Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, занимается особая наука – биоритмология. Согласно этой науке, большинство процессов, происходящих в нашем организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями.
Любая живая система, в том числе и человек, постоянно находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если по каким-либо причинам этот обмен (на любом уровне – информационном, энергетическом и материальном) нарушается, то это отрицательно сказывается на развитии и жизнедеятельности организма.
Поэтому человеку важно учитывать свои индивидуальные биоритмы при разработке и обосновании различных режимов деятельности, так как обнаружено, что они могут влиять на работоспособность.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 282 КБ |
Оглавление.
1. Обзор литературы…………………………………3
1.1. Введение………………………………………….5
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть…………………………….6
2.2. Практическая часть…………………………….10
2.3. Определение суточных биоритмов у учащихся разного возраста……..10
2.4. Определение типа биоритма…………………..13
2.3. Рекомендации учащимся………………………14
3. Заключение……………………………………….15
4. Литература……………………………………….15
Приложение 1
Приложение 2
Обзор литературы:
1. Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» -М: Издательство Торговый дом «Грант», агенство «Фаир», 1997.
В книге Генриха Ужегова дается определение следующих понятий: биохимия, биофизика, физиология человека, биологические ритмы. Автор пишет, что вся жизнь наша подчинена ритмам. В день рождения подключаемся мы к ритмам Вселенной. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Чтобы не стать игрушкой в руках случая, мы должны держать руку на пульсе ритма.
2. Ужегов Г.Н. «Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни». - Ростов, Феникс, 2000г.
Эта книга дает возможность разобраться в ритмах своей жизни и, что очень важно, вычислить свои биологические циклы и узнать критические, или «неудачные», дни. Подробно рассматриваются три основных ритма человека: физический, интеллектуальный и эмоциональный. Автор советует каждому человеку полезно сконструировать свою собственную карту биоритмов на каждый месяц, каждую неделю, каждый день.
3. Шапошникова В.И., Левин М.Я, Левин В.Р. «Критические периоды в жизни человека». Ленинград 1975г.
В книге описываются критические периоды в жизни человека, их взаимосвязь с многолетними биоритмами. Способности человека адаптироваться к различным условиям. Влияние многолетних биоритмов на здоровье человека.
4. Иванов В.И. Управление самочувствием. – М.: Аграф, 1996.
В книге рассматриваются принципы древнейшего восточного искусства иглоукалывания в сочетании с лечением современными медикаментозными препаратами и средствами народной медицины.
5. Малахов Г.П. Биоритмология. – СПб.: ИД «Весь», 2001.
Автор дает определение суточных, недельных, месячных и годовых биоритмов. Рассказывает о влиянии Луны на суточные биоритмы, сезонной активности органов и функций человеческого организма, распределении оздоровительных мероприятий в зависимости от лунных циклов.
6. Биологический энциклопедический словарь. -М.: Российская энциклопедия, 2000. Статьи: «Биологические ритмы», «Биологические часы».
Словарь представляет собой справочное издание, включающее более 7500 статей по всем разделам биологии: физико-химической биологии, генетике, цитологии, анатомии и морфологии, эмбриологии, физиологии, экологии, эволюционному учению.
7. Детари Л., Карцаги В. Биоритмы / Пер. с венг. - М., 1984.
Книга венгерских авторов, в популярной форме освещает наиболее важные и представляющие всеобщий интерес вопросы современного учения о биологических ритмах.
Биологические ритмы в жизни человека
Стабильность - признак мастерства
цикличность - свойство жизни
1. Введение.
Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, занимается особая наука – биоритмология. Согласно этой науке, большинство процессов, происходящих в нашем организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями.
Любая живая система, в том числе и человек, постоянно находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если по каким-либо причинам этот обмен (на любом уровне – информационном, энергетическом и материальном) нарушается, то это отрицательно сказывается на развитии и жизнедеятельности организма.
Поэтому человеку важно учитывать свои индивидуальные биоритмы при разработке и обосновании различных режимов деятельности, так как обнаружено, что они могут влиять на работоспособность.
