Исследовательская работа учащегося
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 99.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №35 г. Белгорода
Происхождение имен как источник историко-культурной информации
Выполнила:
Бредихина Алина,
учащаяся 6 «А» класса
Научный руководитель:
Сукова
Елена Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы
Белгород, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. КАКИК БЫВАЮТ ИМЕНА………………………………………………5
Глава 2. СТАТИСТИКА ИМЕН………………………………………………..…...7
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………..……...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WЕВ-ИСТОЧНИКОВ……………………………………….11
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..….12
ВВЕДЕНИЕ
И можно кожу заново сорвать,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать,
Хоть каждое затерто и захватано.
Строки из стихотворения Арсения Тарковского «Имена» не изменили своей сути и сегодня. Есть интересная и значимая наука – ономастика (в переводе с греческого – «искусство давать имена»). Ономастика – это раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. Собственные имена людей исследует антропонимика.
Лев Владимирович Успенский так говорил, призывая нас знать и помнить историю данного нам имени: «И сегодня человек проносит имя через всю жизнь, берет его с собою даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыплются в прах, разрушится воздвигнутый над могилой монумент, прекратится род и племя, а самое хрупкое, самое летучее изо всего, что имел когда-то усопший, его звонкое имя, все еще живет и порхает по свету»[1].
Какое имя дать новорожденному? Вопрос вечный, как сама жизнь. Издавна на Руси сложилась традиция имянаречения. Имя давалось ребенку на 8 день после рождения во время обряда крещения в храме. Загадочную власть имен над судьбой человека заметили еще в древности. Нет в языке таких слов, которые по влиянию на характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности можно было бы поставить выше, чем наше имя.
Ритуал знакомства также связан с именем. В этом обычае заложен древний и глубокий смысл: «Я верю, что, зная имя, ты не причинишь мне зла».
Возникает закономерный вопрос: что же такое имя?
Имя человека – неотъемлемая часть истории и культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нам интересно знать, каким народом создано то или иное имя, каким путем и когда оно пришло в русскую культуру, кого называли этим именем.
Мы обратились к данной теме не случайно. Мою бабушку нарекли при рождении Хрестиной и в итоге получилось Мишина Хрестина Пинеевна. Согласитесь, не совсем удачное сочетание имени, отчества и фамилии. И таких примеров можно привести множество.
В своей работе мы проанализируем имена, носителями которых являются учащиеся нашей школы с 1 по 10 классы и сопоставим частотность их употребления с частотностью употребления имен.
Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.
Цель нашего исследования – выявить закономерность частоты употребления мужских и женских имен, носителями которых являются учащиеся школы, рожденные в период с 1994 по 2005 годы, чтобы понять, происходит ли изменение числа носителей редких и «массовых» имен.
Объект исследования – учащиеся МОУ-СОШ № 35 г. Белгорода.
Предмет исследования – имена учащихся школы (данные личных дел учащихся)
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
изучить специальную литературу, различные WEB-источники
Гипотеза – имя является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми. Наиболее распространенными мужскими и женскими именами последнего десятилетия можно назвать такие имена, как Дмитрий, Никита, Данил, Александр, Анастасия, Екатерина, Дарья.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования практических результатов преподавателями общественных и гуманитарных дисциплин на внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях, элективных курсах; классными руководителями при подготовке классных часов; библиотекарем.
В ходе исследования использованы следующие методы:
«Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке», - утверждал американский педагог и писатель Дейл Карнеги.
В древнерусском языке личное имя называли РЕКЛО, НАЗВИЩЕ, ПРОЗВИЩЕ, НАЗВАНИЕ, ПРОЗВАНИЕ, ПРОИМЕНОВАНИЕ.
Что же такое имя? Разные словари дают разные толкования имени, но мы остановимся на статье 58 Семейного кодекса Конституции РФ.
