Представлен текст научно-иследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_o_chtenii.docx | 34.06 КБ |
Муниципальная научная конференция
учащихся «Шаг в будущее»
Читательская культура молодёжи
г. Губкина и Губкинского района
Выполнен:
обучающейся 9 класса
МБОУ «СОШ №10»
Крохалёвой
Маргаритой Геннадьевной
Научный руководитель:
учитель истории
МБОУ «СОШ№10»
Сергеева Ирина Владимировна
Содержание
Введение 3-4
Глава I. Понятие «читательская культура» и проблемы
чтения сегодня 5-6
Глава II. Читательская культура: какая она? 7-9
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Приложение I 12-14
Приложение II 15
Введение
Несколько лет назад в книжных магазинах можно было увидеть обращение к покупателям «Книга – лучший подарок», а СССР считался самой читающей страной в мире. И чтение действительно было одним из распространённых форм досуга людей разного возраста, можно даже сказать, что была мода на чтение, в том числе и среди молодёжи. На протяжении десятилетий у каждого молодого поколения существовали и существуют свои проблемы и трудности поиска своего места в жизни, своя система ценностей и ориентаций. 2009 год в России объявлен Годом молодёжи. Каковы же сегодня её читательские предпочтения?
Целью работы является изучение читательской культуры молодёжи в возрасте 18-24 лет. В этом возрасте уже в основном сформировались предпочтения молодого человека как читателя, существует осознанный интерес к тому или иному литературному жанру.
Предполагается решение следующих задач:
1) исследовать проблему отношения молодёжи к чтению
2) выявить место книги в жизни молодых людей
3) проанализировать уровень читательской культуры
4) показать взаимосвязь между чтением и духовным состоянием общества
Объект исследования: молодые люди г. Губкина и Губкинского района в возрасте 18-24 лет
Предмет исследования – читательская культура молодёжи.
Инструментарий исследования – анкета из 14 вопросов
Метод исследования: социологический опрос.
Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и поставленной целью. Включает в себя введение, две главы, заключение, приложения.
Во введении обоснованы цель и задачи исследования
В главе 1 даётся краткая характеристика понятия «читательская культура» и её проблемы сегодня.
В главе 2 приводятся данные материала опроса
В заключение сделана попытка обосновать полученные результаты иссле-дования, предоставлены основные выводы исследовательской работы.
В приложении помещены таблицы результатов исследования.
Основная гипотеза: интерес к чтению не будет слишком большим, среди читательских предпочтений будет преобладать развлекательная литература.
Практическая значимость исследования: полученные сведения об уровне читательской культуры позволяют использовать их для решения проблемы привлечения молодёжи к чтению.
Апробация: автор выступал с результатами на школьных чтениях научного общества
Источники информации: литература школьной библиотеки; данные социологического исследования, тексты, размещённые на сайтах сети Интернет.
Новизна исследования состоит в попытке изучить не только читательскую культуру, но и выявить уровень интереса и потребности в относительно новом виде знакомства с литературой – аудиокнигами.
Глава I. Понятие «читательская культура» и проблемы чтения сегодня.
Чтение – вот лучшее учение
А.С. Пушкин
Снижение уровня читательской культуры современной молодёжи является одной из наиболее актуальных проблем в России, как впрочем, и во многих странах мира. В научной литературе нет чёткого определения понятия «читательская культура». Обобщая теоретические исследования в данной области, можно дать следующее определения этого понятия. Под читательской культурой понимается определённый уровень наличия ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция, навыки чтения, умения выразительного чтения, способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания, умения оценки и интерпретации (3).
Значимость этой проблемы велика потому, что литература является важным моментом процесса социализации личности, стимулирует её самовоспитание, самообразование и саморазвитие; через литературу, начиная с детских лет прививаются общечеловеческие ценности, даются примеры норм, культуры, морали. Также чтение повышает коэффициент грамотности и общего развития.
