Научно-исследовательская работа.
Номинация: социология.
Роль и значение деятельности детских социально – реабилитационных центров. На примере республиканского детского социально-реабилитационного центра «Надежда».
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_znachenie_deyatelnosti_detskih_socialno.docx | 120.44 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Лицей №1 города Усть-Джегуты».
Научно-исследовательская работа.
Номинация: социология.
Роль и значение деятельности детских социально – реабилитационных центров. На примере республиканского детского социально-реабилитационного центра «Надежда».
Выполнила: ученица 10 а класса лицея №1 Сухинова Мария
Научный руководитель: Семенова З.У
Усть-Джегута
2011 год.
Содержание
Введение……………….…………………………………………………………………………3
Глава I. Детские социально реабилитационные центры: сущность, содержание деятельности.
1.1 Деятельность детских социально – реабилитационных центров………….………...4
1.2 Роль и значение деятельности детских социально – реабилитационных центров…………………………………………………………………………………………...6
Глава II. Деятельность детского социально реабилитационного центра» Надежда».
2.1 Детский - социально реабилитационный центр для несовершеннолетних …….. ……………………………………….................................................................7
2.2 Центр в жизни его воспитанников……………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………….………………..9
Список литературы…………………………………………………………….……………..10
Приложение………………………………………………………………………...…… 11 - 27
Введение.
Актуальность: Кризисная и неустойчивая ситуация внутри страны в 90-е годы ХХ века оказала отрицательное влияние на социальную обстановку в обществе, особенно пострадали самые незащищенные – дети. Стали создаваться детские социально-реабилитационные центры, которые помогали детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, адаптироваться в обществе, проводили целостную реабилитацию в физическом, психическом и социальном плане, устанавливали статус ребенка, восстанавливали или замещали его семейные связи. Изучение деятельности детских социально-реабилитационных центров позволит определить его роль и значение в социальном аспекте общества.
Целью данной работы является исследование роли и значения деятельности, детских социально-реабилитационных центров по решению проблем беспризорности и безнадзорности.
Для реализации поставленной цели, решаются следующие задачи:
Для написания данной работы мы использовали следующие методы исследования данной проблемы:
Предметом данного исследования является: социальная политика Российской Федерации.
В качестве объекта мы выделяем: деятельность республиканского детского социально-реабилитационного центра «Надежда».
Структура работы: работа состоит из введения, заключения, двух разделов и приложения (результаты социологического опроса и фото-галерея)
ГЛАВА I. Детский социально-реабилитационный центр: сущность, содержание деятельности.
1.1 Деятельность детских социально-реабилитационных центров.
Для всестороннего изучения данной проблемы мы используем следующие понятия:
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. (9)
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над которым отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; (8, Глава I, статья 1)
Деятельность детских социально реабилитационных центров. В 1990-е годы сложилась определенная система профилактики детской безнадзорности и правонарушений, приняты меры по развитию законодательства в этой области. Утвержден Семейный Кодекс Российской Федерации, который включает такие разделы, как "Права несовершеннолетних детей", "Приемная семья". В 1998 году вступил в силу ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данное положение было закреплено Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения" (2,с.34), распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1995 года, и постановлением правительства РФ "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации" (7,с.3). В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям. На 1 января 2002 года в Российской Федерации действовало 1162 учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.(5.с.24) Основными направлениями деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних являются: (3, с 15)
Социально-реабилитационный центр целостно решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на его семью. Реабилитационные мероприятия побуждают ребенка к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ним право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения его к труду, и досуговой деятельности.
Первичное обследование. Специальная программа реабилитации.
Особенно важным является восстановление способности ребенка к его дальнейшему развитию. Для этого необходимо понимание того, что стало первопричиной дезадаптации, какие факторы воздействуют на ребенка в настоящий момент, в каком направлении и на каком уровне развития произошла задержка. Вместе с тем, важно выявить сохранные стороны психики ребенка. Для решения данных вопросов, дети проходят первичную диагностику, в процессе которой, воспитатели получают сведение о социальном и психологическом статусе ребенка, затем собирается медико-психологический консилиум, где суммируется вся полученная информация и создается специальная программа по реабилитации. (См. приложение 1) Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и быстрее привыкли к новому образу жизни, необходимо:
Провести корректирующую работу не просто, она требует комплексного подхода к профилактической и реабилитационной работе с детьми и осуществляется совместными усилиями специальных служб, созданных внутри центра.(См. приложение 2)
Таким образом, основным содержанием деятельности детских социально-реабилитационных центров является целостная реабилитация детей в психическом и социальном плане.
1.2 Роль и значение детских социально реабилитационных центров.
Роль и значение центра очень велико, так как дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, были бы лишены помощи и поддержки. Центр решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает предотвратить их появление, ёщё на начальном уровне. Так же центр решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее на ребенка, и его семью. Реабилитационные мероприятия помогают сформировать нравственные ориентиры, воспитать любовь к родине, развить творческие способности, восстановить здоровье, помочь ребенку адаптироваться в обществе.
