Вложение | Размер |
---|---|
yunk_dzerzhinsk_moreva.zip | 720.14 КБ |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» |
_____________________________________
Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» |
___________________________________________________________________________
Направление: |
Культурология
Религиозные конфессии Дзержинска в начале XXI века.
Учреждение: МБОУ «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Автор работы: Морева Марина, ученица 9 класса |
Научный руководитель: Феоктистова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания |
2012
Содержание.
Введение | 3 |
Понятие «религия» | 3 |
Иудаизм | 4 |
Ислам | 5 |
Православие | 6 |
Заключение | 8 |
Приложения | 9 |
Список источников | 15 |
Введение
Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество - признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера.
( Толстой Л. Н.)
Стимулом к написанию мной научной работы на тему «Конфессии города Дзержинска» стала встреча в Свято-Даниловом монастыре президента России В.Путина с представителями религиозных конфессий России 8 февраля 2012 года. В ходе беседы обсуждалась деятельность религиозных организаций, и у меня возник вопрос: «Существуют ли в нашем городе религиозные организации, и если существуют, то насколько они распространены среди горожан и какое место занимают в их жизни?».
В 21 веке религиозная тематика очень актуальна, но специальной и, главное, доступной литературы не так много. Поэтому я решила воспользоваться максимальным числом доступных мне ресурсов: местные газеты («Дзержинские ведомости», «Воскресные вести»), специальные книги о Дзержинске и другая научно-полпулярная и публицистическая литература, интернет-сайты с подтвержденной информацией. Также я обратилась в городскую телекомпанию «Дзержинск».
Главной целью, которую я поставила перед собой, стал рассказ о конфессиях города Дзержинска начала 21 веке и их развитии в новом тысячелетии.
Я поставила перед собой три задачи, в рамках которых буду работать. Во-первых, необходимо изучить состояние вопроса за последние 12 лет в стране и родном городе. Во-вторых, постараться лично встретиться с представителями православной, иудейской и мусульманской диаспоры, взять интервью. В-третьих, провести опрос по данной теме и обобщить полученные материалы.
Понятие «религия»
Религия (от лат. Religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (1. стр. 1018).
Племенные религии - религии одного племени или народности, не имеющие миссионерской направленности как мировые. Основой первобытных верований является анимизм (Приложение 1). Важное место среди первобытных религий занимает магия (Приложение 2). Прибегая к магии, первобытные люди старались использовать потусторонние силы в своих целях. Параллельно с анимизмом и магией возник и тотемизм (Приложение 3).
Этнические религии – религии, связаные с историей того или иного народа или нации.Такие религии распространены в рамках исключительно определенной области или государства.К национальным религиям относятся: конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии и др.
Мировые религии - религии, распространившиеся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии: иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Конфессия (лат. сonfessio – исповедание) – вероисповедание.
Иудаизм.
Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа(7). Численность иудеев во всём мире оценивается примерно в 13,4 миллиона (около 0,2 % населения Земли) человек. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42% в США и Канаде, остальные 16% в Европе. В России иудеев насчитывается примерно 156,8 тысяч человек (8) (Приложение 4).
Священным писанием иудаизма является Танах. Язык богослужения – иврит. Молитвенный дом иудеев – синагога – всегда направлен фасадом здания в сторону Израиля.
На территории России существует Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Основная цель Федерации Еврейских Общин России — создать условия для полноценной религиозной и национально-культурной жизни граждан России, исповедующих иудаизм и определяющих себя еврейским народом. Основное средство для реализации этой цели — всестороннее развитие еврейских религиозных общин с необходимой инфраструктурой (синагоги, воскресные и общеобразовательные школы с еврейским этнокультурным компонентом, другие высшие учебные заведения, общинные центры…) на территории Российской Федерации (9).
Сегодня, несмотря на снижение численности еврейского населения в Дзержинске, еврейская культурная и духовная жизнь в городе также присутствует и показывает тенденцию к своему развитию. До 2005 года в Дзержинске не существовало молитвенного дома иудеев, и большинство евреев не настаивали на его создании, так как они были совершенно несведущи в самых элементарных азах религиозной жизни. Многим казалось, что организация общества и еврейской библиотеки полностью удовлетворяла интерес дзержинский евреев к основам еврейской культуры. Но религиозная организация считала, что в Дзержинске должна быть создана религиозная община, с синагогой, с раввином во главе. И в апреле 2005 года была открыта синагога. Она стала еще одним центром притяжения евреев. Ее регулярно посещают несколько десятков людей, удовлетворяя свои религиозные потребности. В синагоге проводятся еврейские религиозные и светские праздники. При синагоге действует детский садик. Словом, синагога занимает одну из первых строчек в жизни еврейского общества в Дзержинске(2. стр. 7).
Ислам.
