При выполнении данного проекта учащиеся определяют соматометрические показатели организма человека. Устанавливают факторы влияющие на состояние здоровья и их способы коррекции.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zozh.doc | 133.5 КБ |
Внутришкольный творческий практико-ориентированный
проект с исследовательской направленностью в рамках учебного предмета БИОЛОГИЯ
на тему:
«ЗДОРОВЬЕ ЗОЖ»
руководитель проекта: Секизян Н.В.
исполнитель проекта: Килафян Вера
ученица 10 класса МОУ СОШ №1
Цели и задачи проекта:
В процессе познавательной и практической деятельности учащиеся должны исследовать собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.
Умения и навыки, формирующиеся в проектной деятельности.
Поисковые:
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие - вступать в диалог,
вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить
компромисс.
Презентационные умения и навыки:
План проекта «ЗДОРОВЬЕ»
Тема 1: Оценка уровня физического развития.
- Проведение физиометрических измерений:
Тема 2: Оценка физической работоспособности.
Понятие работоспособность, ее виды. Зависимость работоспособности от состояния здоровья.
- Оценка физической работоспособности:
Тема 3: Изучение индивидуальных биоритмов.
-Понятие об адаптивных ритмах, их значение для человека.
Тема 4: Составление суточного рациона питания.
-
Тема 5: Выводы. Рекомендации.
Девиз проекта: Sit mens sana in corpore sano! Да будет здоровом теле здоровый дух:
АННОТАЦИЯ
«.. .Чтобы быть здоровым,
нужны собственные усилия,
постоянные и значительные.
Заменить их ничем нельзя»
Академик Н.М. Амосов
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье - условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: « Единственная красота, которую я знаю - здоровье». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а если сказать в целом экологического качества окружающей среды.
Отечественный писатель и поэт Владимир Солоухин писал в своей повести «Приговор»: «Если из своего окна каждое утро будет видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревья, покрытые слоем жирной и черной копоти - это и будут ваши отрицательные эмоции, тем более, что они не эпизодичны, а постоянны и как-то даже не заметны, но, тем не менее, разрушительны, по крайне мере, угнетающие, а это одно и то же».
Человек объективно включен в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений. При этом эстетическое наслаждение не противопоставляется основным физическим и физиологическим потребностям. Преобразуя мир вокруг себя и создавая гармонию в среде своего обитания - человек занимается экологически целесообразной деятельностью. Он создает здоровьесберегающее пространство.
При этом реализуется одна из основных идей здорового образа жизни - здоровье зависит от качества ближайшего окружения.
Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков - неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов во всем мире.
Врачи, физиологи, экологи, психологи, учителя, физруки изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека.
Знания о здоровье и окружающей среде важны для каждого человека. Мы надеемся, что новые знания, помогут вам разумно, рационально «расходовать» здоровье, какую бы профессию вы в будущем не предпочли и прожить долгую, активную жизнь.
Мы пришли к выводу, что здоровому образу жизни надо учить, необходимо формировать культ здоровья. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья.
ТЕМА №1: Оценка уровня физического развития.
Основные показатели здоровья человека при визуальном и измерительном осмотре.
Осанка - как показатель физического развития.
Осанка - это привычное положение тела человека при состоянии, ходьбе или сидении. Зависит от физиологических изгибов позвоночника и развития мышц туловища.
Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, вертикальным положением головы, прямыми ногами без уплощения стопы.
Нельзя забывать, что неправильная осанка портит фигуру человека, отрицательно влияет на работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ и снижения умственной и физической работоспособности, провоцирует задержку роста.
Практическая работа №1 «Гигиеническая оценка осанки»
Цели работы: Используя метод соматоскопии, исследовать осанку и дать оценку ее состояния.
Порядок работы:
Гигиеническую оценку осанки производят при соматоскопическом осмотре спереди, сбоку, со спины, при ходьбе по кабинету. При этом отмечают положение головы, уровень плеч, положение лопаток, изгибы позвоночника, состояние предбрюшной стенки, кривизну коленных суставов.
Помимо соматоскопических методов, выявить нарушения можно следующим образом: встают к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались ее. При нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку следует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь.
Практическая работа №2 «Проведение антропометрических измерений»
Цель работы: Освоить правила и технику исследования физического развития методами антропометрии.
Оборудование: Ростомер, медицинские весы, сантиметровые ленты.
Порядок работы:
1. Измерение роста (длинны тела) стоя.
