Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istoriya_matryoshki.doc | 196 КБ |
Проект
Предмет: ИЗО, технология
Автор проекта: Учащиеся 2 класса,
п. Октябрьский, Верхнеуслонский
район, Татарстан
Руководитель: Назирова Ляйсан
Вакифовна
учитель начальных классов
МОУ «Октябрьская СОШ»,
Верхнеуслонский район, РТ.
п.Октябрьский, Верхнеуслонский
район, РТ.
Тема: «История матрёшки»
Цель: Пропаганда ЗОЖ с вовлечением каждого участника проекта в активный творческий
познавательный процесс.
Задачи:
■ Развивать художественно-творческие способности и умения открывать свой внутренний мир эмоций.
■ Формировать навыки исследовательской деятельности и умения обмениваться информацией.
■ Воспитывать у детей интерес к живописи, к творческому взаимодействию при совместной работе.
Участники: учащиеся 2 класса, классный руководитель.
Возраст участников проекта: 8 лет.
Время работы над проектом: 1 месяц.
Время проведения: март 2010 года.
Информационно-техническое и учебно-методическое оснащение: мультимедиа.
Актуальность.
Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность,
современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает
накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на
выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми
народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами
рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители не приходящих духовных ценностей,
как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и
красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества,
исторической памятью народа. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы
и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ
создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и
континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов
встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора.
Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой
эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного
учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их
общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с
наследием мировой культуры.
Заключение
Результатом нашей исследовательской деятельности является научно-познавательное мероприятие
«Озорные матрёшки»; участие в республиканском конкурсе «Юный программист».
Защита проекта
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские.
По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое
случилось?
Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо
помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и
многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько
тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков
были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько
фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы,
добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем
Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже
вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский
лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в
руке. Следующая барышня была с серпом в руке. Ещё одна с караваем хлеба. Как же сестричкам
без братца – и он появился в расписной рубахе. Все они отличались друг от друга, а последняя
восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Целое семейство, дружное и трудолюби -вое.
У этой куклы и названия то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и
название пришло само собой - Матрёна. Новая игрушка мгновенно стала популярной, ею
любовались и дети и взрослые. Новинку отправили на всемирную выставку в Париж в 1900году.
Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, так же были очарованы русской многоместной
куклой. В Москву посылались заказы на большие партии матрёшек.
Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.
Наши матрёшки сдержанные, моложавые. Они по форме своей утонченные и изящные.
Орнамент одежды оформляется «кругляшками» в полосе не только передника,
но и на платке. Волосы русые, лицо улыбчивое. Нарядный русский сарафан с отделкой,
на темно-зеленом фоне платка оранжевые «кругляши»- горошек.
Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого
мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как
правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой
или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы
древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера
говорят, что дерево должно звенеть.
Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней –
нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу
одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки
плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который
придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится
основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду.
Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои
каноны росписи, свои цвета и формы.
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной
матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же,
хорошая матрёшка должна быть красивой.
Сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме. География её
местожительства охватила многие страны мира.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет
Но основное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз – остаётся неизменным.
Народная мудрость гласит: «Где труд, там и счастье . Трудно выбрать лучшую матрёшку. Все они
хороши! Пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую
красу, не угаснет и вера в наш умелый, душевный, красивый русский народ.
Информационное обеспечение:
Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество
Русская матрёшка. М.: Мозаика 1995.
Русская матрёшка.: Советская Россия 1987.
Народные художественные промыслы. Общ.ред. М.А. Некрасовой и др.
Прекрасное своими руками: народные художественные ремёсла.: сост. С.Таразян 4-е издание 1989.
Реализация проекта
Подготовка
Задача этапа -определение темы, выбор рабочих групп и распределе- ние в них ролей, определение источ ников информации.
Учащиеся делятся на 2 группы, которые получают задания.
группа 1 - собрать материал об исто- рии происхождения матрёшек
группа 2 - подобрать стихи и картинки матрёшек.
Защита проекта
Задача этапа -
коллективная защита проекта
Районный семинар для учителей нач.кл.
Районная научно-исследовательская конференция.
Оценка результатов
Задача этапа -
анализ выполне- ния проектных заданий.
Учащиеся участвуют в подготовке к представлению материала на презентацию проекта
«История матрёшки»
Разработка
проекта
Задача этапа -сбор и уточнение информации.
Учащиеся самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах.
Учитель наблюдает и консультирует
Привередница
Рисуем белые грибы пастелью
Сказка "Узнай-зеркала"
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Сила слова