Центр является главным звеном, в длинной цепочке социальных учреждений помогающим детям и их семьям в трудных жизненных ситуациях, но знаете «лучше не лечить болезнь, а предотвратить её появление», иными словами, чтобы вся работа не была напрасной, нужно решить коренную, изначальную проблему…
ГЛАВА II. Деятельность детского социально - реабилитационного центра « Надежда».
2.1 Детский - социально реабилитационный центр для несовершеннолетних« Надежда».
В городе Черкесске работает детский республиканский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних. Мы исследуем республиканский центр, который был создан в 1998 году, как территориальный центр помощи семьи и детям. Он является одним из самых лучших в России.
В 2003 его переорганизовали в социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних. Директором центра, является Эдиев Мурат Азрет-Алиевич. В центре работают 170 сотрудников в разных отделах: социально - правовом, медицинском, реабилитационном, приемная и др. В ходе работы с центром мы выяснили, что за 9 месяцев 2011 года, в реабилитационный центр поступило 80 несовершеннолетних по причинам:
Мы видим, что дети попадают в центр в основном из-за материальных трудностей и семейных проблем, это указывает на слабую сторону жизни страны, а именно: социальную сферу. Центр в свою очередь, нацелен на её улучшение, посредством реабилитационных мероприятий и проведения профилактики беспризорности и безнадзорности.
2.2 Центр в жизни его воспитанников.
Помещение ребенка в центр, с одной стороны – трагическое событие в его жизни, с другой - возможность возродиться в социальном и психологическом плане, восстановить здоровье, познать чувство привязанности к другим людям, и получить право на достойную человека жизнь. В рамках деятельности консультационно-юридического центра, был проведен опрос среди воспитанников центра на тему: «Почему дети оказались на улице». Проанализировав которое, было выделено, что дети, находящиеся в центре, в большинстве своем, попали туда по причине семейных трудностей и материальных проблем, они часто убегали из дома, жили у друзей или родственников, многие из детей нигде не учились до того как попали в центр. (См. приложение 3) 27 ноября 2011 года, на основе анкетирования мы провели благотворительную акцию « Дети сироты, вы в силах помочь». Первого декабря мы поехали в центр. Все чувствовали некое ожидание и взволнованность, что не удивительно. Но самым приятным и неожиданным было то, что воспитанники центра, тоже приготовили для нас творческие номера, они ждали нас, готовились, они пели, танцевали танцы и рассказывали стихи. А мы в свою очередь так же показали все то, что подготовили. После концерта дети повели нас в свои комнаты, которые оказались светлыми и уютными, так же показали нам стенды с фотографиями и ещё много другого. Когда настало время прощаться, мы со всеми обнялись и пообещали приехать ещё раз. О том, что значила эта поездка для каждого из нас, можно увидеть, прочитав рефлексии, написанных учениками.
Вопросы рефлексии:
Люди никогда не остаются равнодушными к таким детям, кажется забытых всеми. Чувство сострадания, жалости даже может некоторого отчаяния из-за невозможности что-либо изменить. О многом заставляют задуматься эти большие глаза, которые, как будто, знают намного больше чем ты. И о своей судьбе и о судьбе России; проблема беспризорности для нас не новая, но мне кажется, что причины не столько в экономических проблемах, сколько в самих людях, в их нравственном загнивании и слабости дух.
Рефлексия
Эта поездка мне очень понравилась. Ведь мы ехали туда с целью подарить радость детям, поделится с ними теплом. Как мне кажется, у нас это получилось. Детишки все время улыбались, глазки у них горели и сверкали, и эти глазки остались у меня в памяти навсегда. Встретили нас тепло: устроили концерт, пели, танцевали. Было радостно и весело. И надо задуматься, что они специально для нас готовили эти номера, что они нас ждали, становится на душе как-то приятно. Я думаю, эта поездка в центр дала детям возможность почувствовать, что они не одни, что они, как и все мы, просто дети и не надо унывать и грустить, надо жить…
Я думаю, что проблема беспризорности очень остро стоит в наше время. Людей, которые ведут нездоровый образ жизни, которым негде жить, которые не ощущают радость, таких людей становится больше. Но их детям ещё сложнее… Конечно мы хотим помочь им, но помочь всем невозможно. Я рада, что в России предпринимаются меры, что есть люди, которым не все равно. Съездить - это не слово. Увидеть детей снова, увидеть их улыбку. Ради этого я бы поехала ещё раз.
Целью данной поездки было: заинтересовать детей в социальной активности, заставить задуматься о ценностях семьи, любви, заботе о детях.
Анализируя рефлексии, мы можем сказать, что дети не остались равнодушными. Они задумались о своей жизни о жизни этих детей, они пожелали помочь и это самое главное. (См. приложение 5.) У всех остались теплые чувства и осознание того, что мы подарили детям радость, безусловно, мы не решили проблемы беспризорности и безнадзорности, но все же мы дали детям почувствовать себя кому-то нужными, мы дали им надежду…..
Заключение
В данной работе мы рассмотрели роль и значение деятельности детских социально-реабилитационных центров в России и в частности города Черкесска.
