ТИП ПРОЕКТА: информационно- поисковый, исследовательский.
УЧАСТНИКИ: учащиеся 8 классов
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: биология.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: средней продолжительности.
ЦЕЛИ: УСТАНОВИТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СОСТОЯНИЕМ ИХ ЗДОРОВЬЯ, ВЫЯВИТЬ ФАКТОРЫ, УКЕРЕПЛЯЮЩИЕ И РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ.
Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит причина низкого уровня их здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся валеологическую грамотность, ценностное отношение к своему и чужому здоровью.
Задачи:
- установить влияние образа жизни на состояние здоровья;
- оценить состояние здоровья учащихся;
- выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2009.doc | 126 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Районный конкурс экологических проектов «Мы шагнули в XXI век»
Информационно-поисковый исследовательский проект
«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника»
Авторы: учащиеся 8 «Б» класса
Берадзе Елизавета 15 лет
Касаткина Анна 15 лет
Левченко Екатерина 15 лет
Завираев Алексей 15 лет
Руководитель: Семенская С. В.
Кашира 2010 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТИП ПРОЕКТА: информационно- поисковый, исследовательский.
УЧАСТНИКИ: учащиеся 8 классов
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: биология.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: средней продолжительности.
ЦЕЛИ: УСТАНОВИТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СОСТОЯНИЕМ ИХ ЗДОРОВЬЯ, ВЫЯВИТЬ ФАКТОРЫ, УКЕРЕПЛЯЮЩИЕ И РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ.
Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит причина низкого уровня их здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся валеологическую грамотность, ценностное отношение к своему и чужому здоровью.
Задачи:
- установить влияние образа жизни на состояние здоровья;
- оценить состояние здоровья учащихся;
- выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создание крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?
На сегодняшний день в России лишь14% детей практически здоровы,50% имеют функциональные отклонения, 35 – 45% -хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей и подростков туберкулезом. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.
Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно- психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах. Среди причин, влияющих на здоровье школьников,21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.
Неоправданно завышенный объем учебных программ, большие размеры учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое должны происходить в одно и то же время. Благодаря четкому режиму человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.
Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидения в значительной степени обеспечивает потребность человека в зрелищах.
В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия». Происходит оно от греческих слов «гипо» - под, внизу и «динамис» - сила. Следовательно, гиподинамия – это недостаточная физическая (силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя. При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой и т. д
Практическая работа №1
«Оценка состояния здоровья школьников»
Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Требования к выполнению практической работы.
Проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1-2 недель, четко фиксируя результаты в таблице.
После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные и сделать соответствующие записи в тетради.
После выполнения практической работы сформулируйте вывод о характере зависимости состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Ход работы.
Оценили психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдений внесли в таблицу 1.
Подсчитав сумму баллов по пунктам 1-7 таблицы, сделали вывод о функциональном состоянии нашего организма:
а) если сумма баллов равна (+7 - +5) – высокий уровень здоровья;
б) если сумма баллов равна (+4 - +3) – средний уровень здоровья;
в) если сумма баллов равна +2 и менее- низкий уровень здоровья.
Оценили особенности психосоциальных условий жизни(благоприятные/неблагоприятные) – пункт 9 таблицы.
Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответили на вопросы: влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние нашего здоровья? Каков характер этого влияния? Влияет ли режим дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.
По итогам работы сформулировали вывод.
Психическое состояние и социальные условия жизни- значительные факторы, определяющие здоровье современного человека, поэтому мы посчитали необходимым рассмотреть их более подробно в процессе практической работы. Мы уже знаем, что стрессы, отрицательные эмоции, неуверенность в себе и неблагоприятные социальные условия жизни – важные факторы риска для здоровья человека. Наша задача состояла в том, чтобы научить школьников не только проводить анализ своего психического состояния, но в последующем и управлять своими эмоциями.
Работа выполняется в течение 1-2 недель. И даже если не все учащиеся получат в ходе наблюдений ясную картину своего психического состояния, проделанная работа не оставит их равнодушными. При проведении итогов они обязательно примут участие в обсуждении вопросов о том, можно ли избежать стрессов, как с ними бороться, как управлять своими эмоциями, стоит ли менять привычный режим дня и как правильно это сделать без ущерба для здоровья. А это уже благоприятная почва, чтобы изучаемые в дальнейшем валеологические знания были для них личностно значимы.
Сводная таблица самооценки психосоциальных условий жизни и режима дня группы учащихся за 14 дней.
