Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 864 КБ |
14 районная конференция научного общества учащихся
«Интеллектуалы XXI века»
Дневник – средство самопознания и
самосовершенствования личности
Автор: Пахомова Юлия,
9 класс, МБОУ Луговская СОШ
Научный руководитель:
Кайсарова Алла Владимировна,
учитель русского языка и литературы, МБОУ Луговская СОШ
2012 год.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………стр. 3-4
Основная часть…………………………………………………………..стр. 5-13
Глава 1. Виды дневников……………………………………………….стр. 5-7
Глава 2. Роль дневниковых записей в жизни в жизни великих русских писателей…………………………………………………………………………стр. 8-10
Глава 3. Роль ведения дневника в жизни наших современников…стр. 11-12
Заключение. Выводы…………………………………………………....стр. 13
Список литературы……………………………………………………...стр. 14
Приложение………………………………………………………………стр.16
Введение.
Из года в год, из столетия в столетие независимо от возраста и убеждений люди задавались одним и тем же вопросом: «Что есть время?» И это неудивительно. Разве есть на свете что-нибудь ещё, что бы так же управляло страхами и надеждами человека, как время. Человечество очень долго шло к осознанию того, что человек более всего зависит от времени, от бесстрастного и безжалостного судьи, который по своему усмотрению дарит и отнимает самое дорогое – жизнь… Наша жизнь – сплошная суета. Куда ни посмотри – везде снующие туда-сюда люди. Миром правит время, понятие которого с точки зрения философии означает необратимое течение, протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее, внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. В настоящее время держать всё в голове нереально. Дети и взрослые заняты почти одинаково: только одни учатся в школе, посещают развивающие кружки, различные спортивные секции, занимаются интересующими их курсами, имеют хобби. Другие ежедневно посещают работу, имеют важную обязанность – забота о семье. Я не раз слышала от своих одноклассников и сверстников слова: «Ничего не успеваю…». «Забыла выполнить….», «Некогда даже почитать….». Мне думается, что такие проблемы возникают тогда, когда человек живёт не по определенному режиму, ведь без правильного распределения времени со всеми делами не справиться. Решить эту проблему поможет ведение дневника: он выступает в роли способа помощи запоминания. И что ещё немаловажно. У каждого человека наступает такой возраст, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым ты будешь стремиться жить. В детском возрасте это трудно сделать, но попытаться надо. И разобраться в сложных жизненных вопросах многим людям помогали и помогают дневники, в которых человек раскрывается сам перед собой без прикрас. Дневник является одним из ключевых средств духовного самоопределения личности, выработки собственной идентичности. Это упорядочение собственного опыта, формирование личности. Он может быть средством самоанализа: человек записывает свои мысли на бумагу, потом, читая их, он видит себя со стороны, выявляет хорошие и плохие качества, анализирует поведение и поступки. Наблюдая за собой, понимает, что ему нужно исправить в себе, чтобы достичь предполагаемого идеала. Именно эти факторы определяют актуальность исследовательской работы.
Цель: Определить значение ведения дневниковых записей в формировании успешной личности.
Доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу: «Дневник – один из способов самопознания и самовоспитания личности».
Задачи:
2. Выяснить: роль дневниковых записей в жизни великих русских писателей (на примере биографии Л.Н. Толстого и И.А. Бунина)
3. Провести социологическое исследование: «Роль дневниковых записей в жизни наших современников».
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы по теории вопроса (анализ и синтез)
Ход исследования:
6. Оформление результатов работы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изученный фактический материал углубляет знания о видах дневников, а также даёт возможность глубже познакомиться с жизнью и творчеством великих русских писателей.
Практической ценностью является использование результатов исследования для составления программы саморазвития и самовоспитания.
Основная часть.
Глава 1. Виды дневников.
Истоки ведения дневника своими корнями уходят в далёкое прошлое. В историческом периоде это период сентиментализма и романтизма в европейской культуре. Большинство дневников было написано в период XIX-XX веков в Европе.
Что же такое дневник? Вот какие определения даёт этому многозначному слову С.И. Ожегов в своём толковом словаре.
