Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, распространение компьютерных игр, всемирной паутины оказывает большое влияние на современных детей и подростков.
Значительное число людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от компьютерных игр составляют школьники. По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем. На сегодняшний день наибольшее количество захваченных компьютерными развлечениями - подростки и молодые люди 18-20 лет. Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Сегодня объектами для подражания чаще становятся герои компьютерных игр. Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка огромно, но обычно недооценивается.
Компьютерная игра является деятельностью свободной, к которой обращаются по собственному желанию, игра происходит при условии наличия интереса, если этого условия нет, то можно просто прекратить игру. В большинстве случаев характерна изолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра не является самостоятельной реальностью, играющий осознает нереальность происходящего. Игра ограничивается местом, пространством и временем. Общение по Интернету часто не проходит даром. В сети человек чувствует себя спокойнее, что тут думать о внешности и всем остальном не надо Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мыли человека. Привыкание, как заметили американцы, имеет ту же природу, что и патологическое стремление к азартным играм. Дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности. Многие дети проводят с компьютером больше времени, чем с друзьями. Результаты исследований, проведенных в нашей гимназии показали, что учащиеся среднего и старшего звена (6-11 классы) больше пятидесяти процентов своего свободного времени тратят на компьютерные игры, Интернет. Я получила следующие данные: 64% гимназистов среднего и старшего звена играют в компьютерные игры каждый день, 28% - иногда и только 8% ответили, что никогда не играют в компьютерные игры. Угрозу представляет не компьютер. Не надо игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр.
Вложение | Размер |
---|---|
nir_kompyuternaya_zavisimost_mif_ili_realnost.doc | 472 КБ |
prezentaciya_nir.ppt | 389 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Алданского района РС(Я)
«Гимназия п. Нижний Куранах»
РЕГИОНАЛЬНАЯ НПК «Шаг в будущее»
«Компьютерная зависимость: миф или реальность»
Секция экологические науки
Автор:
Харько Яна Анатольевна,
ученица 6 α класс МОУ АР
«Гимназия п. Нижний Куранах».
Адрес:
678940 РС(Я), Алданский р-н,
п. Нижний Куранах,
ул. Строительная д.18, кв.43
Тел.: 8(41145) 62-7-06
Руководитель:
Гуленкова Инга Анатольевна,
учитель информатики МОУ АР
«Гимназия п. Нижний Куранах»
Адрес:
678940 РС(Я), Алданский р-н,
п. Нижний Куранах,
ул. Нагорная д.97, кв.2
Тел.: 8(41145) 64-1-92
2008г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий нашего века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.
Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, распространение компьютерных игр, всемирной паутины оказывает большое влияние на современных детей и подростков.
С постоянным развитием компьютерных технологий растут и возможности компьютера. Современный компьютер сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических программ, также современный компьютер выполняет функцию музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое.
Актуальность: В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры, использовать ресурсы Интернета. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
Объект исследования – обучающиеся среднего и старшего звена гимназии и их родители.
Предмет исследования – зависимость учащихся от компьютерных игр, Интернета.
Цели исследования - выявить уровень зависимости гимназистов от увлечения компьютерными технологиями.
Задачи:
В процессе работы мною были использованы следующие методы:
Гипотеза: Если научиться рационально использовать время работы за компьютером, то это не только обеспечит учащимся разнообразие досуговой деятельности, но и сохранит социально-психологическое здоровье.
Практическая значимость работы состоит в разработке буклетов «Полезные советы» для родителей и гимназистов «ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ… или как правильно выбрать кресло, и как правильно сидеть на нем…».
Ожидаемые результаты: Приведенные материалы помогут гимназистам и их родителям организовать работу на компьютере так, чтобы он стал хорошим другом и помощником, а не источником заболеваний, связанных с неправильным его использованием.
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и Интернетом. Процессы компьютеризации в нашей стране с 90 - х годов прошлого века происходили очень бурно, что повлекло за собой развитие различных форм взаимодействия с компьютером. У некоторых это взаимодействие приобрело формы, схожие с зависимостью. Значительное число людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от компьютерных игр составляют школьники. По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем.
2. Весь мир в мониторе.
На сегодняшний день наибольшее количество захваченных компьютерными развлечениями - подростки и молодые люди 18-20 лет. Есть мнение: игроманию надо перерасти, то есть наиграться в юном возрасте до пресыщения. Однако с этим можно поспорить. Формы зависимости имеют обыкновение переходить одна в другую: сначала не вылезал из компьютерных игр, затем - из игровых автоматов или казино.
