Соблюдение режима дня повышает работоспособность учащихся, создаёт условия для развития ребёнка, организации различных видов деятельности в течение дня. Рациональное распределение времени для сна, еды, других видов деятельности и отдыха помогает выработке устойчивых учебных, культурных и гигиенических навыков. Необходимо каждому ребёнку вместе с родителями составить свой режим дня и строго следовать ему.
Вложение | Размер |
---|---|
nash_doklad_2.doc | 127 КБ |
МОУ « Рудногорская СОШ»
Исследовательская работа
»
Автор работы ученица 3 класса
Сулеменкова Мария
Руководитель Максимова Р.Е.
2011г.
Содержание
Введение ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
Соблюдение режима дня младшими школьниками, его
влияние на успешность их обучения ------------------------------------------------ 4
Заключение ----------------------------------------------------------------------------------------------- 7
Приложения ---------------------------------------------------------------------------------------------- 8
Литература ----------------------------------------------------------------------------------------------- 13
Введение
На одном из классных часов наша учительница Раиса Ефимовна рассказала о том, что всем детям для успешного обучения необходимо строго выполнять режим дня.
Из её рассказа мы узнали о том, что проблема здоровья школьников, особенно младших, постоянно изучается и привлекает внимание учёных разного уровня. Об этом писали Безруких М.М., Ефимова С.П., Дереклеева Н.И., Урбанская О.Н. и другие.
Многочисленные исследования авторов высказывают мнение о том, что здоровье ребёнка в начале обучения – это запас сил, который определяет успешность обучения.
Таким образом, мы решили выяснить, выполняют ли режим дня учащиеся нашей школы, и влияет ли он на успешное обучение младшего школьника.
Объектом нашего исследования мы выбрали выполнение режима дня младшими школьниками нашей школы.
Гипотеза исследования такова: предполагаем, что выполнение режима дня младшими школьниками влияет на успешность их обучения.
Цель работы: выяснить как выполняется режим дня нашими школьниками и влияет ли он на успешность их обучения.
Мы поставили перед собой такие задачи исследования:
1. Рассмотреть литературу по интересующей нас теме.
2. Найти данные о здоровье детей по стране и сравнить их с нашими
результатами.
3. Определить актуальный уровень выполнения режима дня младшими школьниками.
4. Провести анкетирование детей начальных классов и их родителей;
5. Побеседовать с врачом, учителями по интересующей нас проблеме.
База исследования: МОУ Рудногорская сош
Мы применяли следующие методы: анкетирование, беседа, наблюдение.
Соблюдение режима дня младшими школьниками, его влияние
на успешность их обучения
Однажды, в глубокой древности, в Египте или Китае (учёные пока не определились) в землю воткнули прут-гномон. Тень от него стала указывать на время. ГНОМОН, в переводе с греческого, указатель перемещения солнца, стрелка солнечных часов. Но солнечные часы могли «ходить» только на улице и лишь на освещенной солнцем стороне. Для школьников такие часы неудобны.
На помощь пришёл древнегреческий философ Платон. Он придумад «водяные» часы - КЛЕПСИДЫ (в переводе с греческого: klepto - брать, hydr - вода). Этот прибор состоял из двух сосудов. В верхний наливали воду, и оттуда она понемногу выливалась в нижний, вытесняя из него воздух. Воздух по трубочке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Это был первый образец школьного звонка.
После водяных часов были огневые (свечные) и песочные, «колёсные» механические и маятниковые всех разновидностей, крупнейшие башенные механизмы и карманные. Научно-технический прогресс - явное доказательство ценности времени в жизни человека.
Отслеживая различные эталоны времени в виде интервала, необходимого для вытекания или сгорания определённого вещества, для нахождения места тени на земле или звезды на небе, заранее продумывать и чётко организовывать систему дел в течение дня. Так и родился режим дня.
Мы решили выяснить, что же такое рационально организованный режим дня, какое значение он имеет для успешного обучения младших школьников и выполняют ли наши учащиеся свой режим дня. Для этого мы нашли некоторые данные о здоровье детей; побеседовали с детским врачом Рудногорской участковой больницы Жмаковой Ириной Николаевной, учителем физической культуры нашей школы Катанцевой Татьяной Михайловной, классными руководителями 1-4 классов.
Об актуальности нашей темы говорит статистика:
* лишь 20 % учащихся начальных классов заканчивая школу остаются
здоровыми;
* 15 % жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие
желания учиться;
* третья часть учащихся имеют различные нарушения осанки;
* 20 % детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;
* ежедневно дети не досыпают час, а то и два. Эти данные предоставлены институтом физиологии детей и подростков.
В нашей школе на сегодняшний день лишь 10 % учащихся здоровы;
25 % имеют различные нарушения осанки;
40 % детей ежедневно дети не досыпают час, а то и два.
Из беседы с врачом мы узнали, что несоблюдение режима дня приводит к ухудшению физического и психического здоровья, к быстрой утомляемости. Всё это приводит к снижению работоспособности детей. А соблюдение режима дня укрепляет нервную систему ребёнка.