Дневник — 1. Записи, ведущиеся изо дня в день. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. [1]
В. А. Сухомлинский, обращаясь к своим молодым коллегам, делающим первые педагогические шаги, писал: «Я советую каждому учителю вести педагогический дневник. Это не официальный документ, к которому ставятся какие-то формальные требования. Дневник – личные записи, заметки. Они могут пригодиться в повседневной работе. В них – источник раздумий, творчества…"[2] Можно различать деловые и личные дневники, дневники путевые, бытовые, литературные (писательские). Особую ценность имеют дневники выдающихся людей или близких к ним лиц, документы переломных периодов истории, однако не менее важными, содержательными и интересными могут оказаться повседневные подробности жизни обычного человека. Новые перспективы в практике ведения дневников открывает Интернет. Дневник в истории, литературе и культуре имеет большую ценность, поскольку отображает биографию, мысли и жизнь известных людей. С этой точки зрения, вести дневник – дело полезное. Возможно, в будущем кому-то будет интересно его прочесть и извлечь для себя определённую пользу. В зависимости от того, с какой целью ведутся записи, дневники делятся на несколько видов.
Читательский дневник. «Книга – самый верный друг» - твердят нам с самого детства родители. И это действительно так. В настоящее время на свете несметное количество книг. Чем больше ты их читаешь, тем меньше их у тебя остаётся в памяти. Заядлые читатели, чтобы помнить каждую книгу, а особенно любимую, ведут читательский дневник. Это дневник, в который, после прочтения книги, записывают автора и название; выходные данные, а также время, о котором идёт речь в книге; сюжет, тему произведения, идею, общее впечатление от прочитанного. Дневник читателя – полезная, а для особых любителей чтения - даже необходимая вещь.
Рабочий дневник. Люди испокон веков занимались какой-либо работой. В древних общинах у каждого была своя обязанность: мужчины должны были добывать пищу для семьи, охранять родных от неприятелей и врагов; женщины – «хранительницы семейного очага» и в этом заключается многое: сохранять порядок и уют в жилище, одевать и кормить всех членов семьи, поддерживать приятную психологическую атмосферу обиталище. Но мир двигался вперёд, развивалось общество, следовательно, и жизнь. В наш стремительный век у людей появилось намного больше дел и обязанностей. Иногда их бывает слишком много, чтобы запомнить, поэтому некоторые люди ведут рабочий дневник. Это дневник, записи в который делают регулярно, каждый день и даже на несколько дней вперёд. В основном, его ведением занимаются люди, имеющие серьёзную работу, много важных для них знакомств и необъятное количество дел. Рабочий дневник – верное напоминание.
Научный дневник - это ведение регулярных записей наблюдения, связанных с изменением в определенной сфере научных исследований. Исключительно большое значение во всякой научной работе, имеет запись произведенных наблюдений. Только запротоколированный факт имеет подлинную научную ценность, представляет настоящий документ, не теряющий своей свежести и убедительности по прошествии даже долгого времени. Поэтому с самого начала научной деятельности каждый исследователь должен выработать в себе чувство высокой ответственности в отношении протоколирования результатов своих исследований, ни в коем случае не полагаясь на память. Даже при исключительной памяти обилие разнообразных впечатлений неизбежно отразится на точности и достоверности отмеченных фактов, а многие интереснейшие сведения будут попросту забыты или невольно искажены до неузнаваемости. В записях нужно строго разграничивать твердо установленные факты от догадок, предположений и сведений, собранных путем опроса других лиц.
Существует несколько способов записи наблюдений, но, независимо от того, какой из них принят учёным-исследователем, нужно соблюдать некоторые общие, совершенно обязательные правила:
- запись должна производиться по возможности немедленно или как можно скорее, под свежим впечатлением;
- факт излагаться с предельной ясностью, четкостью и выразительностью;
- указывать дату, время дня, место и условия наблюдения;
- записывать разборчиво и понятно.
Пренебрежение любым из этих моментов создаст массу затруднений при анализе результатов.
Личный дневник - это дневник, помогающий разобраться в самом себе, окружающих нас людях, происходящих событиях. Такие дневники подразделяется на виды:
- личный дневник «для секретов». Такого рода дневник ведётся для интереса, для запоминания любопытных происшествий. Люди, ведущие такой дневник, запечатлевают на бумагу чувства и эмоции, которые они когда-либо переживали. С дневником делятся переживаниями, высказывают то, что не могут озвучить.
- дневник для самоанализа. Такой дневник по сравнению с другими вести тяжелее. Это связано с тем, что самоанализ – трудное психологическое действие. Но это очень полезно для самого человека: наблюдение себя со стороны, отражение собственного я. Вот основные плюсы ведения записей:
- Постановка целей (самомотивация);
- Планирование, генерация идей (стимулятор творческого мышления);
- Инструмент для укрепления уверенности в себе (возможность выговориться);
- Оценка результатов.
