Экология - это самая значимая и обсуждаемая тема во всем мире. Экологическая ситуация сложилась таким образом, что человеку незамедлительно нужно принимать самые действенные и эффективные методы в защиту окружающей среды. На планете Земля меняется климат, исчезают виды животных, растений, это не может не сказаться на жизнедеятельности человека и всего, что его окружает.
Давно известно, что люди выбирали место поселения вблизи водоёма, будь то озеро или река. Человек без воды не может существовать, так же, как и все живое на нашей планете. Мы жители села Славгородского лишаем себя той уникальной возможности, наслаждаться великолепием озера. Из рассказов старожил села известно, что озеро «Секачи» славилось изобилием рыбы, а в летнее время своими пляжами. В жаркие летние дни здесь собиралось очень много отдыхающих. Озеро «Секачи» называли «кормилицей».
На сегодняшний день в районе озера «Секачи» можно наблюдать экологическую катастрофу. Люди с безразличием оставляют на берегу озера кучи мусора, не задумываясь о том, что это наносит непоправимый вред окружающей среде.
Наблюдая за тем, как безвозвратно гибнет озеро, мы решили привлечь внимание учащихся нашей школы и жителей села Славгородского к этой проблеме.
Ребята нашего класса посещают экологический кружок, руководителем которого является Киз Светлана Леонидовна. В рамках работы кружка уже второй год мы ведем исследование по изучению экологической обстановки озера Секачи, что и является объектом исследования нашей работы.
В качестве предмета исследования нами выбраны изменения состояния воды, связанные с отягощением экологической обстановки озера Секачи.
Целью исследования является изучение экологической обстановки озера «Секачи», описание изменения окружающей среды в связи со сложившейся ситуацией на озере.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить экологическую обстановку на озере;
- подобрать методы изучения экологической ситуации озера;
- провести исследование по определению химического состава воды и обитателей озера на наличие паразитирующих особей;
- проанализировать результаты, сделать выводы.
В качестве основных методов исследования нами были выбраны: метод наблюдения за изменениями окружающей среды, методы изучения и анализа документации, метод описания полученных результатов.
Теоретической базой исследования являются архивные документы.
В ходе исследования были изучены экологические проблемы озера, проанализированы собранные материалы.
Вложение | Размер |
---|---|
kiz.rar | 1.49 МБ |
МОУ «Славгородская СОШ» Киз Светлана Леонидовна
Учитель начальных классов
Министерство образования Российской Федерации
МОУ «Славгородская средняя общеобразовательная школа»
Работу выполнили:
учащиеся 2 «А» класса
МОУ «Славгородская средняя общеобразовательная школа»
Селивёрстова Вероника,
Богословский Денис,
Дроздова Анна.
Руководитель:
учитель начальных классов
Киз Светлана Леонидовна
658823 Алтайский край
Славгородский район
с. Славгородское
ул. К. Маркса 285
Телефон: (38568) 7-16-37
МОУ «Славгородская средняя общеобразовательная школа»
с. Славгородское 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Глава 1. Из истории образования села Славгородского
1.1Первые поселения на озере «Секачи».
1.2 Озеро «Секачи» во все времена.
1.3 Легенды озера «Секачи».
Глава 2.Экологическая обстановка на озере «Секачи».
2.1 Озеро «Секачи» сегодня.
Глава3. Исследовательские данные.
3.1Вода.
3.2Обитатели озера.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение.
Экология - это самая значимая и обсуждаемая тема во всем мире. Экологическая ситуация сложилась таким образом, что человеку незамедлительно нужно принимать самые действенные и эффективные методы в защиту окружающей среды. На планете Земля меняется климат, исчезают виды животных, растений, это не может не сказаться на жизнедеятельности человека и всего, что его окружает.
Давно известно, что люди выбирали место поселения вблизи водоёма, будь то озеро или река. Человек без воды не может существовать, так же, как и все живое на нашей планете. Мы жители села Славгородского лишаем себя той уникальной возможности, наслаждаться великолепием озера. Из рассказов старожил села известно, что озеро «Секачи» славилось изобилием рыбы, а в летнее время своими пляжами. В жаркие летние дни здесь собиралось очень много отдыхающих. Озеро «Секачи» называли «кормилицей».