На первый взгляд, роль детских социально-реабилитационных центров в обществе невелика, но при более глубоком рассмотрении, обнаруживается, что если бы их не было, то увеличилась бы преступность, количество дезадаптированных детей, бомжей, общество было бы сильнее подвержено пагубным привычкам и стало бы более жестоким и безответственным, забылись бы многие семейные ценности. Теперь мы видим, что роль детских социально-реабилитационных центров очень велика, это, можно так сказать, костяк семейного института, который поддерживает и улучшает социальную атмосферу в обществе.
Список литературы:
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года.
Приложение 1. (3, с. 30)
Индивидуальный план реабилитации
Сведения о воспитаннике
Фамилия И.О.
Дата рождения
Дата поступления дата выбытия
Домашний адрес
№ | Мероприятие | Ответственный | Отметки о выполнении |
Сбор недостающих документов | Социально-правовое отделения | ...……………………. ……………………… …………………….. | |
Медицинская реабилитация | Врач- педиатр | ...……………………. ……………………… …………………….. | |
Устройство в учебное заведение | Социальные педагоги | ...……………………. ……………………… …………………….. | |
Психологическая коррекция | Психологи | ...……………………. ……………………… …………………….. | |
Правовая помощь | Юрист | ...……………………. ……………………… …………………….. | |
Трудовая реабилитация | Зав. Отделением реабилитации | ...……………………. ……………………… …………………….. | |
Социально-педагогическая реабилитация | Зав. Отделением реабилитации | ...……………………. ……………………… …………………….. |
Приложение 2. Схема взаимодействия организаций, созданных внутри центра, по решению проблем беспризорности и безнадзорности. (3, с. 43)
Приложение 3. Среди воспитанников центра было проведено анкетирование, по данным вопросам:
Диаграммы, составленные по результатам анкетирования.
Как мы видим из первой диаграммы, 13% детей учились в 6 школе, 8% не ответили на вопрос, и 26% нигде не учились, до того как попали в центр. Исходя из этого мы можем судить, что 66% опрошенных имеют начальную подготовку в школе; 34% скорее всего ни где не учились и полностью безграмотны.
Большинство детей, убегавших из дома, жило у родственников или у друзей.
Безусловно, не многим понравится жить на улице, 92% опрошенных согласны с нами.
Большинство детей свои права знают, вследствие того, что в детском социально-реабилитационном центре находится правовой отдел, который объясняет детям их права.
Одной из основных задач правового отдела, является защита прав детей.
В центре находятся дети от 4-16 лет, доминируют дети от11-13 лет
Приложение 4: Рефлексии.
Рефлексия 1.
Знаете о чем задумалась я? О том, что этим детям не дана возможность почувствовать и прожить жизнь во всей её полноте. А у нас такая возможность есть, и мы должны её использовать по – максимуму, в двойне: за себя и за них.
И конечно, главным остается то, что мы в силах им помочь, мы такие же, в сущности, дети, но мы в силах сделать их жизнь хоть чуточку лучше и эту возможность тоже нельзя упускать.
Не знаю, надо всех этих людей, собрать (которые бросили своих детей) и сказать так, чтоб они поняли: « Эта жизнь у вас одна! Боритесь, любите, живите, будьте ответственны за свою жизнь и за жизнь своих детей…»
Понимаю сложно, но кому сейчас легко, мы должны, просто обязаны бороться, (иначе вообще все зря). И даже в Библии сказано, что: «самое главное, чтобы не плакало дитя», а у нас по всей России везде отдаются громким эхом стоны, крики и плачь детей. Ведь так не должно быть? Правда?
Рефлексия 2.
Я считаю, что эта поездка дала пользу не только нам (школьникам), но и самим детям реабилитационного центра.
Во-первых, эта поездка подвигнет нас на проведение дальнейших мероприятий, связанных с данной проблемой. Во-вторых, заставит задуматься о ценностях семьи, любви и даже самого маленького… В-третьих, собственная личная польза. В-четвертых, мы даем веру, любовь детям в то, что они нужны, и не забыты, поддержка не только материальная, но и моральная. В-пятых дарим маленькую радость. А сами чувствуем ощущение грусти, печали, жалости, когда хочешь помочь. Но не можешь…. Но все же я считаю необходимым помогать, если можешь.
Рефлексия 3.
Впечатление отличное (но и печальное). Хочу в будущем помогать людям и взять ребенка из детского дома.
Проблема беспризорности – это большая проблема и благодаря нам, я надеюсь, хоть что-то изменить, помочь детям, попавшим в трудную ситуацию…
Я 100% обязательно поеду ещё (и не один!) раз.
Рефлексия 4.
Впечатления от поездки остались только положительные. И, безусловно, сразу встает вопрос о том, что в нашем городе, да и вообще по всей России, остро чувствуется проблема беспризорности. Я думаю, что скоро это может стать одной из важнейших проблем современности (потому что, это проблема нравственного состояния общества). И то, что родители бросают своих детей уже никого не шокирует, а воспринимается как что-то в порядке вещей. И это-то и есть самое страшное…
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Рисуем космос
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как я избавился от обидчивости
Северное сияние