Исследовательская работа Тема: "Профессия-журналист"
Вложение | Размер |
---|---|
материал | 72.5 КБ |
презентация | 645.5 КБ |
Профессия: журналист
Автор работы: Осинина Диана
Школа №23 4А класс
Научный руководитель: Вильданова Л.И.
Текст тезисов:
Журналистика – одна из древнейших профессий
Важную роль в современной журналистике играют современные технологии
Журналист должен быть готов работать в любых условиях
Журналист должен уметь слушать, задавать вопросы, рассказывать о событиях читателям
Журналисты показывают на страницах своих газет достоинства и недостатки нашего общества
Для того, чтобы изучить на практике деятельность периодического издания, познакомиться с профессией журналистов, мы познакомились с деятельностью редакции Интернет-портала TatCenter.ru
Завершающим этапом нашей исследовательской работы стал выпуск собственной классной газеты
В дальнейшем мы планируем выпускать газеты на школьном уровне
На сегодняшний день в Татарстане существует около 900 печатных периодических изданий. Кроме того, 50 из них, такие как газета «Республика Татарстан», «Время и Деньги», «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости», имеют свои виртуальные аналоги в Интернете.
Журналистика – вторая древнейшая профессия. Ее иногда называют Четвертая власть. Главное предназначение периодической печати исторически было – информирование населения о наиболее важных событиях, формирование общественного мнения.
Как отмечают сами журналисты, со времен «перестройки» эта сфера деятельности претерпела несколько существенных изменений.
Первое – в прессу пришла реклама. Поставленная в условия самовыживания, пресса была вынуждена «зарабатывать на жизнь» самостоятельно. И все, что она смогла сделать, это начать продавать свои печатные площади.
Началась настоящая борьба за выживание. Заметив, что наибольшим успехом пользуются заметки, больше похожие на сплетни, журналисты стали пользоваться этим приемом в своей работе. В газетах появилось такое явление, как «желтая пресса». Эти издания манипулировали вниманием читателей применяя правила «С»: сплетни, слухи, сенсации, сканворды.
Но насытив рынок и любопытство, эти издания потеряли свою былую популярность. Тем не менее, образованные люди не спешат доверять таким изданиям как «Жизнь», «Комсомольская правда».
В то же время, издания, не изменившие своему основному предназначению, и не превратившиеся в развлечение заскучавших домохозяек, по-прежнему продолжают информировать населения о важных событиях города, республики и нашей страны.
Немаловажную роль сыграл Интернет. Свободный от цензуры, он полностью удовлетворил потребности читателей в информации, которую вначале публиковали «пожелтевшие СМИ».
Конечно же, любая профессия держится на людях, которые ее выбирают. Журналистика держится на корреспондентах, фотографах, и руководят ими редакторы.
Во все времена и во всех странах хорошие журналисты одинаково понимают свою роль. Прежде всего, они должны уметь задавать вопросы и слушать. И уже потом, объясняя себе, объяснять читателям суть происходящего. Они должны отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений, быть настоящими исследователями. Иногда их работа очень похожа на работу следователей и детективов. Честные журналисты работают так, чтобы нечестным людям плохо спалось. Раньше, считают журналисты, начальники, правители и все руководители очень боялись, что их нечестные поступки станут известны прессе, будут напечатаны в газетах. Сегодня это чувство притупилось, вся проблема – в том, что у людей уснула совесть.
Журналисты показывают на страницах своих газет достоинства и недостатки нашего общества. Но во все времена, и сегодня тоже, к журналистам продолжают обращаться обиженные несправедливо люди.
Настоящие журналисты должны быть готовы в любой ситуации. Им часто приходится ездить в командировки, в основном это касается тех, кто работает в республиканских или российских газетах. Они обязаны владеть всеми существующими жанрами, уметь писать репортажи с разных событий, брать интервью у знаменитостей, писать статьи о различных проблемах.