Цель моей работы: выяснить, какую роль играют биоритмы в жизни человека.
Задачи:
1. Определить к какому типу биологического ритма относятся учащиеся разного возраста.
2. Изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся.
3. Составить рекомендации оптимального режима труда и отдыха с учетом разного типа биоритма.
Актуальность проблемы:
Человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним — основа человеческого здоровья.
Гипотеза:
• Знание своего типа биоритма – залог здоровья, успешного будущего.
Методы работы:
• Обзор литературных источников
• Когнитивное тестирование
• Статистический анализ.
Предмет исследования - влияние биоритмов на состояние учащихся младших, средних и старших классов. Исследование направлено на изучение биологических ритмов в жизни человека:
Стоит ли обращать внимание на биоритмы?
Как контролировать биоритмы?
Каково влияние биологических ритмов на состояние человека?
Объект исследования - учащиеся 3, 8, 11-х классов общеобразовательной школы.
Вопросы, направляющие исследование:
Что такое «биологические ритмы» и как рассчитать свои биоритмы? Как правильно ими пользоваться?
Проблемные вопросы:
- Как и что влияет на наши биоритмы?
- Как поддерживать биоритмы в норме?
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы учащимися для изучения собственных биоритмов, повышения работоспособности, улучшения успеваемости.
О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие.
Основателем хронобиологии — науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.
Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И. П. Павловым, В. В. Вернадским, А. Л. Чижевским.
Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных ритмических биологических процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для жизнедеятельности организма.
Достижения отечественной хронобиологии нашли широкое применение в организации режима трудовой деятельности и отдыха, повышении работоспособности, физическом совершенствовании человека.
Биологические ритмы имеют огромное значение для медицины. Они дали развитие таким новым подходам, как хрономедицина, хронодиагностика, хронопрофилактика, хронотерапия, хронофармакология.
Биологические ритмы - эволюционная форма адаптации к условиям ритмических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом.
Экзогенные (внешние) ритмы - ритмы, реагирующие на поступление из внешней среды определенных сигналов. Если не будет сигналов, не появится и реакция. К числу внешних ритмов в известной степени принадлежат, например, «птичьи часы». Птицы утром начинают петь в определенном порядке, и заканчивают в обратном порядке. Если небо утром внезапно затянется тучами, то пение в той же самой последовательности раздастся дважды. Таким образом, можно сделать вывод что утренние «птичьи часы» зависят от освещенности.
Эндогенные (внутренние) ритмы - ритмы, периодичность которых не зависит от внешних сигналов. К числу процессов проявляющих внутренние ритмы, среди прочих относятся биение сердца, периодические колебания электрического потенциала коры больших полушарий.
Высокочастотные биоритмы.
Ритмы высокой частоты: от доли секунды до 30 мин. Ритмы протекают на молекулярном уровне, проявляются на ЭКГ, регистрируются при дыхании, перистальтике кишечника.
Среднечастотные биоритмы.
Ведущая роль среди всех биоритмов принадлежит суточному или циркадному циклу, обусловленному вращением Земли вокруг своей оси. Большинство процессов и реакций, протекающих в организме, повинуются именно этому ритму. Суточная периодичность жизненных функций организма является врожденным свойством, однако, иногда некоторые изменения в этом ритме могут произойти под влиянием социальных факторов. Руководит этим циклом свет. Соответственно, когда он есть – организм находится в активной фазе, когда нет – скорость физиологических процессов снижается. Основные суточные ритмы активности органов и систем, эндокринных желез, клеток учеными уже установлены. Так, например, значения артериального давления и температуры тела достигают максимума к 18 часам, а минимумы регистрируется около 3 часов ночи. Именно нарушение циркадных ритмов является первопричиной многих заболеваний.
Сова, жаворонок или голубь?
Выделяют три группы людей, имеющие три типа суточных биоритмов.