В статье 58 Семейного кодекса Конституции РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» мы можем прочесть:
Что такое имя? Этот же вопрос мы задали учащимся нашей школы.
По их мнению, имя – это… «Имя – это название человека» (Диана 3а); «Имя – это родное» (Никита 2а); «Имя – это когда у разных людей есть свое имя. Они нужны для того, чтобы каждого не называли одинаково» (Жданова Таня 5а); «Прозвище» (Бакалина Янина 6б); «Это слово, которое дают ребенку при рождении» (Кашарная Анастасия 7в); «Личное «Я» (Подгорная Диана 7А);
Мудрость народа, заключенная в метких образных пословицах и поговорках, показывает значение имени: «Без имени овца – баран», «Как зовут, так и обзывают», «Легок на помине. Помяни по имени, а он тут», «Сын не родился, а уж ему имя дали», «Доброе имя дороже сокровищ всего мира»…
Обычай так или иначе скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира. В древности люди были уверены, что судьба человека, любого поселения и даже государства предначертана в его имени. С этим представлением связан и сегодняшний обычай перемены имени. Как и в древние времена, он предполагает перемену в судьбе. Псевдонимы придумывают себе артисты и писатели; меняют имя люди, принимающие постриг или церковный сан; те, кто вступает в тайное общество; бывают и другие, более частные случаи.
В соответствии со сложившейся системой именования всех русских обязательно называют по имени и отчеству. В других странах называть по имени и отчеству не принято. Зато во многих странах люди имеют несколько личных имен, что почти не встречается у нас.
1.2. Как и какие имена давали людям в старину.
Родилось дитя. Никто не удивится, если родители дадут ему имя, в котором и радость, и нежность, и любовь. Так появлялись Жданы, Любимы, Любаши, Милуши. Наряду с этими именами в древних грамотах часто встречаются Неупокой, Шумило, Будилко, Крик, Гам, Бессон.
Стоит отметить, что были имена, которые, действительно, выражали дурное отношение к ребенку: Нелюб, Ненаш, Нехорошей, Болван, а то и вовсе Кручина… Чего греха таить, сколько семей было в старину, для которых каждый новый их член, по горькой нищете, по голодной жизни, и на самом деле оказывался Нежданом и Нечаем, настоящей Бедой.
Но все же чаще всего такие имена давали наши предки нарождающемуся дитятке по той причине, что были очень суеверны. Так защищали дитя от дурного «глаза». Считалось, что под прикрытием обманного имени-оберега дитя будет спокойно расти.
В наше время большие семьи – редкость. Несколько веков назад это было обычным явлением. В доме, где рождается десятый или одиннадцатый сын, непросто выбрать для него удачное и подходящее имя. И появлялись мальчишки с именами Первуша, Вторак, Четвертой, Пятой…
Ученые определили множество источников, откуда наши предки черпали свои имена. Людей называли и по наименованию профессий (Быкодер, Кожемяка), и по народностям, проживающим вблизи места рождения (Мордвин, Татарин, Черемис), и по самым разнообразным чертам ребячьего характера и внешности (Пузо, Черноголов, Губа, Смола, Соловей, Щетинка), и по наименованиям каких угодно животных и птиц (Заяц, Гусь, Ерш, Кот, Баран). Даже время года, в которое появился ребенок, могло быть причиной появления таких имен, как Вешняк, Зима, Мороз.
В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть самого себя. Древнерусские имена очень разнообразны. Они не только раскрывают богатство русского народного языка, но и «показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту, веселый нрав, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков» [3, с.42] .
Глава 2. СТАТИСТИКА ИМЕН
Имена повторяются. Одно и то же имя носят тысячи людей. Частота употребления разных имен неодинакова. Теперь, как и раньше, некоторые имена встречаются очень часто, иные реже, есть и совсем редкие, малоизвестные имена.
