Исследовательская работа, выполненная в рамках одного из наиболее актуальных направлений современного языкознания - когнитивной лингвистики.
Вложение | Размер |
---|---|
koncept_ucheba_-_kopiya.docx | 76.33 КБ |
koncept.pptx | 384.07 КБ |
Региональная научно-учебная конференция
общеобразовательных учреждений «Инициатива молодых»
Концепт «учёба»
в МОУ-СОШ с. Баскатовка
Автор работы: Кочнев Павел,
МОУ-СОШ с. Баскатовка
Марксовского района,
10 класс
Научный руководитель:
Мохунь Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
Баскатовка 2012
Содержание:
Введение………………………………………………………………..стр.3
Глава I. Концепт в современной лингвистической науке
Глава II. Построение концепта «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка
Заключение………………………………………………………стр.16
Список используемых источников и литературы ……….....стр.18
Введение
Язык - это такая часть жизни на Земле, без которой не может обойтись ни один человек. Это отражение и воплощение наших мыслей. Владение языком, несколькими языками открывает людям возможность не только передачи информации, но и постижения внутреннего мира других людей, понимания некоторых особенностей мышления, характерных для целых народов.
Минимальной смысловой единицей языка является слово. В средней школе широко изучается такое понятие как «лексическое значение слова». Чтобы узнать значение любого слова, следует обратиться к толковому словарю. Но в современном языкознании есть такое понятие как «концепт» – базовая единица одного из интенсивно развивающегося направления – когнитивной лингвистики. Концепты наиболее полно могут рассказать о том или ином понятии и не так сложны для восприятия школьника, как это может показаться.
Для исследования мы выбрали понятие «учёба». Считаем целесообразным раскрыть это явление через обращение к концепту. Кроме того, учёба – процесс, волнующий большую часть населения нашей страны, в том числе и нас. Этим обусловлена актуальность нашей работы. На примере одной школы мы попытаемся определить возможное содержание этого концепта.
Целью работы является описание концепта «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
Глава I. Концепт в современной лингвистической науке
В современной лингвистике есть направление, которое помогает понять соотношение языка и мышления. «Вышедшие в последние годы монографии, коллективные труды и отдельные статьи Н.Д. Арутюновой, А.П. Бабушкина, Н.Н. Болдырева, Г.И. Берестнева, Г.А. Волохина, Е.С. Кубряковой, З.Д. Поповой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина, В.Н. Телия и других исследователей содержат важные теоретические положения по вопросу о том, как хранятся наши знания о мире, как они структурированы в языке в процессе коммуникации. Этим кругом проблем занимается когнитивная лингвистика, лингвистика будущего» [[1]].
«Когнитивная лингвистика – одно из направлений языкознания, исследующее механизмы извлечения, хранения и передачи знаний посредством языка» [[2]].
Ключевой единицей когнитивной лингвистики является концепт. Впервые термин «концепт» был введен еще в 1928 г. С.А. Аскольдовым, который определяет концепт как заместитель неопределенного множества предметов одного и того же порядка [[3]]. Сегодня этот феномен активно исследуется многими учёными. Но единого мнения о том,
что такое концепт, пока нет.
После знакомства с некоторыми определениями концепта нам стало известно, что его трактовка зависит от разновидности научного подхода в его изучении. В современной лингвистике таких подходов несколько: историко-культурологический, психолингвистический, лингвокультурологический, лингвокогнитивный [[4]].
Многие трактовки показались нам сложными для восприятия и требующими более глубокого рассмотрения. Поэтому приведем наиболее понятное нам, а также будем следовать ему в работе: «концепт – это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте» [[5]]. Сходного понимания концепта придерживались в своих трудах С.А. Аскольдов, Д.С. Лихачев, В.В. Колесов, В.Н. Телия.
В средней школе широко изучается такое понятие как «лексическое значение слова». Чтобы определить значение любого слова, нужно обращаться к толковым словарям. В процессе учебной деятельности зачастую становится понятно, что значение слова далеко не всегда даёт полную картину о содержании самого понятия. Приведем простой пример. Слово «любовь» в толковом словаре Ожегова трактуется как «чувство самоотверженной, сердечной привязанности (первое значение)» [[6]]. Но ведь все мы знаем, о любви люди спорят многие века и не могут дать точного ответа. Да и сами мы можем сказать: любовь не всегда бывает самоотверженной, она может быть спокойной, страстной, глубокой, печальной и т.д. К сожалению, словари не дают исчерпывающих ответов. К тому же (возвратимся к нашему примеру), понимание любви будет отличаться у разных людей в зависимости от их возраста, социального статуса, пола и национальной принадлежности.