«Жаворонки» - люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Люди "жаворонки" спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. В последующей практической части оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, переносят сбои биоритмов при перелёте с запада на восток.
«Голуби» - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты.
«Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. Лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь.
Низкочастотные биоритмы
Месячный ритм. Один из важнейших биоритмов – месячный. Однако измеряется он не нашим календарным месяцем – в природе нет процессов, совпадающих по своим циклам с октябрем или мартом.
Под месячным биоритмом подразумевается лунный цикл, длительность которого составляет 29,5 суток. Лунный цикл оказывает огромное влияние на все процессы, протекающие на нашей планете: морские приливы и отливы, периоды размножения у животных, интенсивность поглощения кислорода растениями. Луна влияет и на человека, особенно отчетливо изменение фаз Луны чувствует люди, испытывающие проблемы со здоровьем.
Например, в дни новолуний, когда гравитационное воздействие Луны на оболочку Земли особенно сильно, увеличивается количество рецидивов заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижается активность головного мозга, возрастает число психических нарушений. В нашей стране сейчас мало кто знает о влияние фаз Луны на состояние организма, а вот в Индии и Китае лунный цикл внесен в гражданский календарь.
Годовой ритм обусловлен вращением Земли вокруг Солнца, благодаря чему на нашей планете происходит смена сезонов года. В течение этого цикла изменяются параметры температуры, влажности, аэронизации воздуха и многие другие. Активность человека также меняется со сменой времен года. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Причем самой плодотворной из четырех времен года является осень.
Существует и такое понятие как индивидуальный биологический год. Его отсчет начинается с даты рождения. Многочисленные наблюдения, проводимые учеными, показали, что наименьшая активность человека фиксируется во 2 и 12 месяцы со дня рождения, а вот пик работоспособности, умственного и интеллектуального подъема в 1 месяц индивидуального года. В целом, более продуктивной и спокойной в плане здоровья считается первая половина индивидуального года, вторая – более опасной.
Многолетние ритмы
О многолетних ритмах, действующих внутри человеческого организма, пока имеется очень мало информации, но об одном цикле, известном уже многие тысячелетия мы все-таки расскажем. Наверное, нет человека, который не был бы знаком с китайским календарем: год свиньи, год лошади, год собаки.
Однако мало кому известно, что этот календарь имеет под собой гораздо более серьезную основу, чем кажется на первый взгляд. На самом деле этот календарь представляет собой описание жизненного цикла человека: от младенчества до старости.
В соответствии с этим календарем каждые 12 лет (плюс/минус 2-3 года) в нашем организме происходит перестройка энергетической системы, переводя нас на следующую ступень жизненного цикла. Первый 12-летний период характеризуется интенсивным физическим ростом и адаптацией к внешнему миру.
Это довольно сложный период: как правило, до 12 лет дети много болеют. Вторая фаза цикла длится примерно до 24-х лет. И хотя обнаружить какие-либо изменения в этот период довольно сложно, вполне очевидно, что после 24 лет у людей меняется жизненный уклад, они заводят семью и остепеняются.
Следующий 12-летний период еще довольно благополучный, хотя многие уже обнаруживают у себя те или иные заболевания, которые начинают ярко проявляться или обостряться по окончании четвертого периода – 48 лет. В 60 лет цикл завершается полностью и начинается новый цикл. Человек снова вступает в самую сложную фазу – первое 12-летие.
Считается, что примерно после 75 лет, когда заканчивается первый самый сложный 12-летний цикл, вероятность заболеваний уменьшается.
Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время.
Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде, его можно представить следующим образом:
Если каждый человек проанализирует свою активность, работоспособность и самочувствие в течение дня, используя при этом данные о циркадных (суточных) ритмах организма, то станет ясно, почему максимальные нагрузки легче переносятся в первой половине дня, во второй - возникает сонливость и снижается общий тонус организма, а к вечеру возникает чувство усталости.
Организация режима трудовой и физической деятельности, отдыха и питания в соответствии с колебаниями интенсивности физиологических процессов поможет сохранить и укрепить здоровье, значительно повысить работоспособность и «иммунитет» к стрессовым нагрузкам.
Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами. Каждому человеку для сохранения здоровья необходимо синхронизировать индивидуальный ритм с данными факторами, учитывая ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работу общественных учреждений, транспорта и другие. Не следует также забывать о ритме жизни окружающих тебя людей.
Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева выявили, что большинство людей испытывают ритмические колебания работоспособности:
Рис. 1 Суточная ритмика работоспособности человека: 1 - утренний тип, 2 -
средний тип, 3 - вечерний тип.
Установлено, что в организме человека имеется свыше 100 биоритмов, отражающих различные физиологические процессы. Изучение их — весьма сложная задача, так как требует исключения влияния внешних факторов (особенно шумов), мешающих ходу внутренних часов человека. Определим суточные биоритмы учащихся разного возраста.
3.1.Определение суточных биоритмов у учащихся разного возраста.
Мною было проведено анкетирование среди учащихся 3, 8, 11-х классов (приложение №1 «Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования»).
Результаты тестирования «Что вы за птица?»
В анкетировании приняли участие 64 ученика. Среди них: 38 человек «жаворонки» = 60%, «голуби» - 17чел. = 27%, «совы» - 8чел. = 13%.
Далее я проследил взаимосвязь между типом биоритма и успеваемостью учащихся за первую четверть этого учебного года.
3а класс
№ | ФИО ученика | 2011-2012уч. г. | 2012-2013 уч. г. 1 четверть | Суточный биоритм |
Богданова Алена Сергеевна | Отл. | Отл. | г | |
Быкова Анастасия Константиновна | Отл. | Отл. | ж | |
3. | Глазьева Эллина Игоревна | Хор. | Хор. | г |
Завальнева Елизавета Владимировна | Отл. | Отл. | ж | |
Задорожный Алексей Сергеевич | Уд. | Уд. | ж | |
Кукса Екатерина Викторовна | Уд. | Уд. | г | |
Куликов Сергей Сергеевич | Уд. | Уд. | с | |
Ловянникова Елизавета Михайловна | Уд. | Уд. | с | |
Ляхов Валерий Сергеевич | Хор. | Хор. | ж | |
Настюшкина Дарья Олеговна | Уд. | Уд. | ж | |
Никитин Антон Алексеевич | Уд. | Уд. | ж | |
Овсянникова Юлия Васильевна | Отл. | Отл. | ж | |
Озерянский Иван Иванович | Хор. | Хор. | г | |
Мунтьян Максим Романович | Хор. | Хор. | ж | |
Пожидаев Илья Сергеевич | Хор. | Хор. | ж | |
Погребецкий Василий Сергеевич | Уд. | Уд. | с | |
Полянский Антон Иванович | Хор. | Хор. | с | |
Ткаченко Егор Сергеевич | Хор. | Хор. | г | |
Ревунова Александра Анатольевна | Хор. | Хор. | ж | |
Тедеев Давид Генадьевич | Уд. | Уд. | с | |
Тюрин Алексей Андреевич | Отл. | Отл. | ж | |
22. | Феоктистова Олеся Олеговна | Отл. | Отл. | г |
23. | Чащина Екатерина Руслановна | Отл. | Отл. | ж |
8а класс
№ | ФИО ученика | 2011-2012уч. г. | 2012-2013 уч. г. 1 четверть | Суточный биоритм |
Алейникова Анастасия Ивановна | Хор. | Хор. | ж | |
Артемов Александр Александрович | Отл. | Хор. | ж | |
Бабаев Родион Сафаилович | Уд. | Уд. | ж | |
Басов Дмитрий Витальевич | Отл. | Хор. | ж | |
Валуева Кристина Юрьевна | Хор. | Хор. | г | |
Гализдра Виталий Викторович | Отл. | Отл. | г | |
Гридасов Александр Михайлович | Хор. | Хор. | г | |
Гридина Анастасия Олеговна | Уд. | Уд. | с | |
Иващенко Тамара Игоревна | Хор. | Хор. | г | |
Изосимов Артем Викторович | Хор. | Хор. | г | |
Коршикова Маргарита Сергеевна | Хор. | Хор. | ж | |
Кочубей Анастасия Игоревна | Уд. | Уд. | ж | |
Коваленко Вадим Александрович | Хор. | Хор. | г | |
