Работа к научно-практической конференции
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_svetlyanskogo_detskogo_doma.doc | 77 КБ |
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Светлянская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Всегда готов!»
Автор: Боткина Анна,
ученица 8 класса
Руководитель: Казанцева Е.Ю.,
учитель МБОУ Светлянской СОШ
Светлое – 2013
Оглавление.
1. Введение……………………………………………………………..3-4
2. Из истории детских домов в России. Статистика..……………………………………………………………5-6
3. Из истории детского дома села Светлое. …………………………………………………………….......................7-10
4. Заключение…………………………………………………………..11
5. Список литературы………………………………………………….12
6. Приложения………………………………………………………….13
Введение.
«…Так не должно быть на свете,
Чтоб были потеряны дети».
Д. Непомнящий
Родина…
Это слово каждый понимает по-своему, но для каждого оно связано с местом, где он родился, с родным домом, с семьёй, с близкими и родными людьми. И когда человек лишается чего-то сокровенного, то ему становится очень плохо и трудно одному. Семья: мама, папа, бабушка, дедушка – без этого я не представляю свою жизнь. Когда мы теряем кого-либо из родных – это настоящее горе. Но когда человек остаётся абсолютно один, ему кажется, что весь мир рушится. Не каждый взрослый человек может справиться с бедой. А если это маленький, совсем беззащитный человек? На помощь приходит «детский дом». Действительно он необходим тем, кто волею судьбы остался один. Но очень сложно понять, когда у воспитанников детских домов, есть родители, другие родственники. Ни один, даже самый лучший детский дом, не сможет заменить семью.
Мы живём в мире информационных технологий, стремительного развития технического прогресса, огромных возможностей и достатка, и в мире большого человеческого милосердия. Я считаю, что в наше время должно быть как можно меньше детских домов, только для крайней необходимости. Считаю, что данная тема на данном этапе, актуальна. Я решила более глубоко изучить историю Светлянского детского дома, понять насколько он был необходим в то время и важен.
Цель: исследовательской работы: изучить историю детского дома в селе Светлое;
Для достижения данной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
- выяснить у очевидцев, бывших учителей и учеников, что они знают о детском доме;
- изучить архивный материал, в котором упоминаются сведения о Светлянском детском доме;
- изучить литературу, газетный материал, сведения в Интернете по данному вопросу.
Для этого мы посетили архив Воткинского района; изучили статьи, очерки и другую публикацию о детском доме нашего села; встречалась с очевидцами событий: Шутовым Г.А., Тукмачёвой М.Л. и другими.
Литература, которой я пользовалась, в достаточном объёме помогла представить мне жизнь детей, почувствовать эпоху того времени, представить жизнь своих сверстников.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы исследования:
- беседа;
-.фоторепортаж, подбор фотоматериалов;
- опрос, анкетирование;
- работа с материалами районного и школьного архивов, периодической печатью;
- работа с личными архивами Шутова Г.А.; Ивановой В.А.;
- анализ собранного материала;
- создание презентации;
Из истории детских домов России. Статистика.
История детских домов уходит далеко в прошлое. Детский дом – место проживания детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей.
Появление детских домов связано в России с возникновением беспризорничества. Первый пик этого явления приходится на период конца 1910-х, начала 1920-х годов (в ходе Первой мировой войны и последовавшего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней) Россия столкнулась с проблемой огромного количества беспризорных детей на улицах городов. Было несколько неудачных попыток создания детских колоний. Более известным, начиная с 30-х годов последователем и более умелым продолжателем этого направления стал А. С. Макаренко. Именно он собрал и дополнил разрозненные и не слишком устойчиво работавшие до того отдельные приёмы в целостную систему, сумел её описать и обнародовать с помощью последнего в виде художественных произведений
Второй пик беспризорничества в СССР наблюдался после Великой Отечественной войны. Он отражён в автобиографическом фильме Николая Губенко «Подранки». Это было суровое и трудное время. Люди были разобщены этой страшной войной, раздавлены, измучены. Но всё равно находили в себе силы искать своих потерявшихся родственников, искали годами, не теряя надежды. Так Агния Барто, потеряв в конце войны своего сына, очень много сделала доброго для чужих детей. Агния Львовна стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла передача в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей.