В Интернет-издания они должны уметь работать с сайтом, самостоятельно размещать написанную статью. Кроме того, несмотря на то, что в каждой редакции имеется фотограф, настоящий журналист должен уметь фотографировать самостоятельно.
Даже самый интересный материал будет иметь меньше успеха. Пока он не украшен хорошей фотографией. Интернет-газеты здесь имеют преимущество перед газетами – практически неограниченное пространство для размещения фото, и даже видео-материалов.
Конечно же, журналисты могут добывать информацию и идеи для своих статей самостоятельно, но организациям удобнее сообщать о своих событиях Информационным агентствам. Поэтому одно из особых положений занимает крупнейшее в республике, и единственное Информационное агентство «Татар-Информ» . Сотрудники газет в разных уголках земного шара обращаются друг к другу с просьбами о взаимных услугах. А системы связи нового поколения, наподобие Интернет, ускоряют этот обмен до нескольких минут. Именно благодаря всемирной паутине нам стали доступны бесценные публикации о том, что же на самом деле – журналистика.
Главным общественным органом, объединяющий журналистов в единое сообщество, в нашей республике является Союз журналистов. Сегодня он объединяет сотни корреспондентов и фотографов, редакторов газет и журналов. Ежегодно, для поддержания имиджа и престижа профессии Союзом журналистов проводятся профессиональные конкурсы, такие как «Хрустальное перо». Кроме того, один раз в год, один из журналистов, за особые заслуги в своей деятельности, из рук Президента Татарстана Рустама Минниханова, получает ключи от автомобиля.
Все профессиональные региональные Союзы журналистов входят в российское и международное журналистское сообщество, причастность к которому подтверждается удостоверениями татарстанского и международного образца. За границей такое удостоверение дает право на бесплатное посещение государственных музеев и выставок.
Все периодические СМИ – то есть издания, имеют свою аудиторию, разделяющуюся по предпочтениям и интересам. Поэтому каждое издание имеет своего «уникального читателя». Скажем, читатель газеты «Республика Татарстан» любит читать официальную, достоверную информацию, любит размышления и хочет знать все новости законодательства. А читатель газеты «Жизнь» любит сплетни и сенсации. Читатели газеты «ЗОЖ» всю свою жизнь решили посвятить себе и здоровому образу жизни. Соответственно, своего читателя имеет и школьная газета, и это, кстати, могут быть не обязательно ученики только школы ее выпускающей, все зависит от того, доступна ли она читателям.
Редакция – как оно на практике?
Для того, чтобы изучить на практике деятельность периодического издания, познакомиться с профессией журналистов, мы отправились в редакцию Интернет-портала TatCenter.ru. Это портал был учрежден 8 лет назад Правительством Республики Татарстан. Располагается редакция в Технопарке «Идея» на улице Петербургская, в самом центре Казани.
Сегодня в редакции работают: редактор – начальник информационного отдела, один корреспондент, один спортивный комментатор, который ведет работу спортивного портала, один специалист отвечает за базу данных: «Кто есть кто в Республике Татарстан» и базу данных «Предприятий». Есть ответственный секретарь, сотрудник, отвечающий за новости, два менеджера по рекламе, кадровый отдел и внештатные сотрудники.
Каждый сотрудник редакции отвечает за свои обязанности.
Спортивный обозреватель ведет спортивный портал. Он каждый день начинает с того, что собирает со всех источников новости, касающиеся спорта, и размещает их на Татцентре. Потом он посещает спортивные мероприятия, это его оперативная работа. С них он пишет отчеты – репортажи. Но есть и такая работа, которая не требует спешки – это интервью и обзоры. Интервью он берет у знаменитостей спорта, а обзоры он делает про то, где и как можно отдохнуть активно, всей семьей заняться спортом, сколько стоят абонементы в бассейн или на каток.
