметить, что 35% опрошенных сами пишут SMS – сообщения грамотно, а 44% - «как получится». В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Сказка про Серого Зайку
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Сочные помидорки
Лягушка-путешественница
Загадка Бабы-Яги