Качественный перелом в отношении к чтению особенно характерен для молодежи, которая за годы реформ заметно растеряла те ценности и социальные нормы, к которым привержено старшее поколение. Количество молодежи, которая приходит в библиотеки, сравнительно уменьшается по сравнению с предыдущими десятилетиями. «Серьезное» чтение, определяемое самообразовательными и эстетическими мотивами, теряет свои позиции, книга перестает быть учителем и учебником жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что многие произведения великих писателей, как отечественных, так и зарубежных, печатается в сокращённом варианте, причём иногда он составляет менее 1/3 от оригинала. Многие такие издания издаются для школьников, чтобы порастающее поколение хотя бы в такой форме познакомилась с классической литературой. Но зачастую и те произведения, которые выходят за рамки школьной программы, также печатаются в сильно сокращённом варианте. Прочитав такое произведение, можно понять сюжетную линию, узнать имена главных героев, но оценить красоту и величие произведения, все его эмоциональные стороны, полноту языка невозможно и это обедняет читателя. Это влечёт за собой и обеднение устной языковой речи. Неслучайно поэтому среди молодёжи так развита сленговая речь и многим словарный запас Вильяма Шекспира из 12 000 слов представляется недосягаемой высотой. «Слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные … из великого, многословного и могучего русского языка…»(2, 160) Эллочки Щукиной из знаменитого произведения Ильфа и Петрова «12 стульев» составляли всего 300 слов, этого и сегодня многим вполне достаточно для общения.
То, что чтение стало играть меньшую роль, в некоторой степени естественный процесс. Очень большой объем интеллектуального пространства стало занимать не только телевидение, но и Интернет и даже сообщения sms, которые отнимают время. Появилось огромное количество разнообразных технических новинок, которые также вызывают интерес молодёжи, и они не тратят время не чтение не только потому, что не хотят, но и зачастую не имеют для этого физической возможности. Сейчас вокруг много таких форм досуга, которое не знало молодое поколение 20- 30 и более лет назад.
Основная проблема, на наш взгляд, заключается не только в том, что стали меньше читать, а в том, какие последствия для общества несёт это явление. В первую очередь бросается в глаза повсеместная безграмотность, в том числе и в нашем городе. Это и «запасной выход» вместо «запасный» на стёклах общественного транспорта, «линолиум» вместо «линолеум» и т.п. Безграмотная речь проникает с телевизионных экранов и радио-эфиров, общение в Интернете предполагает примитивизм в виде высказываний «вы чё», «я чё-то не понял», «ага, щас» и т.д., не считая огромного количества грамматических ошибок. «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить»(1). Над этими словами Вольтера, написанными более двухсот лет назад, стоит задуматься и сегодня.
Глава II. Читательская культура: какая она?
В разные периоды общественного развития исследователи получали результаты, свидетельствующие об изменениях содержания и структуры читательских интересов российской молодёжи. Не для кого не секрет, что в последние годы резко упал интерес к серьёзной, хорошей литературе. Такой литературой является прежде всего классика. Именно её, на наш взгляд, можно считать «кладезем мудрости». До сих пор огромное количество знаменитых высказываний, афоризмов классиков цитируется в различных источниках информации, несёт в себе работу для читательской мысли. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (1) К этим словам Дидро можно добавить, что люди могут мыслить не очень хорошо, если читают плохие книги. В нашем опросе только 13% респондентов отдают предпочтение классической литературе. Конечно, и среди изданий «лёгкого жанра», какими в большинстве своём являются детективы, фантастика, приключенческая литература есть достойные произведения. Но они всё-таки не рассчитаны на то, чтобы серьёзно задуматься о проблемах человеческих поступков, волноваться за героев книги, сопереживать им. Душа читателя остаётся не затронутой. Видимо, именно поэтому всего 15% опрошенных когда-либо плакали над книгой, хотя в выборке мужской пол, которому это менее свойственно, преобладает незначительно. Над некоторыми произведениями респонденты плакали, видимо, ёще в детском возрасте, так как называли детские произведения, например, «Белый Бим, Чёрное Ухо», «Кусака», «Лев и собачка». Среди произведений классики – «Три товарища», «Унесённые ветром», остальные произведения, заставившие читателей плакать, можно отнести к так называемым «женским романам». 45% читателей были тронуты содержанием книги до глубины души. 17% респондентов увлекается чтением историческим романов, которые несут в себе определённую познавательную информацию. Один из респондентов, студент вуза, читает сказки. Большинство опрошенных предпочитает детективы, фантастику, приключенческую литературу, которая чаще всего просто развлекает читателя. Такую литературу обычно перечитывать не интересно, поэтому 33% респондентов определили, что никогда не будут перечитывать даже понравившуюся книгу дважды, а 48% вообще не имеют любимых книг. По этому поводу очень точно заметил Карл Юлиус Вебер: «Книга, которая не стоит того, чтобы её читать дважды, не стоит и того, чтобы её читать один раз» (1). Только 20% имеют любимые книги, перечитывали их несколько раз и это как раз произведения классики – М. Булгаков, М. Шолохов, Н. Гоголь, О' Генри. Этих авторов, действительно, можно перечитывать и не один раз.
