В данной работе проведена перепись населения школы
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_naselenie_shkolnoy_strany.docx | 109.21 КБ |
Муниципальная казенная общеобразовательная
школа-интернат г. Астрахани «Общеобразовательная
школа-интернат основного общего образования № 1»
Исследовательский проект
«Население школьной страны»
Авторы: Федянина Александра,
Мосиенкова Дарья ученицы 9 класса
Педагог-руководитель:
учитель географии
Топоркова Анастасия Алексеевна.
Астрахань 2010г
Содержание.
стр.
I. Введение……………………………………………………………………………………
II. Перепись населения……………………………………………………………………..
1. Из истории переписи населения………………………………………………………
2. Условия переписи населения в России ………………………………………………
3. Подготовка и проведение переписи 2010 года………………………………………
III. Перепись населения школы-интернат №1……………………………………………..
1. Переписные листы для переписи населения…………………………………………
2. Результаты переписи населения ……………………………………………………..
2.1. Количественный состав населения……………………………………………………
2.2. Именной состав населения…………………………………………………………….
2.3. Национальный состав населения……………………………………………………..
2.4. Характеристика семей обучающихся ……………………………………………….
2.5. Любимое занятие (хобби)…………………………………………………………….
2.6. Любимый школьный предмет………………………………………………………..
IV. Заключение………………………………………………………………………………
V. Список литературы………………….…………………………………………………..
VI. Приложение ……………………………………………………………………………..
I. Введение.
На уроках географии мы изучали тему «Население России». Это удивительно интересная и динамичная тема, которая дает представление о разнообразии жизни людей. Пожалуй, в этой теме нет ни одного вопроса, который не хотелось бы рассмотреть более подробно.
Совсем недавно в октябре 2010 года в стране проводилась перепись населения, в которой участвовало большинство жителей Российской Федерации.
Мы, ученицы 9 класса разработали школьный проект «Население школьной страны». Мы в своей школе - интернат провели большую часть своей жизни и школа для нас это наша маленькая страна. Поэтому мы и решили провести перепись обучающихся в школе.
Нам захотелось узнать:
- кого в школе больше - мальчиков или девочек;
- какие мужские и женские имена самые популярные;
- дети каких национальностей учатся в нашей школе;
- сколько детей в семьях наших учеников.
Объектом нашего исследования стали обучающиеся школы-интернат, предметом исследования – данные о них.
Актуальность данной работы определяется тем, что в последнее время в нашей стране остро стоят демографические проблемы, которые отражаются и на нашем ученическом коллективе. Число учеников в школе сокращается Перепись населения позволяет не только отслеживать демографические процессы, но и заставляет компетентные органы серьезно задумываться над данными проблемами и решать их.
Цель работы – провести социологическое исследование населения образовательного учреждения.
Задачи:
II. Перепись населения.
1. Из истории переписи населения.
Перепись населения – уникальный источник, из которого получают различные характеристики населения, необходимые для разработки и реализации любых социально-экономических программ.
Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства. Еще в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги. В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи древнего царства (2800—2250 лет до нашей эры). Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это же время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии. Результаты учётов населения использовались в военных целях. По своему характеру к таким учётам населения были близки и проведенные незадолго до колонизации европейцами учёты населения в раннефеодальных государствах Америки. Известны учеты населения в Древней Греции, в Аттике, где в конце 4 в. до н. э. был проведен учёт всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 до н. э. регулярно проводились цензы. Эпизодические учеты населения, проводились и в раннем Средневековье. Например, в 1086, в Англии по приказу Вильгельма Завоевателя был проведен учёт населения жителей 34 графств, результаты которого получили название «Книга страшного суда». В ряде городов Европы проведены учёты домохозяйств.
Первая полноценная перепись прошла в 1790 г. в США. Первым русских переписали татары в XII (нужно было знать объемы дани) . В 1897 прошла 1-я Всероссийская перепись населения. До 1897 года в масштабах отдельных территорий России проводятся локальные переписи населения: в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Прибалтике, Казахстане, Семиреченской обл. и т. д. Всего с 1862 по 1917 на территории Российской империи было организовано около 200 местных переписей. В июне 1895 года его Императорское Величество Государь император Николай II высочайше утвердил Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. В нем говорилось, что перепись "есть дело для России совершенно новое, никогда в ней до сих пор не бывалое. Перепись эта будет состоять в том, что будут пересчитаны поодиночке все жители государства для того, чтобы правительство могло знать верные числа или счет населения, как во всем государстве, так и в каждой отдельной губернии, в каждом уезде, в каждой волости, селении и усадьбе". 28 января (по старому стилю) 1897 г. во всей Российской империи (кроме Финляндии) путем непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату была проведена первая всероссийская перепись населения. Перепись была организована под руководством русского географа и статистика П. П. Семенова Тян-Шанского.
