Работа посвящена юбилейному году Российской космонавтики и раскрывает взаимосвязь между работами М.В.Ломоносова и развитием космонавтики.
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_tekst_nir.doc | 241.5 КБ |
“О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
Колесников Александр, 5а класс
Руководитель:
Платунова Валентина Васильевна, учитель химии
Санкт- Петербург
2011 год
Оглавление
Стр. | ||
Введение | 3 | |
Глава 1. | М.В.Ломоносов – основные вехи жизни | 3 |
| 4 | |
| 4 | |
| 5 | |
1.4. Германия | 5 | |
Глава 2. | Открытия, теории, работы, … | 7 |
| 7 | |
| 9 | |
| 10 | |
| 11 | |
| 12 | |
| 14 | |
Глава 3. | Именем Ломоносова названы | 16 |
Глава 4. | Награды имени М.В.Ломоносова | 17 |
Заключение | 18 | |
Список литературы | 18 |
Введение.
В связи с исполняющимся в 2011 году 50-летием полета в космос Юрия Гагарина, глава российского государства постановил "объявить 2011 год в России Годом российской космонавтики".
19 ноября 2011 года состоится ещё одно знаменательное событие: исполнится 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова.
Актуальность обращения к теме обусловлена именно этими событиями года. Цель данной работы заключается в том, чтобы установить взаимосвязь между работами М.В.Ломоносова и развитием космонавтики.
Цель работы - изучение вклада первого русского ученого, естествоиспытателя, химика, физика в развитие космонавтики.
Задачи исследования:
1.собрать, проанализировать, сравнить информацию по теме;
2.сделать вывод.
Русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) оказал огромное влияние на развитие многих областей русской науки. Большой вклад он внес и в становление астрономии. Деятельность ученого была высоко оценена и современниками, и потомками. Эйлер писал о нем так: «Все научные мемуары не только хороши, но даже превосходны». Стихи русского гения долгое время (пока не родился Пушкин) называли превосходными. Сам А. С. Пушкин писал о Ломоносове: «Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»[3]. И эти слова как нельзя более точно отражают деятельность этого великого ученого. (http://nashivkosmose.ru/deyateln_lomonosova.htm)
В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения - славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием.
Поэтому случай Михаила Васильевича Ломоносова можно считать уникальным.
Глава 1. М.В. Ломоносов – основные вехи жизни
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (1711 - 1765) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, физик и химик; который дал физической химии определение, близкое к современному, предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств, профессор химии.
1.1. Детство
М.В. Ломоновсов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы Елены Ивановны Ломоносовых. Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла, когда ему было девять лет. Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были, по-видимому, его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след[5].
Личность М. В. Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос, о том, что он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнёта ига и не знала рабства. Грамоте Ломоносов научился сравнительно рано. Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников.
Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности», по его собственному выражению для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
1.2. Путешествие в Москву
Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов в 1730 ушел с обозом в Москву. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском».
1.3. Петербургская академия
Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины
Любознательный студент Ломоносов с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам. Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии»
Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям, сильно отличавшимся от дисциплин средневекового схоластического образца, которые преподавались в Славяно-греко-латинской академии. В кабинетах и мастерских Академии Наук Ломоносов мог видеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической лавке познакомиться с только что изданными книгами и журналами. Уже тогда Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецком языках.
1.4. Германия
В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. Способности Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение.
Ломоносов и его товарищи были зачислены в Марбургский университет 6 ноября 1736 года. Прошло менее года пребывания русских студентов в Марбургском университете, а успехи их в изучении различных дисциплин были весьма значительны. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739. Здесь он получил обширное и основательное образование. Его особенно привлекли новые задачи, стоявшие тогда перед химией – применение химических знаний для усовершенствования технологических процессов[2].
1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Доказательством известных успехов русского студента в изучении естествознания служит его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости». Ломоносов проявил в ней большую самостоятельность — стремился опереться на данные опытов.
Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.
К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.
Гордостью Генкеля была его химическая лаборатория. В то время многие высшие учебные заведения не имели собственных лабораторий. Эта лаборатория служила учебной, производственной и экспериментальной базой. Вероятно, Ломоносов оценил значение экспериментальной базы для исследовательской работы. По возвращении в Россию он упорно добивался постройки химической лаборатории при Академии Наук. В 1741 году Ломоносов смог вернуться в Петербург.