На сегодняшний день в районе озера «Секачи» можно наблюдать экологическую катастрофу. Люди с безразличием оставляют на берегу озера кучи мусора, не задумываясь о том, что это наносит непоправимый вред окружающей среде.
Наблюдая за тем, как безвозвратно гибнет озеро, мы решили привлечь внимание учащихся нашей школы и жителей села Славгородского к этой проблеме.
Ребята нашего класса посещают экологический кружок, руководителем которого является Киз Светлана Леонидовна. В рамках работы кружка уже второй год мы ведем исследование по изучению экологической обстановки озера Секачи, что и является объектом исследования нашей работы.
В качестве предмета исследования нами выбраны изменения состояния воды, связанные с отягощением экологической обстановки озера Секачи.
Целью исследования является изучение экологической обстановки озера «Секачи», описание изменения окружающей среды в связи со сложившейся ситуацией на озере.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить экологическую обстановку на озере;
- подобрать методы изучения экологической ситуации озера;
- провести исследование по определению химического состава воды и обитателей озера на наличие паразитирующих особей;
- проанализировать результаты, сделать выводы.
В качестве основных методов исследования нами были выбраны: метод наблюдения за изменениями окружающей среды, методы изучения и анализа документации, метод описания полученных результатов.
Теоретической базой исследования являются архивные документы.
В ходе исследования были изучены экологические проблемы озера, проанализированы собранные материалы.
Данная работа представляет собой обработку архивных данных и собственные исследования.
Глава1.Из истории села Славгородского
1.1. Первые поселения на озере «Секачи»
Несмотря на многолетнее существование, история возникновения и развития села Славгородского не прослеживалась.
О том, как зарождалось село, написал врач-фронтовик подполковник Ф.П.Бугайчук. Его отец - Павел Яковлевич - был первым жителем Славгородского. Вот как происходило заселение этих мест в начале 20-го века.
После поражения в русско-японской войне и первой российской революции 1905 года царский министр П.А.Столыпин начал проводить аграрную реформу, а заодно и заселять безлюдные просторы Сибири. Было объявлено, что желающим переехать в Сибирь царское правительство выделит в облюбованном месте бесплатно по 15 десятин земли на каждую мужскую душу. Заманчивая перспектива получить землю всколыхнула многих крестьян. Начались сельские сходы, судили да рядили, обсуждали. Побаивались, как бы ни сделать ошибку, а для начала решили послать в далекую Сибирь ходоков.
В Тираспольском уезде Херсонской губернии выбор пал на Павла Яковлевича Бугайчука, которого крестьяне уважали.
В начале лета 1906 года П.Я.Бугайчук отправился в дальний путь. На железнодорожной станции Татарская, ходоки из разных губерний центральной России и Украины высадились и, разбившись на группы по три-пять человек, направились на юг, пешком в сторону Кулундинской степи. Вместе с П.Я. Бугайчуком были И.Т. Камышников и П.К. Шевцов. Они дошли до Бурлинского соленого озера, на берегах которого лежали бурты поваренной соли, пополнили ею свои запасы и тронулись дальше. Остановились затем у пресноводного озера, ныне называемого Секачи, расположились на берегу отдохнуть и сварить обед. Здесь же подстрелили несколько уток, которых на озере, и особенно в камышах, плавало не мало…
На противоположном берегу озера раскинулось несколько юрт скотоводов, пасших здесь свои стада. Ходоки завели с кочевниками знакомство, стали расспрашивать о здешних местах. Скотоводы-казахи гостеприимно встретили крестьян и на ломаном русском языке рассказали о природе, что невдалеке от озера у них есть аул, что живут они в землянках. В Суровое зимнее время в этих жилищах тепло. Скот добывает себе круглый год корм на выпасах. Травы растут обильные.
Выслушав казахов, ходоки решили: коли в этих местах растет хорошая трава, тогда можно будет выращивать на степных землях и добрые колосовые культуры - пшеницу, ячмень, овес…
Втроем пришли к выводу обосноваться у озера на более пологом берегу, чтобы ближе была вода, когда станут рыть колодцы.
В 1910 году свое первоначальное название урочище Большие Секачи сменило на Кулундинское. На площади даже стоял столб с табличкой «№26 село Кулундинское». Однако вскоре оно стало именоваться Славгородским.