Данные о каждом жителе собирались по тринадцати признакам:
1.Имя.
2.Семейное положение. 7777777777777777777777777777777777777777777777
3.Отношение к главе хозяйства. 777777777777777777777777777777777777777
4. Пол. 777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777
5. Возраст. 777777777777777777777777777777777777777777777777777777777
6. Сословие. 7777777777777777777777777777777777777777777777777777777
7. Вероисповедование. 7777777777777777777777777777777777777777777777
8. Место рождения. 7777777777777777777777777777777777777777777777777
9. Место прописки. 7777777777777777777777777777777777777777777777777
10. Место жительства. 77777777777777777777777777777777777777777777777
11. Родной язык. 7777777777777777777777777777777777777777777777777777
12. Грамотность. 777777777777777777777777777777777777777777777777777
13. Занятие.
По ее итогам численность населения Российской империи составила 67 475 тыс. человек.
Далее переписи проводились достаточно часто: в 1917 г (91 000 тыс. чел.),1926 г. (92 700 тыс. чел), 1939 г. (108 380 тыс. чел.), 1959 г. (117 535 тыс. чел.), 1970 (130 000 тыс. чел), 1979 (137 550 тыс. чел), 1989г. (147 385 тыс. чел) и 2002г. (142857тыс.чел.).
2. Условия переписи населения в России
В последнее время перепись населения проводится по определенной программе, с использованием определенных методов, при соблюдении определенных принципов.
Основные принципы проведения переписи населения:
- всеобщность (охватывает всю территорию и всё население);
- одномоментность (выбор критического момента, то есть даты и времени переписи — все собранные в ходе переписи данные относятся к одному определённому и заранее установленному моменту); дети, родившиеся после момента переписи, в ней не учитываются, умершие до момента переписи учитываются как живые;
- единая программа переписи (сбор сведений об одних и тех же признаках и характеристиках, указанных в переписном листе, у всех переписываемых);
- поимённость (сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке);
- самоопределение (все сведения собираются только со слов опрашиваемых, запрещено требовать их документального подтверждения);
- конфиденциальность (запрет сообщать кому-либо полученную в ходе переписи персональную информацию об опрашиваемых);
- строгая централизация управления переписи (государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи);
- регулярность проведения переписи (в России по закону — не реже раза в 10 лет).
Методы проведения переписи:
- опрос — при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;
- самосчисление — переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения;
- смешанный (анкетный) метод – в этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу. По окончании сбора заполненных анкет статслужба (бюро переписей) проводят их сверку и направляют переписчикам по тем адресам, откуда не получены анкеты, для проведения опроса жителей. Обычно материальные затраты на проведения переписи таким методом менее велики, чем при опросе, однако степень возврата заполненных анкет невелика (около 15-20 %), даже с учетом значительных затрат на пропаганду переписи.
3. Подготовка и проведение переписи 2010 года.
Подготовку и проведение переписи можно разделить на три этапа: подготовительный период проходил с 2007 г. по 13 октября 2010 г., непосредственно сама перепись населения (сбор сведений о населении) - с 14 по 25 октября 2010 г., последний этап - обработка полученных сведений и формирование полученных итогов переписи. На подготовительном этапе уже проведены значительные мероприятия, такие как пробная перепись населения 2008 г., проводившаяся в нескольких регионах страны (г. Хабаровск, г. Санкт-Петербург, город Балашиха Московской области). Пробная перепись показала, например, что метод самосчисления (когда люди сами записывают данные о себе), себя не оправдывает - получить полные данные о людях возможно только путем прямого обхода.
14 октября - началась Всероссийская перепись населения 2010 г., которая продлилась по 25 октября включительно. В отдаленных и труднодоступных районах она проходит в более широкие сроки - с апреля по декабрь 2010. В Свердловской области перепись началась уже в августе: в труднодоступных населенных пунктах г. Ивдель, Тугулымского и Алапаевского районов она прошла с 9 по 20 августа 2010 года; в Таборинском районе - с 1 по 12 сентября.