Третий пик беспризорничества наблюдается в России после 1991 г по сегодняшний день.
В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В начале 2010 г. в России насчитывалось 928 тысяч детей-сирот; По статистике только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.
Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми».
Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников.
Сейчас, в 21-м веке, в «светлом будущем», сирот больше, чем сразу после войны.
Сейчас в России две тысячи детских домов и 67000 их воспитанников. Еще 27 тысяч детей учится в 150-ти школах-интернатах. Десять процентов детдомов и интернатов не имеют элементарных условий, 48% требуют капремонта, 5 находятся в аварийном состоянии(приложение 1).[8]
Я никогда не задумывалась о том, что такое детский дом, как устроена в нём жизнь, пока в нашей школе не произошёл случай. В 7 классе учился мальчик Рома. Он жил и воспитывался с бабушкой. Бабушка внезапно умерла и жизнь Ромы резко изменилась. В одночасье не стало родного дома, родной улицы, школы, друзей. Меня это очень взволновало. Как-то в разговоре с папой, обсуждая эту тему, я узнала, что в доме моих бабушки с дедушкой после Великой Отечественной войны, жил директор детского дома. Я ведь даже не знала, что в нашем селе был детский дом. Так меня заинтересовала эта тема. Я решила узнать всю информацию о Светлянском детском доме.
Из истории детского дома села Светлое.
На основании постановления Совнаркома Удмуртской. АССР от 13 августа 1941 года №1607 детский дом №3 города Воткинска был переведён в с.Светлое в помещение районного клуба и сберкассы (Приложение 1.1). Детскому дому принадлежало ещё несколько деревянных домов. Первым директором был Жемчужин Константин Михайлович. Долгое время директором был Батурин Николай Александрович, который со своей семьёй, проживал на улице Октябрьской (приложение 2). Из воспоминаний дочери Людмилы Батуриной (Архиповой): « Мой отец, в прошлом военный, был назначен директором Светлянского детского дома в начале 50-х годов. Учились мы все вместе с детдомовцами. Было трудное, но удивительное время. По примеру отца, я поступила в педагогический институт, после окончания, которого работала учителем русского языка и литературы».[5]
Ребята в основном были из западных районов нашей страны, где шла война, но были и местные ребята. Учились воспитанники детского дома в Светлянской средней школе.[4] Но это не мешало их дружбе с местными ребятами. По сравнению с деревенскими детьми, детдомовцев одевали и кормили лучше. При детском доме было своё приусадебное хозяйство. Дети получали молоко, сахар, хлеб, овощи, которые выращивали сами. Для детского дома специально была открыта пекарня. Эта старая пекарня располагалась в маленькой избе, где была небольшая печь. Первым печником была Кашина Таисия. Проработала она 5 лет. Некоторые детдомовцы делились хлебом со своими сельскими друзьями. [1]
В пользовании ребят также находились швейные машины. В 1945 детский дом получил 4000 метров разной мануфактуры для пошива постельного белья. 120 пальто, 100 пар обуви. Воспитатели строго следили за внешним видом воспитанников, у них у всех была единая форма, шинели.
Из приказа директора детского дома: « В честь 27-ой годовщины Великой Октябрьской революции считаю нужным отметить некоторых лучших ребят в учёбе, премиями:
Литвинцева Люда – платье; Литвинов Вася – костюм;
Ильина Клава – платье; Перевозчиков Степан – костюм;
Воробьёва Лида – платье; Журавлёва Рая – платье;
В целях укрепления физического здоровья детей в детском доме с 13 мая 1943 года была введена утренняя зарядка, и обязательной стала вечерняя линейка.[5]
В детском доме часто проводились воскресники: распилка и расколка дров, уборка территории, уборка скотного двора, сбивание оледенения крыш. В детском доме было установлено дежурство. Много обязанностей входило в обязанности дежурных: помощь в столовой, уборка комнат, даже воду ребята брали и приносили из колодца. [6]
В помещении находилось несколько комнат - это и пищеблок, рабочая комната
( подобие нынешних мастерских), уборная, комната для старших девочек и комната младших девочек, аналогично такие же комнаты для мальчиков. У ребят были старые парты и учебники (приложение 3), писали они перьями, кто-то карандашами, тетрадей было немного. Но ребята очень бережно относились к школьным принадлежностям.
