Вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?... Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в разные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то боимся.
Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. Эмоции страха возникают в ответ на угрожающее действие. Страх – это ответ на опасность, чувство опасности.
Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:
· Возрастная динамика содержания страхов от детского возраста к зрелому уменьшается;
· Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно молодых людей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.
Таким образом, гипотеза, что девушки более подвержены страхам, нежели молодые люди и с возрастом количество страхов уменьшается подтверждена.
Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.
Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно.
Вложение | Размер |
---|---|
polnostyu_gotovoe_issledovanie.docx | 197.03 КБ |
strahi_podrostkov.pptx | 1.17 МБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением английского языка»
Исследовательская работа
«СТРАХИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»
Выполнила: Алексеева Анастасия Алексеевна,
ученица 9б класса
Руководитель: Сухова Оксана Васильевна
педагог – психолог
Новый Уренгой, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………
Часть 1. Анализ психологической литературы……………………………………………………..
1.1. Проблема страха в психологической науке…..…..……………………………………………
1.2. Страх и причины его возникновения ………………...………………………………………..
Часть 2. Исследование подростковых страхов……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которыемогут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется актуальной и практически значимой психологической проблемой.
Несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.
Таким образом, цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
а) проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
б) выявить возрастную динамику страхов у юношей и девушек;
в) изучить половые различия в степени выраженности разных видов страха у подростков;
г) исследовать степень выраженности разных видов страха у подростков.
В результате была выдвинута следующая гипотеза исследования: девушки более подвержены страхам, нежели молодые люди и с возрастом количество страхов уменьшается.
Объект исследования: подростки 14-15 лет.
Предмет исследования: страхи.
ЧастьI. Анализ психологической литературы
Существует множество различных понятий страха. Вот как объясняют это понятие отечественные ученые, работавшие в этом направлении:
«Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности » - считает Л.А. Петровский.
По мнению А.С. Спиваковской: «страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой уже наступившей опасностью».
Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Российский психолог А.И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.
Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека:
Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.
Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.
Психиатры четко различали тревогу и страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни.
Однако тревога, умело преодолеваемая человеком, не принимающая форму болезни, необходима. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога... Возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию, взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека...».
Термины «страх» и «тревога» имеют отличие друг от друга.
Тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.
Хотя очень часто они употребляются как синонимы.
1.2Страх и причины его возникновения
По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. Детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте.
Детские страхи бывают: возрастные и невротические.Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Чаще всего они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития.
Поводом их возникновения являются:
• Наличие страхов у родных.
• Тревожность в обращении с ребёнком.
• Избыточное предохранение от опасности.
• Большое количество запретов.
• Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.
• Психологическая травма типа испуга, шока.
• Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие вынужденной подмены семейных ролей.
• Конфликтные ситуации в семье.
Невротическими страхи становятся в результате:
• Длительных и неразрешимых переживаний;
•Острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов.
Страх условно делится на ситуативный и личностный.
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью.
Также условно страхи можно разделить ещё на две большие группы "врожденные" и "приобретенные".
Страхи, названные "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития (или возрастные). Когда проходит трёхлетний возраст, начинается бурное развитие фантазии, воображения, образного мышления притом, что дети ещё очень наивны и внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если, кажется, что ребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.
Причины "приобретенных" страхов:
• Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса.
• Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи отрицательных персонажей и … "нехороших" людей.
• Третья причина - это запугивание в воспитании - внушённые страхи.
• Дети из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
• Дополнительные источники страхов СМИ.
• Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение.
Следует обратить особое внимание на следующие «кризисные» возрасты: 3–4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6–7 лет, 11–12 лет.
Следует знать, что с 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16–18 годам не должен испытывать подобных страхов.
Страх также можно поделить нареальный и воображаемый, острый и хронический. Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.