Такой дневник зачастую перерастает в произведение, которое ценно для общества, так как человеческая душа – тайна даже для самих людей, её изучением занимались и продолжают заниматься многие учёные, психологи, писатели.
Дневник как литературный жанр. От собственно дневников стоит отличать литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её. Такова, например, публицистика Достоевского его «Дневник писателя» или повесть Гоголя «Записки сумасшедшего» и др. После нескольких лет ведения дневника самые смелые отдавали свой дневник в публикацию, так появились жанры – автобиография, писательский дневник, художественный дневник.
Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - последовательное изложение, описание самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
Писательский дневник – оригинальный жанр литературы. В нем собрано все сокровенное, все самое характерное в личности писателя. Дневники не сочиняются, а ведутся. Здесь не посредники или «заменители» автора, а сама личность автора. Дневник писателя не отражает и не рисует его образ - он часть его самого, деталь его души, поступков, характера. В нём соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство. Основу дневника писателя составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование.
Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть, подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу. Но художники слова могут пользоваться дневником и просто, как литературной формой. Здесь мы встречаемся с двумя разновидностями: или это действительно дневник писателя, но предназначенный для постороннего чтения, или же это записки совершенно вымышленного лица, литературного героя. Художественный дневник – это литературный приём, вымышленный, придуманный писателем дневник («Дневник Печорина» из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, повесть «Дневник председателя колхоза» А.Т. Твардовского).
Глава 2. Роль дневниковых записей в жизни великих русских писателей.
Неотъемлемой частью биографии, Льва Николаевича Толстого, его литературного наследия являются дневники. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.
Толстой вел Дневники с некоторыми перерывами в течение почти всей своей жизни. Он начал их в 1847 году 18-летним юношей-студентом и закончил в 1910 году 82-летним всемирно известным писателем. (Приложение №1)
С детства ему хотелось блистать в обществе, но этому мешали природная застенчивость и отсутствие внешней привлекательности. Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия — счастье, смерти, Боге, любви, вечности — болезненно мучили его почти всю жизнь. Это привело к тому, что у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу», как ему казалось, «уничтожившему свежесть чувства и ясность рассудка».
Дневники Толстого занимают особое место в его творчестве. Содержание их гораздо шире того, что обычно понимают под словом «дневник». Его дневники имели разное назначение. В ранних дневниках — наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями — упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни. Кроме изложения внешних событий жизни, дневники Толстого содержат драгоценный материал для его писательской биографии, творческой истории произведений и эволюции миросозерцания писателя. В дневниках Толстой высказывал свои самые сокровенные мысли, которыми он не делился с окружающими. Здесь заметки о зарождении и развитии художественных замыслов, отклики на текущие события общественно-политической жизни, мысли по вопросам искусства, философии, педагогики, эстетики.
Он в разное время по-разному представлял себе назначение своего Дневника. Начиная его студентом Казанского университета, он написал на одной из первых страниц: «Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития» (запись от 7 апреля 1847г.). Следуя этой цели, Толстой первоначально заносил на страницы Дневника все, что, по его мнению, помогало развитию способностей, и, в первую очередь, разбор прочитанных книг. Первая его тетрадь полностью посвящена заданному в университете сравнительному анализу известного «Наказа» Екатерины II и трактата французского просветителя Монтескье «Дух законов» — анализу, выполненному со всей возможной тщательностью: с цитатами, рассуждениями и выводами. Он прокомментировал весь «Наказ» Екатерины II сообразно правилам, которые сам себе установил:
«1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
2) Что исполняешь, исполняй хорошо»11(запись от 24 марта 1847г.).
Через некоторое время с той же целью Толстой завел в Дневнике разделы — «Сведения» и «Наблюдения», куда записывал наиболее интересные факты, почерпнутые из книг или из собственных наблюдений над жизнью.
Параллельно с этим Лев Николаевич начинает задумываться и над моральной стороной своей личности: «Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собою, однако еще все я весьма недоволен собою. Чем далее подвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства человека есть знать то, что он ничего не знает»11 (запись от 8апреля 1847г.).
