Реферат по немецкому языку
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 87.5 КБ |
МКООУ «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» г. Тарко-Сале Пуровского района
ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ И РОССИИ
В КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ
Автор: Пяк Джульетта,
учащаяся 8 класса.
Руководитель: Галимьянова Е.Т.,
учитель немецкого языка.
Тарко-Сале
2012 г.
Аннотация
Объект исследования: памятники Германии и России.
Предмет исследования: отношение немецкого и русского народов к вопросу сохранения памятников как части истории.
Цель исследования: рассмотреть отношения немецкого и российского народов к культурным памятникам, а также выявить отношение жителей Пуровского района к культурным памятникам.
Задачи исследования:
1. изучить необходимую литературу по данной теме;
2. провести анализ полученной информации;
3. изучить нормативные акты по вопросу сохранения культурных
памятников;
4. посетить краеведческий музей с целью извлечения необходимой
информации.
Гипотеза: российскому народу, наверное, стоит перенять опыт европейских стран, в том числе Германии, по сохранению и бережному отношению к памятникам.
Методы: изучение правовых актов, обработка и анализ данных, изучение опыта, прогнозирование.
Выводы: 1. передать культурные памятники в частные руки по примеру европейских стран;
2. подготовить кадры, которые будут заниматься сохранением памятников;
3. при восстановлении необходимо сохранять не только внешнюю, но и внутреннюю структуру памятников;
4. необходимо бережно относиться к культурным памятникам.
Введение
Каждая страна имеет свою историю,
у одних она насчитывает тысячелетия,
другие же только начинают отчет прожитому.
Несмотря на это, все ценное,
созданное трудом и талантом народа,
все, что свидетельствует о его пути,
должно жить вечно.
У каждой страны есть своя история. Всякая история жива памятью. Памятью, которая не только в учебниках, но и в самом народе. Эта память в культуре: в эпосе, быте, в памятниках.
Изучая историю различных народов, живущих на нашей планете, становится очевидным, что они не могли и не могут жить изолированно друг от друга – между ними всегда существовали отношения, связи.
Россия и Германия – две страны, всесторонние связи, взаимодействие, взаимовлияние которых имеют давнюю историю и получили своеобразное выражение в культурной сфере. Германию и Россию связывают столетия. В XX столетии между Россией и Германией произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества. Но история взаимоотношений России и Германии не исчерпывается этими двумя воинами. Новым поколениям россиян и немцев полезно знать, что немецкие купцы издавна торговали на Руси. В Москве еще в средние века возникла Немецкая слобода. Можно перечислить очень много немцев, которые оставили заметный след в истории России. Достаточно лишь вспомнить, что в числе самых выдающихся монархов на российском престоле была чистокровная немка – Екатерина Вторая, которую за ее определенные заслуги перед Россией наградили титулом «Екатерина Великая». Или же вспомним, что великий русский ученый, основатель Московского университета Михаил Ломоносов несколько лет учился в Германии, да и к тому же женился там на немке. И уж действительно не счесть, сколько в дореволюционной России было гражданских министров и военноначальников из немцев. Среди них – Л Беннигсен, К Толь, Е. Канкрин, А Бенкендорф, И. Крузенштерн, М.Гейтерн, К.Кауфман, В.Ламздорф, П.Ренненкампф и многие другие.
В России помнят о богатейших исторических связях с Германией, о самом тесном переплетении судеб русских немцев, в котором за прошедшие века было все –
сотрудничество и вражда, любовь и ненависть, война и мир, но, прежде всего, огромный интерес друг к другу.
Как раз памятники показывают разделяющие и соединяющие моменты в истории двух народов. Через памятники мы можем познакомиться со «следами», оставленными русскими в Берлине и немцами в Москве, с историей немцев Поволжья и г. Калининграда, трансформацией сознания двух народов (от идеализации друг друга в начале XX веков, через войны и складывание образа врага, к развитию добрососедских отношений в настоящее время).
История не так уж безразлична людям. То или иное отношение к истории крайне важно. Именно в памятниках хранится наша история, нужно бережно относиться к культурным памятникам, необходимо с большой ответственностью подходить к вопросу сохранения памятников. Хотелось бы заметить, что эта проблема обсуждается с достаточно большим накалом как в Германии, так и в России на самом высоком уровне. В нашей работе мы постараемся выявить то или иное отношение немецкого и российского народов к вопросу сохранения памятников.
Основная часть
1.Понятие «памятники». Виды памятников.
По определению Энциклопедического словаря: «Памятник – произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий, скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д.