В России в конце XIX – начале XX века на каждую тысячу человек приходилось по 246 Иванов и по 200 Марий. После революции популярность этих имен резко снизилась. Имя Мария в 30-е годы снова стали давать, а имя Иван продолжало оставаться в тени. В 60-70-е годы на каждую тысячу именуемых приходилось 2-3 Ивана.
Мода на имена существовала всегда. Несколько раз в XX веке вспыхивала мода на западноевропейские имена: Артур, Эдуард, Джон, Лаура, Виолетта, Анжелика.
В 20-30-е годы XX века имена Анна, Валентина, Галина, Мария, Нина, Тамара были достаточно «массовыми».
50-е годы – время Татьян, обогнавших даже Наташ и Маш.
В 60-е годы свыше половины новорожденных получали 5-7 имен массового распространения. Мальчикам давались простые имена: Александр, Алексей, Андрей, девочкам – Елена, Ирина, Марина, Наталья, Ольга. Это привело к снижению речевой культуры, влияло на детей психологически, так как чуть ли не с ясельного возраста их называли по фамилиям. В школьные годы скудность состава имен компенсировалась обилием прозвищ. Популярные в 60-х годах имена Жанна и Эдуард (в русском алфавите до начала XIX века не было буквы Э, соответственно ее нет и в календарных именах; по-видимому, именно это обстоятельство вызвало к жизни буквально поток имен, начинающихся на Э или содержащих Э) перешли в разряд редкостных. Подтверждением этому служит факт наречения именами Жанна и Эдуард только по одному учащемуся школы.
После полета в космос Ю.А.Гагарина, первого космонавта Земли, имя Юрий стало одним из самых модных в нашей стране.
70-е годы принесли имена Елена, Ирина, Наталия (и Наталья), Ольга, Светлана, Татьяна, Юлия. В записях новорожденных начала 70-х годов встречалось относительно небольшое число старых русских имен, но некоторые из них были весьма частотными. Значительное место среди новых имен у новорожденных заняли имена народов СССР – татарские, узбекские, латышские, эстонские и многие другие. Они стали новыми для русского народа (Станислав (5), Янина). В середине 70-х в большой моде были Олеси – белорусский уменьшительный вариант имени Александра (как раз тогда про Олесю пел ансамбль "Песняры")
В 80-е годы возрастает популярность имен Дарья, Александра, Анастасия. Стало модно называть детей старинными именами, непопулярными в годы советской власти. Появились Марфы, Евдокии, Василисы, Анастасии, Максимы, Денисы, Никиты и Данилы.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В проведенном нами исследовании, проанализированы имена 750 человек, учащихся школы с 1 по 10 классы.
№п/п | пол | Класс 1а,б,в,г | Класс 2а,б,в,г | Класс 3а,б,в,г | Класс 4а,б,в | Класс 5а,б | Класс 6а,б | Класс 7а,б,в | Класс 8а,б,в | Класс 9а,б,в,г | Класс 10а,б |
1. | девочки | 36 | 46 | 40 | 50 | 32 | 27 | 38 | 39 | 41 | 24 |
2. | мальчики | 48 | 45 | 55 | 32 | 15 | 24 | 42 | 47 | 53 | 16 |
Среди них – 377 мальчиков, 373 девочек.
Нами выявлено, что учащиеся нашей школы являются носителями 377 мужского имени и 373 женских имен, из которых следует, что самыми распространенными мужскими именами в школе являются имена:
Дмитрий, Александр, Иван, Андрей, Сергей Владимир,. Никита, Максим, Алексей, Данил, Кирилл, Антон, Денис, Илья Егор, Владислав, Евгений, Роман, Игорь, Виктор, Вячеслав, Артем, Михаил, Николай, Вадим, Виталий, Константин, Анатолий.
Далее представлены мужские имена, носителями которых является только один человек:
Родион,. Эльдар, Хамидилло, Савелий, Самед, Георгий, Ростислав, Святослав, Рустам, Матвей, Тимофей, Ахмад, Тимур, Степан.
