Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
«Влияние акцентуаций характера подростков на способы реагирования в конфликтных ситуациях»
Лапсуй Александра
МАОУ ДОД ДЮЦ, г. Салехард, 11 класс
Научный руководитель: Кассис Светлана Николаевна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МАОУ ДОД ДЮЦ, г. Салехард
Салехард, 2012
Введение
Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый период онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.
С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.
С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.
Проблема, акцентуации характера подростков склонных к конфликтному поведению, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов.
Актуальность: степень акцентуации характера определяет уровень межличностных конфликтов подростков.
Объект исследования – конфликт и акцентуации характера.
Предмет исследования – особенности взаимосвязи акцентуаций характера и конфликтности подростков.
Цель исследования – проанализировать специфику влияния акцентуаций характера на конфликтность подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что своеобразие акцентуацией характера подростков определяет способы их реагирования в конфликтных ситуациях.
Задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость работы заключается в выявлении влияния уровня акцентуаций характера на уровень конфликтности подростков, результаты исследования можно использовать в практической деятельности педагога-психолога, также в разработке психолого-педагогических рекомендаций по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта.
Базой исследования является МАОУ ДОД ДЮЦ, 11 класс.
Глава I. Теоретические аспекты исследования акцентуаций характера и конфликтности подростков
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Рассмотрим особенности характера и проявление акцентуаций в подростковом возрасте.
В психологии понятие характер (от греч. charakter – «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [7].
Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества – свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером нередко говорят: «Он должен был поступить именно так, он не мог поступить именно так, он не мог поступить иначе – такой уж у него характер».
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
Характер человека проявляется в системе отношений:
1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.).
2: В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие–леность и т.д.).
3. В отношении к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность – самоуверенность, гордость – приниженность и т.д.).
4. В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную, энергию субъекта, что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интравертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Возможна также классификация на конформный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы [21].
Помимо того, что число черт характера чрезвычайно велико (так в словаре русского языка С.И.Ожегова их около 1500), каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Каждый человек честен, откровенен, весел, самолюбив, щедр и т.д., но мера честности, откровенности, веселости, самолюбия, щедрости у каждого своя. Так, например, даже когда говорят о щедрости человека, за этим могут стоять в самом простом варианте следующие градации: не очень щедрый; щедрый, но не очень; щедрый и очень щедрый и т.д. Количественное развитие той или иной черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще считается нормальным, приемлемым в обществе поведением.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практически акцентуация – это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена. Во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытные (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются, постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут появляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, предъявляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуаций могут, переходит друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.
Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая тем не менее и свойства характера психически здорового человека. В связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков. Такая типология, предложенная А.Е. Личко [17], включает в себя следующие акцентуации:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны, они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений – со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. «Духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами». Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. «Такие дети, – пишет А.Е Личко, любят мучить животных, ...избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина». Их типичные черты – жестокость, себялюбие, властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, «умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть... постами, дающими в их руки... власть, установить диктат над другими» [18].
9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. «Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью». Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными, выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.
Чтобы лучше разобраться в сущности, отмеченных акцентуаций, можно рассмотреть их литературные аналоги. Так, у Гавроша из романа «Отверженные» В.Гюго гипертимический тип; у Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – эмотивный; у шекспировского Отелло – застревающий; у Миледи из романа «Три мушкетера» А.Дюма и мольеровского Тартюфа – истероидный; у Дмитрия Карамазова – резко выраженный возбудимый (близкий к психопатии); у шекспировских Ромео и Джульетты – экзальтированный; у Санчо-Пансо из «Дон Кихота» Сервантеса – экстравертированный. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуаций как результат одновременного развития нескольких типических черт или как напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру.
Таким образом, мы рассмотрели особенности характера и проявление акцентуаций в подростковом возрасте.
1.2.Особенности подростков склонных к конфликтному поведению
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
Самым общим образом конфликт можно определить как «предельное обострение противоречий». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными) [12].
Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие, становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний в общении.
Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтаций идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности.