По законодательству Российской Федерации: «Памятники – отдельные постройки, здания, сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного значения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирки, мечети, храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные, частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
К культурным памятникам относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии и антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объектами историко-культурного наследия могут быть признаны недвижимые и движимые материальные исторические свидетельства.
Недвижимые
памятники | ансамбли | Территории историко-культурного назначения (заповедные зоны) | Достопримечательные места | Вновь выявленные памятники истории и культуры |
Движимые
единичные объекты: археологические находки, предметы древности, элементы недвижимых памятников, антропологические и этнологические исторические реликвии, художественные произведения (живопись, графика, прикладное искусство, кино и фотографии), документальные памятники, входящие в состав архивного фонда, рукописные, машинописные, графические, кино-, фотодокументы, звукозаписи, а также редкие печатные издания | Комплексные объекты: исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции единичных объектов, взятые как единое целое, а также комплексы, фонды и коллекции естественнонаучных ценностей, имеющие (как целое) историческую значимость. |
Памятники истории и культуры подразделяются на следующие категории:
Памятники истории памятники истории вновь выявленные
и культуры и культуры местного памятники истории
федерального значения значения и культуры
2. Великие памятники Германии и России.
Издательство «Вече» в 2001 году выпустило книгу «Сто великих памятников» мира, в которую вошли следующие культурные памятники Германии:
«Бранденбургские ворота»,
«Мать с мертвым сыном»,
«Памятник воину-освободителю в Берлине»,
«Памятник героям Бухенвальда»,
« Нимфенбад»
и России:
«Фонтан «САМСОН»,
«Медный всадник»,
«Решетка летнего сада»,
«Памятник А.В.Суворову»
«Морские нимфы, поддерживающие глобус»,
«Памятник Минину и Пожарскому».
«Московские триумфальные ворота»,
«Александровская колонна»,
«Нарвские ворота»,
«Укрощение коней»,
«Памятник «Тысячелетие России»,
«Статуя Ивана Грозного»,
«Памятник А.С. Пушкину»,
«гренадерам, павшим под Плевной»,
«Памятник Н.В. Гоголю»,
«Мавзолей В.И. Ленина»,
«Памятник Т.Г. Шевченко»,
«Рабочий и колхозница»,
«Памятник-ансамбль защитникам Сталинграда»,
«Мемориал Хатынь».
3. Состояние культурных памятников в России на сегодня.
На государственной охране в России состоит около 90 тыс. объектов культурного наследия, памятников истории и культуры и более 140 тыс. выявленных объектов культурного наследия. Более точную цифру назвать нельзя, так как не уточнен пообъектный состав памятников и не проведена инвентаризация указанных объектов. По имеющейся информации в хорошем состоянии находится 30% памятников истории культуры, в удовлетворительном состоянии – 20%. Остальные объекты находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии.
Средства федерального бюджета, которые выделяются на реставрацию памятников федерального значения составляют менее 10% от потребных и постоянно сокращаются, несмотря на их индексацию при утверждении бюджета. Это только те объекты и памятники, которые выполняют современные действующие функции: музеи, театры, галереи или административные здания. А остальные здания, а их большинство, фактически не имеют шансов на защиту своих законных прав.
4. Выдержки из «Федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
Статья 7 гласит о том, что «гражданам РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа РФ.
Статья 33 гласит: Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, ….. в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий».
5.Приватизация культурных памятников как способ их сохранения.
Проблема сохранения культурных памятников, на наш взгляд, всем понятна. Сохранение культурно-исторического наследия является обязательной задачей каждой страны. По словам министра культуры РФ Михаила Швыдкой «каждый шестой памятник требует консервации немедленно, каждый 150-й, к сожалению, - на грани исчезновения. Федеральные и региональные бюджеты успевают помочь сохранить только 15% памятников. Всего, по информации Швыдкого, в реестр Минкультуры внесены 88 с лишним тысяч памятников, из которых 25,5 тысяч – памятники федерального значения. «Не все памятники идут частным инвесторам, наоборот, подавляющее большинство памятников не представляет экономического интереса , и поэтому государство должно взять заботу о них на себя», - констатировал глава Роскультуры. При этом он признал, что выполнить задачу сохранения памятников государство в одиночку не может. «Поэтому сегодня идет разговор о том, чтобы часть памятников передать на региональный бюджет, часть – на муниципальный, часть – отдать в частные руки, и это делается именно во имя того, чтобы частные инвесторы помогли сохранить эти памятники», - отметил он.