Особенности реакций ребенка подверженного фобиям формируют определенные черты и качества личности после взросления. Такой взрослый, прежде всего, проявляет неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от одобрения окружающих. Для этого взрослого характерно значительное ослабление чувства удовлетворения жизнью, цели, желания, устремления и возможности, которые присутствуют в индивидуальном бытие, кажутся бесперспективными, а жизнь унылой.
Однако, часто страхи не удается скорректировать в детстве. В зрелом возрасте, невротическая личность обладает повышенной тревожностью на фоне пессимистичного взгляда на жизнь, неуверенности в себе и зависимости от одобрения окружающими. У такой личности может наблюдаться ряд психосоматических симптомов: повышение или падение давления, учащение пульса, потливость тела или рук, они легко краснеют, могут присутствовать навязчивые движения (грызут ногти, дергают волосы и тому подобное)
Лечение страха проходит в несколько этапов.Сначала нужно определить, а потом и ликвидировать источник страха. Рекомендуются также физические упражнения (см. приложение 1), сбалансированную диету, хорошую технику релаксации. Страхи могут и должны бытьпреодолены и побеждены при помощи педагогического искусства воспитания, с помощью взрослого, находящегося с ребенком (см. приложения 2,3,4). Часто лечение дополняют специальными таблетками, ликвидирующими страх, в том числе и успокоительными препаратами. Но с медикаментами нужно связываться в последнюю очередь. Лучше попробовать заменить их успокаивающими травами, которые тоже неплохо лечат чувство страха.
Часть 2. Исследование подростковых страхов
Для изучения страхов у обучающихся подросткового возраста, был использован опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой, которыйсодержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемые должны были оценить, насколько данный фактор провоцирует у них чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:
Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И.П. Шкуратовой и В.В.Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы.Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем? Обработка осуществлялась путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.
В качестве объекта исследования выступило46обучающихся 9 классов (23 юноши и 23 девушки).
Анализ результатов.
В результате исследования степени выраженности разных страхов у старшеклассников было выявлено (см. приложение 4), что наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (62 балла у юношей и 76 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (15 баллов у юношей и 36 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.
Следующим по выраженности у юношей идёт группа социальных страхов: страх утраты любви со стороны близких (25 баллов); страх предательства со стороны друзей (28 баллов), страх одиночества (29 баллов). А так же страх попасть в транспортную аварию (27б.)
У девушек лидируют криминальные страхи. Это страх террористического взрыва (43 б.), страх сексуального насилия (41 б.), страх оказаться в толпе в момент паники (37б.) Так же девушкам присущи учебные страхи, они боятся получить плохую оценку (36б.) и испытывают страх перед вызовом родителей в школу (37б). Самая ярко выраженная фобия у девушек подросткового возраста, это страх темноты (41б.). Девятиклассницы также боятся одиночества (36 б.) и не оправдать доверия со стороны близких людей (36 б.).
Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными.
Судя по данным, школьников обоих полов не очень пугает возможность быть не такими как остальные ученики, по данному направлению подростки набрали минимальное количество баллов (юноши – 1 б., девушки – 8 б.) Так же юноши практически не испытывают страх закрытых помещений (4 б.) и страх сглаза и порчи (4б.). Для школьниц наименее характерным был страх животных (7б.) и страх быть выгнанной из класса (11 б.) Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника (фобии, учебные страхи, социальные страхи, криминальные страхи, мистические страхи).
Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. приложение 5).
В целом по тесту наибольшую выраженность у старшеклассников имеют социальные страхи (46б.). Второе место делят фобии и криминальные страхи, на третьем месте находятся мистические, и замыкают ряд учебные страхи.
Рассмотрим проявление страхов у девушек. Здесь, на первое место выходят криминальные страхи (29,2б.), на второе – фобии (27,3б.), на третье – социальные страхи (26,6 б.) и на последнее – учебные (23,4).
У юношей же лидируют социальные страхи (19,1б.), фобии, так же как и у девушек на втором месте (17,2 б.). Третье место разделили мистические и криминальные страхи (по 16 б.). Учебные страхи на четвертом месте (13,7б.)
