Детство! Это самая счастливая пора. Каждый из нас вспоминает яркие события, мечты связанные с детством. Не случайно тема детства стала одной из центральных тем классической литературы. И сегодня эта тема актуальна. Именно поэтому, для своей исследовательской работы мы выбрали рассказы В. Астафьева.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_detstva.rar | 733.19 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция
«Тема детства в мировой литературе»
Секция: литературоведческая
Исследовательская работа
тема детства в творчестве в.астафьева
Выполнила: Федорова Вероника,
обучающаяся 9 класса
МБОУ «Сардаяльская основная
общеобразовательная школа»
Научный руководитель: Егорова Г.М.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сардаяльская основная
общеобразовательная школа»
Йошкар-Ола
2012
Оглавление
Введение …………………………………………………………….. 3
Глава 1. Становление Виктора Астафьева ………………………... 5
Глава 2. «Последний поклон» - надежное свидетельство о детстве
предвоенной и военной поры ……………………………………….8
Глава 3. Анализ рассказов
3.1. «Конь с розовой гривой» ……………………………… 10
3.2. «Фотография, на которой меня нет» …………………. 11
3.3. «Где-то гремит война» ………………………………… 13
Заключение …………………………………………………………15
Список литературы ………………………………………………...16
Введение
Детство! Это самая счастливая пора. Каждый из нас вспоминает яркие события, мечты связанные с детством. Воспоминания эти освежают, возвышают душу и служат источником лучших побуждений. Детство это эмоции радости и печали, слез и счастья. Оно является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить свою дальнейшую жизнь.
Не случайно тема детства стала одной из центральных тем классической литературы. И сегодня эта тема актуальна. Именно поэтому, для своей исследовательской работы мы выбрали рассказы В. Астафьева.
Основной проблемой рассказов В. Астафьева является становление юношеского характера. И, опираясь на эту проблему, мы ставим себе
цель раскрыть своеобразие темы детства в рассказах В. Астафьева.
Объект исследования: особенности темы детства, её роль в творчестве В.П.Астафьева.
Предмет исследования: мотив детства.
Задачи исследования:
- рассмотреть тему детства в литературе,
- установить природу темы детства, в творчестве В.П. Астафьева,
- выявить образы детей в творчестве В.П. Астафьева.
Практическая ценность: на основании проведенного анализа выведена природа детства, в творчестве В.П. Астафьева. Материалы и результаты исследования могут быть включены для изучения темы детства в творчестве В.П. Астафьева.
Теоретическая значимость: комплексное описание темы детства, в творчестве В.П. Астафьева, его значение, функциональные особенности выразительности темы детства несут информацию о культурно-духовном наследии творчестве проведенного анализа, выведена природа темы детства в творчестве В.П. Астафьева.
Методы и принципы исследования.
Ведущим принципом исследования является признание системной организации образных средств. Для достижения цели исследования в работе был использован описательный метод, методы функционально-семантического и контекстного анализа, при которых выделились определенные мотивы, способы их употребления и организации, а также функции этих образных средств.
Глава 1. Становление Виктора Астафьева
Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось восемь лет. Она утонула в Енисее. Много позднее, в 1972 г., В. Астафьев скажет: «Ее мне не хватало всю жизнь и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого нетерпеливо ждут матери, надеясь хотя бы к старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежно добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.»
В 1934 г. Отец женился во второй раз, а в 1935 г. переехал на заработки в Игарку. Пошел в школу Астафьев, как и все, с 8 лет. А вот осенью, когда надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: остался он один, учился кое-как и до марта 1937 г. беспризорничал, пока не был сдан в игарский детдом-интернат. Астафьев с особым чувством признательности будет вспоминать о директоре Василии Ивановиче Соколове.
В 1938 г. отец с мачехой разыскали Астафьева и забрали его домой. Достатка в доме не было, и через год он снова оказался в игарском детдоме. Тут на его жизненном пути встречается поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. И.Д. Рождественский заметил живой огонек в душе беспокойного и впечатлительного подростка. В 1941 году благополучно окончил шестой класс.
В мае 1941 года В. Астафьеву исполнилось 16 лет – детдом нужно было покидать. Поездка к отцу ничего не дала – отчуждение, возникшее за последние годы, лишь укрепилось. Юноша вернулся в Игарку и стал работать коневозчиком на кирпичном заводе, чтобы накопить денег и выехать из Заполярья в Красноярск. Осенью он с большим трудом добирается до города, так как уже шла война. На станции Енисей он поступает в ФЗУ. Но, обнаружив «неспособность к технике», уходит оттуда и оформляется в железнодорожную школу. Получив специальность, был направлен на работу на станцию Базаиха, там проработал всего четыре месяца и ушел в армию добровольцем.
В 1942 году его привезли в Новгород. Здесь он обучался в пехотном полку, убирал хлеб, учился на шофера, а весной 1943 года отправился на передовую.