Специалист отдела новостей целый день занят тем, что ищет новости в разных источниках - Интернете, или их присылают в редакцию факсом или по электронной почте. Потом он размещает их в новостной колонке Татцентра. Новые сообщения появляются каждые 10 или 15 минут.
Корреспондент отвечает за основные материалы на портале. Он ходит на мероприятия, пишет интервью с разными директорами, знаменитостями и интересными людьми. Иногда ему приходится фотографировать. Своими снимками он потом украшает материал. Некоторым людям мало прочитать, им хочется посмотреть как это выглядит.
Поэтому фотографов в редакциях газет иногда бывает много. В Татцентре их два, но и их не всегда хватает, потому что каждый материал на портале в обязательном порядке должен сопровождаться фото – таково техническое требование механизма, на котором размещается портал.
Ответственный секретарь – это должность, напрямую не связанная с журналистикой. Обычно в газетах они отвечают за то, чтобы все публикации были сданы вовремя и разместились в газете каждая на своем месте. На портале ответственный секретарь отвечает за онлайн-конференции. Это такая современная форма интерактивного общения читателей и газеты. Каждый желающий может во время такой конференции задать любой интересующий вопрос по объявленной теме.
Менеджеры по рекламе ищут компании, которые за деньги размещают свои статьи в Интернет-газете. Они также договариваются о том, чтобы реклама о самом портале прозвучала на какой-нибудь конференции.
Редактор – он главное лицо издания. Выше над ним бывают учредители, которые обычно и диктуют свои условия всему изданию, проводят, так сказать – свою политику. Но внутри редакции все подчиняются редактору. Иногда редактор сам лично читает все материалы газеты, иногда поручает это своим заместителям. В Татцентре начальник информационного отдела, он же редактор, отвечает за все, что происходит на портале. Над ним есть еще два начальника, не считая учредителей.
Но внутри отдела всей работой руководит редактор. Он прочитывает материал, пишет свои замечания и отправляет журналисту исправлять ошибки. Редактор решает, какой сотрудник редакции пойдет на какое мероприятие. Иногда идеи возникают и у самих журналистов, но они обязательно должны быть согласованы с руководителем. Вся ответственность за ошибки, за несвоевременность размещения материала лежит на редакторе. Все материалы обновляются на портале два раза в день, таким образом их выходит 6 штук. Не всегда это бывают «собственные» материалы, иногда их перепечатывают из других Интернет-газет. Главное условие в таком случае – обязательно должно быть указано название газеты, откуда взят материал.
Главное преимущество Интернет-газеты в отличие от печатной газеты, что в нем можно исправлять ошибки даже после того, как статья уже была опубликована. Можно вообще ее удалить, как будто и не было. Правда очень многие сайты успевают перехватить интересную статью в первые же минуты после того, как она появилась в Интернете. Таким образом, не всегда удается полностью уничтожить материал. В этом, кстати, еще одно отличие от газеты – информацию может распространяться с огромной скоростью. Некоторые особо интересные новости успевают облететь весь Интернет за несколько секунд.
Еще одно отличие Интернет-газеты – она практически не ограничена размерами. В нее можно писать столько, на сколько хватит сил журналиста. В то время, как по словам самих журналистов, например в газете «Вечерняя Казань» одно время шли серьезные войны за место на газетной полосе. Если в советское время журналист получал зарплату, по последние 10-15 лет они получают почти во всех газетах гонорары.
Гонорар – это денежное вознаграждение журналиста за проделанную работу. Его начисляет редактор, оценивая каждый материал. В основном в казанских редакциях платят журналисту – за букву. Например, в Татцентре одна буква стоит 10 копеек. Размер материала тоже измеряется в знаках, или строчках. Журналисты понимают друг друга. И, если один журналист скажет другому, что написал материал на пять тысяч знаков, другой сразу представит размер материала. Подсчет знаков – важный элемент, особенно в работе печатной газеты, от этого зависит, смогут ли поместиться все материалы в одном номере газеты.
