Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности? В своей работе я пытался определить наличие проблемы интернет-зависимости среди обучающихся школы поселка, основываясь на социологических исследованиях.
В данной работе рассмотрены исследования зарубежных ученых и социологические опросы, проводимые через Интернет.
Вложение | Размер |
---|---|
internet-zavisimost.rar | 2.13 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Научно-исследовательская работа на тему:
«Интернет-зависимость»
Подготовила:
Уч-ца 10 «Б» класса
МБОУ СОШ №8
Кулёмина Олеся
Под руководством:
Горбуновой Елены
Юрьевны
Елец
2013
Оглавление:
Введение
Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют и меня.
Тему исследования "Интернет-зависимость, как проблема XXI века" я выбрала потому что она мне близка, как будущему специалисту по вычислительной технике и компьютерным сетям.
Выбранная мною тема довольно актуальна в наши дни. В своём исследовании я опираюсь на социологический опрос, проведенный мною и моим учителем среди учеников моей школы. Эта тема довольно слабо изучена в России, поэтому моё исследование будет очень интересное.
При изучении данной темы я поставила цели и задачи.
Цель: Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, и если да, какие патологические варианты способна она принимать, и есть ли способы предотвратить указанную патологическую трансформацию.\
Задачи:
1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.
2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди старшеклассников школ поселка.
3. Установить наличие проблемы Интернет-зависимости среди молодежи нашего поселка.
Методы: Анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся 7-10 классов.
Гипотеза: Можно предположить, что Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.
История возникновения Интернет-зависимости
Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Согласно доктору Янг, типичный интернет-зависимый, вопреки сложившемуся стереотипу компьютеромана – это женщина около тридцати пяти со средним образовательным уровнем. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих.
Симптомы зависимости таковы:
- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,
- постоянное ожидание следующего выхода в сеть,
- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг).
- не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Анкетирование
Для сбора статистических данных был использован тест на определение «Интернет-зависимости»
Тест подготовлен: Горбуновой Е.Ю. и Кулёминой О.
Место проведения: МБОУ СОШ №8
Количество участников: 48 человек
из них уч-ся 7-10 классов – 48человек
Время проведения: декабрь 2012
Итоги: по возрастным категориям
Возраст | Количество участников | Стаж в Интернете | Количество баллов | |||
Муж. | Жен. | Мин. | Макс. | Мин. | Макс. | |
13-14 | 10 | 11 | 2 мес. | 2 года | 21 | 25 |
15-17 | 12 | 15 | 6 мес. | 3 года | 29 | 32 |
Итоги: по стажу работы в Интернете
Стаж | Жен. | Муж. | Всего |
1-6 мес. | 9 | 3 | 12 |
6 мес. - 1 год | 7 | 10 | 17 |
2 года | 6 | 6 | 12 |
3 года | 4 | 3 | 7 |
Итоги: по количеству набранных баллов
Баллы | Количество человек | Возраст | ||
Муж. | Жен. | Миним. | Максим. | |
20-30 | 20 | 23 | 11 | 14 |
30-40 | 2 | 3 | 11 | 11 |
Социологическое исследование показало, что 30 человек относятся к группе «обычных пользователей Интернета». Они могут путешествовать по сети сколь угодно долго, т.к. умеют контролировать себя.
А 18 человек уже имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, что составляет 38% от числа опрошенных. И если не обращать внимание на эти проблемы сейчас, то в дальнейшем они могут заполнить всю их жизнь.
Выводы:
Если тест показывает, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне.
Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение. Необходимо как-то отвлечься. Например, купить интересную компьютерную игру, записаться на компьютерные курсы, спортивную секцию, завести домашнее животное и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости.
Главное — найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию.
Необязательно это должен быть компьютер: увлечение может быть любым.
Проблема Интернета не будет настолько глобальной, если каждый из нас станет следить прежде всего за собой. Это даже вселяет радость, когда понимаешь, что ты можешь своими силами, хоть и немного, но все же улучшить этот мир.
Рекомендации
Поскольку рождает чувство противоречия и стремление любой ценой обойти запрет. Только в том случае, если из-за одержимости компьютерами человек становится по-настоящему агрессивным, опасным для себя и окружающих, психиатры могут рекомендовать изолировать его на время от общества и лечить медикаментами.
«… Большинство специалистов признают, что все аддикции имеют общую основу, а избавление возможно только при согласии самого аддикта выполнять терапевтические предписания и рекомендации.
Признавая универсальный характер человеческих аддикций, М.Орман (Orman, 1996) рекомендует всем, кто стремится избавиться от зависимости от Интернета, выполнять следующие действия:
1. установить предел времени, которое можно проводить в Интернете,
2. заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете,
3. программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета,
4. установить для себя правило, ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности),
5. ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений,
6. налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания,
7. заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим,
8. научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете,
9. обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно,
10. избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддиктивному поведению.
Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков.
Все это довольно проблематично для детей и подростков". http://add.net.ru/index.html
К сожалению, за рубежом дела с помощью Интернет-зависимым обстоят гораздо лучше, чем у нас. Несколько он-лайн центров осуществляют поддержку интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг, самым известным исследователем Интернет-зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевой аналог ”телефона доверия” и “Виртуальная психологическая служба”..
Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане.
Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.
Литература
Приложения:
Приложение 1. Доли пользователей Интернета в странах, % от населения
Примечание 1. В зарубежных странах учтены лица в возрасте 16-17 лет и не учтены — не имеющие домашнего телефона
Примечание 2. Данные по зарубежным странам были уточнены на основании Nielsen/NetRatings Global Internet Trends™ Regional Reports, Quarter 3,2001
Источник: Фонд «Общественное мнение»
Приложение 2. Время, проводимое российскими пользователями в Сети еженедельно
(в процентах от числа опрошенных)
Источник: www.flogiston.ru
Приложение 3. Актуальность информации для российских пользователей Интернета
(в процентах от общего количества поисковых запросов)
Источник: Рамблер Top100
Приложение 4: Количество участников социологического опроса (по возрастным категориям)
Приложение5: Количество участников социологического опроса (по стажу работы в Интернете)
Приложение 6. Количество участников социологического опроса (по количеству набранных баллов)
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Два плуга
Есть в осени первоначальной...
Круговорот воды в пакете
Зимняя сказка