При сравнении проявления страхов у девушек и юношей можно сделать вывод, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.
Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. приложение 6).
Данные, представленные в таблице, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, криминальными и социальными страхами. Учебные страхи в прошлом были выражены наиболее ярко (48,2 б.), в будущем, по мнению девятиклассников, данные страхи их практически не будут тревожить (23,4 б.). Так же обстоят дела и с остальными страхами, которые были наиболее ярко выражены в прошлом, в настоящее время находятся на среднем уровне, а во взрослой жизни уровень тревожности понизится. В будущем, как считают подростки, криминальные страхи выйдут на передний план, а учебные практически не будут беспокоить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?... Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в разные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то боимся.
Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. Эмоции страха возникают в ответ на угрожающее действие. Страх – это ответ на опасность, чувство опасности.
Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:
Таким образом, гипотеза, что девушки более подвержены страхам, нежели молодые люди и с возрастом количество страхов уменьшается подтверждена.
Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.
Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно.
Литература
Приложение 4
Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек
№ | Виды страхов | юн. | дев. |
1 | Страх темноты | 14 | 41 |
2 | Страх перед вызовом отвечать на уроке | 13 | 27 |
3 | Страх утраты любви со стороны близких | 25 | 28 |
4 | Страх физического насилия | 7 | 16 |
5 | Страх оказаться заложником в руках бандитов | 15 | 21 |
6 | Страх высоты | 11 | 21 |
7 | Страх быть осмеянным классом | 9 | 13 |
8 | Страх предательства со стороны друзей | 28 | 34 |
9 | Страх не оправдать доверия со стороны близких людей | 20 | 36 |
10 | Страх перед потусторонними силами | 14 | 20 |
11 | Страх животных | 10 | 7 |
12 | Страх получить плохую оценку | 13 | 36 |
13 | Страх быть высмеянным друзьями или родней | 8 | 11 |
14 | Страх оказаться в толпе в момент паники | 11 | 37 |
15 | Страх сглаза или порчи | 4 | 19 |
16 | Страх закрытых помещений | 4 | 13 |
17 | Страх попасть в транспортную аварию | 27 | 35 |
18 | Страх перед вызовом к директору | 18 | 23 |
19 | Страх выглядеть смешным или жалким | 19 | 19 |
20 | Страх перед Богом | 19 | 25 |
21 | Страх полёта на самолётах | 5 | 14 |
22 | Страх быть не таким, как остальные ученики | 1 | 8 |
23 | Страх быть уличённым во лжи | 15 | 28 |
24 | Страх аттракционов | 6 | 12 |
25 | Страх быть ограбленным на улице | 20 | 17 |
26 | Страх болезни | 24 | 29 |
27 | Страх быть выгнанным из класса | 17 | 11 |
28 | Страх медицинских процедур | 9 | 25 |
29 | Страх критики со стороны близких | 9 | 23 |
30 | Страх смерти близких людей | 62 | 76 |
31 | Страх одиночества | 29 | 36 |
32 | Страх собственной смерти | 15 | 36 |
33 | Страх перед вызовом родителей в школу | 17 | 37 |
34 | Страх наказания родителями за неуспеваемость | 22 | 32 |
35 | Страх сексуального насилия | 23 | 41 |
36 | Страх террористического взрыва | 20 | 43 |
Приложение 5
Таблица средних значений степени выраженности страхов
Шкала | Юноши | Девушки | Всего |
Фобии | 17,2 | 27,3 | 44,5 |
Учебные | 13,7 | 23,4 | 37,1 |
Социальные | 19,1 | 26,9 | 46 |
Криминальные | 16 | 29,2 | 45 |
Мистические | 13 | 25 | 38 |
Приложение 6
Частотный анализ видов страха в прошлом, настоящем и будущем
Виды страхов | Прошлое | Настоящее | Будущее | |||
Юноши | Девушки | Юноши | Девушки | Юноши | Девушки | |
Фобии | 19.5 | 28,7 | 17,2 | 27,3 | 12,1 | 21 |
ИТОГО | 48,2 | 44,5 | 32,1 | |||
Учебные | 14 | 28 | 13,7 | 23,4 | 8 | 15,4 |
ИТОГО | 42 | 37,1 | 23,4 | |||
Социальные | 18,3 | 29,2 | 19,1 | 26,9 | 16 | 19,4 |
ИТОГО | 47,5 | 46 | 35,4 | |||
Криминальные | 19,2 | 32,5 | 16 | 29,2 | 14,6 | 25,2 |
ИТОГО | 51,7 | 45,2 | 39,6 | |||
Мистические | 13,5 | 28,5 | 13 | 25 | 9,2 | 21,5 |
ИТОГО | 42 | 38 | 30,7 |
Приложение
СОВЕТЫродителям:
«Как помочь ребенку преодолеть страх?»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Давайте попробуем разобраться в том, что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям преодолеть возникшие у них страхи.