Компьютерная зависимость как результат увлеченности компьютером. Компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Подростку кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – идеальный выход. Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам. Анализируя специальную литературу, я узнала, что основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:
Компьютер выполняет очень много задач: проигрывание музыки и радио, отображение фильмов, подготовка и создание текстовых документов, фотографий, картинок, рисунков и анимации, выполнение функций телефона, калькулятора, возможность использования и изучения глобальных сетей, участия в электронных играх, а также многое другое. Перед нами открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который "отключает" от реального мира, "переключая" на себя.
3. Детские проблемы родителей.
Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Сегодня объектами для подражания чаще становятся герои компьютерных игр. Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка огромно, но обычно недооценивается.
Компьютерная игра является деятельностью свободной, к которой обращаются по собственному желанию, игра происходит при условии наличия интереса, если этого условия нет, то можно просто прекратить игру. В большинстве случаев характерна изолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра не является самостоятельной реальностью, играющий осознает нереальность происходящего. Игра ограничивается местом, пространством и временем. В этом моменте компьютерная игра несколько отличается от традиционной игры - ее пространство это продукт умственной деятельности не игрока, а разработчика, который придумывает правила игры. Место игры постепенно утрачивает свое значение. Сыгранная компьютерная игра сохраняется в памяти как факт и может быть повторена при наличии желания, если восстановить первоначальные условия игры. В компьютерной игре также обязательно соблюдение правил. Зависимость от различных видов игр получила название «лудомании» от латинского слова «lud»т – «игра». Ее можно подразделить на разные виды: зависимость от игровых автоматов, от игры в казино и от игральных компьютерных систем. Последняя получает большее распространение, так как подростки растут в условиях, когда игра на компьютере занимает у многих почти 100% свободного времени.
По классификации компьютерные игры отличаются от реальных. Специально создаваемые программы могут заменять сюжетно-ролевую игру, задавая условия сюжета и предоставляя право выбора любой роли. Важное отличие компьютерных игр от реальных (оно в основном относится к сюжетно-ролевым играм) - в реальной игре участники сами придумывают условия игры, взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение в процессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативные навыки. Виртуальные игры снижают эти возможности, так как игра имеет разработчика, который и определяет план игры, который в процессе игры кардинально не изменяется.
Общение по Интернету часто не проходит даром. Оно невольно заставляет предположить «виртуального» собеседника, в сети человек чувствует себя спокойнее, что тут думать о внешности и всем остальном не надо (т.е. не имеют значения внешность, коммуникативные умения и т.д.). В Интернете так же есть игры, которые
получили распространение. Они привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, живущих на разных концах земли. Словно по мановению волшебной палочки они оказываются в виртуальном городе с множеством людей, и каждый между делом может пообщаться с кем-нибудь из них, заняться бизнесом и т.д. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мыли человека. Привыкание, как заметили американцы, имеет ту же природу, что и патологическое стремление к азартным играм.
Я провела интервью на теме «Что тебя привлекает в компьютерной игре». Всего в опросе участвовало 37.гимназистов. Выяснила, что ребятам больше всего нравится:
возможность самостоятельно принимать в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести (95,3%).
Ранжирование ответов по степени важности показало, что в компьютерной игре больше всего привлекает возможность самостоятельно принимать решения и отсутствие ответственности. Интересной является особенность осознания подростком жизни и смерти в игровом пространстве. Переживания по поводу гибели героя, с которым игрок идентифицирует себя, достаточно сильны. Дети и подростки отчасти могут переносить представления о возможности иметь несколько «жизней» и, в крайнем случае, «загружать» новую игру из виртуальной реальности в обычную жизнь. Из Викепидии (электронной энциклопедии), я узнала, понятие «Виртуальная реальность» - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс.
Родителям при покупке диска с компьютерной игрой необходимо обращать внимание на ее содержание, так как компьютерные игры могут содержать скрытые угрозы:
Впрочем, и некоторые покупные игры допускают подобные элементы. Выход один - тщательно проверять компьютерную игру, внимательно читать все, что написано на ее коробке, время от времени подходить к вашему юному геймеру или в первый раз играть вместе с ним.
4. Интернет – зависимость.
Можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус. Университет в Hertfordshire провел исследование. Оно основывалось на опросе 445 пользователей в Великобритании, выяснилось, что зависимыми себя считают 46% пользователей. У многих из них само понятие зависимости от сети вызывает активную неприязнь, хотя они и подмечают сильную склонность к виртуальному общению. Исследование, проведенное Кимберли Ян психологом из Питтсбургского университета в Бредфорде, вызвало новую волну дискуссий по вопросу наркотического пристрастия к Интернету. Исследования Ян опирается на результаты ответов 196 человек на составленный ею тест (кстати, он доступен по адресу – www.netaddiction.com). Около 25% респондентов отметили, что попали на крючок в течение первых шести месяцев активной работы в Сети, еще 58% приобрели зависимость в течение года. При этом 52% опрошенных одновременно проходили курс терапии, связанный с другими пристрастиями (алкоголизм, наркомания, азартные игры), а 54% испытывали депрессию. Основываясь на результатах опроса, а так же используя статистические данные, Ян пришла к выводу о том, что 5-10% людей, активно использующих Интернет в своей практике, испытывают определенные проблемы. По результатам исследования психолог приводит методику для преодоления пристрастия. У современного человека множество возможности приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую. Это может послужить аргументом в ее защиту: сеть – «экологически чистый» помощник от стрессов.