В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике, в 1745 профессором химии.
Глава 2. Открытия, теории, работы, …
У Ломоносова получалось все. Талант его был разносторонним и блестящим, как XVIII век, в котором он жил. Поэт, художник, изобретатель… Но прежде всего – УЧЕНЫЙ.
Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал в блестящей общедоступной форме.
Основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию, но как показывает его наследие, эта дисциплина, вступая на разных этапах его творчества во взаимодействие с другими разделами естествознания, оставалась в неразрывной связи с ними в контексте всего разнообразия его исследований, которые, в свою очередь, пребывали во взаимосвязи между собой. Такое логическое единство является следствием понимания им единства природы и существования немногих фундаментальных законов, лежащих в основе всего целостного многообразия явлений.
За годы работы М.В.Ломоносовым было сделано множество открытий. Одним из важнейших стал Закон сохранения материи (1748).
«Не все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого… Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого... Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому» (М.В.Ломоносов)
...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает
В дальнейшем этот закон был использован при запуске космических кораблей.
Открытый Ломоносовым закон получил более полное обоснование в его работах: «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760). Обе эти работы были опубликованы на латинском языке, и, следовательно, получили известность за пределами России. Но осознать значение открытия, сделанного Ломоносовым, многие ученые тех лет так и не смогли.
Молекулярно-кинетическая теория тепла
Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.
В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, в основе этой теории лежало представление о некой огненной (или, как вариант, холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.
М. В. Ломоносов обращает доказал и подтвердил, что причиною теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи».
М. В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов.
В более поздней работе (1748) он вместо «элемента» употребляет слово «атом», а вместо «корпускула» — партикула (лат. particula) — «частица» или «молекула» (лат. molecula). Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи.
Выводы механической теории теплоты, подтвердив саму её, впервые обосновали гипотезу об атомно-молекулярном строении материи . С корпускулярной теорией и молекулярно-кинетическими взглядами М. В. Ломоносова напрямую связанно его понимание актуальности закона сохранения вещества и силы (или движения).
В 1740-х годах М. В. Ломоносов в «собственноручных черновых тетрадях» «Введение в истинную физическую химию» и «Начало физической химии потребное молодым, желающим в ней совершенствоваться» уже дал абрис будущего курса новой науки, более строго оформившийся к январю
М. В. Ломоносовым были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях».
Важной особенностью той науки, основу которой заложил М. В. Ломоносов, явился его метод, подразумевающий исследование связи физических и химических явлений. Постоянно занимаясь практической наукой, он находит подтверждение в ней своим теоретическим воззрениям, но не только тому служит эксперимент — учёный применяет его для развития практики как таковой, опирающейся на понимание закономерностей тех или иных процессов. Настоящая методика касается не только химии и физики, но и вопросов химизма, сопровождающего электрические опыты и оптические явления — свойств объектов исследования, химического их состав и молекулярного строения. Все эти факторы говорят о хорошо осознанной, разработанной и последовательно применяемой системе взглядов и приёмов, которая, с точки зрения теории познания даёт корректное экспериментальное подтверждение гипотезам, способным вследствие того становиться основой теории. Этот методологический круг можно определить, перефразируя самого учёного, как «оживляющий» теорию и делающий практику «зрячей».
В 1748г М. Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную Химическую лабораторию, где с 1748 по 1757г — проводил работы по изготовлению цветных стёкол и красок.[1]
В диссертации «Размышление о причине теплоты и холода» Ломоносов разработал молекулярно - кинетическую теорию теплоты, согласно которой причина теплоты состоит во внутреннем вращательном движении физических частиц.(1749)
Теория электричества и метеорология
В 1752—1753 годах, занимаясь изучением атмосферного электричества, М. В. Ломоносов ставит задачу написания труда, посвящёного общей теории электричества. К работе над латинской рукописью учёный приступил только в апреле 1756 года, но уже в мае переключившись на «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», — оставляет первую, не завершив.
В работах М. В. Ломоносова, посвящённых исследованию электричества особенно ценным является направленность их от качественных наблюдений к установлению количественных закономерностей — формированию основ теории электричества.