После завершения сбора сведений началась подготовка материалов переписи к автоматизированной обработке и обработка полученных сведений. На этом этапе данные из переписных листов, которые являются машиночитаемыми документами, заносятся в электронную базу данных.
После подсчета данных к апрелю 2011 г. будут опубликованы предварительные результаты переписи. К 2013 г. будут получены окончательные итоги переписи населения на федеральном и региональном уровнях, создана территориальная выборка многоцелевого назначения. Впервые в истории переписей в России данные будут получены в разрезе муниципальных образований.
Как переписывали население.
В течение 12 дней - весь период проведения Всероссийской переписи населения 2010 года - переписчики совершали обход всех жилых помещений своего участка. Узнать переписчика было просто - на нем одет шарф с эмблемой переписи, в руках - синий портфель с надписью «Федеральная служба государственной статистики», а в нем переписные листы светло-персикового цвета. Важно, что у каждого переписчика было специальное удостоверение с голографической защитой, на котором указываются его должность и имя, а также адрес переписного участка, к которому он прикреплен.
Как проходил опрос.
Переписчик, застав проживающих в помещении, просил разрешения войти, чтобы опросить каждого и заполнить переписные листы. Получив первичную информацию, переписчик начинает опрос
О чем спрашивают при переписи?
Переписные листы были трех видов: «Л» (личные данные), «П» (информация о помещении), «В» (вопросы для иностранных граждан).
Вопросы переписного листа формы Л:
- степень родства к остальным членам домохозяйства
- пол
- дата рождения
- место рождения
- состояние в браке
- гражданство
- национальная принадлежность
- вопросы об образовании и обучении
- владение языками и родной язык
- источники средств к существованию
- вопросы о занятости и безработице
- вопросы о миграции
- вопросы к женщинам: сколько детей Вы родили и дата рождения первого ребенка.
Вопросы переписного листа формы П:
- тип жилища
- время постройки дома
- материал наружных стен дома
- виды благоустройства жилого помещения и санитарно-гигиенические условия проживания
- размер общей площади помещения
- число жилых комнат в помещении
- наличие телекоммуникаций
- доступ в сеть интернет
Вопросы переписного листа формы В:
- пол
- год рождения
- страна постоянного проживания
- цель приезда в Россию
- продолжительность проживания на территории России
- страна рождения
- гражданство.
III. Перепись населения школы-интернат №1.
1. Переписные листы для переписи населения.
Для проведения переписи населения школы был разработан специальный переписной лист [1], предназначенный для получения информации об учениках школы, их увлечениях, их семьях и др. Перепись населения школы была проведена в ноябре 2010года.
2. Результаты переписи населения.
2.1. Количественный состав населения.
По результатам переписи населения школьников проведенной в ноябре 2010 года в школы учиться 94 ученика. В переписи приняли участие в се 100% учеников школы.
Численность учеников в школе-интернат
Начальная школа | Основная школа |
35 | 59 |
Половой состав учеников в школе-интернат
Пол | Начальная школа | Основная школа | Всего |
Мужской | 21 | 33 | 54 |
Женский | 14 | 26 | 40 |
Из анализа данной диаграммы видно, что в школе-интернат количество мальчиков превышает количество девочек на 14%.
2.2. Именной состав населения.
Так как мы живем во многонациональном регионе нашей страны в котором проживает более 170 национальностей, в нашей школе учатся обладатели разных имен, но преобладают старорусские имена.
