Не только творчество, но и сама личность В.В.Маяковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию произведения, очень яркие, злободневные, порой юмористические, но чаще – исполненные горькой иронии и острой сатиры, что и определяет их актуальность по сей день. Силой своего таланта Маяковский беспощадно высмеивал все те явления, которые, по его убеждениям, тормозили развитие молодого государства. Он яростно боролся против того, что мешало процветанию страны, против многочисленных пороков, свойственных всему советскому обществу, и пороков, характерных для отдельной личности. Маяковский придавал огромное значение жанру юмористической сатиры и был уверен в том, что в будущих школах “будут преподавать сатиру наряду с арифметикой и с не меньшим успехом”.
Лики «ужасного и безобразного» в гимнах В.Маяковского
Выполнила: Алексеева Ксения, 11А класс, МОУСОШ № 8
Учитель: Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы
Не только творчество, но и сама личность В.В.Маяковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию произведения, очень яркие, злободневные, порой юмористические, но чаще – исполненные горькой иронии и острой сатиры, что и определяет их актуальность по сей день. Силой своего таланта Маяковский беспощадно высмеивал все те явления, которые, по его убеждениям, тормозили развитие молодого государства. Он яростно боролся против того, что мешало процветанию страны, против многочисленных пороков, свойственных всему советскому обществу, и пороков, характерных для отдельной личности. Маяковский придавал огромное значение жанру юмористической сатиры и был уверен в том, что в будущих школах “будут преподавать сатиру наряду с арифметикой и с не меньшим успехом”.
Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях Маяковского, и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры, так и без юмора. Сатирические произведения поэт создавал на всех этапах своего творчества. Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал, традиционный для сатирической литературы, которой столь богата русская культура.
Высокий, волнующий пафос и проникновенный лиризм уживались в нем с сатирической беспощадностью, с щедринским, свифтовским издевательским смехом. Чем выше и чище рисовался поэту сияющий идеал нового человека, тем яростнее обрушивался он на пошлость, бескультурье, жадность и хищничество. “Какого злого, сильного, „кусачего" врага нашло себе в Маяковском наше мещанство, чиновничество, перерожденческое подхалимство! Какие великолепные громы и молнии обрушивал Маяковский на духовную заскорузлость, идеологический склероз, тину и слякоть ленивой мысли, „мыслительное" лежание на печи, оказёнивание быта и нравов, бюрократизм больших и малых чинуш и сутяг!” – писал Н.И.Бухарин в прощальной статье с подзаголовком “Скорбные мысли” накануне похорон великого поэта. Поэт считал своим долгом “реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи”. В рифме поэт видел не только “ласку и лозунг” для друзей, но и “штык и кнут” для врагов. Острым словом разил он лодырей, бюрократов, расхитителей народной собственности и прочих “мерзавцев”. Объекты сатиры Маяковского так же многообразны, как и сама действительность. Его сатирический кнут доставал врага, под какой бы личиной он ни являлся: интервента или убийцы из-за угла, карьериста-подхалима или советского “помпадура” с партийным билетом.
В первые годы после революции это стихи, которые писались на агитационных плакатах. Маяковский ориентируется на политику партии, Советского государства. Когда он заявил, что все написанное оставляет школам, что уходит от сделанного, он имел в виду не только формальные достижения. Стремление перешагнуть «через самого себя» привело его в РОСТА (российское телеграфное агентство), а затем в Главполитсовет, где он работал над текстами и рисунками для «Окон сатиры» с октября 1919 года по январь 1922 года. Маяковский принимал участие в их создании не только как поэт, но и как художник-оформитель – ко многим его стихам прилагались рисунки. Плакаты делались как срочные, немедленные отклики. Маяковский говорил позднее: «Диапазон тем огромен: агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации».
Сами по себе подписи – в стихах ли, в прозе ли – не производят того впечатления, которое они производили на плакате, вместе с рисунком. Дело в том, что плакат включал в себя несколько рисунков, последовательно раскрывавших тему. Иногда число рисунков доходило до 12. Деятельность Маяковского и группы художников РОСТА отвечала той задаче, которую еще в 1918 году В.И.Ленин ставил перед Луначарским: украшать здания, заборы и другие места надписями революционного, пропагандистского содержания. Их плакаты тиражировались по трафаретам и выставлялись на вокзалах, в агитпунктах, в витринах пустовавших магазинов – словом там, где они могли привлечь внимание публики. Часть тиража рассылалась в местные отделения РОСТА.