Начнем с того, что малопонятные иррациональные страхи у детей обычно не встречают понимания у родителей. Как правило, взрослым вообще свойственно относиться к проявлениям детских страхов с некоторой долей снисходительности. «Смешно бояться таких вещей» или «Ты не должен бояться таких глупостей» — могут услышать от них дети. Правы ли мы, взрослые? Ведь в общем-то нами движет намерение рассеять страх ребенка, помочь ему с ним справиться.
Что чувствует в этот момент ребенок? Что с ним происходит что-то «неправильное». «Бояться нехорошо», — понимает он. Но поскольку так просто от страха обычно не отделаться, то каждый раз, когда ребенок чувствует страх, он может опасаться признаться в своих переживаниях. Помогает это преодолению страха? Да ничуть! Ведь первая задача родителей, которые хотят помочь ребенку преодолеть свой страх, — это изучить этого «врага», так сказать, в лицо. Причем во всех подробностях.
Иногда родители считают, что, вызывая своего ребенка на разговор о причинах его страхов, они тем самым только усиливают их. Но это не так. Страх безотчетный, неосознаваемый гораздо сильнее, чем страх строго определенный, возникающий лишь в определенной ситуации. Выясняя у ребенка, что его пугает, можно уменьшить «радиус» действия страха «загнать тем самым в рамки». А это тоже уже шаг к победе.
И последний совет – самый важный: постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. Родители должны дать понять ребенку: что бы ни случилось, они – рядом и всегда придут на помощь. В этом случае страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.
Приложение
ПРИЧИНЫ СТРАХОВ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Причинами страхов могут выступать следующие факторы:
1. Сложные роды и кризис новорожденности как результат попадания из безопасной утробы матери в новый незнакомый мир.
2. Мать ребенка, находящаяся в неблагоприятной социальной ситуации, перегруженная разного рода проблемами или просто распустившая себя, на бессознательном уровне заражает беспокойством и тревогой собственного ребенка.
3. Неосмотрительные разговоры взрослых при ребенке о несчастных случаях, болезнях, смерти, убийствах и прочих неприятностях заражают впечатлительную психику ребенка тревогой перед существующей в мире угрозой его существованию.
4. Воспитание в социальной изоляции – отсюда страх перед всем новым и неизвестным. Поэтому дети, вырастающие в коммунальных квартирах и многодетных семьях, менее подвержены страхам по сравнению с теми, кто растет в противоположных условиях.
5. Отсутствие развитых навыков коллективной игры, к чему приводит длительная изоляция от коллектива и сверстников.
6. Конфликты и ссоры между родителями.
7. Алкоголизм одного или двух родителей.
8. Увеличение числа взрослых вокруг ребенка.
9. Уменьшение количества детей в семье.
10. Длительное нахождение за пределами семьи в отрыве от материнской заботы, например, в результате нахождения в больнице.