Если говорить об истории любого села, то лучшими и самыми правдивыми его летописцами являются сами сельчане, старожилы.
Антон Петрович Дергач, бывший школьный учитель стал участником нарезки первых сельских улиц Славгородского. О том, как происходило заселение наших мест, А.П. Дергач поведал в свое время потомкам.
Село – это, прежде всего люди. А заселяли и строили Славгородское крестьяне, родившиеся в 19 веке, в 1870 – 1890 годах. По возрасту, они уже покинули наш мир, оставив дома, земли, дела своим детям, ровесникам уже 20-го столетия. Время берет своё, и представителей этого поколения практически уже нет в живых, но в Славгородском еще немало ветеранов, которые от дедов, отцов и матерей знают историю села. Они помнят имена первых переселенцев.
1.2 Озеро «Секачи» во все времена
По рассказам наших предков, на месте детского сада стояла церковь. Церковь была расположена на берегу озера. Озеро было большое и красивое с чистой пресной водой, где водилось много рыбы. Когда первые русские поселенцы пришли сюда они увидели эту землю именно такой и обосновались, здесь возведя церковь.
Коренные обитатели этих мест вели кочевой образ жизни, пасли скот, перегоняя его в поисках щедрых зеленью пастбищ, устраивая временные жилища под открытым небом. Русские же стали возделывать землю и выращивать пшеницу, из которой пекли хлеб и пироги, строили дома из камыша и глины и охотились.
Но после революции 1917 года в эти места пришли посланцы новой власти и стали делить нажитое русскими людьми, отбирать скот у кочевников и принуждать сменить их вековые традиции.
Жители этих мест не хотели мириться с новыми правилами, и ушли на другие земли. Но уходя, они забросали шкурами животных и мешками с землей ключи, бьющие на дне озера, приток воды в озеро уменьшился, и оно обмелело и стало таким, какое мы видим его в наши дни.
В годы Великой Отечественной войны озеро было жизненно необходимым. По рассказам жительницы села Славгородского Мартыновой Екатерины Яковлевны, женщины и дети ходили на рыбалку и охоту. Осенью они собирали камыш. Камыш служил не только как строительный материал, камышом топили жилища. Летом, озеро было излюбленным местом для детей, они купались, ловили рыбу и на время забывали о страшной войне. В то время люди были добрее и очень бережно относились к озеру, так как считали, что озеро это источник жизни.
Времена менялись, закончилась война, развивалась промышленность, озеро стало терять свой жизненно необходимый статус.
С 1950-1985 года на озере «Секачи» находились пляжи и жители не только села Славгородского, но и близлежащих сел приезжали сюда отдыхать. К сожалению уже в те времена наблюдалось халатное отношение человека к озеру. Из рассказов старожил нашего села, известно, что отдыхающие оставляли после себя мусор. Охотники в больших количествах уничтожали уток. Рыболовы вылавливали рыбу.
Изучая историю образования села Славгородского невольно задумываешься о роли озера «Секачи» в жизни первых переселенцев. Озеро привлекло к себе своей чистотой, изобилием уток, а также рыбными запасами. Здесь было все для того, чтобы человек мог жить. Человек на протяжении ни одного десятилетия пользовался тем, что дает нам озеро.
1.3.Легенда озера «Секачи»
Об озере «Секачи» складывались легенды, в которых люди искали причину, по которой озеро стало мельчать и превращаться в болото. Вот одна из них.
Легенда об озере «Секачи»
«Когда-то в наших краях жил знатный хан и была этого хана красавица дочь. Одна она у него была, много женихов сваталось к ней. Вот однажды, пошла она, купаться в озере Секачи. Озеро было чистое, большое, на его берегах в то время не было восточных улиц, пивного завода. Вода была холодная, родниковая, вот дочь и утонула в нем. Долго и безутешно горевал хан по своей дочери, а потом приказал пошить из верблюжьей кожи мешки, набить их песком и забить тот родник».
Много времени с той поры прошло, озеро заросло камышом и затянулось тиной, мельчает каждый год.
Раньше многие пытались найти место, где тот родник, чтобы очистить его, но так и не нашли
Скоро совсем озеро превратиться в болото. Найдется ли среди вас тот отважный, который не даст пропасть озеру? Дай Бог!