Встать босыми ногами на площадку ростомера в положение «пятки вместе, носки - врозь». Голову держать прямо. Пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком касаться ростомера.
2. Измерение массы тела.
Массу тела определяют с помощью рычажных весов. До начала работы проверяют их точность. Во время взвешивания следует стоять посередине весовой площадки в легкой одежде, спокойно и прямо, не раскачиваясь.
3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК).
ОГК измеряют сантиметровой лентой в спокойном состоянии при опущенных руках. Ленту накладывают на углы лопаток сзади, а спереди - вдоль 4-го межреберья.
Практическая работа №3
«Проведение физиометрических измерений»
Цель работы: Освоить правила и технику исследования физического
развития методами физиометрии.
Оборудование: Тонометры, секундомер.
Порядок работы:
1. Частота сердечных сокращений (ЧСС) или пульс.
Измерение ЧСС осуществляется следующим образом: находят лучевую артерию и слегка прижимают ее к кости. Подсчитывают количество ударов за 15 сек., полученный результат умножают на 4, получая таким образом ЧСС за 1 мин.
2. Артериальное давление.
Манжету укрепляют на плече и резиновой грушей накачивают в нее воздух. К локтевому сгибу прикладывают фонендоскоп. При помощи специального винта медленно выпускают воздух из манжеты до тех пор, пока через фонендоскоп не будет прослушиваться четкий, прерывистый звук (тук-тук). При появлении этого звука по шкале монометра снимают показания в миллиметрах ртутного столба.
ТЕМА №2: Оценка физической работоспособности
Физическая работоспособность проявляется в различных формах мышечной деятельности. Важным компонентом оценки физической работоспособности являются результаты функциональных наблюдений за состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Практическая работа «№1 «Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма».
Цель работы: Формирование умений и навыков проведения функциональных наблюдений за работой дыхательной системы. Оборудование: Секундомер.
Порядок работы:
1. «Проба с задержкой дыхания».
После вдоха сделать выдох и определить время максимальной задержки. Эта задержка называется апноэ. Чем выше устойчивость организма к кислородной недостаточности, тем выше апноэ.
Апноэ на выдохе оценивается по трехбалльной системе:
менее 34 сек. - неудовлетворительно
35-39 сек. - удовлетворительно
более 40 сек. - хорошо
2. Определение гибкости позвоночника.
Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удается, то опустите руки ниже её. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже её, поставьте знак « + », если не дотянулись, то знак « - ».
Результат считается отличным, если у мальчиков они равны +6; +9, а у девочек +7; +10. Все остальные положительные результаты следует оценивать
как хорошие, а вот отрицательные - как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
3. Проверка вестибулярного аппарата.
Положите руки на пояс, поднимите одну ногу, согните в колене, разверните и прижмите пяткой к внутренней поверхности коленного сустава второй, опорной, ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и включите секундомер. Если удалось продержаться в этом положении 16 сек. - состояние вашего ВА хорошее.
ТЕМА №3: Изучение индивидуальных биоритмов.
Факторы окружающей среды имеют сигнальное значение, благодаря им развиваются опережающие реакции приспособление, вырабатываются адаптивные суточные, сезонные, годовые ритмы. Как правило, высокий подъем работоспособности человека наблюдается с 8-12 ч. и 17-19 ч. В эти часы активизируется все функции организма, в то время как с 2-3 ч. ис 13-15 ч. они значительно снижаются.
Тест на определение типа работоспособности.
Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружение, как болеют.
Изменение физиологических функций в течение дня.
Чтобы предохранить организм учащихся от болезней, вырастить их физически крепкими, жизнерадостными, трудолюбивыми, способными преодолевать любые препятствия, в первую очередь необходимо приучить их соблюдать режим дня.
Режим дня подростков, посещающих школу в первую смену.