И.В. Журавлев, различает антагонистические (непримиримые) и агонистические (примиримые) конфликты; мнимые (имитированные) и реальные. Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально-конфликтной форме. Межиндивидуальных конфликтах происходит противостояние интересов, реализуемое в поведении противоборствующих сторон [10].
Т.В. Драгунова считает, что участвующие в конфликте стороны находятся, как правило, в ситуации выбора, связанного с большим риском. Причем, этот выбор осуществляется в состоянии крайнего психического напряжения [8].
Входя в конфликт, подросток не знает, как из него выйти, а его решения могут быть ущербными для него. Острые неконструктивные конфликты сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психическому подавлению партнера, его дискредитации и унижению.
Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:
1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;
2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;
3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Причины конфликтов у подростков с учителями, в частности расхождения представлений о характере своих прав и степени самостоятельности. Например, разница между поколениями заметна в вопросах моды, способах развлечения, отношения к сексу, наркотикам, жизненным ценностям. Попытки учителей административно решить вопрос, в чем приходить в школу, какие украшения на себя надевать и т.п., приводят лишь к конфликтам, но не достигают цели.
Завышенная самооценка у подростков при низких оценках их возможностей и личностных свойств, получаемых от учителей, тоже приводит к недовольству и конфликтному поведению.
Причиной конфликтов старших школьников с учителем могут быть выставляемые последним отметки, несогласие с ними.
Исследование конфликтов в школе показало наличие существенных расхождений между представлениями учеников и учителей о причинах возникающих между ними разногласий. Так, с точки зрения учеников, основные причины их конфликтов с учителями сводятся к оскорблениям со стороны учителя, его нетактичному поведению; отсутствию объективности в оценке знаний учеников; завышенным требованиям. По мнению учителей. Основные причины их конфликтов с учениками связаны с нарушением дисциплины на уроках, плохим выполнением домашних заданий; нездоровыми отношениями в классе. Нетрудно заметить, что каждый из участников видит причины возникающих конфликтов в противостоящей стороне и возлагает на нее ответственность за их разногласия. Тенденция педагогов возлагать ответственность за возникающие конфликты на учеников обнаруживает явную связь со стажем работы учителя: она оказалась самой высокой в группе молодых учителей со стажем работы до 5 лет; далее, в группе учителей со стажем от 6 до 10 лет наблюдается ее ослабление; и, наконец, среди педагогов со стажем 10 лет эта тенденция вновь возрастает, причем с заметным увеличением количества негативных суждений в адрес учеников.
Часто на уроках физкультуры и занятиях в кружках между учащимися возникают конфликты из-за нехватки инвентаря, из-за места для работы и т.п. Учитель должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его. Для этого существует несколько способов:
Таким образом, анатомия конфликта при ее близком рассмотрении представляет собой явление, связанное с определенной социальной общностью людей, социальной группой.
Вывод по главе I
В теоретической части была рассмотрена теория акцентуаций характера и особенности конфликтного поведения подростков.
Анализ литературы позволяют говорить, что к основными психологическими трудностям у подростков относятся следующие:
Глава II. Эмпирическое исследование влияния уровня акцентуаций характера на уровень конфликтности подростков
2.1. Организация и описание методов исследования
Всего в исследовании приняли участие 15 подростков, все дети являются обучающимися МАОУ ДОД ДЮЦ г. Салехард.
Для исследования ми использовали опросник А. Шмишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду» (см. приложение 2). Данная методика позволяет определить тип акцентуации характера испытуемого.
Ключи к опроснику
Для обработки результатов опроса нужно изготовить трафареты в соответствии с ключами, которые накладываются на регистрационный лист. Затем подсчитывается количество ответов, соответствующих ключам, и сумма умножается на соответствующий коэффициент (2,3 или 6). Черта характера является акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 18. О тенденции к акцентуации свидетельствует сумма баллов от 15 до 17.
С целью определения стиля поведения подростка в конфликтной ситуации, а также изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, мы использовали тест Томаса. Полученные данные по тесту соотносятся с ключом:
Стиль соперничество – 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
Стиль сотрудничество – 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б
Стиль компромисс – 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
Стиль избежание – 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б
Стиль приспособление – 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а
Количество баллов, набранных рецепиентом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм и стилей поведения в конфликтных ситуациях.