Легенду рассказала - Зеленская Татьяна Николаевна.
Глава 2.Экологическая обстановка озера «Секачи»
2.1. Озеро «Секачи» сегодня
Со временем неподалеку от озера образовалась городская свалка, которая не могла не повлиять на экологическую обстановку озера «Секачи». С каждым годом свалка растет и вплотную приближается к озеру, кроме того вблизи озера сливают канализационные отходы. Озеро находится в плену мусорных свалок, если пройтись вдоль берега, то через каждые пятьдесят метров наталкиваешься на кучи с мусором. Отходы близлежащих предприятий, больницы, ЖКХ, свозятся сюда в огромных количествах, так как нет специально отведённого места. Мусор сбрасывают прямо на берегу озера. Мы были свидетелями того, как местные жители вывозят мусор со своих приусадебных участков. Все эти факторы губительно влияют на растительность и обитателей озера.
К сожалению, охота на уток продолжается до сих пор, но теперь эта охота носит спортивный характер, т.е. добычу просто зачастую выкидывают.
Человек продолжает пользоваться дарами озера, не смотря на сложившуюся ситуацию.
Когда-то излюбленные места отдыха людей, пляжи превратились в мусорки.
Доказано и давно известно, что природа не прощает жестокого и халатного обращения к себе. Уже сейчас в районе улицы Ленина есть дома брошенные людьми, которые расположены вблизи озера. Вода подошла слишком близко, особенно это ощущалось весной. Из- за высокой влажности, дома рушились. Нам довелось побывать в доме, который с трудом можно было назвать жильем. Стены покрыты плесенью, а под полом стояла вода и как только не старались жильцы этого дома спасти свое жилье, что только они не делали, оно приходило в негодность. На месте разрушенных домов в данное время образовались пустыри, заросшие камышом. После вмешательства человека в природный баланс озера, наблюдался разлив озера, что могло привести к затоплению близ лежащих домов. От безысходности было принято решение забить природные родники озера, чтобы не допустить затопления. Озеро «Секачи» постепенно превращается в болото. Нанеся вред озеру единожды, человек посчитал возможным, продолжить свое губительное воздействие на озеро.
В нашем селе, к сожалению, осталось очень мало людей, которые могут вспомнить и рассказать, каким было озеро раньше. Беседуя со старожилами об озере, чувствуется та боль, с которой они рассказывают об озере. Беседа проходит в атмосфере сочувствия, негодования и не понимания того, как человек мог своими действиями нанести непоправимый вред озеру.
В ходе работы мы провели с учащимися опрос местных жителей.
Главный вопрос, который мы с учащимися задали жителям села, почему озеро гибнет?
С учетом возрастного фактора ответы населения села распределяются следующим образом:
24%- составляют представители старшего поколения (возраст 50- 70лет)
Озеро гибнет из-за халатного отношения человека, из-за роста промышленности и находящихся вблизи озера предприятий. Образования мусорных свалок и сброс вредных веществ в озеро.
31%- представители среднего поколения (возраст 30-50лет)
Ответы на вопрос начинались с детских воспоминаний. Озеро было чистым, многие помнят пляжи озера. Данным респондентам был задан дополнительный вопрос. Когда вы в последний раз отдыхали на пляжах озера? Ответ был однозначным, в детстве. Сейчас отдых на озере не возможен, так как кругом мусорные свалки, и мы опасаемся за свое здоровье и здоровье близких. Отдых вблизи мусорки нельзя назвать приятным. Озеро гибнет из-за безразличия людей, и мы не задумываемся о том, что останется нашим детям и внукам.
45%- представители младшего поколения (возраст 10-30лет)
Некоторые даже не знают, что озеро называется «Секачи», поэтому ответы последовали только после демонстрации фотографий.
Возле озера много мусора, поэтому озеро гибнет.
В ходе опроса представителей младшего поколения, нам были заданы вопросы. Водится в озере рыба? Какие ещё животные обитают в озере?
Почему возле озера очень много мусора и можно ли остановить дальнейшее загрязнение озера?
Что касается представителей младшего поколения, они не владеют полной информацией об озере и её обитателях.