Мужские имена
Имя | Начальная школа | Основная школа | Всего |
Александр | 4 | 5 | 9 |
Сергей | 2 | 3 | 5 |
Дмитрий | 4 | - | 4 |
Андрей | 2 | 1 | 3 |
Владимир | 1 | 4 | 5 |
Максим | 1 | 3 | 4 |
Анатолий | - | 2 | 2 |
Алексей | 3 | 1 | 4 |
Иван | 1 | 3 | 4 |
Рустам | - | 3 | 3 |
Руслан | - | 4 | 4 |
Владислав | - | 1 | 1 |
Михаил | - | 3 | 3 |
Мансур | 1 | - | 1 |
Садам | 1 | - | 1 |
Михей | 1 | - | 1 |
Женские имена
Имя | Начальная школа | Основная школа | Всего |
Мария | - | 4 | 4 |
Татьяна | 1 | 2 | 3 |
Анастасия | 3 | 6 | 9 |
Алина | - | 1 | 1 |
Карина | 2 | 1 | 3 |
Валентика | 1 | - | 1 |
Екатерина | - | 5 | 5 |
Елизавета | 3 | 1 | 4 |
Гульфия | 1 | - | 1 |
Кристина | 2 | 1 | 3 |
Дарья | - | 2 | 2 |
Виктория | - | 1 | 1 |
Анна | 1 | 1 | 2 |
Александра | 1 | 1 |
Из диаграмм видно, что самым распространенным мужским именем в школе является имя Александр, причем обладатели этого имени преобладают как в начальной, так и основной школе. Из женских имен самое распространенное в школе имя Анастасия, обладательниц этого имени в школе 9, девочки с этим именем встречаются и в начальной и в основной школе, но большинство их учится (6чел.) в основной школе. Редко встречающиеся в школе имена: Мансур, Садам, Владислав, Михей, Валентина, Гульфия, Алина, Виктория, Александра.
2.3. Национальный состав населения.
В нашей школе учатся представители разных национальностей, но несмотря на разные национальности мы одна большая и дружная семья.
Национальность учеников
Национальность | Всего учеников |
Русские | 81 |
Казахи | 4 |
Татары | 5 |
Аварцы | 2 |
Калмыки | 2 |
Из полученной в результате обработки данных диаграммы видно, что 85% обучающихся школы-интернат – русские ,15% - обучающихся относятся к 4 национальностям: казахи, татары, аварцы, калмыки. Наличие различных национальностей в рамках одного учреждения обусловлено многонациональностью региона в котором мы живем.
2.4. Характеристика семей обучающихся
Количество детей в семье.
Количество детей в семье | 1 ребенок | 2 ребенка | 3 и более |
Количество семей | 36 | 25 | 16 |
Из диаграммы видно, что в школе преобладают семьи, в которых воспитывается 1 ребенок, но по сумме семей имеющих 2, 3 и более детей больше, чем семей имеющих 1 ребенка.
2.5. Любимое занятие (хобби).
Увлечения наших ребят разнообразные, большинство учеников занимается в различных школьных кружках, так как многие ученики проводят в школе-интернат 5 дней в неделю заниматься в секциях за пределами школы им проблематично.
Любимые занятия
Наименование | Количество человек |
Бисероплетение | 18 |
Резьба по дереву | 13 |
Различные виды спорта | 19 |
Танцы | 11 |
Компьютер | 13 |
Кулинария | 7 |
Рыбалка | 9 |
2.6. Любимый школьный предмет.
Любимых предметов у наших учеников много, но анализируя переписной лист наиболее часто упоминающимися предметами стали
Любимый школьный предмет
Предмет | Количество выбравших |
ИЗО | 21 |
Математика | 14 |
География | 13 |
Чтение | 13 |
Физкультура | 11 |
IV. Заключение.
В своей работе мы рассказали об истории переписи населения, разработали переписной лист для проведения переписи учеников школы-интернат, провели перепись обучающихся, провели качественный и количественный анализ результатов переписи населения школы-интернат, выявили интересы обучающихся.
Все поставленные в начале исследования задачи выполнены, что позволило достичь цели, то есть провести социологическое исследование населения образовательного учреждения.
В результате исследовательской работы создана база данных населения школы-интернат и получена на практике система учета обучающихся. Результаты переписи населения создали общую картину об учениках школы-интернат.
V. Список литературы.
1. В.Я. Ром. Новое в России. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство» , М.: Дрофа 2006г.
2. Душина И.В. Народы мира – М., 2006 г.
4. http://www.perepis-2010.ru.
VI. Приложение.
Приложение №1
Переписной лист
(Школьная перепись населения)
№п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Ваше имя | |
2. | Ваш пол | |
3. | Национальная принадлежность | |
4. | Сколько детей в вашей семье | |
5. | Ваше любимое занятие (хобби) | |
6. | Ваш любимый предмет в школе | |
7. | Участвуешь ли ты во внеурочной жизни школы? (да, нет) |
Швейня
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Муравьиная кухня
Ах эта снежная зима
Астрономический календарь. Декабрь, 2018