От теории к практике
Ознакомившись с историей журналистики и работой редакции, мы решили выпускать свою газету. Для начала мы пригласили профессионального журналиста – корреспондента Интернет-портала Татцентр. Организовали кружок юного журналиста. Образовался коллектив.
На первом собрании нашей редакции мы определили должности, без которых нам не обойтись. Был назначен редактор – тот, кто будет отвечать за выпуск всей газеты в целом. Назначили корректора – того, кто будет проверять орфографию и размещать материалы. Поскольку мы не обладаем денежными ресурсами для тиражирования нашей газеты, на первых порах решили ограничиться выпуском газеты тиражом один экземпляр, которую решили разместить в классе.
Каждый из нас написал несколько вариантов названия газеты. Хотелось что-то современное, но в то же время, чтоб было понятно – это классная газета. Остановились на названии «Класс – это про нас!» Несколько двусмысленное название выбрано было не случайно, таким образом мы отразили позитив нашего первого издания.
За тем мы определились с рубриками, то есть постоянными темами, на которые нам бы хотелось писать. Мы решили, что в нашей газете обязательно должна быть полезная, легкая и интересная информация.
Поскольку номер был посвящен новогодним праздникам, соответственно к нему и готовились материалы.
Так, первым материалом нашей газеты стала перепечатка из Интернета о том, что обозначает «Год Кролика». В этой статье написано как астрологи оценивают наступивший 2011 год. Кто из знаков зодиака будет наиболее успешен в этом году, что он принесет всему населению планеты.
Для подготовки следующего материала «Желаем вам» нам пришлось выполнять функции и корреспондентов и фотографов. Наше задание состояло в том, чтобы взять интервью у наших учителей – записать их пожелание ученикам. Кроме того, необходимо было сфотографировать тех, кто высказал свое пожелание. Сам текст мы писали под диктовку в блокноты, а профессиональные журналисты в этом случае пользуются записывающими устройствами – диктофонами, с которых потом они эти записи переписывают в компьютер. Такие устройства позволяют быстро записать необходимый текст и не пропустить ничего из сказанного. Вооружившись цифровыми фотоаппаратами, каждый из нас сфотографировал учителя. Все материалы и фотографии мы перенесли на компьютер, на котором и собиралась вся необходимая информация.
Сначала мы хотели сделать фотографии наших учителей большими, во весь лист. Но поместили фотографии возле поздравлений учителей.
Поскольку выпуск посвящен новогодним праздникам, мы решили опубликовать в нем интересные кулинарные рецепты. Нашли в Интернете самые интересные, отобрали самый оригинальный, который имел яркие фотографии.
Наша газета – это пилотный проект. В дальнейшем, нам бы хотелось сделать общую школьную газету. В штат этой газет должны будут войти ученики и других классов.
Школьная редакция
От того, как организована работа школьной редакции, зависит не только качество газеты, но и продолжительность жизни. Есть много примеров, когда история газеты насчитывает всего пару-тройку номеров. И причины этого, как правило, следует искать в неумении управлять процессом выпуска издания.
Первая ошибка редакторов заключается в том, что они рассчитывают не на всех, а на определенную немногочисленную группу. Они говорят: «Нас трое, вот мы втроем и будем выпускать газету для остальных нескольких сотен человек». Они рассчитывают, что постепенно втянутся еще несколько ребят, и будет достаточно. Кого они вовлекают в свой кружок? Тех, у кого есть способности, кто легко пишет. И тех, кто сразу соглашается, у кого сразу же масса идей. Но было бы неразумно предполагать, что эти трое так и останутся в редакции навечно. Один из троих может заболеть, может уехать, может обидеться, может расхотеть, может, наконец, просто закончить школу. Кадровая текучка естественна для школьных газет, и поэтому им надо позаботиться об авторском резерве.
Нередко корреспондентами становятся старшеклассники. Это тоже неправильно. Приглашая к сотрудничеству только взрослых ребят, тем самым, сужается круг читателей. Поэтому хорошо, если писать будут ребята разных возрастов.