Вышеизложенные данные позволяют сделать вывод, что младшее поколение села Славгородское не достаточно владеют информацией об экологических проблемах озера «Секачи».
Глава 3. Исследовательские данные
В течение последних пятнадцати лет в филиале ФГУЗ «Центре гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в городах Славгороде и Яровом, Славгородском и Бурлинском районах
Аккредитованный испытательный лабораторный центр проводились исследования воды и грунта. Данные показывают, что наличие вредных веществ не превышает нормы и не опасно для жизнедеятельности человека. Документы прилагаются. Но никто не может сказать, что эта ситуация не изменится в ближайшее будущее.
3.1Вода
В ходе исследования были проанализированы лабораторные исследования пробы воды за 2004 год и 2009 год, документация прилагается. Состав воды изменился за последние пять лет.
2004г – наличие аммиака 0, 09 2009 г - наличие амиака0, 96
2004г – общая жесткость воды 13, 0 2009г – общая жесткость воды 14, 3
2004г – хлориды 684мг 2009г – хлориды 710мг
2004г – сульфаты – 1107мг 2009 г – сульфаты – 1446мг
По этим данным можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается наличие вредных веществ в воде, это не может не влиять на растительный мир озера и на его обитателей.
Характер и род запаха воды естественного происхождения
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый |
Гнилостный | Фекальный, сточной воды |
Древесный | Мокрой щепы, древесной коры |
Землистый | Прелый, свежевспаханной земли, глинистый |
Плесневый | Затхлый, застойный |
Рыбный | Рыбы, рыбьего жира |
Сероводородный | Тухлых яиц |
Травянистый | Скошенной травы |
Неопределенный | Не подходящий под предыдущие определения |
Интенсивность запаха воды
Балл | Интенсивность запаха | Качественная характеристика |
0 | ― | Отсутствие ощутимого запаха |
1 | Очень слабая | Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем |
2 | Слабая | Запах, не привлекающей внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание |
3 | Заметная | Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением |
4 | Отчетливая | Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья |
5 | Очень сильная | Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья |
Собственные исследования.
Озеро «Секачи» характер запаха воды, болотный (примерный род запаха илистый, тинистый).
Интенсивность запаха – слабая, запах, не привлекающей внимания, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание
3.2Обитатели озера
В сентябре месяце 2009 года, был сделан анализ рыбы из озера «Секачи». Анализ показал, что рыба не заражена вредными для человека паразитами. Значит еще остается надежда на то, что озеро еще можно спасти и привести его в порядок. Самое главное прекратить дальнейшее сбрасывание мусора и различных отходов вблизи озера «Секачи».
Источники питьевой воды.
Источники |
Поверхностные | Подземные |
Реки | Артезианские скважины | Родники |
| Колодцы |
Теперь попробуем выяснить, какую же воду мы пьем?
Мы решили изучить основные источники питьевой воды нашего района. Такими источниками являются: подземные источники, т.е. водоносные горизонты.
Вода подземных источников.
Артезианские скважины
Обладает прекрасным вкусом и отлично подходит для питья и приготовления пищи. Воду для питья необходимо добывать из пластов, расположенных не ближе 30-50м. от поверхности. На такую глубину техногенные загрязнители практически не попадают. Вода, добытая из глубинных скважин, - не питьевая и для употребления человеком требуется дополнительная водоподготовка - причем, даже в большей степени, чем в случае с водой, взятой из открытого водоема. Находясь под высоким давлением (на глубине 100м оно достигает около 10 атм.), вода лучше растворяет многие вещества - по сравнению с тем, что происходит на поверхности земли, при нормальных условиях. При прохождении такой воды по трубопроводу начинается интенсивное выпадение в осадок всех растворенных в ней "излишков". Мало того, что артезианская вода перенасыщена "лишними" растворенными в ней веществами - она еще и лишена многих компонентов, присущих грунтовым водам. Это, прежде всего, органические "добавки", которые дают корни растений и другие живые организмы, развивающиеся в верхнем 10-метровом слое земли. Никуда от этого не денешься: в течение миллионов лет, что длилось эволюционное развитие человека, наш организм привык к такому "коктейлю из органики" и чувствовать себя крепким и здоровым без него отказывается. К тому же в воде, взятой из скважины, гораздо меньше содержание кислорода (на глубине в 60м его уже нет совсем!).