Самыми распространенными женскими именами в школе являются имена:
Анастасии, Екатерина, Юлия, Мария, Татьяна, Дарья, Марина, Ирина, Алена, Алина,. Анна, Елена, Светлана, Кристина, Наталья, Александра, Ксения, Ольга, Виктория, Евгения, Карина, Олеся.
Женские имена, носителями которых является только один человек: Серафима, Милана, Любовь, Варвара, Эллина, Махоммад, Ангелина, София, Захра, Юлиана, Вера, Надежда, Арпине, Янина, Алла, Варвара Ева, Арина, Амина, Севиндж, Эльвира, Ника, Эльнара, Элеонора, Айгюн, Вероника, Василиса, Виталия, Алевтина, Вардануш.
Возвращаясь к имени Христина, о котором мы говорили в самом начале нашей работы, отметим, что с 1980 года в г.Белгороде этим именем не были названы ни одна из девочек.
Проанализировав имена, мы пришли к выводу, что несколько лет назад парными именами были широко распространенные Александр – Александра (Шура) , Валентин – Валентина, Раис – Раиса Не были распространенными имена Валерий , Евгений. Имена Вера, Надежда, Любовь были массовыми.
На современном этапе эти имена можно отнести к редким – в щколе 1 Вера, 1 Надежды и 1 Любовь. Почему так происходит? Почему вечные истины – вера, надежда, любовь – утрачивают свое значение? Стоит задуматься.
Мы выяснили – выбор имени определяется несколькими факторами, в частности: религиозностью или приемлемостью религии в семейном кругу родителями ребенка (когда имя выбирается согласно святцам); нареканием в честь родственников; следованием «моде» на имена.
В ходе опроса подтвердились наши предположения о том, что имена, данные учащимся нашей школы, нравятся им, и менять их на иные они не хотят.
Также нами было отслежено, как учащиеся школы называют одноклассников, имеющих одинаковые имена: либо по фамилии, либо используя данные в классе клички. Учителя чаще употребляют уменьшительно-ласкательные формы имени, чтобы избежать называния по фамилиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
- существует огромное количество мужских и женских имен;
- родителям необходимо осторожно и внимательно выбирать имя своему ребенку, так как имя оказывает существенное влияние на его судьбу;
- не следует выбирать труднопроизносимое, странное имя;
- не стоит поддаваться соблазну и нарекать ребенка именем знаменитостей, популярных людей, так как эти имена очень быстро выходят из моды и зачастую становятся предметом насмешек;
- имена Дмитрий, Александр, Анастасия, Екатерина являются самыми частотными в нашей школе;
- именами Артем, Данил чаще называли детей, родившихся в 2009 году и в январе, феврале 2010 года;
- прослеживается снижение числа носителей редких мужских и женских имен;
- прослеживается значительное снижение числа носителей имен Анатолий и Василий;
- прослеживается значительное снижение числа носителей имен Вера, Галина, Любовь и Людмила.
Несмотря на сделанные выводы, тему исследовательской работы нельзя считать полностью исчерпанной. В перспективе могут быть изучены другие аспекты этой проблемы. Например, подробное исследование влияния исторических событий, происходивших в нашей стране, на частотность распространения имён.
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ WEB-ИСТОЧНИКОВ
1. Успенский Л.В. Ты и твое имя: рассказы об именах. – М.: Армада-пресс, 2002.
2. Гомер. Одиссея. http://Gomer.ru/
3. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Лениздат, 1991
4. Лосев А.Ф. Философия имени. – Академический проект, 2009
5. Словари русского языка: Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. http://slovorus.ru/
6. Словари русского языка: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. http://slovorus.ru/
7. Словари русского языка: Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. http://slovorus.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Колумбово яйцо
Есть в осени первоначальной...
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Лепесток и цветок
Рисуем крокусы акварелью