Жаргонизмы как языковое явление в речи современной молодежи
(На примере обучающихся ОГАОУ НПО ПУ №50)
Работа начинается с введения,эпиграфом к которому взяты слова великого классика русской литературы И.С.Тургенева.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками…Обращайтесь почтительно
с этим могущественным орудием; в руках умелых
оно в состоянии совершать чудеса…
И.С.Тургенев.
Проблема, которая была озвучена им во второй половине 19 века, в начале 21 столетия оказалась очень актуальной. И общественные деятели, писатели, ученые современной России, все те, кому дорог наш «великий, могучий и правдивый русский язык», бьют тревогу, связанную с проблемами русского языка, которому угрожает опасность.
Далее во введении освещена цель, заключающаяся в выявлении причин активного употребления жаргонизмов в речи обучающихся профессионального училища №50 п.Залари, источниках проникновения их в лексикон.
В своей работе автор использует следующие методы исследования:
Автором выдвинута гипотеза: в процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися училища активно используется жаргонная лексика, что является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
В теоретической части работы автор освещает понятие жаргонной лексики, историю возникновения жаргона, в частности, молодежный жаргон как социальную разновидность речи. В третьей главе освещены результаты исследования с ссылками на приложение, в котором представлены диаграммы исследования.
В заключении автор работы убеждается в том, что употребление жаргонизмов напрямую зависит от культурного и интеллектуального уровня говорящего. Неспособность найти в своем лексиконе общеупотребительное или литературное слово, недостаточный словесный запас в речи современной молодежи восполняется жаргонной лексикой, которая, отличаясь ярко выраженной эмоциональной окраской, является для учащихся понятным и доступным средством общения в своей относительно устойчивой подростковой среде, члены которой объединены возрастом, кругом интересов и совместным времяпровождением.Также доказывает выдвинутую гипотезу, которая заключается в том, что «жаргонная лексика в речи современной молодежи является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением». Ученица пишет, что с этим невозможно мириться и выход, по ее мнению, в том, что подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России – это модно, это показатель образованности человека!
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota._posled.doc | 1.43 МБ |
zhargonizmy_kak_yazykovoe_yavlenie_v_rechi_sovremennoy_molodezhi.pptx | 1.48 МБ |
Слайд 1
Жаргонизмы как языковое явление в речи современной молодежи ( На примере обучающихся ОГОУ НПО ПУ № 50 ) Выполнил: обучающаяся 2 курса Чешуина Оксана Научный руководитель: Шихова Д.Г., преподаватель русского языка и литературыСлайд 2
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… И.С.Тургенев .
Слайд 3
Цель настоящей работы: Выявить причины активного употребления жаргонизмов в речи обучающихся профессионального училища №50, источники проникновения в их лексикон
Слайд 4
Новизна избранной темы очевидна и определяется тем, что необходимо собрать местный материал о жаргонизмах в речи обучающихся ОГОУ НПО ПУ №50. В контексте этого пласта лексики данный материал не изучен .
Слайд 5
Гипотеза: В процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися училища активно используется жаргонная лексика, что является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
Слайд 6
Объект исследования: Речь обучающихся ОГОУ НПО ПУ № 50 Предмет исследования: Жаргонизмы в речи обучающихся ОГОУ НПО ПУ №50
Слайд 7
Особое место в современной жаргонной лексике занимает молодежный жаргон, или сленг (от англ. Slang – слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп) – особая разновидность речи, характеризующаяся, в отличие от общенародного языка, специфической лексикой и фразеологией, а также особым использованием словообразовательных средств.
Слайд 8
Молодежный жаргон включает в себя: жаргоны учащейся молодежи (школьников, учащихся ПТУ, студентов техникумов и вузов); жаргоны солдат и матросов срочной службы; жаргоны неформальных молодежных объединений (хиппи, панков, металлистов, фанатов); жаргон молодежи, объединенной общими интересами (компьютерные, спортивные интересы).
Слайд 9
Результаты лингвистического исследования особенностей студенческого жаргона
Слайд 10
Активное проникновение жаргонизмов в разговорную речь учащихся училища связано со снижением интереса к чтению вообще. А самостоятельное чтение практически и вовсе отсутствует.
Слайд 17
Словил - понял Чесотка - врун, пустослов Поясни - объясни Тип - человек(парень) Точить - кушать Фейс - лицо Чичер - холодно Все пучком - все хорошо, в порядке Чика - девушка Лажа - неудавшееся дело Угнать - украсть Маякнуть - попросить перезвонить Несколько примеров из речи исследуемых Не Н
Слайд 18
Переход из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища ); Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) – крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) – тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е. листья липы) – липовый (фальшивка, подделка ); Происхождение жаргонизмов
Слайд 19
Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) - крутой, бездник , безник (из английского языка) – день рождения, стрит (из английского языка) – улица, мен (из английского языка) –парень; Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер ); Суффиксальный способ: браток, закусон , хавчик , столовка .
Слайд 20
Современный студент – подросток стремится к самореализации, стремится быть самобытной личностью, в том числе и в области языка, собственного, самобытного, особенного, нацеленного на то, чтобы не допустить проникновения в свой круг, в свою среду чуждый элемент . Употребление жаргонизмов напрямую зависит от культурного и интеллектуального уровня говорящего! Учащиеся ОГОУ НПО ПУ 50 п. Залари характеризуются низким уровнем читательского интереса, они не всегда могут точно выражать посредством языка свои мысли, выражать свои чувства и эмоции . З аключение
Слайд 21
Ж аргонная лексика – это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи учащихся ОГОУ НПО ПУ 50 п. Залари в процессе неформального речевого общения. А это значит, что наша гипотеза о том, что жаргонная лексика в речи современной молодежи является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением, оказалась верной. Но с этим невозможно мириться .
Слайд 22
Подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России – это модно, это показатель образованности человека. И если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то сегодня, сидя за партой, он должен любить и беречь русский язык, настойчиво формировать свою языковую культуру, больше читать, мыслить, спорить, отстаивать свою точку зрения, быть истинным патриотом своей страны.
Каргопольская игрушка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Никто меня не любит
Сочинение
Заяц-хваста