На этапе обработки протоколов, полученных от каждого испытуемого, и интерпретации результатов использовался количественный и качественный анализ обработки данных.
2.2. Диагностика, анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты, полученные с помощью опросника А. Шмишека «Диагностика типов акцентуаций черт характера» представлены в гистограмме 1.
Гистограмма 1
Из гистограммы 1 видно, что для подростков типична тенденция к акцентуациям характера следующих типов: гипертимный (среднее значение 10 баллов), циклотимный (среднее значение 9 баллов), возбудимый (среднее значение 10 баллов), экзальтированный (среднее значение 13 баллов). Эти данные свидетельствуют только о том, что обследуемые подростки склонны к агрессии, упрямы, самолюбивы и обидчивы. Постоянно испытывают внутреннее напряжение, плохо переносят критику в свой адрес, наблюдаются частые смены настроения.
Таблица 1.
Число подростков, с выявленными акцентуациями характера от общего числа опрошенных подростков, в %
Типы акцентуаций | Количество подростков, чел. | Количество подростков, в процентах |
1.Гипертивность | 10 | 50 |
2.Застревание | 2 | 10 |
3.Эмотивность | 1 | 5 |
4.Педантичность | 3 | 15 |
5.Тревожность | 5 | 25 |
6.Циклотимность | 9 | 45 |
7.Демонстративность | 7 | 35 |
8.Возбудимость | 10 | 50 |
9.Дистимность | 2 | 10 |
10.Экзальтированность | 13 | 65 |
Как видно из таблицы 1, преобладающий тип акцентуаций старших подростков - экзальтированность, его проявили 65% подростков, реже встречается гипертимный, возбудимый и циклотимный типы акцентуаций (по 50 и 45% от всей выборки).
2. Для выявления уровня выхода из конфликтной ситуации у подростков, мы использовали методику Томаса. Полученные результаты мы видим в диаграмме 3.
Диаграмма 3.
Соотношения уровня, выхода из конфликтной ситуации, %
Данная диаграмма показывает, что испытуемые способны в конфликтных ситуациях на сотрудничество и компромисс. По данным показателям высокий уровень по шкале компромисс (75%) и сотрудничество (53%).
Таким образом, мы можем сделать вывод:
1. Пятеро подростков (33%) по шкале «Поддержка» имеют по ней низкий показатель в соотношении 1:3. Это значит, что данные учащиеся не являются самоактуализированными личностями, они обладают только внешней поддержкой и в большей степени подвержены влиянию внешних сил. Их поведение больше ориентировано на мнение других, а не на собственное, одобрение или порицание других людей становится для них ведущими мотивами поведения. Такие подростки не могут осуществлять процесс развития без посторонней помощи, а, следовательно, обладают низким уровнем саморазвития. В общении они выбирают индивидуальный стиль поведения – стратегию соперничества, которая заключается в навязывании другой стороне предпочтительно для себя решения.
2. У 46 % испытуемых оказался неустойчивый выбор стратегии, хотя по шкале «Поддержка» они имеют нормальный уровень, что говорит о том, что в жизненных ситуациях им приходилось играть различные роли, у них сформированы разные модели поведения, следовательно, они более пластичны в своем общении.
3. Трое подростков (20%) имеют высокий коэффициент самоактуализации, следовательно, способны выбирать наиболее эффективную стратегию поведения в конфликте, то есть стратегию сотрудничества. Именно эти испытуемые способны стать неформальными лидерами в микрогруппах.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать следующий вывод:
уровень акцентуаций подростков влияет на уровень конфликтности, что и подтверждает нашу гипотезу.
На основе полученных результатов были разработаны психолого-педагогические рекомендации по коррекции акцентуаций характера подростков.
2.3. Рекомендации по коррекции
акцентуаций характера и путей выхода из конфликта
Гипертимный тип. При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опекой и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вспышек гнева и конфликта с педагогами (воспитателями, родителями).