До самого конца войны он оставался рядовым.
В октябре 1945 года В. Астафьев демобилизовался вместе со своей будущей женой Марией Семеновной Карякиной, они приехали в родной город жены Чусовый на Урале. В 1951 году у него не было ни здоровья, ни законченного среднего образования, ни профессии. Бытовые послевоенные трудности не уменьшались. И он пошел работать вахтером на мясокомбинат. Начал посещать литературный кружок. Тяга к творчеству у Астафьева была давней. Еще в детстве написал стихи об Игарке, и они были напечатаны. В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек». С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий». Это быстро и круто изменило его жизнь. В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю, много видит. Астафьев пишет более сотни корреспонденции, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, которые впоследствии вошли в книги «До будущей весны» и «Огоньки».
Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях — «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Последний поклон» (1968; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 30-е и в не менее жуткие 40-е. Все эти герои, несмотря на то, что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести».
Эти годы можно считать началом профессиональной писательской деятельности В. Астафьева. В 1958 году он принят в Союз писателей, в 1959 году – направлен на Высшие литературные курсы в Москву, где проучился до 1961 года. Так, 35 – 37 лет завершаются «университеты» Астафьева и начинается тот творческий взлет, который сделает его известным широкому кругу читателей.
Глава 2. «Последний поклон» - надежное свидетельство о детстве предвоенной и военной поры
В творчестве В. Астафьева детство изображается как духовный мир, в который стремятся возвратиться герои его произведений, чтобы прикоснуться душой к первородному ощущению света, радости и чистоты. Образ ребенка, нарисованный писателем, гармонично вписывается в этот многотрудный земной мир.
Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958 – 1978) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 30 – 40-е и исповедью поколения, детство которого прошло на годы «великого перелома», а юность – «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость. Главный герой – деревенский сирота 1924 года рождения, подросток голодных военных лет, закончивший свое отрочество на фронтах Великой Отечественной войны. Писатель назвал «Последний поклон» самой откровенной своей книгой. «Ни на одной из своих книг, а написано почти за пятьдесят лет творчества, поверьте, немало, я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве. Когда-то, очень давно, я написал рассказ «Конь с розовой гривой», а затем рассказ «Монах в новых штанах» и понял, что из всего этого может получиться книга. Так я «заболел» темой детства и возвращался к своей Заветной книге на протяжении более чем тридцати лет. Писал новые рассказы о детстве, и «Последний поклон» вышел наконец отдельной книгой, затем в двух, а в последствии и в трех книгах. «Животворящий свет детства» согревал меня.»
Книга детства писалась, однако, В. Астафьевым не для детей. Не специально для детей. Здесь нет привычных, специфических «детских» сюжетов. Нет и успокоительных концовок, где примиряются все противоречия и благополучно завершаются все недоразумения. Речь здесь идет не о ссоре в классе и не о приключениях в туристическом походе, а показана борьба не за жизнь, а на смерть, даже если человеку только двенадцать – четырнадцать лет.
Глава 3. Анализ рассказов
3.1. «Конь с розовой гривой»
Рассказ «Конь с розовой гривой» является главой из книги – цикла рассказов «Последний поклон».
Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности». Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.
Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.
3.2. «Фотография, на которой меня нет»
Глухой зимою, во времена тихие, сонные, школу, где учился Витя Потылицын , взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф, чтобы сфотографировать учащихся овсянской школы. В то далекое довоенное время сфотографироваться было значительным событием, особенно в деревне, куда фотографы приезжали редко. Фотографии бережно хранились. Название рассказа связано с тем, что рассказчик Витя Потылицын не смог сфотографироваться вместе с классом, так как застудил ноги.
Но особенно название рассказа тесно связано с последними абзацами.
В рассказе Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет" отображена жизнь людей в тридцатые годы. Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост. В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей.
Витя – главный герой рассказа живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.
В рассказе есть образ цветка, который является "двойником" мальчика. Порою, он угасает, гибнет, но всё же к весне вновь возрождается, появляются бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх, чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком.
Во фрагменте рассказа, где главного героя не отпускают фотографироваться, автор использует очень много глаголов. Таким образом, Астафьев пытается описать психологическое состояние мальчика, передать его мысли, чувства и эмоции читателю. Витя очень хочет пойти и сфотографироваться вместе со всеми. Но, в то же время, понимает, что ходить он совсем не может.
Бабушка главного героя – добрая и заботливая деревенская жительница. В её речь автор включил огромное количество диалектных и просторечных слов и выражений. Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.
Конечно, в деревне есть и пьяницы, и "ненадёжные люди". Но не они определяют атмосферу жизни. Особым уважением пользуется учитель – не только за свои знания, но и за то, что он сам всех уважает, со всеми здоровается и никогда не отказывает в просьбе. Люди в этом рассказе, хоть и не идеальны, но ценят внутреннюю, душевную красоту людей.