Зимой 1920/21 года все время уходило на плакаты, в РОСТА Маяковский не гнушался никакими, даже бытовыми темами, вплоть до рекламы, если считал, что это нужно для революции, для укрепления Советской власти (рисунки рекламы).
Но главной темой становился трудовой фронт, его успехи и задач:
ВСЕ НА ПОМОЩЬ ДОНБАССУ!
Вам голодно?
Вам голодно?
Помогите более вас голодающему и холодающему шахтеру.
Шахтер даст вам уголь.
Уголь спасет вас от голода и разрухи.
Работа в окнах РОСТА по собственным словам Маяковского: «работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия», оказала большое влияние на последующее творчество: персонажи легко узнаются в персонажах «окна РОСТА». Некоторые из них напоминают «нечистых» – рабочий с молотком, красноармеец с винтовкой, крестьянин с серпом; сатирически изображенные, напоминают «чистых», фигуры эксплуататоров-буржуа в цилиндре, белогвардейского генерала с саблей, царя с кнутом и виселицей…
К новой жизни Маяковский предъявляет высокие требования и, видимо поэтому, многие сатирические стихи поэта показывают ее пороки. Например, стихотворение ''О дряни'', которое приобрело большую популярность, показывает обывательскую жизнь как нельзя лучше. Тут к Маяковскому будто бы возвращается прежний антиобывательский пафос: ''Страшнее Врангеля обывательский быт''. Вполне безобидные предметы быта, такие как самовар, домашние цветы, птица в клетке, приобретают значение символов нового мещанства и становятся зловещими. Маяковский разоблачает некоторое людское двуличье, высмеивает его. Так, например, женщина хочет купить платье с серпом и молотом не из-за советских идеалов и убеждений, а лишь для того, чтобы не показаться необразованной и темной, чтобы пощеголять на балу: ''И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете. В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?''. Подтверждение тому, что женщина эта, равно как и ее муж, является невежей – отложенная в сторону газета, в которой опубликованы произошедшие в стране события: ''На ''Известиях'' лежа, котенок греется''. Зачем же покупать газету, если ее никто не читает? Да просто обыватели хотят казаться умнее, чем они есть на самом деле. В финале стихотворения разворачивается гротескное действие – оживает портрет Маркса, который выступает с довольно странным призывом: ''Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит!''. Надо отметить, что понятен этот призыв только после прочтения всего стихотворения, в котором канарейки приобрели значение символа мещанства. А.М.Каневский проиллюстрировал это сатирическое произведение, он изобразил точную картину мещанской жизни. За столом сидят главные герои- муж и жена, которые пьют чай из блюдечек, оба представляют из себя толстые, обрюзгшие жиром тела. А как бы на заднем плане представлен главный, по мнению Маяковского, символ мещанства – канарейка (рис).
Маяковский по-горьковски ненавидел мещанство, высмеивал и разоблачал его повсюду: в крупном и мелком, в быту и искусстве, среди части современной ему молодежи. Таковы его стихотворения “Любовь”, “Даешь изящную жизнь”, “Письмо к любимой Молчанова”, “Пиво и социализм”, “Маруся отравилась” и др.
В сатирическом стихотворении 1922г. ''Прозаседавшиеся'' Маяковский показывает негативные черты бюрократизма, волокиты, бесконечных заседаний. В гротескной форме поэт описывает долгое и муторное хождение просителя по инстанциям. Характерно то, что в стихотворении нет строгого размера стиха, наоборот – в нем слышны живые интонации разговорной речи. Комизм ситуации нарастает по мере развития сюжета, превращаясь постепенно в фантастическую картину раздвоившихся людей:
Они на двух заседаниях сразу.
В день заседаний на двадцать
Надо поспеть нам.
Поневоле приходится разорваться!