Еще одна большая ошибка – начинать работу с самыми способными и с теми, кто легко соглашается. Часто идею создания школьной газеты первыми поддерживают наиболее амбициозные и тщеславные ребята. Главное, чем они руководствуются, – это приобрести популярность среди сверстников. Но когда дело доходит до постоянной рутинной работы, далеко не на всех из них можно положиться. Любое, не только школьное, издание держится на добросовестных, пунктуальных и аккуратных сотрудниках. Конечно, в газетах есть свои «звезды», которых читатели любят за их неповторимый стиль, оригинальные мысли и свободу самовыражения. Но часто они бывают капризны, излишне самоуверенны и предпочитают рассказывать о себе, а не о других. Такие «звезды» должны быть привлечены к выпуску газеты, но редакционная коллегия должна состоять прежде всего из ребят ответственных, которые не опаздывают, выполняют работу в срок, готовы взять не слишком интересную для них тему, держат слово и не слишком много о себе мнят. При этом они должны быть инициативными и творческими людьми.
Выводы:
Журналистика – древнейшая, увлекательная профессия. За период своего существования она все время изменялась. Сегодня она неразрывно связана с современными технологиями. Журналисты придерживаются собственной профессиональной этики. Главный человек в любой редакции – редактор.
Для выпуска собственной газеты необходима четкая организованность. Умение выполнять задание, поставленное руководителем.
Для профессиональной работы во взрослой редакции требуется специальное образование. Но история знает немало примеров, когда талант проявляется у людей, получивших другие профессии. Журналистика – это образ жизни. Человек не любознательный, ленивый и безответственный не сможет стать настоящим журналистом. Главное для журналиста – уметь задавать вопросы, слушать других людей и уметь рассказать о происходящем своим читателям.
Для развития школьной газеты потребуется сплоченный коллектив из учеников разных классов. Потребуется четкое представление о том, что газета должна рассказывать своим читателям.
Список использованной литературы:
Интернет-портал TatCenter.ru
Дэвид РЭНДАЛЛ, книга «Универсальный журналист»
Валерий ПАНЮШКИН, специальный корреспондент ИД "Коммерсант"
Беседы с профессиональными журналистами: Зам. Председателя Союза журналистов РТ Ханжиным Юрием Мингазовичем.
Слайд 1
Исследовательская работа Профессия: журналист Осинина Диана Школа №23 4А класс Ново-Савиновского района Казани Научный руководитель: Вильданова Л.И.Слайд 2
Журналистика – одна из древнейших профессий
Слайд 3
Мы ознакомились с работой Интернет-портала «Татцентр»
Слайд 4
Информация на портале обновляется каждый час
Слайд 5
За спорт отвечает специальный журналист
Слайд 6
Главный в любой газете – это редактор
Слайд 7
Каждое поздравление в нашей газете мы сопроводили фотографией. Дорогие ученики! Поздравляю вас с Новым годом! Пусть в этом году сбудутся все ваши самые сокровенные желания! Здоровья вам, успехов в учебе, творчестве и спорте! Люция Ильдаровна.
Слайд 8
Ребята! Желаю вам крепкого здоровья! Учитесь хорошо, занимайтесь спортом! Нурислам Нурутдинович.
Слайд 9
Информация должна быть «вкусной» Наше блюдо к новогоднему столу читателей: Заливное «Яйца Фаберже»
Слайд 10
Мы подобрали новогодние загадки
Слайд 11
Взяли интервью у учителей
Слайд 12
Наш труд приближался к завершению, и…
Слайд 13
Класс украсила наша собственная газета
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Л. Нечаев. Яма
Снег своими руками
Огонь фламенко
Как нарисовать черёмуху
Комментарии
Добавляйте свои отзывы.
Добавляйте свои отзывы. Заранее спасибо.