Концепты помогают разрешить вопросы о значении слов, о содержании тех или иных понятий. Следует четко различать термины «концепт» и «значение». «Значение» – понятие более узкое, входящее в состав концепта.
Обратим внимание также и на тот факт, что «соотношение слова и концепта можно уподобить видимой и невидимой части айсберга. Компоненты лексического значения выражают значимые концептуальные признаки, но не в полном объеме. Концепт объемнее лексического значения слова... Структура концепта гораздо сложнее и многограннее, чем лексическое значение слова» [[7]].
На наш взгляд, этот пример наглядно показывает, что за многими, на первый взгляд понятными словами скрывается огромный пласт различных оттенков значения.
1.3 Структура концепта
Структура концепта многогранна. В его состав входит всё содержание понятия, этимология, ассоциативный ряд, оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика.
Одно и то же явление может представлять собой не идентичные концепты в зависимости от возраста, воспитания, уровня культуры, места жительства, социального статуса, национальности и даже пола человека. Кроме того, концепт целого народа будет отличаться от концепта одного человека.
С точки зрения З.Д. Поповой и И.А. Стернина, концепт в сознании человека формируется из непосредственного эмпирического опыта (восприятия мира органами чувств), предметной деятельности человека, мыслительных операций с другими, уже существующими в сознании, концептами, языкового общения и самостоятельного познания языковых единиц [[8]].
Обобщенно структуру концепта можно представить в виде круга, состоящего из ядра и ассоциативного поля. Ядро концепта – основное понятие, значение, зафиксированное в словарных статьях. Ассоциативное поле может делиться на слои. Такую структуру признают многие лингвисты.
Существуют и более сложные структуры концептов, зависящие от того, к какому типу они относится. В нашей работе мы не рассматриваем этот вопрос и принимаем за основу исследования вышеописанную структуру.
1.4 Методика описания концепта
В настоящее время существуют и разрабатываются разные методики описания концепта. Для своего исследования в силу его узкой специфики мы решили применить более простой, понятный и в то же время довольно эффективный метод: выявление ассоциативных комплексов.
Данный метод более близок к психолингвистическому подходу в понимании концепта. В рамках данного подхода концепт является достоянием как определённого социума или культуры, так и отдельного индивида. Кроме того, исследователь А.А. Залевская находит, что для психолингвистического понимания концепта очень важно, что человек всегда воспринимает и перерабатывает информацию при наличии определённого эмоционально-оценочного отношения к ней [[9]]. А концепт «учёба» включает в себя множество эмоционально-оценочных компонентов.
Мы считаем возможным определение содержания концепта малых социальных групп путем специального опроса каждого или большинства людей из данной социальной группы.
Согласно позиции В.А. Масловой, для установления смыслового объема концепта необходимо проделать следующую работу:
1) установить место концепта в национальном языковом сознании через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям (путем анализа словарных значений определятся ядро концепта);
2) учесть особенности этимологии слова;
3) привлечь к анализу разнообразные контексты (поэтические, научные, публицистические, философские и т.д.) с целью выявления периферических признаков концепта;
4) сопоставляя полученные результаты с анализом ассоциативных ядерных связей, сделать выводы о смысловой связи данного концепта с другими;
5) проанализировать концепт в разных видах искусства [[10]].
Поскольку наша задача – выявить смысловой объём концепта «учёба» в конкретном кругу людей, объединенных общими условиями, мы изменим методику описания в соответствии со спецификой нашей работы.
Методика описания концепта «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка следующая:
Глава II. Построение концепта «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка
Для выполнения данной части работы мы обратились к толковым словарям русского языка. В результате получаем следующие определения учёбы:
“учёба” в словаре Ушакова (раннее издание)
УЧЁБА (или учоба), учёбы, мн. нет, ·жен. (офиц., ·разг., раньше ·прост.).
1. Действие по гл. учиться, процесс обучения, ученье. Школьная учёба. Литературная учёба. Послать на учёбу.