Дети все учились по-разному. Кто слабее, их отправляли в ремесленные училища, кто учился хорошо, заканчивали семилетку, а кто-то и 10 классов. Среди учащихся были и очень слабые. Так, например, в 1951 году Никитин Николай был отправлен в детский дом для умственно-отсталых детей в город Ижевск.
Среди воспитанников детского дома были и нарушители дисциплины, наблюдались также случаи хищения. Все эти случаи не оставались без внимания, особые случаи разбирались на педагогических советах.[7]
Ребята занимались спортом, участвовали в художественной самодеятельности детского дома. С постановками спектаклей ходили в соседние деревни и выступали в клубах. Часто вместе с детьми ходил и сам директор детского дома Николай Александрович Батурин. Собирали удмуртский и русский фольклор, используя его в своих постановках и концертных программах. Удмуртские национальные костюмы для выступлений детям давали жители деревни Черноключье. Деревенские жители всегда к детдомовцам относились доброжелательно. Празднование церковных праздников в то время запрещалось. Некоторые из техперсонала пытались праздновать и поздравлять ребят с такими праздниками как покров, пасха. За это получали взыскание от администрации детского дома. [2]
Старшая пионерская вожатая Зинаида Павловна Пашкова, которая во время блокады Ленинграда, была эвакуирована в Удмуртию и волею судьбы оказалась в селе Светлое, умела увлечь детей интересными делами. Все воспитанники очень любили свою вожатую и с теплотой вспоминают о ней и её добрые дела.
Техперсонал: нянечки, уборщицы, завхоз, конюхи в детском доме часто менялся, работы было много, платили совсем небольшую заработную плату, условия работы были сложные.
Многие воспитанники детского дома стали студентами лучших ВУЗов страны. Некоторые приезжали в с.Светлое. Иванова Валентина Андреевн, писатель, автор 24-х сборников стихов и рассказов, бывшая воспитанница детского дома (приложение 2.1.). В своём рассказе «Глиняные чашки» она пишет о том, как в детский дом пришла весть о долгожданной Победе. Из воспоминаний Валентины Андреевны: «С теплотой вспоминаю своих друзей по детскому дому – Дмитрия Стекольникова, Алевтину Бардину, Евгения Загребина и других одноклассников. Когда мне исполнилось 14 лет, директор детского дома взял меня в свою семью до исполнения 15 лет. Это было замечательное время» (приложение 3). [3]
Из воспоминаний бывшего учителя Светлянской средней школы Шутова Генриха Афанасьевича: «В военные годы мне довелось учиться вместе с воспитанниками детского дома.
Ребята были со всего Советского Союза: с Владивостока, с Курской области, с центральных районов страны. С некоторыми из них после войны я поддерживал переписку — это Стекольников Д. В 1953 году он поступил в Пермский горный институт, после чего работал в Челябинской области. Киселёв А. окончил Ижевское музыкальное училище. Галямова Глафира. С золотой медалью окончила школу и поступила в МГУ. Туголуков Дмитрий Ефимович после 8-го класса поступил в Пермское речное училище, очень хорошо рисует. Регулярно шёл розыск родителей или каких-либо родственников воспитанников. Помню, как пришли розыскные документы – нашлись родители Лучинкина Бори. Как мы все радовались за него». [7]
На некоторое время детский дом стал родным и для нашего земляка, уроженца деревни, В.Талица, Гребёнкина Александра Алексеевича (приложение 4). Было суровое и трудное. После войны страна вставала из руин. Многие женщины работали на лесозаготовках. В их числе была и мама маленького Саши Гребёнкина. Непродолжительное время он жил в Светлянском детском доме. Он был маленьким, плохо помнит. Но в памяти осталось то, что кормили хорошо.