14. | Манохин Андрей Алексеевич | Уд. | Уд. | г |
15. | Олифиров Александр Сергеевич | Уд. | Уд. | г |
16. | Опомах Никита Владимирович | Уд. | Уд. | ж |
17. | Подсвирова Елена Николаевна | Хор. | Хор. | ж |
18. | Протопопов Евгений Алексеевич | Отл. | Отл. | ж |
19. | Потапов Алексей Алексеевич | Уд. | Уд. | с |
20. | Сучкова Ольга Михайловна | Уд. | Уд. | ж |
21 | Феоктистова Алена Олеговна | Отл. | Отл. | ж |
11б класс
№ | ФИО ученика | 2011-2012уч. г. | 2012-2013 уч. г. | Суточный биоритм |
Алексеенко Алексей | Уд. | Уд. | г | |
Ворсин Владислав | Отл. | Отл. | ж | |
Ефимова Влада | Хор. | Хор. | с | |
Корбин Семен | Уд. | Уд. | г | |
Крутихина Наталья | Хор. | Хор. | г | |
Куликов Сергей | Уд. | Уд. | ж | |
Неботова Ксения | Хор. | Хор. | ж | |
Сафарова Варвара | Уд. | Уд. | ж | |
Сидоркин Евгений | Уд. | Уд. | с | |
Травкин Дмитрий | Хор. | Хор. | г | |
Тюрина Галина | Хор. | Хор. | г | |
Федоров Алексей | Уд. | Уд. | г | |
Чуприн Роман | Уд. | Уд. | с | |
14. | Шатохин Дмитрий | Отл. | Отл. | ж |
15. | Щербакова Анна | Отл. | Отл. | ж |
Условные обозначения:
отл. – отличник
хор. – хорошист
уд. – троечник
ж – «жаворонок»
г – «голубь»
с - «сова»
Выводы: лучшую успеваемость в обучении имеют учащиеся с типом биоритма «голубь», так как это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна.
Также более мобильны люди с типом биоритма «жаворонки». «Жаворонки»- это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе, их пик активности совпадает с учебной нагрузкой.
«Сов» среди анкетируемых учащихся меньше всего. Это та категория людей, которым, напротив, нужно больше времени, чтобы начать работать и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны.
3.2. Определение типа биоритма.
Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, а другие - в вечернее время. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружающее и как болеют. Все это позволяет считать ритм работоспособности не результатом привычки к определенному режиму труда, а внутренне присущим человеку качеством.
Для достижения оптимальных результатов в работе необходимо совпадение ее нагрузок с биологическим ритмом трудоспособности.
Используя тест (приложение 2), я определил индивидуальные биоритмы учащихся 3,8,11 классов.
Вывод: из диаграммы видно, что с возрастом увеличивается учебная нагрузка, больше времени отводится на выполнение домашних заданий. Одновременно увеличивается время, затраченное на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно полезный труд, курсы), которые выбираются по собственному желанию и потребности школьника.
Соблюдение длительности основных компонентов режима является обязательным условием правильного его построения, но не решает полностью проблемы профилактики переутомления. Не менее важно рационально распределить в течение суток компонентов режима, определить их чередование.
4. Рекомендации учащимся.
1. После окончания учебных занятий рекомендуется в течение получаса побыть на воздухе (суммарная двигательная активность должна ежедневно составлять не менее 2 ч.)
2. Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня:
• К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 19ч.
• Для рационального обучения советуем учитывать трудность предметов, используя шкалу трудности предметов, приложенную к работе.
3. Типовой режим дня рассчитан на «голубей», они легко настраивают себя по социальным часам: и встают, когда надо, и вовремя заснут.