Ислам (араб. - покорность, подчинение)— монотеистическая мировая религия. Приверженцев ислама называют мусульманами (10). Численность мусульман в мире составляет более 1 млрд. человек, но эта цифра с каждым годом возрастает (11). Большая часть мусульман мира, или 62%, живут в Азии (12), прежде всего в Индонезии (32%), Пакистане и Бангладеш (20%), Индии (более 10%). В Северной Африки проживают 18% мусульман. На Ближнем Востоке находится больше всего стран, где ислам является религией подавляющего большинства. В этом регионе расположено более половины из 20 стран мира, где мусульманами являются свыше 95% жителей. Лишь 300 млн., или одна пятая всех мусульман мира, живут в странах, где ислам не преобладает. Европейские мусульмане составляют лишь 2% исламского населения Земли (13). Численность традиционно мусульманских народов в России составляет около 14,5 млн чел. — около 10 % населения страны (14)(Приложение 5).
Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. Молитвенный дом иудеев — мечеть.
В настоящее время в России насчитывается более 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман (муфтиятов), которые в большинстве случаев подразделяются на кызыяты (Приложение 6). Большинство этих Духовных управлений объединено в три крупные централизованные организации: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) в Уфе, Совет муфтиев России (СМР) в Москве и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) (15).
Сегодня в Дзержинске мусульманская культура активно развивается. В 2010 году началось строительство второй мечети (Датой открытия первой мечети в Дзержинске принято считать 1990 год), а на сегодняшний день она почти достроена, за исключением, только, минаретов. Новая мечеть подразумевается как культурно-религиозный комплекс (Приложение 7), который должен стать центром образования мусульман в нашем городе. При мечети действует начальная школа для детей и взрослых, обучение в которой проводится в течение 4 лет. Среди мусульман часто проводятся мероприятия. Например, в октябре этого года волонтеры ходили домой к мусульманам, физически неспособных прийти в мечеть и помогали им по хозяйству (Приложение 8). Таким образом, мечеть является главным центром притяжения мусульман в городе Дзержинске.
Православие
Православие (с греч. — буквально «правильное суждение», «правильное учение») - направление в христианстве (христианство – монотеистическая мировая религия). Численность приверженцев христианства в мире составляет 250 – 300 миллионов (16). Большая часть православных людей мира проживают в России(38%) и Украине(10%)(Приложение 9).
Священной книгой православия является Священная Библия. Язык богослужения - старославянский язык и церковнославянский язык. Молитвенный дом православных – православная церковь.
В последние годы в Дзержинске православие активно развивается, то есть с 2009 года началось строительство и произошло освещение пяти храмов и часовни (Приложение 10). Сейчас идет строительство храма Воскресенья Христова, камень в основание которого был заложен в 2000-м году (3), но интенсивное строительство началось лишь в 2007 году в связи с большими пожертвованиями прихожан (20 млн. рублей). Строительству этого храма оказывает содействие и администрация города Дзержинска (4). Каждый год в июне на праздник Всех Святых в Дзержинске проходит крестный ход с Владимирской-Оранской иконой Божьей Матери. Маршрут кресного хода в разные годы может меняться, но он всегда проходит через Дзержинск. Конечно же во время всех православных праздников (Приложение 11) ведется служение в церкви Тихона, Патриарха Всероссийского, и новомучеников и исповедников Российских. Служба в дни Двунадесятых праздников (Приложение 11) проходит в 2 смены: в 6 и в 7.15 утра. Во время спасов (Приложение 12) в церкви же Тихона происходит освящение продуктов (меда, яблок, орехов, хлеба).
Заключение.
Таким образом, в городе Дзержинске существуют и успешно развиваются различные виды религиозных сообществ. В городе возводятся церкви, синагога, мечеть на средства, собранных с пожертвований верующих, а также на средства, выделенных администрацией города.
То, что правительство помогает развиваться религиозным сообществам, на мой взгляд, огромный плюс, ведь это ориентирует духовную сферу, религию, в частности, на дальнейшее развитие, а значит и на воспитание молодого поколения толерантного и более культурно развитого.
Главной целью в начале моей работы над этой темой, я поставила рассказ о конфессиях города Дзержинска, таких как, иудаизм, ислам и православие, в начале 21 века, об их развитии в новом тысячелетии, состоянии и основных особенностях. Считаю, что я справилась с поставленной целью, так как, во-первых, я изучила этот вопрос с помощью доступных мне материалов: СМИ, научно-популярной литературы, публицистики, газетных статей и др. Во-вторых, я побывала на различных сайтах, взяла интервью у представителя мусульманской общины и обобщила весь полученный материал. Также я провела опросы среди школьников средних классов и получила результат по темам: «К какой мировой религии Вы себя относите?» (Приложение 13), «Как часто Вы посещаете церковь/мечеть/синагогу/буддийский храм?» (Приложение 14).
Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.