Состав памятников культуры по сложившейся типологии показывает, что здания и сооружения, приватизация которых возможна, составляют 21% общего числа памятников. Львиную долю охраняемых объектов занимают памятники археологии, военные мемориалы, мавзолеи и иные материальные сооружения. Из числа зданий и сооружений, возможных к приватизации, 27% памятников являются объектами религиозного назначения и приватизации не подлежат. Не подлежат приватизации, кроме памятников археологии и памятников религиозного назначения , также особо ценные объекты культурного наследия. Это 40 комплексов.
6. Пресс-конференция «Европейский опыт сохранения памятников: сотрудничество Германии и России».
12 декабря 2007 года состоялась пресс-конференция «Европейский опыт сохранения памятников: сотрудничество Германии и России», посвященная итогам проекта Европейского Твиннинга «сохранение памятников истории и культуры на основе государственно – частного партнерства». В ней приняли участие Глава Департамента программ сотрудничества ЕС-Россия Представительства Европейской Комиссии в России Ханс Шооф, Чрезвычайный и Полномочный посол Федеративной республики Германия в РФ Вальтер Юрген Шмидт, заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Амунц, глава Национального Комитета охраны памятников ФРГ Юлиане Киршбаум.
Дмитрий Амунц заметил, что «данный проект - только начало большого пути системного сотрудничества Евросоюза и России в части сохранения и использования памятников истории и культуры с применением механизмов государственно-частного партнерства, основанного на опыте Германии.
Как заметил Ханс Шооф, «культура играет все более существенную роль в российско-европейских отношениях. Германия была выбрана Евросоюзом партнером для России, поскольку она имеет большой опыт в области сохранения памятников на основе государственно-частного партнерства.
По итогам пресс-конференции можно говорить о том, что в Германии существуют различные разработанные методики реставрации зданий. В Германии в основном уже пришли к пониманию значимости и выгоды сохранения наследия. Участники конференции увидели своими глазами реальные результаты реставрации в городе Берлин, убедились в том, что объекты культурного наследия, в том числе памятники, способны быть функциональными сегодня, быть интересными для инвесторов, арендаторов, собственников. Можно говорить о том, что в Германии существует слаженная работа архитекторов , причем не по долгу службы, а из действительного уважения к памятникам. Немцы делают это достойно и качественно, очень спокойно и рассудительно.
По итогам проекта создана книга «Сохранение памятников истории и культуры на основе государственно – частного партнерства». В нее вошли рекомендации по привлечению частного капитала, анализ правовых баз России и Германии, а также лучшие примеры из мировой практики по использованию памятников в рамках аналогичных программ.
7. Памятники Пуровского района. Их классификация.
На Пуровской земле, на древней земле Пюра-Ям (« Зели-Большой-Бурлящей –Воды») созданы уникальные памятники культуры. Многие из них старше пирамид. Под вечными звездами, в ледяной стуже, в комарином звоне создавалось все это культурное наследие, живущее и в наши дни.
Все самое уникальное на земле Пуровской , все дорогое – памятники искусства, эпоса, культуры – сохраняютсчя и оберегаются не чиновниками, и даже не законом, а простыми людьми.
На Пуровской земле памятники археологии и этнографии являются единственными свидетелями древней истории, хранителями культурных достижений, накопленных в предшествующие эпохи. К этническим памятникам относятся священные места, захоронения, традиционные поселения.
Существует список археологических памятников Пуровского района. В него вошли памятники, открытые до 1994 года.
Какого-либо единого термина, обозначающего комплекс историко-культурных памтников коренных малочисленных народов Севера, в мире науки нет. Их называют этнографическими памятниками, этнокультурными или этническими. Нет единого мнения по обозначению священных мест коренных МНС.
Объекты этнокультурного наследия (памятники истории и культуры) , встречающиеся в районе, подразделяются на несколько типов. Представленная классификация характерна для северных тундр.
Объекты культурного наследия коренных МНС
поселенческие пути эколого- пути исторические
комплексы сообщения хозяйственные сообщения родовые угодья
комплексы XVIII –XX веков
культурно-природные святилища
комплексы
Отчеты археологических экспедиций свидетельствуют о критическом состоянии некоторых памятников. Места духовной культуры на территории нашего района подверглись осквернению, с некоторых из них унесены культовые предметы, погребения разрушаются. Сегодня культовые места, например, холм Увыр –Пай, который относится к памятнику каменного века (неолит), и священная роща на его холме разровнены вездеходной и бульдозерной техникой. Все уничтожено.