4. Распорядок дня «жаворонков» и «сов» нуждается в корректировке, которая будет грамотно сочетать природные пики работоспособности с нагрузками социальными. И, прежде всего, с учебой.
5. Для «жаворонков» рекомендуется: перенести часы учебных занятий на утро. Стихи, которые многие рекомендуют учить перед сном, жаворонку просто необходимо повторить, собираясь в школу. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра (позавтракать, полить цветы, накормить или погулять с животными). Для «сов» рекомендуется: домашние задания, сборку портфеля стоит сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку.
6.Лучший завтрак для «голубя» – хлеб с маслом, мармелад, кофе. Часов в 10 будет полезно добавить мюсли с молоком. Обед обязательно солидный: суп, мясо или рыба с гарниром, пудинг. А на ужин – хлеб, творог, чай, желательно не позже 9.30 вечера.
7. «Сове» лучше всего утром обойтись чашечкой кофе. Через пару часов добавить небольшое количество пищи с углеводами. В обед – снова углеводы и жиры в небольшом количестве. Главная часть дневного рациона должна приходиться на вечер – салаты, макаронные изделия, даже шоколад.
8. «Жаворонку» необходим обильный завтрак: сок, кофе, мюсли, хлеб с колбасой или сыром. Этого вполне хватит, и на обед достаточно будет большого салата. А вечером, между 7 и 8 часами, съешьте бутерброд с сыром или колбасой, удовлетворив потребность в сладком простым бананом.
Итак, важнейший принцип корректировки типового режима - не ломать природный ритм ребенка, а действовать в такт с ним. Грамотно составленный распорядок дня сбережет не только время, но и энергию психическую и физическую.
5. Заключение.
В ходе работы по выбранной теме проанализирована литература, определена важность изучения и учета биоритмов человека, так как психическая и физическая активность человека подвержена влиянию лунно-земных связей и учет индивидуальных биоритмов помогут оптимизировать работоспособность.
В результате проведенного тестирования определен тип работоспособности; выявлены часы максимальной и минимальной активности в течение суток. Действительно, биоритмы влияют на учебный процесс, а также их необходимо учитывать при составлении оптимального режима труда и отдыха.
Конечно, человеческая жизнь многообразна. Ее никогда не рассчитать по циклам и по дням. Но, с другой стороны, человек иметь право попытаться понять, отчего в одном и том же состоянии он ощущает себя совершенно по-разному? Поэтому биоритмы действительно имеют место быть. С этим нельзя не считаться. Знание биоритмов и планирование деятельности в соответствии с ними, могло бы значительно улучшить качество жизни человека.
6. Список литературы.
1. Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» -М: Издательство Торговый дом «Грант», агенство «Фаир», 1997.
2. Ужегов Г.Н. «Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни»- Ростов, Феникс, 2000г.
3. Шапошникова В.И., Левин М.Я, Левин В.Р. «Критические периоды в жизни человека». Ленинград 1975г.
4. Иванов В.И. Управление самочувствием. – М.: Аграф, 1996.
5. Малахов Г.П. Биоритмология. – СПб.: ИД «Весь», 2001.
6. Биологический энциклопедический словарь. -М.: Российская энциклопедия, 2000. Статьи: «Биологические ритмы», «Биологические часы».
7. Детари Л., Карцаги В. Биоритмы / Пер. с венг. - М., 1984.
Приложение 1.
Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования
Тест «Что вы за «птица?» по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова.
Вопросы | Ответы | Баллы |
1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько? | Не смогу, проснусь как обычно. | 1 |
2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера? | 10 минут или даже меньше. | 1 |
3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности? | С вечерне-дневным пиком. | 5 |
4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало? | В 9 ч. утра или еще позже. | 5 |
5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь? | Раньше 6.30 утра. | 1 |
6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы? | С 8 до 11 ч. утра. | 1 |
7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил(вялость, сонливость)? | Только после сна. | 5 |
8. Когда Вы вольны сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь? | В 11 ч. утра или позже. | 5 |
Результат
12-17 балла. Типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняете важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху
18-25 баллов. Умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек».