(И. Кант)
Приложения.
Приложение 1
Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в существование душ и духов, управляющих материальным миром (1. стр. 51).
Приложение 2
Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы (1. стр. 661).
Приложение 3
Тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами – видами животных и растений. Каждый род носи имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу (1. стр. 1222).
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Казыят — территориальное подразделение муфтията, напрямую подчиняющееся муфтию. Казыяты существуют в России (особенно на Урале и в Азиатской части) и Киргизии. Возглавляет казыят — кади (17).
Приложение 7.
Приложение 8.
Интервью с Заместителем Председателя РОМ г. Дзержинска Имамом хатыбом мечети г. Дзержинска Рафек-хазратом Тимербаевым 2 октября 2012 года.
У всех ли есть возможность посещать мечеть? | Для всех мусульман, желающих помолиться, мечеть открыта и днем, и ночью. |
Для какой возрастной категории, в основном, проводятся мероприятия? | Мероприятия организуются отдельно для молодежи и отдельно дл людей пожилых, но мы рады видеть когда люди разных возрастов объединяются на одном празднике. Октябрь этого года был назван месяцем пожилого человека, по-этому в течение всего месяца волонтеры ходили домой к мусульманам, физически неспособных прийти в мечеть и помогали им по хозяйству. |
Когда была построена первая мечеть в г. Дзержинске? | Датой открытия принято считать 1990 год. |
Идет ли строительство второй мечети и если да, насколько оно активно? | Да, возведение второй мечети идет, причем очень активно. Строительство началось 2 года назад (в 2010 году), а на данный момент постройка практически завершена, за исключением минаретов. |
На какие средства возводится эта мечеть? | На пожертвованные верующими деньги, а также на средства, выделенные администрацией города. |
То есть Вы чувствуете поддержку со стороны города. | Безусловно! И эта поддержка очень ощутима. |
Что вы привнесете в новую мечеть? | У нас строится не просто вторая мечеть, а культурный религиозный комплекс. Там будет среднее учебное заведение исламское, благотворительная столовая, кафетерий, расширенная библиотека. То есть центром мусульманского образования мы хотим сделать именно этот комплекс. |
Как Вы планируете развиваться вдальнейшем? | Мы должны идти в ногу со временем, с этим связано то, что у нас и организовали сайт, у нас будет газета своя в городе. Будем расширять круг своей деятельности. У нас деятельность и сейчас большая ведется. Нам ее осилить и осветить в средствах массовой информации. У нас уже есть своя передача на Дзержинском телевидении, которая выходит в эфир каждый четверг. Она выходит на русском языке. |
Эта работа ведется давно? | Да эта работа ведется довольно давно, но сейчас мы решили собрать все воедино на нашем сайте в интернете, чтобы все люди могли узнать чем мы занимаемся. Что мы здесь ведем образ жизни такой, какой должен вести мусульманин, хотим являться образцом достойного поведения для других, а не того негатива, которое, к сожалению, вы видим про Ислам. |
Приложение 9.
Приложение 10.
• 18 сентября 2009 года был освещен храм всех Святых (5);
• 13 февраля 2010 года состоялось освещение храма в честь владимирской иконы Божьей Матери;
• 25 марта 2010 года – освещение и закладка камня храма в честь прп. Серафима Саровского;
• 30 марта 2010 года – закладка камня часовни
20 ноября 2011 года – освящение часовни;
• 22 сентября был освящен храм в честь прп. Антония Великого (6);
• 21 октября 2012 года состоялось освящение храма в честь Сергия Радонежского.
Приложение 11.
Главный праздник | Пасха Христова | |
Двунадесятые праздники | переходящие | Вход Господень в Иерусалам |
Вознесение Господне | ||
День Святой Троицы. Пятидесятница | ||
непереходящие | Крещение Господне. Богоявление | |
Сретение Господне | ||
Благовещение Пресвятой Богородицы | ||
Преображение Господне | ||
Успение Пресвятой Богородицы | ||
Рождество Пресвятой Богородицы | ||
Воздвижение Креста Господня | ||
Введение во храм Пресвятой Богородицы | ||
Рождество Христово | ||
Великие праздники | Обрезание Господне и память святителя Василия Великого | |
Рождество Иоанна Предтечи | ||
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла | ||
Усекновение главы Иоанна Предтечи | ||
Покров Пресвятой Богородицы |
Приложение 12.
Медовый Спас (также Ма́ковый Спас, Пе́рвый Спас) — народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершают малое водосвятие, начинают сбор мёда и его освящение (18).
Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господня у восточных славян. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 6 (19) августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая (19).
Третий Спас (Хлебный Спас) — день народного календаря, отмечаемый 16 (29) августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня (20).
Приложение 13.
Приложение 14.
Список используемой литературы:
Интернет источники:
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Сочные помидорки
Басня "Две подруги"