Используя гиперболу, Маяковский высмеивает разнообразие заседаний: ''Заседают: - покупка склянки чернил Губкооперативом'', ''Все до 22 лет на заседании комсомола'', ''На заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома''. Сразу бросается в глаза нелепость, ненужность и бессмысленность заседания из-за покупки баночки чернил. Этим автор хочет показать, на какие мелочи приходится тратить служебные часы, в то время, когда они нужны для разрешения более важных проблем. Стихотворение заканчивается фразой, ставшей своего рода крылатой: «'О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний». Это стихотворение было одобрено самим Лениным. На заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов вождь скажет: «Вчера случайно прочитал в «Известиях» стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его политического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они заседают и перезасидают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно».
Менее известны сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиции здравого смысла. Одно из таких стихотворений — “Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе”. Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира вступает в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой “грязью обдало рыло” на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. Строки этого стихотворения как бы перекликаются с полными здравого смысла речами булгаковского профессора Преображенского. Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему непременно давать имена героев (достаточно вспомнить произведение “Ужасающая фамильярность”).
В 1926 году Маяковский написал стихотворение “Строго воспрещается”. Здесь поэт показывает столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, – самые обыденные вещи, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. Маяковский находит тут удивительно точное сравнение: “Настроение – китайская чайница!” Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. Но все это перечеркивает строгий канцеляризм. Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится жертвой строгих запретов, – он делается приниженным, уже не смеется, а “подхихикивает, ища покровительства”. Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем “работают” рифмы. Так, самое веселое слово “чайница” рифмуется с глаголом “воспрещается” из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и свойственный ему прием – неологизмы. Например, он образовал деепричастие “низя” от несуществующего глагола “низить”. Лирический герой этого произведения – не оратор, не борец, а, прежде всего, человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.
Излюбленный сатирический прием Маяковского – это крайний гиперболизм. Бесконечно гиперболизированное явление становится уже фантастическим. Этими фантастическими и гротескными гиперболами Маяковский пользовался еще в своих ранних “Гимнах”. Так, в “Гимне судье” мы читаем:
Попал павлин оранжево-синий под глаз его строгий,
как пост, –
и вылинял моментально павлиний великолепный хвост!
Живым, веселым, праздничным, экзотичным перуанцам противостоит их судья. Он обложил статьями» и птиц, и танцы, и их перуанок». Свободные люди становятся рабами-каторжниками в лагерях. А унылый судья, злобно забившись под своды законов», холодно смотрит на всё своими глазами, словно «пара жестянок мерцает в помойной яме».
Вообще Маяковский неподражаем в искусстве шаржа — сатирического подчеркивания, сгущения обличаемых черт. Великолепным примером в этом отношении является стихотворение “6 монахинь”:
Трезвые, чистые,
как раствор борной, вместе,
эскадроном, садятся есть.
Пообедав, сообща
скрываются в уборной.
Одна зевнула –
зевают шесть...
Придешь ночью –
сидят и бормочут.
Рассвет в розы –
бормочут стервозы!
И днем,
и ночью, и в утра, и в полдни сидят
и бормочут, дуры господни.
Более убийственную карикатуру на религиозное ханжество трудно себе представить.
Очень важную роль в сатирическом арсенале Маяковского играют литературные пародии. Превосходно использован пародированный пушкинский текст в поэме “Хорошо!”. Нежнейший поэтический дуэт Татьяны с няней разыгрывается воспылавшей страстью к Керенскому старушкой Кусковой (“С чего это девушка сохнет и вянет? Молчит... но чувство, видать, велико”) и “усатым нянем”, “видавшим виды Пэ Эн Милюковым”. Остроумная пародия необычайно усиливает эффект сатирического разоблачения. Такова остро жалящая сатира Маяковского, всегда остроумная и оригинальная.
Лев Кассиль рассказывает о том, как ненавистно было Маяковскому даже “наималейшее проявление бюрократического чванства”, и приводит слова поэта об одном чинуше: “Раздобыл какую-то бумажку с печатью и уже опьянен ее властью... Особый бюрократический алкоголь. От бумажки пьян. Ему уже бумажкой человека убить хочется”. Эти слова злободневны, так как видишь таких же чинуш и на наших телеэкранах, и на страницах сегодняшних журналов и газет. Именно сатира Маяковского дает нам оружие против таких чинуш сегодняшнего дня.
Список литературы:
Сказка "Колосок"
А теперь — мультфильм
Снежный всадник
Галка в чужих перьях
Соленая снежинка