Технический прогресс сегодня движется огромными шагами, что позволяет расширить средства обучения и образования. Современного школьника или студента невозможно представить без компьютера, сети Интернет. 62% респондентов полагают, что книг для пополнения знаний сегодня мало, без Интернета уже не обойтись, а 28% книги уже практически не нужны. Действительно, это огромное подспорье для образовательного процесса. Тем не менее, человек, который много читает хорошей литературы, обладает более качественной и правильной речью, богатым словарным запасом и эрудицией. Тех, кто пополняет свои знания в основном из книг, оказалось всего 10%.
У большинства людей интерес к чтению формируется ёще в детстве. Если ребёнка, не умеющего читать, с книгами его знакомят родители, бабушки и дедушки, то потом, научившись читать, он и сам с интересом читает. Так, половине опрошенных респондентов в детстве много читали и они же в детстве много читали сами, 40% читали мало или не читали совсем, и им, в свою очередь, мало читали, или не читали совсем. Только у 10% можно наблюдать различия – им читали много, а сами они нет и наоборот. Однако с возрастом интерес к чтению всё равно снижается. Потратить свободное время на книгу готово всего 22 % респондентов, 28 % крайне редко читают вообще, 50% находят себе более интересную информацию или занятие, не связанную с чтением. Но среди тех, кто в детстве читал, процент ниже, чем среди тех, кто этого не делал или уделял этому мало внимания.
Наличие большого количества информации, которую можно почерпнуть вне книжного пространства привело к тому, что сегодня всё меньше людей ходит в библиотеку. Только 5% опрошенных являются её постоянными посетителями, 60% посещают библиотеки, если это нужно для работы или учёбы, 17,5% ходит редко, 17,5 не ходит совсем. Конечно, в этом есть не только субъективные предпосылки – нехватка свободного времени, отсутствие интереса к чтению, но и объективные. Понравившуюся книгу можно купить, скачать с Интернета, тогда как несколько лет назад хорошие книги были большим дефицитом и поэтому люди охотно шли в библиотеки. Плюс огромное информационное пространство, технические новинки, которыми молодое поколение владеет намного лучше людей старшего поколения и охотно ими пользуется. 37,5% респондентов имеют много книг в домашней библиотеке, а половина опрошенных охотно дарит книги и любит получать их в подарок. Четверть респондентов полагает, что красивая книга может служить украшением интерьера, для 2,5 % это совершенно не нужная вещь. Последние относятся к той группе респондентов, которая в детстве читала мало или практически не читала совсем, а из читающих только 8 % могут использовать книгу для дизайна интерьера.
Технический прогресс вносит свои коррективы в процесс знакомства с литературой. Сейчас появляются электронные книги, аудиокниги. Пока они не получили широкого распространения среди наших респондентов. Их активно используют только 7,5 % опрошенных, половина молодых людей полагает ими не пользуется и полагает, что и в будущем вряд ли ими будет пользоваться. Тем не менее, 42,5% считают, что в будущем такой вид знакомства с книгами может быть полезен.
Таким образом, можно говорить о снижении читательской активности и снижении качества чтения в целом.
Заключение.
Читательская культура молодёжи определяется чтением художественной, научной и учебной литературы, жизненными интересами, профессиональными потребностями. Интерес к чтению во многом определяется социокультурной обстановкой в обществе. Большое информационное пространство вытеснило серьёзную, качественную литературу. Сегодня большая часть молодёжи хочет получить высшее образование, но не так много людей, которые хотят быть образованными и начитанными. Ярко выраженный характер приобретает тенденция обращения молодёжи к книгам с утилитарной целью. Так называемое «деловое чтение», обусловленное подготовкой к учебным занятиям превалирует среди читательских интересов. Только пятая часть считает чтение своим любимым занятием. Современный молодой читатель не хочет задумываться над содержанием книги, предпочитая «лёгкий» жанр.