26 ноября 1753 года им был сделан большой доклад — «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» и, что немаловажно — на русском. М. В. Ломоносовым была представлена его строго научная теория атмосферного электричества, которая в полной мере соответствует современным взглядам, данных явлений касающихся.
Очень важно в рассмотрении М. В. Ломоносовым света и электричества, в контексте его корпускулярно-кинетической теории тепла, единое толкование их волновой природы.
Прототип вертолёта
В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов — только подъём метеоприборов.
Документы показывают, что учёный сделал его действующую модель. По протоколу конференции Академии Наук (1754, июля 1; перевод с латинского) и в отчёте М. В. Ломоносова о научных работах в 1754 году (1755).
“… Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую им аэродромической (воздухобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух [отбрасывать его вниз], отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, чтобы можно было обследовать условия [состояние] верхнего воздуха посредством метеорологических машин [приборов], присоединённых к этой аэродинамической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, [машина] поднималась в высоту и потом обещала достижение желаемого действия. Но это действие, по суждению изобретателя, ещё более увеличится, если будет увеличена сила пружины и если увеличить расстояние между той и другой парой крыльев, а коробка, в которой заложена пружина, будет сделана для уменьшения веса из дерева. Об этом он [изобретатель] обещал позаботиться... / № 5 ...Делал опыт машины, которая бы, поднимаясь кверху сама, могла поднять с собою маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая хотя с лишком на два золотника облегчилась, однако к желаемому концу не приведена…»
Это была модель, работавшая по принципу вертолета с соосными винтами, которая должна была летать.
Ломоносов произвел ряд опытов, которые должны были убедить в справедливости закона сохранения и в приложимости его к химическим процессам.
Рассматривая тепло и свет (1756—1757), М. В. Ломоносов приходит к выводам о вращательном («коловратном») распространении частиц тепла и волновом («зыблющемся») — частиц света; русский учёный говорит об одном происхождении света и электричества.
В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.
В 1756 году недалеко от Ораниенбаума М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании.
Астрофизические исследования космического пространства.
Многое этот великий ученый сделал и для развития астрономии. Он одним из первых начал астрофизические исследования космического пространства и правильно объяснил причину некоторых явлений. Например, первым высказал предположение об электрической природе полярных сияний. Ломоносов сделал попытку объяснить происхождение хвостов комет тем же атмосферным электричеством, что было ошибкой. Однако в его гипотезе имеется некоторое сходство с современными теориями образования и свечения плазменных составляющих кометных хвостов в результате взаимодействия газово-плазменной головы кометы и потоков солнечного ветра.
Ученый изучил физическую природу Солнца. В то время полагали, что оно имеет твердую каменную, хоть и раскаленную оболочку. Ломоносов же первым высказал предположение, что Солнце имеет расплавленную поверхность:
«Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся и не находят берегов;
Там вихри пламенны кружатся, борющись множество веков...»
Ученый интересовался строением Земли, указывая, что при более внимательном изучении земных недр могут быть открыты новые способы поиска полезных ископаемых. Его занимали и такие вопросы, как эволюция Земли, Солнечной системы и всей Вселенной.
2.4. Открытие атмосферы на Венере
Одним из самых важных и известных достижений Ломоносова было его открытие атмосферы на Венере. Двадцать четвертого июня 1761 года Венера проходила через солнечный диск, и это явление наблюдали через телескоп десятки астрономов не только в России, но и в других странах. Ученые внимательно вглядывались в небо, стараясь не пропустить тот момент, когда произойдет контакт дисков Солнца и Венеры. Во время этого опыта астрономы предполагали уточнить расстояние от Земли до Солнца.
После того как диск планеты стал отчетливо виден на фоне солнечного, Ломоносов заметил небольшую дымку на крае солнечного диска. Когда же Венера подошла к другому краю, на нем появилась выпуклость, которая вскоре исчезла, после чего диск некоторое время имел такой вид, как будто его край был срезан.
Эти явления были замечены не только Ломоносовым, но и другими астрономами. Однако только русский ученый смог правильно объяснить их, возможно потому, что его целью были не астрометрические, а астрофизические наблюдения. Это дало возможность Ломоносову сделать важное открытие: «По сим примечаниям, планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), каковая обливается около нашего шара земного».
Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца (по методу, разработанному английским астрономом Э. Галлеем), что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран.
Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. На территории России организатором их был М. В. Ломоносов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необходимость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, ходатайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприятие, он составил руководства для наблюдателей и т. д. Результатом его усилий стало направление экспедиции Н. И. Попова в Иркутск и С. Я Румовского — в Селенгинск. Немалых усилий также стоила ему организация наблюдений в Санкт-Петербурге, в Академической обсерватории, при участии А. Д. Красильникова и Н. Г. Курганова. В их задачу входило наблюдение контактов Венеры и Солнца — зрительного касания краёв их дисков. М. В. Ломоносов. более всего интересовавшийся физической стороной явления, ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, обнаружил световой ободок вокруг Венеры.[4]
Эффект увидели многие наблюдатели: Шапп Д’Отерош, С. Я. Румовский, Л. В. Варгентин, Т. О. Бергман, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М. В. Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова».
При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края.
Интересен и другой эффект, наблюдавшийся астрономами с приближением диска Венеры к внешнему краю диска Солнца или при удалении от него. Данное явление, открытое М. В. Ломоносовым, не было удовлетворительно истолковано, и его, по всей видимости, следует расценивать как зеркальное отражение Солнца атмосферой планеты — особенно велико оно при незначительных углах скольжения, при нахождении Венеры вблизи Солнца. Учёный описывает его следующим образом:
«Ожидая вступления Венерина на Солнце около сорока минут после предписанного в эфемеридах времени, увидел наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде ровен. Полное выхождение, или последнее прикосновение Венеры заднего края к Солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и с неясностью солнечного края».
Эти явления были замечены не только Ломоносовым, но и другими астрономами. Однако только русский ученый смог правильно объяснить их, возможно потому, что его целью были не астрометрические, а астрофизические наблюдения. Это дало возможность Ломоносову сделать важное открытие: «По сим примечаниям, планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), каковая обливается около нашего шара земного».
Открытие Ломоносова очень скоро было признано в научном мире и вновь привлекло ученых к идее об обитаемости других планет.
«Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и
должным образом оценить всё сделанное этим удивительным богатырём науки ...в областях физики, химии, астрономии, географии, истории, языкознания….» (С.И.Вавилов, Президент Академии Наук СССР)
Достижения Ломоносова в астрономии не ограничивались наблюдениями и расчетами. Он известен и как конструктор телескопа. Ученый работал над его созданием два года и в 1762 году изобрел однозеркальную схему рефлектора с зеркалом, расположенным под углом 4°.
Академик С. И. Вавилов, изучавший труды Ломоносова многие годы, сделал вывод, что «…по объёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим опто-механиком».[68] Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов.
Космос таит множество загадок. Новый телескоп должен был помочь их разгадать. Но Вселенная бесконечна и до конца понять ее не в состоянии ни один человек.
М.В.Ломоносов выразил это двустишьем:
“…Открылась бездна — звезд полна. Звездам числа нет, бездне — дна”
Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. М. В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названную им «ночезрительной трубой», предназначавшаяся для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время или, как говорится в его статье тому посвящённой «Физическая задача о ночезрительной трубе» (1758) — служившую возможности «различать в ночное время скалы и корабли» — 13 мая 1756 года он демонстрировал её на заседании Академического собрания.
М. В. Ломоносов до конца своих дней продолжал заниматься созданием приборов для ночных наблюдений, но ему не суждено было увидеть реализацию этой своей идеи.
М. В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто. Коль сие в человеческой полезно, всяк удобно рассудить может». Большой интерес представляет созданная учёным конструкция «горизонтоскопа» — большого перископа с механизмом для горизонтального обзора местности. М. В. Ломоносов — талантливый изобретатель и приборостроитель, в то же время стоит у истоков русской теоретической оптики.
М. В. Ломоносов, хорошо знавший телескопы И. Ньютона и Д. Грегори, предложил свою конструкцию. Он пишет в конце весны — начале лета 1762 года: «Я всегда лелеял желание, чтобы эти превосходные небесные орудия, коих изобретение составляет славу Ньютона и Грегори, не по размерам только, как это обычно происходило, возрастали, но получили и иные, почерпнутые из сокровищ оптики усовершенствования».Суть и отличие от двух предыдущих предложенного им усовершенствования заключались в том, что новая конструкция имела лишь одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем.