2. Муштра, дрессировка, не вполне осмысленное обучение (с оттенком пренебрежения).
УЧЁБА, -ы, ж. Учение, обучение. Годы учёбы. Школьная у. Производственная у. Взяться за у. На учёбе кто-н. (проходит курс обучения; разг.).
ж. Процесс действия по знач. глаг.: учиться.
Итак, смысл слова «учёба» заключается в процессе, который «выполняет» глагол учиться. Это практически одно и то же (только выраженное разными частями речи). Также слово учеба очень близко к словам учение и обучение. И этот факт тоже вполне понятен. Интерес представляет второе значение слова «учёба» в словаре Ушакова, в других (из рассматриваемых нами) толковых словарях его нет. Учёба - это муштра, то есть процесс, имеющий явный отрицательный смысловой оттенок. Как мы убедились в процессе анализа содержания концепта «учёба» в нашей школе, эти оттенки смысла присутствуют в сознании школьников.
Отметим также, что в ходе анализа ответов опрошенных подтвердился тот факт, что значение слова гораздо уже содержания концепта, что концепт гораздо объёмнее и многогранней значения.
Чтобы получить результаты в данной части работы, мы провели специальные опросы среди учеников нашей школы.
В опросе участвовали 180 человек, что составляет 93% от всех учащихся школы.
Ученикам были предложены следующие вопросы:
Результаты опроса дали представление о том, что же представляет концепт «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка.
При анализе ответов мы учли возрастные особенности ребят, так как ответы в младшем, среднем и старшем звеньях школы различаются, это хорошо видно в таблицах (Приложение 1). Тем не менее, разделять результаты на три самостоятельные части мы не стали, так это не входило в наши задачи и противоречит нашей цели: описать концепт «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка.
После подробного анализа ответов учащихся мы смогли определить структуру исследуемого нами концепта: ядро и ассоциативное поле. Внутри ассоциативного поля мы расположили пласты или слои. Содержание, названия (объединив ответы по группам) и значимость слоёв мы определяли, исходя из ответов порошенных. Чем больше слов (ответов) представлено в ассоциативном слое, тем ближе он к ядру. Чем меньше слов, тем слабее связи с исследуемым понятием. Самые повторяющиеся слова также являются значимыми для реализации концепта. Таким образом, структура получилась следующей:
Данный слой очень интересен. Домашняя работа больше всего волнует учеников из среднего звена, а вот такие понятия как лень, усталость, недосып, трата нервов, экзамены и недостаток времени – характерны для старшеклассников. Только в их ответах встречаются мрак, ерунда, ужас и нудность, а вот мука, бесполезно потраченное время и скука появляются уже со среднего возраста. Эти результаты дают определенный повод для размышления. Хотя с другой стороны, только старшие ребята понимают, что учеба – это труд, работа и старание. Для ребят из младшей возрастной группы самые важные процессы и действия в процессе учёбы гораздо мягче и спокойнее: писать, слушать учителя, помогать ему, отвечать на вопросы, не опаздывать и хорошо себя вести. Процесс общения также важен для учеников.
Интерес в этом слое представляют такие предметы как жвачка, серьги, трактор, на первый взгляд с учебой не связанные. Хотя при более детальном изучении объяснить эти связи вполне возможно. Слово компьютер употребляется только один раз, что неожиданно. А вот слово маркер встречается чаще, чем мел, что вполне закономерно и отражает изменения, происходящие в системе образования.
Заключение
Таким образом, мы проанализировали реализацию концепта «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка Марксовского района (Приложение 2). Анализ ответов опроса учеников позволил определить структуру концепта и его содержание. По результатам исследования мы сделали следующие выводы:
Работу в описании концепта «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка мы считаем выполненной. Но она может быть продолжена в следующих направлениях: более детальное изучение понятия концепт в современной лингвистике; сравнение наполнения концепта «учёба» сельской и городской школы (содержание концепта зависит от многих факторов: культурных, социальных и других); более детальное изучение содержания и изменение структуры концепта «учёба» (возможно использование фреймовой структуры, хотя мы ещё не касались этого понятия (прим.научного руководителя)); сравнения концептов «учёба» и «каникулы».