Сегодня стало модно снимать на мобильный телефон не просто интересные сюжеты, а сцены насилия, жестокости, иногда инсценированные, а зачастую реальные и даже кадры несчастных случаев, когда погибают люди. Не возникает мысли прийти им на помощь или закрыть лицо от ужаса происходящего, когда сделать ничего нельзя, главное - успеть снять всё происходящее. Трудно понять, что чувствуют при этом такие люди. Вряд ли они в детстве плакали над книгой, сопереживали её героям. В этом заключается опасность снижения читательской культуры, отсутствия интереса к хорошим книгам.
Поэтому необходимо всеми средствами, в том числе и обширной социальной рекламой, вернуть нашим соотечественникам, и в первую очередь молодёжи чтение как национальную ценность, а России — занять достойное её духовному и интеллектуальному потенциалу место и стать самой читающей страной в мире.
Список использованной литературы
1. Афоризмы. Цитаты. Пословицы.// Сайт школы 1552: /http://bibliosch 152.edusite ru./
2. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. – М.: Изд-во Эксмо,2003. – 302с.
3. Селивёрстова Н.А. Читательские интересы молодёжи.//Сайт газеты «Литературная газета:/ http://www.zpu.-journal /zpu/seliverstova/
4. Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений.-М.: ГИТИС,1992.-230 с.:ил
Приложение I.
Анкета
А) книги для меня важнейший и практически единственный источник нужной информации
Б) книг для пополнения знаний сегодня мало, без Интернета уже не обойтись
В) книги мне практически не нужны, достаточно Интернета, журналов и газет
2. Много ли вам в детстве читали книг?
А) читали очень много
Б) читали, но редко
В) почти не читали
Г) никогда не читали
3. Читали ли вы в детстве книги сами?
А) читал много
Б) читал довольно мало
В) практически не читал
4. Какому жанру художественной литературы вы отдаёте наибольшее предпочтение
А) классическая литература
Б) детективы
В) фантастика
Г) приключенческая литература
Д) исторические романы
Е) другое (напишите)
5. Как часто вы ходите в библиотеку?
А) являюсь постоянным посетителем
Б) только если нужно для работы (учёбы)
В) хожу, но редко
Г) не хожу совсем
6. Есть ли у Вас любимая книга или книги, которые вы перечитывали несколько раз?
А) есть такая книга (книги). Напишите автора и название хотя бы одной из них
Б) нет любимых книг
В) я никогда не буду даже понравившуюся книгу перечитывать дважды
7. Много ли книг в вашей домашней библиотеке?
А) много
Б) не очень много
В) мало
Г) нет совсем
8. Ваше отношение к книге как подарку
А) мне нравится получать в подарок книги и дарить их самому
Б) книга не может быть хорошим подарком
В) если книга красивая, она может служить украшением интерьера
Г) это совершенно не нужная мне вещь
9. Случалось ли вам плакать над книгой после прочтения?
А) да, случалось (напишите, над какой)
Б) книга трогала до глубины души, но плакать не приходилось
В) я никогда не буду плакать над книгой
10. Как вы относитесь к аудиокнигам
А) при моей занятости это очень нужно, я их использую
Б) мне в будущем это может быть полезным
В) я не пользуюсь аудиокнигами и вряд ли когда-либо буду ими пользоваться
11. Будете ли вы в свободное время читать для души книгу?
А) это моё любимое занятие
Б) сейчас много более интересных занятий и источников информации
В) я крайне редко читаю вообще
12. Ваш пол
1. Мужской
2. Женский
13. Род занятий
1. Работаю после окончания вуза
2. Работаю после окончания техникума, лицея
3. Студент техникума, лицея
4. Студент вуза
5. Другое
14. Ваш возраст
1. 18-20 лет
2. 21-22 года
3. 23-24 года
Приложение II
Социально-демографические характеристики респондентов
Таблица 1. Возраст, пол респондентов.
Возраст |
Количество респондентов | Процент | Пол (количество, процент) | ||
мужской | женский | ||||
18-20 | 44 | 55,0 | 28 (35) | 16 (20) | |
21-22 | 18 | 22,5 | 8 (10) | 10 (12,5) | |
23-24 | 18 | 22,5 | 6 (7,5) | 12 (15) |
Таблица 2. Род занятий
Род занятий | Количество | Процент |
Работаю после окончания вуза | 10 | 12,5 |
Работаю после окончания техникума, лицея | 14 | 17,5 |
Студент техникума, лицея | 22 | 27,5 |
Студент вуза | 26 | 32,5 |
Другое | 8 | 10 |
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Четыре художника. Осень
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Разлука