3.4. Спутник "Михайло Ломоносов"
К 300-летию со дня рождения великого ученого в ноябре 2011 года Московский государственный университет (МГУ) имени Михаила Ломоносова планирует запустить спутник "Ломоносов" для изучения космоса.
Космический аппарат будет предназначен для образовательных целей по международным учебным программам, и для исследований Вселенной. Запуск космического аппарата планируется произвести с северного космодрома Плесецк в Архангельской области. Он будет весить 500-килограммов.
"В ноябре 2011 года весь мир услышит позывные спутника Московского университета Михайло Ломоносов. Поразительно, как далеко вперед смотрел этот гений!" - отметил Садовничий, ректор МГУ.
По его словам, зарегистрированные спутниками московского университета "Татьяна-1" и "Татьяна-2" свечения очень похожи на то, что Ломоносов описал в одном из своих трактатов.
"Мы уверены, что новый спутник не только обогатит новыми результатами науку в той области, "где открыта бездна, звезд полна", но и покажет из космоса всему миру, где сегодня рождаются современные платоны и невтоны, современные Ломоносовы", - отметил Садовничий.
Глава 4. Именем Ломоносова названы
Московский государственный университет (МГУ), Государственная академия тонкой химической технологии, Музей М.В. Российской Академии Наук, Архангельский театр драмы, Поморский государственный университет, Гимназия в Риге, Лицей и в Йошкар-Оле, Самарская средняя школа, Гимназия в Санкт-Петербурге, Гимназия в Москве, Национальный горный университет в Днепропетровске, Ленинградский фарфоровый завод
- Кратер Ломоносов на Луне
- Мост Ломоносова через Фонтанку (Санкт-Петербург)
- Населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты в Москве, Санкт-Петербурге, Северодвинске, Архангельске, Саратове, Екатеринбурге, Воронеже, Великом Новгороде, Владимире, Донецке Ижевске, Киеве, Кишинёве, Красноярске, Таллине
Морское течение, биологический вид, астрономический эффект (Явление Ломоносова), геологическая порода (Минерал Ломоносовит) и другие явления, объекты и т. д.
Глава 5. Награды имени Ломоносова
- Орден Ломоносова присуждается за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности области науки, литературы и искусства
- Большая золотая медаль РАН им М.В, Ломоносова - высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Экспертная комиссия находится при Президиуме РАН.
Присуждена: Келдышу М.В. за выдающиеся достижения в области математики, механики и космических исследований; А. Гильермо - за выдающиеся достижения в области астрофизики; Гинзбургу В.Л - за выдающиеся достижения в области теоретической физики и астрофизики.
Келдыш М.В. внёс выдающийся вклад в развитие вычислительной и машинной математики в СССР, в создание эффективных методов расчёта задач атомной и космической техники. Он выступил одним из инициаторов развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 50-х годов XX века разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем — полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Руководил научно-техническим советом по координации деятельности НИИ и КБ по созданию первого ИСЗ; внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена. В те времена его деятельность в области космонавтики была засекречена, в газетах Келдыш условно назывался «теоретик космонавтики», хотя на посту Президента АН он выступал совершенно открыто. Важное место в деятельности Келдыша занимало научное руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с другими странами по программе «Интеркосмос».
Заключение
Список использованной литературы:
1. Книга для чтения по неорганической химии, ч I, составитель В.А.Крицман; Москва, «Просвещение», 1993
2. Биографии великих химиков, Редактор К. Хайниг, Москва, Издательство «Мир», 1981
3. Книга для чтения по химии, ч 2, составили К.Я. Парменов, Л.М. Сморгонский, Л.А. Цветков, Москва, 1961
4. Энциклопдия для детей, АСТРОНОМИЯ, Москва, «Аванта+», 1997
5. Википедия (www.wikipedia.org)
6. Материалы сайта Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова www.lomonosov.pomorsu.ru
7. Материалы сайта Стихия/ Михаил Ломоносов: статьи автора, критические статьи, биография
8. www.litera.ru/stixiya/authors/lomonosov/articles.html
9. Морозов А. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765.- Л.: Лениздат, 1952.
10. Вавилов С.И. Закон Ломоносова, «Правда», 5 января 1949 года.
11. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – Москва, Высшая школа, 1991
Яблоко
Ночная стрельба
Ветер и Солнце
Упрямый зяблик
Девчата