Из беседы с учителями нашей школы мы узнали, что не все дети занимаются успешно, хорошо работают на уроках и дома. Они высказали своё отношение к данной проблеме так: «Соблюдение режима дня повышает работоспособность учащихся, создаёт условия для развития ребёнка, организации различных видов деятельности в течение дня. Рациональное распределение времени для сна, еды, других видов деятельности и отдыха помогает выработке устойчивых учебных, культурных и гигиенических навыков. Необходимо каждому ребёнку вместе с родителями составить свой режим дня и строго следовать ему.»
Из 22 учащихся нашего класса только 8 детей не устают во время уроков, имеют хорошее здоровье, хорошо учатся и с большим желанием ходят в школу.
Проведённый анкетный опрос среди учащихся 1-4 классов и их родителей дал такие результаты:
* половина учащихся не выполняют утреннюю зарядку;
* только третья часть учащихся кушают в одно и то же время, точно
выполняют рекомендации учителя при подготовке домашних заданий;
* третья часть учащихся выполняют домашние задания поздно вечером,
ещё одна третья часть слишком рано, без отдыха, сразу после школы;
* половина учащихся гуляет на свежем воздухе до 3 часов ежедневно,
остальные намного меньше;
* у половины детей сон в течение суток составляет 10-11 часов, что
является нормой для этого возраста, остальные спят гораздо меньше.
На основании полученных результатов мы установили, что несоблюдение режима дня младшими школьниками ведёт к отклонениям в развитии ребёнка, следовательно выполнение режима дня младшими школьниками влияет на успешность их обучения. Наше предположение доказано.
Заключение
Познакомившись со специальной литературой, проведя исследования и анкетирование мы выяснили, режим дня - это распорядок всех дел и действий, которые нужно совершить в течение дня.
Под режимом дня нельзя понимать что-то постоянное, неизменное. Но какой бы вы не был режим для семьи, он должен быть прежде всего целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завёл у себя, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной разумной цели.
Вторым важным свойством каждого режима является его определённость. Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра.
Правильный режим должен отличаться обязательностью и не
допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами.
Из книг мы узнали, если мешать своему организму соблюдать привычное для него расписание, он взбунтуется - садишься обедать, а аппетита нет, ложишься спать, а заснуть не можешь, пора вставать, а глаза не раскрываются. Постоянные срывы режима дня ведут к возникновению функциональных нарушений деятельности центральной нервной системы, вызывают различные отклонения в состоянии здоровья, снижают работоспособность, ухудшают успехи в учебной и трудовой деятельности.
Если же всегда придерживаться разумного распорядка - спать и есть,
гулять и работать вовремя, организму будет легко работать, вот тогда человек будет чувствовать себя здоровым и бодрым.
Всё это позволяет нам сделать вывод о том, что выполнение режима дня младшими школьниками влияет на успешность их обучения. Наша гипотеза подтвердилась.
Нам очень понравилось быть исследователями, решено продолжать такую интересную работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ВО ВНЕУЧЕБНЫЕ ДНИ
7.00 – Подъём, утренняя гимнастика, туалет, водные процедуры, уборка
7.30 постели.
7.30 – Приводим в порядок одежду, причёску, завтракаем.
9.30
9.30 – «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Отдых на воздухе
12.00 не менее 2-х часов.
12.00 – Подготовка к обеду, обед.
13.15
13.15 – Спокойный правильно организованный отдых (восстанавливает
15.00 силы, успокаивает нервную систему).
15.00 – Мы играем, трудимся, пьём чай.
16.30
16.30 – Прогулка, подвижные игры на улице, помощь по хозяйству.
18.30
18.30 – Приготовление к ужину, ужин, спокойные игры, подготовка
20.30 к завтрашнему дню.
20.30 – Приготовление ко сну.
21.00
21.00 – Сон
7.00
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ШКОЛЬНИКА (7 – 10 лет)
В УЧЕБНЫЕ ДНИ
7.30 – Подъём, утренняя гимнастика, туалет, водные процедуры, уборка
8.00 постели.
8.00 – Завтрак.
9.30
9.00– Приготовление уроков, уборка рабочего места
11.00
11.00 – Прогулка, подвижные игры и развлечения
12.00
12.00 – Обед
12.30
12.30 – Дорога в школу.
12.45
12.50 – Занятия в школе, полдник, внеклассная и общественная работа
17.30
17.30 – Дорога домой .
18.00
18.00 – Ужин.
18.30
18.30 – Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры на улице,
20.30 помощь по хозяйству.
20.30 – Приготовление ко сну.
21.00
21.00 – Сон.
7.00
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис.1. Распределение времени подъёма учащихся.
Рис.2. Распределение уровней выполнения утренней зарядки.
Рис. 3. Распределение уровней суточного сна учащихся.
Рис. 4. Распределение времени выполнения домашнего
задания.
Рис. 5. Распределение уровней работоспособности учащихся.
Литература
1. Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.
2. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.:
Просвещение, 1991.
3.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1 – 4 классы.М.:
«ВАКО», 2005.
4. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М.:
Просвещение, 1986.
Большое - маленькое
Рисуем "Осенний дождь"
Лавовая лампа
Красочные картины Джастина Геффри
Как нарисовать зайчика