1820 год оказался счастливым для мирового искусства. Простой греческий крестьянин Георгиос, копая весной того года яму для своего колодца, наткнулся на каменные плиты и обнаружил в нише разбитую на несколько кусков мраморную женщину. Это случилось на острове Мелос в Эгейском море. Каменная женщина оказалась богиней Афродитой, покровительницей любви и красоты. В Риме ее назвали Венерой. А древнее название острова Мелос переиначили в Милос. Вот почему мраморную богиню стали называть Венерой Милосской.
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_k._dva_obraza_venery_milosskoy._2007.doc | 27.5 КБ |
Тема: «Два образа Венеры Милосской в русской литературе 19 века»
Выполнил: Алексеева Ксения, 10Акл., МОУ СОШ№8.
Проверил: Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы
1820 год оказался счастливым для мирового искусства. Простой греческий крестьянин Георгиос, копая весной того года яму для своего колодца, наткнулся на каменные плиты и обнаружил в нише разбитую на несколько кусков мраморную женщину. Это случилось на острове Мелос в Эгейском море. Каменная женщина оказалась богиней Афродитой, покровительницей любви и красоты. В Риме ее назвали Венерой. А древнее название острова Мелос переиначили в Милос. Вот почему мраморную богиню стали называть Венерой Милосской.
Сами Гете и Гейне плакали около этой богини, а критик Страсов встал перед ней на колени. Это был не эффектный жест, а признание гениальности, свойственной человеку, восхищение чудом, сотворенным его руками. Мимо этого созданного человеческим вдохновением и мастерством совершенства не могла пройти русские писатели, оказавшиеся в разные годы в парижском Лувре.
А.Фет и Глеб Успенский в разное время побывали в Лувре и увидели Венеру Милосскую. В произведении «Выпрямило» автор, Успенский, вступает в полемику с Фетом. Он резко критикует его виденье Венеры, но в то же время в чем-то и соглашается с Фетом. Основная цель показать, что нет единого, общепринятого восприятия человеческого творения. У каждого автора своя трактовка, но сходятся они в одном – Венера Милосская – богиня, которую сотворил человек!
В 1856 году около прославленной богини оказался тогда еще молодой тридцатишестилетний А.Фет. Под непосредственным впечатлением от античной статуи он создал стихотворение «Венера Милосская», ставшее первым воспроизведением этой скульптуры в русской поэзии.
Поэт не просто созерцает, и даже не просто любуется, он опьянен зрелищем. И оттого эмоции его выливаются в поразительных, пришедших откуда-то из сердца, словах и восклицаниях. Такова трактовка Фета. Она глубока: ему удалось увидеть в статуе что-то очень важное и существенное, хотя и не все.
Совсем по-другому подошел к истолкованию мраморной богини Глеб Успенский. Он посвятил ей свой рассказ «Выпрямила», созданный в 1885 году и вошедший в цикл под названием «Кой про что». Повествование в нем ведется от лица сельского учителя, разночинца Тяпушкина. В минуту тоски и отчаяния он вспоминает, как когда-то его взяли с собой в Париж господа Полумраковы и Чистоплюевы с той целью, чтобы он «находился при детях» в то время, когда хозяева будут «прожигать жизнь и гулять по Парижу». Во французской столице Тяпушкину довелось побывать в Лувре, куда он «доплелся», сломленный грузом «горького, подлого и страшного», и куда вошел без малейшей нравственной потребности. И вдруг он оказался перед Венерой Милосской и сразу же в полном недоумении, «пораженный чем-то необычайным, непостижимым», остановился перед нею. Для него ясно, такие создания «выпрямляют и расширяют скомканную человеческую душу». В этом Г. Успенский отчасти сходится с А.Фетом. Но тут же расходится с ним, вступая в полемику. Тяпушкин вспоминает прочитанное им в «Современнике» стихотворение Фета «Венера Милосская».
Успенский заставляет своего героя сказать, что «автор стихотворения не только не овладел всей огромностью впечатления, но даже к краешку его не прицепился». Рассказ писателя утверждает мысль о том, что творцу Венеры Милосской нужно было запечатлеть в сердцах и умах современников значительность человеческого существа, ознакомить их и всех потомков «с ощущением счастья быть человеком».
Для Глеба Успенского в Венере Милосской важна возвышенность образа, нравственное его содержание и преобразующее воздействие его на человека. Это тоже существенная характеристика античной богини, но лишь одна из сторон, одна из граней ее образа.
Перед нами – два противоположных истолкования, два крайних суждения. Оба по-своему односторонни. Истина же где-то посередине, потому что статуя Венеры Милосской – это поразительный по совершенству образ, который объединил в себе возвышенность, гармонию и красоту.
Список литературы:
Рисуют дети водопад
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Почему Уран и Нептун разного цвета
Пейзаж
Хитрый коврик