В первый день мира, в день долгожданной Победы вспоминал один из воспитанников детского дома Валера Горицкий: «Когда началась война, жили мы на Украине, через несколько дней решили эвакуироваться. С сестрой и мамой погрузили вещи на лошадь, поехали. Я плакал, грустно было расставаться с садом, с речкой. Мама сказала тогда, что будем добираться до Урала – туда отца с заводом отправили. На фронт его из-за больного сердца не взяли…
На первой же станции вещи вместе с лошадью пришлось оставить, взяли только то, что смогли надеть на себя, да еду – и поехали. Я потерялся в Казани, на станции. Мне тогда 8 лет было. Началась посадка на поезд, народу тьма-тьмущая… толкали меня, и вдруг, не оказалось рядом ни мамы, ни сестры… Я туда-сюда кинулся – нигде нет. Пожалела меня старая женщина, дала картошку. Сказала, что едет в Удмуртию и забрала меня с собой. По приезду в Ижевск, она сдала меня в детский приют. А оттуда я уже попал в Светлянский детский дом. Война кончилась, теперь примусь разыскивать маму и сестру. Мне директор детдома поможет…». Действительно, Николай Александрович многим помог в поиске родных. [3]
Агния Львовна Барто (приложение 5), известная детская поэтесса, тоже очень много сделала для чужих детей. Она стала вела на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Передача шла в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей!
На основании приказа № 278-К Министерства просвещения Удмуртской АССР от 6 августа 1953 года Батурин Н.А. был уволен, в связи с переездом на новое место работы в город Воткинск. После отъезда Батуриных директором Светлянского детского дома была назначена Фрадкова Любовь Моисеевна, которая тоже внесла свой достойный вклад в воспитание детей, кого-то нашли родные и близкие. [5]
К августу 1954 года был заметно сокращён контингент воспитанников. Это ввиду того, что определённое количество детей, достигнув определённого возраста, уже выпустились из стен детского дома, у кого-то нашлись родственники (приложение 6).
В 1958 году на основании решения исполкома №2 от 04.02.58. было принято решение о переводе детского дома из села Светлое в деревню Кварсу. Было принято решение о слиянии Светлянского и Перевозинского детских домов, в виду дальнего расстояния от села Перевозное до райцентра, что мешало перевозке продуктов из города и выполнению других работ детдомов. К тому же это были двойные расходы.
Заключение.
Завершена работа по истории детского дома в селе Светлое, которая помогла мне встретиться и с интересными людьми, научиться работать с архивными материалами, заставила задуматься о многом. Многие, у кого я интересовалась, даже не знали, что у нас был в селе детский дом. Тогда была война, и, наверное, детский дом был необходим. Иначе сколько детей могли остаться на улице, замёрзнуть, просто погибнуть. Многие воспитанники бывшего Светлянского детского дома с теплотой вспоминают то время, именно он им помог выжить, обрести друзей, дал образование и путёвку в жизнь, закалил их, многим дал путёвку в жизнь. Но сейчас, когда в стране мир, достаток, я считаю, нет места детским домам. Ни один, даже самый богатый, самый красивый детский дом, не заменит тепло родных людей, их заботу, любовь.
Политика государства в данное время тоже считает, что в мире информационного и технического прогресса, в мире большого милосердия, доброты, сострадания, необходимо чтобы, как можно меньше было детей, оставшихся без попечения родителей.
В канун рождества я слушала выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (приложение 5). В своём традиционном телеобращении к россиянам призвал усыновлять детей и заявил, что в стране не должно остаться сирот.
Я полностью согласна с ним: «Так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети»!
Библиография.
Фонд 276, оп. 1а, д.9, л.82.
Фонд 276, оп. 1, д.32, л.15.
Фонд 276, оп. 1, д.75, л.72.
6. Школьный архив.
7. Личный архив Шутова Г.А., Вовк Л.И., Ивановой Л.А;
8. Материалы Интернет по вопросам пионерской организации за 2000-2010 годы;
Приложение 2.1.
Иванова Людмила Андреевна,
бывшая воспитанница детского дома, писатель, автор 24-х сборников стихов и рассказов.
Разлука
Ласточка
Рисуем кактусы акварелью
Сорняки
Рисуем акварельное мороженое