Результаты промышленного развития Пуровского района печален для памятников ненецкой земли. К сожалению, это мало кто осознает, поэтому существует угроза для всех ненецко-хантыйских этнографических памятников.
Необходимо срочно принять необходимые меры, чтобы упредить данную ситуацию. Сохранив памятники, мы сохраним историю для будущих поколений.
Заключение
Жизнь не стоит на месте, многие здания, которые мы сегодня называем культурно-историческими ценностями, тоже были новаторскими для своего времени. Стоит ли искусственно консервировать облик города. Наверное, правильнее будет избегать крайностей. Вряд ли российский народ с удовольствием будет каждый день любоваться «живописными руинами». Однако специалисты в этой области всерьез озабочены тем, например, что городские фасады утрачивают элементы декора. Так, в прошлое ушли резные двери парадных, деревянные оконные рамы образца прошлого и позапрошлого веков, а ведь именно такие «мелочи» создают тот самый исторический колорит, за которым туристы едут в Рим, Венецию, Петербург. Речь должна идти не об искусственной консервации, а о бережном сохранении, своевременном уходе и реставрации.
Вопрос сохранения памятников беспокоит сегодня как российских специалистов, так и зарубежных коллег. Нам не нравится негативный опыт России – опыт безответственного отношения к памяти и отсутствие у них хозяев. Быстро можно только терять, что и происходило в нашей стране в последние десятилетия. А вопрос сохранения требует гораздо большего времени. Опыт всех европейских стран полезен и примерно одинаков: везде законы действуют четко, а санкции за их нарушения серьезные.
У каждой страны свой путь развития, свой опыт. Проецировать чужой опыт, например, опыт обращения с памятниками Федеративной Республики Германии, надо с осторожностью. У каждой страны своя идеология. Невозможно остановить развитие, нельзя отгораживаться от современности, однако еще опаснее с легкостью утрачивать достижения предшественников.
Думаем, что сегодня в России и Германии различные подходы к памятникам. Нам кажется, что, например, в Москве охранные усилия ориентированы на то, чтобы удовлетворить массы: таковы, например, восстановление храма Христа Спасителя или дворцы в Царицине. В Германии есть сходные тенденции, например, реконструкция Фрауенкирхе в Дрездене или проекты восстановления Берлинского замка. Но мы считаем, что это неправильный путь для сохранения подлинной культурной памяти. Ведь реконструкция создает новую вещь. Это совершенно разные ощущения, если ты трогаешь старинную крепостную стену замка XIV века или заново построенную.
На наш взгляд, необходимо сохранить не только внешнюю, но и внутреннюю структуру памятника. Для памятников лучше всего, когда они используются именно для того, для чего, собственно, и создавались. Если это церкви и монастыри – то в них совершают богослужения. Но они, по-нашему мнению, должны быть переданы в собственность различных религиозных организаций.
Для сохранения памятников не хватает денег и законов. Несовершенство законов приводит к тому, что исторические центры в городах России медленно исчезают под напором строительного бума.
Для разрешения сложившейся ситуации с культурными памятниками в России нужно провести их инвентаризацию, возможно, передать памятники федерального значения в частные руки и регионам, затем наделить полноценными полномочиями прокуратуры, независимо от того, кто владеет памятником – Федерация, муниципалитет или частник. Отдавая памятники в руки собственников, важно определиться, что хотят люди сделать: реставрацию или евроремонт? От ответа зависит очень важное дело – хотят ли у нас в России сохранить историю?
Необходимо также подготовить кадры, которые будут заниматься вопросами сохранения культурного наследия.
Необходимо привлекать молодежь к охране и восстановлению памятников культуры.
России нужна новая модель использования памятников. Очевидно, что не хватает ни одного бюджета в мире для того, чтобы покрывать заботой все памятники. И привлечение внебюджетных средств – это такая же задача в Лондоне, Париже, Франкфурте, а значит, наверное, и для России тоже.
Восстановление памятников истории и культуры не только сложная, но и дорогостоящая деятельность. Значительные финансовые вложения – обязательное условие сохранения нашего культурно-исторического наследия.
Сегодня возникла необходимость философски – гуманного, ответственного отношения к культурным памятникам.
Необходимо уважать собственную культуру, культуру своей страны, культуру своей малой родины, необходимо бережно относиться к культурным памятникам, они являются частью нашей истории.
Список использованной литературы
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Мастер-класс "Корзиночка"
Две снежинки
Щелкунчик
Пчёлки на разведках