№ и/и | Виды занятий и отдыха | Возраст | |
12-13 лет | 14-17 лет | ||
1 | Подъем | 7.00 | 7.00 |
2 | Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет | 7.00 - 7.30 | 7.00 - 7.30 |
3 | Завтрак | 7.30 - 7.50 | 7.30-7.50 |
4 | Дорога в школу, утренняя прогулка до начала занятий в школе | 7.50- 8.20 | 7.50- 8.20 |
5 | Занятия в школе ■г | 8.30-14.00 | 8.30-14.30 |
6 | Горячий завтрак в школе или фрукты | 11.10-11.20 | 11.10-11.20 |
7 | Дорога из школы или прогулка после занятий | 14.00-14.30 | 14.30-15.00 |
8 | Обед | 14.30-15.00 | 15.00-15.30 |
9 | Прогулка или игры, спорт на воздухе (посещение секций, кружков) | 15.00-17.00 | 15.30-17.00 |
10 | Полдник | 17.00 | 17.00 |
11 | Приготовление домашних заданий | 17.00-19.30 | 17.00-20.00 |
12 | Ужин и свободные занятия | 19.30-21.00 | 20.00-21.30 |
13 | Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды, обуви, умывание) | 21.00-21.30 | 21.30-22.30 |
14 | Сон | 21.30-7.00 | 22.30-7.00 |
ТЕМА №4: Составление суточного рациона питания
В организме все процессы обмена веществ сопровождаются превращением химической энергии пищевых веществ в другие виды энергии - тепловую, механическую, электрическую, используемые организмом в процессе жизнедеятельности.
Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма в покое, называется основным обменом, а энергетические затраты при его активной жизнедеятельности - общим обменом.
Соотношение белков, жиров и углеводов
1:1:4
1 г. белков = 17,2 кДж энергии
1 г. жиров - 39 кДж энергии
При составлении суточного рациона учитывают соответствие:
Завтрак - 25 %
Обед - 50 %
Полдник - 15 %
Ужин - 10 % всего потребляемой пищи.
■I
Необходимо знать, что растущий организм детей и подростков требует несколько большую (на 1,5-2 кДж) калорийность, т.к. обмен веществ у них идет более интенсивно. Но коррекция возможна лишь при условии достаточных физических нагрузок, в противном случае может развиться ожирение.
Доклад №1
Тема: Блюда национальной кухни: Попытка объяснений вековых традиций.
Цель: Развить навыки правильного питания.
Ход работы:
Доклад №2
Тема: Режим питания (мой, моей семьи).
Ход работы:
Таблицы стандартов физического развития.
Частота сердечных сокращений
Возраст | Мальчики М +/- | Девочки М +/- |
14 | 76,9 +/- 9,6 | 78,8 +/- 8,3 |
15 | 74,4 +/- 8,1 | 76,3 +/- 6,5 |
16 | 76,7+/-10,0 | 76,9+7-10,0 |
Систолическое артериальное давление
Возраст | Мальчики М +/- | Девочки М +/- | Физиологическая норма М +/- 1,5 | |
мальчики | девочки | |||
14 15 16 | 116,5+/-10 113,6+/-12 115,9+/- 12,4 | 108,6+/-9,4 108,6+/-9,4 108,6+/-9,4 | 101,4-131,6 95,0-132,2 93,8 - 124,5 | 94,4-122,7 94,5-122,7 94,5 - 122,7 |
Длина тела
Возраст | Мальчики М +/- см | Девочки М +/- см |
14 | 163,0+/-9,1 | 160,8+/-6,3 |
15 | 168,0+/-7,2 | 160,9+/-5,8 |
16 | 175,0+/-6,2 | 162,6+/-4,7 * |
Вес/масса
Возраст | Мальчики М +/- кг | Девочки М +/- кг |
14 | 43,40+/- 7,35 | 52,78 +/- 3,77 |
15 | 56,70 +/- 7,02 | 53,29 +/- 6,97 |
16 | 65,69 +/- 7,92 | 59,09 +/- 5,87 |
Окружность грудной клетки
Возраст | Мальчики М +/- см | Девочки М +/- см |
14 | 80,1 +/- 7,1 | 82,5 +/- 6,3 |
15 | 83,5 +/- 5,7 | 83,7 +/- 5,4 |
16 | 90,4 +/- 5,2 | 83,4 +/- 4,6 |
Все измеряемые показания вносятся в индивидуальную карту учащегося.
Индивидуальная карта учащегося
Ф.И.О.
Школа/класс Дата рождения:
Показатели здоровья
1. Гигиеническая оценка осанки:
2. Антропометрические
измерения:
а) рост
б) масса тела_
в) окружность грудной клетки ОКГ
3. Физиометрические измерения:
а) частота сердечных сокращений (ЧСС)
(пульс)
б) Артериальное давление (АД)
4. Исследование физической работоспособности:
а) проба с задержкой дыхания
б) определение гибкости позвоночника_
в) проверка вестибуляторного аппарата_
Выводы и рекомендации: составление «КОДЕКСА ЗДОРОВЬЯ»
В последней четверти XX в. появилось множество нетрадиционных методик и систем оздоровления. Российские учёные — академик Н. А. Агаджанян, профессор Л. 3. Тель — решили проанализировать многие из них. А затем, совместив наиболее рациональные рекомендации с данными традиционной медицины, создали своего рода кодекс здоровья, вернее, кодекс жизни. Даже частичное следование ему принесёт несомненную пользу.