В США уже созданы клиники для лечения интернет-зависимости. В Гарварде, штат Массачусетс, врач-психиатр Марисса Орзак открыла клинику для лечения компьютерной зависимости еще в 1996 году. На своих сеансах психиатр старается определить причину, по которой Интернет так притягивает к себе пациентов. «Мы не можем обращаться с больными как с алкоголиками,- поясняет Марисса,- так как в современном мире компьютеров полное воздержание невозможно. Мы пытаемся лечить эту болезнь как, например, расстройство аппетита. Доктор Кимберли Янг создала в Бредфорде, штат Пенсильвания, клинику лечения интернет- зависимости он-лайн. Пациенты со всего мира могут получить у нее консультацию по телефону, по электронной почте или задать вопрос на форуме клинки. Так, 50-минутное участие в форумеклинки обойдется интернет-наркоманам в 89 долларов.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
5. Роль компьютерных клубов в досуге подростков и молодежи.
В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Хотя это и платная услуга, но для родительского кармана приемлемо, это позволяет обрести ребенку свое увлечение, досуг и т.д. Можно сказать, что появился новый вариант «кружка». Отличие только в том, что клубное времяпровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат, потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве – не только в мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. В нашем поселке есть компьютерный клуб. Размещается в подвальном помещении здания ОАО «ГРК Алданзолото». По результатам нашего исследования выяснила, что из 100 опрашиваемых в возрасте от 11 до 17 лет – только 8 (8%) учащихся посещают компьютерный клуб с целью игры по сети, «полазить» в Интернете.
При обработке анкет я учитывала возраст и класс анкетируемых. Я выяснила, сколько времени в среднем гимназисты проводят за компьютером. Оказалось, что 60% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 7% - уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 33% - до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности. Многие дети проводят с компьютером больше времени, чем с друзьями.
6 класс
Как видно из графика ежедневная потребность в Интернете возрастает с возрастом.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что главной целью использования Интернета является посещение сайтов знакомств или работа с электронной почты, сайты дистанционного образования в основном посещают гимназисты 8-11 классов, обучающиеся в ИДО ТГУ, ТУСУР, профильных школах. Результаты исследований, проведенных в нашей гимназии показали, что учащиеся среднего и старшего звена (6-11 классы) больше пятидесяти процентов своего свободного времени тратят на компьютерные игры, Интернет. Я получила следующие данные: 64% гимназистов среднего и старшего звена играют в компьютерные игры каждый день, 28% - иногда и только 8% ответили, что никогда не играют в компьютерные игры. Проанализировав результаты о количестве времени, которое гимназисты тратят на игры, получила следующую картину:
Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что в в 7-8 классах на игру в день тратится от 30 минут до 2 часов, а в 9-11 классах ребята в среднем на игру тратят более 4 часов в день. То есть с возрастом ученики все больше времени тратят на компьютерные игры. Ребята, которые участвовали в исследовании, наиболее предпочитаемыми жанрами компьютерных игр выделяют такие: стратегии -32%; нравится играть в «стрелялки» 26%; 19% - играет в приключенческие игры и 14% в квесты.
Данные многих исследований говорят о том, что компьютер влияет не только на физическое здоровье детей и подростков, но и оказывают влияние на их психическое состояние здоровья. С помощью нашей анкеты мы решили узнать мнение ребят и их родителей о том, знают ли они нормы СанПина и сколько времени можно проводить за компьютером без вреда для здоровья, и получили результаты, которые представлены в виде диаграмм.
Можно сделать вывод о том, что больше половины обучающиеся 6-11 классов и их родители знают сколько времени можно работать за компьютером в том или ином возрасте, но придерживаются этих норм при работе.
Большинству учащихся 6-8 классов (около 30%), родители разрешают работать за компьютером без перерыва 30 минут, заботясь об их здоровье. 11-классники, считая себя уже взрослыми, сидят у монитора без перерыва не менее двух часов (25%).
Не осталось незамеченным и то, что большая часть 6-тиклассников, а это 40%, проводят без перерыва у компьютера около от 30 до 60 минут часов, а это больше чем можно сидеть за компьютером в их возрасте. При этом, если учесть, что сидят они за компьютером каждый день, то за их здоровье стоит побеспокоиться. Первое место в непрерывном время провождении за компьютером, более 3-х часов, занимают учащиеся 10-х классов – это 23%. Дольше всего проводят у компьютера без перерыва учащиеся 10 и 9-х классов (17% и 13%). Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у детей общее и зрительное утомление.