11. Появление в семье второго ребенка и потеря из-за этого первым ребенком родительского внимания, прежней любви и заботы.
12. Неправильное родительское воспитание, основанное наразного рода запугиваниях и наказаниях ребенка в целях послушания: запирания в темной комнате одного, физические наказания, лишение любимых игрушек и развлечений.
13. Страх смерти – появляется при разлуке с родителями и вынужденной необходимости жить одному в непредсказуемом мире.
14. «Учебные фобии» - появляются при природной ранимости и излишней строгости родительского контроля.
15. Природные и социальные катаклизмы в виде бурь, землетрясений, войн и наводнений.
Преодоление страхов и выравнивание деформации личности можно вести по нескольким направлениям:
- укрепление здоровья и нервной системы через закаливание и физические нагрузки;
- наполнение повседневной жизни яркими впечатлениями, которые могут подавить страх;
- включение в интересную;
- укрепление волевых качеств личности через выполнение посильных заданий по дому;
- поощрение коллективных игр, дружба со сверстниками, вовлечение вразного рода социальные и спортивные игры со сменой ролей;
- обучение навыкам глубокой релаксации в процессе аутогенного погружения, при котором организм не может испытывать чувства напряжения, беспокойства, тревоги и страха;
- психологическая коррекция поведения родителей и взрослых, окружающих ребенка и использующих нерациональные приемы воспитания, - отвержение, гиперопека и диктат;
- оздоровительные массажи или просто поглаживания родителями своего ребенка, дающие ему ощущение безопасности;
- отреагирование и изживание ребенком страха при помощи искусства - рисование страха, использование ролей храбрых и героических персонажей в кукольном и драматическом театрах, исполнение смелых, воодушевляющих песен, приемы танцевально-двигательной терапии.
Детские страхи могут и должны быть преодолены и побеждены при помощи педагогического искусства воспитания, с помощью взрослого, находящегося с ребенком.
Приложение
Для устранения страха, снятия напряжения и приобретения уверенности можно предложить комплекс игровых упражнений и заданий.
Когда страх сильно сковывает и зажимает:
РАЗГИБ
(Лежа, сидя или стоя, можно и на ходу, а лучше всего в теплой просторной ванной). На глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног... Задержать в таком положении и задержать вдох... С выдохом отпустить свободно. Повторить, 5-10 раз или сколько потребуется.
РАСТОПЫР
Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук - желательно также и ног (тесная обувь может этому помешать). Можно в виде последовательных сжатий - разжатий. Повторить, 5-10 раз.
дикопляс
Танец, совершенно импровизированный, свободный, с любой музыкой или без музыки - прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха во всяком месте мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает и не мешает.
топотун
То же, что и дикопляс только с акцентом на топоте ног, можно степом или чечеткой. Чудное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.
ВРАЩАлKA-КРУЖИлКА
Выполните 10-15 круговращательных движений на одном месте (подвариант: центрифужно вращать только головой).
Когда явственны зажимы лица, растерянность, невладение мимикой. Трудно смотреть людям в глаза, тяжело улыбаться.
УЛЫБКА ДЖУНГЛЕЙ - ОСКАЛ
Сильный, предельный оскал, не оставляет места ощущению мандража- испробуй! Сжимай и показывай зубы 10 - 12 раз подряд, и уже очень легко, сама по себе удается улыбка Будды и соответствующее состояние...
РАздув
Медленно, сильно и глубоко вдохни, можно с небольшими толчками... вдыхай дальше, до предела, до надувания щек, до раздувания всего тела... До этого, разумеется, не дойдет, но представить можно!.. Представь, что воздух уже в кости входит... Задержи воздух на пике вдоха, почувствуй, как он упирается в диафрагму, поиграй ею, помассируй нижележащие органы... Все! - Выдыхай, выдыхай так же полно, под конец выдоха сложи губы трубочкой. Повтори 5 раз.