Список используемых источников и литературы
Словари
Литература
Приложение 1
Ассоциативный слой: действия и процессы, связанные с учебой
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
уроки, занятия | 9 | 18 | 8 | 35 |
домашние задания, домашняя работа | 5 | 21 | 7 | 33 |
учиться, учение, учить | 6 | 11 | 6 | 23 |
спать, хочется спать, недосыпание, рано вставать, проспать | 0 | 4 | 11 | 15 |
лень | 0 | 1 | 13 | 14 |
труд, старание, работа | 0 | 4 | 10 | 14 |
общаться, общение, разговоры | 1 | 4 | 5 | 10 |
лом, нежелание учиться | 0 | 3 | 7 | 10 |
экзамены, ГИА, ЕГЭ | 0 | 1 | 8 | 9 |
писать | 5 | 2 | 2 | 9 |
усталость, переутомление, бессонница | 0 | 3 | 6 | 8 |
мрак, ерунда, нудность, ужас | 0 | 0 | 8 | 8 |
мучение, мука | 0 | 4 | 3 | 7 |
скука | 0 | 1 | 5 | 6 |
ходить, идти в школу | 0 | 5 | 0 | 5 |
классная работа | 1 | 4 | 0 | 5 |
учиться на 5, получать хорошие оценки | 1 | 4 | 0 | 5 |
звонок | 1 | 3 | 1 | 5 |
читать | 4 | 1 | 0 | 5 |
слушать учителя, смотреть на доску, сидеть правильно, хорошо себя вести | 3 | 2 | 0 | 4 |
думать | 1 | 1 | 1 | 3 |
кушать, еда | 0 | 1 | 1 | 2 |
бесполезное времяпрепровождение, потраченное время | 0 | 1 | 1 | 2 |
рисовать | 1 | 1 | 0 | 2 |
не опаздывать | 2 | 0 | 0 | 2 |
дежурство | 0 | 2 | 0 | 2 |
трата нервов, нервы | 0 | 0 | 2 | 2 |
отвечать на вопросы | 1 | 0 | 0 | 1 |
скачать новое | 0 | 1 | 0 | 1 |
холодно идти | 0 | 1 | 0 | 1 |
голодание | 0 | 1 | 0 | 1 |
помнить | 0 | 1 | 0 | 1 |
самостоятельная работа | 0 | 1 | 0 | 1 |
тест | 0 | 1 | 0 | 1 |
решать | 0 | 1 | 0 | 1 |
не доводить учителя | 0 | 1 | 0 | 1 |
самое главное | 0 | 1 | 0 | 1 |
считать | 1 | 0 | 0 | 1 |
помогать | 1 | 0 | 0 | 1 |
мало времени | 0 | 0 | 1 | 1 |
Итого: 258 |
Ассоциативный слой: предметы, связанные с учебой
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
учебники, книги | 13 | 26 | 10 | 49 |
тетрадь | 15 | 16 | 3 | 34 |
ручка | 7 | 16 | 4 | 27 |
дневник | 12 | 6 | 2 | 20 |
доска | 9 | 5 | 0 | 14 |
портфель, сумка, рюкзак | 3 | 8 | 2 | 13 |
пенал | 7 | 5 | 0 | 12 |
форма | 0 | 9 | 2 | 11 |
мел, маркер | 2 | 6 | 0 | 8 |
карандаш | 6 | 2 | 0 | 8 |
стул | 2 | 2 | 0 | 4 |
ластик | 3 | 1 | 0 | 4 |
линейка | 1 | 2 | 0 | 3 |
журнал | 0 | 2 | 0 | 2 |
туфли | 0 | 2 | 0 | 2 |
расписание уроков | 0 | 2 | 0 | 2 |
указка | 0 | 1 | 0 | 1 |
компьютер | 0 | 1 | 0 | 1 |
портрет | 0 | 1 | 0 | 1 |
гардероб | 0 | 1 | 0 | 1 |
кроссовки | 0 | 1 | 0 | 1 |
костюм | 0 | 1 | 0 | 1 |
джинсы | 0 | 1 | 0 | 1 |
серьги | 0 | 1 | 0 | 1 |
жвачка | 0 | 1 | 0 | 1 |
канцтовары | 0 | 0 | 1 | 1 |
циркуль | 1 | 0 | 0 | 1 |
ножницы | 1 | 0 | 0 | 1 |
папка | 1 | 0 | 0 | 1 |
фломастеры | 1 | 0 | 0 | 1 |
«замазка» | 1 | 0 | 0 | 1 |
альбом | 1 | 0 | 0 | 1 |
дверь | 1 | 0 | 0 | 1 |
Итого: 230 |
Ассоциативный слой: люди, связанные с учебой
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
учителя | 13 | 28 | 13 | 54 |