Для того чтобы предупредить у педагогов формирование устойчивого негативного отношения к учащемуся – гипертиму, психологу целесообразно проводить коррекционную работу не только с учащимися, но и с самими педагогами. Практика показывает, что часто эффективным оказывается уже только разъяснение педагогу сущности, особенностей и механизмов гипертимного поведения. При этом следует особо обратить внимание на то, что основой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, но не негативная учебная мотивация. А тем более негативное, неприязненное отношение учащегося к педагогу.
Возбудимый тип. Главные особенности возбудимого типа – импульсивность поведения, его обусловленность влечениями и неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание педагогом этих особенностей и готовность проявлять соответствующие реакции уже сами по себе имеют позитивное значение.
Что касается формирования готовности у педагога к проявлению неконтролируемых побуждений, импульсивности и агрессивности возбудимого акцентуанта, то эту задачу педагог может решить сам. Для ее успешного решения необходима работа по самокоррекции некоторых своих личностных установок и привычных поведенческих реакций. По существу, это работа по самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионализма. Психолог может здесь только помочь педагогу в формировании соответствующей мотивации, а также в обучении некоторым методам саморегуляции и техники эффективного общения.
Эмотивный тип. Во взаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную важность приобретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. В силу того, что потребность в сочувствии и сопереживании у них актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение педагога оказывается чрезвычайно желательным. Эмоциональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и отчаянными усилиями. Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений с эмотивной личностью.
Эмотивные подростки нуждаются в сочувствии и сопереживании в наибольшей степени. Именно эти подростки особенно чувствительны к тому, что «их не понимают», именно они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом общении.
Застревающий тип. Главной особенностью этого типа является застревание аффекта, высокая устойчивость и длительность эмоционального отклика, обидчивость. В связи с этим необходимо учитывать, что, даже случайно обидев, неправомерно «задев» такого учащегося, педагог может надолго потерять с ним личный контакт. Потеря контакта и застревание на обиде может оказаться не только на личностных взаимоотношениях, но и на отношениях к предмету, на учебной успеваемости.
Работа по психологической коррекции застревающего акцентуанта может проводиться не только «вообще», но и по конкретному поводу, по конкретной ситуации обиды, застревание аффекта. В этом случае требуется особое мастерство и осторожность, так как личность находится в «остром» состоянии. Воздействие педагога не должно усугубить ситуацию. Вместе с тем воздействие на этом этапе чрезвычайно желательно, так как собственно помощь педагога и психолога такому акцентуанту во многом и состоит в ускорении его выхода из «застревания».
Демонстративный тип. Главной особенностью при демонстративной акцентуации является жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания. Эта особенность обуславливается как само поведение демонстративного акцентуанта, так и особенности психолого-педагогического взаимодействия с ним.
Следует быть осторожным в «разоблачении» фантазий, выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представляет») часто является невыносимой для демонстративной личности. Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги из дома, ухода из школы, попытки превратить выдумку в реальность любым способом [17].
Общение с подростками, воспитывающимися в условиях детского дома, должно основываться на доверительно-требовательном стиле.
Всем своим отношением воспитывающий внушает: я тебе доверяю, уверен, ты меня не подведешь.
Как показало наше исследование, экзольтированные личности, они способны быстро и с интересом включаться в разнообразную деятельность. Это качество характера необходимо использовать: таким подросткам надо подыскивать все новые и новые поручения, которые давали бы им возможность проявить себя. Это может быть участие в «часе общения», написание сценария праздника, непосредственное ведение мероприятия, разработка новой формы занятия по интересам, подготовка сюрприза для коллектива. В известной мере следует игнорировать их резкие оценки событий и явлений, эмоциональность и открытость реакций, что свойственно экзальтированным личностям. Замечания лучше высказывать в доброжелательной форме и без свидетелей.
Тот, кто первым скомандует себе: «Стоп! Никакой грубости и бестактности!», тот предотвращает ссору. Это называется «взять себя в руки». Мастеру часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией.
Разобраться в причинах и источниках конфликта любому человеку может помочь совет старшего, более опытного товарища, вышестоящего руководителя. Но главное, не спешить объективировать конфликт, предать его гласности или публичной оценке. Этим можно только обидеть человека.
Лучше видеть добрые намерения в каждой из конфликтующих сторон. Если же видеть их только с одной стороны, то другая будет обречена на роль ябедника.
Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. В такой ситуации психологи советуют, прежде всего, избавиться от внутреннего беспокойства или волнения. Растревоженное чувство - плохой советчик разуму. Для того чтобы хорошо овладеть собой в конфликтной ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, глубоко вздохнуть, встать, пройтись, либо перевести разговор на другую тему, либо перенести его на другое время.
Вывод по главе II
Данные исследования акцентуаций характера свидетельствует о том, что для большинства подростков характерна, склонность приходить в состояние восторга по незначительным поводам, а при разочаровании впадать в отчаяние.
Присутствует тенденция к изменчивости настроения по самым незначительным поводам, подростки обладают повышенным самомнением и себялюбием, недовольны недостаточным признанием их услуг.
Эти данные соответствуют представлениям отечественных и зарубежных психологов о психологических закономерностях протекания подросткового кризиса с характерными для него проявлениями в личностной и социальных сферах. Следует отметить некоторые из них, например, повышенная потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажда ощущений», причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения. Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Особенностью их эмоционального реагирования является и сравнительная легкость возникновения переживания эмоциональной напряженности, психологического стресса, противоречия (например, между стремлением утвердить свою взрослость и боязнь последствий своих поступков).
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что своеобразие акцентуацией характера подростков определяет способы их реагирования в конфликтных ситуациях.
Заключение
В данной работе была изучена проблема влияния акцентуаций характера подростков на способы их реагирования на конфликтные ситуации
Полученные результаты можно использовать в практической деятельности педагога-психолога, также в разработке психолого-педагогических рекомендаций по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель работы достигнута.
Список литературы
Приложение 1.
Опросник Шмишека
Акцентуации характера
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Акцентуации.
1.Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонные к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения – «патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний.
2.Застревание – склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «закаленные!. В эмоциональном отношении регидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат.
3. Эмотивность. Люди, у которых преувеличено, проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми
4.Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди регидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформили свои мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.
5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверенны в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные.
7. Демонстративность. В патологии – психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда, они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.
8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.
9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.
Опросник
Обработка результатов
Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.
Свойства характера | Коэффициент | «Да» № вопросов | «Нет» № вопросов |
Гипертимность | 3 | 1,12,25,36,50,61,75,85 | - |
Дистимичность | 3 | 10,23,48,83,96 | 34,58,73 |
Циклотимность | 3 | 6,20,31,44,55,70,70,93 | - |
Эмоциональность | 3 | 3,14,52,64,77,87 | 28,39 |
Демонстративность | 2 | 7,21,24,32,45,49,71,74,81,94,97 | 56 |
Застревание | 2 | 2,16,26,38,41,62,76,8690 | 13,51 |
Педантичность | 2 | 4,15,19,29,43,53,65,69,78,98, 92 | 40 |
Тревожность | 3 | 17,30,42,54,79,91 | 5,67 |
Возбудимость | 3 | 8,22,33,46,57,72,82,95 | - |
Экзальтированность | 6 | 11,35,60,84 | - |
Ложь | 1 | 9,47,59,68,83 | 18,27,37,63 |
Приложение 1.
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса адаптация Н.В. Гришиной
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Опросник
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4.А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б- Я стараюсь добиться своего.
7.А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Ключ
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 | А | В | |||
2 | Б | А | |||
3 | А | В | |||
4 | А | В | |||
5 | Б | В | |||
6 | Б | А | |||
7 | Б | А | |||
8 | А | Б | |||
9 | Б | А | |||
10 | А | Б | |||
11 | А | В | |||
12 | Б | А | |||
13 | Б | А | |||
14 | Б | А | |||
15 | Б | А | |||
16 | Б | А | |||
17 | А | В | |||
18 | Б | А | |||
19 | А | Б | |||
20 | А | Б | |||
21 | Б | А | |||
22 | Б | А | |||
23 | А | Б | |||
24 | Б | А | |||
25 | А | Б | |||
26 | Б | А | |||
27 | А | Б | |||
28 | А | В | |||
29 | А | В | |||
30 | Б | А |
Большое - маленькое
А теперь — мультфильм
Калитка в сад
Простые новогодние шары из бумаги
Свинья под дубом