Он разрабатывает для себя «правила внутренние или в отношении к самому себе», которые разделяет на «правила образования нравственного и правила образования телесного».11 Правила Толстой разбивает на отдельные группы:
1. Правила для развития воли телесной.
2. Правила для развития воли чувственной:
-правила для подчинения воле чувства самолюбия;
-правила для подчинения воле чувства корыстолюбия;
-правила для подчинения воле чувства любви;
-правила для подчинения воле чувства всеобщей любви;
- правила для подчинения воле чувства любви отечества любви известных лиц.
3. Правила для развития воли разумной.
4. Правила для развития памяти.
5. Правила для развития деятельности (телесной, чувственной, умственной).
6. Правила для развития умственных способностей.
7. Правила для развития обдуманности.
Дневник Л.Н.Толстого служит также местом записей «дельных мыслей» и средством, способствующим самодисциплине. «Мало ли бывает в голове мыслей, которые кажутся весьма замечательными; а как рассмотришь, выйдет пустошь; иные же точно дельные — вот для этого-то и нужен дневник. По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперед, то для этого тоже необходим дневник»13 (запись от 14 июня 1850 г.).
В позднейшие годы, по мере расширения жизненного и писательского опыта его дневник претерпевает существенные изменения. Все узко деловое и практическое, а также все, имеющее характер кратковременных записей для памяти, заносится теперь в специальные записные книжки, которые он, начиная с 1855 года, всегда — дома и в пути, днем и ночью — держит при себе. У него имелись обыкновенно две записные книжки одновременно: «дневная» и «спальная», или «ночная». Первая находилась у него в кармане блузы, вторая лежала на ночном столике, в нее Толстой заносил свои мысли рано утром, еще не вставая с постели, или ночью, просыпаясь. С «дневной» книжкой Толстой никогда не расставался, часто записывал в нее и на прогулке и даже верхом на лошади. Когда в книжках накоплялось много записей, Толстой переписывал их в дневник, причем из кратких заметок вырастали стройные афоризмы или обширные рассуждения. В Юбилейном издании сочинений Толстого дневники и записные книжки займут тринадцать томов. Эта кропотливая работа помогла ему стать гением с уникальным писательским талантом и умением анализировать и воспитывать себя.
Почти всю жизнь вёл дневник Иван Алексеевич Бунин. (Приложение №2) Замкнутый, всю жизнь одинокий, редко и трудно допускавший кого-либо в свой внутренний мир, Бунин в дневниках с предельной искренностью и исповедальной силой раскрывает свое "я" как человек и художник, доверяет дневникам самые заветные мысли и переживания. Он выражает в них свою преданность искусству, выявляет высочайшую степень своей слиянности с природой, остро, почти болезненно чувствуя ее, ее красоту, увядание, возрождение, говорит о муках творчества, о предназначении человека, тайне его жизни, выражает собственное страстное жизнелюбие и протест против неизбежности смерти.
Дневники Бунина дают - с невозможной ранее полнотой и достоверностью - полученное "из первых рук" представление о цельном мироощущении Бунина, доносят непрерывный, слитый воедино "восторг и ужас бытия", наполненного для него постоянными "думами об уходящей жизни" (запись от 21 августа 1914 года). Его возмущает отношение к жизни и смерти на уровне спасительного эгоистического инстинкта, которым в большинстве своем довольствуется в своих трудах и днях человек.
Очень многие записи в его дневнике по сути своей - отдельные и законченные художественные произведения, с собственным сюжетом, композицией и глубоким внутренним смысловым наполнением, в редкостной для Бунина крайне исповедальной форме. Лейтмотивом всех дневников Бунина является краткость и бедность человеческой жизни вообще. Пейзажные картины в дневниках не уступают в изобразительной силе лучшим бунинским рассказам. Только еще более настойчиво, чем в "чистой" прозе, проводится контраст между величием и красотой природы и убожеством, грязью, нищетой, жестокостью, даже дикостью деревенского человека, глубоко прячущего и стесняющегося своих добрых чувств как чего-то потаенного, запретного.