В этом рассказе мне понравилось то, что деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. Иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все беды.
3.3 «Где-то гремит война»
Самая обширная глава повести «Последний поклон», «Где-то гремит война», непосредственно связана с военным лихолетьем Великой Отечественной.
В рассказе «Где-то гремит война» уже само название, подчеркивающее отдаленность места действия от фронта, от войны, как бы несет в себе и противоположный смысл. Война не только там, где гремят выстрелы. Она везде – в душах людей, в их мыслях, во всем укладе жизни. Она – в горе людском, в каждодневно приходящих похоронках, в непосильном тыловом труде.
«Я всегда думал, – размышляет герой все тот же, что и в «Фотографии, на которой меня нет», – что война – это бой, стрельба, рукопашная, там где-то далеко-далеко. А она вон как – везде и всюду, по всей земле, всех в борьбу, как в водоворот, ко всякому своим обликом…»
Своим обликом повернется война и к герою (еще до того как попадет он на фронт) – подростку фэзэошнику, отправляющемуся по неожиданному и тревожному письму своей тетки Августы в ночную дорогу. Во время этой дороги и короткого пребывания в родной деревне многое увидит и узнает герой, а главное, многое поймет и осмыслит. Он воочию увидит то страшное горе, что принесла народу война, узнает спасающую силу доброты людской, отзывчивости. Братством, человеческим участием всегда отличались герои произведений Астафьева. В войну же это проявилось особенно наглядно. Вместе, всенародно будут перемогать они жестокое время. Будут «открыто жить, вместе со всеми тужить и работать, работать, работать – скопом, народом, рвя жилы, надрываясь, поддерживая друг дружку».
Как спасет людская доброта и самого героя, заплутавшего в ночи, снежной круговерти, обмороженного, едва бредущего к мерцающему в ночи одинокому огоньку. В крестьянской избе, куда постучит измученный подросток, встретят его как родного, ототрут снегом, накормят, отогреют. Здесь ощутит он в полной мере спасающую силу человеческого участия. В последующей своей жизни, «через много-много лет», когда попробует он «разобраться и уяснить, откуда у человека берется доподлинная, несочиненная любовь к ближнему своему», то сделает очень важное для себя и «совсем близко лежащее открытие – прежде всего из таких вот избушек, изредка встречающихся на росстанях наших дорог».
Есть в этом эпизоде одна чрезвычайно характерная и существенная деталь. Разморенный едой и теплом, герой, собираясь ложиться спать, хочет погасить стоящую на окне керосиновую лампу и слышит голос хозяйки, которую принял сначала за мужика, так изменило ее тяжкое военное время: «Лампу уверни, коли не нужна. Вовсе-то не гаси. Мало ли? Война. Всех она с места стронула. Люди ходят и ездиют туда-сюда. Понесет лешак такого же ероя, а огонек вот он. Моргат».
Как многозначительно символичен этот теплящийся в ночи огонёк!
Сколько раз воспет он был в песнях, прославлен в стихах! Это и символ человеческой теплоты и доброты, не иссякшей и не убывшей в продуваемом военными ветрами мире; и символ Родины, живущей и борющейся.
Встреча с родной деревушкой, с односельчанами оставит в душе героя глубочайший след. Она родит в нем твердую веру в незыблемость мира, ту веру, которая приходит лишь с глубинным осознанием неразрывной, кровной связи своей личной судьбы с судьбой близких тебе людей, с судьбой твоего народа, с судьбой Родины.
Заключение
Тема детства в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации.
Сокровенную тайну для взрослого представляет внутренний мир ребенка – самоценной личности – чистый и хрупкий. Именно детской незамутненной душе доступно ясное видение истинных ценностей мира.
Своеобразие восприятия мира, свойственное нам в детстве, не исчезает бесследно. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить. Время от времени заявляет о себе. В сновидении, фантазиях, игре, искусстве мы на время возвращаемся к картине своего детского мира. Может быть затем, чтобы отдохнуть от однообразия обыденности. Часто творческие идеи посещают человека именно тогда, когда его сознание на время «освобождается» от ограниченности реальности.
Детство не проходит. Оно живет в нас и с нами как подлинный и верный друг. Приходит к нам на помощь в минуты усталости и разочарования. В минуты, когда творческая мысль бьется над неразрешимой проблемой. Возвращается к нам, когда мы, оставив реальность, погружаемся в мир искусства или в мир сновидений. Детство необходимо нам. Это не только воспоминание. Это часть нашей взрослой, сегодняшней жизни.
Мир Детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Можно сказать словами Е.В. Субботского, что «мы живем над залежами драгоценных «полезных ископаемых» психики, зачастую и не подозревая о них».
Литература
http://fro196.narod.ru/library/astafiev/about/biography/album2.htm
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Зимняя сказка
Никто меня не любит
Притча о гвоздях
Как Снегурочке раскатать тесто?