друзья | 3 | 19 | 8 | 30 |
ученики | 11 | 7 | 1 | 19 |
одноклассники | 0 | 9 | 5 | 14 |
классный руководитель | 0 | 2 | 1 | 3 |
директор | 1 | 1 | 1 | 3 |
ученый | 0 | 1 | 0 | 1 |
Итого: 124 |
Ассоциативный слой: результаты учебы
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
оценки | 7 | 12 | 7 | 26 |
знания | 3 | 10 | 9 | 21 |
пятерки | 5 | 3 | 0 | 8 |
образование | 0 | 2 | 2 | 4 |
будущее, жизнь | 0 | 3 | 1 | 4 |
двойки | 0 | 2 | 1 | 3 |
благополучие | 0 | 0 | 3 | 3 |
деньги | 0 | 0 | 3 | 3 |
карьера | 0 | 0 | 3 | 3 |
наука | 0 | 1 | 0 | 1 |
умения | 0 | 1 | 0 | 1 |
тройки | 0 | 1 | 0 | 1 |
четверки | 1 | 0 | 0 | 1 |
Итого: 79 |
Ассоциативный слой: помещения, связанные с учёбой
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
школа | 7 | 18 | 11 | 36 |
кабинет, класс | 1 | 4 | 11 | 16 |
столовая | 0 | 2 | 2 | 4 |
библиотека | 1 | 1 | 0 | 2 |
дом | 0 | 2 | 1 | 3 |
машина | 0 | 2 | 0 | 2 |
туалет | 0 | 1 | 0 | 1 |
Итого: 64 |
Ассоциативный слой: школьные предметы
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
физкультура, спорт, волейбол, тренировка | 1 | 13 | 1 | 15 |
математика, цифры, примеры, клетки, формулы, сложение, умножение | 4 | 8 | 1 | 13 |
русский язык, диктант, сочинение | 1 | 5 | 6 | 12 |
литература | 1 | 4 | 0 | 4 |
английский язык | 0 | 3 | 0 | 3 |
ОЗОЖ | 0 | 2 | 0 | 2 |
информатика | 0 | 2 | 0 | 2 |
МХК | 0 | 2 | 0 | 2 |
загадки | 1 | 0 | 0 | 1 |
классный час | 0 | 1 | 0 | 1 |
ИЗО | 0 | 1 | 0 | 1 |
география | 0 | 1 | 0 | 1 |
Технология | 0 | 1 | 0 | 1 |
языки | 0 | 1 | 0 | 1 |
Итого: 59 |
Ассоциативный слой: развлечения в процессе учебы
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
перемена | 10 | 7 | 2 | 19 |
веселье, радость, счастье | 0 | 2 | 2 | 4 |
шум, бегать, беситься | 0 | 3 | 1 | 4 |
Телефон, играть в него | 0 | 2 | 0 | 2 |
каникулы | 1 | 1 | 0 | 2 |
любовь, люблю | 0 | 1 | 1 | 2 |
гимн | 0 | 1 | 0 | 1 |
дискотека | 0 | 1 | 0 | 1 |
музыка | 0 | 1 | 0 | 1 |
выходной | 0 | 1 | 0 | 1 |
выпускной | 0 | 0 | 1 | 1 |
бабушка дает деньги | 1 | 0 | 0 | 1 |
Итого: 40 |
Ассоциативный слой: качества личности, связанные с учебой
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
ум, мышление | 0 | 0 | 7 | 7 |
злость | 0 | 0 | 3 | 3 |
ответственность | 0 | 0 | 1 | 1 |
стремление | 0 | 0 | 1 | 1 |
выносливость | 0 | 0 | 1 | 1 |
трудолюбие | 0 | 0 | 1 | 1 |
Итого: 14 |
Ассоциативный слой: время, связанное с учебой
название | Младшее звено (1-4 классы) | Среднее звено (5-8 классы) | Старшее звено (9-11 классы) | всего |
1сентября | 1 | 2 | 0 | 3 |
Сентябрь | 0 | 1 | 0 | 1 |
май | 0 | 1 | 0 | 1 |
День учителя | 0 | 1 | 0 | 1 |
весна | 0 | 0 | 1 | 1 |
45 минут | 0 | 0 | 1 | 1 |
долго | 0 | 0 | 1 | 1 |
Итого: 9 |
Приложение 2
Структура концепта «учеба» в МОУ СОШ с.Баскатовка
[1] Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В.А. Маслова. - М.: Флинта, 2004 -189 с.