Подход к профилактике и излечению болезней в кодексе здоровья ва-леологический. Валеология (от лат. valeo — «здоровье» и греч. «логос» — «слово», «учение») — наука о здоровье. Главное — научить человека не болеть, ценить собственное здоровье и сохранять его. Итак, вот основные положения кодекса здоровья.
Узнайте свой организм. Нужно понимать хотя бы в обших чертах, как он работает, что ему полезно и вредно, что способствует поддержанию здоровья.
Живите в согласии с природой. Пользуйтесь любой возможностью побыть в парке, в лесу, у реки, на море, в горах. Чаше ходите босиком и снимайте лишнюю одежду: подставляйте тело свету, воде и воздуху. Цените любую погоду. Не бойтесь ветра, дождя, простудных заболеваний. Ну а если они случаются — воспринимайте это спокойно, ведь простуда, как это ни парадоксально звучит, чаше всего благо, своеобразная тренировка-закалка. Для того чтобы быть здоровым, надо временами быть чуть-чуть больным.
Природа выработала бесчисленное множество способов, с помошью которых организм сосуществует с вредными факторами, борется против них и сохраняет здоровье. Отгородившись от природы, создав себе тепличные условия, человек тем самым отгородился и от оздоровительных природных влияний. Мы — часть природы и поэтому не должны пренебрегать её законами.
Доброта и милосердие. Эти качества — необходимые условия здоровой жизни, залог полноценного функционирования организма. В согласии с обществом жить не менее важно, чем в согласии с природой. А такая гармония возможна лишь на основе альтруизма (бескорыстной заботы о других).
Относитесь к людям так, как желаете, чтобы они относились к вам. Это давняя мудрость.
Укрепляйте в себе уверенность, что вы здоровы. Желайте здоровья всем окружающим. Воспринимайте своё тело как здоровое, даже если вас беспокоит какой-либо недуг. Можно расценить такую рекомендацию как элемент самовнушения. Известно, что в процессе жизни информация от каждого органа поступает в нервную систему. Она регулирует жизнь органа в целом и каждой его клетки. При нарушениях нервная система приводит в действие механизмы восстановления: специальные группы нейронов и нейронные цепи делают это постоянно, помимо нашего сознания. Однако человек волен активизировать этот процесс, создавая постоянную мотивацию, направленную на поддержание здоровья. Такой метод — мошное профилактическое средство, препятствующее развитию болезней, а также хорошее «лекарство». В его основе образование «нейронных ловушек» -кольцевых нейронных цепей, по которым импульс способен циркулировать длительное время, самоподдерживаться. Таким образом, то, что часто называется самовнушением, — постоянное поддержание возбуждения в «нейронных ловушках», которые формируют в центральной нервной системе модель здорового организма. На реализацию этой модели тело начинает работать уже на бессознательном уровне, включая защитные и восстановительные механизмы.
Закаляйтесь. Лучший способ закалки — обливаться холодной водой. Желательно это делать на свежем воздухе, стоя босыми ногами на земле. Обливание холодной водой — не просто гигиеническая процедура. Кратковременное воздействие холодной воды относится к умеренным стрессорам, которые нужны организму для стимуляции собственного иммунитета.
Очищайте толстый кишечник от шлаков. Кстати, опорожнять кишечник надо не менее одного раза в день. Задержка стула, запоры — не только симптом расстройства в организме. Это влияет на самочувствие и настроение.
После 7 часов вечера лучше ничего не есть, чтобы к моменту сна желудочное пищеварение успело закончиться. Период сна наиболее благоприятен для переваривания пиши и всасывания питательных вешеств в кишечнике, а также для обменных процессов.
Следите за весом. У детей и подростков питание должно быть регулярным, сбалансированным, с полным набором витаминов и незаменимых аминокислот. Но уже с детского возраста не следует приучаться к чревоугодию (обжорству) и полезно следить за весом.
Для взрослых наиболее действенное средство поддержания нормального веса и очишения организма от шлаков, ослабленных или перерождённых клеток — раз в неделю в течение не менее 36 ч не принимать пиши и воды. 8 условиях «сухого» (безводного) голодания организм переходит на «внутреннее» водоснабжение. «Сухое» голодание меняет направленность жирового обмена: его энергия расходуется на то, чтобы обеспечить организм водой. При отсутствии пиши и воды жир расщепляется, причём образующаяся энергия восполняет энергетические расходы организма, а выделившаяся при расшеплении жира вода обеспечивает тело эндогенной (т. е. внутренней, производимой в самом организме) водой. Кроме того, подобное терпеливое следование режиму является умеренным стрессом, о пользе которого уже упоминалось.
