Тема «Подобие треугольников» изучается в школьном курсе геометрии, а выполнение работы позволяет хорошо закрепить знания по данной теме и ознакомиться с практическим её применением.
Отработали умения и знания по темам действия с десятичными дробями и округление десятичных дробей, основное свойство пропорции.
Работа в основном проходила на местности, что способствовало укреплению здоровья участников.
Конечным продуктом деятельности является изготовленный простейший прибор для определения расстояния до недосягаемого объекта.
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_rasstoyaniya_do_obekta.doc | 250 КБ |
«Определение расстояния до объекта.
Дальномер»
Выполнила: ученица 9 «б» кл. Ксирова Диана
Проверила: учитель математики Карасова Людмила
Михайловна
п. Эркен-Шахар 2011-2012 уч. год
Актуальность данной темы
В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей. Учитывая важность проблемы, в нашей школе была разработана программа «Здоровье», по которой мы работаем уже несколько лет. Одним из путей реализации целей этой программы являются занятия спортивным ориентированием, организация походов с детьми. Спортивное ориентирование – искусство передвижения на местности с помощью компаса и карты ( который незаслуженно забыт). Этим видом спорта можно заниматься в любом месте, любом возрасте, в любое время года. Он воспитывает выносливость, волю, настойчивость, умение находить правильный путь в любой обстановке. Развитие всех этих качеств, способствует тому, что наши дети вырастают здоровыми, компетентными личностями, умеющими быстро и верно находить пути решения проблем, даже не относящихся к ориентированию на местности.
В связи с первоначальным знакомством с азами спортивного ориентирования возникла практическая необходимость определения расстояния до объекта на местности.
Как определить расстояние до видимого, но недосягаемого объекта (дома, человека, столба)?
Мы задались целью изготовить простейший прибор, с помощью которого возможно глазомерное определение расстояния.
Были определены следующие задачи:
Провести на местности серию измерений ( подробнее о технике замеров - в описании проекта)
Исходя из результатов, составить таблицу;
По данным таблицы изготовить дальномер.
Основная часть работы
Глазомерное определение расстояний возможно с помощью простейших приборов, которые можно легко изготовить самому. Если нет прибора, то дальномером может служить сантиметровая линейка, спичка, карандаш.
Мы нанесли на одну из граней карандаша миллиметровые деления – и простейший дальномер у нас готов. Но его недостаток в том, что пользоваться им можно, если нам известны размеры предмета, до которого надо определить расстояние.
Как им пользоваться? Выходим на местность, видим на некотором расстоянии телеграфный столб и хотим определить расстояние до него.
Берём карандаш за нижний конец, держим его в вытянутой руке в направлении столба. Смотря одним газом, совмещаем верхний конец карандаша с верхушкой столба и медленно двигая вдоль карандаша, снизу вверх, ноготь большого пальца, устанавливаем, каким отрезком карандаша
закрывается столб. Определяем размер этого отрезка в сантиметрах.
Дальнейшее решение задачи очень просто: ведь у нас получилось 2 подобных треугольника:
∆ АВС подобен АВ1С1. (Слайд 1)
В треугольниках расстояние от наблюдателя до столба во столько раз будет превышать расстояние от глаза наблюдателя до карандаша, во сколько раз столб больше отрезка карандаша, закрывавшего фигуру столба. Исходя из этого, составляем пропорцию:
Искомое расстояние / расстояние от глаза до карандаша =
= высота столба / измеренная часть карандаша.
Расстояние от глаза до карандаша (расстояние вытянутой, чуть присогнутой руки ) – 60 см;
Высота столба (практически любого) – 800 см;
Измеренная часть карандаша оказалась равной 0, 5 см. В этом случае получам следующий вид пропорции:
Искомое расстояние / 60 = 800 / 0,5 ;
Искомое расстояние = (800*60) / 0,5 = 96000 см = 960 м. (Слайд 2)
Дальномером может служить не только карандаш. Линейка с миллиметровыми делениями также может служить дальномером для предметов, средние размеры которых известны.
Следует запомнить:
Средний рост человека обычно принимают за 1, 7 м;
Высота одноэтажного дома – 4 м;
Высота столба – 8 м;
Высота всадника – 2,2 м;
Расстояние от глаза наблюдателя до конца вытянутой руки можно измерить, а в среднем оно равно 60 см.
Мы провели ряд измерений с известного до предмета расстояния и занесли все результаты измерений в таблицу. В ней показано каким отрезком линейки (спички), находящихся в вытянутой руке, закрываются с того или иного расстояния пешеход, одноэтажный дом и телеграфный столб.
Расстояние от наблюдателя до объекта в метрах | 2000 | 1000 | 500 | 300 | 200 | 100 | 80 | 60 | 40 | 20 |
Длина отрезка дальномера (в сантиметрах), закрывающего фигуру объекта:
Пешехода Дома Телегр.столб
| ---------- 0,2 | ----0,2 0,4 | ----0,5 1,0 | 0,3 0,8 1,6 | 0,5 1,2 2,4 | 1,0 2,4 4,8 | 1,3 3,0 ----- | 1,7 4,0 ----- | 2,6 ------ | 5,1 ------------ |
Пользуясь этой табличкой, делаем дальномер другого типа и при этом обходимся без формул и вычислений.
Берём листок бумаги (желательно миллиметровой) размером 10 на 16 см. и расчерчиваем его следующим образом:
Сделали с обеих сторон чертежа ступенчатые прорези-окошечки,
Слева для наблюдения пешехода,
справа - удаленного домика.
Высота прорезей и цифры около них соответствуют таблице.
Для плотности чертежа, наклеиваем его на картон. Тогда прорези можно делать уже после наклеивания на картон. Главное, делать прорези нужно очень аккуратно.
Как пользоваться изготовленным дальномером?
Смотрим через отверстие на удалённого пешехода или дом и подбираем для объекта прорезь, которая соответствует их видимой высоте, таким образом определяем расстояние до него.
Он прост и удобен в походе. Возможно даже изготовление для распространения или реализации.
Литература: «Геометрия 7-9» А. В. Погорелов, http://slovari.yandex.ru/
Груз обид
Как зима кончилась
Лиса и волк
Рисуем "Ночь в лесу"
Рисуем кактусы акварелью