Не надо забывать, что компьютер - лишь один из доступных нам инструментов, пребывание за ним - лишь одна из многочисленных возможностей занять наше время, и не надо ограничиваться им одним. Мною проделана работа по изучению воздействия компьютера на социально-психологическое здоровье гимназиста. Исследовала, как часто учащиеся 6-11 классов проводят свой досуг, сидя за компьютером. Если соблюдать правила работы за компьютером, следить за длительностью пребывания за экраном монитора, прислушиваться к полезным советам врачей, то компьютер будет не только другом, но и будет помогать при работе.
Заключение
Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры. "Игрушки" для всех пользователей - в числе первых программных продуктов, с которыми они научились работать. Обучение происходит быстро, процесс игры увлекателен, хотя даже обычная работа на компьютере увлекательна.
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Угрозу представляет не компьютер. Не надо игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире. Что можно посоветовать родителям, чтобы ребенок не вырос зависимым? Чем позже он сядет за компьютерную «игрушку», тем лучше. Много зависит от духовных устоев семьи, от методов воспитания, от того, как организован досуг детей и взрослых. Научите ребенка видеть и замечать красоту, ценить жизнь, чувствовать радость от самых обыденных вещей.
Список используемой литературы
Приложение
Анкета.
Укажите класс _________________
1. Сколько вам лет?
а) 10;
б) 11 – 15;
в) 16 и старше.
2. Где вы пользуетесь компьютером?
а) дома;
б) у друзей;
в) в клубе;
г) в гимназии.
3. Сколько времени вы проводите в интернете?
а) менее пяти часов в месяц;
б) более пяти часов в месяц;
в) более двух часов в день;
г) более четырех часов в день;
д) более пяти часов в день.
4. Какие сайты в интернете вы посещаете чаще всего?
а) сайты знакомств, «Одноклассники», «Мой мир»;
б) игровые, развлекательные сайты;
в) поисковые сайты;
г) сайты, где есть чат-комнаты;
д) сайты дистанционного образования: ИДО ТГУ, ТУСУР.
5. Какова ваша потребность в интернете?
а) иногда возникает потребность выйти в интернет;
б) испытываю ежедневную потребность в интернете;
в) не представляю свою жизнь без интернета.
6. Используете ли Интернет для учебы?
а) использую постоянно,
б) иногда для подготовки рефератов, сообщений, и.т.д,
в) не использую ресурсы Интернета для учебы э
7. Заметили ли вы, что компьютер влияет на ваше здоровье?
а) да;
б) нет;
в) если да, то незначительно.
8. Как вы относитесь к интернету.
а) считаете полезным открытием;
б) вам все равно;
в) считаете, что сидеть в Интернете – это бесполезная трата времени;
9. Сколько времени вы пользуетесь интернетом?
а) меньше года;
б) больше года;
в) больше трех лет.
10. Играете ли вы в компьютерные игры?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
11. перечислите названия ваших любимых игр:_________________________________
__________________________________________________________________________
12. Где вы играете?
а) дома;
б) у друзей;
в) в компьютерном клубе.
13. Сколько времени в день вы играете?
14 Какие игры вы предпочитаете?
15. Вызывает ли у вас раздражение необходимость срочно выйти из игры, потеряв например, набранные очки, или нет возможности сохранить игру и.т.д.
16. Знаете ли вы, сколько времени вы можете без вреда для здоровья сидеть за компьютером согласно нормам СанПина с учетом вашего возраста?
Анкета для родителей
1. Вы пользуетесь компьютером?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
2. Сколько времени вы проводите в интернете?
а) менее пяти часов в месяц;
б) более пяти часов в месяц;
в) более двух часов в день;
г) более четырех часов в день;
д) более пяти часов в день.
ж) никогда не пользуюсь Интернетом
3. Какие сайты в интернете вы посещаете чаще всего?
а) сайты знакомств;
б) игровые, развлекательные сайты;
в) поисковые сайты;
г) сайты, где есть чат-комнаты;
5. Какова ваша потребность в интернете?
а) отношусь равнодушно;
б) иногда возникает потребность выйти в интернет;
в) испытываю ежедневную потребность в интернете;
г) не представляю свою жизнь без интернета.
4. Играете ли вы в компьютерные игры?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Сколько времени в день вы играете?
6. Знаете ли Вы, сколько времени ваш ребенок может без вреда для здоровья сидеть за компьютером согласно нормам СанПина с учетом его возраста?
Н. Гумилёв. Жираф
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Какая бывает зима