[2] Кравченко А.В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка. - Иркутск: Издание ОГУП Иркутская областная типография 1, 2001, С.60
[3] Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов //Русская словесность: Антология; под ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia,1997, С.267-279
[4] Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект // И.А. Тарасова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003
[5] Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В.А. Маслова. - М.: Флинта, 2004, С. 101.
[6] Ожегов С. И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999
[7] Пименова М.В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов). / Вопросы когнитивной лингвистики. –2004, С. 7
[8] Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 2000
[9] Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж, 2001
[10] Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В.А. Маслова. - М.: Флинта, 2004 – 189 с.
Слайд 1
Концепт «Учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка Кочнев Павел, 10 классСлайд 2
Цель работы: описание концепта «учёба» в МОУ-СОШ с. Баскатовка. Актуальность работы: учёба – процесс, волнующий значительную часть населения нашей страны.
Слайд 3
Что такое КОНЦЕПТ?
Слайд 4
Язык – это не только средство общения. Язык – отражение и воплощение наших мыслей. Концепты - ключ для понимания внутреннего мира человека через язык. Когнитивная лингвистика – одно из направлений языкознания, исследующее механизмы извлечения, хранения и передачи знаний посредством языка.
Слайд 5
Концепт – базовая единица когнитивной лингвистики « Концепт – это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте».
Слайд 6
Важно: к онцепт синонимичен , но не идентичен понятию, значению, смыслу; к онцепт имеет сложную структуру.
Слайд 7
слово концепт
Слайд 8
Концепт Нация Личность Малая социальная группа
Слайд 9
Лексическое значение слова «учёба»: процесс по глаголу учиться; процесс получения образования; муштра, дрессировка. Результаты опроса в Баскатовской школе.
Слайд 10
Структура концепта ассоциативное поле концепта, состоящее из ассоциативных слоёв Ядро
Слайд 11
Структура концепта «учёба» знания образование Ядро
Слайд 12
1.«действия и процессы, связанные с учёбой» уроки домашняя работа учение, учиться лень, усталость, недосып, трата нервов экзамены и недостаток времени мука, бесполезно потраченное время и скука труд, работа и старание
Слайд 13
2. «предметы, связанные с учёбой» учебники, тетрадь и ручка форма и портфель канцтовары компьютер маркер и мел
Слайд 14
3. «люди, связанные с учёбой» учителя ученики, друзья, одноклассники директор классный руководитель
Слайд 15
4. «результаты учёбы» оценки знания карьера деньги благополучие
Слайд 16
5. «помещения, связанные с учёбой» школа и кабинет столовая машина библиотека туалет
Слайд 17
6. «школьные предметы» физкультура русский язык математика английский язык литература
Слайд 18
7. «развлечения в процессе учёбы» перемена беготня, веселье, шум телефон выходной каникулы
Слайд 19
8. «качества личности, связанные с учёбой» ум злость ответственность, стремление, выносливость и трудолюбие
Слайд 20
9. «время, связанное с учёбой» 1 сентября сентябрь, май, весна 45 минут, долго День учителя
Слайд 21
Выводы Результаты нашей работы показали отношение учеников нашей школы к учёбе! Полученные результаты могут быть применены практически: их следует учесть при корректировке учебного процесса.
Слайд 22
Можно продолжить более детальное изучение содержание концепта; сравнение наполнения концепта «учеба» сельской и городской школы (содержание концепта зависит от многих факторов: культурных, социальных и других); изменение структуры концепта
Соленая снежинка
Загадочная система из шести экзопланет
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
«Течет река Волга»
Рисуем ананас акварелью