РЫК
Представь, что ты собака и порычи на все свои страхи и неуверенность.
ГАРМОШКА
Представь: страх твой - гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела - гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа... Теперь снова сжимай, в любом темпе, с любым звуком, чем громче, тем лучше... До отказа сжать-выдохнуть, подождать чуть-чуть... снова разжать... Раз 7-12, с полным сосредоточением. В конце упражнения от страха не останется и следа.
ЗМЕЙ ШИПУЧИН
Громкий звук «Ш-Ш-Ш... Щ-Щ-Щ...», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса.
ПОКАЖИ СТРАХУ ЯЗЫК
Общее условие действия всех вышеназванных способов: применять, не боясь применять. Или боясь - но применять! Спросишь: «как не бояться». А вот хоть так – показать язык страху.
УДАЧИ!
Приложение
Кто не испытывал в детстве различные страхи? Помните, как вы боялись зайти в темную комнату, какие ужасные видения чудились в вечерних сумерках? Проходит время, и давние страхи рассеиваются, исчезают навсегда, но, увы, появляются новые, и это осложняет нашу жизнь. Страх перед экзаменами, страх быть покинутым или тяжело заболеть - миллионы людей испытывают подобные чувства.
Термин «фобия» происходит от греческого «phobos» - страх, ужас.
Необходимо отличать фобии от таких состояний как страх, навязчивых состояний.
Многие проявляющиеся в жизни человека страхи на самом деле фобиями не являются. Фобия – разновидность невроза.
Каковы причины возникновения фобий?Обычно они возникают, если у человека уже существует биологическая предрасположенность(чаще всего это дети мнительные, тревожные, нерешительные, имеющие хронические заболевания, физически слабые, склонные к фантазированию), а пусковым механизмом для развития фобий могут быть несколько причин. Основной причиной является внутренний конфликт. В основе внутреннего конфликта ребенка может лежать внешний конфликт - между семьей и школой, между сверстниками и взрослыми.
Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Очень часто виновниками возникновения фобий становятся наши родители. Постоянно тревожась за успеваемость в школе, они невольно заражают нас своими страхами. Что с плохой успеваемостью нет перспектив для дальнейшего образования, получения престижной профессии и т.д. Большинство родителей слишком эмоционально реагируют на каждую плохую оценку, полученную их сыном или дочкой. Хорошо, если дело обходится только упреками, но, к сожалению, нередки и физические наказания.
Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится, прежде всего, ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.
Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания.
Слайд 1
СТРАХИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕСлайд 2
Цель: исследование страхов современных подростков. Задачи : проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования; выявить возрастную динамику страхов у юношей и девушек; изучить половые различия в степени выраженности разных видов страха у подростков; исследовать степень выраженности разных видов страха у подростков. Гипотеза исследования: девушки более подвержены страхам, нежели молодые люди и с возрастом количество страхов уменьшается. Объект исследования : подростки 14-15 лет. Предмет исследования : страхи.
Слайд 3
СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТРАХА « Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности » - считает Л.А. Петровский. По мнению А.С. Спиваковской : « страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой уже наступившей опасностью » . Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Слайд 4
Страх выполняет разнообразные функции в жизни человека: мобилизирующую (страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией) защитную (страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью) познавательную (страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни)
Слайд 5
Следует знать, что с 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16–18 годам не должен испытывать подобных страхов.
Слайд 6
ИССЛЕДОВАНИЕ
Слайд 7
СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ РАЗНЫХ СТРАХОВ ДЕВУШКИ ЮНОШИ
Слайд 8
СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРАХОВ
Слайд 9
АНАЛИЗ ВИДОВ СТРАХА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Слайд 10
ВЫВОДЫ : Возрастная динамика содержания страхов от детского возраста к зрелому уменьшается ; Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами.
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Рисуем зимние домики
Прекрасное далёко
Басня "Две подруги"
Как нарисовать черёмуху
Самодельный телефон