Дневники Ивана Алексеевича были опорой для него. Они помогали жить: когда И. А. Бунин не мог больше выносить всей несправедливости жизни и понимал, что ничего не может с этим сделать, он рассуждал в них обо всём, что его волновало. Дневники благоприятно влияли на его творчество. На страницах тетради откладывались сюжеты, материал, подробности будущих рассказов и повестей. Также во время прогулок Иван Алексеевич записывал в дневник какие-то слова, фразы. Например, описывая сад после дождя: «Бор от дождя стал лохматый, мох на соснах разбух, местами висит, как волосы, местами бледно-зеленый, местами коралловый. К верхушкам сосны краснеют стволами,- точно озаренные предвечерним солнцем (которого на самом деле нет). Молодые сосенки прелестного болотно-зеленого цвета, а самые маленькие - точно паникадила в кисее с блестками (капли дождя). Бронзовые, спаленные солнцем веточки на земле. Калина. Фиолетовый вереск. Черная ольха. Туманно-сизые ягоды на можжевельнике". И через одиннадцать дней после этой записи появляется стихотворение "Псковский бор", с его концовкой:
И ягоды туманно-сини
На можжевельнике сухом.
Дневник на протяжении многих веков был верным другом писателя, и, как и все литературное наследие, отражает всю сложность духовного мира, трагизм его переживаний. А дневники Толстого о самовоспитании современная молодежь может смело использовать как «учебное пособие» по разным вопросам самосовершенствования личности.
Глава 3. Роль ведения дневника в жизни наших современников.
Чтобы понять, какую роль играет (и играет ли вообще) дневник в жизни наших современников, мы провели социологический опрос. В течение нескольких месяцев опрашивали людей разного возраста, разного социального статуса. (Приложение №3)
Было опрошено 100 респондентов. Среди опрошенных: 27- мужского пола и 73 – женского. (Приложение №4)
1. Из них – 38 человек – люди разных профессий: работники образования: (МБОУ Луговская СОШ, Водопойский детский сад, МБОУ ММЦ Увельского района), специалисты, инженеры, водители (ОАО Челябинскгазком, Южноуральский филиал), экономисты разных категорий, заместитель начальника отдела (ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго»). Из 38 взрослых человек: 5 мужчин, 33 женщины. 5 мужчин, 19 женщин – не ведут дневник, 14 женщин – ведут. Это рабочий ежедневник, который они ведут регулярно, несколько лет – от 5 до 10. Цель ведения дневника этой категории граждан: для упорядочения деятельности, чтобы решить все запланированные вопросы, для оптимизации рабочего времени. Как показало исследование, эти респонденты имеют высшее образование, имеют хорошую профессию, любимую работу, многие занимают в своих организациях высокую должность и считают себя успешными. (Приложение №5)
2. 40 студентов различных Высших учебных заведений: ЮуРГУ, ЧГПУ, СГГА (сибирская гос. геодезическая академия), РАНХиГС (Россииская академия народного хозяйства и государственной службы), ЧИЭП им. Ладошина. 25 – девушек и 15 юношей отвечали на вопросы анкеты по-разному. Одни очень коротко, другие – наоборот, очень подробно описывали свои впечатления от ведения дневника. 9 юношей, 11 девушек – не ведут дневник. 6 и 14 соответственно – ведут рабочий дневник, регулярно, в течение 5-7 лет, для отметки важных дел, для отчёта о проделанной работе перед собой, для записи необходимой информации, с целью организации личного времени. Исследование показало, что те студенты, которые используют дневник для записи необходимой информации, успешны. В числе своих успехов называют: сдачу сессии без долгов, участие в различных конкурсах, конференциях, получение второго высшего образования, именная стипендия, награждение премией В.В. Мякуша, поездка в ВДЦ «Океан, «Орлёнок», активное участие в творческой и научной жизни факультета и университета и др. (Приложение № 6)
3. В числе респондентов также 22 подростка 12-16 лет, учеников Луговской школы: 7 мальчиков, 15 девочек. 2 девочки и 4 мальчика – не ведут дневник. 3 мальчика и 13 девочек – ведут. 7 девочек и 3 мальчика – рабочий, регулярно, 1-2 года, для распределения времени, для записи важных дел, заданий. 6 девочек ведут личный дневник, делают записи около 5 раз в неделю, 3-4 года в среднем - для запоминания чувств, пережитых эмоций, а также «для секретов». Исследование показало, что 9 подростков, ведущих ежедневник, имеют хорошую и отличную успеваемость в школе. Занимаются в кружках, секциях, на дополнительных курсах. Эти ребята имеют немало личных достижений: участвуют в олимпиадах, конкурсах различного уровня. (Приложение №7)
Проведённый опрос показал, что для одних людей ведения дневника – это способ самопознания, самосовершенствования и развития, для других же – пустая трата времени и вовсе не нужное занятие. Принятие решения вести или не вести дневник – дело личное. Если вас терзают сомнения по поводу стоит ли вести дневник, то лучше следовать правилу: «Десять раз отмерь, а один раз отрежь». Ведь на это тоже надо выделить время.