25-34 балла. «Голубь» (дневной тип). Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.
34-40 баллов. «Сова» (вечерне-дневной тип). Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда начинается вечер.
Приложение 2
Тест для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989).
1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Баллы часы
зимой летом
5 5.00 – 6.45 4.00 – 5.45
4 6.46 – 8.15 5.46 – 7.15
3 8.16 – 10.45 7.16 – 9.45
2 10.46 – 12.00 9.46 – 11.00
1 12.01 – 13.00 11.01 – 12.00
2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?
Баллы часы
зимой летом
5 20.00 – 20.45 21.00 – 21.45
4 20.46 – 21.30 21.46 – 22.30
3 21.31 – 00.15 22.31 – 1.15
2 00.16 – 1.30 1.16 – 2.30
1 1.31 – 3.00 2.31 – 4.00
3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы
Совершенно нет потребности 4
В определенных случаях есть 3
Потребность довольно сильная 2
Будильник мне абсолютно необходим 1
4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Баллы
Абсолютно бесполезной 4
Была бы некоторая польза 3
Работа была бы достаточно эффективной 2
Работа была бы высокоэффективной 1
5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?
Баллы
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4
6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
Баллы
Очень большая сонливость 1
Есть небольшая сонливость 2
Довольно ясная голова 3
Полная ясность мысли 4
7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы
Аппетита совершенно нет 1
Снижен 2
Хороший 3
Прекрасный 4
8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?
Баллы
Абсолютно бесполезной 1
С некоторой пользой 2
Достаточно эффективной 3
Высокоэффективной 4
9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы
Очень большая вялость 1
Небольшая вялость 2
Незначительная бодрость 3
Полная бодрость 4
10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
Баллы
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4
11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас?
Баллы
В это время я бы находился в хорошей форме 4
Я был бы в довольно хорошем состоянии 3
Мне было бы трудно 2
Мне было бы очень трудно 1
12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
Часы Баллы
20.00 – 21.00 5
21.01 – 22.15 4
22.16 – 00.45 3
00.46 – 2.00 2
2.01 – 3.00 1
13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?
Часы Баллы
8.00 – 10.00 6
11.00 – 13.00 4
15.00 – 17.00 2
19.00 – 21.00 0
14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы
Я очень устаю 5
Заметно устаю 3
Слегка устаю 2
Совершенно не устаю 0
15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?
Баллы
Проснусь в обычное время и больше не усну 4
Проснусь в обычное время и буду дремать 3
Проснусь в обычное время и снова засну 2
Проснусь позже, чем обычно 1
16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него — 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?
Баллы
Да, я был бы в хорошей форме 1
Был бы в приемлемой форме 2
Был бы в плохой форме 3
Совсем не мог бы тренироваться 4
17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы
5.00 – 6.45 5
6.46 – 7.45 4
7.46 – 9.45 3
9.46 – 10.45 2
10.46 – 12.00 1
18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы
Четко к утреннему 6
Скорее к утреннему, чем к вечернему 4
Скорее к вечернему, чем к утреннему 2
Четко к вечернему 0
Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.
Свыше 72: четко выраженный утренний тип.
60 – 71: слабо выраженный утренний тип.
48 - 59: аритмичный тип.
35 – 47: слабо выраженный вечерний тип.
34: четко выраженный вечерний тип.
Биологические ритмы
в жизни человека
Экологический проект
Выполнил: Ворсин Владислав Вячеславович, 11б класс, Ставропольский край г.Изобильный, ул. Ленина,152 Руководитель: Гуляева Татьяна Николаевна, учитель биологии, 14 разряд, г. Изобильный, ул. Ленина,д61/38
2012
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Крутильный маятник своими руками
Денис-изобретатель (отрывок)
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Рисуем пшеничное поле гуашью