В работе поставлены цель, определены предмет, объект исследования, представлены результаты опроса.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 41 КБ |
Влияние информационно-коммуникативных технологий
на ценностные приоритеты молодежи
Мы живем в информационном обществе, которое трудно представить без персонального компьютера, Интернета, миллиардов СD или DVD дисков. И молодежь как наиболее динамично реагирующая группа обнаруживает большую активность в освоении новых информационных возможностей, не задумываясь о влияние их на состояние психики людей, поведения в обществе и личной жизни, на моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.
Чего хочет молодёжь сегодня? Чем она хочет заниматься и что её интересует? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в ходе нашего исследования.
Объект исследования: ценностные приоритеты молодежи
Предмет исследования: влияние информационно-коммуникативных технологий на поведение и жизненные устремления молодежи.
Цель исследования: – проанализировать влияние информационно-коммуникативных технологий на поведение и формирование жизненных устремлений молодежи.
Методы исследования:
а) теоретические - анализ и синтез, сравнение, обобщение и интерпретация данных,
б) эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос,
в) методы математико-статистической обработки данных.
1. Виды информационно-психологического воздействия
В зависимости от применяемой информационной техники выделяют несколько средств информационно-психологического воздействия:
устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов;
воздействие, связанное с применением печатной продукции;
воздействие с использованием телевидения и радиосвязи;
воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета.
Важно отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает меры борьбы с сайтами, содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений, от нежелательной по содержанию информации, а также ограничения самими Интернет-ресурсами доступа к такого рода информации детей.
В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы.
2. Практическая часть
В рамках исследования был проведен опрос студентов. Единицей наблюдения стали учащиеся от 15 до 21 года включительно,
Опрос проводился с сентября по декабрь 2011 года.
Объем выборочной совокупности - 105 человек.
В одну из задач исследования входило изучение основных ценностей молодежи, их жизненных планов, основных проблем и отношения к структурам власти.
Результаты анкетирования:
Наиболее значимые жизненные ценности молодежи:
здоровье - 85%,
счастливая семейная жизнь - 75%,
активная, деятельная жизнь - 48%,
интересная работа - 48%.
После окончания колледжа 3% респондентов планируют поступить в вуз на очное отделение, 84% -работать и учиться, 13% -пойти в армию. Никто из опрошенных не выбрал ответ «не хочу ни учиться, ни работать».
Наиболее высокий уровень недоверия со стороны молодежи отмечен по отношению к следующим структурам власти:
политическим партиям – 11%, администрации поселка- 37%, милиции -52%.
Наиболее высокий уровень доверия отмечен по отношению к Церкви - 75%, президенту РФ - 46%, судам - 46%.
Проблемы поселка и района, по результатам исследования, беспокоят 87% опрошенных. Готовность направить свои знания, силы, энергию на улучшение условий жизни в поселке и районе выразили - 45%. Показательно, что 37% не задумывались над этим, а 10% затруднились ответить.
Можно по-разному оценивать полученные результаты: сетовать на то, что ценности молодежи эгоистичны, радоваться планам большинства стать образованными и востребованными людьми, удивляться такому высокому уровню доверия Церкви. Бесспорно одно: значительная часть молодежи обладает высоким потенциалом, задумывается над тем, что происходит вокруг, и при условии внимательного отношения к ее проблемам готова внести свой вклад в развитие поселка.
Вторая задача исследования была определена как: изучение влияния современных информационно-коммуникативных технологий на изменение характера и способа удовлетворения культурных потребностей студентов.
Данные опроса свидетельствуют о том, что компьютер стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни для подавляющего большинства студентов: 90,5% опрошенных пользуются персональными компьютерами.
Как показывают результаты опроса, молодые люди проводят за компьютером немалое количество времени. Более трети опрошенных (73 %) тратят на это более трех часов в день. Еще 27% посвящают компьютеру от двух до трех часов в сутки.
Сопоставление со временем, затрачиваемым ежедневно на чтение художественной литературы и прессы, позволяет сделать вывод, что эти традиционные формы удовлетворения культурных потребностей все больше уступают натиску новых информационных технологий, особенно Интернета.
Динамика досуга студентов, %
Телевидение- 66%, общение ( в том числе через Интернет)- 65%; просто отдых- 40%; дискотеки, клубы- 33%; спорт- 29%; чтение книг- 27%; чтение периодики- 18%; хобби, увлечение- 7%.
Интересы молодежи в Интернете распределились следующим образом,
Наиболее часто посещаемые сайты — это сайты, дающие информацию о сфере увлечений респондентов. По результатам опроса, социальные сети популярны среди 79,5% опрошенных пользователей. Особенно распространен интерес к данным сервисам у молодежи от 19 до 22 лет. Большой популярностью среди молодых пользователей Интернета пользуется также такой сервис, как скачивание фильмов и музыки. Им пользуются 71 % опрошенных
Сайты- посвященные науке, истории, искусству, политике привлекают значительно меньшее внимание молодежной аудитории. Более того, значительная часть молодых пользователей Интернет совсем не посещают сайты по этой тематике
Интересен также тот факт- что сайты религиозной тематики студенты не посещают, несмотря на то, что почти половина (49,2%) опрощенных считают себя верующими, хотя и не соблюдают религиозные обряды.
Таким образом- подводя некоторые итоги по данной части исследования, можно сделать вывод о том, что студенты активно пользуется достижениями современного общества в области информационно- коммуникативных технологий. Для большинства респондентов это уже не забава, а реальная социокультурная потребность. Как показывают результаты исследования, имеется реальная дифференциация как в доступе к Интернету, так и. в количестве и качестве обращений студентов своих новых потребностей.
Заключение
Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно молодежи) становятся психологически зависимыми от информационно-коммуникативных технологий. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ — работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.
Л. Нечаев. Яма
Ночная стрельба
Заяц, косач, медведь и весна
Где спят снеговики?
Ледяная внучка