Я уже в течение нескольких лет вела дневник. В основном записывала в него какие-то яркие моменты моей жизни, особые впечатления, размышления. Читая эти записи, мне было приятно вспоминать о том, что происходило в моей жизни. А когда в 7 классе я познакомилась с дневниковыми записями Льва Толстого и, особенно с его правилами, я стала задумываться глубже над тем, как бы правильно распределять своё время и анализировать результаты своей деятельности. И решила, что в этом мне поможет дневник. Взвесив все «за» и «против» я решила провести эксперимент над собой и предложила ещё двум одноклассницам поучаствовать в нём. С 1 сентября 2010 года каждая из нас начала вести дневник. Особый дневник. Он был предназначен не только для записи интересных Моментов жизни, но и для распределения времени и самоанализа. Результатом должно было стать верное, грамотное планирование дня. Нужно было научиться жить по строго составленному графику. А это не просто – ведь хочется и просто пообщаться с друзьями, и почитать, и погулять на свежем воздухе, и помочь маме в домашнем хозяйстве. Каждый день дневник пополнялся записями, составлялся график всех мероприятий на день. В конце дня – итог. Что выполнила, а что не успела и почему. После нескольких дней эксперимента – первые итоги: надо дать себе установку: работать, не отвлекаясь, слажено, использовать отведённое время рационально, не медленно, но и не торопясь.
Так пролетело 14 месяцев. И теперь можно подвести итоги ведения дневника мною и моими одноклассницами. Чего удалось добиться? Помог ли нам дневник?
Я не снизила темпов в учёбе. По – прежнему учусь на отлично. Активно участвую во всех школьных мероприятиях. Удалось принять участие в конкурсах различного уровня и добиться успехов, по результатам которых была премирована от нашего района поездкой в ВДЦ «Океан». Я научилась более рационально распределять своё время и отслеживать результаты деятельности. В этом помог мне мой дневник.
Вторая участница эксперимента тоже стала отличницей, заняла 2 место в районном НОУ, заняла призовые места в нескольких районных олимпиадах, во многих конкурсах и проектах различного уровня. В итоге также награждена путёвкой в ВДЦ «Океан».
Третья участница эксперимента стала учиться намного лучше. У неё почти нет четвёрок. Стала более ответственной, собранной и также находит время для участия в конкурсах районного, областного и регионального уровня. Имеет высокие результаты.
Я считаю, что дневник явился для меня хорошим помощником в рациональном распределении времени и повышении уровня моего развития. Мне хочется предложить несколько аргументов в пользу ведения дневника:
Но есть аргументы и против ведения дневника:
Как видно, в пользу ведения дневника собралось намного больше аргументов. Главный аргумент против ведения личного дневника – это риск того, что кто-то узнает о вас то, чего знать не надо. Поэтому, если такая информация существует, то лучше, или не писать о сокровенном, или умело прятать тетрадку, или вести два дневника: один рабочий ежедневник, второй – для записей своих чувств, душевных переживаний.
Заключение. Краткие выводы.
Проведенное исследование показало, что дневник как совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты, организует индивидуальный опыт и сопровождает становление индивидуальности, формирует собственное «я» любого человека.
Читая дневники Толстого, поражаешься силе и воле его характера, способного ставить перед собой и решать, казалось бы, невыполнимые задачи, объективно оценивать и окружающий мир, и самого себя. И не только оценивать, но и стараться изменить к лучшему. Насколько актуально это сейчас! В этом мудрость жизни! Не надо останавливаться на достигнутом, опускать руки перед трудностями. Надо учиться бороться и стараться самосовершенствоваться. Тогда и мир вокруг станет лучше.
Дневник могут вести как дети, так и взрослые. Каждый сам решает, что он пишет в дневнике, сам определяет значение дневника для себя, цель ведения. Это доказал социологический опрос. И несмотря на то, что в итоговом процентном отношении получается 50% на 50%, дневник, я уверена, играет важную роль в становлении успешной личности. Выдвинутая нами гипотеза: «Дневник – один из способов самопознания и самовоспитания личности»- подтвердилась.