Давайте себе физическую нагрузку. Движение (бег, ходьба, перенос тяжестей) должно занимать не менее 2 ч в день. Это очень важно, поскольку при физической активности усиливается кровоток, открываются сосуды разных органов и систем; у всех сосудов — от крупных до мельчайших — очишаются стенки и просветы, выделяются биологически активные вещества, улучшающие состояние крови. Равномерно работающие мышцы производят вещества, которые питают клетки сердца и мозга. Активизируются нервная и эндокринная системы. Словом, организм словно проходит курс лечения за счёт активации обменных процессов. И это далеко не все плюсы, которые даёт движение. Как утверждал французский врач Арман Труссо (1801—1867), движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не смогут заменить движения.
Еженедельно баня или сауна. Баня, конечно, прежде всего гигиеническая процедура. Кроме того, это не менее интенсивное воздействие, чем обливание холодной водой. Удаляется лишний роговой слой кожи; сосуды укрепляются, тело испытывает благотворный эффект массажа. Особенно хороши контрастные водные процедуры: полезно чередовать пребывание в парильне с обливанием холодной водой (завершать баню следует именно холодом, а не жаром).
Ограничьте употребление лекарств. Это особенно касается их необоснованного применения с «профилактической» целью. Даже синтетические витамины намного уступают свежим фруктам и овощам.
При простуде не бойтесь повышенной температуры тела. Она — признак борьбы, идущей в организме, борьбы за здоровье, за восстановление нарушенных функций. Существует особый метод лечения — пиротерапия (от греч. «пир» — «огонь», «жар» и «терапия» — «лечение»), когда человеку целенаправленно вводят вещества, вызывающие жар. Лихорадочное состояние, причиной которого служат пирогены, сопровождается активностью гипофизарно-надпочечниковой системы, ускорением в 2—3 раза кровотока во внутренних органах, стимуляцией иммунных сил организма и др. В это время эффективнее растворяются тромбы в сосудистом русле, рассасывается плотная рубцовая ткань, усиливается энергетический обмен тканей. Кроме того, при высокой температуре в организме вырабатывается больше АТФ, который является универсальным носителем энергии; гибнут переродившиеся опухолевые клетки. Отмечено даже восстановление нарушенных структур нервной системы. Уместен вопрос: а если состояние больного настолько тяжело и градусник так зашкаливает, что без лекарств не обойтись? Тогда медикаменты надо применить, но разумно.
Спите не менее 6—7 часов в сутки. Сон необходим человеку.
Это отнюдь не пассивное состояние тела, а активный физиологический
процесс, во время которого организм совершает свою важную работу.
Найдите в себе веру. Верьте в Бога, в П. Иванова, в П. Брэга, в Н. Амосова, в самого себя... Любая вера... предполагает не бесцельное существование, избавляет от внутренних конфликтов, от хронического эмоционального стресса, который влечёт за собой заболевания.
Сохранение здоровья — это тоже труд. Сохранение здоровья требует от каждого человека труда. Зачем, спросят многие, ведь есть врачи, которые, в случае надобности, о нас непременно позаботятся. Что ж, если дело доводит до врача, то следует уповать лишь на возможное восстановление здоровья. Это означает, что уже много упущено, человек не захотел, а может быть, и не сумел потрудиться над важной задачей. Увы, пока в медицине господствует принцип лечить болезни, а отнюдь не беречь здоровье. Этому во многом способствует и установка всего общества и любого человека в отдельности на то, что о нём позаботятся. Но не следует обольщаться: о сохранении вашего здоровья, кроме вас самих, никто не позаботится. И если человеку порой недосуг обратить внимание на собственное здоровье, то кто же это сделает?
Если есть желание быть всегда здоровым, необходимо помнить, что для успеха надо в поте лица трудиться всю жизнь. Не утренняя зарядка, не часовая физкультура и бег трусцой, а культура труда, отдыха, сна, питания, физической и духовной жизни — всё это в целом и есть основа кодекса здоровья
Список используемой литературы:
1.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Красочные картины Джастина Геффри
Рисуем крокусы акварелью
Астрономический календарь. Май, 2019
Весенняя сказка