Исследуемые показатели | Результаты оценки | Оценка в баллах | ||
|
| |||
1 | 2 | 3 | ||
1.Самочувствие | а)хорошее(ощущение бодрости,силы) | 1,1 | ||
б) плохое(слабость,усталость,вялость) | ||||
2.Настроение | а) приподнятое | |||
б) удовлетворительное | 0,6 | |||
в)подавленное | ||||
3.Аппетит | а) хороший | 0,9 | ||
б) плохой | ||||
4.Умственная работоспособность | а) высокая | 0,5 | ||
работоспособность | б)средняя | |||
| в)низкая | |||
5.Частота сердечных | а)менее 75 | |||
сокращений(ударов в минуту) | б)от 75 до85 | 0,3 | ||
| в)более 85 | |||
| а)дающий ощущение бодрости и отдыха | 0,6 | ||
6.Сон | б) поверхностный, с ночным просыпанием, | |||
| не приносящий ощущения отдыха | |||
7.Болевые ощущения | а)отсутствовали | 0,5 | ||
| б)присутствовали | |||
Сумма баллов: 4,5 | ||||
Состояние здоровья: средний уровень | ||||
| а) были ли ссоры или конфликты с друзьями: | 0,7 | ||
| нет____________________ | |||
| да_____________________ | |||
| б)Особенности психологического климата в семье: | 0,7 | ||
8.Особенности психосоциальных | спокойный,благоприятный_____________ | |||
условий жизни | напряженный,конфликтный_____________ | |||
| в)особенности эмоционального состояния: | 0,5 | ||
| радость,положительные эмоции__________ | |||
| эмоциональные стрессы,переживания, |
| ||
| отрицательные эмоции___________________ | |||
| Сумма балов :1,9 |
| ||
Оценка психосоциальных условий: |
| |||
Благоприятная | ||||
| ||||
| а)продолжительность сна: |
| ||
| более 8ч__________________ | 0,5 | ||
| менее 8ч__________________ | |||
| б)утреняя зарядка: |
| ||
| выполнялась______________ | -0,04 | ||
| не выполнялась____________ | |||
9.Особенности режима дня | в) прогулки на свежем воздухе: | 0,4 | ||
| имели место_______________ | |||
| не имели места____________ | |||
| г) время,затрачиваемое в течение дня на просмотр | 0,004 | ||
| телепередач или игры на компьютере: |
| ||
| менее 2ч__________________ | |||
| более 2ч__________________ | |||
| д) занятие спортом,физическими упражнениями: | -0,01 | ||
| выполнялись______________ | |||
| не выполнялись____________ | |||
Сумма баллов: 2 | ||||
Оценка режима дня: Не соответствует гигиеническим требованиям | ||||
Практическая работа № 2
«Определение влияние образа жизни на состояние здоровья»
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Ход работы
1.Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас, и соответствующий балл внесите в табл. 2
1. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ:
Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (балл = + 2).
Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п.(балл + 1)
Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения
здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1).
Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности могут каким-то образом повлиять на здоровье (балл = -2).
2. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаёте большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2).
Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0).
Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтёте любое другое занятие, например просмотр телепередач (балл = -1).
3. ЗАКАЛИВАНИЕ.
Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и др.(балл = +2).
Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл = +1).
Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно (балл =0).
4. ОСОБЕННОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ, ПРАВИЛ ТРУДА И ОТДЫХА.
Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2).
Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т.д.(балл = +1).
Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл=-1)
5. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл=+2)
Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение (балл=0)
Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл=-2)
6 ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себе, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлекаться. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему (балл= +2)
Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие; долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием (балл= -2)
Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов
7 ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ВСЕГДА ВЕДУТ К ПОСТЕПЕННОЙ УТРАТЕ ЗДОРОВЬЯ, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оценивается в – 4 балла
2 Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:
Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;
Если сумма набравшая баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;
Если сумма баллов менее +5 , вам необходимо серьёзно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.
Сводная таблица самооценки факторов образа жизни, влияющих на здоровье.
Факторы образа жизни | Оценка в баллах |
| 1,8 |
| 1,6 |
| 1,2 |
| 1,5 |
| 0,9 |
| 1,6 |
б)употребление алкоголя в)употребление наркотиков | А) -2 Б)0 В)0 |
Сумма баллов: | 6,4 |
Заключение.
Результаты исследования
Практическая работа № 1
Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные мы отметили, что большинство учащихся имеют высокий уровень здоровья.
а) высокий уровень здоровья – 47% учащихся;
б) средний уровень здоровья – 33%;
в) низкий уровень здоровья – 20%.
Анализ работ учащихся, имеющих низкий уровень здоровья, показал, что на состояние здоровья сильное влияние оказывают психосоциальные условия: климат в семье, в школе, конфликты с друзьями, эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции. Режим дня так же оказывает немаловажное влияние на здоровье учащихся, особенно: продолжительность сна, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, физические упражнения.
Практическая работа № 2
а) образ жизни, способствующий укреплению здоровья, - 30% учащихся;
б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению, -20% учащихся
в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья, - 50% учащихся.
В ы в о д
Так как у 33% учащихся средний уровень здоровья, а 20% ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья, считаем необходимым усилить пропаганду здорового образа жизни.
П р а к т и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и
Список используемой литературы.
Лупленый бочок
Рисуем лошадь акварелью
Для чего нужна астрономия?
Цветущая сакура
Щелкунчик