И что ещё немаловажно: для всех людей дневник – память. Записывая что-то на листы дневника, подумайте, а как интересно будет потом, через много лет, когда вас уже не станет, вашим потомкам читать эти строки, знакомиться с вами, вашим характером, видеть и оценивать ваши поступки и действия, читать вашу самохарактеристику, и, возможно, узнавать какие-то свои черты…
Литература
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1984
3.Свирский Б.Д., Сранцман Е.К. Учебная хрестоматия для 9 класса национальных школ. Изд.6. «Просвещение» Ленинград. 1971 г.
4. Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894. Собрание сочинений в 22-х томах, т.21.- М.: Художественная литература, 1985.
5. Толстой С.Л. Очерки былого. Тула: Приокское кн. изд-во,1975.
6. Ушаков
Интернет-ресурсы:
Приложение №1. Лев Николаевич Толстой.
Страницы из дневника Л. Толстого.
Приложение №2 Иван Алексеевич Бунин.
Приложение № 3
Анкета
1. Возраст
2. Пол.
3. Место учёбы. Специальность
4. Ведёте ли вы дневник?
5. Как давно?
6. Какой дневник? (Личный, Рабочий, ежедневник ит.д.)
7. С какой целью ведёте дневник?
8. С какой периодичностью?
9. Ваши главные успехи в жизни?
Спасибо!
сегодня в 19:55
1. 21
2. Мужской
3. ЧГПУ учитель информатики и менеджер организации
4. нет
5. --
6. --
7. --
8. --
9. Заканчиваю университет
сегодня в 19:56
1. 19 лет
2. Женский
3. ЧГПУ, педагог начального образования
4. Нет
5. --
6. --
7.--
8.--
9.
1.26 лет
2. женский
3. второе высшее, ЮУРГУ, связи с общественностью
4. нет, дневник не веду)))
5.--
6.--
7.--
8.--
9. главный успех в жизни - моя жизнь)))
Привет)без проблем)
1. 19 лет
2. Женский
3. Сгга(сибирская гос. геодезическая академия, спец-ость-экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хоз-ва)
4. Да
5. года 3
6. ежедневник
7. с целью организовать свое время, напомнить о встречах, делах, время, день и т.д.
8. каждую неделю
9. сессия без долгов, 3е место по конференции
ну вот так)
сегодня в 20:04
сегодня в 20:15
1-21
2- Ж
3-ЧГПУ УНК
4-нет
5. –
6.—
7.—
8.—
9- успех поездка в орленок)
сегодня в 20:17
1.19 лет
2.женский
3.ЧГПУ, УНК
4. нет
5___
6_____
7____
8_____
9. Поступление в ЧГПУ
сегодня в 20:15
Хорошо! Надеюсь, поможет!
1) 24
2) Ж
3) РАНХиГС, юриспруденция
4) Да
5) Пол года
6) Ежедневник
7) Чтобы планировать рабочий день, рабочую неделю, что бы не забыть важное
8) Каждый день, через день
9) Поступление на второе высшее, работа по будущей специальности, получение специальности "Психолог" и переоценка личности, в следствии этого!
сегодня в 20:23
1. 19
2. ж
3. ЧГПУ УНК
4. да
5. с 8 класса
6. ежедневник, рабочие записи.
7. успевать везде, планирование дня, ничего не забывать
8. почти каждый день
9. 2 раза награждена премией В.В. Мякуша, именной стипендиат, золотой лидер смены Команда 21 века" в ВДЦ "Орленок", руководитель скаутского отряда, председатель сначала школьного, а после факультетского органов самоуправления, администратор интеллектуальной игры для школьников "Русский мир", 5 место на международной олимпиаде по педагогике.
сегодня в 20:26
1. 19
2. жен.
3. Челябинский институт экономики и права им. М.В.Ладошина (ленинский район), специальность - Финансы и кредит
4. нет
5. нет
6. иногда, для учебы
7. чтобы не забыть важную инф-цию, но и то не всегда спасает=)
8. по необходимости
9. подработка моделью, реализация в активной жизни института и творчестве.
сегодня в 20:42
Привет!)
1. 21
2. женский
3.ЧГПУ. Бакалавр технологического образования - технология обработки тканей и пищевых продуктов.