В опросе участвовало 100 респондентов
1. Какую воду вы используете для питья и приготовления пищи?
2.Как вы оцениваете качество водопроводной воды?
Методы очистки воды в быту.
Отстаивание водопроводной воды. При этом в течение определённого времени улетучивается остаточный свободный хлор, который применяют в системах водозабора для обеззараживания воды.
Кипячение водопроводной воды. В результате термического воздействия гибнут вирусы и бактерии. Происходит смягчение воды.
Вымораживание воды. Существует мнение, что талая вода обладает целебными свойствами, быстрее выводится из организма экскреторными органами.
Заключение.
В последние годы на экологические системы обрушились огромные количества абсолютно чужеродных веществ, от которых они не знают защиты. Пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, металлы и химикалии из промышленных сточных вод сумели проникнуть в пищевую цепь водной среды, что может иметь непредсказуемые последствия. Загрязненную воду можно очистить. При благоприятных условиях это происходит естественным путем в процессе природного круговорота воды. Но загрязненным рекам и прудам и т.п. для восстановления требуется значительно больше времени. Чтобы природные системы сумели восстановиться, необходимо, прежде всего, прекратить дальнейшее поступление отходов в реки. Промышленные выбросы не только засоряют, но и отравляют сточные воды. А эффективность дорогостоящих приспособлений для очистки таких вод пока еще недостаточно изучена.
Несмотря ни на что, некоторые хозяйства и промышленные предприятия все еще предпочитают сбрасывать отходы в соседние реки и весьма неохотно отказываются от этого только тогда, когда вода становится совсем непригодной или даже опасной. Человечеству придется изменить стратегию водопользования. Необходимость заставляет изолировать антропогенный водный цикл от природного. Практически это означает переход на замкнутое водоснабжение, на маловодную или малоотходную, а затем на "сухую" или безотходную технологию, сопровождающуюся резким уменьшением объемов потребления воды и очищенных сточных вод.
Приоритетом людей, в наше время являются материальные ценности, но с уверенностью можно сказать, не живое радует не долго. Природа, создала для нас, все условия для комфортного проживания на нашей планете, но мы распоряжаемся всем этим, как своей собственностью, не задумываясь о последствиях. Кто сказал, что нам дозволенно все уничтожать? Нам следует задуматься уже сейчас, незамедлительно, о том, что природа и человек являются одним целым и понять, что уничтожая природу, мы уничтожаем себя.
Экологи всего мира бьют тревогу и призывают людей одуматься и остановиться пока не поздно. Наблюдая за происходящим в мире, зачастую не видишь того, что происходит рядом. Сокрушаясь, удивляясь какому-либо природному явлению, что привело к человеческим жертвам, только в этот момент понимаешь всю остроту проблемы, но почему то мы об этом быстро забываем и продолжаем вести себя по-прежнему.
Работая по данной теме, мы пришли к выводу, что со временем, конечно, экологическая обстановка на озере может измениться, но для самостоятельного очищения озеру потребуется много времени. Поэтому, именно мы, молодое поколение, можем способствовать этому процессу. Для этого нам нужно:
- убрать кучи мусора,
- очистить водную среду озера,
- облагородить его берега.
Но главная наша задача – любить и беречь ту природу, которая нас окружает
Приложение.
1. Презентация исследовательской работы «Экология села Славгородского. Озеро Секачи»
Архивные данные и фотографии.
2.Буклет «Экология села Славгородского, озеро «Секачи»».
3.Презентация по теме «Мы защитники природы, наш девиз таков, берегите все живое для детей и внуков».
4.Частушки на экологическую тему.
5. Проекты учащихся.
Литература.
1.А. Владимиров «Село Славгородское» г. Славгород 2003г.
2.В.Г. Жемеров «Славгород» Барнаул 2000г.
3. Архивные данные, фотодокументы.
4.Сорокина Л.В. Край родной. Москва. Творческий центр, 2001 г.
5.Ревякин В.С. География Алтайского края. Барнаул. НП «XXI век», 2004 г.
6.Энциклопедия Алтайского края. В двух томах. Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1996 г.
Ночная стрельба
Проказы старухи-зимы
Снежный всадник
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Какая бывает зима