4. Дневник психологический...или как его назвать личный дневник, я вела раньше...до 11 класса с класса 8-го
-сейчас веду еженедельник есть еще блокнот профсоюзной и самоуправленческой работы
5. Психологический дневник с 8 класса по 11 класс
Блокнот профсоюзной и самоуправленч деятельности со 2 курса
еженедельник с конкурса Мисс ЧГПУ)
6. И личный и рабочий и еженедельник)))
7. Личный был для того, чтобы я
-записывала туда все свои переживания, которые меня особенно сильно волновали и которые наверняка я смогла оценить и решить со временем
-записывала все свои достижения в школьные годы, описывая все что там было(это и стало осн целью ведения дневника, потому что когда я спросила отца о его заслунах в спорте, он не смог мне сказать точно сколько раз он отжимался в 7 классе)))) и я хотела, чтобы если бы мои дети спросили, я бы им прочитала)
-писала свои планы и мечты)
Рабочий:
-записываю информацию группу, тел,фио, тел профоргов факультета и факультетов,
- пишу информацию с собраний профкома
-записываю мысли,идеи, приходящие мне в голову,
Еженедельник:
время событие, которое планируется, номера тел, если диктуют быстро, есть желание прописать др
8. личный уже не пишу)
рабочий он есть всегда
еженедельник бывает с пустыми графами, тоже есть всегда
9. Успехи...хм...напишу все, что придет в голову)
-серебряная медаль (лишь, чтоб опередить свою конкурентку,которая стала 3-ешницей, а была отличницей, с ее мамой завучем) , сюда входят все олимпиады и соревнования, режиссура выступлений класса, актив школы
-лучший агент ютел 2010 г
-может быть Мисс ЧГПУ, хотя...ну если только считать это как успех в личном выступлении так, как я хотела, но ни как конкурс среди девушек - это успех для каждой не зависимо от итогов
а главный успех в жизни еще на самом деле не пришел, потому что успешна буду тогда, когда выйду замуж за близкого к идеальному мужчину и рожу от него здоровых детей и буду трудиться на любимой работе)
сегодня в 20:50
1-21,
2-женский,
3-чгпу, ппи(экономика и управление),
4- нет,
5-,
6-,
7-,
8-,
9-учеба, работа, спорт( аэробика)
сегодня в 20:49
1. 19 лет
2. женский
3. Чгпу. учитель начальных классов
4. да
5. 3 года
6. ежедневник и рабочий блокнот
7. ничего не забыть и систематизировать свои дела
8. постоянно
9. отличное хобби, получение 2 сертификатов по вожатской подготовке)))
сегодня в 21:00
привет)) да без проблем!
1. 20 лет
2. Женский пол
3. ЮУрГУ "Промышленное гражданское строительство"
4. Да
5. примерно лет с 10 :))
6. Есть личный (но я про него всегда забываю), ежедневник ну и твиттер.
7. Записывать мысли, отмечать важные дела, отчитываться перед собой о проделанном
8. В твиттере пишу каждый день, в ежедневнике несколько раз в месяц, в личном - несколько раз в год
9. Затрудняюсь ответить, т.к. трудно оценивать свои достижения )
Оля Одышева.
сегодня в 21:52
ок))
1. 19
2. Ж
3. ЮУрГУ, Бух. учет. Анализ и аудит
4. да
5. около 2х лет
6. ежедневник
7. записываю важные дела
8. раз в 1-2 дня
9. поступила в универ, встретила любимого мужчину, окружают меня самые дорогие мне люди
Анкета
Спасибо.
1. 24
2. М
3. Филиал ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго», экономист группы бизнес-планирования.
4. Да
5. 6 лет
6. Личный - еженедельник
7. Цель – реализация планов
8. Раз в неделю
9. Окончил школу с отличием, университет, работаю в стабильной, развивающейся компании.
Анкета
Анкета
Анкета
Приложение №4.
Соотношение опрошенных по половому признаку.
Приложение №5
Соотношение взрослых мужчин и женщин.
Соотношение тех, кто ведёт дневник, тех, кто – нет.
Приложение № 6.
Соотношение юношей и девушек.
Соотношение ведущих и не ведущих дневник.
Приложение № 7.
Соотношение мальчиков и девочек.
Соотношение тех, кто ведёт и тех, кто – нет.
Рабочий, личный.
Соотношение успеваемости тех, кто ведёт и тех, кто – нет.
[1] Источник: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1984
[2] Источник: Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5т.-Киев, 1979.-т.2.
Загадочная система из шести экзопланет
Золотая хохлома
Весёлая кукушка
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари